- пространственно-временные константы социальной активности позволяют с высокой точностью моделировать её развитие и функционирование в циклах развития от пяти лет до четверти века;
- относительное количество движения в этой модели, измеряемое на формальном и фактическом уровнях, в качественно определённый цикл времени константно;
- константна не только институциональная структура социальной активности, но и структура динамики переходов. Отсюда постоянна и скорость переходов в то или иное по активности состояние;
- динамика переходов в ту или иную область социального пространства и изменение скоростей этих переходов носят волновой, циклический характер и статистически измеряемы. Это позволяет проводить модельные эксперименты с трендами социальных процессов;
- на основе применяемых автором методологии и методов исследования выявлено, что волны скорости изменений ценностных ориентаций и жизненных планов когерентны волнам скоростей изменения социальной активности в предметно-институциональной структуре;
- волна управленческих решений, как показывают данные исследований за сорок лет, асинхронна волне скоростей изменения социальной активности, что нарушает эволюционный характер развития.
1. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. Монография. / Под общ. ред. Б.А.Грушина и Л.А.Оникова: М. Политиздат. 1980. 446с. (25 п.л.; вклад автора 2,5 п.л.).
2. Жаворонков А.В. Каталог переменных базы социологических данных по проблемам изучения идеологического процесса (опыт систематизации показателей ряда исследований) в 4-х Т. Монография. М.: ИСИ АН СССР, 1989. 608с. ( 33,9 п.л.)
3. Жаворонков А.В., Каххаров А.Г. Общественное мнение Узбекистана о проблемах охраны окружающей среды и социальной сферы (оценки и ожидания различных социальных слоев). Монография. М.: ИСИ АН СССР, 1992. 87с. (4,0 п.л.; вклад автора 2,0 п.л.).
4. Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений (1967-2004). Монография. М., СПб.: Вершина. 2007. 576 с. (36 п.л.).
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, по перечню ВАК:
5. Жаворонков А. Изменения состава ВКП(б) в 30-е гг. (опыт социологической интерпретации) // Власть. 1999. № 8. С. 67-75 ( 1 п.л.).
6. Жаворонков А. Устойчивость распределений населения по параметрам информированности и уровню семиотической подготовки // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 107-113 (1 п.л.).
7. Жаворонков А. К проблеме идентичности распределений ответов на закрытые и открытые вопросы при изучении общественного мнения // Социология 4М. 2003. № 16. С. 56-69 ( 1 п.л.).
8. Жаворонков А.В. Возвращение памяти // Социология. 2005. № 2. С. 167-169 (1 п.л.).
9. Жаворонков А.В. Население и СМИ у карты мира // Социология. 2005. № 3-4. С. 269-279 (1 п.л.).
10. Жаворонков А.В. Ориентации населения и их влияние на принятие управленческих решений // Вестник РГГУ. 2009. № 17. С. 69-79 (1 п.л.).
Статьи в других изданиях:
11. Жаворонков А.В., Нейгольдберг В.Я. Анкетный опрос авторов писем в центральные и местные органы государственных и общественных институтов, в том числе в редакции газет, радио, телевидения (программа и методика исследования) // 47 пятниц. Вып. 2. М.: ИСИ АН СССР, 1972. С. 148-168 (1,2 п.л.).
12. Грушин Б.А., Жаворонков А.В. Городское население и экономическая реформа (количественные результаты исследования) // М.: ИСИ АН СССР, 1973. 85с. ( 3,6 п.л.; вклад автора 1,8 п.л.).
13. Войнова В.Д., Жаворонков А.В., Петров Э.П. Собрание: поведение аудитории и информация (количественные результаты исследования) // М.: ИСИ АН СССР, 1973. 56с. (3,5 п.л. ; вклад автора 1,1 п.л.).
14. Жаворонков А.В. Некоторые механизмы выражения общественного мнения в городской газете // Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М.: ИСИ АН СССР, 1975. С. 120-137 (1 п.л.).
15. Жаворонков А.В. О влиянии средств массовой информации на репродуктивное поведение семьи // Материалы Всесоюзного симпозиума по демографическим проблемам семьи. Ч. 3. Ереван. РВЦ ЦСУ Армянской ССР. 1975. С. 131-137 (0,4 п.л.).
16. Жаворонков А.В. Чтение городской газеты населением // Основные итоги изучения эффективности деятельности средств массовой информации в условиях среднего промышленного города (по материалам исследования, проведенного в г. Таганроге). М.: ЦК КПСС. 1975. С. 121-129 (0,6 п.л.).
17. Жаворонков А.В. О влиянии средств массовой информации на репродуктивные установки населения. // Проблемы социологического изучения семьи . М.: ИСИ АН СССР, 1976. С. 98-111 (0,8 п.л.).
18. Жаворонков А.В., Таршис Е.Я., Чернакова Н.Е. Средства массовой пропаганды в социальном управлении трудовым коллективом. Таганрог-2 (количественные результаты исследования) // М.: ИСИ АН СССР, 1979. 147с. (8,2 п.л.; вклад автора 2,7 п.л.).
19. Жаворонков А.В. Подготовка социологической информации к обработке на ЭВМ // Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М.: ИСИ АН СССР. 1980. С. 141-147 (0,5 п.л.).
20. Жаворонков А.В. Некоторые аспекты взаимосвязи производственной и общественно-политической активности трудящихся // Идейно-воспитательная работа в трудовых коллективах (социологические проблемы). М.: ИСИ АН СССР. 1981. С. 64-78 (1,0 п.л.).,
21. Жаворонков А.В. Некоторые особенности движения советского общества к социальной однородности // Материалы Всесоюзной научной конференции "Развитие социальной структуры советского общества". М.: ИСИ АН СССР.1981. С. 52-57 (0,5 п.л.).
