- С авторской позиции раскрыта концептуальная сущность учетно- контрольной системы розничных сетевых организаций с определением понятийно-терминологического аппарата ее составляющих элементов -управленческого учета и внутреннего контроля - для целей информационного обеспечения управления в розничных торговых сетях и повышения эффективности использования модели АВ-костинга (08.00.12, пп. 1.3, 3.1);
- Разработана учетно-контрольная система розничных сетевых организаций с учетом требований модели пооперационно-ориентированного калькулирования, обладающая значительным синергетическим эффектом, позволяющая увеличивать эффективность функционирования подсистем управленческого учета и внутреннего контроля, и направленная на сокращение состава и размера косвенных расходов торговой организации (08.00.12, пп. 1.3, 3.1);
- Дана развернутая характеристика расходов на продажу как основного объекта учетно-контрольной системы сетевых розничных организаций, предложен и обоснован методологический подход к формированию директивной классификации расходов на продажу, основанной на идентификации прямых расходов относительно торговых подразделений, процессов, товарных групп и товарных категорий, который в условиях пооперационно-ориентированного калькулирования позволяет сформировать единое учетно-информационное поле, обеспечивающее стандартизированную номенклатуру расходов на продажу и унифицированный языковой модуль для различных категорий пользователей (08.00.12, п. 1.7);
- Предложены и обоснованы теоретико-методологические положения по пооперационно-ориентированному калькулированию в сетевой розничной торговле на основе предлагаемой иерархии торговых процессов, увязанной с конкретными объектами калькулирования, с учетом степени их корреляции с факторами затрат, а также разработанной схемой обмена информационными ресурсами внутри сетевой розничной организации с целью получения достоверной и объективной информации (08.00.12, п. 1.7);
- Систематизированы методологические основы управленческого учета, сформировавшиеся в условиях симультанного развития концепций в предметной области, предложена классификация научных направлений, отражающая отличительные свойства современного управленческого учета, а также разработана модель организации управленческого учета расходов на продажу в условиях пооперационно-ориентированной калькуляции (08.00.12, п. 1.11);
- Разработана многомерная система счетов управленческого учета, основанная на комплексном подходе к сбору и обобщению оперативных данных о расходах на продажу и организации управленческого учета относительно индивидуальных особенностей сетевой розничной организации в целях применения наиболее эффективных калькуляционных объектов (08.00.12, п. 1.7);
- Разработана методика пооперационно-ориентированного калькулирования, включающая в себя последовательную реструктуризацию процессов сетевых розничных организаций с учетом их индивидуальных особенностей, дифференцированный подход к формированию системы факторов затрат, увязанных с основными и вспомогательными процессами и статьями расходов на продажу, иерархический характер процедур расчета торговой себестоимости, а также позволяющая реализовать комбинированный подход к использованию выходных информационных ресурсов в целях повышения роли внутренней учетно-контрольной системы как в текущих, так и в стратегических управленческих решениях (08.00.12, п. 1.11);
- Разработана риск-ориентированная система внутреннего контроля розничных сетевых организаций, позволяющая формализовать контроль расходов на продажу, разработать превентивные меры по предотвращению преднамеренных искажений в учете расходов на продажу, оперативно выявлять факторы рисков существенных искажений, а также снизить издержки на ее реализацию (08.00.12, п. 3.2);
- Научно обоснованы теоретические положения риск-ориентированной системы внутреннего контроля, включающие классификацию рисков, учитывающую особенности технологии пооперационно-ориентированного калькулирования и предусматривающую выделение универсальных с точки зрения сетевых розничных организаций рисков (08.00.12, п. 3.2);
- Сформулированы организационно-методические положения риск- ориентированного внутреннего контроля, включающие ранжирование рисков с учетом формализации связей между критическими с точки зрения вероятности мошенничества торговыми процессами и существенными статьями расходов с учетом количественных и качественных критериев, предполагающие оценку возможности возникновения искажений и расчет удельного веса конкретной учетной статьи в общем объеме расходов, ее ликвидности, а также последствий преднамеренных искажений (08.00.12, п. 3.9);
- Разработана модель типовых рисков преднамеренных искажений по статьям торговых расходов, а также структурированы методические приемы, контрольные процедуры и методы выявления рисков существенного искажения в учете в целях достоверности отчетности (08.00.12, п. 3.9).
