- Вооруженные конфликты имели место в истории нашей страны вне зависимости от смены цивилизационных парадигм начиная с XIX в. Объективно возникновению конфликтов способствовали цивилизационная неоднородность российского социума, сплетение различных культур и ментальности народов и народностей, проживающих на территории Российской империи в совокупности с колониальной политикой царского правительства в отношении присоединенных окраин; ошибки, допущенные в решении национального вопроса. За годы существования советской власти удалось преодолеть многие национальные проблемы, однако полностью разрешить национальный вопрос не удалось. Возникающие конфликты и вспышки недовольства на национальной почве не находили должного осмысления, игнорировались или подавлялись. Ошибочная концепция о бесповоротном решении в СССР национального вопроса тормозила разработку новых национальных программ и принятие кардинальных мер. В постсоветский период непродуманный ход политических, экономических и социальных реформ резко ухудшил экономическое положение, что при отсутствии должного отпора национализму способствовало обострению межнациональных отношений вплоть до их перерастания в межэтнические конфликты. Субъективные причины возникновения конфликтов кроются в «человеческом, личностном факторе» - непонимание и недооценка руководителями государства происходящих событий, нежелание взять на себя ответственность за принятые решения. Огромное количество оружия, наводнившее постсоветское пространство, провоцировало возникновение вооруженных столкновений; те же последствия имело недостаточно взвешенное, необъективное освещение некоторыми средствами массовой информации конфликтов, а также сложных, болезненных проявлений национальных отношений в ряде регионов страны.
- Каждый из региональных вооруженных конфликтов в СССР и на постсоветском пространстве имеет свои особенности и характерные черты. При всем их разнообразии у всех конфликтов много общего: они являются порождением кризиса советской политической, военной, экономической и идеологической системы, прекращение существования которой вызвало нестабильность на постсоветском пространстве; важнейшей движущей силой развития вооруженных конфликтов между республиками и центром стали интересы национальных элит, стремящихся к власти и экономической независимости; в постсоветских вооруженных конфликтах весьма значительно присутствие интересов мировых держав, на них оказывает влияние терроризм, в том числе и международный; все вооруженные конфликты исключительно сложно поддавались урегулированию, большинство из них нельзя считать окончательно завершенными, так как они перешли в латентную форму, в состояние нестабильности и могут вновь обостриться; достаточно быстрому прекращению активных фаз вооруженного противостояния способствовало привлечение отечественных вооруженных сил, а урегулирование или окончательное разрешение вооруженных конфликтов только региональными силовыми структурами в большинстве случаев являлось не только сложным, но и невозможным.
- В Советском Союзе отсутствовало правовое обеспечение привлечения ВС СССР к разрешению вооруженных конфликтов внутри страны. Со сменой конкретно-исторической обстановки в стране изменился подход к правовой базе использования ВС РФ в разрешении вооруженных конфликтов. Защита конституционного строя, государственной и территориальной целостности государства, конституционных прав и свобод российских граждан, защита их жизни, чести и имущества стали неотъемлемой функцией российских вооруженных сил. Принятие федеральных конституционных законов «О безопасности», «О военном положении», «О чрезвычайном положении», а также Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года конкретизирует возможность применения отечественных вооруженных сил в разрешении внутренних вооруженных конфликтов, миротворческих операциях и в борьбе с международным терроризмом. Причем цели и принципы миротворческой деятельности и борьбы России с терроризмом в основном соответствуют правовым принципам ООН. К концу исследуемого периода была создана нормативно-правовая база применения ВС РФ в миротворческих операциях и в борьбе с международным терроризмом на постсоветском пространстве. Она не носит завершенного характера и постоянно совершенствуется с учетом изменения обстановки. В современной России вопросы военных методов, вида, форм, масштабов боевых действий отчасти регламентируются в основном внутриведомственными, имеющими секретный характер документами. Положения военной науки, характеризующие виды и способы ведения боевых действий, олицетворяющие уровень развития оперативного искусства, конечно же, должны быть засекречены. Однако общие правила ведения боевых действий, вне зависимости от вида и интенсивности конфликта, необходимо унифицировать и рассекретить.
