Научная тема: «СТАТУС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ПРАКСИС»
Специальность: 24.00.01
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Культурная ценность характеризуется не только внешними признаками предмета, но и символической составляющей, благодаря которой она становится культурно значимой.
  2. Символизм культурной ценности обнаруживается в её онтологической, научной, сакральной, этической, эстетической, идеологической, и экологической значимости, каждая из которых заключает определённую идею развития человека, общества или мира.
  3. Статус культурной ценности, формируется как результат культурных, эпистемологических и правовых процессов, протекающих под влиянием национальной специфики оборота культурных ценностей.
  4. Культурная ценность представляет собой единичный вещественный объект, обладающий ясно определёнными признаками и существующий независимо от наблюдателя. Культурная ценность имеет владельца, и обладает свойствами жизненной значимости, или универсальной (выдающейся универсальной) ценности.
  5. Становление культурной ценности предполагает обязательные процедуры легитимации, как признания общественной значимости и объективации, которая завершается в результате выявления субъективного образа конкретного предмета. Каждый из этапов легитимации и объективации предполагает специальные атрибутивные процедуры, выполняемые для достижения заранее определённых целей.
  6. Основанием для изменения статуса культурных ценностей выступают субъективные экспертные заключения, которые составляются по завершению каждой из трёх взаимосвязанных процедур: атрибуции, технико-технологического исследования материального носителя и маркетинговой оценки стоимости.
  7. Предложен алгоритм процедуры объективации культурных ценностей, который заключается в следующей последовательности действий эксперта: мысленное обособление объекта атрибуции от гомогенной окружающей среды для разделения реального предмета (явления), т. е. прототипа и его репликанта (модуса); конструирование мысленной модели культурной ценности, путем выявления в ней существенных признаков (атрибутов); трансформация мыслительной модели объекта атрибуции на основе дополнительной информации в виде уточнения или изменения количественных и качественных признаков; идентификация, т.е сравнение атрибутов сформированной модели и ранее созданных моделей прототипа; коррекция модели прототипа или коррекция атрибутов модели в зависимости от результата. Обнаруженный алгоритм характеризуется математической зависимостью, которая выражается в виде функции, так называемого «полуэффективного процесса», и, следовательно, процедура объективации не является завершённой и может возобновиться.
  8. Установлено, что процесс объективации культурной ценности, т. е. формирование образа и дальнейшее установление ассоциативных связей образа с предметом происходит в результате атрибутивных процедур. Выявленные в процессе исследования определённые зависимости позволяют описать культурную ценность как математическую модель, которая может быть представлена в виде множества элементов (атрибутов), с присущими им определёнными признаками.
  9. Проанализирована динамика феномена культурной ценности, и обнаружено, что культурная ценность функционирует в культурном поле как устойчивая сумма образов, количество и содержание которых может варьироваться.
  10. В результате анализа различных классификации культурных ценностей в ряде научных дисциплин, установлено, что они конструируются путём выбора определённых признаков, которые варьируются. На подбор признаков влияют закономерности построения научной дисциплины, в русле которой проходит изучение, а также цели и задачи, стоящие перед исследователем.
  11. На основании осуществлённого анализа атрибуции предложена классификация культурных ценностей, которая фиксирует основные позиции процесса атрибуции. Она основывается на описании:
    1. материального состава предмета;
    2. названия культурной ценности, авторства и пр.;
    3. значимости культурной ценности для определённого социума (онтологической, научной, сакральной, нравственной, эстетической, идеологической, экологической или символической ценностей);
    4. идентификационных признаков собственника;
    5. охранного статуса;
    6. принадлежности к определённому собранию или коллекции.
  12. Прояснены качественные и количественные характеристики атрибутируемых признаков, которые могут быть получены в результате сравнения с эталоном и зафиксированы в числах или символах.
  13. Представление о культурной ценности может быть выражено как условная сумма мнений экспертов, проводивших атрибуцию. Набор атрибутов культурной ценности, содержит объективные данные о предмете и субъективные заключения экспертов. Обычным образом при экспертизе культурных ценностей не проводится их разграничение В настоящем исследовании предлагается устранить этот недостаток и проводить чёткое разделение реально существующих свойств предмета и признаков, сформированных на основе суждений эксперта.
  14. С опорой на практику экспертной деятельности, предложены следующие меры повышения степени объективности атрибутивных процедур и устранения характерных для атрибуции ошибок:
    1. Применение процедур фиксации ракурсов культурной ценности, доступных эксперту, позволяет создать трёхмерную модель объекта с точными количественными данными, что повышает точность измерений, увеличивает достоверность результатов атрибуции, обеспечивает контроль за соблюдением обязательных процедур и предохраняет предмет от случайного повреждения.
    2. Коллегиальность, внедряемая в практику экспертизы культурных ценностей, позволяет понизить уровень субъективности атрибуции и способствует повышению объективности результатов атрибуции. Приведённый в исследовании регламент коллегиальных действий обеспечивает выявление общих позиций, подмечает различие мнений до достижения консенсуса мнений членов экспертных комиссий.
    3. Системно ориентированный структурно-функциональный метод, позволяющий анализировать и систематизировать признаки культурных ценностей, которые отличаются по интенциональности, в зависимости, от значимости и целевой направленности культурных явлений.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ:

