- Формирование культуры межличностных отношений в художественно-творческой деятельности и средствами изобразительного искусства влияет на социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста. Под социокультурным развитием мы понимаем духовно-нравственное вхождение ребенка в общество, его культурное наследование общих человеческих ценностей, норм и принципов поведения.
- Художественный образ, который создают дети, может быть как духовным, например, словотворчество, так и материальным - рисунок, аппликация, поделка из пластилина, бумаги и др. материалов, хотя деление культурных достижений ребенка на материальные и духовные представляется нам условным. Художественный образ, созданный детьми, является культурным достижением и представляет духовную ценность для автора. Межличностные отношения, если они удовлетворяют нормам общечеловеческой культуры, являются культурным достижением ребенка.
- Организация условий: оптимизация семейных отношений; реализация социокультурного потенциала музейной педагогики; эстетизация общения воспитателя с детьми; реализация социокультурного компонента содержания образования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста; накопление социокультурного опыта благоприятных межличностных отношений; интеграция занятий и графических упражнений на основе изобразительного искусства; использование и демонстрация жанров изобразительного искусства (ремесла), традиционно существовавших в культуре региона, позволяют создавать необходимую благоприятную психологическую атмосферу в детском сообществе, которая способствует формированию культуры межличностных отношений детей друг с другом и педагогом.
- Эстетически ценностное отношение к ребенку дошкольного возраста и результатам его художественно-творческой деятельности позволяет гармонизировать процессы обучения и воспитания, используя методы, исключающие директивные формы взаимодействия, что выражается в эстетизации общения и культуры межличностных отношений воспитанников друг с другом, но прежде всего в эстетизации отношения педагога к творчеству детей.
- Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности для формирования культуры межличностных отношений выражается в коммуникативной функции искусства. Восприятие и оценка художественного образа, созданного ребенком, позволяют реализовать коммуникативную функцию искусства в воспитании личности. В художественно-творческой деятельности недостаточно запечатлеть предмет или явление как бы само по себе, необходимо в своей работе над ним отразить его характер и выразить свое отношение к нему, т. е. посмотреть на мир глазами своего художественного образа, стать другим. Такая способность быть другим очень важна при формировании культуры межличностных отношений.
- Художественный образ, который дети создают сами, является показателем их внутреннего мира. Эстетическое отношение к объективно существующим предметам, явлениям и к окружающим людям позволяет формировать личность ребенка. Вместе с обучением детей техническим умениям и навыкам, выраженных в основах изобразительной грамотности, происходит формирование художественного образа и эстетического отношения к нему, что меняет сам смысл познавательной и преобразовательной деятельности ребенка, делает ее самобытной и самоценной. Педагогическим критерием сформированности культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста выступает не столько степень адекватности следования в поведении заданному эталону, сколько глубина постижения внутреннего мира ребенка, выраженного в художественном образе. Педагог, оценивая степень сформированности культуры межличностных отношений у воспитанника, прежде всего, обращает внимание на внутренний мир его личности.
1.Кахнович С. В. Специфика общения дошкольников в процессе занятий изобразительным искусством / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : Референт, 2005. – 112 с. (7 п. л.). – на рус. яз.
2.Кахнович С. В. Формирование начал изобразительной грамотности у детей раннего возраста / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 123 с. (7,2 п. л.). – на рус. яз.
3.Кахнович С. В. Специфика общения дошкольников в процессе занятий изобразительным искусством / С. В. Кахнович. – М. : LAP LAMBERT, Academic Publishing, 2011. – 2-е изд. испр. и доп. – 260 с. (Немецкая Национальная Библиотека включает данную публикацию в Немецкий Книжный Каталог; с подробными библиографическими данными можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://dnb/d-nb.de). (16, 3 п. л.). – на рус. яз.
