Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.05; 13.00.08
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Актуальность разработки теоретико-методологических оснований развития социально-культурной рефлексии личности диктуется появлением нового типа социальных отношений, отказом от сложившихся стереотипов поведения и мышления, развитием активного, творчески преобразующего отношения к личностному и профессиональному развитию и самореализации учащейся молодежи. Освоение качеств социально-культурной рефлексии личности взаимосвязано с оптимизацией процессов жизнестроительства личности, ее целостного становления в условиях поликультурного информационного общества.
2. Методологические основания развития социально-культурной рефлексии личности направлены на актуализацию у учащейся молодежи нравственных и эстетических идеалов, освоение способов культурного самоопределения как стержневого свойства личности, обретения устойчивых ценностных ориентаций и навыков адаптации в социально-культурной ситуации информационного общества, преодоление негативных явлений в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении, самообразовании.
 Методологические основания базируются на определении понятия «социально-культурная рефлексия личности», которая трактуется как совокупность способов адекватной оценки окружающей действительности и самооценки молодежи, базирующаяся на специфической интерпретации традиционных и современных ценностей и смыслов и воплощенная в комплексе взглядов, образов, мифов и символов, которые используются для адаптации к социокультурному пространству. При этом в процессе рефлексивной деятельности личности происходит переосмысление, а затем и перестройка субъектом самосознания, и как следствие своего поведения, отношения к окружающему миру применительно к разным сферам человеческой деятельности.

3. Теоретические основания развития социально-культурной рефлексии личности у учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования обеспечивают полноценное и самобытное художественное творчество, обладающее высокой мотивацией к постоянному духовному совершенствованию, а также преодоление свойственных современному поколению деструктивных качеств потребительского отношения к культуре, негативизма, отсутствия четких ориентиров на самореализацию в коллективе, неустойчивости стратегии жизнестроительства, аддиктивного поведения наиболее продуктивно и эффективно.

Сущностными составляющими развития социально-культурной рефлексии личности являются: комплексная синтетическая природа и особый статус в структуре психических процессов; позитивное влияние на процессы самопознания и осмысления связи с социумом, своих возможностей и их границ в процессе становления, на обогащение мотивов поведения и деятельности личности; направленность на децентрацию личности, ее выход ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития.
4. Содержание педагогического процесса развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях образования и культуры направленно на выработку активной жизненной позиции на основе освоения ценностных ориентаций, актуализацию нравственных и эстетических идеалов, осмысление способов личностного и профессионального становления, формирование стремления к культуросозидающей деятельности.

В процессе развития социально-культурной рефлексии личности эффективно реализуется проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная педагогические функции.

5. Теория стадиального подхода к развитию социально-культурной рефлексии личности обеспечивает процесс: от стадии импульса, через стадию сомнений и колебаний и стадию принятия решения к стадии преобразований самого себя и воздействия на других в новом качестве, на которой растущий учащийся молодой человек отчетливо осознает цели социально-культурной деятельности как личностно значимые, побуждающие мотивацию и веру к достижению высшей точки жизни - самоактуализации. Данная стадия не является завершающей, а раскрывает новые возможности самосовершенствования.
6. Теория стадиальности развития социально-культурной рефлексии личности определяет ее сложный и противоречивый характер, сочетающий смысложизненные стратегии, психические изменения и активность таких процессов, как интериоризация ценностей, формирование и трансляция социально-культурного опыта, освоение навыков самореализации и самоактуализации, гармония личностного и профессионального становления; является фундаментальным основанием развития социально-культурной рефлексии личности в разворачивании ее жизненного пути, так как этот процесс взаимосвязан с самосознанием, раскрывает особенности духовного мира учащегося молодого человека, влияет на способ мышления и культуру умственной деятельности.
7. Педагогический потенциал процесса развития социально-культурной рефлексии личности обусловлен следующими факторами: 
  • оптимизирующим влиянием этого качества личности на процессы самосознания, творческого самоизменения личности и раскрытия мотивации на самосовершенствование и созидательную культуротворческую деятельность;
  • активным взаимодействием с этим процессом возрастных психологических особенностей личности;
  • стимулированием личности к переосмыслению наиболее значимых культурных явлений и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и духовного самосовершенствования.

 8. Продуктивность развития социально-культурной рефлексии определяется внедрением в педагогический процесс учреждений образования и культуры, зависит от понимания ценности самой человеческой жизни. Реализация авторской концепции - педагогическая организация личностно и профессионально значимого диалога на основе единого содержания и формы социально-культурной деятельности за счет глубокого осмысления духовных и эстетических ценностей. Изучение технологии этого процесса можно рассматривать в ракурсе воспитания ответственности, развития эмпатийных способностей актуализации осознания значения социально-культурной деятельности как способа сохранения и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал личности.

