Научная тема: «АДАПТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СЕКТОРЕ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2015
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Установлен алгоритм формирования креативного компонента человеческого фактора общественно-хозяйственного процесса, доминирующего в условиях ускорения постиндустриальных преобразований: приращение знаний - обретение исключительных компетенций - формирование интеллектуального капитала. С учетом представленного алгоритма расширенное воспроизводство интеллектуального капитала определено в качестве приоритетного элемента системных преобразований, ориентированных на становление экономики знаний.     
  2. Обосновано, что при формировании методологического подхода к исследованию воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования необходимо руководствоваться синергетической парадигмой современной науки, подкрепляя познавательный потенциал базового для заявленной проблемы системного подхода ресурсами ряда направлений экономических исследований, направленных на изучение феноменов: человеческого капитала; образовательных услуг; инновационного воспроизводства.
  3. Предложена эконометрическая модель ВВП, в которой отражено влияние двух групп факторов: экстенсивных факторов; интенсивных факторов. Расчеты в рамках данной модели, произведенные за период 2000 - 2014 гг., выявили зависимость ускорения роста ВВП российской экономики от фактора образовательного уровня занятых (группа интенсивных факторов), что позволило: предположить наличие связи между торможением роста национальной экономики и снижением качества образования ее человеческого фактора; поставить проблему соразмерности переноса чужеродных образовательных институтов адаптационным возможностям собственной институциональной среды.        
  4. Раскрыта существенная потребность становления шестого технологического уклада, заключающаяся в сбалансированности двух его процессуальных компонентов: воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования; формирования плацдармов постиндустриальных преобразований в различных сферах и отраслях экономики. Сформулирован вывод о том, что неадекватная оценка указанной потребности обусловливает: создание условий для оттока интеллектуального капитала и инновационных нематериальных активов; разрастание издержек реализации соответствующих инновационных проектов (феномен «Сколково»).     
  5. Доказано, что в рамках концепции возрастающей отдачи образования расширенное воспроизводство интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования предполагает опережающее накопление интеллектуального капитала в данном секторе, что может быть обеспечено на основе: утверждения общественного приоритета высшего образования; реализации инновационных технологий образования; коррекции параметров институциональной среды, развития контрактных соглашений, изменения статусов и форм поведения участников данного сектора; интеграционного взаимодействия организаций сектора услуг высшего образования.      
  6. Произведено преобразование понятия «функции воспроизводства» применительно к воспроизводству интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования - соответствующие функции определены в рамках концепции возрастающей отдачи образования, их содержание раскрыто с учетом роли интеллектуального капитала в процессе осуществления постиндустриальных преобразований, разграничены внешние и внутренние для данного сектора функциональные цели воспроизводства интеллектуального капитала.
  7. Выявлены основные факторы, воздействующие на функцию воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования, нацеленную на подготовку системных преобразований в общественном хозяйстве: адресное инвестирование профилей развития интеллектуального капитала, востребованных для осуществления указанных преобразований; наличие условий для свободного движения обладателей интеллектуального капитала; подготовка организационных механизмов, необходимых для включения интеллектуального капитала в системные преобразования; привлекательность указанных преобразований для обладателей интеллектуального капитала.
  8. Определены приоритетные направления развития сектора услуг высшего образования в условиях становления образования локомотивом экономики знаний: обеспечение устойчивого и адекватного потребностям развития сектора притока инвестиций на основе комбинирования различных ресурсов; интеграция научной и образовательной ветвей деятельности в организациях сектора; снижение бюрократических трансакционных издержек в секторе; обеспечение реального равноправия образовательных организаций различных форм собственности; формирование эффективных институтов развития данного сектора; создание специальных зон расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в секторе и обеспечение свободного движения обладателей данного капитала в хозяйственном пространстве национальной экономики.
  9. Обоснована потребность в институциональной стабилизации развития организаций сектора услуг высшего образования в условиях переплетения совокупности динамичных и глубоких преобразований внешней среды. Указанная стабилизация предполагает поэтапное и сбалансированное приспособление существующих параметров институциональной среды, типов контрактов, статусов и форм экономического поведения организаций сектора услуг высшего образования к значимым для них изменениям, происходящим в пространстве рынка и в сфере государственной социально-экономической политики.
  10. Разработана методика сравнительного анализа адаптивных свойств организаций сектора услуг высшего образования, позволяющая ранжировать их по признаку адаптивности, определять резервы и основные направления адаптации системы менеджмента к изменениям в рыночной среде и сфере государственной социально-экономической политики, ориентированная на обеспечение необходимых условий для эффективного воспроизводства интеллектуального капитала в указанном секторе. В качестве определяющего адаптивного свойства организаций сектора услуг высшего образования определена их способность приспосабливаться к росту информационных потоков, что обеспечивает адекватное информативное наполнение воспроизводства интеллектуального капитала.
  11. В рамках моделирования адаптивного механизма воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования: предложена методика расчета потребности в специалистах различных профилей, в основе которой - установление зависимости количества специалистов и их структуры от объемов производства; построены когнитивные карты, с помощью которых оценены различные инновационные стратегии обучения; обоснован подход к оценке потребности в человеческом капитале страны на основе расчета вклада знаний занятых в ВВП и установления зависимости удельной выработки ВВП от уровня развития человеческого капитала.
  12. Предложены механизмы когнитивной поддержки адаптивного развития организаций сектора услуг высшего образования: процессное моделирование управления данными организациями на основе стандарта IDEF0; систематический мониторинг внешней среды организаций; анализ сценариев развития на основе составления когнитивных карт; приспособление функций и структуры процесса обучения к индивидуальным характеристикам студентов.   
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России

