Научная тема: «ДИСКУРСИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дискурсивная реальность - это реальность мнений и знаний о мире, сформированная под воздействием конкретного дискурса, трансформирующаяся в реальность поступков, совершаемых на основе этих знаний и становящихся фактами. Она может состоять из дискурсивных и внедискурсивных компонентов, но воспринимается людьми как объективная, независимая от индивидуального опыта. Она детерминирует отношения между людьми, отношения людей к вещам и социальным явлениям, жизненную практику. Нередко это проблемная реальность, подобная лабиринту, для выхода из которого необходимо обнаружить правило, являющееся принципом решения проблемной ситуации и предписанное дискурсом.
  2. Дискурс - это коммуникативно-деятельностный феномен, связанный с комплексным воздействием на субъекта традиций, социальных и профессиональных норм, правил языка, речи и поведения. Выражается преимущественно в виде языково-речевых конструкций, указывающих на способ их понимания и склоняющих субъекта широко их применять.
  3. Субъект дискурса приобретает способность к антиципации, протенции, быстрым автоматическим реакциям в пространстве дискурса, но в тоже время становится подчинённым ему, замыкается в его границах, теряет критичное отношение к нему. Новый дискурс возникает при явном или неявном появлении метода, способствующего выделению элементов старого дискурса и критической оценки их использования для построения нового дискурса.
  4. Взаимосвязь и совместимость различных стилей философствования в рамках дискурсивной реальности обосновывается введением новой характеристики - актуальности. Роль конструктора новых понятий играет дискурс, а побуждением к построению этих, а не других, понятий, выступает волна актуальности (дискурсивная волна). Актуальность соединяет события - сквозь значительные исторические промежутки, а идеи и понятия - сквозь теоретические разрывы.
  5. Дискурсивная волна отражает взаимосвязь актуальности феномена и возможности упреждающего реагирования на него с его практическим развитием в поступках людей и событиях. Осмысление данного феномена другим дискурсом способно изменить реакцию людей на него, иначе направить социальный резонанс.
  6. Предложена новая упорядочивающая классификация дискурсов по отношению к двум уровням рефлексии и бесконечному числу уровней организации знаков: Д-0 - первичный уровень описания реальности случайными терминами; Д-1 - рефлексия предметной области с прагматикой, синтаксисом и семантикой языка описания; Д-2 - вторая рефлексия с формулировкой обобщающих терминов путем коннотации или метаязыка; Д-3 - метарефлексия и Д-4 - интердискурс.
  7. Новый дискурс, подобно новому мировоззрению, начинает влиять на интерпретацию знаний и быстро распространяется в обществе, когда его появление сопровождается изменением речи, письма, неологизмами. Этому способствуют реформы языка, технические и социальные инновации, новые социальные институты. Не существует универсального метода построения дискурса, и каждый дискурс индивидуален.
  8. Срединные правила отношений человека с миром это приоритеты деятельности, вызванные актуальностью дискурса. Отвечают на вопрос: почему нечто нужно делать здесь и сейчас? Они, в силу своего промежуточного характера, чаще модифицируются, отвечая потребностям дискурса. В условиях различного рода кризисов они регулируют реакцию человека: что допустимо в данной ситуации, а что нет. Когда их применение оказывается недостаточным для достижения предполагаемого результата, сомнению и критике подвергается уже сам дискурс. Срединные правила различны для людей - носителей разных дискурсов.
  9. Каждый дискурс выступает объектом по отношению к другому. Но в дискурсивной реальности иногда возникают иные отношения, приводящие к появлению дискурс-субъекта. Его взаимодействие с другими дискурсами может приводить к некритичному суммированию их идей, спекуляции ими. Этот процесс, выходя из-под контроля, приводит к знаковому засорению реальности.
  10. Наблюдаемый в развитии дискурса когнитивный процесс уподобляется круговороту смысла, выражающемуся в круговороте форм: образ, идея, символ, понятие, концепт. На первом этапе потребности удовлетворяются с помощью реальных жизненных отношений. На втором - они абстрагируются и объективируются в идеальных образах и правилах (этикет, ритуал, идеология). На третьем этапе нормы реализуются в новых жизненных отношениях, преобразуя их и, тем самым, опредмечиваются. На четвёртом - смысл отчуждается от своей идеально-материальной формы и возникает новый смысл, свободный от формы, не рефлектируемый до конца. Затем новый смысл закрепляется в новых реальных жизненных отношениях.
  11. Дискурс, в качестве процесса, предполагает наличие в нём движущей силы противоречия. Разрешение данного противоречия может завершиться как распадом дискурса на несколько альтернативных, так и нейтрализацией противоречия и угасанием дискурса.
  12. Дискурсивная (диалогическая) философия начинается с осознания проблемы, поскольку она стремится не к переустройству мира по идеальному типу, а к взаимопониманию с ним, рефлексивному осознанию наших отношений с миром, мягкому управлению естественными процессами. Если проблема действительно организует и структурирует дискурс, то формируется относительно стабильная система правил ее решения (отношений). Ситуация, как проблема, выраженная в реальных отношениях между людьми, также может стать регулярно повторяющейся. Соответственно может возникнуть относительно типичная система способов преобразования одной ситуации в другую.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, включенных в Перечень ВАК России

