- В диссертации критическому анализу подвергнута миграционная привлекательность России. Сегодняшний уровень миграционной привлекательности РФ, определяемой состоянием ее экономики, социальной сферы, межнациональных и других отношений, уступает соответствующему показателю развитых стран. В силу этого в течение последнего десятилетия неуклонно сокращается численность переселенцев в Россию из стран СНГ и стран Балтии, в которых до настоящего времени проживает значительная часть русскоязычного населения. Одно из следствий низкого уровня миграционной привлекательности Российской Федерации выразилось в провале государственной программы оказания содействия по добровольному возвращению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, начало реализации которой датируется 2006 г.
- Дано авторское видение конкурентной способности России на международном миграционном рынке. В этой связи приводятся данные, характеризующие отрицательный миграционный обмен со странами дальнего зарубежья. Среди выбывших из России половину составляет люди, эмигрировавшие в страны Западной Европы, США и Канаду. Они претендуют за рубежом не на убежище, а на более продуктивное применение имеющихся у них социальных и профессионально-квалификационных ресурсов.
- Рассмотрена роль субъективного фактора, влияющего на миграционную ситуацию в России. В этой связи показана устойчивость эмиграционных настроений среди различных социальных групп российских граждан. По данным исследований Социологического центра РАГС, число выражавших желание уехать в другую страну на постоянное место жительства или временно на заработки в 1993 г. составляло 14,5% опрошенных по общенациональной выборке, в 1998 г. (год финансового кризиса) - 22,7%, в 2007 г. - 12,7%.Эмиграционные настроения свойственны не только представителям науки, искусства, спорта и других элитарных категорий населения, рассчитывающих на улучшение возможностей для достойной работы, оплаты труда, удовлетворения творческих амбиций, но и значительной части людей, занятых предпринимательской деятельностью, инженерно-техническим специалистам. При этом, чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще у ее представителей выражено стремление временно или даже навсегда перебраться в другую страну. Так, по данным исследования, в 2007 г. выразили желание временно или навсегда уехать из России в возрастной группе 50-59 лет 18,1% опрошенных, в группе 30-39 лет - 24%, в группе 18-24 года - 30,4%.
- Выдвинуто и обосновано авторское видение преимущественно стихийного характера миграционных процессов в России. По официальным данным, в миграционном обороте преобладает внутренняя (внутри регионов и межрегиональная) миграция населения, являющаяся одной из форм стихийной самоорганизации россиян. Среди вынужденных переселенцев также доминируют внутренние мигранты.Одна из проблем внутренней миграции населения, имеющей существенное социальное, демографическое и экономическое значение, заключается в том, что высокие коэффициенты миграционного прироста приходятся на регионы Центрального и Южного федеральных округов. В значительной мере это обусловлено депрессивным социально-экономическим положением субъектов РФ с отрицательным миграционным сальдо. Негативный результат - вымывание рабочей силы, консервирующее неблагополучие областей, краев и республик, из которых мигрирует население.Доля прибывших в Россию составляет менее 13%. Большинство из них иммигрировали из стран СНГ. Примерно девять из десяти прибывших из-за рубежа без какого-либо влияния миграционной политики оседают в нашей стране. Вместе с тем автором показано, что эти данные не вполне отражают стихийность миграционных процессов, особенно связанных с внешними мигрантами, в том числе трудовыми («гастарбайтерами»). Результаты эмпирических исследований подтвердили достаточно известный факт наличия большого количества незарегистрированных мигрантов. По данным выборочного социологического опроса мигрантов в июне 2007 г. не обращались в органы милиции или миграционной службы после прибытия на новое место жительства 42,5% опрошенных, то есть едва ли они учтены в официальной статистике.
- Определены основные мотивы субъективной предрасположенности людей к миграции. В их совокупности преобладают экономические мотивы: 87,5% опрошенных мигрантов перемещались из-за отсутствия работы или низких заработков. В то же время среди переселенцев и беженцев весомое значение имеет мотив отсутствия перспектив достойной жизни (отметили 40,5% опрошенных) и межнациональные конфликты (29,7%)
- Автором доказано, что нерегулируемая миграция является существенным фактором межнациональной напряженности в ряде регионов России и возникновения ксенофобии в индивидуальном и массовом сознании, которые весьма затрудняют приживаемость мигрантов на новом месте жительства, их социальную адаптацию. На основании данных социологического опроса местного населения и мигрантов сделан вывод о том, что в массовом сознании сложился устойчивый синдром неприятия «инородцев» вообще. Это неприятие проявляется вдвойне, если «инородцы» неславянского происхождения. Преобладает негативное отношение к мигрантам, представляющим кавказские этнические группы. Причем оно выражается независимо от гражданства и вероисповедания представителей этих категорий мигрантов. Аналогично, преобладают отрицательные оценки в отношении выходцев из азиатских стран, входящих в СНГ, а также Вьетнама и Китая.
