Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА (НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Методологическую основу исследования составляет культурологический подход, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и инновационно-технологический подходы, объединённые в единую систему. Данные методологические подходы ориентируют на определение целей профессиональной подготовки студента и механизмов их достижений.

Физическое воспитание студенческой молодёжи, реализуемое через включение их в оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность, ориентируется на формировании их физической культуры как неотъемлемой части, грани общей профессиональной культуры, и как базового, универсального профессионально-личностного качества будущего специалиста.

Историко-педагогический анализ проблемы формирования физической культуры у студенческой молодёжи позволил нам определить ключевые тенденции. К ним мы относим: комплексность в разработке теоретических аспектов знания (медико-биологические, психологические, педагогические, философские, социологические, профессионально-интегративные и культуроведческие); междисциплинарность в выявлении характера и тенденций исследований по проблеме; осознание физической культуры как части общей культуры и как базового, необходимого профессионально-личностного качества будущего специалиста.

«Физическая культура студента» представляет собой интегративное динамичное качество личности, которое характеризуется физкультурной компетентностью, определенным уровнем специальной образованности, физического развития, ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурной, оздоровительной и спортивной деятельности, реализующихся в культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

«Педагогика мобильного обучения», «мобильное обучение студента», которые используется в диссертации в качестве теоретического конструкта, позволяют разрешать противоречия между тенденцией к стандартизации и новыми требованиями к учителю, возникающие в условиях динамично меняющейся социальной ситуации развития образования в Российской Федерации.

2. Разработана концепция формирования физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения, как новое научное обоснование повышения качества профессиональной подготовки.

В основе концепции формирования физической культуры студентов положена идея о целостности и взаимообусловленности всех сфер: физической, интеллектуальной, профессиональной, духовно-нравственной, творческой подготовки.

Концепция раскрывается через следующие идеи:

  • эффективность формирования физической культуры студентов достигается при соблюдении принципа культуросообразности, целенаправленного стимулирования личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности, синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности, самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности, индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности, интегративности содержания, развития творчества как конечного результата сформированности физкультурной компетентности;
  • мобильность обучения в физкультурной подготовке студентов достигается педагогом при обеспечении доступности мобильных технологий каждому обучающемуся, генерализации учебной информации, перевода виртуальной в реальную физкультурную деятельность, интенсивного физкультурного самосовершенствования с помощью мобильных устройств (смартфонов), персонифицированности физкультурной подготовки;
  • эффективность формирования физической культуры студентов достигается при соблюдении следующих педагогических условий: организации образовательного пространства гуманитарного вуза на основе интеграции трех взаимообусловленных подпространств: учебного, внеучебного (социо-культурного) и информационного (медиа); реализации педагогики мобильного обучения; научно обоснованного управления процессом формирования физической культуры студентов.

В диссертации показано, что формирование физической культуры студентов должно осуществляться как единство системы категорий общества, природы, человека и культуры, взаимообусловленности совокупности общих, частных и специфических условий эффективности формирования физической культуры, а также с учетом закономерностей, ведущих тенденций и принципов профессионального образования.

Эффективность процесса формирования физической культуры студентов достигается при обеспечении взаимодействия мировоззренческого (мотивационно-эмоционального), интеллектуального (когнитивного), двигательного (деятельностного) и социального (мобильные технологии) компонентов посредством усвоения опыта творческой физкультурной деятельности в вузе на основе интеграции учебных дисциплин и инновационных технологий, представленных мобильным обучением.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» и дисциплин физкультурно-формирующего цикла в гуманитарных вузах должно быть структурировано согласно концептуальным линиям непрерывной физкультурной деятельности студентов.

Процесс формирования физической культуры студентов может и должен обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию обучения с помощью мобильных устройств и технологий, внедрение национально-регионального компонента содержания обучения и использование нетрадиционных систем физических упражнений.

3. Модель состоит из взаимосвязанных блоков. Целевой блок уточняет социальный заказ и цель исследования. Методологический блок выявляет оптимизацию процесса профессионализации посредством определения теоретических основ, методологических подходов, принципов, педагогических условий для эффективного формирования физической культуры студентов. Содержательный блок основан на реализации специальной образовательной программы мобильного обучения. Уровневый блок раскрывает структуру формирования физической культуры студентов по компонентам и уровням. Результирующий блок показывает результат экспериментальной работы.

