- Символ в психологической науке традиционно рассматривался в контексте знаковых средств и связывался с регуляцией поведения субъекта. Как средство познавательной деятельности систематически символ не исследовался. В ходе теоретического анализа была установлена и экспериментально исследована структура символа как средства познавательной деятельности субъекта. Структурно символическое опосредствование отличается от знакового опосредствования наличием двойственной предметности. Благодаря этой особенности структуры символа возможны его различные интерпретации, что обуславливает его функциональное применение. Символическое опосредствование оказывается эффективным инструментом ориентировки в ситуации неопределенности и может применяться в обучении дошкольников и школьников.
- Символическое опосредствование актуализируется в условиях субъективного дефицита знаковых средств, необходимых для решения задачи. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве такой ситуации выступает игровая ситуация. Большинство современных программ по образованию детей младшего возраста предусматривают использование игровых ситуаций для обучения дошкольников и младших школьников. Как показали результаты наших исследований, символ выступает в качестве средства, использование которого является эффективным в зоне ближайшего развития дошкольников и младших школьников, испытывающих сложности в освоении знаковых средств.
- Использования символических средств в образовательной работе с дошкольниками и младшими школьниками характеризуется процессами трансформации, существенным моментом которых является переход символа в метафору, а затем в знак. Изменение значения символа в процессе применения является его характерной особенностью, отличающей употребление символа от использования знака.
- При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту изменяется социальная ситуация развития детей. Соответственно изменяется и место процессов символического опосредствования в системе высших психических функций детей. Если у детей дошкольного возраста они входят в общую структуру детского сознания, то в младшем школьном возрасте они обособляются и входят в состав компонентов творческого мышления.
- Решение познавательных задач в ситуации неопределенности дошкольниками и младшими школьниками характеризуется применением различных стратегий: знаковых, комплексных и символических. Двойственная предметность символа определяет существование двух стратегий символического опосредствования: объективной и субъективной. Стратегия объективного символического опосредствования направлена на отражение объективных отношений ситуации, а субъективная - на отражение отношения субъекта к ситуации неопределенности.
- Специальным образом организованная ориентировка с помощью объективного символического опосредствования позволяет отражать сущностные характеристики осваиваемого содержания в различных видах деятельности и выступает психологическим условием перехода от символической к знаковой репрезентации. Это позволяет использовать символ в качестве средства формирования образов, понятий и навыков.
1.Веракса, А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии/ А.Н. Веракса // Вопросы психологии. – 2006. - №6. – С.14-23 (0,8 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ -0,765; SJR – 0,100; SNIP – 0,014].
2.Веракса, А.Н. Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности/ А.Н. Веракса // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2007. – Т.4. №4. – С.124-131. (0,6 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,545].
3.Веракса, А.Н. Особенности символического опосредствования у младших школьников/ А.Н. Веракса // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 50-57. (0,6 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ -0,397].
4.Веракса, А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников/ А.Н. Веракса // Культурно-историческая психология. – 2009. - № 1. – С.103-111. (0,8 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,241].
5.Веракса, А.Н. Особенности символической репрезентации ситуации неопределенности младшими школьниками/ А.Н. Веракса // Вестник РГГУ. Серия «Психология». – 2009. - №7. – С.120-131 (0,6 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,058].
6.Веракса, А.Н. Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте/ А.Н. Веракса // Культурно-историческая психология. – 2009. - № 4. – С.76-83 (0,8 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,241].
7.Веракса, А.Н. Влияние воображения на результаты спортивной деятельности начинающих футболистов/ А.Н. Веракса, А.Е, Горовая // Национальный психологический журнал. – 2010. – №2. – С.131-135. (0,6 п.л./ 0,3 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,182].
8.Веракса, А.Н. Модели использования образов в спортивной психологии/ А.Н. Веракса, А.Е. Горовая // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). 2011. №1. (1 п.л./ 0,5 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,016].
9.Веракса, А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте/ А.Н. Веракса// Культурно-историческая психология. – 2011. - № 4. – С.9-16. (1 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ -0,241].
10.Veraksa, A.N. Symbolic mediation in cognitive activity/ A.N. Veraksa// International Journal of Early Years Education. – 2011. – Vol.19, 1. – PP.89-102. (0,8 п.л.) [SJR –0,3].
11.Веракса, А.Н. Особенности применения мысленных образов юными спортсменами, занимающимися разноплановыми видами спорта / А.Н.Веракса, А.Е.Горовая//Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 5–18. (0,8 п.л./ 0,4 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,545].
12.Веракса, А.Н. Символ как средство познавательной деятельности/ А.Н.Веракса // Вопросы психологии. — 2012. — Т. 4. — С. 62–70. (0,8 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,765; SJR – 0,100; SNIP – 0,014].
13.Veraksa, A. Symbol as cognitive tool of mental activity/ A.Veraksa // Psychology in Russia: State of the Art. — 2013. — Vol. 6. — P. 57–65. (0,8 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,022; SJR – 0,23].
14.Веракса, А.Н. Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление/ А.Н.Веракса // Филология и культура. Philology and Culture. — 2013. — Т. 33, № 3. — С. 298–302. (0,4 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,001].
15.Veraksa, A. A cross-cultural investigation of inhibitory control generative fluency, and anxiety symptons in romanian and russian preschoolers / A.Veraksa, L.Cheie , A.Gorovaya, Yu.Zinchenko, L.Visu-Petra // Child Neuropsychology. — 2014. — P. 1–29. (1,5 п.л./0,3 п.л.) [ SJR – 0,87; SNIP – 2,181].
