Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Теоретические представления о социальной зрелости личности как междисциплинарном понятии, при котором она рассматривается как готовность и способность человека к осуществлению общественно-полезной деятельности, предписанных возрастному этапу социальных ролей, к проявлениям социальной активности на основе усвоения, принятия, интериоризации личностью культуры общества.

Социальная зрелость человека формируется в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве, в процессе обучения, воспитания и практической деятельности человека.

Ей присуща совокупность сторон, уровней, элементов, форм. Процессуальная сторона социальной зрелости раскрывается посредством незавершенности, непостоянства, непрерывности, нелинейности, многомерности, полифоничности. Ее уровни определяются от начального к допустимому и от него к повышенному (оптимальному).

2. Социальная зрелость имеет сложную структуру. Она включает:

  • социальную компетентность как актуальный личностный ресурс, интериоризированный личностью социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе. Она характеризуется сложным переплетением знаний, умений и действий, ориентированных на социальную реальность, среду обитания и ситуации повседневности, отражает отношения в системах «человек - человек», «человек - группа», «человек - общество», «человек - мир» в личном опыте индивида через интериоризированные им нормы, ценности, правила, традиции, обычаи (В.М.Басова).
  • гражданскую идентичность - отношение к стране, государству, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, наличие гражданской позиции;
  • нравственную устойчивость - сложившееся жизненное кредо человека, его ориентированность на ценности, готовность руководствоваться ими в повседневной жизни, в отношениях с окружающими, умение сказать «нет», если предполагаемое действие не согласуется с нравственными принципами личности; личная ответственность;
  • личностные перспективы - наличие жизненных планов, профессиональное самоопределение.

Социальную зрелость необходимо рассматривать как процесс, результат, механизм и этап развития.

3. Концептуальные основы педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников, при которых оно рассматривается нами как специфическая педагогическая деятельность, как содействие рациональному использованию ресурсов субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения и социальной среды для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества в его продуктивном и безопасном социальном взрослении. В этом случае педагогическое обеспечение изучаемого феномена характеризуется многовекторностью, полисубъектностью, полифункциональностью, вариативностью, реалистичностью. Оно должно быть ориентировано на каждого участника образовательного процесса.

4. Процесс формирования социальной зрелости в образовательном учреждении в контексте гуманистического подхода будет строиться на реализации трех стратегий: достижения благополучия (создание благоприятной комфортной среды в образовательном учреждении); жизненного успеха (повышение социального статуса, расширение личной автономии за счет преуспевания в определенных сферах деятельности); жизненной самореализации (развитие способностей к самопознанию, самосовершенствованию, потенциалов самоутверждения и творчества; этот процесс устремлен не только в будущее, он протекает в настоящем времени с опорой на прошлый опыт ребенка).

5. Модель такого обеспечения в контексте гуманистического подхода базируется на совокупности идей усиления способности личности к самоактуализации, открытости школьника к повседневной реальности, к окружающему миру и к себе в этом мире, включения в культурное пространство, построения отношений с педагогами, родителями, сверстниками на основе уважения, заботы, поддержки, с учетом закономерностей личностного развития участников педагогического взаимодействия, возможностей педагогического коллектива, образовательного пространства, избранной стратегии, преломлении ее в тактиках, при соотнесении, координации интересов внешней и внутренней среды образовательной организации и включает целевой, содержательный, технологический и аналитический компоненты.

6. Механизмами реализации педагогического обеспечения являются смена образа целостности от гомогенной к множественной единичности, балансовый характер содержания (вертикаль и горизонталь, временность и продолжительность, обязательность и выборность), нравственно-смысловая доминанта, «сдвиг мотива на цель» (А.Н.Леонтьев), ситуационная событийность (Е.М.Сафронова), методическая парадигмальность (Е.В.Титова).

7. Педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников выступают создание ситуаций успеха для всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры диалогических отношений и внедрении партисипативного управления образовательным учреждением.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Лопатин, А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростка/ А.Р. Лопатин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2000. № 3. – 0,4 п.л.

2.Лопатин, А.Р. К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной работе с подростками/ А.Р. Лопатин // Вестник ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского. 2000. № 3. – 0,5 п.л.

3.Лопатин, А.Р. Педагогика встречных усилий: идеи и размышления/ А.Р. Лопатин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2002. № 1. – 0,4 п.л.

4.Лопатин, А.Р. Создание ситуаций успеха в образовательном процессе: моделирование и мониторинг/ А.Р. Лопатин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2002. № 2. – 0,4 п.л.

5.Лопатин, А.Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе/ А.Р. Лопатин // Педагогика. 2003. № 8 0,4 п.л.

6.Лопатин, А.Р. Создание ситуаций успеха – основа гуманизации образовательного процесса/ А.Р. Лопатин// Народное образование. 2004. № 8. – 0,4 п.л.

