2. Автором разработана и обоснована модель достижения баланса во взаимоотношениях политической власти и бизнеса на мезоуровне, рассчитанная на основе среднеарифметических областных показателей обменов акторов регионального политического режима с акторами регионального бизнеса, среднеарифметических показателей взаимоотношений региональных политических режимов с профилями регионального бизнеса, которые определены как сопоставимые в границах исследования. Сравнение среднеарифметических областных показателей с показателями группы регионов позволяет провести классификацию регионов по балансу отношений органов власти с бизнесом по пяти «силовым полям» власти. Автор анализирует модель мезоуровня как отражение достижения баланса взаимоотношений акторов регионального политического режима и акторов, представляющих профиль регионального бизнеса одного региона по отношению к достижению баланса взаимоотношений акторов сравниваемых регионов. Автор доказывает отсутствие причинно-следственной связи между позицией региона в модели мезоуровня и эффективностью институтов политической власти и бизнеса за исключением случаев поглощения «кодом-собственностью политическая власть» «кода-собственности экономический капитал».
3. Автор впервые в политической науке проанализировал тенденции взаимоотношений политической власти и бизнеса в 2004-2014 гг. через призму подхода «разноуровневых сетевых обменов» четырьмя типами ресурсов с расчетом достижения баланса между данными акторами как функции властных отношений. Доказано, что бизнес как «субъект давления» является доминирующей группой интересов в законодательных органах областных столиц, областных парламентах. Обоснованный автором подход определения степени локализации бизнеса по клиентской базе позволил выявить доминирование политической активности групп интересов локальных, а не федеральных компаний. Доказана тенденция усиления контролягубернаторов, функционеров партии «Единая Россия» над процессом рекрутирования представителей групп интересов бизнеса в исполнительную власть муниципалитетов, законодательную власть муниципалитетов и областей посредством избирательных технологий, использованияадминистративного ресурса, создания неформальных правил игры, выражающих «код-собственность политическая власть». Авторский анализ доказывает, что в режиме «вертикали власти» при формировании губернаторского корпуса и Федерального Собрания РФ представители бизнеса не выступают как самостоятельные «субъекты давления». Они являются частью механизма осуществления политической власти, что служит проявлением тенденции формирования правящей группы федерального масштаба, извлекающей выгоду от совмещения «кода-собственность экономический капитал» и «кода-собственность политическая власть». Авторские расчеты доказывают, что легальное использованиеадминистративного ресурса посредством практики «вращающихся дверей» носит ограниченные масштабы, что означает теневой характер обменов ресурсов «кода-собственность политическая власть».
Доказано, что обмены финансовыми ресурсами распределены между легальной и нелегальной зонами в зависимости от ситуационно установившегося баланса «власть - зависимость» на микроуровне и мезоуровне. Выявлены тенденции конвертации административного ресурса и ресурса политической сети в благоприятный финансовый результат и юридический иммунитет компании. Выявленная тенденция миграции компаний из российской юрисдикции в офшорную и иностранную юрисдикции, интерпретирована как отражение на микроуровне, мезоуровне доминирующего характера взаимоотношений «кода-собственностьполитическая власть» с «кодом-собственностью экономический капитал» на макроуровне. Выявлена тенденция доминирования рыночных или патерналистских знаковых высказываний и действий акторов политической и экономической систем в зависимости от позиции региона в модели мезоуровня. Автор доказывает, что в условиях режима «вертикали власти» увеличивается вероятность поглощения «кодом-собственностью политическая власть» «кода-собственности экономический капитал», при этом отдельные регионы и компании демонстрируют баланс взаимоотношений (обменов), отражающий не позицию поглощения «кодом-собственностью политическая власть» «кода-собственности экономический капитал», а позицию дополнение «кодом-собственностью политическая власть» «кода-собственности экономический капитал».
4. Подход «разноуровневых сетевых обменов» является властнозависимым, ориентированным на ситуационное определение баланса «власть - зависимость» акторов в сети обменов ресурсами посредством количественного анализа. Автор анализирует обмены ресурсами как отношения мены, характеризующиеся взаимностью в форме перемещения ресурсов или в форме отказа от перемещения ресурсов. Перемещения ресурсов обусловлены не только необходимостью возместить дефицит посредством эквивалентной/неэквивалентной мены, но и стремлением контролировать и изменять властные отношения в канале обменов. Основываясь на парадигме обмена, автор определил концепт «власть» как способность и возможность, обладающего ресурсным потенциалом и испытывающего ресурсный дефицит агента, произвести обмены ресурсами с обладающим ресурсным потенциалом и испытывающим ресурсный дефицит агентом, с распределением выгод и издержек в свою пользу. Впервые в политической науке взаимоотношения политической власти и бизнеса анализируются в аспекте проблемы достижения баланса, которая заключается в установлении соотношения обменов ресурсами, рассчитанного количественными методами, позволяющего политическим и экономическим институтам достигать функциональных целей с максимальной эффективностью. Автором предложено объяснение достижения баланса как постоянного процесса оценки ресурсных обменов, адаптации обменных практик, поиска равновесия при ситуационном балансе «власть - зависимость». Предложен и обоснован анализ взаимоотношений политической и экономической систем общества посредством концепта «код- собственность», структурирующего мотивацию, целеполагание, выбор средств, господствующие практики акторов. Автор доказывает, что взаимоотношения двух систем в процессе обменов ресурсами рассматриваются как отношения двух «кодов-собственностей», которые могут характеризоваться как дополнение или поглощение.
