Для данных процессов характерны следующие тенденции:
- повышение значимости информации и знаний для поддержания безопасности;
- увеличение доли информационных коммуникаций, средств и продуктов программного обеспечения, используемых в процессе обеспечения безопасности;
- зависимость современного прогресса в сфере защиты национальной безопасности от успехов развития информационных технологий и связанных с ним областей экономики и финансов;
- появление новых угроз информационной безопасности из глобального информационного пространства, которое имеет планетарный масштаб охвата.
В данной связи политика национальной безопасности Российской Федерации в современных тенденциях глобального информационного пространства носит всесторонний характер и направлена на:
- договоренность с основными державами мира по предотвращению и урегулированию локальных и региональных вооруженных конфликтов через миротворчество и принуждение к миру; борьбу с международным терроризмом и наркоторговлей;
- взаимодействие по пресечению распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, усиление режимов экспортного контроля и ужесточение санкций к их нарушителям;
- сотрудничество великих держав по созданию единой системы ПРО с использованием сил и средств ВКО России, интенсификацию переговоров по сокращению обычных вооружений, неприменение в вооруженных конфликтах оружия, наносящего массовое поражение личному составу;
- объединение усилий по предотвращению кризисных явлений во всех сферах человеческой деятельности с использованием современных информационных технологий.
2. Повышение статуса Российской Федерации в международном сообществе требует от нашей страны развиваться такими же инновационными темпами, как и другие великие державы и высокоразвитые индустриальные государства, а на некоторых направлениях и опережать их, уделяя особое внимание обеспечению информационной безопасности как базовому элементу системы национальной безопасности страны. Решение этой задачи следует осуществлять комплексно, на трех главных уровнях обеспечения информационной безопасности: отраслевом, национальном и международном. На первом уровне должно быть обеспечено устойчивое функционирование информационной инфраструктуры. Второй - связывает между собой всю основу национальной безопасности страны. На третьем - необходимо предотвращать возникновение угроз из глобального информационного пространства с целью обеспечения национальной безопасности России.
3. Информационное противоборство, порождаемое обостряющейся конкуренцией между ведущими державами современного мира, все в большей мере распространятся на российское информационное пространство. В ходе глобального информационного противоборства государство преследует следующие политические цели: модернизацию системы национальной безопасности; защиту и продвижение национальных интересов в информационной сфере; обеспечение информационной безопасности как важного элемента национальной безопасности; укрепление международной безопасности; создание и применение отечественных высоких информационно-коммуникационных технологий.
Информационная мощь ведущих держав современного мира позволяет им реализовывать свои важные геополитические цели в отдельных случаях без применения силовых инструментов.
В диссертационной работе дана характеристика глобального информационного противоборства, которому присущи следующие основные черты: скрытый, неявный характер осуществления; высокая скорость распространения информации; реализация многих действий при широкомасштабном использовании средств массовой информации и сети Интернет; действия в рамках глобального информационного пространства. В этой связи серьезную опасность представляет информационный терроризм, как составная часть международного терроризма, активно действующего в глобальном информационном пространстве, не признавая государственных границ, не имея ни национальной, ни религиозной принадлежности.
Основными формами информационного противоборства могут быть: информационное доминирование; информационная асимметрия; информационное сдерживание; информационная агрессия.
4. В настоящее время глобализация превратилась в основную тенденцию мирового развития, оказывает самое существенное влияние на военно-политическую сферу и повышает значимость информационной безопасности на национальном уровне. Это влияние многоплановое и противоречивое, как и сам процесс глобализации. Во-первых, государство с хорошо подготовленными и оснащенными вооруженными силами, при условии жесткого противостояния в глобальном мире, способно защитить свои национальные интересы. Во-вторых, военно-политическая глобализация дала толчок развитию инновационным технологиям, которые позволили создать новые современные виды вооружений и новые рода войск. В-третьих, глобализация привела к расширению сфер боевого применения войск - в глобальном информационном пространстве и в космосе.
Отсюда следует отметить, что военно-политическая глобализация выступает ключевым фактором модернизации всей системы национальной безопасности Российской Федерации.
