Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Доказано, что теория, методология и методика формирования системы обеспечения экономической безопасности в настоящее время характеризуются недостаточным уровнем научного исследования и требуют совершенствования путем разработки теоретических и методологических положений на базе системного и социально-экономического подходов, а также выработки качественно новых методических инструментов функционирования механизмов управления в ней. Обосновано, что решением данной научной проблемы является разработка авторской научной концепции формирования системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
  2. Обосновано, что теория формирования системы обеспечения экономической безопасности в силу отсутствия единства в интерпретации сущности и содержания понятия «обеспечение экономической безопасности Российской Федерации» требует выработки единого подхода в определении контуров формирования будущей системы, институтов и механизмов ее функционирования, что возможно сделать посредством:
    • авторской трактовки понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» как триединого взаимообусловленного состояния устойчивости российского национального хозяйства в условиях неопределенности международных, политических, социально-экономических и других факторов и рисков; стабильности развития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни населения независимо от внешних и внутренних воздействий глобальной конкуренции; защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими преступными группами, отдельными лицами, достигаемого путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу и устранение причин и условий их порождающих;
    • определения путей трансформации вызовов, рисков и угроз экономике России при смене вектора социально-экономического развития на базе государственных концептуальных и стратегических прогнозных правовых актов, исходя из которых возможно смоделировать направления государственной экономической политики и инструменты ее реализации;
    • выявления организационно-управленческих аспектов обеспечения экономической безопасности, посредством сопоставления целей, задач государственного регулирования экономики и с формами, методами защиты экономической сферы России, для формирования представлений о степени вмешательства государства в российскую экономику.
  3. Разработана теоретико-логическая модель системы обеспечения экономической безопасности, под которой понимается иерархическая, трехуровневая целостная совокупность элементов - государственных органов, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, наделенных особым экономико-правовым статусом, отражающим их место и роль в реализации системных целей. Доказано, что объединение элементов в систему, проявление свойств системы имеет место благодаря координирующим, управляющим связям и связям взаимодействия между элементами, имеющими устойчивую системообразующую природу, которые, в свою очередь, связывают все элементы системы в звездную структуру с координирующим государственным, региональным, местным органом власти в центре каждого из трех иерархических уровней системы: федерального, регионального, местного.
  4.  Определено, что система обеспечения экономической безопасности относится к классу сложно-динамических систем и может быть декомпозирована на две подсистемы: подсистему обеспечения макроэкономической стабильности экономики и правоохранительную подсистему обеспечения экономической безопасности, надсистемой более высокого уровня для нее является система обеспечения национальной безопасности.
  5. Доказано, что признаками сформированности системы обеспечения экономической безопасности являются ее системные свойства, методологические принципы функционирования,  представляющих собой особенности, специфические черты, присущие только этой системе, проявляющиеся во взаимодействии с нею, выражающие ее отношение к экономическим процессам, явлениям, в том числе негативного характера, а также к объектам, с которыми она вступает во взаимодействие, и позволяющие, с одной стороны, включить ее в класс сложно-динамических систем, с другой - характеризующие ее как целостную совокупность элементов. Обосновано, что наиболее значимыми из таких свойств являются целостность, иерархичность, эмерджентность, синергичность.
  6. Определено, что внутреннее и внешнее управление, осуществляемое в ходе функционирования системы обеспечения экономической безопасности, представляет собой планомерное, властное, законное и обоснованное воздействие на экономическую сферу, осуществляемое преимущественно в экономико-правовой и правоохранительной форме, направленное на непосредственную практическую организацию, регулирование поведения и деятельности субъектов экономических отношений, а также создание условий для реализации правоохранительных, иных мер в целях достижения макроэкономической стабильности экономики и противодействия негативным, в том числе криминальным, проявлениям в различных сегментах и отраслях экономической сферы государства. При этом модель управления в системе обеспечения экономической безопасности интегрирует цели, задачи, специфические особенности, принципы его осуществления, объекты и субъекты управления, непосредственно связанные с обеспечением экономической безопасности государства.
  7.  Доказано, что элементами методологии управления, осуществляемого в ходе функционирования системы обеспечения экономической безопасности, являются механизмы управления, которые с позиций системного подхода включают элементы, отвечающие за достижение целей системы и выполнение функций управления, а также реализуемые ими в рамках временной структуры, включающей фазы проектирования, реализации и рефлексии, правила и процедуры управления, основным отражением которых являются процессы целенаправленного циклического преобразования информации о состоянии экономической безопасности в двух взаимосвязанных, замкнутых обратными связями контурах: контур прямого воздействия управляющего элемента системы на объект управления и контур контроля результата воздействия в целях его последующей коррекции.
  8.  Разработана методика функционирования подсистемы мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности, включающая фиксированную совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки и анализа информации,  прогнозирования динамики всех экономических процессов и явлений, способных повлиять, с одной стороны, на выбор элементом системы обеспечения экономической безопасности решения о применяемых формах, методах и средствах ее обеспечения в рамках внешнего, функционального управления, с другой - на состав и структуру системы обеспечения экономической безопасности, а также выбор методов управления в ходе реализации внутреннего, линейного управления.
  9. Обоснована методика стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности, которая является инструментом целостной совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых между собой элементов-субъектов управления системы, реализующих в рамках стратегического процесса особого рода деятельность, включающую проведение комплексной оценки будущего достижения необходимого состояния экономической безопасности на основе данных мониторинга, в том числе стратегического анализа и прогнозирования. При этом доказано, что результатом реализации такой методики является формирование системы документов стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности, представляющей собой иерархическую, трехуровневую, целостную совокупность документированной информации, разрабатываемой, рассматриваемой и утверждаемой элементами системы обеспечения экономической безопасности в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, и отражающих результаты стратегического прогнозирования и программно-целевого планирования будущего состояния обеспеченности экономической безопасности государства.
  10. Разработана методика комплексной оценки состояния экономической и социальной сфер, экономической безопасности Российской Федерации, базирующаяся на основе ретроспективного горизонтального и трендового анализа основных экономико-статистических показателей, групп критериев и индикаторов экономической безопасности России и ее регионов, и включающая фиксированную совокупность методов анализа, обобщения, сравнения, в том числе определения парных и множественных коэффициентов корреляции групп показателей макроэкономической стабильности и противодействия экономической преступности, а также оценки состояния, достижения целей и решения задач обеспечения экономической безопасности страны при переходе российской экономики на новый путь социально-экономического развития. При этом обосновано, что данная методика реализуется в рамках четырех этапов и может быть применена как инструмент подсистемы мониторинга федерального, регионального, местного уровней системы обеспечения экономической безопасности.
Список опубликованных работ
Монографии, книги, разделы в книгах

