2. Создание искусственной управляющей среды с помощью гребных тренажеров проявляется: в направленном изменении амплитуды гребка, высоты подъёма рук с веслом-имитатором, угла наклона туловища, взаимодействия сил тренажёра и гребца, действия силы тяжести спортсмена и снаряда, сопротивления среды, розы ветров, скорости перемещения тренажёра и воспитанника; в активном программировании длительности, амплитуды, темпа, ритма гребковых движений через зрительный, слуховой, тактильный, вестибулярный, двигательный и другие анализаторы; ограничении нерациональных траекторий и положений звеньев тела; в направленной стимуляции физического воздействия на спортсмена в виде тяги, приложенной на весло-имитатор.
3. Сопряженное развитие способности к равновесию и обучение технике гребли с применением комплекса тренажерных устройств функционирует как целостная педагогическая система, входящая составной частью в систему начальной спортивной подготовки гребцов. Ее структурными компонентами выступают цель, содержание, субъект и объект педагогического процесса, функциональными - педагогическая деятельность тренера и учебно-тренировочная деятельность спортсменов.
Эффективность сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса тренажерных устройств обеспечивается учетом педагогических закономерностей (взаимосвязь этапов обучения технике гребли с уровнями усвоения входящих в ее содержание двигательных действий; обусловленность процесса и результатов обучения технике гребли качеством формирования ориентировочной и контрольно-корректировочной частей позно-тонических и гребковых движений; взаимосвязь результатов обучения технике гребли с организацией учебно-познавательной деятельности юных гребцов на уровне средств и методов; целостность и единство целей, содержания и процесса обучения технике гребли; диалектическое единство процессов преподавания и изучения двигательных действий) и вытекающих из них дидактических принципов, направляющих процесс сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли: системности, целостности, доступности, наглядности, последовательности, индивидуализации. природосообразности.
4. Реализация модели сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса тренажерных устройств осуществляется через последовательное применение восьми групп физических упражнений, включающих общеподготовительные, подводящие, специально-подготовительные и специальные упражнения:
1, 2 - общеподготовительные и подводящие упражнения, выполняемые на полу и возвышенности в статическом и динамическом режимах работы мышц;
3 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на тренажёрных устройствах а) на блочном и б) на простейшем - тренировочном приспособлении в виде ¼ круглого бревна с небольшими качаниями в стороны;
4 - общеподготовительные и подводящие упражнения, выполняемые в динамических и статических режимах работы мышц на полу; на возвышенности;
5 - общеподготовительные и подводящие упражнения, выполняемые в динамических и статических режимах работы мышц на возвышенности;
6 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на «Каноэ-тренажёре для формирования равновесия»;
7 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на «Тренажёре-каноэ», скользящем по уплотнённому снегу;
8 - специально-подготовительные и специальные упражнения, выполняемые на гоночной лодке каноэ-одиночке С-1 на воде.
Методы организации учебно-тренировочной деятельности подразделяются на три группы - методы формирования координационных способностей, методы обучения двигательным действиям и методы сопряженного воздействия.
5. Процесс освоения техники гребли с одновременным развитием способности к равновесию осуществляется поэтапно на следующих уровнях: 1) формирования логических, зрительных и двигательных представлений о способе решения двигательной задачи (ориентировочной основы действия); 2) разучивания действия до уровня двигательного умения. 3) освоения действия на уровне двигательного навыка. В соответствии с этими уровнями усвоения нами выделены три последовательных этапа, прохождение которых в целом определяет эффективность становления и роста технического мастерства гребцов: этап первоначального изучения; этап углублённого разучивания; этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель первого этапа заключается в развитии общей способности к равновесию и формировании ориентировочной основы стойки каноиста и гребковых движений, второго этапа - в формировании умения выполнять гребковые движения с сохранением устойчивого положения тела в стойке каноиста на суше, третьего - в формировании навыков выполнения гребковых движений с сохранением устойчивого положения тела сначала на суше, а затем на воде в условиях передвижения на лодке-каноэ.