1.Петряков Л. Д. Дискурсивное время и «вечность» истории // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — Вып. 7. — С. 43–46. [ИФ РИНЦ – 0,036]

2.Петряков Л. Д. Альтернативные дискурсы как философская проблема коммуникации // В мире научных открытий. — 2013. — № 12.1 (19). — С. 43–46. [ИФ РИНЦ – 0,127]

3.Петряков Л. Д. Дискурсивная реальность и волны её актуальности // Перспективы науки. —2013. — № 10 (49). — С. 115–118.

[ИФ РИНЦ – 0,144]

4.Петряков Л. Д. Взаимодействие образа и идеи в социально-литературном дискурсе // European Social Science Journal. — 2013. — Т. 2. № 9. — С. 156–163. [ИФ РИНЦ – 0,053]

5.Петряков Л. Д. Идея и дискурс в коммуникативном процессе // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — Т. 3. Вып. 3. — С. 228–233. [ИФ РИНЦ – 0,333]

6.Петряков Л. Д. Концепт и понятие в дискурсивной практике // Полигнозис. — 2012. — № 1–4 [44]. — С. 21–27. [ИФ РИНЦ – нет]

7.Петряков Л. Д. Четыре диалекта языка науки. Роль категорического силлогизма в дифференциации знания // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». — 2012. — № 2 (22). — С. 237–240. [ИФ РИНЦ – 0,006]

8.Петряков Л. Д. Перцепция и интенция: образ ученого в СМИ и идеализированный объект науки // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — Т. 3. Вып. 1. — С. 29–33. [ИФ РИНЦ – 0,333]

9.Петряков Л. Д. Особенности отношений понятийных аппаратов теорий как аналог отношений в системе: ценности – понятия // Философия хозяйства. — 2011. — № 5 (77). — С. 126–131. [ИФ РИНЦ – 0,049]

10. Петряков Л. Д. «Исправление имен»: соотношение идеи и понятия в научном мышлении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2011. — № 7 (13). — С. 179–182. [ИФ РИНЦ – 0,186]

11.Петряков Л. Д. Парадокс понятийного аппарата теории и язык науки // В мире научных открытий. — 2011. — № 7.1 (19). — С. 521–531. [ИФ РИНЦ – 0,127]

12.Петряков Л. Д. Количественный аспект качественного понятия в философии и конкретных науках // Перспективы науки. — 2011. — № 3. — С. 58–62. [ИФ РИНЦ – 0,144]

13.Петряков Л. Д. Своё и чужое: роль понятия и слова в обнаружении новизны // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2010. — № 2. — С. 77–79. [ИФ РИНЦ – 0,032]

14.Петряков, Л. Д. Глобализм и локальность современности (в аспекте речевого общения) // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». — 2009. — № 2. — С. 58–62. [ИФ РИНЦ – 0,032]

Статьи в журналах, индексируемых в SCOPUS

15. Petryakov L. D. Discourse as the problem and method of philosophy // World Applied Sciences Journal. Vol. 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication) N 2: 232–235, 2013 ISSN 1818- 4952 // IDOSI Publications, 2013 DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.02.13631

Монографии

16.Петряков Л. Д. Дискурсия как метод гуманитарного знания: монография. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 304 с.