- Доказано, что в оптимизации миграционной политики принципиально важное значение имеет преодоление неформальных практик регулирования работы с мигрантами. Неформальные практики проявляются, в частности, в отношении к мигрантам как к «чужакам», в ущемлении их законных прав, в бюрократическом произволе, коррупции и других негативных формах. Данные опроса различных категорий мигрантов свидетельствуют, что почти 40% опрошенных были наняты на работу без заключения с ними официального трудового соглашения (контракта); 20% - сталкивались с нарушением законов при получении вида на жительство или регистрации (среди вынужденных беженцев и переселенцев доля таких составила 32,4%); 15,2% - с вымогательством (сотрудников милиции, миграционной службы и др.).Особенно неблагополучное правовое положение у мигрантов, приехавших на заработки. По данным проведенных опросов, они относительно чаще становятся жертвами преступлений (30,6% респондентов), страдают от вымогательства со стороны работников милиции. Как правило, «гастарбайтеры» и люди, перемещающиеся ради заработков внутри страны, не располагают объективной информацией об условиях найма на работу и социального обустройства в местах прибытия. Наиболее часто передвижение таких мигрантов регулируются землячествами, лидеры которых выполняют функции принимающей стороны, посредничают между местными властями и мигрантами.
- Важным выводом диссертационного исследования является то, что нерегулируемая массовая миграция неизбежно порождает противоречия между экономическими, социальными и социально-культурными интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение. В настоящее время эти противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе межнационального межконфессионального характера. Но при увеличении миграционных потоков без эффективного регулирования связанных с ними процессов латентные противоречия могут резко обостриться и привести к масштабным негативным последствиям и кризисным ситуациям в масштабе регионов и стране в целом.
образования и науки России
1. Димаев А.Р. Миграция населения как социальный феномен: факторы миграции // «Социология власти» 2007. № 3. – 0,7 п. л.
2. Димаев А.Р. Иммигранты как фактор роста напряженности
в принимающем обществе // «Социология власти» 2008. № 3 – 0,6 п. л.
3. Димаев А.Р. Социально-политический аспект миграционной ситуации в России // «Социология власти»2008. № 5 – 0,8 п. л.
4. Димаев А. Регулирование мировых миграционных процессов
за рубежом // «Государственная служба» 2008. № 4 – 0,5 п. л.
5. Димаев А.Р. Миграция населения как фактор социальной напряженности в обществе (социологические аспекты) // «Междисциплинарный научно-практический журнал». 2008. №3 – 0,8 п. л.
6. Димаев А. Социально-политические последствия миграционной мобильности // «Государственная служба». 2008. №6 – 0,5 п. л.
7. Димаев А. Миграция населения как фактор этноконфессиональной напряженности в российском обществе // «Вестник РУДН», серия «Социология». 2009. № 1 – 0,5 п. л.
8. Димаев А. Управления миграционным процессом в современном обществе // «Вестник РУДН», серия «Социология».2009. №2 – 0,5 п. л.
Монография
9. Димаев А.Р. Социальная сущность и последствия миграции населения в современной России: социологический анализ. М.: Изд-во РУДН. 2009. – 14 п. л.
Публикации в других научных изданиях
10. Димаев А.Р., Яшин А.А. Социально-политические аспекты миграционной политики в России // Материалы 6-й Всероссийской научной конференции «Проблемы развития технологических систем государственной охраны, специальной связи и информации»,
Сб. материалов, Часть 2, – Орел : Академия ФСО России, 2009. – 0,2 п. л.
11. Димаев А.Р., Терешкин В.И. Миграция как фактор этноконфессиональной напряженности в субъектах Российской Федерации // Материалы 6-й Всероссийской научной конференции «Проблемы развития технологических систем государственной охраны, специальной связи и информации», Сб. материалов, Часть 2, – Орел., Академия ФСО Россию. 2009. – 0,2 п. л.
12. Димеав А.Р. Эволюция миграционных процессов в современном российском обществе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». – 0,4 п. л.
13. Димаев А.Р., Яшин А.А. Технология подготовки материалов
о деятельности Президента России по публикациям СМИ // Материалы
4-й Всероссийской научной конференции «Проблемы совершенствования
и развития специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам». Сб. материалов, Часть 2, – Орел : Академия ФСО России, 2005. – 0,1 п. л.
14. Димаев А.Р., Ефремов В.А. Метод обработки текстов на уровне рубрик // Материалы 4-й Всероссийской научной конференции «Проблемы совершенствования и развития специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам». Сб. материалов, Часть 2, – Орел: Академия ФСО России, 2005. – 0,1 п. л.