В этой связи, и исходя из такого подхода, нами предложена в качестве объекта ФП институционально-функциональная трактовка сущности финансовой системы как совокупности финансовых организаций, включая организации управления централизованными финансами, которые в процессе своей деятельности создают механизм ее функционирования и прямо или косвенно воздействуют на консолидацию, распределение и перераспределение финансовых ресурсов между органами власти всех уровней, а также хозяйствующими субъектами и домохозяйствами. Другими словами, ФС образуют все ФО и весь механизм функционирования ФС.
Отталкиваясь от целей нашего исследования и от анализа существующих подходов, предложено толкование механизма функционирования финансовой системы как совокупности всех взаимосвязей и процессов внутри ФС, интенсивность, направленность и устойчивость которых во многом предопределяют возможности ФС достигать поставленные перед ней цели и решать стоящие перед ней задачи.
Опираясь на существующие подходы к определению сути финансовой политики, мотивирована целесообразность расширительного ее определения как деятельности государства, включающей в себя формирование целей и задач ФП, разработку путей достижения запланированных результатов и реализацию намеченного, т.е. собственно управление этим процессом, исходя из ее детерминированности состоянием имеющейся финансовой системы, включая сложившийся механизм ее функционирования, при обязательном учете внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на процесс ее разработки и осуществления.
Следует подчеркнуть, что приведенные выше три экономические категории являются базовыми объектами разработанной нами методологии, не выяснив суть которых невозможно не только ее составить, но и даже понять.
2. Ввиду того, что в настоящее время итоги финансовой политики определяются в основном косвенно, по ее отдельным составляющим (банковской, налоговой, фондовой и т.д.) или через ее влияние на результаты по другим направлениям политики государства (экономической, социальной, промышленной, аграрной и др.), необходимо разрабатывать также инструментарий оценки последствий собственно ее самой. Диапазон таких итогов может быть большим: от успешного и полного осуществления всего задуманного до катастрофического кризиса по всем направлениям ФП. При этом во многом данные результаты зависят от степени сбалансированности бюджета конкретного субъекта по доходам и расходам, т.е. от его стабильности, т.к. в противном случае при опережающем росте расходов, при их значительном превышении доходов и, следовательно, при росте долга произойдет нарушение устойчивого равновесия, что неизбежно приведет к необходимости повышения налогов и (или) сокращению расходов и таким образом может повысить социальную и политическую напряженность в обществе, негативно отразиться на работе банков, снизить инвестиционную активность, привести к проблемам на фондовом рынке и к другим отрицательным последствиям ФП. Вот поэтому важно уметь определять уровень бюджетной устойчивости ФС как при разработке финансовой политики, так и после реализации ее отдельных этапов или за весь период ее осуществления.
С этой целью мы ввели в экономический оборот новые понятия: бюджетная устойчивость финансовой системы, под которым мы понимаем способность данной системы (государства, его субъекта или муниципалитета) обеспечивать за счет собственных возможностей достижение поставленных целей и решение стоящих перед ней задач на основе создания необходимых стабильных условий для осуществления финансовой политики, результат финансовой политики - изменение бюджетной устойчивости ФС за конкретный промежуток времени, а также результативность финансовой политики - итог сопоставления результата ФП с начальным уровнем бюджетной устойчивости финансовой системы.
Данный подход не исключает возможности использования заемных средств для осуществления проводимой ФП, но с обязательным учетом их влияния на бюджетную устойчивость финансовой системы.
3. Используя новый понятийный аппарат для определения итогов финансовой политики, разработаны показатели, методология и методика их оценки, в качестве которых мы предлагаем показатели бюджетной устойчивости ФС, результата и результативности финансовой политики. Такой подход позволяет, во-первых, количественно определить бюджетную устойчивость исследуемой финансовой системы, во-вторых, измерить ее изменение после осуществления данной политики за определенный промежуток времени, т.е. определить результат ФП, в-третьих, осуществить расчеты показателя результативности данной политики.
Предлагаемые показатели не противоречат уже используемым индикаторам оценки ФП (дефицит (профицит) бюджета, величина госдолга по отношению к ВВП, уровень инфляции и т.д.), а лишь дополняют их и могут стать еще одним инструментом для осуществления сознательной коррекции в разработке и реализации финансовой политики государства как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.
4. Полученные на основе нашей методологии и разработанной на ее основе методики оценки финансовой политики Российской Федерации в ее субъектах в 2001-2013 годах показывают значительную волотильность показателей бюджетной устойчивости финансовой системы, результата и результативности ФП и, следовательно, наличие существенных резервов ее повышения, в т.ч. за счет их стабилизации, а также позволяют найти основные причины снижения или повышения ее результативности, их проанализировать и принять меры для обеспечения ее устойчивого роста.
На основе сделанных нами расчетов удалось осуществить сопоставление результативности финансовой политики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки за период 2002-2012 годы, которое позволило выявить общемировые тенденции как снижения, так и повышения результативности ФП данных стран, что объективно свидетельствует о влиянии процессов глобализации в сфере финансовой политики на государственном уровне.