1.Шестаков В.А. Формально-логическая структура атрибуции культурных ценностей/ Вопросы культурологии. – 2009. – № 9. – 0,57 п.л.

2.Шестаков В.А. Музейный предмет как класс культурных ценностей/ Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – № 1 (9). – 0,8 п.л.

3.Шестаков В.А. Профессиональная подготовка музейных работников в условиях становления новых образовательных стандартов / Этносоциум и межнациональная культура. – 2009. – № 4 (20). – 0,34 п.л.

4.Шестаков В.А. Особенности экспертизы культурных ценностей / Вопросы культурологии. – 2008, – № 11. – 0,98 п.л.

5.Шестаков В.А. Экспертиза как научная дисциплина / Вопросы культурологии. – 2010. – № 5. - 0,57 п.л.

6.Шестаков В.А. Некоторые проблемы, связанные с выбором организационно-правовой формы музея / Вопросы культурологии. – 2010. – № 7. – 0,87

7.Шестаков В.А. Проблемы передачи религиозным организациям предметов Музейного фонда Российской Федерации / Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 3 (16). – 0,52 п.л.

8.Шестаков В.А. Теоретические предпосылки формирования понятия «культурный капитал». / Вопросы культурологии. –2011. – № 2. – 1,0 п.л.

9.Лясников М.В., Шестаков В.А. Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). / Изобретения. Полезные модели: Официальный бюллетень Российского агентства по патентам и товарным знакам. – 2012 – № 34, 10.12.2012 – 0,78 п.л.

10.Шестаков В.А. О природе идеологических ценностей. / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7. – 0,5 п.л.

11.Шестаков В.А. Идентификация музейной экспозиции. / Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 6. – 0,3 п.л.

12.Шестаков В.А. Особенности формирования стоимости предметов Музейного фонда РФ. / Перспективы науки. – 2013. – № 11. – 0,3 п.л.

13.Шестаков В.А. Основные принципы построения классификации культурных ценностей. / Глобальный научный потенциал. – 2013. – № 11. – 0,25 п.л.

14.Шестаков В.А. Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения. / Армия и общество. – 2013. – № 6. – 0,3 п.л.

15. Шестаков В.А. Некоторые подходы к созданию методики по определению вероятности подлинности материального носителя культурной ценности. / Инновации и инвестиции. – 2013. – № 8. – 0,45 п.л.

Монографии:

16.Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей. СПб, АНО НИИ СМД, 2012. – 164 с. ISBN 978-5-904849-08-5 – 9,46 п.л.

17.Шестаков В.А. ESSENTIA. Книга I. Атрибуция. СМД,2012. – C цв. вклейками. 530 с. ISBN 978-5-904849-09-2 – 30,81 п.л.