1.Гречко М.В., Корчинский А.А. Международные сравнения конкурентоспособности сферы отечественного образования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2009. № 1. 0,6 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

2.Гречко М.В. Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16 (49). 0,5 п.л.

3.Гречко М.В. Анализ экономических подходов к определению категории «образовательная услуга» в контексте императивов инновационного развития общества // Экономика и предпринимательство. 2011. № 1. 0,5 п.л.

4.Гречко М.В. Образовательное учреждение как субъект собственности: экономико-правовой аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3 (96). 0,4 п.л.

5.Гречко М.В. Трансформация соотношения знаниевой и информационной компонент в образовательной услуге и образовательном процессе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24 (117). 0,4 п.л.

6.Гречко М.В. Университет инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая система // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 37 (130). 0,6 п.л.

7.Гречко М.В. Противоречия и проблемы реформирования отечественных вузов на этапе построения информационного общества и экономики знаний // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43 (136). 0,4 п.л.

8.Гречко М.В. Трансформация современной образовательной парадигмы в условиях экономики знаний // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1 (24). 0,5 п.л.

9.Гречко М.В. Образовательное учреждение в контексте модернизации отечественного образования: трансформация статуса // ТЕRRА ECONOMICUS. 2011. Т. 9, № 4. 0,5 п.л.

10.Гречко М.В., Гончаров И.В. Формирование концептуальных основ управления воспроизводством человеческого капитала в системе высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2 (25). 0,7 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

11.Гречко М.В. Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в экономике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 9 (150). 0,7 п.л.

12.Гречко М.В., Долятовский В.А. Механизмы адаптивного управления вузом при изменениях рыночной ситуации // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 13 (268). 0,8 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

13.Гречко М.В., Долятовский В.А. Динамические процессы преобразования человеческого капитала в экономике // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3 (26). 0,8 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

14.Гречко М.В. Мировые тенденции инновационного развития экономики // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4 (27). 0,5 п.л.

15.Гречко М.В. Роль науки в условиях экономики знаний: диагностика потенциала России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 38 (179). 1,5 п.л.

16.Гречко М.В. Знания и идеи как основные конкурентные ресурсы развития современной экономики возрастающей отдачи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 14 (203). 0,6 п.л.

17.Гречко М.В. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития отечественной экономики в условиях глобальных изменений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27 (216). 0,8 п.л.

18.Гречко М.В. Инновационное развитие экономики на основе человеческого капитала: трансформация факторного обеспечения // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). 0,6 п.л.

19.Гречко М.В. Диагностика состояния и перспектив секторов генерации знаний экономики России, в контексте перехода к инновационной модели развития // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2014 г. № 2 (239). 0,9 п.л.

20.Гречко М.В. Оценка состояния инновационного развития национальной экономики России // Национальные интересы приоритеты и безопасность // научно-практический и теоретический журнал. Февраль 2014 г. № 6 (243). 0,7 п.л.

21.Гречко М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка // Национальные интересы приоритеты и безопасность // научно-практический и теоретический журнал. Май 2014 г. № 17 (254) 0,6 п.л.