17.Петряков Л. Д. Проблема различия и противоречия. Язык как способ объективации рациональности: монография. — Ярославль: ООО «ЯрМедиаГрупп», 2009. — 216 с.

Статьи в российских рецензируемых журналах

18.Петряков Л. Д. Единство правил и практики социальных дискурсов // Философия и общество. — 2014. — Вып. № 1(73). — С. 110– 118. [ИФ РИНЦ – 0,247]

19.Петряков Л. Д. Дискурс как рефлексивный метод в философии // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2013. — Вып. 2. — С. 41–53. [ИФ РИНЦ – 0,072]

20.Петряков Л. Д. Семантика понятий «время» и «вечность» в первой антиномии И. Канта // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — Т. 2. Вып. 1. — С. 36–39. [ИФ РИНЦ – 0,333]

21.Петряков Л. Д. Семантика конфликта // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2009. — Вып. 2. — С. 37–58. [ИФ РИНЦ – 0,072]

22.Петряков Л. Д. Смысл над бездной или бегство от идеала? // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. — 2007. — Вып. 1. — С. 84–87. [ИФ РИНЦ – 0,052]

23.Петряков Л. Д. «Идеальный объект» и непротиворечивость языка // Философский альманах. — 2004. — № 7. — С. 85–89.

Прочие научные издания

24.Петряков Л. Д. Волны актуальности и смена идеалов в дискурсивном процессе // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды VI Междунар. науч.-теор. конф., 20–23 ноября 2013 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политех. ун-та, 2013. — С. 119–120.

25.Петряков Л. Д. Дискурс образа и дискурс идеи в их взаимодействии // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 17–19 октября 2013 г., Иваново. — Иваново: ОАО «Иваново», 2013. — С. 165–170.

26.Петряков Л. Д. Дискурс в контексте философского знания // Философия или новое интегративное знание – 3.: материалы Всерос. науч. конф. Май 2013 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. пед. ун-та, 2013. — С. 197–208.

27.Петряков Л. Д. Пространство дискурса как источник суггестивных высказываний // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды V Междунар. науч.-теор. конф. 14–16 ноября 2012 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политех. ун-та, 2012. — С. 32–34.

28.Петряков Л. Д. Дискурсивная практика как когнитивная область // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы

V Всерос. науч-практ. конф. с междунар. участием, 18–20 октября 2012 г., Иваново. — Иваново: ОАО «Иваново», 2012. — С. 241–244.

29. Петряков Л. Д. Кризис плюрализма // Человек в пространстве культуры. «Русский мир» в контексте полилога культур: материалы

V Междунар. науч. конф., 27–28 января 2012 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. — С. 44–47.

30. Петряков Л. Д. Время и вечность в культуре и философии // Неизреченное слово: Мемор. сб., посв. проф. А. Н. Портнову. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. — С. 149–167.

31.Портнов А. Н., Петряков Л. Д. Философия и язык как универсальные «каталоги» // Неизреченное слово: Мемор. сб., посв. проф. А. Н. Портнову. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. — С. 18–36. (автора — 0,5 п.л.)

32.Петряков Л. Д. Образ, идея и понятие в когнитивной среде // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 20–21 октября 2011 г., Иваново. — Иваново: ОАО «Иваново», 2011. — С. 285–288.

33.Петряков Л. Д. Кризис… метафизики // «Шестые Алмазовские чтения». Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: материалы Междунар. науч. конф. 14–15 апреля 2011 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2011. — С. 154–157.