Задачи формирования равновесия и обучения технике гребли в рамках разработанной нами технологии решаются путём применения на каждом этапе конкретных и адекватных им методов, методических приёмов и средств организации учебно-тренировочной деятельности юных гребцов.
6. Практическая реализация разработанной нами технологии сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса тренажерных устройств приводит к существенному повышению устойчивости положения тела в простой и сложной стойках каноиста при выполнении упражнений на «Каноэ-тренажере для формирования равновесия».
Применение общеподготовительных и подводящих упражнений, направленных на развитие вестибулярного аппарата и развитие общей способности к равновесию, обеспечивает более высокий тренировочный эффект сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса тренажерных устройств, проявляющийся в высоких результатах в гонках на «Тренажере-каноэ» и соревновательных результатах на дистанциях С-1 200 м и С-1 2000 м.
Уровень формирования координационной способности к равновесию имеет существенное значение для качества выполнения гребковых движений и быстроты овладения техникой их выполнения, о чем говорит выявленная нами тесная корреляция показателей способности к равновесию в простой и сложной стойках с соревновательными результатами в гребле на каноэ и тесная взаимосвязь соревновательных результатов на дистанциях 200 и 2000 м.
1. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёра-каноэ» / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Электронный ресурс] – 2010. - № 3 (16). – С. 31-39. (0,69/0,20)
2. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. - № 6 (76). – С. 54-61. (0,75/0,30/0,12)
3. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 20011. - № 7 (77). – С. 76-80. (0,74/0,15)
4. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал]– 2011. - № 3 (20). – С. 59-63. (0,31/0,18)
5. Зеленин, Л.А., Медведков В.Д. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал] – 2011. - № 3 (20). – С. 64-69. (0,73/0,20)
6. Зеленин, Л.А. Улучшение функции равновесия детей с церебральным параличом – основа для нормализации их передвижения без вспомогательных средств / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. № 2. - С. 17-19. (0,55/0,21)
7. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 3(85). - С. 94-103. (0,75)
8. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёра-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 4(86). - С. 48-57. (0,82/0,23)
9. Зеленин, Л.А. Биомеханические параметры нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы [Российский научный электронный журнал.]. – 2012. - № 3 (24). – С. 21-29. (0,53)
10. Зеленин, Л.А. Тренажёр для улучшения равновесия и подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2012. - № 3 (24). – С. 30-35. (0,43)
11. Зеленин, Л.А. Инновационный метод развития координационных способностей в гребле / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2012. - № 4 (25). – С. 51-54. (0,46)
12. Зеленин, Л.А. Гребные тренажёры для каноэ и эффекты при их использовании / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012.-№ 12(94).- С. 60-68. (0,47)
13. Зеленин, Л.А. Улучшение устойчивости детей с церебральным параличом средствами системы развития равновесия / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012.-№ 12(94). - С. 68-73. (0,44)
14. Зеленин, Л.А. Теоретические и методологические основы создания тренажёрных средств в гребном спорте / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 1(95). – С. 35-41. (0,53)
15. Зеленин, Л.А. Технология развития равновесия в сопряжённом освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажёров / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. - № 1(95). – С. 42-51. (0,47)
16. Зеленин, Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л.А. Зеленин // European Social Science Journal / Европейский журнал социальных наук. – 2013, № 2. - С. 106-112. (0,34)
17. Зеленин, Л.А. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на социализацию личности детей с ограниченными жизненными возможностями / Л.А. Зеленин // Адаптивная физическая культура. - 2011. - Т. 48. - № 4. С. - 54-55. (0,57/0,23)
18. Зеленин, Л.А. Система развития равновесия – основа устойчивости тела начинающих гребцов / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2013. - № 2 (27). – С. 26-37. (0,62)