7.Лопатин, А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе/ А.Р. Лопатин// Инновации в образовании. 2004. № 1. – 0,6 п.л.

8.Лопатин, А.Р. К вопросу о гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе/ А.Р. Лопатин // Вестник Башкирского государственного университета. 2006. № 1. 0,4 п.л.

9.Лопатин, А.Р. Создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе – одно из ведущих направлений гуманизации современной общеобразовательной школы/ А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. № 4. 0,5 п.л.

10.Лопатин, А.Р. На пути гуманизации учебно-воспитательного процесса/ А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. № 1. – 0,5 п.л.

11.Лопатин, А.Р. Семья как социокультурный феномен/ А.Р. Лопатин // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. //Серия 4: Педагогика и психология. – 2009. № 4. – 0,5 п.л..

12.Лопатин, А.Р. Теоретические и методические аспекты создания ситуаций успеха для студентов в учебно-воспитательном процессе классического вуза/ А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. №1. – 0,4 п.л.

13.Лопатин, А.Р. Формирование социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода/ А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. №4. – 0,4 п.л.

14.Лопатин, А.Р. Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников/ А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. №1. – 0,4 п.л.

15.Лопатин, А.Р., Скрябина, О.Б. Использование метода «анализ случая» в процессе изучения динамики становления социальной зрелости у школьников/ А.Р. Лопатин, О.Б. Скрябина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. № 2. – 0,5 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,3 п.л.).

16.Лопатин, А.Р. Теория и технология формирования социальной зрелости школьников/ А.Р. Лопатин // Ученые записки СГУ им. Н.Г. Чернышевского. – 2014. № 4. – 0,5 п.л.

17.Лопатин, А.Р. Методические и методологические аспекты педагогического обеспечения социальной зрелости школьников/ А.Р. Лопатин. // «Психолого-педагогический поиск» РГУ им.С.А. Есенина. – 2014. № 2. – 0,5 п.л.

18.Лопатин, А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: теоретические и методические аспекты проблемы/ А.Р. Лопатин. // Сибирский педагогический журнал. – 2014. № 5. 0,4 п.л.

19.Лопатин, А.Р. К вопросу о концепции педагогического обеспечения социальной зрелости школьников/ А.Р. Лопатин. // Ученые записки: Электр. журнал Курского Гос.Ун. – 2014. №3. 0,5 п.л.

20.Лопатин, А.Р. Концептуальные основы педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников/ А.Р. Лопатин. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 3. – 0,4 п.л.

Монографии

1.Лопатин, А.Р. Технологическое обеспечение гуманизации учебно-воспитательного процесса: монография./ А.Р. Лопатин. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 2003. – 13,7п.л.

2.Лопатин, А.Р. Гуманизация педагогического процесса в общеобразовательной школе: теория и практика: монография./ А.Р. Лопатин. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 2004. – 20,2 п.л.

3.Лопатин, А.Р. Формирования социальной зрелости школьников: теория и практика: монография/ А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 20,8 п.л.

4.Лопатин, А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: монография./ А.Р. Лопатин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. – 23 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия:

1.Лопатин, А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие./ А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. – 11,3 п.л.

2.Лопатин, А.Р. Гуманизация образовательного процесса: из практики воспитания педагогического милосердия: Учебно-методическое пособие./ А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. – 2,7 п.л. (в соавторстве) (авторский текст 2 п.л.).

3.Лопатин, А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе современной общеобразовательной школы: Методические рекомендации./ А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 1,2 п.л.

4.Лопатин, А.Р. Создание ситуаций успеха для школьников как фактор гуманизации педагогического процесса: Методические рекомендации./ А.Р. Лопатин. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – 4 п.л.

5.Лопатин, А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие./ А.Р. Лопатин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. – 14,2 п.л.

6.Лопатин, А.Р. Технологические аспекты гуманизации педагогического процесса в современной школе: Учебное пособие. / А.Р. Лопатин. – Уфа: БГПУ, 2004. – 14,2 п.л.

7.Лопатин, А.Р. Диагностика мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. / А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 4,6 п.л.

8.Лопатин, А.Р. Психология и педагогика успеха: Словарь терминов. / А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 1 п.л.

9.Лопатин, А.Р. Методика диагностики социальной зрелости школьников: Учебно-методическое пособие./ А.Р. Лопатин. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. – 16 п.л.

10.Лопатин, А.Р., Мешалкин, А.Н. Русская детская литературы ХХ века: Учебное пособие./ А.Р. Лопатин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – 14 п.л., (в соавторстве, авторский текст 7 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и журналах, материалы научных конференций

1.Лопатин, А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков/ А.Р. Лопатин // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 4.–0,3п.л.

2.Лопатин, А.Р. Педагогические аспекты «встречных усилий» в системе «воспитатель-воспитанник»/ А.Р. Лопатин // Социальная работа в современных условиях: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. Вологда, 2002. – 0,2 п.л.