4.Кахнович С. В. Культура межличностных отношений дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович. – М. : LAP LAMBERT, Academic Publishing, 2012. – 350 с. (Немецкая Национальная Библиотека включает данную публикацию в Немецкий Книжный Каталог; с подробными библиографическими данными можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://dnb/d-nb.de). (21, 875 п. л.). – на рус. яз.
5.Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 236 с. (14,75 п. л.). – на рус. яз.
Учебно-методические пособия
6.Кахнович С. В. Психология труда : учеб.-метод. пособие / С. В. Кахнович // Практическая психология: учеб.-метод. пособие ; под ред. Р. А. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006. – С. 45 – 56. (0, 75 п. л.). – на рус. яз.
7.Кахнович С. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования / С. В. Кахнович // Практическая психология: учеб.-метод. пособие ; под ред. Р. А. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006. – С. 56 – 67. (0,75 п. л.). – на рус. яз.
8.Кахнович, С. В. Психолого-педагогические основы развития общения дошкольников на занятиях изобразительным искусством: учебное пособие / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 75 с. (4, 68 п. л.). – на рус. яз.
9.Кахнович С. В. Занятия с детьми раннего возраста по формированию начал изобразительной грамотности: учебное пособие / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 93 с. (5,8 п. л.). – на рус. яз.
Программы
10.Кахнович С. В. Психолого-педагогические основы воспитания, обучения и развития детей младенческого и раннего возраста: программа и методические рекомендации курса по выбору / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 23 с. (1,4 п. л.). – на рус. яз.
11.Кахнович С. В. Организация здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях: программа курса по выбору / С. В. Кахнович // Образовательные программы педагогических дисциплин ; под ред. Р. А. Ереминой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 122 – 128. (0,44 п. л.). – на рус. яз.
12.Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений детей дошкольного возраста: программа курса по выбору / С. В. Кахнович // Образовательные программы педагогических дисциплин ; под ред. Р. А. Ереминой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 129 – 135. (0,44 п. л.). – на рус. яз.
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК
13.Кахнович С. В. Формирование личностно-смысловой сферы детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 8. – С. 97 – 98. (0,13 п. л.). – на рус. яз.
14.Кахнович С. В. Специфика культуры межличностных отношений детей раннего и дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Образование и общество. – 2009. – № 6 (59). – С. 111 – 117. (0,4375 п. л.). – на рус. яз.
15.Кахнович С. В. Интеграция разных видов искусства как условие формирования начал изобразительной грамотности детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Интеграция образования. – 2010. – № 1 (58). – С. 54 – 58. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
16.Кахнович, С. В. Социокультурный подход к обучению детей дошкольного возраста началам изобразительной грамотности / С. В. Кахнович // Образование и общество. – 2010. – № 3 (62). – С. 110 – 112. (0,1825 п. л.). – на рус. яз.
17.Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 7. – С. 79 – 83. (0,3 п. л.). – на рус. яз.
18.Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 8. – С. 88 – 91. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
19.Кахнович С. В. Психолого-педагогические основы формирования у детей дошкольного возраста изобразительной грамотности в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 2 (14). – С. 118 – 126. (0,56 п. л.). – на рус. яз.
20.Кахнович С. В. Социокультурный потенциал музейной педагогики в контексте изобразительной грамотности детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Человек и образование. – 2010. – № 4. – С. 59 – 62. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
21.Кахнович, С. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников основ культуры межличностных отношений / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 6. – С. 69 – 73. (0,3 п. л.). – на рус. яз.
22.Кахнович С. В. О том, как мы знакомим детей с творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзя (для работы со старшими дошкольниками) / С. В. Кахнович // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 6. – С. 80 – 87. (0,5 п. л.). – на рус. яз.
23.Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74. (0,38 п. л.). – на рус. яз.
24.Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами художественно-творческой деятельности: теоретический и технологический аспекты / С. В. Кахнович // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 31 – 44. (0,9 п. л.). – на рус. яз.
