- Для периода 1992-2007 гг. было характерно осознание правящими элитами двух стран эффекта разномасштабности КНР и РТ и начало практической реализации по оптимальному использованию сложившейся асимметричной модели. Например, Таджикистан, как новообразованное государство, приоритетное внимание уделял п роблемам региональной безопасности и сотрудничества. Китай в этот период равномерно распределял «нагрузку» между всеми вопросами двусторонней повестки. Стороны координировали и согласовывали свои подходы по региональной повестке, что особенно было важно для РТ, находившейся в 90-е годы в сложной внутренней и внешней (Афганистан) ситуации.
- Особенностью таджикско-китайских связей было достаточно быстрое создание полноценной международно-правовой базы отношений РТ с КНР, что обусловлено, в том числе, и задачами международной легитимации статуса РТ как молодого независимого государства и формированием соответствующей внешней политики. При этом в 1992-1997 гг. республика столкнулась с серьезным внутренним вызовом - гражданской войной. Ни одна из соседних республик постсоветской Центральной Азии, как известно, - не имела подобных вызовов и трагедий. Таджикский опыт урегулирования при всей национальной специфике в международном и общеметодологическом смысле - универсален.
- Особенностью таджикско-китайских отношений в середине 1990-х - начале 2000-х годов было влияние институционального фактора. Наличие «Шанхайской пятерки» (1996), а затем и Шанхайской Организации Сотрудничества (2001) создавало для Таджикистана благоприятную политическую среду в регионе. «Шанхайский процесс» благотворно сказывался, как на двустороннем (таджикско-китайском), так и многосторонних форматах отношений республики. РТ и КНР вошли в «шанхайскую пятерку» и остались постоянными членами в Организации. Данный институт - комплексная, региональная структура, направленная на улучшение экономического климата в регионе и укрепление региональной безопасности, что делает Организацию гарантом и неким «балансиром» для асимметричных пар.
- Развитие таджикско-китайских отношений после подписания Большого Договора 2007 г. характеризовалось завершением формирования международно-правовой базы двусторонних отношений и эволюцией всей модели в целом. Эффект неравновесности явно усилился. КНР стал более глобальным и могучим соседом для РТ. Однако политически он (эффект) не деформировал двусторонний формат партнерства в сторону Китая, сохраняя (ключевые) правовые и экономические пропорции в данной асимметричной структуре, не нарушая сложившегося баланса двусторонних отношений. Договор 2007 г. политически уравновесил единство в подходах РТ и КНР по формированию комплексной двусторонней повестки. Оба государства в настоящее время в равной степени придерживаются тактики приоритетного внимания проблемам региональной безопасности и экономического сотрудничества.
- В таджикско-китайской модели сформировался военно-технический компонент взаимодействия, включая проведение военных антитеррористических учений. В политическом плане таджикско-китайский и таджикско-российский форматы безопасности полностью сохранили принцип ненаправленности против третьего партнера, заложенный в 90-е годы.
- Региональный компонент остается базовым и ключевым в плане реализации стратегии национальной безопасности и развития для Таджикистана сегодня. Для Китая глобальная политика вышла на первое место, хотя он официально, как и в 90-е годы продолжает причислять себя к категории «развивающихся государств ». При этом глобализация политики КНР для РТ не является критичной. После 2007 г. повышенное внимание стороны стали уделять субрегиональному сотрудничеству, развитию торгово-экономических и инфраструктурных связей РТ с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР (СУАР) и другими регионами. Данное направление в настоящее время можно определить как новое качество двусторонних экономических трансграничных связей, развивающихся в рамках проекта соразвития сопредельных регионов.
- Формат «соразвития» в настоящее время вбирает весь спектр двусторонних отношений РТ и КНР, включая международно-правовую, торгово-экономическую, гуманитарную об ласти и сферу безопасности. Таджикистан на практике доказал, что методология «соразвития» при умелом подходе может быть эффективно применена и к «неравновесным моделям» двусторонних отношений. Таких моделей, как известно, в мире много. В этой связи, представленный в работе анализ формирования таджикско-китайского соразвития, имеет международно-практическое значение как для государств региона Центральной Азии, каждое из которых имеет свой набор «неравновесных комбинаций», так и для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки в целом.