Модель в целом раскрывает структуру формирования физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

4. Критериально-уровневый аппарат, методы педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе формирования физической культуры студентов, разработанные автором, позволяют более качественно проводить мониторинг, диагностику и оценивать динамику и результативность формирования, тем самым вносят вклад в теорию педагогических измерений в контексте внедрения мониторинга социальных сетей. Они способствовали выявлению исходного и итогового уровней формирования физической культуры студентов на основе выявления степени развития ее основных компонентов и показателей.

5. Разработана авторская методика формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения. Методика реализуется с помощью физкультурного контента. Особенностями авторской методики обучения являются: учёт национально-регионального компонента; дифференциация физкультурной деятельности обучающихся, ориентированной на подготовку к сдаче норм всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» и развитие профессионально-важных качеств личности с использованием нетрадиционных физических упражнений. Методика реализована по следующим этапам формирования физической культуры: мировоззренческого, деятельного и творческого, каждый и которых имеет определенную цель, содержание, ключевым компонентом которого является реализация идей мобильного обучения.

Данная методика составляет базу для модернизации профессионального педагогического образования, ориентированной на повышение качества профессиональной подготовки студентов.

6. Выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

В исследовании определены наиболее общие организационно-педагогические условия формирования физической культуры студентов:

  • организация образовательного пространства гуманитарного вуза на основе интеграции трех взаимообусловленных подпространств: учебного, внеучебного (социо-культурного) и информационного (медиа);
  • реализация учебного подпространства на основе активизации и совершенствования интеллектуальной составляющей физкультурной деятельности и разработки интегративного теоретического курса для учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и «Возрастная анатомия физиология и гигиена», направленного на формирование физической культуры студентов;
  • создание внеучебного (социокультурного) подпространства на основе интеграции специальных структурных воспитательных, социальных и оздоровительных подразделений вуза. Основным механизмом взаимодействия студентов являются: субъект-субъектные отношения, ориентированность на содержание будущей профессиональной деятельности, актуализация позитивных эмоциональных состояний, наличие обратной связи на основе межличностного общения и педагогической диагностики;
  • создание информационного (медиа) подпространства в аспекте реализации идей мобильного обучения на основе внедрения информационных технологий, включающих в свое содержание электронное, компьютерное и мобильное обучение, предоставляющее значительные инновационные дидактические возможности для разработки обучающих, консультирующих и контролирующих мобильных программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся;
  • реализация авторской методики формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, основанной на интеграционной разработке инновационных экспериментальных программ.

Частными методико-технологическими условиями, влияющими на эффективность формирования физической культуры студентов, в исследовании выступают:

  • внедрение в образовательно-воспитательный процесс мобильных технологий на основе реализации идей педагогики мобильного обучения;
  • составление аудиокурсов для внеаудиторной работы студентов по учебным предметам «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и реализация виртуальных спортивных состязаний в контексте формирования мотивационного компонента физической культуры студентов;
  • разработка специальных сайтов в сети Интернет (мобильного физкультурного контента) для мобильных устройств. Контент мотивирует студентов различных специальностей на учебно-тренинговую работу по дисциплине «Физическая культура», а также на самостоятельную  подготовку к Всероссийскому комплексу «ГТО» в ракурсе совершенствования деятельностного компонента физической культуры студентов;
  • реализация специальных классификаций мобильных приложений для работы на мобильных устройствах  по дисциплине «Физическая культура» в аспекте развития когнитивного компонента физической культуры студентов.

Специфическими, личностно-развивающими условиями эффективности формирования физической культуры студентов являются:

  • разработка системы обеспечения и управления образовательно-воспитательного процесса, построенного на основе определения следующих направлений и их результативности: управление самостоятельной деятельности обучающихся, система мониторинговых исследований, разработка методики и мобилизация ресурсов, а также информационно-аналитическое, научно-методическое, административное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение;
  • гуманизация профессиональной подготовки в вузе за счет актуализации возможностей формирования физической культуры студентов.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в научных изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов для публикации основных научных результатов диссертаций

1. Наговицын, Р.С. Становление и развитие теории физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже ХIХ–ХХ вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Вестник спортивной науки. 2007. № 3. С. 59-61 – 0,2 п.л.

2. Наговицын, Р.С. Становление и развитие теории и методики физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже ХIХ–ХХ вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Казанский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 107-111. - 0,3 п.л.

