Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ УКЛАДА ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Уклад школы - сформировавшаяся и достаточно устойчивая система всех социально-педагогических взаимодействий в образовательном учреждении, детерминированная организационными, профессионально-ролевыми структурами школы как социальной организации и испытывающая влияние со стороны других социальных, культурных и информационно-коммуникационных сред.

Структура уклада школы включает три составляющие: - ценностная - наиболее устойчивая часть ценностей, разделяемых администрацией, учащимися и их родителями, педагогами и поддерживаемых в повседневных отношениях и поведении; субъектно-средовая - наиболее устойчивые характеристики места учащегося в системе отношений, на которых основывается образовательная среда школы; - структурно-процессуальная - устоявшиеся формы организации повседневной жизнедеятельности в школе, определенные паттерны поведения (преимущественно коллективного), имеющие пространственные и временные характеристики.

2. Продолжается и интенсифицируется процесс опосредования основных структурных компонентов уклада школы (привычных, устоявшихся форм общения, видов деятельности и пр.) различными элементами информационно- коммуникационной среды, что приводит к возникновению нового культурно- педагогического феномена - виртуальной проекции уклада школы. Под ней понимается обладающее определенной целостностью информационно- символическое отражение уклада школы в различных сегментах ИКС, в первую очередь, на сайте школы и в социальных сетях интернет-среды.

3. Система формирования уклада школы в информационно- коммуникационной среде включает педагогическую модель формирования уклада школы, факторы и условия эффективности формирования, критерии оценки сформированности уклада и основывается на теоретических представлениях о сущности уклада.

Факторы как элементы системы формирования уклада школы в информационно-коммуникационной среде включают:

  • степень владения всеми участниками образовательного процесса (педагоги, администрация, родители, дети) средствами ИКТ и ориентации на их активное использование в образовательном процессе;
  • уровень технической обеспеченности школы;
  • характер использования информационно-коммуникационной среды в образовательном процессе;
  • степень использования средств информационно-коммуникационной среды учащимися и их родителями, педагогами и администрацией в повседневной жизнедеятельности вне образовательного учреждения;
  • особенности управления образовательной организацией.

4. Педагогическая модель формирования уклада школы в информационно- коммуникационной среде включает: цели и задачи, систему управления укладом, методы формирования, реализуемые в информационно-коммуникационной среде, принципы (поддержание баланса гуманизации и культуросообразности; уникальности и типичности; фрагментарности и гомогенности уклада; устойчивости и изменчивости; обособленности и открытости).

5. Критерии сформированности уклада школы основаны на системе иерархически взаимосвязанных количественных шкал, измеряющих все элементы уклада школы (ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный), и могут быть представлены в виде трех групп интегрированных параметров: ценностного (интегрированный параметр ценностности), субъектно-средового (параметры привычной «свободы» и «активности»), структурно-процессуального (объем уклада, его фрагментированность в течение суток и в течение года).

6. Система управления укладом образована следующими элементами: коллективным субъектом управления, целями, задачами и принципами управления; организационно-педагогическими условиями управления (наличие специальных компетенций у педагогов, отсутствие серьезных дисфункций между коммуникационными структурами в информационно-коммуникационной среде и управленческими взаимодействиями и др.); управленческими функциями (целеполаганием, анализом, принятием решений, организацией, контролем, регулированием, интеграцией и стабилизацией), рефлексивными механизмами управленческой деятельности. Целевой и критериальный блоки системы управления являются общими для всей модели формирования уклада.

7. Методы формирования уклада школы в информационно- коммуникационной среде включают: поощрение нормативного поведения в информационно-коммуникационной среде (модерирование общения учащихся и педагогов, учащихся и родителей, родителей друг с другом, учащихся друг с другом, педагогов друг с другом, использование системы виртуальных бонусов за соблюдение правил общения и пр., стимулирование перевода общения между учащимися и педагогами и представителей этих категорий друг с другом на информационные ресурсы школы), визуализацию единого художественно- эстетического образа школы с выделением устойчивых составляющих, управление информационной составляющей виртуальной проекции школы и др. Все методы формирования уклада школы связаны с функционированием виртуальной проекции школы и основаны на возможности делать наглядными привычные составляющие ее уклада.