Кроме этого, установлены и различия в этой сфере, наблюдающиеся в данных странах: в РФ финансовая политика проводится с достижением большой бюджетной устойчивости ФС на федеральном уровне, а в США, наоборот, с получением лучшего значения данного показателя у субъектов данного государства - штатов.
5. Предложена теоретическая модель разработки и реализации финансовой политики, состоящая из ее основных этапов, главных принципов и уровней, которая делает возможным, опираясь на нее, более комплексно исследовать проводимую в настоящее время ФП и, исходя из данного анализа, формировать новые конкретные предложения по ее совершенствованию.
1.Колесов А.С. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / А. С.Колесов [и др.] ; под ред. А.С.Колесова. – М.: Финансы, 2007. – 600 с.
2.Колесов А.С. Эффективность финансовой политики государства: вопросы теории и практики. – М.: Финансы. 2012. – 309 с.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
3.Колесов А. С. Бюджетная система : сущность и вопросы ее развития / А.С. Колесов // Финансы . – 2003 . – № 7 . – С. 7 – 10.
4.Колесов А. С. Бюджетный процесс : сущность и совершенствование / А. С. Колесов // Финансы. – 2003 . – № 11. – С. 8-11.
5.Колесов А. С. Важный инструмент регулирования межбюджетных отношений А. С. Колесов, А. С. Ревайкин, Т. А. Сидорова // Финансы. – 2000 . – № 10 . – С. 8 – 13.
6.Колесов А. С. Межбюджетные отношения : сущность и пути совершенствования / А. С. Колесов // Финансы. – 2002. – № 2. – С. 3–6.
7.Колесов А.С. Научное обоснование стратегических решений в управлении развитием региона (на примере Республики Карелии) / А.С. Колесов, Ю. В.Савельев, А. Ф. Титов // Экономика и управление: Российский научный журнал. – 2008. – С. 97–101.
8.Колесов А.С. О вопросах, связанных с формированием доходов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований / А.С. Колесов // Финансы. – 2003. – № 4. – С. 5–7.
9.Колесов А.С. Об оценке эффективности финансовой политики/ А.С. Колесов// Финансы. – 2012. - № 11. – С. 43–48.
10.Колесов А. С. Об интегральной оценке финансового положения объектов бюджетного финансирования / А. С. Колесов // Финансы . – 2000 . – № 6 . – С. 9-11.
11.Колесов А.С. О показателях оценки региональной финансовой политики / А.С. Колесов // Финансы. – 2013. – № 12. – С.40 – 47.
12.Колесов А. С. О совершенствовании взаимосвязи бюджетной и налоговой политики / А. С. Колесов // Вестн. СПбГУ. Серия 5. Экономика. – 2003. – Вып. 4. – С. 24-29.
13.Колесов А. С. О сущности финансовой политики субъекта Российской Федерации / А. С. Колесов // Вестн. СПб ГУ. Серия 5. Экономика . – 2002. – Вып. 3 . – С. 48-54.
14. Колесов А.С.О сущности эффективности финансовой политики./ А.С.Колесов//Финансы.-2012.-№ 9. – С.57 – 60.
15.Колесов А. С. Оценка финансового положения субъектов Федерации / А. С. Колесов // Финансы . – 2005. – № 8 . – С. 8-13.
16.Колесов А. С. Совершенствование управления эффективностью бюджетных расходов / А. С. Колесов // Учен. зап. / ПетрГУ . – 2011 . – № 7 (20), т.2. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. – С. 104-109.
17.Колесов А. С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути / А. С. Колесов // Финансы. – 2001. – № 7. – С. 3– 7.
18.Колесов А. С. Финансовая политика : цели и задачи / А. С. Колесов // Финансы. – 2002. – № 10. – С. 8 – 13.
Статьи в научных изданиях и профессиональных журналах
19.Колесов А. С. Бюджетирование, ориентирование на результат : реалии и перспективы развития бюджетной системы Республики Карелия / А. С. Колесов // Бюджет. – 2006. – № 3 (40) . – С.18.
20.Колесов А. С. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политик // Финансовый мир / А. С.Колесов ; под ред. В. В. Иванова, В. В. Ковалева. – М., 2004 . – Вып. 2 . – С. 34-38.
21.Колесов А. С. Карелия / А. С. Колесов // Рынок ценных бумаг. – 2003. – № 21 (252). – С. 62.
22.Колесов А. С. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования / А. С. Колесов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика . – 2000 . – № 6 . – С. 120 – 126.
23.Колесов А. С. О бюджетной политике в Республике Карелия в 1998 – 2000 годах / А. С. Колесов // Совершенствование бюджетной системы субъектов Российской Федерации. – Петрозаводск, 2000 . – С. 4 – 11.
24.Колесов А. С. О сущности бюджетной политики в Республике Карелия / А. С. Колесов // Организация казначейского исполнения бюджета и проблема межбюджетных отношений в свете Бюджетного кодекса Российской Федерации. – М., 2002 . – С. 13 – 21.
25.Колесов А. С. Основа бюджета – благосостояние людей / А. С. Колесов // Бюджет. – 2005. – № 8(32). – С. 70–73.