25.Кахнович, С. В. Психолого-педагогические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью / С. В. Кахнович // Интеграция образования. – 2011. – № 3 (64). – С. 103 – 108. (0,4 п. л.). – на рус. яз.
26.Кахнович С. В. Способы, формы и методы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 138 – 146. (0,56 п. л.). – на рус. яз.
27.Кахнович С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» – 2012. – № 1. – С. 28 – 35. (0,5 п. л.). – на рус. яз.
28.Кахнович С. В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 26 – 29. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
29.Kakhnovich S. V. The technology of building a culture of interpersonal relations in preschool children in the Visual Arts / S. V. Kakhnovich // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). [Modern Research of Social Problems] – 2013. – № 7 (27). doi:10.12731/2218-7405-2013-7-1. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013.html – 21 с. (1,3125 п. л.). – на англ. яз.
30.Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного воспитания / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 3 (15). – С. 14 – 18. (0,3125 п. л.) – на рус. яз.
31.Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию дошкольников на материале ознакомления с творчеством Ф. В. Сычкова / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 12. – С. 68 – 71. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
32.Kakhnovich S. V. Creating a Culture of Interpersonal Relations in Preschool Children in the Conditions of Development of Graphic Literacy / S. V. Kakhnovich // Middle East Journal of Scientific Research (MEJSR) – 2014. – № 1. – Режим доступа: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr19%281%2914.htm http://www.idosi.org/mejsr/mejsr19 (1)14/12.pdf. – С. 70 – 73. (0,25 п. л.). – на англ. яз.
33. Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений дошкольников в контексте социальной компетентности культурно-толерантной личности / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 33 - 37. (0,3125 п. л.) - на рус. яз.
Научные статьи
34.Кахнович С. В. Влияние внутрисемейной коммуникации на благополучие семейных отношений / С. В. Кахнович // Детский практический психолог : сб. науч. тр. ; под ред. Р. А. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Вып. 4. -Саранск, 2005. - С. 22 - 25. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
35.Кахнович С. В. Основы гуманизации профессионального становления воспитателя дошкольных учреждений в педагогическом вузе / С. В. Кахнович // Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей ; под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - Вып. 21. - М.: МПГУ -МОСПИ, 2005. - С. 36 - 42. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
36.Кахнович С. В. Подготовка будущих воспитателей к формированию навыков сотрудничества у старших дошкольников / С В. Кахнович // Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности, всероссийская науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности», 11 - 12 октября 2005 г. [посвящ. 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е. Г. Осовского (1930 - 2004)] : [материалы] : В 4 ч. Ч. 4.; гл. ред.
B. М. Макушкин; отв. ред. Т. И. Шукшина; редкол.: О. В. Бурляева, Ю. В. Варданян [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2005. - C. 67 - 70. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
37.Кахнович С. В. Влияние психогенных расстройств дошкольников на общение со сверстниками / С. В. Кахнович // Детский практический психолог : сб. науч. тр. ; под ред. Р. А. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. -Вып. 5. - Саранск, 2006. - С. 55 - 61. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
38.Кахнович С. В. Межличностные отношения в системе А. С. Макаренко / С. В. Кахнович // Инновационные идеи А. С. Макаренко в теории и практике воспитания, межвузовская науч.-практ. конф. «А. С. Макаренко и современность», 27 - 28 марта 2007 г. : [материалы] ; под общ. ред. проф. М. К. Рунковой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - С. 101 - 106. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
39.Кахнович С. В. Формирование нравственных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста в парадигме патриотического воспитания / С. В. Кахнович // Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их решения, межрегиональная науч.-практ. конф. «Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их решения», 7 - 8 ноября 2006 г. : [материалы] ; редкол.: В. М. Макушкин, Р. А. Еремина [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2007. - С. 139 - 143. (0,3 п. л.). -на рус. яз.