8. Основными условиями эффективности формирования уклада школы при активном использовании информационно-коммуникационной среды выступают:

  • учет неявного характера развития уклада школы и, как следствие, опора на рефлексивные механизмы для обеспечения эффективности основных функций управления процессом формирования уклада школы в сфере повседневной обыденной жизнедеятельности;
  • использование системной взаимосвязи элементов уклада школы, когда изменение одного элемента влечет изменение остальных;
  • мониторинг и учет системного характера результатов и эффектов формирования уклада школы;
  • преимущественное использование опосредованных методов и механизмов формирования;
  • сочетание критериев различного типа и характера для полноты информационно-аналитического обеспечения процессов формирования уклада школы;
  • преобразование возникающих под воздействием информационно-коммуникационной среды элементов поведения и отношений участников образовательного процесса в повседневные, привычные компоненты уклада школы.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Вачкова, С.Н. Теоретические основы формирования уклада школы в информационно-коммуникационной среде: монография / С.Н. Вачкова. –Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет», 2012. – 150 с. – 7,9 п.л.

2.Аксютина, З.А., Бирюкова, Н.А., Никонова З.В., Вачкова, С.Н. Инновационная деятельность в системе образования. Монография / М.: Перо. – 203 с. (12,69 п.л.) / Вачкова С.Н. Глава IV. Формирование уклада школы как педагогическая проблема. – С. 88-121. – 2 п.л.

3.Вачкова, С.Н. Управление развитием уклада школы в информационно-коммуникационной среде / С.Н. Вачкова. – М.: Экон-информ, 2013. – 268 с. – 16,75 п.л.

4.Светловская, Н.Н., Леонович, Е.Н., Десяева, Н.Д., Пиче-оол, Т.С. Бадулина, О.И., Зиновьева, Т.И., Вачкова, С.Н. Русский язык и литературное чтение в поликультурной начальной школе: коллективная монография / М.: Экон-информ, 2013. – 285 с. (16 п.л.) / Вачкова С.Н. Раздел I. § 7. Информационно-коммуникационные технологии в поликультурной образовательной среде. – С. 69-80 (авторский вклад 0,5 п.л.).

5. Вачкова, С.Н. Феноменология формирования системы педагогических взаимодействий в образовательном учреждении в информационно-коммуникационных средах / С.Н. Вачкова, М.В. Воропаев, И.Н. Кушнаренко. – М.: МСЭИ, 2013. – 452 с. – 29 п.л. – (авторский вклад 12 п.л.)

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ:

6.Вачкова, С.Н. Отношение учителей к применению информационно-коммуникационных технологий / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 5. – С. 13–16. – 0,52 п.л.

7.Вачкова, С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения / С.Н. Вачкова // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С.1– 3. – 0,2 п.л.

8.Вачкова, С.Н. Управление формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах / С.Н. Вачкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – № 4 (18). – С. 63–73. – 0,8 п.л.

9.Вачкова, С.Н. Информационно-коммуникационная среда как пространство управления формированием уклада школы / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 1. – С. 114–118. – 0,53 п.л.

10.Вачкова, С.Н. Феномен уклада школы в современных образовательных условиях / С.Н. Вачкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 2 (20). – С. 93–103. – 0,7 п.л.

11.Вачкова, С.Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности / С.Н. Вачкова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2013. – № 5. – С. 54–59. – 0,4 п.л.

12.Вачкова, С.Н. Проблемы эмпирического изучения уклада современной массовой школы и его отражения в информационно-коммуникационной среде образовательного учреждения / С.Н. Вачкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 2 (24). – С. 77–88. – 0,6 п.л.

13.Вачкова, С.Н. Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах / С.Н. Вачкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – № 5 (121). – С. 108–111. – 0,33 п.л.

14.Вачкова, С.Н. Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства / С.Н. Вачкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». – 2013. – № 3. – С. 87–93. – 0,4 п.л.

15.Вачкова, С.Н. Влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад школы / С.Н. Вачкова // Вестник МГУ. – 2013. – № 4. – С. 114–122. – 0,4 п.л.

16.Вачкова, С.Н. Экспериментальное исследование динамики виртуальной проекции школы в информационно-коммуникационной среде / С.Н. Вачкова // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2013. – № 6. – 0,46 п.л. Режим доступа: http://www.science-education.ru/113-10766.

17.Вачкова, С.Н. Создание и реализация в образовательной практике организационно-педагогических условий управления формированием уклада школы / С.Н. Вачкова // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. – 2013. – № 9. – 0,55 п.л. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-9-2013/pedagogics/ vachkova.pdf

18.Вачкова, С.Н. Педагогическая модель управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2013. – № 10. – С.210–216. – 0,55 п.л.