5. Автор разработал и обосновал подходы по реконструкции и анализу акторов политической и экономической систем на основе расчета количественных показателей органов власти и региональных компаний, изучаемых как в качестве формальных институтов с определенными функциями и компетенциями, так и персонализированных групп интересов. Акторы политической власти идентифицируются на основе авторской типологизации региональных политических режимов по двум базовым противопоставлениям: «монополия versus конкуренция», отражающего уровень моноцентризма политической системы региона, и «стабильность versus динамичность», отражающего мобильность влиятельных групп, открытость / закрытость системы по отношению к внешним вызовам. Акторы бизнеса идентифицируются посредством авторской методики построения индекса, отражающего положение компании в иерархии регионального экономического пространства по показателям активы компании, капитал компании, выручка компании и составления списка пятидесяти региональных фирм. Сравнительный анализ среднеарифметических показателей, характеризующих региональную специфику бизнеса, позволяет создать «профиль регионального бизнеса».
6. Автором разработана и обоснована новая для политического исследования классификация ресурсов обменов, анализируемых как функция принадлежности к определенному «коду-собственности»; обмены ресурсами изучаются как инвестиции для получения прибавочной стоимости внутри канала обменов или в других каналах обменов. Кадровые ресурсы «кода-собственность политическая власть» в экономическом поле автор оценивает как единство физического и юридического лица, представленные чиновниками, обладающими правами на политическую власть. Кадровые ресурсы «кода-собственность экономический капитал» в политическом поле автор оценивает как единство физического и юридического лица, представленные собственниками бизнеса и топ-менеджерами, обладающими правами на активы. Финансовые ресурсы в виде денег изучаются в качестве опосредованных властными отношениями финансовых инвестиций для получения прибыли не только в экономическом, но и политическом, символическом поле. Автор обосновал выделение категории юридические ресурсы, являющиеся функцией «кода-собственность политическая власть» в форме нормативно-правовых актов, действий исполнительных органов власти по реализации правовых норм, практик арбитражных судов, функцией «кода-собственность экономический капитал» в форме перерегистрации компаний в других юрисдикциях. Автор разработал содержание концепта символические ресурсы как знаковых высказываний и действий, имеющих оценочный характер, опосредованных трансляцией средствами массовой информации и преследующих цель изменения поведения адресата в выгодном адресанту направлении.
7. Автор разработал и обосновал подход политического анализа налоговых коэффициентов, структуры собственности, инвестиционной деятельности компаний как результата сложившихся властных отношений акторов обменов. Автором разработаны оригинальные методики исследования большой группы динамичных социальных объектов с применением количественных методов на основе расчета среднеарифметической величины признака. Автор впервые в политических исследованиях широко использовал данные информационной системы «СПАРК» для интерпретации экономической информации в предметном поле политологии. Доказана плодотворность использования авторских методик для изучения обменов политической власти и бизнеса различными типами ресурсов, в частности представительства групп интересов, оценки уровня конкуренции на выборах в областные парламенты, расчета индекса публичности акторов, расчета показателей инвестиционной активности в регионах при определении конечного бенефициара компании через цепочку совладельцев. Доказано, что применяемая ведущими рейтинговыми агентствами категория «управленческий риск» в достаточной степени не учитывает значимую политическую информацию. Автор разработал и обосновал схему символических обменов политической власти и бизнеса, рассматриваемую как концептуальную модель, описывающую взаимоотношения акторов в символическом поле. Публичное оценочное высказывание / действие, опосредованное СМИ, анализируется в качестве знака одобрения / неодобрения представителями политической власти и бизнеса сложившихся практик взаимоотношений, в качестве показателя властной позиции в поле символических обменов. Автор доказывает, что символические обмены предшествуют, сопровождают или следуют после обменов другими типами ресурсов, подготавливая, опосредуя, комментируя их с целью легитимации мотивов, практик, результатов деятельности групп интересов. Разработанный автором подход к контент-анализу губернаторских отчетов позволяет исследовать особенности символических обменов губернатора с региональным бизнесом по шкале «партнерство - руководство».
1.Расторгуев С.В. Власть и бизнес в современной России: монография / С.В. Расторгуев. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 327 с. (20,5 п. л.)