22. Жаворонков А.В. Некоторые изменения в структуре информационной и общественно-политической деятельности населения Таганрога за 10 лет (1969-1879) // Проблемы совершенствования деятельности средств массовой информации и пропаганды в городе (на материале повторного исследования в г. Таганроге). М.: ИСИ АН СССР. 1988. С. 96-157 (2,5 п.л.).
23. Жаворонков А.В. Что для детей идеал? // Аргументы и факты.. 1991. №№ 28-30. ( 1 п.л.).
23. Жаворонков А.В., Токарев А.И.. Принципы организации базы данных социологической информации // Совершенствование практики организации социологических исследований и повышение эффективности использования их результатов. Москва-Тбилиси. 1987. С. 40-43 (0,5 п.л.).
24. Жаворонков А.В. Научно-исследовательский проект "Сдвиги в массовом сознании" // Резюме научных отчетов по исследовательским проектам, выполненным в рамках общеинститутской программы "Альтернативы социальных преобразований в российском обществе в 1991-94 гг.". М.: ИС РосАН. 1995. С. 60-62 (0,2 п.л.).
25. Жаворонков А.В. Власти всегда хотят как лучше. Но для себя… // Педагогический калейдоскоп. 1995. № 27. ( 1 п.л.).
26. Жаворонков А.В. Безумство наглых. Блеск и нищета российской олигархии // Общая газета. 1995. № 28. ( 0,5 п.л.).
27. Жаворонков А.В. Об адресах большого террора // Мир образования. 1996. № 1. С. 64-69 (1 п.л.).
28. Жаворонков А.В. Использование информации социологических исследований для моделирования социального целого. Некоторые принципы построения экспертной системы проверки логических выводов // Методология и методы социологических исследований (программы курсов для магистров). М.: Институт социологического образования. 1999. С. 78-88 (1 п.л.).
29. Жаворонков А.В. Роль СМИ в информировании населения: (материалы Семинара-тренинга редакторов региональных газет Российской федерации) // Четвертая власть. 2000. № 1. С. 35-39 (0,7 п.л..).
30. Акимкин Е.М., Жаворонков А.В., Котов Н.М. Социальная география - полезный предмет // Муниципальная власть. 2004. №5. С. 56-58 (1,0 п.л.).
31. Жаворонков А.В. Процесс воспроизводства и общество в целом (опыт моделирования с точки зрения пространственно-временных констант) // Доклады II Всероссийского социологического конгресса. М. 2004. Т. 1. С. 497-506 (1 п.л.).
32. Жаворонков А.В. Банк социологических данных. 1968-2001гг. (Информационные ресурсы). Книга 2. // М.: ИС РосАН 2004. Часть 2. С. 158-233 (5.1 п.л.).
33. Жаворонков А.В. «Семиотические группы (устойчивость результата) // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. М.: ИС РосАН. 2006. С. 107-120 (1,0 п.л.).
35. Жаворонков А.В. Проблемы измерения социальной активности и информированности на фоне динамики институциональной структуры в 1967-2006гг. // Ш Всероссийский cоциологический конгресс. Тезисы доклада. М. ИС РосАН. 2008. Электронное издание ISBN 978-5-89697-157-3 (0,5 пл.).
36. Жаворонков А.В., Королев А.Л., Островский И.В., отв. ред. Шевченко Д.А. Каталог базы данных "Универсум" (поведение потребителя в системе информационных показателей). Учебно-методическое пособие // М.: РГГУ, 2009. 915с. (43, 5 п.л.).
Публикации на иностранных языках:
37. Zhavoronkov A.V. A kцzvйlemйny kifejezцdйsйnek mechanizmusai egy vбrosi ъjsбgban // Kцzvйlemйny–politika–tцmegkommunikбciу. Budapest. Kossuth Kцnyvkiadу. 1981. P. 114-127 (1,0 p.l.).
38. Grushin B.A., Zhavoronkov A.V. The Urban Audience of Media of Mass Communication and the Mass Oral Propaganda System // Soviet Sociology. NY. Vol. XXV. No. 2. Fall 1986. P. 62-85 (pp. 62-65 only Zhavoronkov A.V., pp. 66-85 Grushin B.A. and Zhavoronkov A.V. (2,0 p.l.)).
Электронные публикации
39. Интегрированная информационная система социальных данных; «INSYS». Госрегистрация № 0229703035 в Информрегистре, авторское свидетельство 980021 РосАПО, выданное 30.03.1998 г. Россия: Электронное издание на CD-ROM. М.: Институт социологии РАН, автор и администратор базы данных А.В.Жаворонков. 1998 г. Продолжающееся издание. Версия-10. - 2008г.
40. Жаворонков А.В., Королев А.Л. Рубрикатор переменных базы данных Социостата». Электронное издание на CD-ROM. - М.: Документальная база данных за 1980-1998 гг. Продолжающееся издание (29 п.л., 446 с., 3,0 МВ). Версия-3. – 2008г. Регистрационное свидетельство НТЦ «Информрегистр» № 10481 от 26 июня 2006 г., база зарегистрирована за № 0220611187.
41. Жаворонков А.В. Процесс духовного производства в современном обществе. («Универсум-1») № 0229703176 в Информрегистре. Электронное издание на CD-ROM. - М.: Документально фактографическая база данных. 1998 г. Продолжающееся издание. Версия-10 – 2008г.