2. Концепция педагогической диагностики в учебном процессе вуза в контексте коррекции знаний включает следующие положения:
- целевой основой педагогической диагностики в учебном процессе вуза является личностное развитие студента на основе учета его дидактических и психологических особенностей;
- задачами педагогической диагностики являются распознавание, анализ и оценка обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых психологических особенностей, фонового уровня знаний группы, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах учебного процесса;
- системообразующим фактором проведения и использования результатов педагогической диагностики является интеграция и координация усилий всех субъектов образовательного процесса в вузе при осуществлении диагностической деятельности.
3. Структурная модель педагогической диагностики в учебном процессе вуза есть система, состоящая из функционирующих во взаимосвязи психодиагностики и дидактического контроля, применяемых как индивидуально к каждому обучающемуся, так и в целом к учебным группам (микрогруппам).
4. Концепция коррекции знаний в учебном процессе вуза связана с педагогической диагностикой. Система коррекции знаний - самостоятельный элемент учебного процесса, имеющий собственную структуру, взаимосвязи с другими элементами этого процесса, закономерности, принципы и функции. Коррекция знаний - неотъемлемый компонент деятельности преподавателя и студента.
Коррекция знаний студентов в вузе есть процесс, во-первых, обнаружения отклонений в ожидаемых знаниях отдельного студента или группы в целом и, во-вторых, внесения изменений в процесс обучения в целях обеспечения усвоения необходимых знаний. Данный процесс включает соответствующую деятельность всех субъектов образовательного процесса, совокупность у них знаний о способах осуществления такой деятельности, а также систему мероприятий, в которых эта деятельность реализуется.
Закономерности коррекции знаний подчинены общим закономерностям обучения и вытекают из закономерностей педагогической диагностики; выделяются закономерности цели, содержания, качества, средств, управления и стимулирования коррекции знаний.
Принципы коррекции знаний: системность, целесообразность, целенаправленность, систематичность, процессуальность, всесторонность, воспитывающий и развивающий характер, персонализация, гуманистическая направленность, преемственность и интеграция мероприятий, эффективность, компетентность. Функции коррекции знаний: обучающая, развивающая, воспитательная и мотивационно-стимулирующая.
5. Структурная модель коррекции знаний отражает сложный про цесс, в ходе которого осуществляется системная деятельность психологи ческого и дидактического плана, направленная на учебную группу в целом и на каждого обучающегося индивидуально. При этом объектом групповой коррекции в психологическом аспекте является коллективное мышление, групповая учебная деятельность, а в дидактическом - фоновый уровень знаний учебной группы. Индивидуальная коррекция в психологическом аспекте направлена на личностные свойства, особенности мышления, а в дидактическом - на индивидуальный уровень усвоения учебного предмета. Данная модель изоморфна структурной модели педагогической диагностики.
6. Педагогическая диагностика есть основа, ведущее средство и системообразующая связь системы коррекции знаний студентов в вузе. Реализация корректирующей функции педагогической диагностики возможна при дополнении существующей системы ее методов специальными тестами коррекции знаний, которые представляют собой блоки тестовых заданий, сформированные соответственно дидактическим целям занятия и учитывающие индивидуальные особенности каждого студента, выявленные в ходе применения дидактических и психологических методик.
7. Концептуальная модель системы коррекции знаний студентов на основе педагогической диагностики предполагает тесное взаимодействие педагогической диагностики и коррекции знаний, отражающееся в единой системе общих закономерностей педагогической диагностики и коррекции знаний в учебном процессе вуза, сходной системе принципов, реализации функций педагогической диагностики в процессе коррекции знаний, наложении процессов диагностики и коррекции знаний на корректирующем этапе диагностики.
8. Технология коррекции знаний охватывает все виды аудиторных и внеаудиторных занятий в вузе и включает в себя следующие компоненты: содержательный (цели коррекции знаний применительно к предметному содержанию и этапу учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов и уровня их знаний и умений), диагностический (рейтинговый контроль и корректирующая диагностика) и процессуальный (формы и средства коррекции знаний).