2.Расторгуев С.В. Партнерство и соперничество во власти и в бизнесе в современной России: монография / С.В. Расторгуев. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. - 295 с. (18,5 п. л.)
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах,рекомендованных ВАК:
1. Расторгуев С.В. Бизнес и представительная власть в Центральном федеральном округе РФ в 2000 - 2011 гг. / С.В. Расторгуев // Власть. -2012. - №3. - С. 146-152. (0,66 п. л.).
2.Расторгуев С.В. Бизнес и законодательные органы местного самоуправления / С.В. Расторгуев // Власть.- 2012. - №5. - С. 60-64. (0,59 п. л.).
3.Расторгуев С.В. Взаимоотношения власти и бизнеса в регионах России: стереотипы и реальная практика / С.В. Расторгуев // Обозреватель (Observer). - 2014.- №1. - С. 103-109. (0,42 п. л.).
4.Расторгуев С.В. Главы исполнительной власти органов местного самоуправления в областных столицах Центрального федерального округа в 2009-2011 гг. / С.В. Расторгуев // Власть. - 2013. - №11. - С. 21-27. (0,52 п. л.).
5.Расторгуев С.В. Губернаторские послания и бюджетная политика регионов / С.В. Расторгуев // Обозреватель (Observer). - 2012. - №2. - С. 40-50. (0,50 п. л.).
6.Расторгуев С.В. Инкумбенты-бизнесмены в областной законодательной власти в ЦФО 2000-2011 гг. / С.В. Расторгуев // ПОЛИС (Политические исследования). - 2012. - №4. - С. 117-125. (0,61 п. л.).
7.Расторгуев С.В. Модели взаимоотношений власти и бизнеса в современной России / С.В. Расторгуев // Власть. - 2013. - №12.- С. 30-34. (0,42 п. л.).
8.Расторгуев С.В. Моделирование взаимоотношений власти и бизнеса в регионах России / С.В. Расторгуев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №6.- С. 290-293. (0,41 п. л.).
9.Расторгуев С.В. Опыт бизнеса в политике: миф или реальность? / С.В. Расторгуев // Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - №3. - С. 100-108. (0,38 п. л.).
10.Расторгуев С.В. Применение метода контент-анализа к политологическим исследованиям / С.В. Расторгуев // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - Вып. 11 (103). - Серия «Гуманитарные науки». - С. 343-349. (0,56 п. л.).
11.Расторгуев С.В. Применение метода контент-анализа к экономическим, социологическим и политологическим исследованиям / С.В. Расторгуев // Вестник Финансового университета. - 2011. - №6. (66). - С. 76-80. (0,52 п. л.).
12.Расторгуев С.В. Программы социально-экономического развития регионов как механизм достижения политических целей / С.В. Расторгуев // Вестник Финансового университета. - 2012. - №5 (71). - С. 19-26. (0,66 п. л.).
13.Расторгуев С.В. Сравнительный анализ электоральных процессов на выборах в областные думы в 2000-е гг. (На примере Костромской, Тамбовской, Рязанской областей) / С.В. Расторгуев // Вестник Пермского университета. - 2011.- Вып. 4 (16). Серия «Политология». -С. 123-135. (0,64 п. л.).
14.Расторгуев С.В. Сравнительный контент-анализ губернаторских отчетов 2012 г. / С.В. Расторгуев // Власть. - 2013. - №5. - С. 82-91. (0,84 п. л.).
15.Расторгуев С.В. Экономическая власть депутатов областных парламентов / С.В. Расторгуев // Власть. - 2012. - №10.- С. 108-116. (0,65 п. л.).
Прочие публикации:
1.Расторгуев С.В. Оценка эффективности и результативности в программах социально-экономического развития регионов / С.В. Расторгуев /Управленческие науки в современной России: сборник докладов научной конференции в 2-х томах. - М.: ООО Издательский дом «Реальная экономика», 2014. - Т. 2. - С. 308-311. (0,26 п. л.).
2.Расторгуев С.В. Специфические интересы бизнеса в политическом пространстве современной России / С.В. Расторгуев / Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник тезисов IV Всероссийского научно-практического симпозиума. - М.: Институт социологии РАН, 2014. -С.116-119. (0,22 п. л.).
3.Расторгуев С.В. Сравнительный анализ инвестиционной активности крупных региональных компаний Центрального федерального округа в 2009-2011 гг.: кто финансирует экономику реального сектора российских регионов? / С.В. Расторгуев //Oeconomia, aerarium, jus. -2013. - №11. - С. 67-70. (0,30 п. л.).
4.Расторгуев С.В. Сравнительный анализ инвестиционного законодательства в регионах ЦФО как инструмента влияния политической власти на региональные экономические процессы / С.В. Расторгуев / Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Международная заочная научно - практическая конференция. Часть 3. -М.: Квадра, 2013. - С. 120-129. (0,57 п. л.).