Научная тема: «ОБРАЗ ЮРОДИВОГО ВО ХРИСТЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XV―НАЧАЛА XX ВЕКА»
Специальность: 17.00.04
Год: 2014
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Слияние светского, народного и культового направлений в медиевистике Западной Европы и христианского Востока породило интерес к фигуре святого маргинала, сформулировав тип его художественного предъявления (предметы аристократического обихода в Византии X-XIII вв., лицевые рукописи во Франции XIII в., монеты с образом «der Wilde Mann» - лесного «дикого» человека - в Германии XIV-XVI вв.), тем самым демонстрируя изобразительный протограф фигуры блаженного мирянина, в самом гармоничном виде воплотившегося в образ юродивого во Христе в русском иконо-писании.
  2. Анализ галереи образов святых аскетов - Алексий Человек Божий, Мария Египетская и, самый главный - образ Иоанна Предтечи - Ангела Пустыни; их иконография является изобразительным протографом образа «юродивый во Христе», ярко и полно выраженным в русском изобразительном искусстве Позднего Средневековья. Указанный образ может рассматриваться как сакральная составляющая генезиса образа юродивого во Христе.
  3. Образ юродивого во Христе в русском иконописании возник в конце XV в. и прошёл следующие этапы эволюции: ранний период (конец XV-XVI вв.); расцвет (конец XVI - первая треть XVII вв.); подъём (30-е гг. XVII - начало XVIII вв.), закат (XVIII в.); возрождение (начало XIX - начало XX вв.). Сегодня, в эпоху возрождения православия и стремления к ренессансу русского иконописания, наблюдается обострение интереса к образу юродивого.
  4. В отечественном искусстве конца XV - начала XX вв. сложились иконографические изводы изображений юродивых и блаженных - «юродивые-пустынножители», «преподобные юродивые» и «юродивые в миру».
  5. Рассмотрен вариант «иконописного обнажения» юродивых как уподобление «сораспятости» Христу.
  6. На основе генезиса образов блаженных предложена вариативность типов изображений юродивых в иконописании и декоративно-прикладном искусстве конца XV - начала XX вв.
  7. Портретная икона представляется звеном, связывающим старую и новую изобразительные системы: конец XV - вторая половина XVII вв. - время постепенного проявления в образе качеств портретной иконы, в которой реализуется возможность запечатлеть реального человека иконописными средствами. Впервые в конце XVII - начале XX вв. (это наиболее показательно на образах юродивых) портретная икона приобретает черты маргинального искусства (изображение святого мирянина).
  8. Топография мест несения подвига салёсов включена в концепцию иеротопии пространства посредством сакрализации природных топосов, освящённых чудодействием блаженных. Изображение сакральных топосов (предметов-мемориумов) находится на предметах искусства с образами юродивых (иконы Михаила Клопского с изображением открытого им источника или Прокопия Устюжского на камне у реки Сухона).
  9. На примере эволюции образа Иакова Боровичского рассматривается «образ почитаемый», воплощённый в материальных свидетельствах культового характера (мощи, святые места, природные святыни) и «образ за-печатлённый» в художественных образах (иконы, стенописи в храмах, образки, литики, покровы).
  10. В эпоху XVIII-XIX вв. можно отметить совпадение литературной и иконографической традиций в передаче образов блаженных. Икона предъявляется как исторический документ - своего рода свидетельство реальности личности: почитание подвижника возобновляется благодаря сохранившемуся иконописному образу (иконы Симона Юрьевецкого).
  11. Исследование памятников с изображением Прокопия Устюжского в центральной и северной Германии позволяет указать на сложение индивидуальной иконографии этого святого в гамбургском варианте и аргументировать теорию точечных локализаций.
  12. Синтезное взаимодействие средств художественного воздействия в восприятии образа юродивого в эпоху Средневековья (слово, свет, цвет,  изображение, атмосфера храма или домашней молельни) не утратило своей актуальности и сегодня.
  13. Анализ эволюции образа юродивого во Христе в христианском искусстве позволил скомпоновать развивающуюся во времени и поэтому феноменологически оправданную группу памятников изобразительного искусства с образами юродивых, причисляемую автором диссертации к трансгрессионной категории. Это такие классические образы юродивых, в которых «смиренно выявлено слово жизни, найденное и высказанное в сокровенном вдохновении» (А.Н. Бенуа) и эти образы трактуются «иконой духа».
  14. Актуальность исследования изображений человека в эпоху Позднего Средневековья позволяет диссертанту разработать новую типологичесскую единицу жанров русского изобразительного искусства конца XV - начала XX вв. с образами юродивых, определив её как жанр «святой маргинал»: нищий мирянин, воплощённый в иконописный образ.
Список опубликованных работ
Научные монографии