1.Артищева Е. К., Брызгалова С. И. Педагогическая диагностика в вузе в аспекте коррекции знаний // Современные образовательные технологии: психология и педагогика : монография / под. ред. Е. В. Коротаевой, С.С. Чернова. — Новосибирск : ООО «Агентство «СИБПРИНТ»», 2012. — Кн. 13, гл. 7. — С. 136—162. — 1,7 п. л. (авторский текст — 1 п.л.).
2.Артищева Е. К., Брызгалова С. И., Гриценко В. А. Фоновый уровень знаний: сущность, анализ, оценка усвоения : монография. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. — 184 с. — 11,6 п. л. (авторский текст — 5 п. л.).
3.Артищева Е. К. Методология изучения педагогической диагностики : монография. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. — 220 с. — 11,7 п. л.
4.Артищева Е. К. Коррекция знаний студентов в вузе как педагогическая проблема // Педагогика высшей школы : монография. — Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2013. — Гл. 2. — С. 54—86. — 2,5 п.л.
5.Артищева Е. К. Коррекция знаний в вузе: теория и практика : монография. — Калининград : Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ РФ», 2014. — 280 с. — 17,5 п. л.
II. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
6. Артищева Е. К., Гриценко В. А. О целесообразности отделения на чал анализа от курса элементарной математики // Математика в школе. — 1999. — № 6. — С. 43—45. — 0,25 п. л. (авторский текст — 0,13 п.л.).
7.Артищева Е.К. О структуре психолого-педагогической диагностики в учебном процессе вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. — Вып. 11. — С. 33—39. — 0,6 п.л.
8.Артищева Е. К. Педагогическая диагностика в вузе: реализация корректирующей функции // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 11—14. — 0,3 п.л.
9.Артищева Е. К. Об инструментарии педагогической диагностики в учебном процессе вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — Вып. 4. — С. 27—34. — 0,6 п.л.
10.Артищева Е. К. Роль и место тестов коррекции знаний в системе методов педагогической диагностики // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — Вып. 11. — С. 67—74. — 0,6 п.л.
11.Брызгалова С.И., Артищева Е. К. Осуществление коррекции знаний студентов в системе самостоятельной работы // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2012. — №3. — С. 25—34. — 0,6 п.л. (авторский текст — 0,3 п. л.).
12.Брызгалова С.И., Артищева Е.К. Консультация в вузе как учебное занятие по коррекции знаний // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2012. — №4. — С. 89—101. — 0,75 п.л. (авторский текст — 0,38 п. л.).
13.Артищева Е. К., Брызгалова С. И. Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта,
2012. — Вып. 11. — С. 19—28. — 1,1 п. л. (авторский текст — 0,6 п.л.).
14.Артищева Е. К., Брызгалова С. И. Корректирующая функция лабораторного метода педагогической диагностики // Инновации в образовании. — 2013. — № 2. — С. 5—23. — 1,1 п. л. (авторский текст — 0,6 п.л.).
15.Артищева Е.К. Педагогическая диагностика в учебном процессе вуза: сущность, цели, направленность и структура // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2013. — №1. — С. 101—114. — 0,8 п. л.
16.Артищева Е. К. Педагогическая диагностика в учебном процессе вуза: закономерности, принципы и функции // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2013. — № 2. — С. 58—69. — 0,68 п.л.
17.Артищева Е.К., Синицына Т. В. Коррекция знаний обучающихся на лабораторной работе с использованием компьютерных технологий // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2013. — №2. — С. 170—180. — 0,6 п. л. (авторский текст — 0,4 п.л.).
18.Артищева Е.К., Брызгалова С. И. Коррекция знаний студентов в вузе как объект педагогических исследований // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. — Вып. 5. — С. 7—19. — 1 п.л. (авторский текст — 0,5 п.л.).
19.Артищева Е. К. Педагогическая диагностика: некоторые аспекты методологии // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 4. — С. 119—122. — 0,6 п. л.
20.Артищева Е. К. Коррекция знаний студентов: некоторые аспекты методологии // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 3. — С. 65—69. — 0,5 п.л.
