Автор раскрывает важную сторону внешнецерковной деятельности Русской православной церкви, рассматривавшейся органами власти в СССР как составная часть внешней политики Советского государства в середине XX - начале XXI вв. Показаны роль и место партийно-государственного аппарата в осуществлении РПЦ связей с Ватиканом, механизмы разработки, формы осуществления советского влияния как на западные светские и богословские издания и общественное мнение в целом, так и на клерикальные круги в странах социалистического содружества.
В поле зрения исследования находятся разнообразные документы и материалы партийных и государственных органов СССР, отвечавших за проведение как внешнеполитической, так и религиозной деятельности (ЦК КПСС, его отделов: международного, пропаганды и агитации; министерства иностранных дел; Советов по делам РПЦ, религиозных культов и позже Совета по делам религий и др.), анализ которых позволил показать, как РПЦ под влиянием внешних (репрессивных) и внутренних обстоятельств становилась «боевой организацией» (по классификации ЦРУ) советского государства, влиятельной силой поддержки советских внешнеполитических инициатив на международной арене. В это же время формировалась концепция католического экуменизма, в русле «восточной политики» Ватикана, призванной нейтрализовать внешнеполитические усилия как РПЦ, так и советского государства, направленные на изоляцию РКЦ. Новизна диссертации состоит в том, что прозелитическая, по существу, антиправославная позиция Ватикана, рассматривавшаяся ранее лишь в богословском контексте, в данной работе впервые изучена в рамках геополитического блокового противостояния. Большое место в работе уделено политическому контексту, оценке тенденций мировой политики, государственно-церковных отношений, политических факторов, которые оказывали большое влияние на экуменические дискуссии и действия ведущих христианских деноминаций.
Диссертация базируется на первоисточниках, в основном на документах, извлечённых из центральных архивохранилищ и впервые вводимых в научный оборот. Это, прежде всего, Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
В диссертации введены в научный оборот такие относительно новые виды источников, как подготовительные материалы к участию РПЦ в международных экуменических форумах (аналитические записки, подготовленные работниками Отдела внешних церковных сношений и сотрудниками дипломатических представительств в зарубежных странах; проекты резолюций, коммюнике, проекты выступлений представителей Московского патриархата, программы пребывания официальных лиц из международных экуменических организаций с визитами в СССР и т.д.). В связи с тем, что по ряду причин использование документов КГБ, хранящихся ныне в архиве ФСБ, затруднено, автор использовал рассекреченные комплексы документов подразделений партийных органов, курировавших и контролировавших деятельность РПЦ, в которых отложились и документы КГБ СССР, ныне хранящиеся в РГАНИ. Этот центральный архив, созданный на базе документальных материалов общего отдела ЦК КПСС, сохранил как документы текущего делопроизводства центрального органа партии, так и наиболее значимые первичные документы, использовавшиеся при подготовке аналитических, директивных и информационно-пропагандистских материалов. Выявленные автором документы дали возможность показать, как разрабатывались концепции внешнеполитической деятельности с использованием РПЦ, формировались ориентировки и указания для участия РПЦ в международных религиозных экуменических форумах, создавались проекты резолюций по конкретным вопросам, связанным с экуменическим взаимодействием РПЦ и Ватикана, в том числе в деле миротворчества, в соответствии с задачами, которые ставили перед собой партийные структуры и государственные ведомства в СССР на внешнеполитической арене с использованием авторитета РПЦ.
Важный вид источников, находящихся в архивохранилищах и впервые вводимых в научный оборот, это подборки публиковавшихся в зарубежной печати материалов (оригинальных и переводных) по различным экуменическим вопросам. Тематически подобранные, они позволили диссертанту воспроизвести хронологию событий в сфере православно-католического экуменического диалога, выявить скрытые механизмы разработки и осуществления государственно-церковной политики. Автор доказывает, что традиционно руководители государства М. С. Горбачёв, Б. Н. Ельцин, В. В. Путин уделяли особое внимание развитию православно-католических отношений во время своих посещений Ватикана.
Автор привлекал к написанию работы рукописные документы и материалы по проблеме экуменизма, хранящиеся в архивных отделах Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, которые позволили восполнить отсутствие архивных документов Московской патриархии, оказавшиеся недоступными для гражданского исследователя. Это дало возможность показать внутренние пружины и колорит православно-католических экуменических встреч, переговоров, форумов.
В диссертации подвергнуты анализу экуменические взгляды русских мыслителей и богословов В. Н. Ильина, Н. С. Арсеньева, Н. Н. Афанасьева, П. Е. Ковалевского, А. В. Карташева, Н. М. Зёрнова, протоиереев В. В. Зеньковского и Г. В. Флоровского, протопресвитера А. Шмемана, архимандрита Киприана (Керна), епископа Кассиана (Безобразова) митрополитов Анастасия (Грибановского), Николая (Ярушевича), святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др., а также зарубежных теологов Ива Конгара, кардинала Й. Ратцингера (папа Бенедикт XVI), кардинала В. Каспера и др., определивших суть православно-католического экуменического диалога. При этом установлено, что некоторые мыслители (например, деятель русского зарубежья, а затем РПЦ А. Л. Казем-Бек) восприняли оценки и действия католических экуменических деятелей как повод для интенсивного сближения с РКЦ, в то время как другие (митрополит Иоанн (Снычев)) видели в них завуалированный унионизм.