3. Наговицын, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. 2011. №8 (II). С. 293-298 - 0,4 п.л.

4. Наговицын, Р.С. Модели обучения физической культуре в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Alma Mater. 2011. № 6. С. 140-143. - 0,2 п.л.

5. Наговицын, Р.С. Дыхательная гимнастика на занятиях физической культурой в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Адаптивная физическая культура. 2011. №2. С. 46-49. - 0,3 п.л.

6. Наговицын, Р.С. Проектирование инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Современные проблемы науки и образования. 2011. №4. (Электронный журнал). URL: http://www.science-education.ru/0421100037-0142 (дата обращения: 10.09.2011). - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

7. Наговицын, Р.С. Развитие шахматно-шашечной игровой деятельности студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза [Текст] / Р.С. Наговицын // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 47. - 0,1 п.л.

8. Наговицын, Р.С. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 289-295. - 0,5 п.л. (доля авторского участия – 50%).

9. Наговицын, Р.С. Развитие интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 123-128. - 0,5 п.л. (доля авторского участия – 50%).

10. Наговицын, Р.С. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 20. С. 227-229. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

11. Наговицын, Р.С. Основы формирования физической культуры личности студента гуманитарного вуза [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (VI). С. 1390-1394. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

12. Наговицын, Р. С. Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе. Инновационная система физических упражнений [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Alma Mater. 2013. № 3. - С. 87-92. - 0,4 п.л. (доля авторского участия – 50%).

13. Наговицын, Р.С. Разработка содержания развития физкультурно-оздоровительной компетентности студентов на основе мобильного обучения [Текст] / Р.С. Наговицын, Р.Р. Камалов // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 5. С. 29-34. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

14. Наговицын, Р.С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 15. С. 244-250. - 0,4 п.л. (доля авторского участия – 50%).

15. Наговицын, Р.С. Реализация мобильной педагогики как ключевое условие эффективности формирования физической культуры личности будущего педагога [Текст] / Р.С. Наговицын // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 1. С. 58-61. - 0,2 п.л.

16. Наговицын, Р.С. Использование сайта «Мобильный тренер» для организации занятий физической культурой [Текст] / Р.С. Наговицын, А.Г. Фефилов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 3. С. 11-13. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

17. Наговицын, Р.С. Использование мобильного обучения для формирования физкультурно-оздоровительной компетентности студентов в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын, Р.Р. Камалов, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 5. С. 366-375. - 0,6 п.л. (доля авторского участия – 35%).

18. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студентов на основе реализации идей мобильной педагогики [Текст] / Р.С. Наговицын // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 3. С. 44-49. - 0,3 п.л.

19. Наговицын, Р.С. Использование мобильного аудио обучения для формирования физической культуры [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов, И.А. Липатова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 7. С. 359-363. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 35%).

20. Наговицын, Р.С. Мониторинг формирования физической культуры студента в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 3. С. 10-16. - 0,4 п.л.

21. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза [Текст] / Р.С. Наговицын // Alma Mater. 2014. № 10. С. 68-70. - 0,2 п.л.

22. Наговицын, Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения [Текст] / Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. 2014. № 10. С. 11-14. - 0,4 п.л.

Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ

23. Наговицын, Р.С., Камалов, Р.Р. Программа для организации круговых тренировок на занятиях физической культурой // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2013619563, опубл. 09.10.2013. (доля авторского участия – 50%).

Монографии

24. Наговицын, Р.С. Воспитание патриотизма и гражданственности как одна из основных целей в программных указаниях по физической культуре [Текст] / Р.С. Наговицын, Н.В. Кондратьев // Педагогика: семья – школа – общество: коллективная монография / под общ. ред. О.И. Кирикова. Кн. 14. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. С. 132-145. – 0,9 п.л. (доля авторского участия – 50%).

25. Наговицын, Р.С. Становление теории и методики физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже XIX–XX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Очерки истории отечественной педагогики: коллективная монография / науч. ред. и сост. М.А. Захарищева. – Глазов: Изд-во ГИЭИ, 2008. C. 161-175. – 1 п.л.

26. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза на основе педагогики мобильного обучения: монография [Текст] / Р. С. Наговицын. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2014. – 332 с. – 19,3 п.л.

27. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры на основе мобильного обучения: монография [Текст] / Р.С. Наговицын. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 260 с. – 14,8 п.л.