21.Артищева Е.К. Средства коррекции знаний в вузе // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2013. — №3. — С. 58—69. — 0,68 п. л.
22.Артищева Е. К. О технологии коррекции знаний студентов на основе педагогической диагностики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. — Вып. 11. — С. 7—19. — 0,93 п.л.
23.Артищева Е. К. Оценка сдвига успеваемости учебных групп в ходе педагогического эксперимента // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2013. — № 4. — С. 126—135. — 0,62 п.л.
24.Артищева Е.К., Брызгалова С. И. Коррекция знаний студентов вуза в системе внеаудиторных занятий // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 6. — С. 57—61. — 0,42 п. л. (авторский текст — 0,21 п.л.).
б) опубликованные в периодических изданиях, журналах, сборниках статей, материалах научно-практических конференций:
25.Артищева Е. К., Гриценко В. А. Тест коллективных достижений как основа контроля качества усвоения учебного материала // Материалы научно-методического семинара при областном Комитете по образованию и науке. — Калининград : Б.и., 1996. — С. 5—17. — 0,81 п. л. (авторский текст — 0,5 п. л.).
26.Артищева Е.К., Гриценко В. А. Фоновый уровень знаний учащихся как показатель эффективности процесса обучения // Актуальные проблемы фундаментального образования : сборник научных трудов. — Калининград : Изд-во КГТУ, 1997. — С. 8—12. — 0,31 п. л. (авторский текст — 0,2 п. л.).
27.Артищева Е.К., Брызгалова С.И., Гриценко В. А. Аддитивный тест: основные определения и первые эксперименты // Вестник СЗО РАО «Культура и образование Северо-Западного региона России». — СПб., 1998. — Вып. 2. — С. 53—68. — 0,37 п. л. (авторский текст — 0,17 п.л.).
28.Артищева Е.К., Коваленко С. Н. Дидактический тест: основы построения и возможности применения // Военно-педагогический сборник «Ориентир».— М., 1998. — Вып. № 4. — С. 14—21. — 0,43 п.л. (авторский текст — 0,33 п. л.).
29.Артищева Е.К., Брызгалова С. И., Гриценко В. А. Аддитивный тест как средство оценивания фонового уровня знаний // Актуальные проблемы общего и профессионально-педагогического образования : сборник научных трудов. — Калининград : Изд-во КГУ, 1999. — С. 11—16. — 0,37 п. л. (авторский текст — 0,17 п. л.).
30.Артищева Е. К., Белосевич Е. В., Гриценко В. А. Роль и место современных прикладных пакетов в математической подготовке инженера // Математика. Компьютер. Образование : сборник научных трудов.— М. : Прогресс-традиция, 1999. — Вып. 6, ч.1. — С. 66—69. — 0,25 п. л. (авторский текст — 0,09 п.л.).
31.Артищева Е. К., Капелевич М. С. Опыт дополнительного образования в сфере довузовской подготовки оптантов // Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей. Областные педагогические чтения по дополнительному образованию : доклады и сообщения. — Калининград : Изд-во КГУ, 2000. — С. 109—112. — 0,25 п. л. (авторский текст — 0,19 п. л.).
32.Артищева Е. К. Корень учения горек, да плод его сладок // Форпост. — 2001. — №4. — С. 6—9. — 0,25 п.л.
33.Артищева Е. К. Психолого-педагогическая диагностика как средство снижения неуспеваемости студентов // Проблемы педагогики средней и высшей школы : сборник трудов молодых ученых / под ред. Т. Б. Гребе-нюк. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. — С. 16—21. — 0,37 п. л.
34.Артищева Е. К. Педагогическая диагностика в учебном процессе вуза ФСБ России как средство повышения качества знаний курсантов // Научно-методический сборник ФСБ России / под ред. В.Е. Проничева.— 2007. — №41. — С. 44—51. — 0,4 п. л.
35.Артищева Е. К., Балавина Н. В., Смирнов А. А. Проблемы качества образования в вузах ФСБ с позиций компетентностного подхода и педагогической диагностики // Сборник трудов ИППКС ФСБ России. — СПб., 2007. — №14 (22). — С. 94—99. — 0,37 п. л. (авторский текст — 0,12 п.л.).