26.Колесов А. С. Об инвестициях на основании бюджетных кредитов субъектов Федерации за счет средств, полученных от облигационных займов / А. С. Колесов / Рынок ценных бумаг. – 2008. – № 23/24. – С. 61– 64.
27.Колесов А. С. Положительная динамика / А. С.Колесов // Бюджет. – 2007. – № 7 (55) . – С. 14 – 16.
28.Колесов А. С. С кризисом можно и нужно бороться / А. С. Колесов // Бюджет. – 2009. – № 2 . – С. 34 – 38.
Доклады на научных конференциях и другие научные публикации
29.Колесов А. С.Банковская политика как важное направление повышения эффективности финансовой политики регионов (на примере Республики Карелия за период 2000 – 2010 годов) / А. С. Колесов // Развитие банковского дела в Карелии : исторический аспект : сб. матер. науч.- практ. конф. / Нац. банк РК. – Петрозаводск , 2011. – С. 22-29.
30.Колесов А. С.Бюджетная политика Республики Карелия в начале третьего тысячелетия / А. С. Колесов // Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы : материалы I междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, май 2001 г. – Петрозаводск, 2001. – С. 6 – 7.
31.Колесов А.С. Бюджетные кредиты субъектам РФ: антикризисные меры? – Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов. Труды Девятой научно-практической конференции (27-29 мая 2009 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 2009. – С. 121–125
32.Колесов А. С. Как определить долю федерального бюджета на финансирование помощи регионам / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2005. – Кн. 1. – С. 129-139.
33.Колесов А. С. К вопросу о сущности эффективности финансовой политики / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : труды X науч.-практ. конф. Петрозаводск, 28-30 сент. 2011 г. – Петрозаводск, 2011. – С. 144–153.
34.Колесов А. С. О необходимости возрождения планирования развития экономики и финансов : о взаимосвязи экономической и бюджетной политик / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : труды VII науч.- практ. конф. Петрозаводск, 30 мая – 1 июня 2007 г. – Петрозаводск, 2007 . – С. 156 – 161.
35.Колесов А. С. О проблемах осуществления инвестиций за счет бюджетных кредитов субъектов Федерации в развитие экономики регионов (на материалах Республики Карелия) / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : труды VIII науч.- практ. конф. Петрозаводск, 16–18 июня 2008 г. – Петрозаводск, 2008 . – С. 164–175.
36.Колесов А. С. О сущности бюджетной политики / А. С. Колесов // Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы. : материалы II междунар. науч.- практ. конф. Петрозаводск, 28-30 мая 2002 г. – Петрозаводск, 2002. – С. 3–6.
37.Колесов А. С. О сущности финансовой политики // Экономическая наука : проблемы теории и методологии : междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 16–18 мая 2002 г. / А. С. Колесов – СПб., 2002. – С. 17.
38.Колесов А. С. Реформирование бюджетных отношений между региональным и местным уровнями власти в Республике Карелия / А. С.Колесов // Стратегия реформирования региональных и муниципальных финансов на 2002 год и среднесрочную перспективу . – Петрозаводск, 2001 . – С. 7 – 18.
39.Колесов А. С. О совершенствовании бюджетной политики / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России. – Петрозаводск, 2006. – Кн.1 . – С.113-122.
40.Колесов А. С.Состояние финансовой системы / А. С.Колесов, А. А.Макаров // История экономики Карелии / Правительство Республики Карелия [и др.] ; [науч. ред. А. С. Ревайкин] . – Петрозаводск, 2006. – Кн.3 : Экономика Карелии в переходный период (1991-2006 гг.). – С. 48–58, С. 98–107, С. 147–155.
41.Колесов А. С. Сравнительный анализ финансового положения республик и областей Северо-Западного федерального округа / А. С. Колесов // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов, городов и коммун России и стран Северной Европы : материалы III междунар. науч.- практ. конф. Петрозаводск, 27 – 29 мая 2003 г. – Петрозаводск, 2003. – С. 3 – 8.
42.Колесов А. С. Финансовые основы городского самоуправления / А. С. Колесов // Жилищное и коммунальное хозяйство . – 1993 . – № 8 . – С. 13 – 15.
43.Колесов А. С. Финансовые основы городского самоуправления и формирования бюджета города / А. С. Колесов // Первый съезд городов России. Москва, 4 – 5 июня 1993 г. : сб. документов и материалов. – М., 1993. – С. 73 – 83.
Публикации на английском языке
44.Kolesov A. Financial Relations between regions and local authorities: the point view of the entities of the Federation // Proceedings International Conference on Financial Relations between State, Regional and Local Authorities. Moscow (Russian Federation), 5 – 7 october 2000 : studies and texts / A. Kolesov. – [Strasbourg] : Council of Europe Publishing, 2000. – № 75 . – P. 59–64.
45.Kolesov A. Legislative and institutional regulation of cross-border cooperation // V Annual International Conference «Cross-Border Cooperation: the Russian Federation, the European Union and Norway». St. Petersburg, 28–29 September 2009 / A. Kolesov. – St.Petersburg, 2009. – P. 35–38.