Учебно – методические пособия

28. Наговицын, Р.С. Подготовительная часть и игровые задания на уроке физической культуры в школе: учеб.-метод. пособие [Текст] / Р.С. Наговицын, Т.Ф. Наговицына, В.Г. Окишев, Т.А. Ускова. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2008. - 28 с. – 2 п.л. (доля авторского участия – 25%).

29. Наговицын, Р.С. Дыхательная гимнастика на занятиях физической культуры в вузе: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.И. Белова, Р.С. Наговицын. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2010. - 60 с. – 3,8 п.л. (доля авторского участия – 50%).

30. Наговицын, Р.С. Воспитание будущих педагогов как классных руководителей средствами физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие [Текст] / Р.С. Наговицын. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2011. - 112 с. – 6,7 п.л.

Статьи в журналах и сборниках научных работ

31. Наговицын, Р.С. Педагогические модели физического воспитания в различных учебных заведениях на рубеже XIX–XX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Проблемы технических, экономических и гуманитарных наук: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2006. – С. 68-72. - 0,3 п.л.

32. Наговицын, Р.С. Понятия «физическая культура», «физкультурное образование» и «физическое воспитание» в современной педагогической науке [Текст] / Р.С. Наговицын // Традиционные и инновационные формы, методы и технологии воспитания в образовательном процессе: материалы рег. науч.-практ. конф. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2006. – С. 62-63. - 0,1 п.л.

33. Наговицын, Р.С. Цели и средства физического воспитания в период становления урока физической культуры в средней школе [Текст] / Р.С. Наговицын // Социальная адаптация субъектов образовательного процесса как фактор безопасности общества: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. – С. 73-76. - 0,3 п.л.

34. Наговицын, Р.С. Воспитательная направленность в законодательной базе по физической культуре на рубеже XIX–ХX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2006. – С. 202-203. - 0,1 п.л.

35. Наговицын, Р.С. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей по физической культуре на рубеже XIX–XX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч. конф: в 2 т. – Рязань: Педагогика, 2007. – Т. 1. – С. 114-118. - 0,3 п.л.

36. Наговицын, Р.С. Педагогические модели физического воспитания в отечественной гимназии на рубеже XIX–XX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2008. – С. 178-181. - 0,2 п.л.

37. Наговицын, Р.С. Анализ системы профессионально-педагогического физического образования на рубеже XIX–ХX вв. [Текст] / Р.С. Наговицын // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008. – С. 36-38. - 0,2 п.л.

38. Наговицын, Р.С. Духовно — нравственное воспитание в учебных заведениях [Текст] / Р.С. Наговицын, Н.В. Кондратьев // Россия и россияне: особенности цивилизации: материалы междунар. науч. конф. - Архангельск, 2009. - С. 374-377. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

39. Наговицын, Р.С. Патриотическое воспитание как одна из основных задач физической культуры [Текст] / Р.С. Наговицын // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы II междунар. науч. конф. - Невинномысск, 2009. - С. 366-367. - 0,2 п.л.

40. Наговицын, Р.С. Обучение физической культуре в различных учебных заведениях [Текст] / Н.В. Кондратьев, Р.С. Наговицын, Т.Ф. Наговицына // Образование и глобализация: материалы III междунар. науч. конф. – Улан-Уде, 2009. - С. 247-249. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 35%).

41. Наговицын, Р.С. Модели обучения физической культуре [Текст] / Р.С. Наговицын, Н.В. Кондратьев // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Сибай, 2009. - С. 140-143. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

42. Наговицын, Р.С. Спортивные игры в системе физического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Дошкольное образование в XXI веке: материалы I всерос. дистанц. конф. - Глазов, 2010. URL: http://www.science.ggpi.org. (дата обращения: 18.11.2010). - 0,2 п.л.

43. Наговицын, Р.С. Воспитательный потенциал физической культуры в аспекте патриотического и гражданского воспитания [Текст] / Р.С. Наговицын // Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи: материалы науч.-практ. конф. - Ижевск, 2010. - С. 101-105. - 0,3 п.л.

44. Наговицын, Р.С. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Р.С. Наговицын, В.А. Бекмансурова // Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи: материалы науч.-практ. конф. - Ижевск, 2010. - С. 31-33. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

45. Наговицын, Р.С. Парадигма физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Социальные особенности парадигмы образования в России: сб. науч. раб. – Рекомендован РИСО. – М.: Университет РАО, 2011. – С. 83-86. - 0,3 п.л.