1.Фирсов И.В. Теоретико-методологические основы системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: Белый Берег, 2011. 110 с. (4,6 п.л.).

2.Фирсов И.В. Теоретико-методологические основы функционирования механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: Белый Берег, 2012. 191 с. (8,0 п.л.).

3.Фирсов И.В. Теоретико-методологические аспекты формирования подсистемы мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: ООО МАЭСТРО ПлаТинум, 2013. 285 с. (11,9 п.л.).

4.Фирсов И.В. Методологические основы комплексной экономической и правовой оценки теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности // Купрещенко Н.П., Илюхина Р.В., Зуева А.С. и др. Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики : монография / под общ. ред. проф. Купрещенко Н.П. М.: Научные школы, 2013. Раздел 2. С. 18–31 (0,58 п.л.); там же: Фирсов И.В. Меры по реализации программных мероприятий мониторинга состояния теневой экономики. Раздел 10. С. 176–188 (0,58 п.л.).

Статьи в научных изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

5.Фирсов И.В. К вопросу определения понятия «Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» // Право в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2007. № 6. С. 74–79. (0,8 п.л.).

6.Фирсов И.В. Ограничения прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту как элемент их административно-правового статуса. // Право в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2008. № 9. С. 16–21. (0,6 п.л.).

7.Фирсов И.В. К вопросу о понятии «система обеспечения экономической безопасности» // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. № 3.С. 61–70. (0,95 п.л.).

8.Фирсов И.В. Некоторые аспекты методологии управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. № 8 С. 28–34. (0,63 п.л.).

9.Фирсов И.В. Отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление // Вестник Московского университета МВД России. М., 2011. № 9. С. 19–28. (1,04 п.л.).

10.Фирсов И.В. Проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» // Вестник Московского университета МВД России. М., 2012. № 7. С. 211–217. (0,7 п.л.).

11.Фирсов И.В. Методология построения государственного механизма противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности. // Законодательство : ежемесячный журнал. М., 2013. № 5. С. 41–47. (0,58 п.л.).

12.Фирсов И.В., Илюхина Р.В. К вопросу о путях совершенствования мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2013. Т. 13. № 2. С. 41–46. (0,58 п.л., доля соискателя 0,4 п.л.).

13.Фирсов И.В. Теоретические аспекты управленческой деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Экономические науки. М., 2013. № 11 (108). С. 12–15. (0,38 п.л.).

14.Фирсов И.В. Механизмы управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: понятие, виды и содержание // Вопросы экономики и права. М., 2013. № 12. С. 45–49 (0,41 п.л.).

15.Фирсов И.В. Теоретико-методологические вопросы построения системы обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобализации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2013. Т. 13. № 7. С. 28–32. (0,5 п.л.).

16.Фирсов И.В. Регулирование деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность // Законодательство : ежемесячный журнал. М., 2014. № 1. С. 59–67. (0,83 п.л.).