1.Туминская О.А. Восприятие русской средневековой иконы: Монография. ― Saarbrucken: LAPLAMBERT, 2012. – 252 с. ISBN: 978-3-8465-5066-3. (13 п.л.).

2.Туминская О.А. Блаженные и юродивые в истории, житии и изобразительном искусстве Древней Руси /О.А. Туминская. ― СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 207 с. ISBN: 978-5-8064-1837-2. (13,5 п.л.).

3.Туминская О.А. Нищету Христову возлюбивши… /О.А. Тумин-ская. ― СПб.: ООО «ИПК «Береста», 2013. – 356 с.: илл. ISBN: 978-5-906670-04-5. (22 п.л.).

4.Туминская О.А. Блаженные и юродивые в русской иконе XVI– XIX веков /О.А. Туминская ― СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 203 с.: цв. илл. ISBN: 978-5-8064-1944-7. (12,6 п.л.).

Публикации в изданиях из Перечня ведущих российских рецензируемых научных журналов и изданий:

5. Туминская О.А. «Юродивый Христа ради»: термин и образ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пуш кина. Научный журнал. №4. Т.2. Философия. ― СПб.: ЛГУ, 2010. С. 106- 112. (0,4 п.л.).

6.Туминская О.А. К истории формирования иконографии образа юродивого во Христе //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2 (111) 2010. ― СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. С. 241-246. (0,75 п.л.).

7.Туминская О.А. Тема аскетизма в росписях храмов Древней Руси // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №5 (11): в 4-х ч. Ч. I. ― Тамбов: Грамота, 2011. С. 208-212. (0,7 п.л.).

8.Туминская О.А. Иконография местно чтимых образов юродивых Христа ради // Еuropean social science journal /Европейский журнал социальных наук. 2011. № 6. ― Рига-Москва: «МИИ Наука», 2011. –С. 43-48. (0,8 п.л.).

9.Туминская О.А. Иконописный рисунок: традиция и современность // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 3 (131) 2011. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. – 275 с. С. 236-241. (0,5 п.л.).

10.Туминская О.А. Юродивые Христа ради в Устюге (к изучению сакральных топосов) // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 8/2011. ― Архангельск: ПГУ, 2011. С. 185-189. (0,5 п.л.).

11.Туминская О.А. Энтелехия юродства в русской культуре Средневековья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. №4. Т.2. Философия. ― СПб.: ЛГУ, 2011. С. 219-227. (0,75 п.л.).

12.Туминская О.А. Образы юродивых и блаженных в произведениях лицевого шитья древнерусской эпохи и современности (XVI-XVII, XXI вв.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №3 (17): в 4-х ч. Ч. II. ― Тамбов: Грамота, 2012. С. 202-206. (0,8 п.л.).

13.Туминская О.А. Иконография святых в двух видах духовной аскезы: преподобные и юродивые // Знание. Понимание. Умение. №1. 2012. ― М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. С. 87-92. (0,7 п.л.).

14.Туминская О.А. Ковчег Иакова Боровичского и гробница Михаила Клопского: традиции оформления // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 1 (143) 2012. ― СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. С. 287-292. (0,7 п.л.).