46. Наговицын, Р.С. Роль студенческого самоуправления в формировании творческой личности будущего учителя [Текст] / Р.С. Наговицын, В.А. Бекмансурова // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе: материалы IV всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. - Глазов: Глазов.гос.пед.ин-т, 2011. - Ч.1 — С. 28-30. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

47. Наговицын, Р.С. Подготовка студентов как будущих классных руководителей: содержание физического воспитания [Текст] / Р.С. Наговицын, В.А. Бекмансурова // Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики: материалы всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. О.А. Фиофановой. - Ижевск: 2011. — С. 235-237. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

48. Наговицын, Р.С. Воспитание будущих педагогов как классных руководителей средствами физической культуры и спорта [Текст] / Р.С. Наговицын // Инновационные технологии в профессиональном образовании: материалы II всерос. науч.-практ. конф. – Грозный: Грозненский рабочий, 2011. – С. 404-407. - 0,2 п.л.

49. Наговицын, Р.С. Особенности занятий физическими упражнениями детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын, Т.А. Ляпунов // Дошкольное образование в XXI веке: материалы II всерос. дистанц. конф. - Глазов, 2011. URL: http://www.science.ggpi.org. (дата обращения: 05.09.2011). - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

50. Наговицын, Р.С. Физкультурно-спортивная деятельность студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза [Текст] / Р.С. Наговицын // Пути и проблемы реализации «Стратегии развития ФК и спорта в РФ на период до 2020 года»: материалы всерос. науч.-практ. конф. (27-28 октября 2011 г.). - Ижевск, 2011. - С. 139-143. - 0,2 п.л.

51. Наговицын, Р.С. Преемственность моделей обучения физической культуре в образовательных учреждениях [Текст] / Р.С. Наговицын // Молодежная политика : мировой исторический опыт и современные проблемы : материалы междунар. науч.-практич. конф. молодых ученых и студентов: Т. 1. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 92-96. - 0,4 п.л.

52. Наговицын, Р.С. Занятия физической культурой в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» [Текст] / Р.С. Наговицын, В.А. Бекмансурова, И.В. Ипатов // Педагогическая наука — нашей новой школе: матер всерос. науч.-практ. конф. - Глазов, 2012. - С. 124-126. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 35%).

53. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студента [Текст] / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 22-25. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

54. Наговицын, Р.С. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих педагогов на основе мобильного обучения [Текст] / Р.С. Наговицын // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 2. С. 116-126. - 0,6 п.л.

55. Наговицын, Р.С. Реализация мобильного обучения на самостоятельных занятиях физической культурой в вузе [Текст] / Р.Р. Камалов, К.А. Касаткин, Р.С. Наговицын // Вестник развития науки и образования. 2013. № 5. С. 162-168. - 0,4 п.л. (доля авторского участия – 35%).

56. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студента на основе мобильного обучения [Текст] / Р.С. Наговицын // Социально-гуманитарные исследования и технологии. М.: ИНФРА-М. 2013. V. 1. I. 4. C. 38-46. - 0,5 п.л.

57. Наговицын, Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности будущего педагога [Текст] / Р.С. Наговицын // Вестник развития науки и образования. 2013. № 6. С. 88-93. - 0,3 п.л.

58. Наговицын, Р.С. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физкультурной деятельности в педагогическом вузе [Текст] / Р.С. Наговицын, Г.В. Осокин // Инновационный потенциал молодежной науки: Образование: традиции и инновации: материалы всерос. науч. конф. 8 ноября 2013 г. / под ред. А.Ф. Мустаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 324-329. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

59. Наговицын, Р.С. Медиапедагогика в образовательном процессе [Текст] / Р. С. Наговицын, И. А. Мусихин // Инновационный потенциал молодежной науки: Информатика и ИТ: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.Ф. Мустаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 161-164. - 0,3 п.л. (доля авторского участия – 50%).

60. Наговицын, Р.С. Разработка аттестационных педагогических материалов в среде My Test [Текст] / Р.С. Наговицын, К.А. Гладков // Инновационный потенциал молодежной науки: Информатика и ИТ: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.Ф. Мустаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 157-160. - 0,2 п.л. (доля авторского участия – 50%).

61. Наговицын, Р.С. Система оценки сформированности физической культуры личности [Текст] / Р.С. Наговицын // Инновационный потенциал молодежной науки: Образование: традиции и инновации: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.Ф. Мустаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 335-341. - 0,4 п.л.

