Научная тема: «ПОЭТИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В процессе перехода русской культуры от классицистического типа мировосприятия к романтическому происходят серьезные изменения в организации художественного времени и пространства литературных произведений.
  2. Структурные трансформации пространственно-временных отношений сыграли в перестройке жанровой системы русской поэзии последней трети XVIII века определяющую роль. Это обусловлено тем, что в «высоких» жанрах русской поэзии изменяется позиция субъекта речи, занимавшего в классицизме отстраненное внешнее положение и наблюдавшего за изображаемой действительностью с особого идеального «фокуса». Приближение точки зрения субъекта речи к изображаемому объекту, возможность смены точек зрения в процессе изображения позволяют показать объект в его многообразии и противоречивости.
  3. Обращение к проблемам, волнующим каждого человека в его индивидуальном бытии, предопределяет интерес к проблеме времени в журналах М. М. Хераскова начала 1760-х годов, где время представлено в разных аспектах: время, имеющее объективные характеристики и противостоящее вечности; субъективно воспринимаемое время индивидуального бытия человека; время историческое, в котором выделяется общечеловеческая история, соответствующая христианской концепции, и история российского государства в XVIII веке. Преодолению односторонности в изображении действительности способствует публикация поэтических произведений не отдельными стихотворениями, а «подборками», состоящими из текстов разных жанров.
  4. Систему жанров и пространственно-временных отношений в журналах Н. И. Новикова конца 1770-х - начала 1780-х годов определяет масонская философия. Характерными хронотопическими образами, отражающими масонскую концепцию самосовершенствования «внутреннего» человека, становятся образы суточного времени, мифологемы пути и храма. Ведущая хронотопиче-ская ситуация, лежащая в основе пространственно-временной организации жанров масонской поэзии, - ситуация границы, открывающая антиномическую сущность человека и омраченного его грехопадением мира.
  5. Монолитный хронотоп одического жанра разрушается в поэзии Г. Р. Державина, который вводит в пространство «высокой» оды фигуру автора. Субъективная позиция лирического героя в духовно-религиозной поэзии Державина открывает возможности для отражения противоречий и сомнений человека. В героико-патриотической оде Державина отражается новое историческое сознание, проявляющееся в стремлении автора осмыслить пути национальной истории, преодолеть односторонность классицистической абсолютистской историософии, рассматривающей российскую историю XVIII века в отрыве от древнерусской истории.
  6. В поэзии Г. Р. Державина представлена особая трактовка образа зимы: суровая зима играет роль в формировании русского духа, закаленного и стойко го, умеющего дать отпор врагам. Зимнее время становится мифопоэтическим знаком, характеризующим русского человека, в том числе и самого поэта.
  7. Поэзия Державина в целом рисует образ мироздания, сформировавшийся в художественном сознании переходной эпохи. В центре этого мира оказывается сам поэт, имеющий как представитель просветительской эпохи четкие этические ориентиры, а пространство, открывающееся его взору, отличается предельной заполненностью, пестротой и многообразием, далеко не всегда поддающимся систематизации, поэтому окружающий мир и происходящие в нем события чаще хаотичны, чем гармоничны. Силой, придающей этому пространству единство, признается не только Бог (что было характерно для средневекового сознания) или монарх (как в классицистическом мировосприятии), но и сам человек, в первую очередь поэт, скрепляющий отдельные фрагменты бытия в целостный мир в своем творчестве.
  8. В поэзии сентименталистов появляется новый тип художественного пространства - пространство воображения, мечты, противостоящее и реальному времени-пространству, ограниченному в связи с ограниченными возможностями человека, и пространству вечности, с которым типологически соотносится небесное пространство, предполагающее вертикальную направленность, возвышение души к Богу. Пространство мечты не ограничено и не направленно: здесь возможно все, и воображение может направляться в любые сферы быта и бытия.
  9. Камерная направленность поэзии сентименталистов предопределяет внимание к малым пространствам и мельчайшим подробностям человеческой жизни, поэтому ведущим типом пространства становится пространство собственного дома, предполагающее включение в круг изображаемых объектов близких друзей и возлюбленной, а наиболее значимым временным отрезком оказывается мгновение.
  10. Отход от классицистического мировосприятия получает отражение в поэтическом творчестве А. Н. Радищева, который, заостряя внимание на изображении непреодолимых жизненных противоречий, остается верен идеалам Просвещения, отдавая поэтическому Слову роль гармонизирующего и упорядочивающего начала. В то же время Слово у Радищева, в отличие от эпохи классического периода, когда оно воспринималось как средство воздействия на внешнюю реальность, обретает иную функцию: оно становится средством творения себя, своего внутреннего мира, что характерно уже для постклассицистического художественного сознания, обратившегося к изображению внутреннего мира человека.
  11. Тенденция к мифологизации художественного пространства и времени проявляется в творчестве С. С. Боброва: в основе мифологии авторского сборника «Рассвет полночи» оказывается миф об умирающем и воскресающем Боге, этот миф находит выражение в акцентуализации моментов изменений и переходов. Ведущими в поэзии Боброва становятся такие пограничные ситуации, как смена правителей, преобразования пространства («где прежде... ныне там...»), установление мира (при этом фиксируется момент преодоления войны), смена дня и ночи (семантика борьбы света и тьмы), времен года, лет и столетий. Самоназвание сборника отражает мифологическое содержание книги.
  12. Смена классицистического мировосприятия романтическим отразилась в изменении роли художественного времени, которое в романтической пространственно-временной картине мира играет концептуальную роль, тогда как для классицизма характерно стремление исключить время из художественного мира литературных произведений, зафиксировать остановку времени или актуализировать идею цикличности исторического времени. Время, включенное в хронотоп поэтических произведений, отражает такие свойства земного бытия, как изменчивость, текучесть, непостоянство. На фоне всего этого ценность обретают отдельные мгновения жизни и ценности, значимые во все времена (такие как истина, добродетель, любовь, красота), которые стремится удержать и закрепить поэт с помощью слова. Все большую роль в хронотопе отдельных произведений начинает играть авторское время-пространство, характеризующееся субъективным мировосприятием. На место обобщенных классицистических картин приходят конкретные зарисовки отдельных фрагментов жизни человека и природы, ценностно значимым становится изображение внутреннего мира человека (индивидуальных переживаний, сомнений, противоречивых и изменчивых чувств).
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Маслова А. Г. Пространственно-временная картина мира в поэзии Г. Р. Державина конца XVIII века // Вестник ВятГГУ. 2008. № 3 (1). С. 101–104. (0,5 п.л.)