3.Лопатин, А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в современной школе/ А.Р. Лопатин // Школа. – 2004. № 2. – 0,7 п.л.

4.Лопатин, А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе/ А.Р. Лопатин // Завуч. 2004. № 6. – 0,4 п.л.

5.Лопатин, А.Р. Гуманизация образования в процессе создания в школе ситуаций успеха/ А.Р. Лопатин // Учитель,. 2004. № 6. – 0,4 п.л.

6.Лопатин, А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: теория и практика / А.Р. Лопатин // Образование в современной школе. 2004. № 2. – 0,5 п.л.

7.Лопатин, А.Р. К вопросу о гуманизации целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе/ А.Р. Лопатин// ЯДКЯР. 2005. № 3. 0,6 п.л.

8.Лопатин, А.Р. Организация воспитывающих ситуаций успеха для младших школьников как направление гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении/ А.Р. Лопатин // Система дошкольного и начального образования: пути развития / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г. И. Вергелес / Герценовские чтения/. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 0,3 п.л.

9.Лопатин, А.Р. Успех личности в контексте культуры межнационального общения/ А.Р. Лопатин // Диалог культур – культура диалога / Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Н. Ваулиной. – Кострома-Дармштадт-Минск-Могилев-Познань-Ванадзор: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 0,2 п.л.

10.Лопатин, А.Р. Влияние культуры межнационального общения на формирование успешной личности/ А.Р. Лопатин // Диалог культур – культура диалога: Материалы X юбилейной Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Н. Ваулиной. – Кострома-Дармштадт-Минск-Могилев-Познань-Ванадзор: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 0,2 п.л.

11.Лопатин, А.Р. Роль опыта межнационального общения в становлении успешной личности/ А.Р. Лопатин // Диалог культур культура диалога: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Н. Ваулиной. Кострома-Дармштадт-Минск-Могилев-Познань-Ванадзор: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – 0,2 п.л.

12.Лопатин, А.Р. Формирование ситуаций успеха в ходе образовательно-воспитательной работы – педагогическое условие активизации позитивного общеличностного развития подростков/ А.Р. Лопатин // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова, №3, 1997. – 0,4 п.л.

13.Лопатин, А.Р. Формирование ситуаций успеха в процессе обучения школьников / А.Р. Лопатин // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова, №2, 1995. – 0,3 п.л.

14.Лопатин, А.Р. «Педагогика встречных усилий»/ А.Р. Лопатин // Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников. – М.: МГПУ, 2002. – 0,2 п.л.

15.Лопатин, А.Р. К вопросу о роли создания ситуаций успеха в структуре воспитательной системы школы/ А.Р. Лопатин // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. – Уфа: Гилем БГАУ, 2003. – 0,4 п.л.

16.Лопатин, А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: идеи и размышления/ А.Р. Лопатин // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): материалы международного психологического конгресса. – М.: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003, Т 1. – 0,2 п.л.

17.Лопатин, А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: пути и средства/ А.Р. Лопатин // Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития: сборник статей международной научно-практической конференции. Т. 2. – Тула-Пенза: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003-2004. – 0,3 п.л.

18.Лопатин, А.Р., Назарова А.В. Восстановительная медицина и проблемы гуманизации общеобразовательной школы/ А.Р. Лопатин // Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии: материалы международного конгресса «Здравница 2004». – М.: МЗиСР РФ, РНЦВМИК, 2004. – 0,2 п.л.

19.Лопатин, А.Р. Модель гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе/ А.Р. Лопатин // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-ю со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 0,3 п.л.

20.Лопатин, А.Р. Теоретические основы создания ситуаций успеха для студентов в образовательном процессе классического вуза/ А.Р. Лопатин // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: материалы научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во «Литера», 2008. – 0,4 п.л.

21.Лопатин, А.Р. Семья как социокультурный феномен/ А.Р. Лопатин // Вестник ПСТГУ / Семья IV: Педагогика и психология, 2009, № 4. 0,5 п.л.

22.Лопатин, А.Р. Психолого-педагогическая подготовка родителей к созданию ситуаций успеха для подростков как элемент системы гуманизации «школьной жизни»/ А.Р. Лопатин // Семья для ребёнка /под ред. Н.М. Драничниковой, Ж.А. Захаровой. – Кострома: Костромской РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006. – 0,5 п.л.

23.Лопатин, А.Р. Психолого-педагогическая подготовка родителей к созданию ситуаций успеха для школьников как направление гуманизации учебно-воспитательного процесса/ А.Р. Лопатин // Педагогика и психология: общая и специальная: сборник научных статей. – Кострома: РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006. – 0,4 п.л.

24.Лопатин, А.Р. К вопросу о гуманизации педагогического процесса в современном общеобразовательном учреждении/ А.Р. Лопатин // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей 2-й Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – 0,4 п.л.

25.Лопатин, А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в семье/ А.Р. Лопатин // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009.– 0,2 п.л.