62. Наговицын, Р.С. Национально – региональный компонент содержания обучения физической культуре в вузе [Текст] / Р.С. Наговицын // Вестник развития науки и образования. 2013. № 6. С. 83-87. - 0,3 п.л.

63. Наговицын, Р.С. Мобильная педагогика как основа формирования физической культуры личности студента [Текст] / Р.С. Наговицын // Пути и проблемы реализации «Стратегии развития ФК и спорта в РФ на период до 2020 года»: материалы III всерос. заоч. науч.-практ.конф. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. - С. 49-55. - 0,3 п.л.

64. Наговицын, Р.С. Разработка национально-регионального компонента содержания обучения для формирования физической культуры личности [Текст] / Р.С. Наговицын // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. №3. С. 49-55. - 0,3 п.л.

65. Наговицын, Р.С. Концепция и методика формирования физической культуры личности студента в вузе [Текст] / Р. С. Наговицын // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы VIII междун.науч.-практ.конф. – Уфа: Издательство БГПУ, 2013. – С. 155-158. - 0,2 п.л.

66. Наговицын, Р.С. Основы мобильной педагогики [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // NovaInfo.ru. 2013. № 18. URL: http://novainfo.ru/archive/18/osnovy-mobilnoy-pedagogiki (дата обращения: 30.12.2013). - 0,3 п.л.

67. Наговицын, Р.С. Категориальное поле формирования физической культуры личности студентов [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // NovaInfo.ru. 2013. № 18. URL: http://novainfo.ru/archive/18/kategorialnoe-pole-formirovaniya-fizicheskoy-kultury-lichnosti-studentov/ (дата обращения: 27.12.2013). - 0,3 п.л.

68. Наговицын, Р.С. Реализация информационного пространства образовательного учреждения как ведущее условие формирования физической культуры личности [Текст] / Р.С. Наговицын // Вестник образования и науки Удмуртской республики. 2014. № 1. С. 17-20. - 0,3 п.л.

69. Наговицын, Р.С. Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2014. №5. С. 98-103. URL: http://sci-article.ru/ (дата обращения: 27.05.2014). - 0,2 п.л.

70. Наговицын, Р.С. Культурологический подход к формированию физической культуры личности будущих педагогов [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30612 (дата обращения: 05.01.2014). - 0,3 п.л.

71. Наговицын, Р.С. Компетентностный подход к формированию физкультурной компетентности будущих педагогов [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5508 (дата обращения: 07.01.2014). - 0,2 п.л.

72. Наговицын, Р.С. Мониторинг формирования физической культуры личности студента [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2014. №8. С. 99-105. URL: http://sci-article.ru/ (дата обращения: 21.06.2014). - 0,3 п.л.

73. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности обучающихся на основе принципов, обусловленных личностно-ориентированным подходом [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Перспективы науки и образования. 2014. №2. С. 62-66. (Электронный журнал). URL: http://pnojournal.wordpress.com/ (дата обращения: 11.05.2014). - 0,3 п.л.

74. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры личности студента на основе междисциплинарного подхода [Текст] / Р.С. Наговицын // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. №1. С. 98-102. - 0,3 п.л.

75. Наговицын Р.С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.02.2014). - 0,3 п.л.

76. Наговицын, Р. С. Мобильное обучение в сфере физической культуры [Текст] / Р.С. Наговицын // Украинское образование и наука в ХХІ веке: взгляд молодёжи: материалы всеукраин. науч.-практ. конф. молодых учёных (22-23 мая 2014 года, г. Харьков) - Харьков: ХНПУ, 2014. - С. 53-55 - 0,2 п.л.

77. Управление формированием физической культуры личности будущих педагогов [Текст] / Р.С. Наговицын // Управлінські компетенції викладача вищої школи: матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної конференції (28 лютого 2014 року) / ред. кол.: Г.О. Нестеренко, О.Г. Пугачова [та ін.]. – Киев: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – С. 110-112 - 0,2 п.л.

78. Наговицын Р.С. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7481 (дата обращения: 05.08.2014). - 0,2 п.л.

79. Наговицын Р.С. Компоненты физической культуры студентов гуманитарного вуза [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3449 (дата обращения: 05.08.2014). - 0,3 п.л.

80. Наговицын Р.С. Организационно-педагогические условия эффективности формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36891 (дата обращения: 05.08.2014). - 0,2 п.л.