- Таджикское руководство за 21 год сумело превратить асимметрию в факторы роста и преимущества двусторонних отношений. В таджикско- китайской модели взаимодействия сложился многоуровневый механизм политико-правовой, т оргово-экономической, административной и гуманитарной реализации развития стратегического партнерства. Особенностью этого партнерства является то, что она (модель) дипломатически настроена и отрегулирована для работы именно в условиях неравновесной конструкции «Таджикистан-Китай». С этим связана политическая и «технологическая» специфика сложившегося формата таджикско-китайского стратегического партнерства. На сегодняшний день сформирована мощная международно-правовая база отношений двух стран, состоящая из межгосударственных, межправительственных, межведомственных и других документов, которые являются ориентиром и гарантом для предотвращения тех или иных «перекосов» в сторону более сильного партнера. Ключевым здесь является сложившийся и действующий принцип - «от подписания до практической реализации». Система договоров и соглашений внедрена в живую ткань взаимодействия, она реально работает и приносит пользу народам обеих республик.
- Подписанные таджикско-китайские документы и соглашения в области безопасности в период с 1996 по 2013 гг. стали не только правовой основой для совместного действия двух стран в борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности, но и имеют большое значение сегодня, для создания единой системы региональной безопасности. Важным для обеих сторон было подписание таджикско-китайского Соглашения в 2006 г. о сотрудничестве в военной области и Соглашения между Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан и Министерством общественной безопасности КНР о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
- В результате сложной работы таджикских и китайских дипломатов в течение 1992-2013 гг. была сформирована правовая база по пограничным вопросам, проведена демаркация и делимитация всех спорных участков. Пограничный вопрос был навсегда закрыт. Правовая основа включала: Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границ КНР и РТ , РК, КР и РФ (Шанхай, 26 апреля 1996 г.); Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ (Москва, апрель 1997 г .); Соглашение между Республикой Таджикистан и КНР о таджикско-китайской государственной границе (Далянь, 13.08.1999 г .); Соглашение между Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой и КНР о точке стыка государственных границ трех государств (Душанбе, 05.07.2000 г.); Меморандум о взаимопонимании между Правительством РТ и Правительством КНР по окончательному разрешению пограничных вопросов между двумя государствами (Душанбе, 04.07.2000 г.). К этому ряду следует добавить также Протоколом между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Китайской Народной Республики по окончательному разрешению пограничных вопросов между двумя государствами (Пекин, 8 января 2001 г .). Окончательному разрешению оставшихся от истории китайско-таджикских пограничных споров способствовало подписание Дополнительного соглашения между РТ и КНР о таджикско-китайской государственной границе (17 мая 2002 г .) и Соглашение о пунктах пропуска на таджикско-китайской государственной границе (2 сентября 2003 г .). Последнее предоставило возможность двум странам впервые осуществлять прямые автомобильные перевозки, не прибегая к транзиту через территории третьих стран.
- Двусторонняя экономическая модель отношений также прошла существенную эволюцию. Если в начале 1990-х годов РТ рассматривалась КНР только как рынок сбыта китайских товаров, то уже с конца 1990-х крупные китайские инвестиции стали стимулировать не только развитие добывающего комплекса, но и смежных отраслей народного хозяйства РТ. Стал четко просматриваться тренд на экономическое соразвитие соседних регионов РТ и КНР (СУАР). Таджикское руководство взяло курс на поиск экономических компенсаций со стороны Китая для выравнивания общей неравновесной структуры таджикско-китайских экономических отношений. К таким «компенсаторам» соискатель относит:
- рост торговли, которая в 2012 г. оценивалась в 2,1 млрд. долл. Несмотря на то, что товарная структура двусторонней торговли несбалансированна, в целом она отражает объективные возможности экономик двух стран на сегодняшний день. В китайском импорте в Таджикистан доминируют текстиль, оборудование и машинно-техническая продукция, строительные материалы, продовольствие и сельскохозяйственное сырье. КНР поставляет также продукцию электронной промышленности. В целом сейчас товарная структура импорта из Китая представлена 1999 наименованиями;
- рост китайских инвестиций в особо затратные и труднореализуемые проекты - инфраструктура, строительство, горнодобыча и пр. По прогнозам экономистов объем китайских инвестиций в ближайшие 5 лет может превысить 2 млрд. долл.;
- золотодобыча, ее развитие при помощи китайских компаний. В 2011 году в республике добыто около 3 тонн золота , при этом более половины добытого золота приходится на таджикско-китайское совместное предприятие «Зарафшон». Китайская компания намерена инвестировать в развитие СП «Зарафшон» около 100 млн. долл.
