Научная тема: «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявлены системные изменения в факторах внешней и внутренней маркетинговой среды, формирующих предпосылки возникновения экологического мировоззрения в маркетинге. Обосновано возникновение экологического императива маркетинга, требующего включения в маркетинг задач по созданию экологической ценности.
  2. Установлено определяющее влияние концепции устойчивого развития на генезис концепции экологического маркетинга. Обосновано, что экологический фактор требует расширить междисциплинарные связи маркетинга и менеджмента. Аргументирована авторская позиция о том, что динамическое взаимодействие экологического маркетинга, экологического менеджмента и корпоративной социальной ответственности позволят субъекту рынка эффективнее действовать за счет высокой адаптивности к среде.
  3. Развит понятийно-категориальный аппарат концепции экологического маркетинга. Определена сущность дефиниции экологического маркетинга. Даны авторские определения понятий экологичного товара, экологического маркетинга технологий, экологического маркетинга идей.
  4. Сформулированы стратегии экологического маркетинга. Стратегия уклонения, при которой создание экологической ценности не исключается, но не является обязательным, при этом экологическое давление на субъекта рынка проявляется слабо. Стратегия соперничества, когда создание экологической ценности позволяет создать устойчивое конкурентное преимущество и дифференцироваться от конкурентов. Стратегия сотрудничества, основанная на правиле отбора поставщиков и посредников, работающих на принципах экологического маркетинга, но не предполагающая развитие долгосрочных отношений. Стратегия взаимоотношений, построенных на принципах экологического маркетинга предполагающая выстраивание и развитие долгосрочных отношений взаимопроникновения, взаимоувязывания бизнес-процессов субъектов рынка.
  5. Определено место экологического маркетинга в общей классификации маркетинговых концепций как базовой маркетинговой концепции, в которой необходимым условием успешной деятельности субъекта рынка является создание и продвижение экологической ценности при удовлетворении потребностей рынка. Определены направления дальнейших исследований в области экологического маркетинга, согласно которым развитие концепции будет происходить с учетом специфики отраслей и сфер деятельности субъектов рынка.
  6. Выявлены особенности состояния и тенденции развития зарубежных и российских рынков экологичных товаров и услуг, демонстрирующих высокий темп роста на протяжении последних лет. Установлены факторы, сдерживающие развитие сегмента экологичных товаров в России, а именно: недостаточная государственная поддержка, отсутствие массового спроса, низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие отечественной системы сертификации экологичных товаров, ориентация менеджмента на получение краткосрочных результатов.
  7. Систематизированы выгоды субъектов рынка от применения экологического маркетинга, состоящие в усилении имиджа и бренда, возможности дифференциации от конкурентов, росте воспринимаемой ценности товаров, выходе на иностранные рынки, привлечении иностранного капитала, развитии взаимоотношений с органами государственной власти и управления, с общественностью.
  8. Обоснована необходимость формирования системы партнерских отношений при разработке и реализации программ экологического маркетинга. Предложена последовательность этапов, включающая оценку экологического давления в цепочке поставок, выявление потенциальных партнеров для взаимодействия, установление целей программы, разработку комплекса маркетинга, контроль их реализации. Определены современные императивы формирования вертикальных и горизонтальных взаимоотношений.
  9. Разработана концептуальная модель оценки устойчивости социально-экономических систем, в основу которой заложен анализ состояния трех факторов устойчивости (социального, экологического, экономического). Установлено, что маркетинговое управление устойчивостью социально-экономической системы, включая цели, стратегии, модели и методы, принципиально меняется в зависимости от позиции на карте устойчивости (идеальное состояние, доминирование одного фактора над другими, отставание по одному из факторов, равновесное состояние).
  10. Разработана методика оценки устойчивости социально- экономических систем субъектов Федерации на основании отбора индикаторов устойчивости, кластеризации и ранжирования регионов РФ. Сформулированы цели экологического маркетинга для устойчивого роста региона.
  11. В противовес существующей в настоящее время фрагментарности транзакций обоснована необходимость сетевого взаимодействия акторов рынка в рамках реализации экологического маркетинга региона. Разработаны методические рекомендации по идентификации, формированию и развитию интегрированных информационных систем акторов сетевого взаимодействия, определены архитектура, контуры функций, основные аналитические принципы ее анализа.
  12. Для системной увязки и организации сетевого взаимодействия акторов рынка предложено использовать программно-целевой подход к управлению устойчивостью социально-экономической системы региона на основе экологического маркетинга. Разработан алгоритм постановки целей. Проведен сравнительный анализ организационно-правовых форм сетевого взаимодействия. Выявлено, что наиболее подходящей формой для реализации программ экологического маркетинга является организация государственно-частного партнерства. Предложен формат и структура программы устойчивого роста региона РФ.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Лукина А. В. Методологические подходы к кластеризации и ранжированию устойчивости субъектов Российской Федерации. – М. : Институт МИРБИС, 2014. – 10 п. л.

2.Лукина А. В. Экологический вектор маркетинга. – М. : Институт МИРБИС, 2012. – 18 п. л.

3.Гришина О. А., Лукина А. В., Мусатова Ж. Б., Скоробогатых И. И. Устойчивое развитие экономических систем: от концепции к управлению : монография / под ред. Н. Б. Завьяловой, О. А. Сагиновой. – М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. – 14,5 п. л., авторских 0,5 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России

1. Лукина А. В. Анализ развития рынка экологичных товаров // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 6. – 0,4 п. л.

2.Лукина А. В. Интегральный индекс устойчивости социально-экономических систем субъектов РФ // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. – 2014. – № 2. – 0,5 п. л.

