- Культурная ценность характеризуется не только внешними признаками предмета, но и символической составляющей, благодаря которой она становится культурно значимой.
- Символизм культурной ценности обнаруживается в её онтологической, научной, сакральной, этической, эстетической, идеологической, и экологической значимости, каждая из которых заключает определённую идею развития человека, общества или мира.
- Статус культурной ценности, формируется как результат культурных, эпистемологических и правовых процессов, протекающих под влиянием национальной специфики оборота культурных ценностей.
- Культурная ценность представляет собой единичный вещественный объект, обладающий ясно определёнными признаками и существующий независимо от наблюдателя. Культурная ценность имеет владельца, и обладает свойствами жизненной значимости, или универсальной (выдающейся универсальной) ценности.
- Становление культурной ценности предполагает обязательные процедуры легитимации, как признания общественной значимости и объективации, которая завершается в результате выявления субъективного образа конкретного предмета. Каждый из этапов легитимации и объективации предполагает специальные атрибутивные процедуры, выполняемые для достижения заранее определённых целей.
- Основанием для изменения статуса культурных ценностей выступают субъективные экспертные заключения, которые составляются по завершению каждой из трёх взаимосвязанных процедур: атрибуции, технико-технологического исследования материального носителя и маркетинговой оценки стоимости.
- Предложен алгоритм процедуры объективации культурных ценностей, который заключается в следующей последовательности действий эксперта: мысленное обособление объекта атрибуции от гомогенной окружающей среды для разделения реального предмета (явления), т. е. прототипа и его репликанта (модуса); конструирование мысленной модели культурной ценности, путем выявления в ней существенных признаков (атрибутов); трансформация мыслительной модели объекта атрибуции на основе дополнительной информации в виде уточнения или изменения количественных и качественных признаков; идентификация, т.е сравнение атрибутов сформированной модели и ранее созданных моделей прототипа; коррекция модели прототипа или коррекция атрибутов модели в зависимости от результата. Обнаруженный алгоритм характеризуется математической зависимостью, которая выражается в виде функции, так называемого «полуэффективного процесса», и, следовательно, процедура объективации не является завершённой и может возобновиться.
- Установлено, что процесс объективации культурной ценности, т. е. формирование образа и дальнейшее установление ассоциативных связей образа с предметом происходит в результате атрибутивных процедур. Выявленные в процессе исследования определённые зависимости позволяют описать культурную ценность как математическую модель, которая может быть представлена в виде множества элементов (атрибутов), с присущими им определёнными признаками.
- Проанализирована динамика феномена культурной ценности, и обнаружено, что культурная ценность функционирует в культурном поле как устойчивая сумма образов, количество и содержание которых может варьироваться.
- В результате анализа различных классификации культурных ценностей в ряде научных дисциплин, установлено, что они конструируются путём выбора определённых признаков, которые варьируются. На подбор признаков влияют закономерности построения научной дисциплины, в русле которой проходит изучение, а также цели и задачи, стоящие перед исследователем.
- На основании осуществлённого анализа атрибуции предложена классификация культурных ценностей, которая фиксирует основные позиции процесса атрибуции. Она основывается на описании:
- материального состава предмета;
- названия культурной ценности, авторства и пр.;
- значимости культурной ценности для определённого социума (онтологической, научной, сакральной, нравственной, эстетической, идеологической, экологической или символической ценностей);
- идентификационных признаков собственника;
- охранного статуса;
- принадлежности к определённому собранию или коллекции.
- Прояснены качественные и количественные характеристики атрибутируемых признаков, которые могут быть получены в результате сравнения с эталоном и зафиксированы в числах или символах.
- Представление о культурной ценности может быть выражено как условная сумма мнений экспертов, проводивших атрибуцию. Набор атрибутов культурной ценности, содержит объективные данные о предмете и субъективные заключения экспертов. Обычным образом при экспертизе культурных ценностей не проводится их разграничение В настоящем исследовании предлагается устранить этот недостаток и проводить чёткое разделение реально существующих свойств предмета и признаков, сформированных на основе суждений эксперта.