19.Вачкова, С.Н. Использование информационно-коммуникационной среды для управления развитием уклада школы / С.Н. Вачкова // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. – 2013. – № 10. – 0,4 п.л. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-10-2013/pedagogics/vachkova.pdf

20.Вачкова, С.Н. Потенциалы и управленческие возможности развития уклада школы / С.Н. Вачкова // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. – 2013. – № 11. – 0,45 п.л. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-11-2013/pedagogics/ vachkova.pdf

21.Вачкова, С.Н. Методы воздействия на уклад школы в условиях информационно-коммуникационной среды / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2013. – № 16. – С. 232–236. – 0,32 п.л.

Учебные и методические пособия, учебные программы:

22.Вачкова, С.Н. Сборник учебно-методических комплексов. ОПП 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования». Программа подготовки специалистов. Часть 1. Программы учебных дисциплин / Л.В. Ассуирова, С.Н. Вачкова, Т.И. Зиновьева, Н.Н. Светловская и др. – М.: МГПУ, 2009. – 112 с. – 7 п.л. – (авторский вклад 0,3 п.л.)

23.Вачкова, С.Н. Сборник программ государственной итоговой аттестации, практики и учебно-методических комплексов дисциплин. ООП 050700.68 – направление «Педагогика» (профиль «Теория и методика начального языкового образования») / С.Д. Ашурова, С.Н. Вачкова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др. – М.: МГПУ, 2012. – 156 с. – 9,75 п.л.– (авторский вклад 0,7 п.л.)

24.Вачкова, С.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс дисциплины / С.Н. Вачкова. – М.: Экон-информ, 2013. – 27 с. – 1,7 п.л.

25.Вачкова, С.Н. Информационные технологии в управлении педагогическими взаимодействиями: учебно-методический комплекс дисциплины / С.Н. Вачкова. – М.: Экон-информ, 2013. – 21 с. – 1,5 п.л.

26.Вачкова, С.Н. Система формирования уклада массовой школы: учебное пособие / С.Н. Вачкова. – М.: Экон-информ, 2013. – 168 с. – 10,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

27.Вачкова, С.Н. Возможности использования мультимедийных технологий при подготовке студентов ФНК к обучению чтению / С.Н. Вачкова // Современная начальная школа и подготовка учителя: сборник научных трудов преподавателей факультета начальных классов. – М.: МГПУ, 2006. – С. 91–95. – 0,3 п.л.

28.Вачкова, С.Н. Использование мультимедийных технологий при подготовке студентов факультета начальных классов / С.Н. Вачкова // Материалы выездного заседания учебно-методической комиссии по педагогике и методике начального образования Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования. Москва, 27– 28 октября 2005 года. – М.: МГПУ, 2006. – С. 38–43. – 0,3 п.л.

29.Вачкова, С.Н. Опыт использования мультимедийных технологий при подготовке студентов факультета начальных классов МГПУ к обучению чтению / С.Н. Вачкова // Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разрабатывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке. – М.: МГПУ, 2006. – С. 179–187. – 0,3 п.л.

30.Вачкова, С.Н. Информационно-коммуникационные технологии и их влияние на повышение компетентности учителя начальных классов / С.Н. Вачкова // Компетентностный подход к подготовке учителя начальных классов в условиях обновления профессионального образования: сборник статей по материалам IV городской научно-практической конференции: в 2-х т. – М.: МГПУ, 2009. – Т. 2. – С. 195–197. – 0,4 п.л.

31.Вачкова, С.Н. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов при изучении будущими учителями начальных классов курсов «Детская литература» и «Методика обучения русскому языку и литературе» / С.Н. Вачкова // Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: Материалы II Международной научно-практической конференции. Борисоглебск, 7–8 апреля 2009 г.: в 2-х т. –Борисоглебск, 2009. – Т.2. – С. 28–31. – 0,3 п.л.

32.Вачкова, С.Н. Возможности организации самостоятельной работы студентов по курсу «Детская литература» с использованием социальных сервисов Web 2.0 / С.Н. Вачкова // Самостоятельная работа в подготовке учителя начальных классов: современные подходы к организации и управлению: сборник научных статей. – М.: МГПУ, 2009. – С. 192–196. – 0,3 п.л.

