Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Прогрессирование тенденции технологизации связано с переходом к новой образовательной парадигме (парадигме постиндустриального общества) и к новому типу образования (технологическому или проектно-технологическому). Данное прогрессирование предвосхищалось в научных исследованиях и экспертно-аналитических докладах по развитию образования. Современное понимание технологизации образования не ограничивается разработкой и использованием технологий в педагогическом процессе. Современный этап развития образования характеризуется переосмыслением возможностей и поиском направлений его технологизации. Сегодня технологизация выступает тенденцией, основой модернизации образовательной сферы, эффективного преобразования образовательного процесса, направленной на его оптимизацию и рационализацию, что предусматривает совершенствование уровня технологической культуры педагога, активное проектирование и реализацию технологий, учёт «технологических» принципов в образовательном процессе.
  2. Профессионально-методическая подготовка как интегративный аспект и показатель качества всей профессиональной подготовки учителя значима и перспективна для решения задач «материализации» технологизации как современной тенденции и основы модернизации образования, в частности, на уровне вузовской подготовки учителя. Технологизация профессионально-методической подготовки позволяет повысить уровень методической компетентности, технолого-методических умений учителя. Она обеспечивает реализацию компетентностного подхода к обучению, позволяет минимизировать недостаточность соответствия уровня подготовки учителя требованиям современных ФГОС ВПО, гарантирует качество и результативность профессиональной подготовки учителя в целом.
  3. Признаки тенденции технологизации в предметном образовании и в профессионально-методической подготовке учителя проявляются на уровне научных исследований, требований образовательных стандартов и учебного обеспечения данной подготовки. К данным признакам относятся: повышение научно-практического интереса к развитию технологической культуры учителя и к механизмам управления учебной деятельностью, выделение исследователями технолого-методической компетентности и технологических компонентов в составе методической компетентности учителя, включение в современные ФГОС ВПО требований активного использования технологий обучения предмету, употребление с постепенным усложнением и видоизменением терминов от «техники обучения» к «технологии обучения» в научных исследованиях и учебной литературе для подготовки учителя.
  4. Типология технологий обучения предмету, рассматриваемая с позиции специфики их инструментальности и целевой ориентации, позволяет выделить общие (моноинструментальные/полицелевые, моноцелевые/полиинструментальные) и частные (инструментально-целевые) технологии обучения. Дидактическим инструментарием («ядром») технологии обучения выступают так называемые основы обучения ‒ учебный материал; единицы обучающей деятельности; средства, способы, формы обучения. Специфика дидактического инструментария и цели в конкретных технологиях обучения прослеживается в формулировках названий данных технологий.
  5. Технологизация профессионально-методической подготовки учителя требует двустороннего рассмотрения технологий: как средства подготовки учителя и как объекта изучения в процессе данной подготовки. То есть, с одной стороны, технологии выступают средством, основой модернизации профессионально-методической подготовки, а с другой стороны, - объектом изучения и овладения будущим учителем в период вузовского обучения, что впоследствии позволит ему самостоятельно осваивать и применять технологии обучения предмету в профессиональной деятельности. Таким образом, технологизация может быть реализована в вузовском учебном процессе посредством двух взаимосвязанных направлений: 1) использование специально отобранных практико-ориентированных технологий в профессионально-методической подготовке; 2) развитие технолого-методических умений будущего учителя.
  6. Комплекс ключевых практико-ориентированных технологий профессионально-методической подготовки учителя включает: 1) задачную технологию («ядро» - учебная методическая задача); 2) имитационную (моделирующую) технологию («ядро» - профессиональная имитационная игра и проблемная ситуация); 3) проектную технологию («ядро» - учебный методический проект); 4) технологию мастер-класса («ядро» - учебный методический мастер-класс). Установлен промежуточный дидактический инструментарий между названными практико-ориентированными технологиями.
  7. Ключевые технолого-методические умения учителя, подлежащие развитию в процессе профессионально-методической подготовки в контексте её технологизации, позволяют учителю обеспечить технологичность обучения (точность, быстроту принятия и реализации наиболее эффективных решений) в ведущих видах профессиональной педагогической деятельности: планирование, реализация, анализ обучающей деятельности. К ним отнесены: 1) умения технологической обработки дидактического инструментария; 2) умения технологического использования дидактического инструментария; 3) умения управления учебной деятельностью на уроке; 4) умения анализа обучающей деятельности; 5) умения педагогического дизайна.
Список опубликованных работ
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Игна О.Н. Педагогический дизайн игровых программных средств для обучения иностранным языкам / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 9 (60). – Томск, 2006. – С. 85-90. ‒ 0,5 п.л.

2.Игна О.Н. Компьютерная образовательная игра “Zu Gast zu Martin” как пример инновационного образовательного ресурса / О.Н. Игна, Б.Р. Мищук // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия 5 (15). – Москва-Томск, 2008. – С. 71-73. ‒ 0,25 п.л. / 0,13 п.л.

3.Игна О.Н. К вопросу о подготовке специалистов в области педагогического дизайна / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 2 (80). – Томск, 2009. – С. 23-27. ‒ 0,36 п.л.