2.Маслова А. Г. Анакреонтическая ода как средство создания поэтического автопортрета в творчестве Г. Р. Державина // Вестник ВятГГУ. 2010. № 1 (1). С. 70–73. (0,5 п.л.)

3.Маслова А. Г. Времена года в поэзии Г. Р. Державина // Преподаватель XXI век. 2010. № 3. Ч. 2. С. 317–324. (0,5 п.л.)

4. Маслова А. Г. Трансформация хронотопа героико-патриотической оды в творчестве Г. Р. Державина // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2010. № 6. С. 62–66. (0,6 п.л.)

5.Маслова А. Г. Проблема времени в русской поэзии конца XVIII века о скоротечности и суетности жизни // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 2 (1). С. 333–339. (0,5 п.л.)

6.Маслова А. Г. Пространственно-временные символы и мифологемы масонской поэзии (по материалам масонских журналов 1770–1780-х гг.) // Вестник ВятГГУ. 2011. № 4 (1). С. 124–128. (0,5 п.л.)

7.Маслова А. Г. Изображение человека и его земного бытия: жанровая специфика поэзии журнала «Полезное увеселение» // Известия УрГУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2011. № 4 (96). С. 218–228. (0,5 п.л.)

8.Маслова А. Г. Пространственно-временная картина мира в русской поэзии начала 1760-х годов (по материалам журнала «Полезное увеселение») // Вестник МГОУ. Сер. «Русская филология». 2011. № 6. С. 107–112. (0,5 п.л.)