19. Зеленин, Л.А. Нетрадиционное развитие равновесия и техники гребли юных каноистов на суше / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2013. - № 2 (27). – С. 37-45. (0,68)
20. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы профилактики опрокидывания каноэ / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2013. - № 2 (27). – С.45-54. (0,56)
21. Зеленин, Л.А. Формирование образа техники гребли на тренажёрах в системе психической регуляции с помощью перцептивного обучения / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2013. - № 2 (27). – С.55-62. (0,75)
22. Зеленин, Л.А., Паначёв В.Д. Влияние адаптивной физической культуры с использованием гребли на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения / Л.А. Зеленин, В.Д. Паначёв // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. – 2013. - № 2 (27). – С.63-67. (0,43/0,18)
23. Зеленин, Л.А. Влияние тренажёров на основные свойства нервной системы спортсменов /Л.А. Зеленин // Теория и практика физ. культуры. – 2013. - № 10. – С.94-98. (0,76)
24. Зеленин, Л.А. Развитие равновесия в гребном спорте с помощью специализированных тренажёров (теоретический анализ) / Л.А. Зеленин // Теория и практика физической культуры. – 2013. - № 11. – С. 73-76. (0,78)
25. Зеленин, Л.А. Воспитание юных гребцов высокого класса в контексте подготовки к соревнованиям крупного масштаба / Л.А. Зеленин // Наука и образование. – 2014. – 3 (129). – С. 153-156. (0,62)
Монографии
26. Зеленин, Л.А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: монография / Л.А. Зеленин. – Пермь, 2007. – 223 с. (13,93)
27. Зеленин Л.А. Развитие и саморазвитие личности студента средствами лёгкой атлетики : монография / А.А. Оплетин, Л.А. Зелени, П.Г. Багдерин. – Пермь, 2011. – 208 с. (1,12/11,63/0,25)
Патенты, изобретения
28. Зеленин, Л.А. Устройство для тренировки функции равновесия гребцов / Л.А. Зеленин // патент РФ № 40199 от 10.09.2004. (0,34)
29. Зеленин, Л.А. Тренажёр-каноэ / Л.А. Зеленин // Патент на изобретение RUS № 2461404 от 20 сентября 2012 г. (0,56)
Основные публикации в других научных изданиях
30. Зеленин, Л.А. О развитии статической выносливости позных мышц для поддержания равновесия гребцов / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. мат-лов X Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, – 2011. – С. 255-257. (0,34)
31. Зеленин, Л.А. Формирование техники двигательных действий начинающих каноистов с помощью тренажёров / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. мат-лов X Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, – 2011. – С. 263-266. (0,65)
32. Зеленин, Л.А. Антропотехника в гуманизации человечества / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. мат-лов X Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, – 2011. – С. 243-247. (0,75)
33. Зеленин, Л.А. Наследие И.П. Ратова – концепция перспектив развития тренажёров нового поколения в физкультурно-спортивной деятельности / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. мат-лов X Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, – 2011. – С. 247-254. (0,93)
34. Зеленин, Л.А. Простейшие тренажёры, дающие здоровье / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. мат-лов X Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, – 2011. – С. 257-262. (0,37)
35. Зеленин, Л.А. Система специальных физических упражнений (ССФУ) координационного направления как основа воспитания спортивной техники в процессе ОФП / Л.А. Зеленин // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь, 2006. – С. 26-27. (0,33/0,15)
36. Зеленин, Л.А. Теоретическое понятие – статическая выносливость равновесия / Л.А. Зеленин // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры и спорта : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (27-29 июня 2007 г.). / Перм. ГТУ. – Пермь, 2007. – С. 110-114. (0,37)
37. Зеленин, Л.А. Тренажеры, воздействующие на нервную систему / Л.А. Зеленин // Актуальные проблемы инновационного развитии физической культуры, спорта и туризма : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (23-25 июня 2010 г.). / Перм. ГТУ. – Пермь, 2010. – С. 254-259. (0,32)