33.Вачкова, С.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза / С.Н. Вачкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 4 (10). – С. 27–36. – 0,5 п.л.

34.Вачкова, С.Н. Информационная культура учителя начальных классов: отношение к Интернету / С.Н. Вачкова // VI Международная научно-практическая конференция «Учитель. Преподаватель. Тренер». 8–9 июля 2010 года: в 2-х т. –М.: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. – Т. 1. – С. 131–134. – 0,26 п.л.

35.Вачкова, С.Н. Готовность учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов / С.Н. Вачкова, А.А. Козлова // Современные технологии филологического образования и подготовки учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (10 декабря 2009 года). – М.: Экон-информ, 2010. – С. 215–254. – 0,25 п.л. – (авторский вклад 0,2 п.л.)

36.Вачкова, С.Н. Цифровые образовательные ресурсы как учебный материал для студентов педагогического вуза / С.Н. Вачкова // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник материалов III-й межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2010. – С. 156–163. – 0,35 п.л.

37.Вачкова, С.Н. Образовательная среда университета как пространство развития студента / С.Н. Вачкова // Педагогическата среда в университета като пространство за профессионално-личностно развитие на бъдещия специалист: сборник с научни стати. – Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2010. – С.124–126. – 0,25 п.л.

38.Вачкова, С.Н. Готовность педагога к инновационной деятельности с использованием ИКТ / С.Н. Вачкова // Инновации в начальном образовании и проблемы подготовки учителя: сборник научных статей. – М.: Экон-информ, 2011. – С. 75–78. – 0,4 п.л.

39.Вачкова, С.Н. Возможности информационной среды образовательного учреждения для организации учебно-воспитательного процесса / С.Н.Вачкова // Педагогическата среда университета като пространство за профессионално-личностно развитие на бъдещия специалист: сборник с научни стати. Втора книга: в 2-х т.– Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2011. – Т.1. – С.144–147. – 0,25 п.л.

40. Вачкова, С.Н. Безопасная информационно-коммуникационная среда как фактор и условие формирования и развития уклада школы / С.Н. Вачкова // Экология детства и воспитания: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 12 апреля 2011 г.). – М.: Экон-информ, 2011. – С. 67–71. – 0,25 п.л.

41.Вачкова, С.Н. Использование современных технологий в образовательной информационной среде школы / С.Н. Вачкова // Ребенок в современной образовательной среде: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 9 декабря 2010 г.). – М.: Экон-информ, 2011. – С. 537–540. – 0,3 п.л.

42.Вачкова, С.Н. Возможности информационной среды школы и социальных сетей для формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников / С.Н. Вачкова // Ценностные ориентиры в начальном филологическом образовании и подготовка учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 17 февраля 2011 г.). – М.: Экон-информ, 2011. – С. 286–289. – 0,3 п.л.

43.Вачкова, С.Н. Подготовка педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе / С.Н. Вачкова // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. Вып. Х. – М.: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2012. – С. 244–249. – 0,35 п.л.

44.Вачкова, С.Н. Информатизация образования как фактор формирования уклада школы / С.Н. Вачкова // Культурно-развивающий и воспитательный потенциал современного образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 1 декабря 2011 г.). – М.: Экон-информ, 2012. – С. 74–76. – 0,2 п.л.

45.Вачкова, С.Н. Учитель в информационно-коммуникационном пространстве школы / С.Н. Вачкова // Психология и школа. – 2012. – № 2. – С. 14–16. – 0,3 п.л.

46.Вачкова, С.Н. Готовность учителей начальных классов к использованию в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий / С.Н. Вачкова // Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: Доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21–22 ноября 2011 года. – М.: НИИЦ «Инженер», 2012. – С. 269–271. – 0,3 п.л.

47.Вачкова, С.Н. Інформаційно-комунікаційні технології в соціально-педагогічній роботі з формування мікро клімату школи (російською мовою) / С.Н. Вачкова // Психологічні перспективи. Спеціальний випуск «Психологія професійної діяльності працівників соціальної сфери». – Київ: Золоті ворота, 2012. – С. 235–244. – 0,6 п.л.

48.Вачкова, С.Н. Возможности образовательной среды университета и социальных сервисов для подготовки современного учителя / С.Н. Вачкова // Формироване на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научни стати. Книга первая: в 2-х т. – Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2012. – Т. 2.– С. 147–150. – 0,33 п.л.