9. Маслова А. Г. Восприятие земного человеческого бытия в поэзии Г. Р. Державина // Уч. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Сер. «Общественные и гуманитарные науки». 2011. № 7 (120). Т. 2. С. 36–39. (0,5 п.л.)

10. Маслова А. Г. Преобразование художественного пространства русской торжественной оды в последней трети XVIII века // Вестник Костромского гос ударственного университета. 2011. № 5–6. С. 154–158. (0,5 п.л.)

11.Маслова А. Г. «Силою вышнею держусь»: теоцентристская картина мира Г. Р. Державина // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1 (9). С. 70–74. (0,5 п.л.)

12.Маслова А. Г. Поэтическое творчество Н. М. Карамзина в контексте масонской поэзии XVIII века // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 4. С. 128–131. (0,5 п.л.)

13.Маслова А. Г. Мифопоэтика суточного времени в русской масонской поэзии XVIII века // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 1. С. 113–116. (0,5 п.л.)

14.Маслова А. Г. Жанровая система масонской поэзии XVIII в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 145–158. (0,5 п.л.)

15.Маслова А. Г. Жанровая система русской поэзии начала 1760-х годов: поэтика пространства и времени // Вестник ВятГГУ. 2013. № 4 (1). С. 91–96. (0,5 п.л.)

Монографии

16. Маслова А. Г. Поэтическое творчество Г. Р. Державина в контексте литературно-эстетических исканий конца XVIII – начала XIX века. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 295 с. (18,4 п.л.)

Р е ц е н з и я: Приказчикова Е. Е. К юбилею Г. Р. Державина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. № 2 (114). С. 230–237.

17. Маслова А. Г. Поэтика времени и пространства в русской поэзии 1760– 1780-х годов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 212 с. (12,32 п.л.)

Публикации в международных изданиях

18. Маслова А. Г. Пространственные мифологемы и хронотопические образы русской поэзии 1760-х годов // Materialy VIII Międzynarodowej naukowi- 40

praktycznej konferencji «Dinamika naukowych badań – 2012». Vol. 12. Filologiczne nauki: Przemyśl. Nauka I studia. P. 61–64. (0,25 п.л.)

19. Маслова А. Г. Роль немецкой культуры в поэзии Г. Р. Державина (опыт обобщения исследовательских источников) // Диалог культур – культура диало га: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 6–10 сент. 2010 г. / под ред. Л. Н. Ваулиной. Кострома; Дармштадт; Минск; Могилев; Познань; Ванадзор: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. С. 330–336. (0,5 п.л.)

Методические рекомендации

20. Маслова А. Г., Охотина Г. А. Жанр оды в русской литературе XVIII века: метод. рекоменд. Киров, 2004. 40 с. (в соавт. с Г. А. Охотиной) (2,5/1,2 п.л.)

Публикации в других изданиях

21.Маслова А. Г. Образы птиц в поэзии Г. Р. Державина // Труды кафедры русской литературы: сб. науч. тр. Вып. 5. Киров, 2006. С. 5–21 (1,0 п.л.)

22.Маслова А. Г. Своеобразие пространственно-временной организации стихотворения Г. Р. Державина «Осень во время осады Очакова» // Духовные традиции русской культуры: история и современность (к 265-летию со дня рождения Г. Р. Державина): коллект. моногр. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 212-217. (0,4 п.л.)

23.Маслова А. Г. Символы времени в поэзии Г. Р. Державина // Русское литературоведение на современном этапе: мат-лы VII Междунар. конф. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. С. 254–256. (0,2 п.л.)

24.Маслова А. Г. Роль художественного времени и пространства в изображении духовного начала человека в русской философской поэзии XVIII века // Духовность как антропологическая универсалия в современном литературоведении: коллект. моногр. по мат-лам Всерос. науч.-исслед. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 60–66. (0,5 п.л.)

25. Маслова А. Г. Продолжение литературно-эстетических поисков В. К. Тредиаковского в поэтическом творчестве Г. Р. Державина // В. К. Тредиаковский – филолог, писатель, публицист: сб. науч. работ, подгот. по мат-лам конф., посвящ. творчеству В. К. Тредиаковского (16 дек. 2009 г.). М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. С. 239–246. (0,5 п.л.)