- Советское высшее партийно-государственное руководство, привлекая ВС СССР для разрешения региональных вооруженных конфликтов, сосредотачивало основные усилия на решении стратегической задачи - стабилизации социально-политической обстановки в некоторых республиках СССР в период с 1988 по 1991 г. путем прекращения межнациональных конфликтов, которые повлекли многотысячные жертвы среди местного населения, фактически поставили государство на грань гражданской войны. Основной причиной, побудившей Советское государство к использованию вооруженных сил в разрешении внутренних вооруженных конфликтов, стал широкий масштаб некоторых из них, представлявший угрозу стабильности и целостности страны. В отдельных случаях местные структуры МВД не справлялись с задачей ликвидации возникающих межэтнических конфликтов и даже в той или иной мере становились непосредственными участниками конфликтов (порой именно на базе местных РОВД, ОВД базировались штабы националистов). В итоге местные силы МВД действовали уже не в интересах закона, а в интересах своей этнической группы, точнее, ее элитной части, имевшей властные полномочия. Несовершенство законодательства ставило армию в сложное положение, когда дело доходило до установления ее «виновности» в неудачах при разрешении конфликтов. В то же время процесс боевого применения ВС СССР в этих вооруженных конфликтах породил новые способы тактических действий в ходе специальных операций, новые элементы боевого построения подразделений, заставил внести существенные изменения в программу боевой подготовки частей и подразделений, повысить техническую оснащенность армии, совершенствовать систему управления войсками и организации взаимодействия с другими силовыми структурами государства.
- Для разрешения длительного вооруженного конфликта в Чечне с конца 1994 г. привлекли соединения и части вооруженных сил, пограничных и внутренних войск, силы и средства ФСК. Такие операции, отличающиеся спецификой возложенных на них задач, ранее на территории России не проводились, фактически у силовых структур отсутствовал опыт их подготовки и ведения. Кроме того, боевую задачу предстояло выполнять на территории одной из республик РФ, то есть планировалась не армейская операция, а специальная операция в условиях вооруженного конфликта, требующая нестандартных решений и подходов. Армия после распада СССР имела недостаточную боеготовность: воинские части из-за несвоевременного реформирования были разукомплектованы; отток из войск грамотных и опытных офицеров, имеющих опыт боевых действий в Афганистане, в связи с сокращением ВС РФ усугубил и без того неблагоприятную ситуацию. Ситуация осложнялась серьезными ошибками в организации боевых действий: неудовлетворительно происходило взаимодействие между федеральными силами (МВД, ФСБ, МЧС); недостаточно использовалась разведка в ходе совершения маршей; отсутствовал опыт использования средств радиосвязи и ведения переговоров по открытым каналам с использованием сигналов управления и документов скрытого управления войсками; слабо решался вопрос технического обеспечения, эвакуации вооружения и техники. Федеральная власть не организовала информационное обеспечение мероприятий, направленных на восстановление конституционного порядка в Чечне. Ряд отечественных СМИ вели активную антиармейскую пропаганду, пытаясь внедрить в массовое сознание представление о том, что военные действуют неграмотно. В такой ситуации солдаты и офицеры проявили образцы мужества и героизма, однако российские войска, не выполнив до конца поставленной задачи, вынужденно покинули пределы Чечни, а ее руководство продолжало проводить политику дестабилизации обстановки, подрывая территориальную целостность России.
