- Доказано, что теория, методология и методика формирования системы обеспечения экономической безопасности в настоящее время характеризуются недостаточным уровнем научного исследования и требуют совершенствования путем разработки теоретических и методологических положений на базе системного и социально-экономического подходов, а также выработки качественно новых методических инструментов функционирования механизмов управления в ней. Обосновано, что решением данной научной проблемы является разработка авторской научной концепции формирования системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
- Обосновано, что теория формирования системы обеспечения экономической безопасности в силу отсутствия единства в интерпретации сущности и содержания понятия «обеспечение экономической безопасности Российской Федерации» требует выработки единого подхода в определении контуров формирования будущей системы, институтов и механизмов ее функционирования, что возможно сделать посредством:
- авторской трактовки понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» как триединого взаимообусловленного состояния устойчивости российского национального хозяйства в условиях неопределенности международных, политических, социально-экономических и других факторов и рисков; стабильности развития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни населения независимо от внешних и внутренних воздействий глобальной конкуренции; защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими преступными группами, отдельными лицами, достигаемого путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу и устранение причин и условий их порождающих;
- определения путей трансформации вызовов, рисков и угроз экономике России при смене вектора социально-экономического развития на базе государственных концептуальных и стратегических прогнозных правовых актов, исходя из которых возможно смоделировать направления государственной экономической политики и инструменты ее реализации;
- выявления организационно-управленческих аспектов обеспечения экономической безопасности, посредством сопоставления целей, задач государственного регулирования экономики и с формами, методами защиты экономической сферы России, для формирования представлений о степени вмешательства государства в российскую экономику.
- Разработана теоретико-логическая модель системы обеспечения экономической безопасности, под которой понимается иерархическая, трехуровневая целостная совокупность элементов - государственных органов, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, наделенных особым экономико-правовым статусом, отражающим их место и роль в реализации системных целей. Доказано, что объединение элементов в систему, проявление свойств системы имеет место благодаря координирующим, управляющим связям и связям взаимодействия между элементами, имеющими устойчивую системообразующую природу, которые, в свою очередь, связывают все элементы системы в звездную структуру с координирующим государственным, региональным, местным органом власти в центре каждого из трех иерархических уровней системы: федерального, регионального, местного.
- Определено, что система обеспечения экономической безопасности относится к классу сложно-динамических систем и может быть декомпозирована на две подсистемы: подсистему обеспечения макроэкономической стабильности экономики и правоохранительную подсистему обеспечения экономической безопасности, надсистемой более высокого уровня для нее является система обеспечения национальной безопасности.
- Доказано, что признаками сформированности системы обеспечения экономической безопасности являются ее системные свойства, методологические принципы функционирования, представляющих собой особенности, специфические черты, присущие только этой системе, проявляющиеся во взаимодействии с нею, выражающие ее отношение к экономическим процессам, явлениям, в том числе негативного характера, а также к объектам, с которыми она вступает во взаимодействие, и позволяющие, с одной стороны, включить ее в класс сложно-динамических систем, с другой - характеризующие ее как целостную совокупность элементов. Обосновано, что наиболее значимыми из таких свойств являются целостность, иерархичность, эмерджентность, синергичность.
- Определено, что внутреннее и внешнее управление, осуществляемое в ходе функционирования системы обеспечения экономической безопасности, представляет собой планомерное, властное, законное и обоснованное воздействие на экономическую сферу, осуществляемое преимущественно в экономико-правовой и правоохранительной форме, направленное на непосредственную практическую организацию, регулирование поведения и деятельности субъектов экономических отношений, а также создание условий для реализации правоохранительных, иных мер в целях достижения макроэкономической стабильности экономики и противодействия негативным, в том числе криминальным, проявлениям в различных сегментах и отраслях экономической сферы государства. При этом модель управления в системе обеспечения экономической безопасности интегрирует цели, задачи, специфические особенности, принципы его осуществления, объекты и субъекты управления, непосредственно связанные с обеспечением экономической безопасности государства.
- Доказано, что элементами методологии управления, осуществляемого в ходе функционирования системы обеспечения экономической безопасности, являются механизмы управления, которые с позиций системного подхода включают элементы, отвечающие за достижение целей системы и выполнение функций управления, а также реализуемые ими в рамках временной структуры, включающей фазы проектирования, реализации и рефлексии, правила и процедуры управления, основным отражением которых являются процессы целенаправленного циклического преобразования информации о состоянии экономической безопасности в двух взаимосвязанных, замкнутых обратными связями контурах: контур прямого воздействия управляющего элемента системы на объект управления и контур контроля результата воздействия в целях его последующей коррекции.