5. В ходе исследования введен и обоснован ряд новых понятий политической науки, необходимых для теоретического изучения и разработки практических рекомендаций по обеспечению национальной безопасности в информационно-политическом измерении:
- информационно-политическая безопасность - это состояние защищенности государства, при котором обеспечивается политика информационной безопасности в условиях существующих угроз из глобального информационного пространства с использованием СМИ, сети Интернет и других средств распространения информации;
- информационно-политическая устойчивость - это способность государства осуществлять политику нейтрализации существующих угроз в информационном пространстве с целью обеспечения безопасности в информационно-политической, информационно-технологической и информационно-психологической сферах системы национальной безопасности страны;
- информационно-политический кризис - это общественно-политическое явление, для которого характерны перенос политической борьбы в информационную сферу и использование в политических конфликтах средств информационного противоборства, что порождает возникновение серьезных негативных последствий для национальной безопасности государства.
В работе также были сформулированы и другие понятия, необходимые для раскрытия темы исследования (информационно-политическая необходимость, информационно-политическая достаточность, информационно-политический консенсус).
6. Предотвращение или парирование угроз возникающих в информационном пространстве выступают в качестве важных факторов для обеспечения национальной и международной безопасности. Такой подход особенно важен, когда сеть Интернет постепенно превратилась в важный политический ресурс влияния на общественное сознание. Этому способствовали следующие особенности данной сети как средства коммуникации: всемирный масштаб охвата, высокая скорость распространения политической информации, мультимедийность, интерактивность.
Интернет-ресурсы также активно используются в преступных целях: кибертерроризм, размещение порнографического контента или контента, содержащего информацию о наркотиках, информацию, побуждающую к самоубийствам («киберсуицид») и т.п.
При проведении политики модернизации системы национальной безопасности России необходимо принимать во внимание три возможных сценария развития Интернета в среднесрочной перспективе: первый - сохранение статус-кво в этой глобальной системе; второй - распад глобальной сети на региональные и национальные системы гораздо меньших масштабов и обособленные друг от друга различными защитными и контрольными структурами; третий - создание индустриально развитыми государствами современного мира защищенных национальных информационно-коммуникационных сетей, которые допускают выход информационного контента, не представляющего угрозу национальной безопасности, в глобальную сеть.
7. В результате исследования национальной безопасности в информационно-политическом измерении предложено ввести в политическую науку новые категории:
- информационный суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики. Верховенство реализуется в национальном сегменте, а независимость - в глобальном информационном пространстве. В диссертации раскрыты основные сферы проявления информационного суверенитета: информационно-технологическая, информационно-психологическая, а так же информационно-политическая. Впервые в политической науке представлена структура информационного суверенитета, включающая в себя следующие основные элементы: цифровой, ментальный и властный суверенитеты;
- государственная политика информационного суверенитета - это деятельность государства по осуществлению самостоятельной информационной политики на основе существующих законов страны и норм международного права в информационной сфере с целью обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.
8. В диссертационном исследовании разработаны и предложены методики, критерии и показатели оценки прогнозируемого состояния системы национальной безопасности в информационном пространстве: методика регрессивного анализа ущерба; методика нахождения квалиметрических показателей на основе линейных сверток для комплексных количественных оценок в политических науках; методика оценки возможного ущерба государству на основе вероятностной модели событий.
9. При анализе концептуальных основ политики национальной безопасности сделан вывод, что одной из центральных категорий является «угроза национальной безопасности». На первый план в современной международной политике выходят новые вызовы и угрозы, имеющие трансграничную природу. Среди них по масштабам проявления, степени диверсификации, возможному ущербу и последствиям выделяются угрозы национальной безопасности в информационном пространстве. В диссертационном исследовании произведена классификация данных угроз по следующим факторам: по компонентам информационной сферы, по расположению источника угроз, по происхождению угроз, по характеру деструктивного воздействия, по целям воздействия, по масштабам проявления. Проведен анализ основных выделенных групп типовых угроз.
10. Выявлены причины, обуславливающие необходимость формирования культуры информационной безопасности, раскрыто содержание данной культуры и проанализированы ее составные элементы: осведомленность, ответственность, риск-менеджмент, реагирование и др. Разработаны рекомендации по формированию культуры информационной безопасности общества.
11. В отношениях России с США и НАТО в информационной сфере сложилась асимметрия, причины которой имеют политическую, идеологическую, экономическую и технологическую природу. В данных условиях нашей стране следует искать адекватные ответы на потенциальные информационные угрозы с Запада. Следует сосредоточить активность в информационном пространстве тех регионов, где особенно важны наши национальные интересы. Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере перспективным направлением является сотрудничество в рамках ОДКБ, ШОС, БРИКС.