- С опорой на практику экспертной деятельности, предложены следующие меры повышения степени объективности атрибутивных процедур и устранения характерных для атрибуции ошибок:
- Применение процедур фиксации ракурсов культурной ценности, доступных эксперту, позволяет создать трёхмерную модель объекта с точными количественными данными, что повышает точность измерений, увеличивает достоверность результатов атрибуции, обеспечивает контроль за соблюдением обязательных процедур и предохраняет предмет от случайного повреждения.
- Коллегиальность, внедряемая в практику экспертизы культурных ценностей, позволяет понизить уровень субъективности атрибуции и способствует повышению объективности результатов атрибуции. Приведённый в исследовании регламент коллегиальных действий обеспечивает выявление общих позиций, подмечает различие мнений до достижения консенсуса мнений членов экспертных комиссий.
- Системно ориентированный структурно-функциональный метод, позволяющий анализировать и систематизировать признаки культурных ценностей, которые отличаются по интенциональности, в зависимости, от значимости и целевой направленности культурных явлений.
1.Шестаков В.А. Формально-логическая структура атрибуции культурных ценностей/ Вопросы культурологии. – 2009. – № 9. – 0,57 п.л.
2.Шестаков В.А. Музейный предмет как класс культурных ценностей/ Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – № 1 (9). – 0,8 п.л.
3.Шестаков В.А. Профессиональная подготовка музейных работников в условиях становления новых образовательных стандартов / Этносоциум и межнациональная культура. – 2009. – № 4 (20). – 0,34 п.л.
4.Шестаков В.А. Особенности экспертизы культурных ценностей / Вопросы культурологии. – 2008, – № 11. – 0,98 п.л.
5.Шестаков В.А. Экспертиза как научная дисциплина / Вопросы культурологии. – 2010. – № 5. - 0,57 п.л.
6.Шестаков В.А. Некоторые проблемы, связанные с выбором организационно-правовой формы музея / Вопросы культурологии. – 2010. – № 7. – 0,87
7.Шестаков В.А. Проблемы передачи религиозным организациям предметов Музейного фонда Российской Федерации / Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 3 (16). – 0,52 п.л.
8.Шестаков В.А. Теоретические предпосылки формирования понятия «культурный капитал». / Вопросы культурологии. –2011. – № 2. – 1,0 п.л.
9.Лясников М.В., Шестаков В.А. Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). / Изобретения. Полезные модели: Официальный бюллетень Российского агентства по патентам и товарным знакам. – 2012 – № 34, 10.12.2012 – 0,78 п.л.
10.Шестаков В.А. О природе идеологических ценностей. / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7. – 0,5 п.л.
11.Шестаков В.А. Идентификация музейной экспозиции. / Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 6. – 0,3 п.л.
12.Шестаков В.А. Особенности формирования стоимости предметов Музейного фонда РФ. / Перспективы науки. – 2013. – № 11. – 0,3 п.л.
13.Шестаков В.А. Основные принципы построения классификации культурных ценностей. / Глобальный научный потенциал. – 2013. – № 11. – 0,25 п.л.
14.Шестаков В.А. Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения. / Армия и общество. – 2013. – № 6. – 0,3 п.л.
15. Шестаков В.А. Некоторые подходы к созданию методики по определению вероятности подлинности материального носителя культурной ценности. / Инновации и инвестиции. – 2013. – № 8. – 0,45 п.л.
Монографии:
16.Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей. СПб, АНО НИИ СМД, 2012. – 164 с. ISBN 978-5-904849-08-5 – 9,46 п.л.
17.Шестаков В.А. ESSENTIA. Книга I. Атрибуция. СМД,2012. – C цв. вклейками. 530 с. ISBN 978-5-904849-09-2 – 30,81 п.л.
18.Шестаков В.А. Проверки предметов Музейного фонда Российской Федерации. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-01-6 – 12,2 п.л.