26. Маслова А. Г. Военные события екатерининской эпохи в поэтическом изображении Г. Р. Державина // Г. Р. Державин и диалектика культур: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Лаишево, 13–15 июля 2010 г.). Казань: Казан. гос. ун т, 2010. С. 65–69. (0,3 п.л.)

27. Маслова А. Г. Проблема бессмертия в художественном мире русской поэ зии последней трети XVIII века // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. тр. Ч. 6. Вологда: Легия, 2010. С. 142–146. (0,4 п.л.)

28. Маслова А. Г. Время как объект поэтической рефлексии в творчестве Г. Р. Державина // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2011. № 1/30. С. 105–118. (0,8 п.л.)

29. Маслова А. Г. Образ человека в русской поэзии 1760-х годов // Интерпре тация образа человека как лингвистическая проблема. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С.76-84 (0,5 п.л.).

30. Маслова А. Г. Роль сказочного пространства в трансформации художе ственного хронотопа классицистической оды (Ода Г. Р. Державина «Фелица») // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: мат-лы Между- нар. науч.-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодей ствие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения», 17 мая 2011 г. М.; Ярославль: Рем- дер, 2011. С. 545–550. (0,4 п.л.)

31. Маслова А. Г. Творчество Г. Р. Державина в восприятии автора и критиче ских оценках XVIII–XIX вв. // Феномен творческой неудачи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 102–118 (1,0 п.л.)

32. Маслова А. Г. «Где добродетель обитает?» (вопрос о местонахождении царства Фелицы в поэзии Г. Р. Державина) // Екатерина великая: писатель, ис торик, филолог: сб. науч. работ, подгот. по мат-лам Четвертых науч. чтений, посвящ. творчеству Екатерины II. М.: Ин-т рус. языка им. А. С. Пушкина, 2011. С. 258–264. (0,5 п.л.)

33. Маслова А. Г. Отражение предромантического мировоззрения в простран ственно-временной картине мира Г. Р. Державина // Русская литература и фи лософия: постижение человека: мат-лы Третьей Всерос. науч. конф. (Липецк, 8–10 окт. 2009 г.): в 2 т. Т. 1. Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2011. С. 135–140. (0,4 п.л.)

34.Маслова А. Г. Художественный хронотоп русской торжественной оды: связь с государственной идеологией и мифологией // Дергачевские чтения 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат-лы X Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург, 6–7 окт. 2011 г.: в 3 т. Т. 2. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 232–237. (0,3 п.л.)

35.Маслова А. Г. Проблема веры и неверия в поэзии Г. Р. Державина // Г. Р. Державин и диалектика культур: мат-лы Междунар. науч. конф. (Казань – Лаишево, 13–15 июля 2012 г.). Казань: Казан. ун-т, 2012. С. 29–33. (0,3 п.л.)

36.Маслова А. Г. Поэзия Г. Р. Державина: Субстанциальные и предметные ситуации // Вестник лаборатории аналитической филологии / гл. ред. И. П. Карпов. Вып. 5. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т; Лаборатория аналитической филологии, 2012. С. 68–78 (0,8 п.л.).

37.Маслова А. Г. Пространственно-временные образы и символы в поэзии Н. М. Карамзина // Н. М. Карамзин: писатель, ученый, публицист. М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2012. С. 121–126. (0,5 п.л.)

38.Маслова А. Г. Герменевтические поиски «ключа» к прочтению последнего восьмистишия Г. Р. Державина // Чтение как искусство: герменевтический аспект. Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2013. С. 190–197. (0,5 п.л.)

39.Маслова А. Г. Духовно-нравственные заветы Е. И. Кострова – поэта и переводчика XVIII столетия // Духовно-нравственные заветы Е. И. Кострова – поэта и переводчика XVIII столетия. I областная научно-практическая конференция. Слободской, 2013. С. 8–14. (0,4 п.л.)

40.Маслова А. Г. Нравственный идеал в поэзии Е. И. Кострова // Духовный потенциал русской литературной