4.Игна О.Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 7 (85). – Томск, 2009. – С. 20-23. ‒ 0,34 п.л.

5.Игна О.Н. Современные отечественные практикумы для методической подготовки учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 10 (88). – Томск, 2009. – С. 100-105. ‒ 0,5 п.л.

6.Игна О.Н. Качество методической подготовки учителей иностранного языка: критерии и основы оптимизации / О.Н. Игна // Сибирский педагогический журнал. Вып. 11. – Новосибирск, 2009. – С. 79-88. ‒ 0,6 п.л.

7.Игна О.Н. Технологизация как современная тенденция языкового профессионально-педагогического образования / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып.1 (91). – Томск, 2010. – С. 135-140. ‒ 0,52 п.л.

8.Игна О.Н. Технология и методика обучения: понятийно-функциональное соотношение / О.Н. Игна // Мир науки, культуры, образования. № 3 (22). – Горно-Алтайск, 2010. – С. 257-260. ‒ 0,63 п.л.

9.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Ярославский педагогический вестник. № 1 (62). – Ярославль, 2010. – С. 90-94. ‒ 0,32 п.л.

10.Игна О.Н. Современные классификации учебных методических задач / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного университета. № 338. – Томск, 2010. – С. 177-182. ‒ 0,7 п.л.

11.Игна О.Н. Технология обучения: подход, средство, метод? / О.Н. Игна // В мире научных открытий. Вып. 5 (11). Часть 3. – Красноярск, 2010. – С. 49-53. ‒ 0,28 п.л.

12.Игна О.Н. Анализ понятийного поля «технологизация образования» / О.Н. Игна // Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 2 (124). – Санкт-Петербург, 2011. – С. 63-67. ‒ 0,33 п.л.

13.Игна О.Н. Имитационная (моделирующая) технология в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 9 (111). – Томск, 2011. – С. 186-189. ‒ 0,38 п.л.

14.Игна О.Н. Профессиональная имитационная игра в подготовке учителей иностранного языка / О.Н. Игна // В мире научных открытий. № 11 (23). – Красноярск, 2011. – С. 61-68. ‒ 0,3 п.л.

15.Игна О.Н. Учебные методические задачи в обучении анализу урока студентов педвуза / О.Н. Игна, О.Л. Фельде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 1 (129). – Томск, 2013. – С. 42-47. ‒ 0,52 п.л. / 0,26 п.л.

16.Игна О.Н. Из опыта разработки электронных образовательных ресурсов игрового характера для обучения иностранным языкам / О.Н. Игна // Открытое и дистанционное образование. № 1 (48). – Томск, 2013. – С. 44-51. ‒ 0,53 п.л.

17.Игна О.Н. Развитие умений технологической обработки дидактического инструментария в подготовке учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Филологические науки. № 3 (21). – Тамбов, 2013. – С. 92-94. ‒ 0,24 п.л.

18.Игна О.Н. Ключевые практико-ориентированные технологии профессионально-методической подготовки учителя / О.Н. Игна // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Санкт-Петербург, 2013. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1995.htm. ‒ 0,28 п.л.

19. Игна О.Н. Признаки тенденции технологизации в отечественном языковом образовании / О.Н. Игна // Язык и культура. № 3 (23). – Томск, 2013. – С. 102-110. ‒ 0,5 п.л.

Монографии и статьи в монографиях

20.Игна О.Н. Разработка и использование учебных методических задач в языковом профессионально-педагогическом образовании / О.Н. Игна. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2010. – 160 с. ‒ 9,3 п.л.

21.Игна О.Н. Технологизация профессиональной подготовки учителя иностранного языка / О.Н. Игна. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. – 188 с. ‒ 10,93 п.л.

22.Игна О.Н. Вариативность современных представлений о методической компетентности будущих учителей / О.Н. Игна // Коллективная монография «Компетентностное обновление на разных ступенях образования» / под. ред. С.И. Поздеевой. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2010. – 198 с. ‒ 11,62 п.л. / 0,5 п.л.

23.Игна О.Н. Проблемы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Коллективная монография «Актуальные вопросы филологии и обучения иностранному языку» / под. общ. ред. Л.А. Петроченко. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. – 200 с. ‒ 11,63 п.л. / 0,5 п.л.

Учебно-методические работы

24.Игна О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение грамматике английского языка в школе. Учебно-методический комплекс. Ч. 1. / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 128 с. ‒ 7,44 п.л. / 3,72 п.л.

25.Игна О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение произношению английского языка в школе. Учебно-методический комплекс. Ч. 2. / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 144 с. ‒ 8,37 п.л. / 4,19 п.л.

26.Игна О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение лексике английского языка в школе. Учебно-методический комплекс. Ч. 3. / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 212 с. ‒ 12,33 п.л. / 6,17 п.л.

27.Игна О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку (курс лекций на английском языке). Учебное пособие / О.Н. Игна, Е.М. Саржина, Ю.В. Симонцева, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. ‒ 5,35 п.л. / 2,5 п.л.