16.Веракса, А.Н., Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) /А.Н.Веракса, А.Е.Горовая, А.В.Кисель // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). — 2014. — Т. 6, № 2. (0,9 п.л./ 0,3 п.л.) [Импакт-фактор РИНЦ - 0,016].
17. Веракса, А.Н. Адаптация опросника "The sport imagery guestionnaire" (SIQ) на русскоязычной выборке/ А.Н. Верака, А.Е.Горовая, А.И.Грушко, Л.Ф.Баянова, М.Ш.Галиуллина, Д.Г.Галявиева // Психологический журнал. – 2014. – Том 35, №1. – С.120- 129 (0,8 п.л./ 0,2 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ - 0,703; SJR – 0,1].
Монографии:
18.Веракса, А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности: Монография. /А.Н. Веракса. – М.: МГУ, 2010. – 151 с. (9,5 п.л.)
19.Веракса, А.Н. Когнитивные процессы в спорте/ Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. / А.Н.Веракса, С.А.Исайчев, Ю.П.Зинченко, С.В.Леонов, Г.Я.Меньшикова, Ю.К.Стрелков, О.В.Сысоева, А.Г.Тоневицкий, А.М.Черноризов— М.: МГУ, 2011. – С.238-307 (26,5 п.л./ 5,5 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия:
20.Веракса, А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»/ А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса - М.: Академия, 2008. – 304 с. (19 п.л./ 9,5 п.л.)
21.Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждения. 2-е издание / А.Н. Веракса - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 128 с. (11 п.л.)
22.Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. 3-е издание / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с. (9 п.л./ 4,5 п.л.)
23.Веракса, А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса -М.: Мозаика-Синтез, 2012 (21 п.л./ 10,5 п.л.).
Научные публикации в других изданиях:
24. Веракса, А.Н. Особенности символического опосредствования в дошкольном возрасте/А.Н.Веракса // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. — МГУ М.: МГУ, 2006. — С. 268–269. (0,1 п.л.)
25.Веракса, А.Н. Особенности знаково-символического опосредствования понятий младшими школьниками/ А.Н.Веракса // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2007". — МГУ М.: МГУ, 2007. — С. 26–27. (0,1 п.л.)
26.Веракса, А.Н. Символ в учебной деятельности младших школьников/ А.Н.Веракса // Материалы третьей международной научно-практической конференции "Философия - детям". — Гуманитарий М, 2008. — С. 123–124. (0,1 п.л.)
27.Веракса, А.Н. Символическое опосредствование: возможности применения в спорте/ А.Н.Веракса // Всероссийская научная конференция молодых ученых Педагогические и медико-биологические проблемы физического воспитания и спортивной подготовки, посвященная 75-летию ВНИИФК. Москва. — М, 2009. — С. 24–25. (0,1 п.л.)
28.Веракса, А.Н. Возможности применения знакового и символического отражения в спорте/ А.Н.Веракса // Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума Здоровье нации – основа процветания России. — Т. 4. — М, 2009. — С. 25–27. (0,1 п.л.)
29.Veraksa, A.N. Cognitive aspects of athletes activity/ A.N. Veraksa, S.V. Leonov // Psychology in Russia: State of the Art. Ed. Yu.Zinchenko, V.Petrenko. – M.: MSU, 2009. – PP.603-619. (1 п.л./ 0,5 п.л.)
30.Веракса, А.Н. Особенности развития символического опосредствования/ А.Н.Веракса // Зона ближайшего развития в теоретической и практической психологии. Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. — 2010. — С. 17–20. (0,2 п.л.)
31.Веракса, А.Н. Теория детского сознания: проблема символа/ А.Н.Веракса// Философия – детям. Мышление и здоровье. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. — М.: МГУ, 2010. — С. 112–113. (0,1 п.л.)
32.Веракса, А.Н. Метафора как средство обучения в спорте/ А.Н.Веракса // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы ХII Международных чтений памяти Л.С.Выготского Москва, 14-17 ноября 2011 г. Ч.2/ Под ред В.Т.Кудрявцева (отв. ред.). — РГГУ Институт психологии им. Л.С.Выготского М.: РГГУ Институт психологии им. Л.С.Выготского, 2011. — С. 19–22. (0,2 п.л.)
33.Веракса, А.Н. Метафорический образ в спорте: современные исследования /А.Н.Веракса// Проблемы спортивной кинезиологии: Материалы Всероссийской научной конференции. Малаховка. — МГАФК Малаховка: МГАФК, 2011. — С. 15–16. (0,1 п.л.)
34.Веракса, А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка-дошкольника./ А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. - №1. -С.57-63 (0,5 п.л.)
35.Веракса, А.Н. Познавательная функция символизации: возможности применения в детско-юношеском спорте/ А.Н.Веракса // V Съезд Общероссийской общественной организации РПО. Москва, 14-18 февраля 2012. Научные материалы. — Т. 3. — М: МГУ, 2012. — С. 384–385. (0,1 п.л.)
36.Veraksa, A.N. Imagery training efficacy among novice soccer players/ A.N. Veraksa, A.E. Gorovaya // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2012. – 33. – РР. 338 – 342 (0,6 п.л./ 0,3 п.л.)
37.Veraksa A. Incorporation of the Vygotskian approach into physical skills acquisition / A. Veraksa, A. Gorovaya // Procedia - Social and Behavioral Sciences. — 2013. — Vol. 86, no. 10. — P. 42–46. (0,8 п.л./ 0,4 п.л.)
38.Veraksa A. Symbolic representation in the cognitive activity of young schoolchildren on the example of mathematics/ A. Veraksa // Poiésis - Revista do Programa de Pós-Graduaão em Educaão. — 2014. — Vol. 8. — P. 64–82. (0,8 п.л.)