40.Кахнович С. В. Формирование эстетических представлений и сенсорного опыта у детей раннего возраста / С. В. Кахнович // Актуальные проблемы теории и практики дошкольного образования: сб. науч. тр. ; под ред. Е. Н. Киркиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Вып. 2. - Саранск, 2007. -С. 12 - 18. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
41.Кахнович С. В. Влияние занятий по формированию начал изобразительной грамотности на психическое развитие детей раннего возраста / С. В. Кахнович // Педагогическая наука и практика: российские и региональные тенденции развития, всероссийская науч-практ. заочная конф. - Осовские педагогические чтения «Педагогическая наука и практика: российские и региональные тенденции развития», 15 - 16 октября 2007 г. : [материалы] : В 2 ч. Ч. 2. ; под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2007. - С. 168 - 171. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
42.Кахнович, С. В. Основы художественно-творческого развития и эстетического воспитания детей раннего возраста средствами изобразительного искусства / С. В. Кахнович // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования», VI Всероссийская науч.-практ. конф. «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования», 23 ноября 2007 г. : [материалы]. В 2 ч. Ч. 2. ; под ред. И. С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. - С. 84 - 89. (0,3 п. л.). - на рус. яз.
43.Кахнович С. В. Изобразительное искусство и виртуальная реальность / С. В. Кахнович // Генезис категории виртуальная реальность, международная научная конференция «Генезис категории виртуальная реальность», 15 февраля 2008 г. : [материалы] ; под ред. А. В. Захряпина [и др.]. - Саранск : Тип. «Рузаевский печатник», 2008. - С. 150 - 154. (0,3 п. л.). - на рус. яз.
44.Кахнович С. В. Особенности подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к психолого-педагогической деятельности с детьми раннего возраста / С. В. Кахнович // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, I Всероссийская науч.-практ. конф. «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», 25 апр. 2008 г. : [материалы] ; под обш. ред. С. С. Чернова [и др.]. - Новосибирск : ЦРНС, СИБПРИНТ, 2008. - С. 162 -167. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
45.Кахнович С. В. Роль и значение семейного воспитания детей раннего возраста / С В. Кахнович // Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций, всероссийская науч.-практ. конф. «Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций», 24 - 25 апреля 2008 г. : [материалы] ; редкол. : Н. И. Мешков (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - С. 136 - 139. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
46.Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития, международная науч.-практ. конф. «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития», 9 - 11 декабря 2008 г. : [материалы] ; под ред. Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. - С. 497 - 500. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
47.Кахнович С. В. Занятия по формированию начал изобразительной грамотности как средство всестороннего развития детей раннего возраста / С. В. Кахнович // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы, IV Международная науч.-практ. конф. «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы», 20 мая 2009 г. : [материалы] : В 2-х т. Т. 1. / отв. ред. Л. В. Вершинина. - Самара : ПГСГА, 2009. - С. 158 - 159. (0,13 п. л.). - на рус. яз.
48.Кахнович, С. В. Современные подходы к формированию эмоционально-личностной сферы детей младенческого и раннего возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Вопросы теории и практики дошкольного образования : сб. научно-методич. статей ; Ред.-сост. Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. - Вып. V. - Саратов : ИЦ «Наука», 2009. - С. 294 - 303. (0,63 п. л.). - на рус. яз.
49.Кахнович С. В. Формирование произвольной регуляции поведения детей раннего возраста на занятиях по изобразительному искусству / С. В. Кахнович // Педагогическая наука и практика: российские и региональные тенденции развития, международная науч.-практ. конф. -Осовские педагогические чтения «Педагогическая наука и практика: российские и региональные тенденции развития», 14 - 15 октября 2008 г. : [материалы] : В 4 ч. Ч. III ; редкол.: Т. И. Шукшина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2009. - С. 179 - 185. (0,4 п. л.). - на рус. яз.
50.Кахнович С. В. Формирование навыков саморегуляции поведения детей 3 - 4-х лет в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович, Е. В. Алексуточкина // Молодежь и наука: проблемы современного образования сб. ст. всероссийской науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 2 ; под общ. ред. В. В. Кадакина ; отв. за вып. П. В. Замкин ; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2009. - С. 21 - 25. (Автору принадлежит 0,19 п. л.). - на рус. яз.