18.Шестаков В.А. Проверки предметов Музейного фонда Российской Федерации. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-01-6 – 12,2 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

19.Шестаков В.А. Введение в Хранительское дело: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-02-3. – 5,4 п.л

20.Шестаков В.А. Музей – основной инструмент государственного контроля за состоянием предметов Музейного фонда РФ: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2011, ISBN 978-5-904849-03-0. – 6,61 п.л

21.Шестаков В.А. Научная инвентаризация – важнейшая составляющая государственного управления особым оборотом предметов Музейного фонда РФ: учебно-методическое пособие. СПб, АНО НИИ СМД, – 2010. ISBN 978-5-904849-05-4. – 3,86 п.л

22.Шестаков В.А. Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). СПб, АНО НИИ СМД, – 2012. ISBN 978-5-904849-04-7. – 2,2 п.л

23.Шестаков В.А. Есть такая должность – директор музея / В.А. Шестаков // Профессия директор. – 2009 – №10. – С. 116–120. – 0,39 п.л.

24.Шестаков В.А. Культурные ценности и роль музеев в предотвращении незаконного оборота культурных ценностей. / Лекции и практические занятия Регионального тренинга ЮНЕСКО/ИКОМ «Управление музеем» в Санкт-Петербурге. // http://www.unesco.ru/museum/8_3_rus.htm. – 0,42 п. л.

25.Шестаков В.А. К вопросу формирования понятия «стоимость культурной ценности» // Наука на рубеже тысячелетий: Сборник материалов 4-ой международной научно-практической конференции: 30–31 октября 2007 – Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2007, С. 5–11. – 0,44 п.л.

26.Шестаков В.А., Атрибуция культурных ценностей: основы методики / В.А. Шестаков // Дом культуры. – 2009. – №6. – С. 36–42. – 0,5 п. л.

27.Шестаков В.А. Квалификационные группы должностей музейных работников: спорные моменты / В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 10. – С. 79–86. – 0,55 п.л

28.Шестаков В.А. Формирование понятия «культурные ценности» // Studia culturae. Выпуск 11: Опыты интерпретации культурного наследия в горизонте постмодерна: Альманах кафедры теоретической и прикладной культурологии и центра изучения культуры факультета философии и политологи Санкт-Петербургского государственного университета. Лаборатория метафизических исследований. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2008 г. – С. 83–92. – 0,55 п.л.

29.Шестаков В.А. Экспертиза культурных ценностей: проблемы и решения. / В.А. Шестаков // Дом культуры. – 2009. – № 1. – С. 15–26. – 0,5 п.л.

30.Шестаков В.А. Процедура включения культурных ценностей в состав Музейного фонда РФ / В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 6. – С. 5–19. – 1.п.л.

31.Шестаков В.А. Государственная награда в музеях Российской Федерации/ В.А. Шестаков // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 7. – С. 99–106 – 0,65 п. л

32.Шестаков В.А. Сценарий развития музейного образования в Российской Федерации. МУЗЕОЛОГИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИE в XXI веке: проблемы изучения и преподавания. // Сборник Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14–16 мая 2008 года, СПб., 2008. 500 с. – 0,3 п.л.

33.Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей: от образов, к атрибутам и модусам // Материали за 9-а международна практична конференция, «Настоящи изследования и развитие», – 2013. Том 20. Философия. София. «Бял ГРАД-БГ», ООД – С. 26–40 – 1,0 п.л.

34.Шестаков В.А. Церковные ценности в музейном хранении. // Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. Коллективная монография / Автор-составитель Н.А. Кривич; под общей ред. В.А. Рабоша, Л.В. Никифоровой, Н.А. Кривич. – Спб.: Астерион, 2011. С. 87–110 – 1 п.л.

35.Шестаков В.А. Феномен социализации в этнической культуре. // Мат. Одиннадцатых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е. Герасименко. СПб.,2012. С. 517-521 – 0,2 п.л.

36.Шестаков В.А., Шестаков Д.В. Принципы Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации как учётного документа и способы их реализации. // «Publishing house Education and Science s.r.o», IČO: 271 56 877, Frýdlanská 15/1314, Praha 8, MS v Praze, oddíl C,vložka, 100614. – 2,3 п.л.

37.Shestakov V.A., Shestakov D.V. Men of art, proletarians of post-industrial society. // Science, Technology, and Higher Education [Text] 6 materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Westwood, April 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications – Westwood – Canada. 2013. P. 556-560 – 0,5 п.л.