Монографии

22.Гречко М.В. Инновационное развитие экономики на основе управления человеческим капиталом: монография. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. 13,5 п.л.

23.Гречко М.В. Развитие вуза в условиях модернизации экономики: монография. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 10,1 п.л.

24.Гречко М.В. Современное состояние и пути развития системы образования: кол. монография: в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. С.В. Куприенко. Одесса: Куприенко С.В., 2012. 13,5 п.л. (авт. – 2,5 п.л.).

25.Гречко М.В., Долятовский В.А., Топилина Н.В. Инновационное управление вузом при адаптации к рынку образовательных услуг: монография. Таганрог: ТГПИ, 2013. 13,3 п.л. (авт. – 2,7 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалы конференций

26.Гречко М.В. Институциональная характеристика и структура регионального рынка образовательных услуг // Направления устойчивого социально-экономического развития России: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,4 п.л.

27.Гречко М.В. Анализ проблем формирования «экономики знаний» на примере рентоориентированной экономики России // Управление инновациями 2010: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во ЛЕНАНД, 2010. 0,4 п.л.

28.Гречко М.В., Корчинский А.А. The Evolution of institutional bases of functioning of educational institution // Вестник университета Месроп Маштоц. 2011. № 1 (10). 0,6 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

29.Гречко М.В. Трансформация и эволюционная динамика субъектного состава рынка образовательных услуг РФ // Репутациология. 2011. № 3–4. 0,45 п.л.

30.Гречко М.В., Корчинский А.А. Особенности воспроизводства трудовых ресурсов в условиях информационного общества // Актуальные достижения европейской науки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. София: ООД «Бял. ГРАД-БГ», 2011. 0,65 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

31.Гречко М.В. The Education in the Information Society // Вестник университета Месроп Маштоц. 2011. № 2 (11). 0,8 п.л.

32.Гречко М.В. Методика оценки факторов экономического развития предприятия // Экономика и управление. 2011. № 14. 0,45 п.л.

33.Гречко М.В. Методика анализа влияния человеческого капитала на эффективность работы организации // Экономика и управление. 2011. № 15. 0,5 п.л.

34.Гречко М.В. Метод синтеза организационной структуры управления фирмой // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: сб. науч. тр. Вып. 1 (8). Таганрог: РГСУ, 2012. 0,6 п.л.

35.Гречко М.В. Знания как основной ресурс создания добавленной стоимости и развития экономики // Стратегия ускоренной динамики российского общества: экономика, политика, право: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: ЮИМ, 2012. 0,5 п.л.

36.Гречко М.В., Долятовский В.А., Долятовский Л.В., Мазаева Е.Е., Булатова Р.М., Филин Н.Н. Электронный обучающий комплекс «Системы искусственного интеллекта» / Институт научной и педагогической информатизации; Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». Свид. № 18510 Рос. Федерация. 29.08.2012.

37.Гречко М.В., Долятовский В.А., Долятовский Л.В., Долятовская Т.И., Мазаева Е.Е. Электронный обучающий комплекс «Управление знаниями» / Институт научной и педагогической информатизации; Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». Свид. № 18511 Рос. Федерация. 29.08.2012.

38.Гречко М.В. Трансформация механизмов развития системы образования // Современные технологии управления. 2012. № 3 (15). URL: http://sovman.ru. 0,5 п.л.

39.Гречко М.В. Принцип возрастающей отдачи в системе образования // Экономика XXI века: модернизация в аспекте глобализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», 2012. 0,4 п.л.

40.Гречко М.В. Методика адаптивного управления вузом на основе прецедентов // Модернизация социально-экономических систем: вызовы времени: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Батайск, 2013. 0,4 п.л.

41.Гречко М.В. Самоорганизация вуза как сложной системы // Экономика и социум. 2013. Вып. № 1(6). URL: http://www.iupr.ru. 0,4 п.л.

42.Гречко М.В. Роль сферы образования в экономике знаний: диагностика потенциала России // Академічний огляд: економіка та підприємництво. 2013. № 1. 0,5 п.л.

43.Гречко М.В. Разработка методики инновационного анализа ситуации в образовательном учреждении // Экономические и социальные науки: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. М.: ИД «Экономическая газета», 2013. 0,4 п.л.

44.Гречко М.В. Подходы к экономической оценке эффективности высшего образования в России / Российская экономическая модель-2: динамика и контексты: сб. материалов Международной научно-практической конференции. – Анапа 2013. 0,4 п.л.