- Вооруженное вторжение чеченских боевиков в Дагестан в 1999 году и последующая за этим контртеррористическая операция убедительно подтвердили, что противоборство на Северном Кавказе, приобретя несколько иные формы, активно продолжалось под лозунгами создания независимого от России «единого вайнахского государства». К началу 2001 г. были разгромлены чеченские отряды численностью более 20 тыс. боевиков. В период с 2005 по 2008 г. продолжались операции по выявлению и уничтожению главарей бандформирований, террористических групп и террористического подполья. По мере установления контроля над территорией и выполнения армией главной задачи - установления конституционного порядка армейские подразделения выводились, а решение основных задач передавалось внутренним войскам, органам внутренних дел, специальным подразделениям МВД, ФСБ, Минюста, а также разведке армейских частей. В масштабном конфликте в Чечне свое решающее значение ВС РФ смогли реализовать лишь тогда, когда произошло обновление центральной власти. До этого длительное время власть, которая пользовалась все меньшим доверием населения и армии в силу своей политической слабости и низкой функциональности, была просто не способна создать необходимые и достаточные условия для качественного выполнения армейскими частями задач по наведению конституционного порядка на Северном Кавказе.
- При использовании ВС РФ для разрешения длительного вооруженного конфликта в Чечне высшим государственным и военным руководством страны был допущен ряд ошибок: несвоевременное реформирование ВС РФ и недостаточное их финансирование; отсутствие политико-пропагандистского обеспечения операции по урегулированию конфликта; объединенное командование во главе с силовыми министрами не справилось с управлением вооруженными силами в первой чеченской кампании. Во вторую чеченскую кампанию все вооруженные силы переподчинили Генеральному штабу. Вместе с тем в 1994-1996 гг. вооруженными силами страны был накоплен опыт ведения боевых действий в новых условиях. Он не должен рассматриваться только как военный опыт применения вооруженных сил для локализации внутреннего вооруженного конфликта. Поскольку принципы оперативного искусства и тактики, основанные на предшествующем боевом опыте, во многом устарели, оказались оторванными от современной обстановки, именно опыт боевых действий в Чечне может выступить в качестве прообраза ведения будущих боевых действий, мобильных и эффективных, в условиях, когда отсутствует соприкосновение сторон, противник использует боевые очаговые сражения на всем театре военных действий, группировка войск противника уходит от прямых столкновений и удержания занимаемых районов. В целом процесс использования ВС РФ в разрешении вооруженных конфликтов на Северном Кавказе (1994-2008 гг.) подтвердил статус армии как несущей опоры государственности. Она выступила в роли гаранта стабильности страны. ВС РФ стали главной структурой в системе государственной деятельности по ликвидации угрозы распада России, имевшей место в 1990-х годах.
- Все проводимые операции по поддержанию мира на территории СНГ осуществлялись с использованием военного потенциала России, которая несла основные затраты (людские, финансовые, технические и др.). ВС РФ продемонстрировали высокий уровень миротворчества. Стороны-участники вооруженных конфликтов обращались именно к России за помощью в их урегулировании, даже если в регионе не проводилась миротворческая операция. Миротворческая деятельность ВС РФ в «горячих точках» на пространстве СНГ принесла ощутимые результаты - повсеместное прекращение боевых действий, перевод урегулирования в политическую плоскость, поддержание интенсивного переговорного процесса. В борьбе с террористическими проявлениями использовались самые жесткие меры, в том числе и со стороны ВС РФ. Учитывая, что международный терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, сфера ответственности вооруженных сил по противодействию ему существенно расширилась. Улучшилась координация усилий ВС РФ и силовых структур ряда стран СНГ в рамках Коллективных сил быстрого развертывания - специальных мобильных вооруженных формирований, предназначенных для противодействия международному терроризму и экстремизму в Центральноазиатском регионе коллективной обороны. За прошедший со времени дезинтеграции СССР период российские вооруженные силы, выполняя задачи в миротворческих операциях и в борьбе с международным терроризмом, продемонстрировали свою способность быть стратегической осью для всего постсоветского пространства и, главное, стабилизирующим фактором как в собственных границах, так и в ближнем зарубежье.
- Легитимность проведения ВС РФ операции по принуждению к миру Грузии в Южной Осетии и Абхазии (август 2008 г.) очевидна. Ответная военная операция России против грузинской группировки войск на югоосетинском направлении и ее тыловой инфраструктуры (военных баз, аэродромов, военных кораблей, складов оружия и боеприпасов и т.п.) являлась необходимой для скорейшего принуждения агрессора к миру. Военным итогом вооруженного конфликта стало нанесение серьезного поражения грузинским вооруженным силам и значительное уменьшение военной опасности для Южной Осетии и Абхазии. ВС РФ продемонстрировали способность выполнять задачи по боевому предназначению. Вместе с тем, несмотря на успешное выполнение ВС РФ поставленных перед ними задач в целом, конфликт выявил недостатки в оперативной и боевой подготовке войск, в организации связи и управления войсками, а также в действиях авиации и ПВО.