51.Кахнович С. В. Формирование изобразительной грамотности у детей дошкольного возраста в парадигме социализирующей роли образования в современном мире / С. В. Кахнович // Обучение в течение всей жизни - Life Long Learning как перспектива трансформации университетского образования [текст], международная науч.-практ. конф. «Обучение в течение всей жизни - Life Long Learning как перспектива трансформации университетского образования», 12 - 14 мая 2009 г. : [материалы]. -Вып. 2. - Екатеринбург: УрФО, 2009. - С. 40 - 46. (0,44 п. л.). - на рус. яз.
52. Кахнович С. В. Формирование гуманистической направленности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений по реализации социокультурного компонента образования / С. В. Кахнович // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях, I Всероссийская заочная науч.-практ. конф. «Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях», 15 - 18 декабря 2009 г. : [материалы] ; под ред. В. С. Севостьянова,
B. Ш. Гузаирова, Н. Н. Реутова. - Белгород : ИП Остащенко А. А., 2009. -
C. 134 - 141. (0,5 п. л.). - на рус. яз.
53.Кахнович С. В. Формирование гражданской позиции у студентов педагогического вуза в парадигме дошкольного образования / С. В. Кахнович // Интеграция региональных систем образования, VI Международная науч.-практ. конф. «Интеграция региональных систем образования», 11 - 12 декабря 2008 г. : [материалы] : Вып. 6 : в 2 ч. ; редкол.: Н. П. Макаркин (отв. ред.) [и др.] ; сост. : В. И. Ивлеев, Н. В. Маркина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - Ч. 2. - С. 91 - 95. (0,3 п. л.). - на рус. яз.
54.Кахнович С. В. Специфика взаимодействия детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // 45-е Евсевьевские чтения (к 145-летию М. Е. Евсевьева и 155-летию А. Ф. Юртова)», всероссийская науч.-практ. конф. «45-е Евсевьевские чтения (к 145-летию М. Е. Евсевьева и 155-летию А. Ф. Юртова)», 19 - 20 мая 2009 г. : [материалы] : в 4 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В. В. Кадакина ; отв. ред. Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. -С. 126 - 129. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
55.Кахнович С. В. Социальные аспекты формирования культуры межличностных отношений у детей раннего возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» всероссийская (заочная) науч.-практ. конф. «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие», 12 ноября 2009 г. : [материалы] ; редкол.: Е. А. Мартынова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 219 - 222. (0,31 п. л.). - на рус. яз.
56.Кахнович С. В. Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье / С. В. Кахнович // «Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников» межрегиональный науч.-методический семинар «Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников», 25 марта 2010 г. : [материалы] : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Н. В. Вершининой, И. Г. Рябовой и др. ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 98 - 100. (0,18 п. л.). -на рус. яз.
57.Кахнович С. В. Социокультурный подход к организации занятий по изобразительному искусству с детьми дошкольного возраста / С. В. Кахнович // «Педагогика и образование в современном мире: диалог времен», всероссийская науч.-практическая конференция «46-е Евсевьевские чтения (посвященная Году Учителя)», 19 - 20 мая 2010 г. : [материалы] / под ред. проф. И. С. Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 96 - 98. (0,18 п. л.). - на рус. яз.
58. Кахнович С. В. Основы социокультурного подхода к эстетизации общения будущего воспитателя с детьми дошкольного возраста в системе высшего профессионального образования / С. В. Кахнович // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях, II Всероссийская заочная науч.-практ. конф. «Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях», 15 - 18 декабря 2010 г. : [материалы] ; под ред. В. С. Севостьянова, B. Ш. Гузаирова, Н. Н. Реутова. - Белгород : ИП Остащенко А. А., 2010. - C. 125 - 128. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
59.Kakhnovich S. V. Psychologic-pedagogical foundations of sensory experience formation of children in the process of graphics activity / S. V. Kakhnovich // International journal of experimental education. - 2011. - № 1. - P. 37 - 38. (0,13 п. л.). - на англ. яз.