17.Фирсов И.В. Теоретические подходы к формированию элементного состава и структуры системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2014 Т. 14. № 1. С. 126–129. (0,5 п.л.).

18.Фирсов И.В. Основные подходы к организации стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. М., 2014. № 1 (29). С. 57–61 (0,38 п.л.).

19.Фирсов И.В. Методологические основы практического управления в системе обеспечения экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 1. Ч. 2 (42-2). С. 123–126 (0,38 п.л.).

20.Фирсов И.В. Системные принципы государственного управления, реализуемые в ходе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 3 (44) (0,69 п.л.).

21.Фирсов И.В. Методика комплексной оценки экономических показателей как инструмент определения состояния экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 4. Ч. 1 (45-1) (0,4 п.л.).

Статьи в сборниках и журналах, учебно-методические работы и другие публикации

22.Фирсов И.В. Должностное лицо в системе органов федеральной службы безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства : матер. межвед. науч.-практ. конф. : в 5 ч. М.: МПИ ФСБ России. 2008. Ч. 4. С. 46–58. (0,7 п.л.).

23.Фирсов И.В. Гарантии реализации полномочий военнослужащих органов федеральной службы безопасности в структуре их административно-правового статуса // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства : матер. межвед. науч.-практ. конф. : в 5 ч. М.: МПИ ФСБ России. 2008. Ч. 4. С. 36–45. (0,5 п.л.).

24.Фирсов И.В. К вопросу об определении понятия административно-правового статуса военнослужащих органов федеральной службы безопасности, юридического состава его элементов и его структуры // Сборник научных статей № 14. М.: МПИ ФСБ России. 2009. С. 148–165. (0,9 п.л.).

25.Фирсов И.В. К вопросу о иммиграционной составляющей обеспечения безопасности общества и государства в Российской Федерации // Актуальные проблемы международно-правового обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации : матер. международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра юридич. наук, проф. А.Г. Хабибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011. С. 339–349. (0,63 п.л.).

26.Фирсов И.В. Пути развития механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития российской экономики // Правовое поле современной экономики : Федеральный научно-практический журнал. СПб., 2012. № 10. С. 58–70 (1,13 п.л.)

27.Фирсов И.В. Трансформация рисков и угроз российской экономике в условиях перехода на инновационный путь развития // Мир политики и социологии : Федеральный научно-практический журнал. СПб., 2012. № 8. С. 74–87. (1,17 п.л.).

28.Фирсов И.В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. М., 2012. № 1. С. 26–32. (0,58 п.л.).

29.Фирсов И.В. Проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» // Правовые проблемы национальной безопасности Российской Федерации : сб. трудов научной конференции. М.: Академия управления МВД России, 2012. С 246–262. (0,5 п.л.).

30.Фирсов И.В. Противодействие коррупции в системе обеспечения экономической безопасности в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции : матер. Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы практикума молодых ученых юристов (Москва, 30–31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л.В. Андриченко, А.М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контакт», 2012. С. 143–153. (0,7 п.л.).

31.Фирсов И.В., Илюхина Р.В. Меры по противодействию коррупции в социально-экономических отношениях России // Сб. научных трудов. М.: МосУ МВД России, 2013. (доля соискателя 0,2 п.л.).

32.Фирсов И.В. Методология государственного регулирования экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития и экономическая безопасность государства // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития : матер. II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности социума» (г. Москва, 30 ноября 2012 г.) / отв. ред. Е.Г. Раймова. Нижневартовск: Издательство Нижневар. Гос. Ун-та, 2013. С. 3–29. (1,25 п.л.).

33.Фирсов И.В. Развитие механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития; Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности социума» (г. Москва, 30 ноября 2012 г.) / отв. ред. Е.Г. Раймова, Нижневартовск: Издательство Нижневар. Гос. Ун-та, 2013. С. 107–115. (0,33 п.л.).

34.Фирсов И.В. О современном понимании содержания понятия «экономическая безопасность» и его влиянии на построение механизмов ее обеспечения // Финансы и экономический анализ : сб. статей. М.: Научно-исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. С 3–22. (1,34 п.л.).

35.Фирсов И.В. Сборник учебных и методических материалов по учебной дисциплине «Финансовое право» по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности». М.: в/ч 33965, 2013. 78 с. (3,25 п.л.).

36.Фирсов И.В. Пути совершенствования координации и взаимодействия органов государственной власти, входящих в систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в современных условиях // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией: материалы научно-практической конференции по профилю специализации выпускников с приглашением сотрудников практических подразделений. М.: МосУ МВД России, 2013. С. 78–80. (0,3 п.л.).

37.Фирсов И.В. Концептуальные аспекты формирования методики комплексной оценки экономических показателей для определения состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. М., 2014. № 2. С. 34–40. (1,0 п.л.).