1.Гуров, В. А. Конкретно-исторические условия, влияющие на роль Вооруженных сил в разрешении локальных войн и вооруженных конфликтов в период перестройки и постперестроечный период (вторая половина 1980-х — первая половина 1990 гг.) / В. А. Гуров // Клио. Журн. для ученых. СПб., 2010. № 2 (49). С. 130—131 (0,3 печ. л.).
2.Гуров, В. А. Некоторые аспекты участия ВС СССР в вооруженных конфликтах на Кавказе (1920—1956) / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2010. № 3 (13). С. 117—118 (0,35 печ. л.).
3.Гуров, В. А. Вооруженные силы СССР и России на постсоветском пространстве: некоторые аспекты / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2010. № 4 (14). С. 130—132 (0,35 печ. л.).
4.Гуров, В. А. Роль вооруженных сил России в разрешении конфликтных столкновений в Средней Азии (1995—1998) / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2010. № 4 (14). С. 129—130 (0,35 печ. л.).
5.Гуров, В. А. Некоторый исторический опыт применения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах (Афганистан, Ирак, Чечня) / В. А. Гуров // Клио. Журн. для ученых. СПб., 2010. № 3 (50). С. 138—139 (0,3 печ. л.).
6.Гуров, В. А. Международный терроризм: некоторые аспекты проблемы в историческом контексте / В. А. Гуров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 6 (38). С. 168—172 (0,59 печ. л.).
7.Гуров, В. А. Задачи вооруженных сил России и стран СНГ по обеспечению национальной безопасности на постсоветском пространстве / В. А. Гуров // Вестник Орловского гос. ун-та. 2010. № 4 (12). С. 88—90 (0,54 печ. л.).
8.Гуров, В. А. Российские Вооруженные силы в миротворческих операциях по сохранению мира в Таджикистане (1992—2000) / В. А. Гуров // Клио. Журн. для ученых. СПб., 2011. № 1 (52). С. 128—130 (0,4 печ. л.).
9.Гуров, В. А. Вооруженные силы России и Республики Таджикистан: некоторые аспекты стратегического партнерства (1992—2008) / В. А. Гуров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 3 (41). С. 170—172 (0,59 печ. л.).
10.Гуров, В. А. Историческая обусловленность Грузино-Абхазского вооруженного конфликта (1989—1993) / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2011. № 1 (15). С. 331—334 (0,53 печ. л.).
11.Гуров, В. А. Государственная концепция и нормативно-правовая база применения вооруженных сил РФ в миротворческих операциях на постсоветском пространстве и в борьбе с международным терроризмом / В. А. Гуров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 6 (12) : в 3 ч. Ч. III. С. 73—76 (0,5 печ. л.).
12.Гуров, В. А. Некоторые аспекты применения Вооруженных сил РФ в операции по принуждению к миру в Южной Осетии и Абхазии / В. А. Гуров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 3 (2). С. 464—467 (0,6 печ. л.).
13.Гуров, В. А. Применение отечественных вооруженных сил в разрешении вооруженных конфликтов (1988—2008 гг.): краткий научный обзор некоторых архивных источников / В. А. Гуров // Клио. Журн. для ученых. СПб., 2012. № 2 (62). С. 60—62 (0,5 печ. л.).
14.Гуров, В. А. Вооруженные силы СССР в армяно-азербайджанском (Карабахском) вооруженном конфликте (1988—1991 гг.) / В. А. Гуров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 3. С. 110—116 (0,83 печ. л.)
15.Гуров, В. А. Вооруженные силы в борьбе с международным терроризмом (1999—2010) / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2012. № 2 (20). С. 95—98 (0,47 печ. л.).