- добыча серебра. В настоящее время Таджикистан производит около 2,7 тонн серебра в год, из которых около 45% добыто таджикско-китайским СП «Зарафшон». По подтвержденным запасам серебра Таджикистан занимает одно из первых мест в мире. Таджикистан ищет новых инвесторов, для разведки и разработки серебряных рудников.
- добыча свинцово -цинковых руд, для чего реализуется договор о сотрудничестве с Китаем по разработке свинцово-цинкового месторождения «Зарнисор» (прежнее название «Алтын-Топкан»). Данный проект является самым большим проектом в рамках торгово-экономического сотрудничества ШОС в области горной добычи между Китаем и Республикой Таджикистан.
- добыча глинозема, для чего РТ и КНР (Таджикская аллюминиевая компания) и национальная компания тяжелого машиностроения Китая (China National Heavy Machinery Corporation) в 2008 г . подписали меморандум о строительстве двух предприятий для производства глинозема в Яванском районе на юге Таджикистана. Общая стоимость строительства этих совместных предприятий составит более $1 млрд.
- добыча урана . По оценкам специалистов, Таджикистан обладает значительными запасами этого стратегического сырья. Месторождения урана считаются богатыми, однако расположены они в труднодоступных местностях Гиссара и Памира. Одна из крупнейших компаний КНР в области атомной энергетики и добычи горных металлов «Зи Экс Чой Инвест» уже проявила большой интерес к разработке таджикских урановых месторождений, и намерена сотрудничать с Таджикистаном в изучении его запасов и добыче.
- разработка гидроресурсов, которых в Республике сосредоточено около 60% водных запасов всей Центральной Азии. Совместно с китайскими специалистами разработаны проекты двух новых ГЭС средней мощности на внутренних реках Таджикистана.
- создание черной металлургии, - перспективный проект таджикско-китайского сотрудничества. В частности, строительство в 2011 году в Гиссарском районе комбината по производству арматуры, труб, уголков и других металлических изделий высокого качества.
- выделение Таджикистану финансовой помощи в виде льготных кредитов и иных видов поддержки;
- создание совместных таджикско-китайских предприятий;
- формирование новых рабочих мест в обеих странах, улучшение социальной обстановки, повышение конкурентоспособности Таджикистана в мировом хозяйстве;
- развитие кооперации на территории РТ , включая создание международного транспортного коридора через территорию РТ (контрольно- пропускной пункт Кульма/Карасу) и других. Сотрудничество охватывает новые сферы, такие как рыбоводство, геологоразведка, ирригация, фармацевтика. Появляются точки роста даже в совместных космических исследованиях;
- развитие межбанковской кооперации. Подписание в ноябре 2010 года Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Комиссией по надзору банковской деятельности Китайской Народной Республики и Национальным банком Республики Таджикистан. Этот документ открыл путь банкам Таджикистана к ресурсам других инвестиционных банков Китая.
- Опыт формирования и реализации стратегического партнерства в условиях асимметричной модели, исследованный и представленный в диссертации, может быть инкорпорирован в международную практику развивающихся стран, имеющих схожие с Таджикистаном реалии и экономические параметры в плане их взаимодействия с большим государством.
- Основа для та джикско-китайского сотрудничества в сфере образования была заложена в марте 1993 г . во время первой в истории встречи руководителей Таджикистана и Китая. По ее итогам была подписана Совместная Декларация об основных принципах взаимоотношений между РТ и КНР. В ней было отражено стремление Сторон содействовать расширению сотрудничества между двумя странами в таких областях, как наука и техника, образование.
- Углубление культурных связей способствует развитию позитивного образа Китая в Таджикистане, снятию появившихся в таджикском обществе разговоров о некоей «китайской угрозе », которые усиливаются в связи с ростом совокупной государственной мощи Китая. В сферах культуры и межцивилизационного диалога, несмотря на отдельные проблемы, появляются новые проекты и направления. Происходит взаимная популяризация народного творчества, кинематографа, изобразительного искусства, развитие образования, включая изучение китайского языка в Таджикистане и таджикского в Китае и многое другое.
1.Алимов Р.К. Дипломатия Таджикистана. Душанбе: МИД РТ, 1994. – 12,5 п.л. (соавторы – Лебедев М., Шарипова Д.).