1. Резяпова А.М. Особенности формирования стратегии «низких издержек» в практике отечественных розничных сетевых организаций / А.М. Резяпова // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11. – С. 610-615 (0,75 п.л.)
2.Резяпова А.М. Методика распределения расходов, связанных с содержанием товарных запасов / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2012. - № 4. – С. 144-151 (0,6 п.л.)
3.Резяпова А.М. Международный опыт развития сетевых розничных организаций / А.М. Резяпова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. – С. 34-41 (0,75 п.л.)
4.Резяпова А.М. Ключевые факторы затрат процесса «Реализация» в системе АВС-кост организаций сетевой розничной торговли / А.М. Резяпова // Управленческий учет. - 2012. - № 4. – С. 22-31 (0,75 п.л.)
5. Резяпова А.М. Калькулирование расходов процесса «Снабжение» в системе пооперационно-ориентированной калькуляции / А.М. Резяпова // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 2. – С. 63-67 (0,75 п.л.)
6.Резяпова А.М. Актуальные проблемы директивной классификации расходов на продажу торговых компаний / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2012. - № 6.– С. 81-86 (0,6 п.л.)
7.Резяпова А.М. Этапы формирования пооперационно-ориентированного контроля рисков преднамеренных искажений в учете расходов на продажу / А.М. Резяпова // Аудитор. -2011. - № 12. – С. 35-40 (0,6 п.л.)
8. Резяпова А.М. Развитие методических подходов к формированию концептуальных моделей внутреннего контроля / А.М. Резяпова // Экономические и гуманитарные науки. - 2011. - № 9. – С. 48-55 (0,75 п.л.)
9.Резяпова А.М. Критический анализ методических подходов к формированию классификационной системы внутреннего контроля расходов на продажу / А.М. Резяпова // Экономические и гуманитарные науки. - 2011. - № 7.– С. 43-49 (0,75 п.л.)
10.Резяпова А.М. Теоретические основы риск-ориентированного внутреннего контроля / А.М. Резяпова // Аудитор. - 2011. - № 8. – С. 21-25 (0,75 п.л.)
11.Резяпова А.М. Риски в учете расходов на продажу организаций сетевой розничной торговли / А.М. Резяпова // Аудитор. - 2011. - № 9. – С. 24-28 (0,6 п.л.)
12. Резяпова А.М. Проблемы формирования пооперационно-ориентированной классификации расходов на продажу на предприятиях розничной торговли / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2010. - № 9. – С. 124-130 (0,6 п.л.)
13.Резяпова А.М. Ключевые аспекты выбора фактора затрат вспомогательных видов деятельности торговых компаний / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2010. - № 4. – С. 111-119 (0,75 п.л.)
14.Резяпова А.М. Методика распределения расходов на арендную плату по товарным группам / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2009. - № 10. – С.145-149 (0,6 п.л.)
15. Резяпова А.М. Методика распределения административно-хозяйственных расходов по товарным группам / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2009. - № 5. – С. 94-100 (0,6 п.л.)
16. Резяпова А.М. Методика распределения транспортных расходов по товарным группам / А.М. Резяпова // Вестник РГТЭУ. - 2009. - № 9. – С. 78-84 (0,6 п.л.)
Монографии
17.Резяпова А.М. Методология организации управленческого учета и внутреннего контроля в розничных сетевых организациях: монография / А.М. Резяпова. - Уфа: «Идель Пресс». 2012. – 219 с. (13 п.л.)
18.Резяпова А.М. Калькуляция себестоимости в торговле: теоретические аспекты и практические модели: монография / А.М. Резяпова. - Уфа: «Идель Пресс». 2010. – 239 с. (13 п.л.)
Публикации в других научных журналах и изданиях
19.Резяпова А.М. Организация управленческого учета расходов на продажу в условиях система АВ-cost / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов международной научно-практической конференции «Koncepty udrzatel`nosty organizacil» (Прага, 2014 г.). (0,5 п.л.)
20.Резяпова А.М. Проблемы калькуляционной классификации расходов на продажу / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов II международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях ВТО». -Уфа: УИ РГТЭУ, 2012. (0,5 п.л.)