15.Туминская О.А. Историко-художественная ценность предметов погребального культа (на примере поклонения юродивым Христа ради XV-XVII вв. в Устюжско-Вологодской епархии) // Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. №1 (37). Т.2. 2012. ― Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2012. С. 138-141. (0,4 п.л. ).

16.Туминская О.А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города // Известия РГПУ им. А.И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences.№ 146: Рецензируемый научный журнал. ― СПб.: РГПУ, 2012. С. 137-144. (0,4 п.л.).

17.Туминская О.А. Типология образа «юродивый во Христе» в русском иконописании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences.№ 151: Рецензируемый научный журнал. ― СПб.: РГПУ, 2012. С. 183-188. (0,3 п.л.).

18.Туминская О.А. Рукописные жития юродивых XVI–XIX веков (по материалам рукописного отдела РНБ) // Вестник САФУ: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №1. ― Архангельск: САФУ, 2013. С. 110-113. (0,7 п.л.).

19.Туминская О.А. Феномен юродства: исторический и культурологический аспекты // В мире научных открытий. № 11.5 (47). 2013. ― Красноярск: НИЦ, 2013. (Проблемы науки и образования). С. 54-59. (0,4 п.л.).

Статьи в научных журналах и сборниках:

20.Туминская О.А. Природа иконного образа и его воссоздание на учебном видеоэкране //Художественный образ и педагогический процесс. Вып.1. ― СПб.: РГПУ, 1997. – 111 с. С. 35-44. (0,3 п.л.)

21.Туминская О.А. Синтез и синкретизм феномена православного юродства //Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы конференции, посвящённой памяти А.Ф. Лосева. ―М.: МГПУ, 2002. С. 102-105. (0,3 п.л.)

22.Туминская О.А. Комплексный подход в изучении искусства Древней Руси на занятиях со школьниками в классах эстетического воспитания Русского музея //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 1(15). ― М.: ГАСК, 2004. С.121-126. (0,4 п.л.).

23.Туминская О.А. Образы юродивых в иконографии //Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VI: Сборник научных трудов /РГПУ им. А.И. Герцена. ― СПб.: РГПУ, 2006. С. 121-126. (0,3 п.л.).

24.Туминская О.А. Пелена «Василий Кесарийский и Василий Блаженный» из собрания Русского музея //Покров: сборник научных статей. Вып. II. Традиции древнерусского шитья и современное образование /Научн. ред. С.А. Гончаров, В.Б. Казарина. ― СПб.: Береста, 2006. С. 44-57. (0,8 п.л.).

25.Туминская О.А. Юродивые Христа ради на Новгородской земле //Музей, общество, религия. XIV Санкт-петербургские религиоведческие чтения. ― СПб.: ГМИР, 2007. С. 23. (0,1 п.л.).

26.Туминская О.А. Собрание Русского музея: пелена «Василий Кесарийский и Василий Блаженный» //Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VII. /Сб. научных трудов РГПУ им. А.И. Герцена. ― СПб.: РГПУ, 2007. С. 43-52. (0,5 п.л.).

27.Туминская О.А. Некоторые памятники средневекового шитья из музеев Германии //Покров. Сб. научных статей. Вып. 4. Традиции древнерусского шитья и современное образование. ― СПб.: Покров, 2008. С. 18-22. (0,3 п.л.).

28.Туминская О.А. Современное искусствоведение о древнем иконописном каноне «Рождество Христово» и «Крещение» //Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества. I Линтуловские чтения. Константино-Еленинский женский монастырь. ― СПб.: «Сборка»,

2009. С. 81-87. (0,3 п.л.).

29.Туминская О.А. Из опыта работы сектора эстетического воспитания в научно-просветительской структуре Русского музея //Музей и образование в новом социокультурном измерении. 20 лет Центру музейной педагогики ГРМ. /Сб. статей. ― СПб.: ГРМ, 2010.. С. 217-221. (0, 3 п.л.).