60.Кахнович С. В. Основы формирования культуры межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Педагогическое образование: новое время - новые решения, всероссийская с международным участием науч.-практ. конф. «Осовские педагогические чтения», 24 - 25 ноября 2010 г. : [материалы] : в 4 ч. Ч. III / редкол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. -С. 33 - 36. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
61.Кахнович С. В. Первые рубежи / С. В. Кахнович // Мама. Папа. Я. (научно-практический журнал) - 2011. - № 2. - С. 10 - 11. (0,13 п. л.). -на рус. яз.
62.Кахнович С. В. Первые рубежи / С. В. Кахнович // Мама. Папа. Я. (научно-практический журнал) - 2011. - № 3. - С. 12 - 13. (0,13 п. л.). -на рус. яз.
63.Кахнович С. В. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в контексте развития общей культуры / С. В. Кахнович // Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы, межрегиональная науч.-практ. конф. «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы», 30 ноября 2010 г. : [материалы] ; сост. : Т. Д. Костюнина, Т. Г. Анисимова, Л. Г. Салмина ; под общ. ред. Т. В. Самсоновой; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2011. - С. 55 - 58. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
64.Кахнович С. В. Влияние социокультурного потенциала музейной педагогики на художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в контексте изобразительной грамотности / С. В. Кахнович // Образование и социализация личности в условиях этнокультурной образовательной среды, всероссийская заочная науч.-практ. конф. «Образование и социализация личности в условиях этнокультурной образовательной среды», 18 июня 2011 г. : [материалы] ; Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 181 – 186. (0,38 п. л.). – на рус. яз.
65.Кахнович С. В. Специфика социокультурного подхода к организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Компетентностный подход в современной педагогической науке и образовании, всероссийская с международным участием науч.-практ. конф. – 47-е Евсевьевские чтения «Компетентностный подход в современной педагогической науке и образовании», 26 – 27 мая 2011 г. : [материалы] / редкол. : Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 107 – 110. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
66.Кахнович С. В. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Оралдын гылым жаршысы (казахский научно-теоретический и практический журнал) – 2011. – № 4. (31). – С. 52 – 56. (0,3 п. л.). – на рус. яз.
67.Кахнович С. В. Ценностное отношение к другому человеку в контексте эстетического воспитания детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 5. – С. 30 – 41. (0,75 п. л.). – на рус. яз.
68.Кахнович С. В. Методические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства / С. В. Кахнович // Перспективные разработки науки и техники – 2011, VII Международная науч.-практ. конф., VII Miedzynárodowej naukowi-prfktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania sa naukf I technikami – 2011», 07 – 15 listopada 2011 roku, 07 – 15 ноября 2011 г. : [материалы] : Volume 26. Том 26. Pedagogiczne nauki : Варшава, 2011. – С. 19 – 23. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
69.Кахнович С. В. Методологические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // «Актуальные научные достижения – 2011», VII Международная научно-практическая конференция, VII Mezinárodní vĕdecko-praktická konference «Aktuální vymozenosti vĕdy – 2011», 27 června – 05 červenců 2011 roku, 27 июня – 5 июля 2011 г.: [материалы] :Díi 11. Pedagogika : Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – С. 31 – 33. (0,19 п. л.). – на рус. яз.
70.Кахнович С. В. Социокультурный компонент содержания эстетического воспитания как средство формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста / С. В. Кахнович // «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», 22 – 23 сентября 2011 г. : [материалы] / редкол. : И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – 2011. – С. 115 – 119. (0,3 п. л.). – на рус. яз.