28.Игна О.Н. Современные тенденции и технологии обучения иностранным языкам: материалы для самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие / О.Н. Игна – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 68 с. ‒ 3,95 п.л.

29.Игна О.Н. Технологии и методика обучения иностранному языку. Учебно-методическое пособие. Ч.1, 2. / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 232 с. ‒ 13,49 п.л. / 6,75 п.л.

30.Игна О.Н. Технологии и методика обучения иностранному языку. Учебно-методическое пособие. Ч. 3. / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 216 с. ‒ 12,55 п.л. / 6,28 п.л.

Статьи, опубликованные в научных журналах, сборниках, материалах конференций

31.Игна О.Н. Анализ урока как компонент содержания практических занятий по теории и методике обучения иностранным языкам / О.Н. Игна // Межвузовский сборник научных трудов «Альманах современной науки и образования». Ч. 3. – Тамбов: Грамота, 2007. – С. 58-60. ‒ 0,2 п.л.

32.Игна О.Н. Аспектно-ориентированный комплекс как компонент учебно-методического обеспечения дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам: к новой парадигме» (19-20 декабря 2006 г.). – Минск: Издательство Минского государственного лингвистического университета, 2007. – С. 182-186. ‒ 0,28 п.л. / 0,14 п.л.

33.Игна О.Н. Проблемы разработки средств обучения иностранным языкам в контексте стимулирования многоязычия / О.Н. Игна // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Языки мира и мир языка» (18-19 апреля 2007 г.). – Москва: Северный Город-7, 2008. – С. 104-111. ‒ 0,35 п.л.

34.Игна О.Н. «Задача» в профессионально-педагогической подготовке студентов: учебная, педагогическая, методическая / О.Н. Игна // Материалы Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (13 июня 2009 г.). – Липецк: Де-факто, 2009. – С. 195-199. ‒ 0,2 п.л.

35.Игна О.Н. «Задача», «задание», «упражнение» в терминологии дидактики и лингводидактики / О.Н. Игна // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы» (20-21 октября 2009 г.). Т. 1. – Волгоград: Парадигма, 2009. – С. 81-87. ‒ 0,28 п.л.

36.Игна О.Н. Учебное обеспечение семинарских занятий по теории и методике обучения иностранному языку / О.Н. Игна // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (19 сентября 2009 г.). – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – С. 125-130. ‒ 0,32 п.л.

37.Игна О.Н. Перспективы совершенствования системы методической подготовки современного учителя на основе технологизации / О.Н. Игна // Сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием «Системы и модели: границы интерпретаций» (г. Томск, 14-16 февраля 2010 г.). – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2010. – С. 122-125. ‒ 0,25 п.л.

38.Игна О.Н. Методика и технология обучения: уровни соотношения / О.Н. Игна // Сборник «Труды института теории образования ТГПУ» / под ред. В.И. Ревякиной. Вып. 5. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2010. – С. 123-128. ‒ 0,38 п.л.

39.Игна О.Н. Дидактический инструментарий как центральный компонент технологии обучения / О.Н. Игна // Материалы XXVII сессии Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки «Развитие педагогического знания в науке и образовании». – Москва-Тверь: Научная книга, 2011. – С. 367-370. ‒ 0,2 п.л.

40.Игна О.Н. Основы разработки современного методического задачника для профессиональной подготовки учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Материалы Международной конференции «Высшее образование сегодня: традиции и инновации» (1 декабря 2010 г.). – Караганда, 2010. – С. 193-197. ‒ 0,23 п.л.

41.Игна О.Н. Самооценка готовности будущих учителей иностранного языка к педагогической деятельности / О.Н. Игна // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (6 октября 2010 г.). – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С. 322-326. ‒ 0,25 п.л.

42.Игна О.Н. Технология обучения: место в системе категорий дидактики / О.Н. Игна // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы языка и культуры в гуманитарном образовании» (27-28 октября 2011 г.). – Кемерово, 2011. – С. 289-294. ‒ 0,3 п.л.

43.Игна О.Н. Отечественные научные исследования и учебные издания о подготовке учителя иностранного языка / О.Н. Игна, В.И. Ревякина // Инновации в непрерывном образовании. № 1. – Красноярск, 2010. – С. 51-55. ‒ 0,38 п.л. / 0,19 п.л.

44.Игна О.Н. Проблемная ситуация как метод имитационной технологии в подготовке учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Материалы Международного конгресса «Педагогическое образование: современное состояние и тенденции развития» (5-6 октября 2011 г.). – Челябинск, 2012. – С. 198-201. ‒ 0,2 п.л.

45.Игна О.Н. Классификация и систематизация проблемных ситуаций в учебном обеспечении профессиональной подготовки учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся образовательном пространстве: теоретические и прикладные аспекты» (28 октября 2011 г.). – Томск, 2012. – С. 76-81. ‒ 0,25 п.л.

46. Игна О.Н. Обучение будущих учителей иностранного языка управлению учебной деятельностью на уроке / О.Н. Игна // Научно-педагогическое обозрение. № 2. – Томск, 2013. – С. 36-44. ‒ 0,6 п.л.