34.Петряков Л. Д. Понятие ничто и пустое понятие // Философия и/или новое интегративное знание – 2: сб. материалов Всерос. науч. конф. Май 2011 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. пед. ун-та, 2011. — С. 155–164.

35.Петряков Л. Д. Национальное как кризис «вселенского» // Человек в пространстве культуры. «Русский мир» в контексте полилога культур: материалы IV Междунар. науч. конф. 27–28 января 2011 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2011. — С. 174– 178.

36.Петряков Л. Д. Понятие и концепт: причины многозначности // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21–22 октября 2010 г., Иваново. — Иваново: ОАО «Иваново», 2011. — С. 252–255.

37.Петряков Л. Д. Общечеловеческое в национальной культуре и языке // Человек в пространстве культуры. Межкультурные отношения и динамика национального развития: материалы III Междунар. науч. конф. 28– 29 января 2010 г.– Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2010. — С. 214–220.

38.Петряков Л. Д. Онтологизм и формирование философских понятий в курсе философии // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 14–15 мая 2009 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. пед. ун-та, 2009. — С. 86–89.

39.Петряков Л. Д. Нравственные ценности семьи и государства // О влиянии государства на развитие демографических процессов: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф., 19 февраля 2009 г. Ярославль. — Ярославль: Яр. филиал Акад. труда и соц. отношений, 2009. — С. 96–99.

40.Петряков Л. Д. Коллективизм против капитализма? // Человек в пространстве культуры: материалы II Всерос. науч. конф. 27–28 января 2009 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2009. — С. 161–164.

41.Петряков Л. Д. Предметность мышления и современный мир // Пятые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: материалы Междунар. науч. конф. 14–15 ноября 2008 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2009. — С. 120– 124.

42.Петряков Л. Д. Человек без государства, время без истории // Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Февраль–март 2009 г., Москва. — М.: МЭСИ, 2009. — С. 134–138.

43.Петряков Л. Д. «Быть рыбой» // Философия или новое интегративное знание: сб. материалов Всерос. науч. конф. Май 2009 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. пед. ун-та, 2009. — С. 284–292.

44.Петряков Л. Д. Сетевое общество как альтернатива империи и войны // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф., 21–23 октября 2008 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политех. ун-та, 2008. — Книга 1. — Ч. 3. — С. 97–98.

45.Петряков Л. Д. Локализм и проблема понимания // Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития. 23 мая 2008 г., Москва. — М.: МЭСИ. — С. 82–88.

46.Петряков Л. Д. Проблемный принцип в преподавании философии // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф., 17–19 июня 2008 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Политех. ун-та, 2008. — Книга 1. — Ч. 2. — С. 56–58.

47.Петряков Л. Д. Перспектива гуманитарных наук в условиях реформы высшего образования // Экономические и социальные проблемы российского общества: сб. науч. работ преподавателей вузов по материалам науч.-практ. конф., посвященной 50-летию Ярославского филиала ВЗФЭИ. — Ярославль: Изд-во Яр. филиала Всерос. заочного финансово-экономического ин-та, 2008. — Вып. 10. — С. 318–322.

48.Петряков Л. Д. Этика средств // Человек в контексте эпохи. Личность. Культура. Образование: материалы Всерос. науч. конф. 28–29 января 2008 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2008. — С. 109–113.

49.Петряков Л. Д. Аргументация и обоснование в споре // Социальные и гносеологические проблемы общества: сб. науч. тр. — Ярославль: Изд. отдел «Ещё не поздно!»: ООО НТЦ «Рубеж», 2008. — Вып. 3. — С. 159–166.

50.Петряков Л. Д. Семантика личностных качеств героя литературного произведения // Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: материалы IV Междунар. науч. конф., 10–11 ноября 2006 г., Ярославль. — Ярославль: «Ремдер», 2006. — С. 46–53.

51.Петряков Л. Д. Философия и госконтроль // Философия в техническом вузе: тр. Междунар. науч.-практ. конф. 10–12 апреля 2007 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политех. ун-та, 2007. — С. 6–8.

