- Исходный смысл понятия «историософия» может быть установлен через исследование философских взглядов А. Цешковского, как одного из представителей гегелевской школы мысли. Происхождение понятия «эсхатология» устанавливается в трудах А. Калова и Ф. Шлейермахера. Понятие эсхатологической историософии может быть концептуализировано через соотнесение содержания понятий «историософия» и «эсхатология» и соединение их в единое смысловое целое. Понятие эсхатологической историософии имеет важное эвристическое значение. Благодаря этому понятию уточняется типология историософии через различение утопического и эсхатологического ее вариантов. В исследовании оно дает необходимую ему предварительную направленность интерпретации.
- Онто-феноменологический методологический подход является эффективным в раскрытии онтологического аспекта эсхатологической историософии. Этот методологический подход, который в своих основных положениях представлен в трактате «Бытие и время» М. Хайдеггера, позволяет установить, что эсхатологическая историософия есть философское выражение эсхатологической расположенности сознания.
- Концептуальная онто-феноменологическая модель эсхатологической историософии может быть сконструирована на основе интерпретации историчности эсхатологического Dasein. Эсхатологически расположенное Dasein устанавливается через эсхатологическую интерпретацию его экзистенциалов. В процессе эсхатологической интерпретации системы онто-феноменологических эк-зистенциалов может быть выявлено эсхатологически расположенное Dasein. Опираясь на полученное в результате этой интерпретации эсхатологическое Dasein, создается идеальная концептуальная модель эсхатологической историософии, в свете которой обнаруживается многообразие практических ее вариаций.
- Использование концептуальной модели эсхатологической историософии позволяет установить, что становление эсхатологической историософии в рамках русской метафизики происходит XIX в. в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева и в процессе славянофильской критики выраженных в них идей.
- В эсхатологической историософии «классических» славянофилов А.С.Хомякова и И.В. Киреевского при критическом отношении к историософииП.Я. Чаадаева наметились две характерные тенденции эсхатологической историософии: «социально-историческая» и «личностно-аскетическая». На их генезис повлияло различие в формировании онтологических представлений. В социально-исторической тенденции эсхатологической историософии преобладает рациональное обоснование и экзистенциальный опыт, в личностно-аскетической - ревеляционное.
- После славянофилов в русской метафизике дальнейшее концептуальное развитие феномен эсхатологической историософии получил в творчестве В.С. Соловьева. В трудах В.С. Соловьева в рамках русской метафизической мысли в историософское осмысление исторического процесса вводится концепт аскети-ки. Понятие аскетики при этом трактуется исторически, как элемент исторического общественного развития. В целом в философии всеединства В.С. Соловьева, которая имеет гностико-софиологическое основание, получил преобладание социально-исторический вариант эсхатологической историософии.
- Наиболее адекватным по отношению к онто-феноменологической концептуальной модели эсхатологической историософии является личностно-аскетический вариант, разрабатывающийся в русской метафизике. Сущность эсхатологической историософии в наибольшей степени проявляется в личностно-аскетическом своем варианте. В сравнительном анализе эсхатологических идей Владимира Соловьева и Игнатия Брянчанинова, подтверждается существенная связь между социально-историческим вариантом эсхатологической историософии и стремлением к созданию эсхатологических сценариев-утопий.
- В историософских концепциях С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева,, которые развивали базовые идеи всеединства, закономерно получил преобладание социально-исторический вариант эсхатологической историософии.
- Сравнительный анализ представлений В.С. Соловьева и Г.В. Флоров-ского о творении мира показывает, что отталкивание от метафизики всеединства с необходимостью ведет к принятию альтернативного ей личностно-аскетического варианта эсхатологической историософии.
- Существует закономерная связь между эсхатологической историософией как теоретическим типом философии истории и культуросозидающей деятельностью как практическим ее следствием (праксисом). В неопатристическом синтезе Г.В. Флоровского эсхатологическая историософия русской философии в своем развитии выходит на синтез социально-исторической и личност-но-аскетической тенденций в историософской концепции культуры. Даннаяконцепция может быть обозначена как «историософия культуры».
1.Эсхатологическая историософия и ее онто-феноменологическое измерение: Монография / Под науч. ред. д. филос. н., проф. С.А. Нижникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.
2.Эсхатологическая историософия в русской религиозной философии: от славянофилов к «неопатристическому синтезу»: Монография / Под науч. ред. д. филос. н., проф. С.А. Нижникова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2013. – 170 с.
в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ:
1.Историчность и смысл истории в свете философии экзистенциализма // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2008. – №3. – С. 5–14.
2.Промысел как основание контура историчности в эсхатологической историософии Никифора Феотокиса // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – №9. – С. 194–200.
3.Никифор Феотокис и образ «города добродетельных людей» // Власть. – 2009. – №10. – С.172–175.
4.Определение сущности религиозных оснований философии В.С. Соловьева // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2009. – №4. – С. 53–60.
5.Понимание историчности в философии неопатристического синтеза Г.В. Флоровского // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2010. –№1. – С. 24– 32.
6.Историософия Г.В. Флоровского и социальное служение: от евразийства к неопатристическому синтезу // Власть. –2010. – № 8.– С. 26–30.