30.Туминская О.А. Шитье и церковная вышивка на Украине. К определению типов орнаментации //Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества. III Линтуловские чтения. Константи-но-Еленинский женский монастырь. ― СПб.: ООО Аллегро, 2010. С. 107-111. (0,3 п.л.).

31.Туминская О.А. Прориси иконописных подлинников как пример графического наследия Древней Руси //Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества. III Линтуловские чтения. Константино-Еленинский женский монастырь. ― СПб.: ООО Аллегро,

2010. С. 148-155. (0,5 п.л.).

32.Туминская О.А. Святость как идеал христианского учения //Неверовские чтения. Сб. III Всероссийской конференции. Т. II: Теоретические и прикладные исследования в религиоведении /Под ред. П.К. Дашков-ского. ― Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. – Вып.3. С. 165-173. (0,5 п.л.).

33.Туминская О.А. Монашеское юродство: к постановке проблемы //Social science: Общественные науки. ― М.: «МИИ Наука», 2011. С. 21-25. (0,3 п.л.).

34.Туминская О.А. Шитые образы блаженных на памятниках лицевого шитья конца XVI–XVII вв. //Линтула: Сборник научных статей. Вып. 4. ― СПб: Изд-во «КультИнформ Пресс», 2011. С. 80-87. (0,4 п.л.).

35.Туминская О.А.К вопросу сложения иконографии святых юродивых Новгородской земли //Studia Historica Europal Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы: науч. сб. Вып. 4. ― Минск: РИВШ, 2011. С. 221-233. (0,75 п.л.).

36.Туминская О.А. Образ Лаврентия Калужского в культовом изобразительном искусстве XVII–XIX вв. //«Тенденции изменения категорий философии и культурологии в процессе ценностной трансформации общества». ― Краснодар: АНО ЦСПИ, 2012. С. 124-129. (0,4 п.л.).

37.Туминская О.А. Иконографический образ «юродивый во Христе»: типологический анализ //Социально-гуманитарные проблемы современности: политика, социум, язык, культура. ― Красноярск: НИЦ, 2012. С. 197-218. (1,3 п.л.).

38.Туминская О.А. Метод герменевтики в трактовке иконописных атрибутов святых юродивых //Коммуникационные стратегии информационного общества. ― СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. С. 44-45. (0,2 п.л.).

39.Туминская О.А. Затворничество Иринарха как иконописный мотив //Линтула: сборник научных статей. Вып.5. ― СПб.: «Береста», 2012. С. 106-110. (0,2 п.л.).

40.Туминская О.А. Методы изучения изображений юродивых // Социально-гуманитарный вестник Юга России: научный журнал. 9 (29). ― Краснодар: Центр социально-педагогических исследований «Премьер», 2012. С. 3-6. (0, 4 п.л.).

41.Туминская О.А. Изображения юродивых Христа ради в стенопи-сях храмов русских городов (XIV–XVIII вв.) //Староладожский сборник. Вып. 9. ― СПб.: Нестор-история, 2012. – 292 с., илл. С. 156-171 (15 стр. + 2 стр. цв. илл. = 16 стр.). (1 п.л.).

42.Туминская О.А. Лицевые миниатюры Жития Андрея Юродивого из рукописи XVII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 58). //Византия и византийское наследие в России и в мире. ― М.: Издательство МГУ, 2013. С. 249-252. (0,3 п.л.).

43.Туминская О.А. Явление юродства в трактовке иностранных авторов //Линтула; сборник научных статей: [материалы научной конференции VI Линтуловских чтений 2012 года]. Вып. 6. ― СПб.: КультИнформПресс, 2013. С. 143-147. (0,3 п.л.).

Материалы научно-практических конференций:

44.Туминская О.А. Текст «Слово о полку Игореви» как материал для изучения древнерусского искусства //Чтения по истории и культуре древней и новой России, посвящённые 200-летию первого издания «Слово о полку Игореви». ― Рыбинск: Изд-во «Медиарост», 2000. С. 25-26. (0,1 п.л.).