38. Зеленин, Л.А. Тренажёры, формирующие в искусственных условиях среды (зимы) технику гребли в сопряжённом развитии специфического (водного) равновесия у начинающих гребцов / Л.А. Зеленин // Национальный исследовательский университет в системе непрерывного образования (к 95-летию Пермского университета) : мат-лы Междунар. науч.-мет. конф. (Пермь, Перм. ун-т, 12-13 октября 2011 г.) / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – С. 360-362 с. (0,46)
39. Зеленин, Л.А. Начальный тренировочный процесс в системе специальных физических упражнений (ССФУ) координационного характера / Л.А. Зеленин // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь, 2006. – С. 23-25. (0,35/0,21/0,12)
40. Зеленин, Л.А. Система стимулируемого развития специфического равновесия в исходных положениях / Л.А. Зеленин // Университетское образование: классический университет в российском образовательном пространстве: Научный журнал «Вестник Пермского университета». – 2007 (выпуск 6 (11). – С. 204-210. (0,95)
41. Зеленин, Л.А. Тренажёры для физической подготовки гребцов / Л.А. Зеленин // Оптимизация учебно-тренировочного процесса : тезисы докладов VІІ Всероссийской научно-практической конференции, Н. Новгород, 27 ноября 2008 г. – Н. Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – С. 16-17. (0,34)
42. Зеленин, Л.А. Развитие силовой подготовки при использовании тренажёров / Л.А. Зеленин // Оптимизация учебно-тренировочного процесса : тезисы докладов VІІ Всероссийской научно-практической конференции, Н. Новгород, 27 ноября 2008 г. – Н. Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – С. 18-19. (0,30)
42. Зеленин, Л.А. Гуманизация технических средств в жизнедеятельности человека / Л.А. Зеленин // Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы участников VІІ международного симпозиума. Т. І / под научной ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. – Орёл : ОрёлГТУ, 2010. – С. 41-46. (0,74)
44. Зеленин, Л.А. Инновационные методы ускоренного формирования специфического (водного) равновесия в сопряжённом освоении техники гребковых движений начинающих каноистов на суше / Л.А. Зеленин // Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы участников VІІ международного симпозиума. Т. І / под научной ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. – Орёл : ОрёлГТУ, 2010. – С. 214-224. (0,75)
45. Зеленин, Л.А. Теория и методика (движущей) скользящей системы «Тренажёр-каноэ-гребец-весло-имитатор» / Л.А. Зеленин // Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы участников VІІ международного симпозиума. Т. І / под научной ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. – Орёл : Орёл ГТУ, 2010. – С. 224-232. (0,65)
46. Зеленин, Л.А. Технические средства обучения (ТСО) в воспитании техники гребли с одновременным формированием специфического равновесия начинающих каноистов / Л.А. Зеленин // Физическая культура и спорт в общеобразовательных учреждениях : сборник материалов Всероссийского научно-практической конференции (г. Чайковский, 2 ноября 2007). – Чайковский : Чайковский ГИФК, 2007. – С. 162-164. (0,23)
47. Зеленин, Л.А. В учебном процессе система специальных физических упражнений направлена на воспитание общей физической подготовленности / Л.А. Зеленин // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы : Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 75-летию КГТУ им. А.Н. Туполева : тезисы докладов, Казань, 7-9 июня 2007 года. – Казань : Издательство ООО «Стар», 2007. - С. 124-125. (0,26)
48. Зеленин, Л.А. Гуманизация технических средств в образовании / Л.А. Зеленин // Образование и культура в развитии современного общества : материалы международной научно-практической конференции. Часть І – Новосибирск : Изд. ООО «БАК», 2009. – С. 294-297. (0,25)
49. Зеленин, Л.А. Процесс создания тренажёра для формирования техники двигательного действия / Л.А. Зеленин // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры и спорта : сборник материалов международной научно-практической конференции (25-26 декабря 2009 г.). – Пермь : Издательство Пермского технического университета 2009. – С. 330-335. (0,33)
50. Зеленин, Л.А. Тренажёры, создающие психологический настрой и эффективную уверенность в своих силах / Л.А. Зеленин // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы Междунар. электрон. науч.–практ. конф. (25-26 мая 2012 г., Красноярск) / отв. за вып. Т.Г. Арутюнян; Сиб. Гос. аэрокосмич. ун-т. – Электрон. текстовые дан. (36,5 Мб). – Красноярск, 2012. – 363 с.(0,56)