- Разработана методика функционирования подсистемы мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности, включающая фиксированную совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки и анализа информации, прогнозирования динамики всех экономических процессов и явлений, способных повлиять, с одной стороны, на выбор элементом системы обеспечения экономической безопасности решения о применяемых формах, методах и средствах ее обеспечения в рамках внешнего, функционального управления, с другой - на состав и структуру системы обеспечения экономической безопасности, а также выбор методов управления в ходе реализации внутреннего, линейного управления.
- Обоснована методика стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности, которая является инструментом целостной совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых между собой элементов-субъектов управления системы, реализующих в рамках стратегического процесса особого рода деятельность, включающую проведение комплексной оценки будущего достижения необходимого состояния экономической безопасности на основе данных мониторинга, в том числе стратегического анализа и прогнозирования. При этом доказано, что результатом реализации такой методики является формирование системы документов стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности, представляющей собой иерархическую, трехуровневую, целостную совокупность документированной информации, разрабатываемой, рассматриваемой и утверждаемой элементами системы обеспечения экономической безопасности в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, и отражающих результаты стратегического прогнозирования и программно-целевого планирования будущего состояния обеспеченности экономической безопасности государства.
- Разработана методика комплексной оценки состояния экономической и социальной сфер, экономической безопасности Российской Федерации, базирующаяся на основе ретроспективного горизонтального и трендового анализа основных экономико-статистических показателей, групп критериев и индикаторов экономической безопасности России и ее регионов, и включающая фиксированную совокупность методов анализа, обобщения, сравнения, в том числе определения парных и множественных коэффициентов корреляции групп показателей макроэкономической стабильности и противодействия экономической преступности, а также оценки состояния, достижения целей и решения задач обеспечения экономической безопасности страны при переходе российской экономики на новый путь социально-экономического развития. При этом обосновано, что данная методика реализуется в рамках четырех этапов и может быть применена как инструмент подсистемы мониторинга федерального, регионального, местного уровней системы обеспечения экономической безопасности.
1.Фирсов И.В. Теоретико-методологические основы системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: Белый Берег, 2011. 110 с. (4,6 п.л.).
2.Фирсов И.В. Теоретико-методологические основы функционирования механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: Белый Берег, 2012. 191 с. (8,0 п.л.).
3.Фирсов И.В. Теоретико-методологические аспекты формирования подсистемы мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : монография. М.: ООО МАЭСТРО ПлаТинум, 2013. 285 с. (11,9 п.л.).
4.Фирсов И.В. Методологические основы комплексной экономической и правовой оценки теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности // Купрещенко Н.П., Илюхина Р.В., Зуева А.С. и др. Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики : монография / под общ. ред. проф. Купрещенко Н.П. М.: Научные школы, 2013. Раздел 2. С. 18–31 (0,58 п.л.); там же: Фирсов И.В. Меры по реализации программных мероприятий мониторинга состояния теневой экономики. Раздел 10. С. 176–188 (0,58 п.л.).
Статьи в научных изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
5.Фирсов И.В. К вопросу определения понятия «Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» // Право в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2007. № 6. С. 74–79. (0,8 п.л.).
6.Фирсов И.В. Ограничения прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту как элемент их административно-правового статуса. // Право в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2008. № 9. С. 16–21. (0,6 п.л.).
7.Фирсов И.В. К вопросу о понятии «система обеспечения экономической безопасности» // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. № 3.С. 61–70. (0,95 п.л.).
8.Фирсов И.В. Некоторые аспекты методологии управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. № 8 С. 28–34. (0,63 п.л.).
9.Фирсов И.В. Отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление // Вестник Московского университета МВД России. М., 2011. № 9. С. 19–28. (1,04 п.л.).
10.Фирсов И.В. Проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» // Вестник Московского университета МВД России. М., 2012. № 7. С. 211–217. (0,7 п.л.).
11.Фирсов И.В. Методология построения государственного механизма противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности. // Законодательство : ежемесячный журнал. М., 2013. № 5. С. 41–47. (0,58 п.л.).
12.Фирсов И.В., Илюхина Р.В. К вопросу о путях совершенствования мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2013. Т. 13. № 2. С. 41–46. (0,58 п.л., доля соискателя 0,4 п.л.).
13.Фирсов И.В. Теоретические аспекты управленческой деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Экономические науки. М., 2013. № 11 (108). С. 12–15. (0,38 п.л.).
14.Фирсов И.В. Механизмы управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: понятие, виды и содержание // Вопросы экономики и права. М., 2013. № 12. С. 45–49 (0,41 п.л.).
15.Фирсов И.В. Теоретико-методологические вопросы построения системы обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобализации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2013. Т. 13. № 7. С. 28–32. (0,5 п.л.).
16.Фирсов И.В. Регулирование деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность // Законодательство : ежемесячный журнал. М., 2014. № 1. С. 59–67. (0,83 п.л.).
17.Фирсов И.В. Теоретические подходы к формированию элементного состава и структуры системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской академии естественных наук : общественно-научный журнал. М., 2014 Т. 14. № 1. С. 126–129. (0,5 п.л.).