2.Алимов Р.К. Таджикистан-Китай на пути друг к другу. Возможен ли равноправный и взаимовыгодный диалог? Отв. ред. С.Г.Лузянин. М.: ИДВ РАН, 2012. – 248 с., – 15,5 п.л.
3.Алимов Р.К. Таджикистан и Китай: опыт и возможности соразвития. Отв. ред. С.Г.Лузянин. М.: ИДВ РАН, 2011. – 111 с., – 14,1 п.л.
4.Алимов Р.К. Национальный вопрос: расчеты и просчеты. Душанбе, «Ирфон», 1991. – 235 с., – 24 п.л.
5.Алимов Р.К. Таджикистан-ООН. История взаимоотношений. Новый взгляд. М.: «Мысль», 1995. – 186 с. – 17,5 п.л.
6.Алимов Р.К. Таджикистан-ООН. История взаимоотношений. М.: Международные отношения, 2001. – 374 с. – 29,5 п.л.
7.Алимов Р.К. Вместе с ООН дорогой мира и развития. Нью-Йорк: BEMIR, 2003. – 72 с. – 7,1 п.л.
8.Алимов Р.К. У истоков добрососедства. Пекин: Посольство Республики Таджикистан в КНР, 2013. – 67 с. (на русском и китайском языках). – 5,1 п.л.
Статьи в журналах из «Перечня ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук , рекомендуемых ВАК РФ»
1.Алимов Р.К. Экономические отношения Таджикистана и Китая // Обозреватель, Москва, август 2013, № 8(283), с. 91-100 (0,5 п.л.)
2.Алимов Р.К. Таджикско-китайское сотрудничество: становление, развитие, потенциал // Обозреватель, Москва, декабрь 2010, №12, с. 107-114 (0,8 п.л.).
3.Алимов Р.К. Добрососедство как фактор соразвития. Таджикско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Обозреватель, Москва, сентябрь 2011, № 9, с.86-95 (0,9 п.л.).
4.Алимов Р.К. Э кономическое чудо КНР //Экономика Таджикистана: стратегия развития, Душанбе, 2007 г., №3, с.150-174, 1,2 п.л.
5.Алимов Р.К. Коррупция и борьба с ней: китайский подход // Известия Академии наук Республики Таджикистан, Душанбе, 2007 г., №3, с. 170-178 с., 0,5 п.л.
6.Алимов Р.К. Таджикско-китайское сотрудничество в области культуры: истоки, состояние и перспективы // Журнал «Известия Академии наук Республики Таджикистан», Душанбе, 2008 г., №1, с. 146-156 с., 0,9 п.л.
7.Алимов Р.К. Таджикистан-Китай: сотрудничество в целях обеспечения безопасности и будущего развития // Журнал «Известия Академии наук Республики Таджикистан», Душанбе, 2008 г., №2, с. 118-129, 0,9 п.л.
8.Алимов Р.К. Банковская система КНР – локомотив экономических реформ. Опыт развития для Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития, Душанбе, 2008 г., №2, с.112-129, 1,1 п.л.
9.Алимов Р.К. Таджикско-китайские отношения: договор но-правовая база // Журнал «Известия Академии наук Республики Таджикистан», Душанбе, 2008 г., №3, с. 158-175, 1,3 п.л.
10.Алимов Р.К. Таджикско-китайские отношения: культурно историческая ретроспектива // Журнал «Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук». Душанбе, 2010., №1, с. 16-22., 0,4 п.л.
11.Алимов Р.К. Диалог культур как важное звено добрососедства и сотрудничества между Таджикистаном и Китаем. Analytic.Аналитическое обозрение. Информационно-аналитический журнал. Казахский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. - Алматы, август 2012 г., №3, с.51-62, 0,9 п.л.
12.Алимов Р.К. Правовые основы добрососедства // Казахстан-Спектр, 2013, №1. - с.18-29, 1,2 п.л.
13.Алимов Р.К. К вопросу о таджикско-китайском сотрудничестве в сфере образования // Журнал «Вестник университета», Душанбе, РТСУ, 2013, №1(40), с.235-241, 0,6 п.л.
14. Алимов Р.К. Таджикистан – Китай: становление и перспективы сотрудничества // Журнал «Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук». Душанбе, 2013, №1, 1,1 п.л.