9. Многокомпонентное дидактическое обеспечение развития социально-культурной рефлексии личности в педагогическом процессе учреждения культуры и образования посредством технологий включает проектно-деятельностный цикл тренинговых занятий и др.; моделирующий компонент - педагогическую модель развития культурного опыта учащейся молодежи в процессе подготовки и проведения «культурных событий»; программы спецкурсов, циклы лекций и др.; диагностический компонент - стадиальный психолого-педагогический мониторинг уровней развития социально-культурной рефлексии.

 10. Критериями уровня развития социально-культурной рефлексии являются: корреляция созидательной культуротворческой деятельности и самооценки; ответственности в выстраивании социально-культурного поведения; готовность к реализации собственных целей с учетом интересов и потребностей окружающих; позитивное отношение к миру и другим людям; осознания социально-культурной деятельности как необходимой жизненной ценности, интерес к самопознанию и самоопределению, уважительное отношение к людям любой национальности.

 11. В процессе развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования моральные нормы и духовные ценности становятся не внешними регулятивами, исходящими от общества и выполняемыми «для других», а свободно выбираемыми, внутренне обусловленными правилами, которыми личность руководствуется в собственном профессиональном и жизненном поведении, переживая нравственную ответственность за его последствия. Наибольшая обеспеченность личностной включенности в процесс развития социально-культурной рефлексии достигается, когда в учреждении культуры и образования выстроен последовательный переход от освоения определенных знаний , умений и навыков к самореализации их в социально-культурной деятельности.

Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации

1. Топольская Е.А. Виды и типы педагогического сопровождения воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры // Вестник МГУКИ. – 2010. - №2 (34). - С. 130-134. – 0,8 п.л.

2. Топольская Е.А. Деятельность учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания // Вестник МГУКИ. – 2012. - №6. - С. 156-162. – 0,3 п.л.

3. Топольская Е.А. Технология развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры // Образование и общество.– Орел, 2013. - № 1 (78). стр. 111–115. – 0,3 п.л.

4.Топольская Е.А. Педагогические факторы развития социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства // Образование и общество.– Орел, 2013. - №2 (79). – Март- апрель. - С. 117-121. – 1,0 п.л.

5.Топольская Е.А. Особенности рефлексивного мышления студентов вузов культуры и искусств // Вестник МГУКИ. – 2013. - № 3. – С. 160-166. - 0,5 п.л.

6.Топольская Е.А. Уровни социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства // Вестник МГУКИ. – 2013. - № 6. – С. 158-163. - 0,8 п.л.

7.Топольская Е.А. Развитие социально-культурной рефлексии в контексте концепции А.Д. Жаркова // Мир образования – образование в мире. – М.: МПСУ, 2013. – Вып.4 (50). – С. 139-146. - 0,8 п.л.

8. Топольская Е.А. Рефлексия как механизм саморазвития // Образование и общество.– Орел, 2013. - №5 (82). - С. 72-79. – 1,0 п.л.

9. Топольская Е.А. Педагогический потенциал смыслотворческой и коммуникативной функций социально-культурной рефлексии // Вестник МГУКИ. – 2013. - №4. - С. 87-92. – 0,5 п.л.

10. Топольская Е.А. Влияние возрастных психологических особенностей студентов на специфику овладения профессией в процессе развития социально-культурной рефлексии // Вестник МГУКИ. – 2014. - №1. - С. 208-215. – 0,5 п.л.

11. Топольская Е.А. Философские взгляды на проблемы развития рефлексии // Педагогика искусства. – 2013. -№ 3. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2013/topolskaya.pdf - 0.3 п.л.

12.Топольская Е.А. Стадии развития социально-культурной рефлексии // Образование и общество. – Орел, 2014. - № 1 (84), январь-февраль. - С 60-67. – 1 п.л.

13. Топольская Е.А. Многообразие функций и форм социально-культурной рефлексии у молодежи в учреждениях культуры // Образование и общество. – Орел, 2014. № 3 (86), май-июнь. С 105-109. – 0,3 п.л.

14. Топольская Е.А. Развитие рефлексивного сознания студентов вузов культуры и искусств // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований, 2014. - №28. - С. 570-574. – 0,3 п.л.

15. Топольская Е.А. Понятие «рефлексивное сознание» молодого человека // Вестник МГУКИ. – 2014. - №3. - С. 125-132. – 0,5 п.л.

16. Топольская Е.А. Совершенствование процесса развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждения культуры // Вестник МГУКИ. – 2014. - №4. - С. 208-215. – 0,5 п.л.