18.Фирсов И.В. Основные подходы к организации стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. М., 2014. № 1 (29). С. 57–61 (0,38 п.л.).
19.Фирсов И.В. Методологические основы практического управления в системе обеспечения экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 1. Ч. 2 (42-2). С. 123–126 (0,38 п.л.).
20.Фирсов И.В. Системные принципы государственного управления, реализуемые в ходе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 3 (44) (0,69 п.л.).
21.Фирсов И.В. Методика комплексной оценки экономических показателей как инструмент определения состояния экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях // Экономика и предпринимательство. М., 2014. № 4. Ч. 1 (45-1) (0,4 п.л.).
Статьи в сборниках и журналах, учебно-методические работы и другие публикации
22.Фирсов И.В. Должностное лицо в системе органов федеральной службы безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства : матер. межвед. науч.-практ. конф. : в 5 ч. М.: МПИ ФСБ России. 2008. Ч. 4. С. 46–58. (0,7 п.л.).
23.Фирсов И.В. Гарантии реализации полномочий военнослужащих органов федеральной службы безопасности в структуре их административно-правового статуса // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства : матер. межвед. науч.-практ. конф. : в 5 ч. М.: МПИ ФСБ России. 2008. Ч. 4. С. 36–45. (0,5 п.л.).
24.Фирсов И.В. К вопросу об определении понятия административно-правового статуса военнослужащих органов федеральной службы безопасности, юридического состава его элементов и его структуры // Сборник научных статей № 14. М.: МПИ ФСБ России. 2009. С. 148–165. (0,9 п.л.).
25.Фирсов И.В. К вопросу о иммиграционной составляющей обеспечения безопасности общества и государства в Российской Федерации // Актуальные проблемы международно-правового обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации : матер. международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра юридич. наук, проф. А.Г. Хабибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011. С. 339–349. (0,63 п.л.).
26.Фирсов И.В. Пути развития механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития российской экономики // Правовое поле современной экономики : Федеральный научно-практический журнал. СПб., 2012. № 10. С. 58–70 (1,13 п.л.)
27.Фирсов И.В. Трансформация рисков и угроз российской экономике в условиях перехода на инновационный путь развития // Мир политики и социологии : Федеральный научно-практический журнал. СПб., 2012. № 8. С. 74–87. (1,17 п.л.).
28.Фирсов И.В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. М., 2012. № 1. С. 26–32. (0,58 п.л.).
29.Фирсов И.В. Проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» // Правовые проблемы национальной безопасности Российской Федерации : сб. трудов научной конференции. М.: Академия управления МВД России, 2012. С 246–262. (0,5 п.л.).
30.Фирсов И.В. Противодействие коррупции в системе обеспечения экономической безопасности в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции : матер. Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы практикума молодых ученых юристов (Москва, 30–31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л.В. Андриченко, А.М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контакт», 2012. С. 143–153. (0,7 п.л.).
31.Фирсов И.В., Илюхина Р.В. Меры по противодействию коррупции в социально-экономических отношениях России // Сб. научных трудов. М.: МосУ МВД России, 2013. (доля соискателя 0,2 п.л.).
32.Фирсов И.В. Методология государственного регулирования экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития и экономическая безопасность государства // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития : матер. II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности социума» (г. Москва, 30 ноября 2012 г.) / отв. ред. Е.Г. Раймова. Нижневартовск: Издательство Нижневар. Гос. Ун-та, 2013. С. 3–29. (1,25 п.л.).
33.Фирсов И.В. Развитие механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития; Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности социума» (г. Москва, 30 ноября 2012 г.) / отв. ред. Е.Г. Раймова, Нижневартовск: Издательство Нижневар. Гос. Ун-та, 2013. С. 107–115. (0,33 п.л.).
34.Фирсов И.В. О современном понимании содержания понятия «экономическая безопасность» и его влиянии на построение механизмов ее обеспечения // Финансы и экономический анализ : сб. статей. М.: Научно-исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. С 3–22. (1,34 п.л.).
35.Фирсов И.В. Сборник учебных и методических материалов по учебной дисциплине «Финансовое право» по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности». М.: в/ч 33965, 2013. 78 с. (3,25 п.л.).
36.Фирсов И.В. Пути совершенствования координации и взаимодействия органов государственной власти, входящих в систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в современных условиях // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией: материалы научно-практической конференции по профилю специализации выпускников с приглашением сотрудников практических подразделений. М.: МосУ МВД России, 2013. С. 78–80. (0,3 п.л.).
37.Фирсов И.В. Концептуальные аспекты формирования методики комплексной оценки экономических показателей для определения состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. М., 2014. № 2. С. 34–40. (1,0 п.л.).