36.Артищева Е. К. Влияние педагогической диагностики на состояние вузовской успеваемости // Известия БГА РФ : психолого-педагогические науки. — 2009. — №4 (8). — С. 46—52. — 0,4 п.л.
37.Артищева Е. К. Научная работа как фактор коррекции знаний // Труды КПИ ФСБ России. — Калининград : Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ РФ», 2009. — Вып. № 2. — С. 135—139.— 0,31 п. л.
38.Артищева Е.К., Брызгалова С. И. О необходимости коррекции знаний студентов (к постановке вопроса) // General and Professional Education. — 2013. — № 3. — Р. 3—17. — 0,94 п. л. (авторский текст — 0,47 п.л.).
39.Артищева Е. К. Современные представления о педагогической диагностике как элементе профессиональной компетентности преподавателя вуза // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. — Ярославль : Ремдер, 2013. — Ч.2. — С.182—187. — 0,37 п. л.
40.Артищева Е.К., Гриценко В. А. Об одном из подходов к диагностированию начального уровня знаний у студентов младших курсов // Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота : материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 30-летию БГА. — Калининград : Изд-во БГА РФ, 1996. — С. 90—91. — 0,07 п. л. (авторский текст — 0,04 п.л.).
41.Артищева Е.К., Колодкин В. П. Тест-рейтинговая система контроля и оценки знаний как инструмент повышения успеваемости курсантов // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в условиях многоступенчатой системы высшего образования : материалы научно-практической конференции. — Калининград : Изд-во КВИ ФПС РФ, 1999. — С. 42—44. — 0,18 п. л. (авторский текст — 0,12 п. л.).
42.Артищева Е. К., Белосевич Е.В., Гриценко В. А. О путях углубления математических знаний в профессиональной подготовке специалиста // Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 40-летию пребывания КГТУ на Калининградской земле и 85-летию ры-бохозяйственного образования в России. — Калининград : Изд-во КГТУ, 1999. — Ч. 2. — С. 39—40. — 0,06 п. л. (авторский текст — 0,02 п.л.).
43.Артищева Е.К., Гриценко В. А. К вопросу о предварительной диагностике знаний слушателей подготовительных курсов // Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 40-летию пребывания КГТУ на Калининградской земле и 85-летию рыбохозяйствен-ного образования в России. — Калининград : Изд-во КГТУ, 1999. — Ч. 2. — С. 42—43. — 0,07 п. л. (авторский текст — 0,04 п.л.).
44.Артищева Е.К., Капелевич М. С. О преимуществах подготовки абитуриентов на базе Центра довузовской подготовки // Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 40-летию пребывания КГТУ на Калининградской земле и 85-летию рыбохозяйствен-ного образования в России. — Калининград : Изд-во КГТУ, 1999. — Ч. 2. — С. 43—44. — 0,06 п. л. (авторский текст — 0,04 п.л.).
45.Артищева Е.К., Белосевич Е. В. Об опыте использования стандартных прикладных пакетов в практическом учебном процессе // Материалы международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию основания КГТУ. — Калининград : Изд-во КГТУ, 2000. — Ч. 2. — С. 41—42. — 0,06 п. л. (авторский текст — 0,03 п.л.).
46.Артищева Е. К., Гриценко В. А. Использование входного тестирования в практике высшей школы // Современные образовательные программы: региональный опыт реализации и интеграции : материалы научно-методической конференции. — Калининград : Изд-во КГУ, 2001. — С. 80—81. — 0,06 п. л. (авторский текст — 0,03 п.л.).
47.Артищева Е. К., Коваленко С. Н. Применение индивидуализированных тестов коррекции знаний на лекционных занятиях // Актуальные вопросы обеспечения качества образования на основе применения информационных технологий : материалы научно-практической конференции. — Калининград : Изд-во КПИ ФСБ РФ, 2006. — Сб. 20. — Ч. 1, кн. 1. — С. 101—106. — 0,42 п. л. (авторский текст — 0,3 п.л.).