15. Алимов Р.К. К вопросу о формировании «экономического пояса шелкового пути»: состояние, проблемы, перспективы // "МИР» (Модернизация, Инновации, Развитие), М., 2013, №4(16), С.68-75, 0,7 п.л.
16. Алимов Р. К. Экономический коридор Шелкового пути: вызовы и выгоды. // Вестник Таджикского Национального университета. серия "Гуманитарные науки". Душанбе, 2014, №. 3/1 (128), с. 154-161, 0,7 п.л.
Статьи в российских и зарубежных журналах
1.Алимов Р.К. Взаимодополнение экономик РТ и КНР: реальность или пожелание? – В сб.: «Таджикистан и Китай: опыт и возможности соразвития». Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 20-летию установления дипломатических отношений между РТ и КНР. Пекин – Душанбе, 2012. с.33-40. (на русском, китайском и таджикском) (0,5 п.л.).
2.Алимов Р.К. Десять лет мира, стабильности и развития Республики Таджикистан // Russian, Central Asian & East European market, Пекин, 2007 г., №9, с. 1- 15. (1 ,1 п.л.).
3.Алимов Р.К. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой – венец договорно-правовой основы таджикско-китайских отношений. – В кн: «Таджикистан-Китай. Сборник основных документов. 1992-2007 годы». – Пекин: Международная жизнь, 2008 г., с. 1-21. (1,5 п.л.).
4.Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества – эффективный инструмент международного сотрудничества // Еженедельник «ASIA-PLUS», Душанбе, 2008 г., 20 мая, с. 4-12. (0,7 п.л.).
5.Алимов Р.К. Состояние механизмов регионального сотрудничества в Центральной Азии и перспективы их развития. – В сборнике: «60 лет КНР. Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР (1949-2009 годы)». Тезисы докладов ХУШ Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». (Москва, 21-23 октября 2009 г.). Москва, 2009., Часть 1., с. 81-84. (0,2 п.л.).
6.Алимов Р.К. Таджикско-китайские отношения: история, современность, перспективы. - В кн.: «Китай в мировой и региональной политике. История и современность». Вып.XV.: ежегодное издание. Москва, ИДВ РАН, 2010., с. 85-105 (1 п.л.).
7.Алимов Р.К. Таджикистан-Китай: факторы и проблемы сотрудничества. – В кн.: «Китайский форум общественных наук. Форум «Центральная Азия», Пекин, ноябрь 2010 г., с. 49-57 (0,8 п.л.).
8.Алимов Р.К. Взаимодействие Таджикистана и Китая в ООН . В кн.: «Китай в мировой и региональной политике. История и современность». Вып. XV1: ежегодное издание. Москва, ИДВ РАН, 2011., с.124-154 (1.1 п.л.).
9.Алимов Р.К. Таджикистан-Китай: стратегическое партнерство в целях процветания двух народов-соседей. Выступление в Институте исследований социального развития Европы и Азии при Госсовете КНР / Материалы международной научной конференции. – Пекин, 30 мая 2008 г. – с. 48-67, 0,9 п.л.
10.Алимов Р.К. Таджикско-китайские отношения: история и современность. Научный доклад в Академии современных международных проблем / Мир и развитие. Материалы международных конференций. – Пекин, 10 февраля 2010 г. – С. 169-182, 1,2 п.л.
11.Алимов Р.К. Таджикистан в зеркале независимости: 20 лет строительства новой жизни. Научный доклад в Институте России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР / Материалы и документы научных форумов и конференций Института России, Восточной Европы и Центральной Азии. Пекин, 20 июля 2011 г., с. 228-234, 0,8 п.л.
12.Алимов Р.К. Взаимодополнение экономик РТ и КНР: реальность или пожелание? Научный доклад на научно-практической конференции / Материалы международной конференции «Таджикистан и Китай: опыт и возможности соразвития». Пекин, 8 декабря 2011 г., Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии КАОН. – С. 93-104, 0,7 п.л.
13.Алимов Р.К. У истоков добрососедства. Научный доклад на научно-практической конференции «Китайско-таджикские отношения: История. Современность. Перспективы», посвященной 20-й годовщине первой таджикско-китайской встречи на высшем уровне / Материалы международной научной конференции Института России, Восточной Европы и Центральной Азии КАОН. Пекин, 25 февраля 2013, с. 72-88, 0,7 п.л.