12. В ходе исследования деятельности органов власти государств - членов ОДКБ были разработаны и обоснованы основные направления обеспечения региональной политики информационной безопасности:
- формирование общего пространства безопасности в информационной сфере государств - членов ОДКБ;
- сближение и гармонизация законодательств стран Организации. Предложена система мер по реализации региональной информационной политики:
- унификация понятийного аппарата в сфере обеспечения информационной безопасности;
- политико-организационные мероприятия совместной деятельности по обеспечению информационной безопасности в рамках ОДКБ;
- синхронизация существующих и создание новых единых технологических стандартов в сфере информационной безопасности.
1.Кучерявый, М. М. Региональная модель формирования информационного общества (На примере Содружества Независимых Государств) / М. М. Кучерявый, В. В. Плотников // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 11. - С. 138-143. (1.1/0.6 п.л.)
2.Кучерявый, М. М. Роль России и евразийского региона в формировании глобального подхода к обеспечению международной информационной безопасности / М. М. Кучерявый, В.В. Плотников // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 12. -С. 121-127. (1.1/0.6 п.л.)
3.Кучерявый, М. М. К вопросу о концептуальных направлениях организационно-правового обеспечения информационной безопасности государств- участников СНГ / М. М. Кучерявый, И. Л. Бачило, М. А. Вус, О. С. Макаров // Информатизация и связь. - 2012. - № 4. - С. 4-11. (1.5/0.5 п.л.)
4.Кучерявый, М. М. О понятийном аппарате модельного законодательства СНГ / М. М. Кучерявый, М. А. Вус // Информатизация и связь. - 2012. - № 4. - С. 12-14. (0.8/0.4 п.л.)
5.Кучерявый, М. М. Методологические проблемы обеспечения информационной безопасности критически важных объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, Д. Н. Шакин // Информатизация и связь. - 2012. - № 7. - С. 42-47. (1.5/0.7 п.л.)
6.Кучерявый, М. М. Проблема информационной безопасности и развитие информационного общества / М. М. Кучерявый, В. П. Заболотский // Информатизация и связь. - 2012. - № 9. - С. 3-6. (1/0.6 п.л.)
7.Кучерявый, М. М. Эскиз системного подхода к формированию понятийного аппарата информационной безопасности / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, Д. Н. Шакин, Р. М. Юсупов // Информатизация и связь. - 2012. -№9.-С.7-15. (1.5/0.7 п.л.)
8.Кучерявый, М. М. Глобальное информационное общество и проблемы безопасности / М. М. Кучерявый // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. - 2013. - № 9 (сентябрь). - С. 89-92. (1 п.л.)
9.Кучерявый, М. М. Основные направления государственной политики РФ в области обеспечения международной информационной безопасности / М. М. Кучерявый // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. -2013. - № 12 (декабрь). - С. 54-59. (1.1 п.л.)
10.Кучерявый, М. М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России / М. М. Кучерявый // Евразийская интеграция: экономика, право, политика.- Санкт-Петербург. - 2013. - № 14. - С. 164-168. (1 п.л.)
11.Кучерявый М. М. О защите государственных секретов в ОДКБ /М. М. Кучерявый, М. А. Вус, О. С. Макаров // Информатизация и связь. - 2013. - № 6. -С. 31-33. (1/0.5 п.л.)
12.Кучерявый, М. М. О совершенствовании и гармонизации национального законодательства государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности / М. М. Кучерявый, И. Л. Бачило, В. В. Бондуровский, М. А. Вус, О. С. Макаров // Информационное право. - 2013. -№ 1(32). - С. 24-27. (1.1/0.5 п.л.)
13.Кучерявый, М. М. Роль России в международно-правовом обеспечении международной информационной безопасности / М. М. Кучерявый // Управленческое консультирование. - 2013. - № 3(51). - С. 5-11. (1 п.л.)
14.Кучерявый, М. М. Роль России в мировом сообществе и укрепление безопасности в Евразийском регионе / М. М. Кучерявый // Управленческое консультирование. - 2013. - № 10(58). - С. 37-43. (0.9 п.л.)