Монографии:

17.Топольская Е.А. Развитие рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры: Монография. - М.: МГУКИ, 2011. – 154 с. – 10 п.л.

18.Топольская Е.А. Социально-культурная рефлексия современной молодежи: методология и теория развития: Монография. - М.: МГУКИ, 2012. – 172 с. 11 п.л.

19. Топольская Е.А. Педагогические факторы развития социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства: Монография. - М.: МГУКИ, 2013. – 163 с. 10 п.л.

Другие публикации по теме диссертационного исследования

20.Топольская Е.А. Специфика постановки концертно-зрелищных программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 7. - М., 2007. - С. 175-184. – 1 п.л.

21.Топольская Е.А. Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности // Наука как перспективное направление деятельности молодежи. Сб. научн. статей. - М., 2009. – С. 96-103. – 1 п.л.

22.Топольская Е.А. Педагогические условия деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежи // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 10. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 104-116. – 1 п.л.

23. Топольская Е.А. Деятельность учреждений культуры по развитию рефлексии у молодежи // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 11. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 45-48. – 1 п.л.

24. Топольская Е.А. Специфика рефлексивного мышления студентов вузов культуры и искусств // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 12. - М.: МГУКИ, 2012. - С. 33-42. – 1 п.л.

25.Топольская Е.А. Влияние учреждений культуры на формирование молодежной аудитории // Образование и наука: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 6. - М.: ООО «Аналитик», 2012. - С. 878-891. 0,8 п.л.

26. Топольская Е.А. Философские аспекты развития социально-культурной рефлексии // Гуманитарное пространство. К 70-летию Российской академии образования. Международный альманах. Том 2, №4. - М., ЯВНЕ, 2013. - С. 583-590. – 0,8 п.л.

27. Топольская Е.А. Многообразие форм и функций рефлексии личности // Роль культуры в формировании личности: новые подходы. Сб. статей молодых ученых. - М.: МГУКИ, 2013. - С. 48-53. – 0,4 п.л.

28.Топольская Е.А. Психологические особенности студентов вузов культуры и искусств как фактор развития социально-культурной рефлексии // Московский форум культуры. – 2013. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке. Региональная культурная политика: Сб. статей. – М.: МГУКИ, 2014. – С. 45-57 – 0,8 п.л.

29.Топольская Е.А. Управление деятельностью учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежи // Ресурсы управления социокультурными процессами: Монограф. сборник. – Вып. 4. - М.: МГУКИ, С. 93-97. – 0,3 п.л.

30.Топольская Е.А. Развитие социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры в контексте научной концепции А.Д. Жаркова // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 13. - М.: МГУКИ, 2013. - С. 33-42. – 1 п.л

31. Топольская Е.А. Культурологические взгляды на развитие рефлексии у молодежи в учреждениях культуры // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 14. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 43-55. – 1 п.л.

32.Топольская Е.А. Воспитание рефлексии у молодежи в условиях учреждений культуры // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Выпуск 14. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 38-42. – 1 п.л.

33.Топольская Е.А. Влияние классификации и типологизации молодежной аудитории учреждения культуры на развитие рефлексивного сознания // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 3, №3. - М., 2014. - С. 583-590. – 0,8 п.л.

34. Топольская Е.А. Социально-культурная рефлексия как механизм саморазвития молодого человека // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 3, №3. - М., 2014. - С. 338-350. – 0,8 п.л.

35.Топольская Е.А. Жаркова Л.С. Психологические механизмы функционирования социально-культурной рефлексии у молодежи в учреждения культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 3, №3. - М., 2014. - С. 281-294. – 0,8 п.л.

36.Топольская Е.А. Жаркова Л.С. Педагогический потенциал смыслотворческой функции социально-культурной рефлексии у молодежи // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 3, №3. - М., 2014. - С. 124-136. – 0,8 п.л.

37. Топольская Е.А. Оптимизирующее влияние социально-культурной рефлексии на процесс развития самосознания будущего специалиста. - М.: МГУКИ.

38. Топольская Е.А. Развитие социально-культурной рефлексии личности как актуальная проблема педагогической науки. - М.: МГУКИ.

39. Топольская Е.А. Концептуальный подход к развитию социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования. - М.: МГУКИ.

40.Топольская Е.А. Мониторинг – важнейший компонент динамичного развития социально-культурной рефлексии личности. - М.: МГУКИ.

41.Топольская Е.А. Сущностные составляющие процесса развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования. - М.: МГУКИ.

42.Топольская Е.А. Технологический компонент развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования. - М.: МГУКИ.