Публикации в других научных изданиях:
19.Шестаков В.А. Введение в Хранительское дело: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-02-3. – 5,4 п.л
20.Шестаков В.А. Музей – основной инструмент государственного контроля за состоянием предметов Музейного фонда РФ: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2011, ISBN 978-5-904849-03-0. – 6,61 п.л
21.Шестаков В.А. Научная инвентаризация – важнейшая составляющая государственного управления особым оборотом предметов Музейного фонда РФ: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-05-4. – 3,86 п.л
22.Шестаков В.А. Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). СПб, АНО НИИ СМД, – 2012. ISBN 978-5-904849-04-7. – 2,2 п.л
23.Шестаков В.А. Есть такая должность – директор музея / В.А. Шестаков // Профессия директор. – 2009 – №10. – С. 116–120. – 0,39 п.л.
24.Шестаков В.А. Культурные ценности и роль музеев в предотвращении незаконного оборота культурных ценностей. / Лекции и практические занятия Регионального тренинга ЮНЕСКО/ИКОМ «Управление музеем» в Санкт-Петербурге. // http://www.unesco.ru/museum/8_3_rus.htm. – 0,42 п. л.
25.Шестаков В.А. К вопросу формирования понятия «стоимость культурной ценности» // Наука на рубеже тысячелетий: Сборник материалов 4-ой международной научно-практической конференции: 30–31 октября 2007 – Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2007, С. 5–11. – 0,44 п.л.
26.Шестаков В.А., Атрибуция культурных ценностей: основы методики / В.А. Шестаков // Дом культуры. – 2009. – №6. – С. 36–42. – 0,5 п. л.
27.Шестаков В.А. Квалификационные группы должностей музейных работников: спорные моменты / В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 10. – С. 79–86. – 0,55 п.л
28.Шестаков В.А. Формирование понятия «культурные ценности» // Studia culturae. Выпуск 11: Опыты интерпретации культурного наследия в горизонте постмодерна: Альманах кафедры теоретической и прикладной культурологии и центра изучения культуры факультета философии и политологи Санкт-Петербургского государственного университета. Лаборатория метафизических исследований. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2008 г. – С. 83–92. – 0,55 п.л.
29.Шестаков В.А. Экспертиза культурных ценностей: проблемы и решения. / В.А. Шестаков // Дом культуры. – 2009. – № 1. – С. 15–26. – 0,5 п.л.
30.Шестаков В.А. Процедура включения культурных ценностей в состав Музейного фонда РФ / В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 6. – С. 5–19. – 1.п.л.
31.Шестаков В.А. Государственная награда в музеях Российской Федерации/ В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 7. – С. 99–106 – 0,65 п. л
32.Шестаков В.А. Сценарий развития музейного образования в Российской Федерации. МУЗЕОЛОГИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИE в XXI веке: проблемы изучения и преподавания. // Сборник Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14–16 мая 2008 года, СПб., 2008. 500 с. – 0,3 п.л.
33.Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей: от образов, к атрибутам и модусам // Материали за 9-а международна практична конференция, «Настоящи изследования и развитие», – 2013. Том 20. Философия. София. «Бял ГРАД-БГ», ООД – С. 26–40 – 1,0 п.л.
34.Шестаков В.А. Церковные ценности в музейном хранении. // Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. Коллективная монография / Автор-составитель Н.А. Кривич; под общей ред. В.А. Рабоша, Л.В. Никифоровой, Н.А. Кривич. – Спб.: Астерион, 2011. С. 87–110 – 1 п.л.
35.Шестаков В.А. Феномен социализации в этнической культуре. // Мат. Одиннадцатых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е. Герасименко. СПб.,2012. С. 517-521 – 0,2 п.л.
36.Шестаков В.А., Шестаков Д.В. Принципы Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации как учётного документа и способы их реализации. // «Publishing house Education and Science s.r.o», IČO: 271 56 877, Frýdlanská 15/1314, Praha 8, MS v Praze, oddíl C,vložka, 100614. – 2,3 п.л.
37.Shestakov V.A., Shestakov D.V. Men of art, proletarians of post-industrial society. // Science, Technology, and Higher Education [Text] 6 materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Westwood, April 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications – Westwood – Canada. 2013. P. 556-560 – 0,5 п.л.