48.Артищева Е. К. О возможных подходах к классификации тестов коррекции знаний с учетом индивидуальных особенностей обучающихся // Актуальные вопросы обеспечения качества образования на основе применения информационных технологий : материалы научно-практической конференции. — Калининград : КПИ ФСБ РФ, 2006. — Сб. 20. — Ч. 1, кн. 1. — С. 122—125. — 0,25 п. л.
49.Артищева Е. К. Психолого-педагогическая диагностика в учебном процессе вуза // Совершенствование управления электропотреблением и вузовская подготовка : материалы Международной научно-технической конференции «Энергосбережение. Электрооборудование. Энергопотребление» и семинара «Третья научная картина мира и проблемы электрики». — Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2006. — С. 89—96. — 0,42 п. л.
50.Артищева Е.К. Педагогические инновации в вузах г. Калининграда — поиск средств повышения качества знаний // Вопросы теории и практики информационных технологий и их применения в управлении образовательным процессом : материалы научно-практической конференции. — Сб. 19. — Ч. 5, кн. 2. — Калининград : Изд-во КПИ ФСБ России, 2006. — С. 3—6. — 0,25 п. л.
51.Артищева Е.К., Коваленко С. Н. Приемы коррекции знаний обучающихся в ходе диагностических процедур на практических занятиях // Проблемы личностного развития выпускников специальных вузов : материалы научно-практической конференции. — Калининград : Изд-во КПИ ФСБ РФ, 2007. — Сб. 21. — Ч. 5, кн. 1. — С. 48—53. — 0,37 п. л. (авторский текст — 0,25 п.л.).
52.Артищева Е.К. Дифференцированный подход к обучению специалистов на основе педагогической диагностики учебного процесса // Интеграция высшей и средней школы: Создание единой образовательной среды : материалы VI Международной научно-практической конференции. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — С. 150—152. — 0,19 п. л.
53.Артищева Е. К. Индивидуализированные тесты коррекции знаний в системе методов педагогической диагностики // Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области : материалы VII Международной научно-практической конференции / под ред. А.П. Клемешева. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — С. 172—175. — 0,25 п. л.
54.Артищева Е.К Неуспеваемость в вузе как дидактическое явление // Пути повышения уровня подготовки специалистов в высших учебных заведениях : материалы научно-методической конференции. — Калининград : Изд-во БМВИ им.Ф.Ф. Ушакова, 2009. — С. 136—140. — 0,31 п.л.
55.Артищева Е. К. Диагностика структуры неуспеваемости как компонент повышения качества образования в вузе // Системы качества ведомственного образования : материалы научно-методической конференции. — Калининград : Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ РФ», 2009. — Сб. 26. — Ч. 1. — С. 122—126. — 0,31 п. л.
56.Артищева Е. К. О роли тестов коррекции знаний курсантов в формировании качеств мышления // Пути повышения уровня подготовки специалистов в высших учебных заведениях : материалы научно-методической конференции. — Калининград : Изд-во БМВИ им.Ф.Ф. Ушакова, 2012. — С. 215—217. — 0,18 п.л.
57. Артищева Е. К. О связи коррекции знаний студентов вуза с педагогической диагностикой // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы Х Международной научной конференции. — М. : МАНПО, 2013. — С. 512—518. — 0,42 п.л.
58. Артищева Е.К. О тест-рейтинговой системе контроля и оценки в аспекте коррекции знаний // Достижения вузовской науки : материалы IX Международной научно-практической конференции. — Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2014. — С. 20—26. — 0,34 п.л.
III. Учебно-методические пособия и методические рекомендации
59.Артищева Е.К., Коваленко С. Н., Синицына Т. В. и др. Дискретная математика: самоконтроль и коррекция знаний : учебно-методическое пособие. — Калининград : Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ России», 2013. — 168 с. — 10,5 п.л. (авторский текст — 8,5 п.л.).
60.Артищева Е.К., Коваленко С.Н., Синицына Т. В. Числовые и степенные ряды: самоконтроль и коррекция знаний : учебно-методическое пособие. — Калининград : Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ России», 2014. — 136 с. — 8,5 п. л. (авторский текст — 4 п. л.).