49.Вачкова, С.Н. Реализация требований Федерального образовательного стандарта при подготовке педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе на уроках филологического цикла / С.Н. Вачкова // Поликультурная среда как фактор развития начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 16 февраля 2012 года). – М.: Экон-информ, 2012. – С. 324–328. – 0,25 п.л.

50.Вачкова, С.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе с учетом требований новых государственных образовательных стандартов / С.Н. Вачкова // Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 26 марта 2012 года). – М.: Экон-информ, 2012. – С. 266–270. – 0,3 п.л.

51.Вачкова, С.Н. Современный ребенок в информационной среде школы / С.Н. Вачкова // Альманах «Продуктивное образование»: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение: Материалы международной научно-практической конференции 1–3 февраля 2012 г. Вып. 14. Ч. 2. – М.: Экшен, 2012. – С. 20–24. – 0,3 п.л.

52.Вачкова, С.Н. Работа с книжной иллюстрацией с использованием интерактивной доски на уроках чтения в начальной школе / С.Н. Вачкова // Художественное образование и эстетическое воспитание ребенка в условиях детского сада и школы: Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 25 апреля 2012 г.). – М.: Экон-информ, 2012. – С. 137– 140. – 0,25 п.л.

53.Вачкова, С.Н. Особенности подготовки учителей начальных классов к использованию средств информатизации в учебно-воспитательном процессе / С.Н. Вачкова // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Т. IV. – Воронеж: Научная книга, 2012. – С. 111– 114. – 0,3 п.л.

54.Вачкова, С.Н. Уклад школы: содержание и структура / С.Н. Вачкова // Педагогически новости. Годишно научно-теоретично списание. – 2012. – №1. – С. 113–119. – 0,5 п.л.

55.Вачкова, С.Н. Информационная среда школы как пространство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников / С.Н. Вачкова // Психология в образовательном пространстве: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции (Донецк, 17–18 ноября 2012 г.) – Донецк: ООО «Схiдний видавничий дiм», 2012. – С. 45–48. – 0,2 п.л.

56.Вачкова, С.Н. Подготовка учителя к формированию ИКТ-компетенций младших школьников / С.Н. Вачкова // Развитие непрерывного образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции в рамках научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвященного 80-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 27–28 ноября 2012 г. / отв. ред. Е.Н. Белова; ред. кол. [Электронное издание]. – Красноярск, 2013. – С. 182– 184. – 0,3 п.л.

57.Вачкова, С.Н. Специфика уклада школы в условиях информатизации образования / С.Н. Вачкова // Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе: Материалы I Международной научно-практической конференции (20 мая 2013 г.): сборник научных трудов / науч. ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Спутник+, 2013. – С. 6–10. – 0,3 п.л.

58.Вачкова, С.Н. Принципы построения педагогической модели управления процессом формирования уклада школы в информационно-коммуникационных средах / С.Н. Вачкова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 29–30 июня 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 48–51. – 0,3 п.л.

59.Вачкова, С.Н. Организационно-педагогические условия управления формированием уклада школы / С.Н. Вачкова // Вісник Інституту розвитку дитини. Серія: Філософія, педагогіка, психологія: збірник наукових праць. – Б.м., 2013. – Вып. 28. – С. 100–105. – 0,5 п.л.

60.Вачкова, С.Н. Информационно-коммуникационная среда как фактор и условие развития образования / С.Н. Вачкова // Формироване на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научни стати. Втора книга: в 2-х т.– Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2013. – Т. 2. – С. 103–106. – 0,35 п.л.

61.Вачкова, С.Н. Информационные технологии в начальном филологическом образовании и подготовке учителя / С.Н. Вачкова // Тенденции и перспективы развития начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (21 февраля 2013 года). – М.: Экон-информ, 2013. – С. 27–32. – 0,45 п.л.

62.Вачкова, С.Н. Школьный сайт как виртуальная проекция уклада школы / С.Н. Вачкова // Актуальные вопросы современной науки: Материалы ХX Международной научно-практической конференции (30 июля 2013 г.): сборник научных трудов. – М.: Спутник+, 2013. – С. 108–113. – 0,3 п.л.

63.Вачкова, С.Н. Структура уклада образовательного учреждения и его виртуальная проекция / С.Н. Вачкова // Вісник Інституту розвитку дитини. Серія: Філософія, педагогіка, психологія: збірник наукових праць. – Б.м., 2013. – Вып. 29. – С. 40–47. – 0,63 п.л.