52.Петряков Л. Д., Федотов Л. Н. Платон в учебниках философии РФ и США // Проблемы методики вузовского образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 18 апреля 2006 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. филиала Всерос. заочного финансово-экономического ин-та, 2006 — С. 79–86. (автора — 0,3 п.л.)

53.Петряков Л. Д. Перестановки как способ выражения маргинальных смыслов // Человек в информационном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. — Ярославль: «Истоки», 2006. — Вып. 5. — С. 122–126.

54.Петряков Л. Д., Вавилова Е. Ю. О проблемах познания для студентов технических специальностей // Социальное партнерство в образовательной сфере (опыт, проблемы и перспективы развития): сб. ст. участников II Междунар. науч.-практ. конф., 22 апреля 2005 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. филиал Акад. труда и соц. отношений, 2005. — С. 325–328. (автора — 0,2 п.л.)

55.Петряков Л. Д., Вавилова Е. Ю. О проблемах гносеологии для студентов технических вузов // Методология и методика вузовского образования (проблемы и поиски решений): сб. науч. ст. — Ярославль: Яр. филиал Акад. труда и соц. отношений, 2004. — Вып. 2. — С. 286–289. (автора — 0,2 п.л.)

56.Петряков Л. Д. Процессуальность определений интенсиональных понятий // Человек в информационном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. — Ярославль: Изд-во «Истоки», 2004. — Вып. 4. — С. 138–139.

57.Петряков Л. Д. Все ли критяне лжецы? // Конфликты и компромиссы в мировой истории: материалы Всерос. науч. конф., 3–4 июня 2004 г., Ярославль. — Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2004. — С. 96–98.

58.Петряков Л. Д. «Волны» гасят «ветер» // Вестник Ярославского гос. тех. ун-та: сб. науч. тр. – Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2004. — Вып. 4. — С. 221–223.

59.Петряков Л. Д. Проверка наличия личностных качеств студентов логическими методами // Проблемы формирования и развития образовательной среды в учебно-воспитательной работе вуза: Материалы докл. XXII межрегион. науч.-метод. конф., ноябрь, 2004 г., Ярославль. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2004. — С. 14–15.

60.Петряков Л. Д. Философская интерпретация топологических фигур (по книге Рене Тома) // Человек в информационном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. — Ярославль: Изд-во «Истоки», 2004. — С. 85–89.

61.Петряков Л. Д. О возможности построения непротиворечивого языка // Социальные и гносеологические проблемы общества: сб. науч. тр. — Ярославль: Изд-во «Ещё не поздно», 2004. — С. 135–147.

62.Петряков Л. Д. Логика смысла и истинность высказываний // Культурологический анализ социальных и гносеологических проблем современной науки: сб. науч. тр. – Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2001. — Вып. 2. — С. 36–49.

63.Петряков Л. Д. Опыт разделения разума и смысла // Культурологический анализ социальных и гносеологических проблем современной науки: Сб. науч. тр. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 1999. — С. 130–143.

Учебно-методические издания

64.Петряков Л. Д., Вавилова Е. Ю., Скородумов С. В. Введение в историю философии: Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2014. — 80 с. (автора — 1,5 п.л.).

65.Петряков Л. Д., Вавилова Е. Ю. Научная рациональность в современном мире: Учебное пос. для студ. негум. спец. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2011. — 80 с. (автора — 2,3 п.л.).

66.Петряков Л. Д. Основные проблемы классической философии: Метод. указания. — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2008. — 52 c.

67.Петряков Л. Д. Контрольные вопросы и задания по философии: Метод. указания по основному курсу «Философия». — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2006. — 75 с.

68.Петряков Л. Д. Вавилова Е. Ю. Путь познания: от знания к рефлексии: Метод. пособие по курсу «Логика научно-технического мышления». — Ярославль: Изд-во Яр. гос. тех. ун-та, 2004. — 76 с. (автора — 2 п.л.).