21.Резяпова А.М. Ключевые аспекты выбора фактора затрат процесса «Реализация» / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Бакановские чтения». - М.: РГТЭУ, 2011. (0,5 п.л.)
22.Резяпова А.М. Экономическая сущность себестоимости / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Бакановские чтения». - М.: РГТЭУ, 2009. (0,4 п.л.)
23. Резяпова А.М. Роль и значение калькулирования потоварно-групповой издержкоемкости / А.М. Резяпова // Торговля. Предпринимательство, право. – 2009. - № 1. (0,4 п.л.)
24.Резяпова А.М. Экономическая сущность издержек обращения / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов V Всероссийской научно-методической конференции «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике». - Уфа: УИ ОГУ, 2009. (0,3 п.л.)
25.Резяпова А.М. Экономическая и налоговая сущность расходов на предприятиях торговли / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов Второй всероссийской научно-практической заочная конференции с международным участием «Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития». - Уфа: УГАТУ, 2008. (0,4 п.л.)
26. Резяпова А.М. Преимущества системы «стандарт-костинг» при формировании ценовой политики торговых предприятий / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях ВТО: опыт России и Германии». - Уфа: УИ РГТЭУ, 2007. (0,4 п.л.)
27. Резяпова А.М. Управленческий учет расходов на продажу на предприятиях торговли / А.М. Резяпова // Сборник научных статей и материалов IV Всероссийской научно-методической конференции «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике». - Уфа УИ ОГУ, 2007. (0,4 п.л.)
28. Резяпова А.М. Трансфертное ценообразование как основа повышения качества товаров и услуг / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Межрегиональной научно- практической конференции «Состояние и перспективы развития торговли, бизнеса и малого предпринимательства». - Уфа: УИ РГТЭУ, 2005. (0,4 п.л.)
29.Резяпова А.М. Внутренний аудит в современной рыночной экономике России / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения. Модернизация экономики России: торгово-экономический, правовой и социальный контекст».- М.: РГТЭУ, 2003. (0,4 п.л.)
30.Резяпова А.М. Организация внутреннего аудита/ А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Обобщение концепции пути развития сервиса». - Уфа: УГИС, 2003. (0,4 п.л.)
31. Резяпова А.М. Особенности перехода отечественных предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО». - Уфа: УИ РГТЭУ, 2003. (0,4 п.л.)
32. Резяпова А.М. Организация управленческого контроля за деятельностью центров ответственности хозяйствующего субъекта / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Васильевские чтения. Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре». - М.: РГТЭУ, 2003. (0,4 п.л.)
33. Резяпова А.М. Отличительные признаки аудита ревизии / А.М. Резяпова // Сборник научных статей «Проблемы строительного комплекса России» Международной научно- практической конференции. - Уфа: УГНТУ, 2002. (0,4 п.л.)
34. Резяпова А.М. Современное состояние российского рынка аудиторско- консалтинговых услуг / А.М. Резяпова // Сборник научных статей «Развитие коммерческого дела и малого предпринимательства в РБ». - Уфа: УИ МГУК, 2000. (0,4 п.л.)
35.Резяпова А.М. Организация службы внутреннего аудита в коммерческих структурах / А.М. Резяпова // Сборник научных статей «Развитие коммерческого дела в РБ». - Уфа: УИ МГУК, 2000. (0,4 п.л.)
36.Резяпова А.М. Аудит. Каким ему быть? / А.М. Резяпова // Сельские узоры. - 1998. - № 5-6. (0,4 п.л.)
37.Резяпова А.М. Проблемы централизованного контроля / А.М. Резяпова // Сборник научных статей «Человек, общество, образование». - Уфа: УИ МГУК, 1998. (0,4 п.л.)
38.Резяпова А.М. Внутренний аудит в торговле и проблемы его организации / А.М. Резяпова // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития торговли в Республике Башкортостан». - Уфа: УИ МГУК, 1998. (0,4 п.л.)
39.Резяпова А.М. Истоки развития российского аудита / А.М. Резяпова // Экономика и управление. - 1998. - № 5. (0,5 п.л.)
40.Резяпова А.М. Некоторые проблемы российского аудита / А.М. Резяпова // Сборник научных статей «Человек, общество, образование». - Уфа: УИ МГУК, 1997. (0,4 п.л.)