45.Туминская О.А. Черты юродствующего поведения в агиографии преподобных северно-русской ветви монашества //Пути духовного влияния иноческой жизни Троице-Сергиева монастыря Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: III Международная конференция. ― Сергиев Посад: СПГИХМЗ, 2002. С. 23-24. (0,1 п.л.).

46.Туминская О.А. Почитаемые юродивые Христа ради XIV– XVII вв. //Искусство и диалог культур: VI Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 6.: Сб. научных трудов /Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. ― СПб.: РГПУ, 2012. С. 38-41. (0,3 п.л.).

47.Туминская О.А. Палеосные, минейные и соборные изображения святых аскетов //Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 3: Сб. III международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию доктора искусствоведения, профессора Н.А. Яковлевой /Под ред. Э.В. Махровой. ― СПБ.: «КультИнформПресс» 2012. С. 102-106. (0,3 п.л.).

48.Туминська О.А. Ентелехiя юродства Христа радi: Iсаакiй Печерський ―старець Паiсiй //Materialy VIII mezinarodni vedecko-prakticka conference «Dny vedy – 2012». Dil. 53. Filosofie. ― Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. S. 39-42. (0,3 п.л.).

49.Туминская О.А. Обоснование использования методики изучения древнерусских изображений юродивых //Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. ― М.: Изд-во «Международный центр науки и образования», 2012. С. 14-18. (0,4 п.л.).

50.Туминская О.А. Русские юродивые во время правления Ивана Грозного //Проблемы истории и культуры средневекового общества. Материалы докладов XXXI конференции «Курбатовские чтения». ― СПб.: Куль-тИнформПресс, 2012. С. 226-230.(0,3 п.л.).

51.Tuminskaya O. Die altrussischen Narren in Christo aus der deutschen Länder //Линтула: сборник научных статей. Вып.5. ― СПб.: «Береста», 2012. С. 132-138. (0,4 п.л.).

52.Туминская О.А. Смирение ― главная черта нравственного облика и художественного образа юродивого // Искусство и диалог культур. VII Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 7. ― СПб.: РГПУ, 2013. С. 69-71. (0,3 п.л.).

53.Туминская О.А. Изображения маргиналов в Лицевой Псалтири XIII в. //Проблемы истории и культуры средневекового общества. Материалы докладов XXXVII всероссийской конференции «Курбатовские чтения». ― СПб.: КультИнформпресс, 2013. С. 163-164. (0,3 п.л.).

54.Туминская О.А. Русская средневековая икона на цифровых носителях // Науки о культуре в перспективе «Digital humanities». Материалы международной конференции 3-5 октября 2013 г. Санкт-Петербург. ― СПб.: ЦНИТ «Астерион» РГПУ, 2013. С. 417-423. (0,5 п.л.).

55.Туминская О.А. Юродивые Христа ради в предстоянии образу Троице в иконах XVII–XIX веков //XVI Троицкие Чтения. ГИЛМЗ имени А.С. Пушкина. ― Б. Вязёмы, 21-22 сентября 2013 г. [в печати] (0,5 п.л.).

56. Туминская О.А. Исторический обзор воспроизведения иконы на экране //Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. ― СПб.: Изд-во «Лема», 2014. – 254 с. С. 164-167. (0,3 п.л.).

57.Туминская О.А. Символика христианского аскетизма в изобразительном искусстве Средневековья //Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 5.: Сб. статей по материалам V международной научно-практической конференции ― СПб.: «КультИнформПресс, 2014. С. 24-28. (0,3 п.л.).

58.Туминская О.А. Иконографическая связь образов Иакова Боро-вичского и Симеона Верхотурского //ВУЗ. XXI век. Научный журнал. 2014. №2 (45). ― Пермь: Изд-во НОУ ВПО ЗУИЭП, 2014. С. 90-104. (0,8 п.л.).