15.Кучерявый, М. М. Проблемы международной безопасности в контексте современной политической науки / М. М. Кучерявый // Управленческое консультирование. - 2013. - № 11(59). - С. 23-32. (1 п.л.)
16.Кучерявый, М. М. К вопросу о сущности и содержании информационной безопасности / М. М. Кучерявый, Д. Н. Шакин, П. П. Гвритишвили // Информатизация и связь. - 2014. - № 1. - С. 17-20. (0.9/ 0.45 п.л.)
17.Кучерявый, М. М. Политика модернизации национальной безопасности российской федерации в условиях глобального информационного общества / М. М. Кучерявый // Вестник СПбГЭУ.- 2014.- № 4(71).- Серия «гуманитарные науки».- С. 3-6. (0.7 п.л.)
18.Кучерявый, М. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в аспекте глобальных политических процессов современного мира/ М. М. Кучерявый // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. - 2014. - № 2 (февраль). - С. 105-109. (0.65 п.л.)
19.Кучерявый, М. М. Роль информационной составляющей в системе политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / М. М. Кучерявый // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- 2014.- № 164.- С. 155-163. (1.2 п.л.)
20.Кучерявый, М. М. Для совершенствования системы информационной безопасности ОДКБ/ М. М. Кучерявый, М. А. Вус, О. С. Макаров, Г. И. Перекопский // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. - 2014. - № 8 (август). - С. 37-40. (1/0.3 п.л.)
Монографии
21.Кучерявый, М. М. Национальная безопасность в современных международных отношениях: информационно-политические аспекты / М. М. Кучерявый; монография; Сев.-Зап. Ин-т упр. - фил. РАНХиГС. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХИГС, 2014. - 224 с. (14.0 п.л.)
22.Кучерявый, М. М. Военная безопасность России: монография / М. М. Кучерявый. - Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2010. - 185 с. (11.6 п.л.)
23.Кучерявый, М. М. Роль ШОС и ОДКБ в обеспечении безопасности в Евразийском регионе / М. М. Кучерявый [и др.] // Актуальные проблемы национальной безопасности России. К 70-летию УрГСХА: монография. -Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2010. - 248 c. (15.5/1.5 п.л.)
24.Кучерявый, М. М. Российские инициативы в сфере формирования международного режима информационной безопасности / М. М. Кучерявый [и др.]; под. ред. В. М. Перевалова // Интеграционные процессы и правовое обеспечение национальной безопасности в Европейско-Азиатском регионе: монография. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия, 2012. - 240 с. (14/1.5 п.л.)
Словари - справочники
25. Кучерявый, М. М. Словарь - справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств - участников СНГ / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, В. В. Бондуровский, Р. М. Юсупов [и др.]; под. ред. М. А. Вуса и В. В. Бондуровского. - СПб.: Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. - 360 с. (22.5/2.5 п.л.)
26. Кучерявый, М. М. Словарь - справочник по информационной безопасности для Парламентской Ассамблей ОДКБ / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, В. Е. Подкидышева, Д. Н. Шакин [и др.]; под. общ. ред. М. А. Вуса и М. М. Кучерявого. - СПб.: СПИИРАН. Издательство «Анатолия». «Полиграф. технологии», 2014. - 97 с. (5.9/3 п.л.)
Другие публикации
27. Кучерявый, М. М. ШОС и ОДКБ - партнеры по обеспечению безопасности в евразийском регионе / М. М. Кучерявый // Проблемы обеспечения геополитической безопасности России: матер. Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-25 сентября 2009 г. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2009.
- 145 с. (7.5/0.4 п.л.)
28.Кучерявый, М. М. Международные процессы и обеспечение безопасности России / М. М. Кучерявый // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Современная внешняя политика России в глобальном и европейском измерении. - Санкт-Петербург. - 2010. - Том 1. -Вып. 1. - 347 с. (21.75/0.65 п.л.)
29.Кучерявый, М. М. Политология: учебное пособие / М. М. Кучерявый, В. И. Шерпаев. - Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2010. - 238 с. (14.9/8 п.л)
30.Кучерявый, М. М. Обеспечение информационной безопасности в условиях трансформации современного мирового порядка / М. М. Кучерявый // Императорский Царскосельский лицей в истории России XIX-XXI вв.: тез. докл. Междунар. науч. конф. к 200-летию со дня основания Императорского Царскосельского лицея, Санкт-Петербург, 20-21 октября 2011 г. - СПб.: изд-во СЗИ РАНХиГС, 2011. - 92 с. (2.74/0.25 п.л.)