3.Лукина А. В. Исследование влияния активности СМИ при формировании сегмента потребителей, восприимчивых к экологическим атрибутам товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2010. – № 6 (90). – 0,75 п. л.

4.Лукина А. В. Исследование мировой практики маркетинга экологичной продукции // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2012. – № 1 (43). – 0,6 п. л.

5. Лукина А. В. Комплексный анализ устойчивости субъектов Российской Федерации // Инициативы XXI века. – 2014. – № 1. – 0,3 п. л.

6. Лукина А. В. Методика оценки устойчивости экономических систем // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2013. – № 7 (61). – 0,3 п. л.

7. Лукина А. В. Повышение эффективности взаимодействия акторов рынка в концепции экологического маркетинга // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2014. – № (7). – 0,5 п. л.

8. Лукина А. В. Построение взаимоотношений в цепях поставок в условиях экологического императива маркетинга // Инициативы XXI века. – 2014. – № 3. – 0,3 п. л.

9.Лукина А. В. Сетевое взаимодействие акторов регионального рынка в реализации проектов экологического маркетинга // Практический маркетинг. – 2014. – № 6. – 0,6 п. л.

10.Лукина А. В. Теоретические аспекты экологического маркетинга // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3. – 0,4 п. л.

11.Лукина А. В. Экологический фактор в поведении российских потребителей // Маркетинг. – 2003. – № 4. – 0,5 п. л.

12.Лукина А. В. Экологический фактор в потребительском восприятии // Маркетинг. – 2010. – № 3 (112). – 0,9 п. л.

13.Лукина А. В., Мешков А. А. Возможность ценовой дифференциации экологичных товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования. Спец. вып. – 2012. – 0,55 п. л., авторских 0,3 п. л.

14. Лукина А. В., Похвощев В. А. Зеленая экономика в социальном развитии России // Мир. – 2014. – № 1. – 0,46 п. л., авторских 0,23 п. л.

15.Лукина А. В., Похвощев В. А. Прогноз влияния экологического фактора на потребителей и развитие сектора экологичных товаров // Сборник научных трудов Вольного экономического общества. – 2012. – № 4. – 0,5 п. л., авторских 0,3 п. л.

16.Лукина А. В., Скоробогатых И. И., Мусатова Ж. Б. Концепция устойчивого маркетинга // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2013. – № 4 (58). – 0,5 п. л., авторских 0,16 п. л.

17.Лукина А. В. Экологический фактор в отношении и поведении российских потребителей // Вестник российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2012. – № 6 (48). – 0,5 п. л.

Учебные пособия

1.Лукина А. В. Маркетинг. – М. : Инфра-М, 2006. – 14 п. л.

2.Лукина А. В. Маркетинг. – 2-е изд. – М. : Инфра-М, 2008. – 15 п. л.

3.Лукина А. В. Маркетинг. – 3-е изд. – М. : Инфра-М, 2013. – 15,5 п. л.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

1.Лукина А. В. Защита окружающей среды – проблема современного маркетинга // Тезисы XVI Международных Плехановских чтений. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2003. – 0,1 п. л.

2.Лукина А. В. Исследование влияния экологической маркировки при выборе потребительских товаров. Экологическая, продовольственная и медицинская безопасность человечества // Материалы I Международного конгресса. 14–17 ноября 2011 г. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2011. – 0,1 п. л.

3.Лукина А. В. Исследование поведения экологически ориентированных потребителей при выборе потребительских товаров // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы IV международной научно-практической конференции. – М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. – 0,3 п. л.

4.Лукина А. В. Маркетинг экологичной продукции. Причины успеха и неудач // XII Всероссийская конференция по маркетингу в Махачкале «Вопросы структуризации экономики». – Махачкала, 2011. – 0,2 п. л.

5.Лукина А. В. О взаимосвязях экологии и маркетинга // Тезисы XV Международных Плехановских чтений. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2002. – 0,1 п. л.

6.Лукина А. В. Экологические аспекты современного маркетинга // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : тезисы III Международной научно-практической конференции. – М. : ФБГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. – 0,4 п. л.

7.Лукина А. В. Экологический императив современного маркетинга // Проблемы современного маркетинга : сборник научных трудов / под общ. ред. Б. А. Соловьева. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2007. – 1,5 п. л.

8.Лукина А. В. Экологический фактор в современном маркетинге – миф или реальность? // Плехановский маркетинг: 20 лет становления и развития : межвузовский сборник научных трудов. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010. – 0,2 п. л.

9.Лукина А. В., Мешков А. А. Маркетинг в рамках концепции устойчивого развития // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 19 февраля 2013 г. – М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2013. – 0,25 п. л., авторских 0,1 п. л.

10. Лукина А. В., Мешков А. А. Экологический маркетинг и корпоративная социальная ответственность // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 21–22 февраля 2014. – М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. – 0,3 п. л., авторских 0,15 п. л.

11.Лукина А. В., Похвощев В. А. Влияние экологического фактора и развитие сектора экологичных товаров // Экология и жизнь. – 2012. – № 11 (132). – 0,5 п. л., авторских 0,3 п. л.

12.Скоробогатых И. И., Лукина А. В. Концепция устойчивого маркетинга образовательного учреждения // Человеческий Капитал и профессиональное образование. – 2013. – № 2. – 0,4 п. л., авторских 0,2 п. л.

13. Lukina A. V. Research of Mass-media Activity for Development of Consumers Segment Sensitive to Ecological Attributes of the Goods and Services in Russia // The 15-th Biennial World Marketing Congress. «The Customer is not Always Right? Marketing Orientations in a Dynamic Business World». – Reims, Reims Management School, 2011. – 0,1 п. л.