16.Гуров, В. А. Исторический опыт применения пограничных войск КГБ СССР и ФСБ РФ в формировании «пояса безопасности» на северных границах Афганистана в 1979—2005 гг. / В. А. Гуров // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2014. № 1 (27). С. 101—104 (0,8 печ. л.).
Монографии
1.Гуров, В. А. Этнические, региональные конфликты современности и армия: первый исторический опыт (1988—1998 гг.) / В. А. Гуров. Тольятти : Изд-во ТВТИ, 2005. 182 с. (8,27 печ. л.).
2.Гуров, В. А. Историография и исторические причины локальных войн и вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве: первый исторический опыт (1988—2005 гг.) / В. А. Гуров. Тольятти ; Самара : ООО «Типография», 2010. 208 с. (12,09 печ. л.).
3.Гуров, В. А. Применение отечественных вооруженных сил во внутренних региональных конфликтах (1988—2008 гг.) / В. А. Гуров. Самара : ООО «Изд-во Ас Гард», 2012. 138 с. (8,02 печ. л.).
4. Гуров, В. А. Советские, российские вооруженные силы: их роль в разрешении вооружен ных конфликтов в 1988—2008 гг. / В. А. Гуров. Самара : ООО «Изд-во Ас Гард», 2013. 534 с. (32,49 печ. л.).
Научные статьи, очерки
1.Гуров, В. А. Помнить всегда, хранить вечно. Исторический очерк-воспоминания / В. А. Гуров. Тольятти : Изд-во ТФ ВИТУ, 2003. 135 с. (8,79 печ. л.).
2.Гуров, В. А. От Афганистана до Чечни / В. А. Гуров // Ориентир. 2000. № 6. С. 26—28 (0,4 печ. л.).
3.Гуров, В. Нам уроки эти забывать нельзя / В. Гуров, В. Чернов, А. Костюченко // Армейский сборник. 2004. № 1 (115). Янв. С. 37—44 (0,5 печ. л.; личный вклад диссертанта — 0,3 печ. л.).
4.Гуров, В. А. Вооруженные силы России в стратегическом партнерстве с Республикой Таджикистан / В. А. Гуров // Бизнес и политика. Душанбе, 2008. № 8. 21 февр. С. 11—20 (0,4 печ. л.).
5.Гуров, В. А. Роль вооруженных сил России в стратегическом партнерстве с Республикой Таджикистан (1992—2008 гг.) / В. А. Гуров // Международная конференция Центра стратегических исследований при Президенте РТ «Безопасность как основа стратегических отношений России и Таджикистана : сб. докл. г. Душанбе, 29—30 янв. 2008 г. / под ред. С. И. Шарипова [и др.]. Душанбе : ЦСИ, 2008. С. 303—321 (0,8 печ. л.).
6. Гуров, В. А. Мемуары российских генералов как источник изучения вооруженных кон фликтов / В. А. Гуров // Вестник Гуманитарного института ТГУ. Тольятти, 2011. Вып. 1 (10). С. 14—20 (0,53 печ. л.).
7.Гуров, В. А. Теоретико-методологические основы изучения применения советских, российских вооруженных сил в разрешении вооруженных конфликтов / В. А. Гуров // Вестник Гуманитарного института ТГУ. Тольятти, 2011. Вып. 1 (12). С. 6—14 (0,79 печ. л.).
8.Гуров, В. А. Некоторый исторический анализ террористических актов на территории Российской Федерации в период с 1999 по 2008 год / В. А. Гуров // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Тольятти : Изд-во ВУ, 2011. № 7. С. 180—185 (0,75 печ. л.).
9. Гуров, В. А. Применение вооруженных сил РФ в миротворческих операциях (1992— 2008 гг.) / В. А. Гуров // Российская государственность: от истоков до современности : междунар. науч. конф., приуроченная к 1150-летию российской государственности (г. Самара, 13—15 сент. 2012 г.) : сб. статей. Самара : СНЦ РАН, 2012. С. 245—257. (1,43 печ. л.).