7.Понимание веры у В.С. Соловьева и онтологическое измерение историософии всеединства // Соловьевские исследования. – 2010. – Вып. 4 (28). – С. 58–67.
8. «Воскресение первое» в историческом и аскетическом пониманииэсхатологической историософии: Владимир Соловьев и Игнатий Брянчанинов //Соловьевские исследования. – 2012. – Вып. 1 (33). – С.152–163.
9.К вопросу о типологии эсхатологической историософии // Социальная политика и социология. – 2011. – №11. – С.149–161.
10.К вопросу о философских основаниях понятия «эсхатологическая историософия» // Каспийский регион. 2011. – №3. – С. 198–206.
11.Историософия А.Ф. Лосева в контексте диалектики мифа // Каспийский регион. – 2012. – №3 – С. 190–198.
12.Понятие историософии А. Цешковского и философия истории Гегеля // Каспийский регион. – 2012. – №. 4. – С. 172–178.
13.Историософия культуры и возрождение духовной традиции: региональный аспект (на примере Астраханской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №12. – С. 62–65.
14.Сотворение мира и смысл истории в историософии В.С. Соловьева и Г.В. Флоровского // Соловьевские исследования. – 2013. – Вып. 2 (38). – С. 29–42.
15.Эсхатологизм и утопизм в историософии культуры: к вопросу о возможности фальсификации ценностей сознания // Каспийский регион. – 2013. – №3. – С. 327–331.
другие научные работы:
16. Некоторые особенности феноменологии А.Ф. Лосева // Христианство и культура (к 2000-летию Христианства): Материалы международной научно-практической конференции (Астрахань, 2000). В 2-х ч. Ч.II. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2000. – С. 154–158.
17.К вопросу о возможности влияния платонизма на православную аскетическую философию Руси // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. Ежегодный альманах Астраханского элитологического общества. – Т.3. – Астрахань, 2006. – С. 159–170
18.Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В.С. Соловьева // Соловьевские исследования. Периодический сб. научных трудов. – Вып.17. – Иваново: ИГЭУ, 2008. – С. 226–236.
19.Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В.С. Соловьева // Философия В.С. Соловьева в истории мысли и современных дискуссиях: Тезисы докладов Международной научной конференции. (Иваново, 2008). – Соловьевские исследования. Периодический сб. научных трудов. – Вып.19. – Иваново: ИГЭУ, 2008. – С. 122–126.
20.Типы философствования и традиция веры // Философское образование. – 2008. – №4. – С. 3–10.
21.Предопределение в эсхатологии Никифора Феотоки // Гуманитарные исследования. – 2008. – №4. – С. 18–24.
22.К вопросу об историософии Илариона // Традиционная славянская культура и современный мир: материалы III Кирилло-Мефодиевских чтений (Астрахань, 2008). – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. – С.145–155.
23.Проблема историчности у М. Хайдеггера и С.Л. Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной европейской культуры. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. – С. 248–258.
24.Аскетизм как этический принцип: к вопросу о моральном и нравственном аспекте // Облики современной морали: Материалы Международной научной конференции в связи с творчеством академика РАН А.А. Гусейнова (Москва, 2009). – М.: Изд-во «МАКС Пресс», 2009. – С. 101–104.
25.Всемирная история как историософия в творчестве А.С. Хомякова // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 27 апреля 2009 г.). – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С.159–165.
26.Историчность как онтологический момент истории // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т.III. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 187.
27.Философия всеединства и православная аскетика: историософский аспект // Соловьевские исследования. – 2009. – Вып. 2 (22). – С. 80–88.
28.К вопросу о понимании смысла истории в христианской историософии // Ученые записки: материалы докладов итоговых научных конференций АГУ 2008-2009 гг. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С. 253–260.
29.Философия Гегеля и понятие историософии // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 17 апреля 2010 г.). – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 162–168.
30.Просвещение в историософии И.В. Киреевского // Традиционная славянская культура и современный мир: материалы IV Кирилло-Мефодиевских чтений (Астрахань, 2010). – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. – С. 209–216.
31.К вопросу о религиозных основаниях эсхатологии Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. – 2010. – Вып. 3 (27). – С. 55–63.
32.Вера и онтологическое измерение всеединства В.С. Соловьева // Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: к 110-летию со дня смерти В.С. Соловьева и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня: Материалы Международной научной конференции 23-25 сентября 2010 г. Иваново. – 2010. – С. 71– 72
33.Неопатристический синтез и социальное служение // Социум и религия. Философский альманах. – Вып.1. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 32–37.
34.Вера и просвещение в историософии И.В. Киреевского // «Оптина пустынь и русская культура»: Материалы VIII-х всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским. – Калуга: Издательство «Эйдос», 2011. – С. 61– 64.
35.Понятие предела и эсхатологическая онто-феноменология // Социум и религия. Философский альманах. – Вып.3. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. С.37–42.
36.Fondements idéologiques de la foi de Soloviev et l`appréciation religieuse de l`historiosophie de l`unité // PHILOTHEOS International Journal for Philosophy and Theology. – 2011. – Vol.11. – P.182–189.