31.Кучерявый, М. М. Военная политика и воздушно-космическая оборона России / М. М. Кучерявый, В. И. Шерпаев [и др.]; науч. ред. В. М. Перевалова // Многополярный мир как глобальная альтернатива. Взгляд России: докл. -Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия, 2012. - 290 с. (16.85/1 п.л.)
32.Кучерявый, М. М. Понятийный аппарат модельного законодательства Содружества независимых государств / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, В. Е. Подкидышева // Экономика, социология и право: журнал научных публикаций. - 2012. - № 12 (декабрь). Спецвыпуск. - 298 с. (0.7/0.3 п.л.)
33. Кучерявый, М. М. Проблема информационной безопасности в современном обществе / М. М. Кучерявый // Информационная безопасность. Невский диалог - 2012: матер. 4-ой науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23-24 октября 2012 г. - СПб.: ЛЕНЭКСПО, 2012. - 56 с. (0.3 п.л.)
34.Кучерявый, М. М. Понятия: безопасность, защищенность, риск / М. М. Кучерявый // Региональная информатика (РИ-2012): матер. юбилейной XIII Санкт-Петербургской Междунар. конф., Санкт-Петербург, 24-26 октября 2012 г. - СПб.: СПОИСУ, 2012. - 420 с. (48.8/0.3 п.л.)
35.Кучерявый, М. М. Национальная безопасность России в воздушно-космическом пространстве / М. М. Кучерявый // Жизнь. Безопасность. Экология.- 2013.- № 1-3.- 248 с. (11.5/0.35 п.л.)
36.Кучерявый, М. М. Глобализация как фактор модернизации системы национальной безопасности Российской Федерации / М. М. Кучерявый // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2013. - № 1(1). -76 с. (6.5/0.8 п.л.)
37.Кучерявый, М. М. Социальное измерение информационной безопасности / М. М. Кучерявый // Социология безопасности: проблемы, анализ, решения: матер. Междун. науч. конф. - пятых Санкт-Петербургских социологических чтений Ч. 2. Санкт-Петербург, 19-20 апреля 2013 г. / Балт. гос. тех. ун-т.- СПб., 2013.- 217 с. (15.4/0.35 п.л.).
38.Кучерявый, М. М. Статус России в мировом сообществе и обеспечение глобальной безопасности / М. М. Кучерявый, Ю. В. Косов // Грядущий мировой порядок в оценках российских и американский экспертов: матер. XXII Ежегодного Российско-американского семинара в Санкт-Петербургском государственном университете, 15-21 мая 2013 года. - СПб.: СПбГУ, 2013. -238 с. (15/0.6 п.л.)
39.Кучерявый, М. М. К вопросу правового обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры / М. М. Кучерявый // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2013): матер. VIII Санкт-Петербургской межрегион. конф., Санкт-Петербург, 23 октября 2013 г. - СПб.: СПОИСУ, 2013. - С. 33-34. (0.4 п.л.)
40.Кучерявый, М. М. Основные тренды в информационной безопасности Российской Федерации: международный аспект / М. М. Кучерявый //Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 октября 2013 г. -СПб.:РАНХиГС, 2013. - 121 с. (0.35 п.л.)
41.Кучерявый, М. М. Международная безопасность: военно-политические, международно-правовые и технологические аспекты / М. М. Кучерявый, М. А. Вус // Законодательство государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28 ноября 2013 г. - СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников ОДКБ, 201486 с. (5.13/0.5 п.л.)
42.Кучерявый М. М. О проекте рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности / М. М. Кучерявый, М. А. Вус, О.С. Макаров // матер. заседания Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ., Санкт-Петербург, 15 апреля 2014 г. - СПб.: Парламентский центр Совета Парламентской Ассамблеи государств-участников ОДКБ, 2014.- 125 с. (7.5/0.5 п.л.)
43.Кучерявый, М. М. Проблемы обеспечения информационной безопасности в современном международном праве / М. М. Кучерявый // Чрезвычайное законодательство и образование в условиях глобализации: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 мая 2014 г. / Под ред. О. М. Латышева - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2014. - 236 с. (29.5/0.6 п.л.)