71.Кахнович С. В. Актуализация личности будущего воспитателя дошкольных образовательных учреждений в процессе профессионального становления в педагогическом вузе / С. В. Кахнович // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях, III Всероссийская науч.-практ. конф. «Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях», 9 декабря 2011 г. : [материалы] / под ред. В. С. Севостьянова, Н. Н. Реутова, В. Н. Фомина : в 2 ч. Ч. 1 -Белгород : ИП Остащенко А. А., 2011. - С. 229 - 233. (0,3 п. л.). - на рус. яз.
72.Кахнович С. В. Перспективы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в условиях социокультурного подхода / С В. Кахнович // Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны, международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны», 15 - 16 сентября 2011 г. : [материалы] : в 3 ч. Ч. I. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. - С. 421 - 423. (0,19 п. л.). - на рус. яз.
73.Kakhnovich S. V. Sensory training of preschool children in the creative artistic activity / S. V. Kakhnovich // Nauka i Studia (польский научно-методический журнал). - 2011. - № 9 (40). - P. 86 - 88. (0,19 п. л.). - на англ. яз.
74.Kakhnovich S. V. Art and creativity as a means of sensory education of preschool children / S. V. Kakhnovich //«Стратегия развития современной науки -2012», VIII Международная науч.-практ. конф., VIII Miedzynárodowej naukowi-prfktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2012», 07 - 15 Iutego 2012 roku, 07 - 15 февраля 2012 г. : [материалы] : Volume 13. Том 13. Pedagogiczne nauki : Варшава, 2012. - P. 43 - 45. (0,19 п. л.). -на англ. яз.
75.Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович //Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона, международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых, посвященная 50-летию института «48 Евсевьевские чтения», 23 - 25 мая 2012 г. : [материалы] / редкол. : И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. -С. 50 - 53. (0,25 п. л.). - на рус. яз.
76.Кахнович С. В. Опыт реализации педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа, международная науч.-практ. конф. к 55-летию педагогического факультета «Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа», 3 - 4 октября 2012 г. : [материалы] ; редкол. : И. А. Шарапова (отв. ред.) [и др.]. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. - С. 85 - 89. (0,3 п. л.). - на рус. яз.
77.Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в парадигме патриотического воспитания / С. В. Кахнович // Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях, международная науч.-практ. конф. «Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях», 6 декабря 2012 г. [материалы] ; Сост. Г. М. Коджаспирова, С. Н. Вачкова ; Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. – М. : Экон-информ, 2013. – С. 248 – 251. (0,25 п. л.). – на рус. яз.
78.Кахнович С. В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности / С. В. Кахнович / Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 8 (15). – С. 106 – 108. – Режим доступа: http://research-journal.org URL: http://research-journal.org/?p=5202/ссылка на статью (29.08.2013). – на рус. яз.
79.Кахнович С. В. Теоретические и методические основы создания условий формирования культуры межличностных отношений дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Социально-психологические проблемы современного общества и человека : пути решения : сб. науч. ст. / сост. Г. А. Качан, С. Д. Матюшкова ; под науч. ред. А. П. Орловой ; отв. за выпуск С. А. Моторов. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. – С.147 – 149. (0,19 п. л.). – на рус. яз.
80.Кахнович С. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников культуры межличностных отношений в рамках поликультурного содержания образования / С. В. Кахнович // Воспитание детей младшего возраста в условиях поликультурного социума, всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Воспитание детей младшего возраста в условиях поликультурного социума» 18 – 19 декабря 2012 г.:[материалы] сб. науч. статей / ред. кол.: И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]. – Морд. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 214 – 219. (0,4 п. л.). – на рус. яз.
81.Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей раннего возраста средствами народной педагогики в условиях семейного воспитания / С. В. Кахнович // Народная педагогика в условиях реализации ФГОС начального общего образования, всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 16 – 17 мая 2013 г.:[материалы] в 2 ч. Ч.2 / ред. кол. : И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]. – Морд.гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 20 – 23. (0,25 п. л.). – на рус. яз.