Проведено комплексное изучение этой темы с учётом геополитического, социального, цивилизационного, духовно-культурного факторов, социокультурных и религиозных традиций православных и католиков. Показано, как в советский период определялась и вырабатывалась стратегия и тактика РПЦ в отношениях с РКЦ, противодействуя стремлению Ватикана доминировать в вопросах церковного единства, а затем и в экуменической проблематике.
Выявлена специфика участия РПЦ в экуменическом диалоге с католиками, начиная с отвержения экуменических идей как в РКЦ и отчасти в РПЦ в начале XX в., до их сближения в период проведения Второго Ватиканского Собора. Дальнейшее активное экуменическое сотрудничество двух церквей продолжалось вплоть до взаимного охлаждения в конце прошлого века. РПЦ противодействовала католическому прозелитизму, сопровождаемому экуменической риторикой со стороны РКЦ.
Исследована динамика изменений государственно-церковных отношений советского периода российской истории, начиная с 1960-х гг., когда изменился вектор официальной церковной политики: от идеи уничтожения РПЦ к парадигме её ограниченного участия во внешней политике СССР. В этот период партийно-государственное руководство стало использовать диалог РПЦ с РКЦ для реализации своих внешнеполитических инициатив, в частности, для создания блока православных церквей во главе с РПЦ в целях противостояния Ватикану.
Раскрыт сложный процесс взаимодействия РПЦ с государством, когда РПЦ, реализуя приоритеты советской внешней политики через экуменический диалог с РКЦ, удалось выйти на международную арену из церковной изоляции и добиться ослабления пресса государственного давления.
Показаны тенденции, связанные с кризисом экуменического диалога РПЦ и РКЦ, и охарактеризовано обострение отношений РПЦ и РКЦ в условиях трансформации российского общества в 1990-2000-е гг., когда РПЦ становится партнёром государства в попытке консолидации социальных и религиозных структур для укрепления религиозной безопасности России.
Обоснована периодизация экуменического диалога РПЦ с РКЦ. Выделены следующие периоды:
Первый период (1960-е-1980-е гг.) отмечен резким поворотом РПЦ от неприятия экуменических идей к участию в деятельности международных экуменических организаций - Всемирном совета церквей (ВСЦ), Конференции европейских церквей (КЕЦ) и др. В это время Римская католическая церковь впервые официально заявляет о принятии ею экуменических идей, даёт своё толкование проблемам воссоединения христианских церквей. Это нашло отражение в решениях Второго Ватиканского Собора, признавшего, что РПЦ не претендует на монополию нахождения истины, допуская, что её поиском могут заниматься и другие конфессии. Однако по-прежнему первенство в воссоединении церквей признается лишь за Ватиканом. С этого времени провозглашается «диалог любви» РКЦ и Вселенской патриархии, который к концу указанного периода из-за необходимости осмысления неустранимых противоречий между исповеданиями перешёл в «диалог истины».
Второй период (1990-е - начало 2000-х гг.) ознаменован ростом реальных противоречий между двумя крупнейшими христианскими конфессиями - РПЦ и РКЦ. Это было, в первую очередь, обусловлено прямой поддержкой Ватиканом Греко-католической церкви на Украине. Униаты брали реванш за ликвидацию их церкви в 1946 г., за репрессии со стороны Советской власти по отношению к их священнослужителям. Происходят массовые захваты православных храмов униатами, что воплотилось в концепции новой «восточной политики» РКЦ, сформулированной папой Иоанном Павлом II. Усиливающийся католический прозелитизм на территории, находящейся в юрисдикции Московской патриархии, вызвал её протесты и привёл к замораживанию экуменических отношений между РПЦ и РКЦ.
Автор делает вывод о том, что для современного этапа взаимоотношений РПЦ и РКЦ характерно стремление политизировать эти отношения, оговаривать не каноническими, а светскими условностями. Налицо также попытка выдать прозелитическую деятельность за экуменическую. Приход к власти папы Бенедикта XVI отчасти ослабил напряжённость, но в период начала понтификата папы Франциска обострение противостояния на Украине привело к новой конфронтации церквей.
1.Филонов В. И. Участие Русской Православной Церкви во Втором Ватиканском Соборе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №2. С. 124-129. (0,5 п. л.).
2.Филонов В. И. Баламандская декларация как попытка диалога между Католической и Православной Церквями // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №3. С. 78-80. (0,35 п. л.).
3.Филонов В. И. История принятия Брестской унии // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №5. С. 48-52. (0,35 п. л.).
4.Филонов В. И. Экуменическое взаимодействие Русской Православной и Римско-католической церквей на рубеже 1950-1960-х гг. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №2. С. 77-79. (0,35 п. л.).
5.Филонов В. И. Идея всеединства В. С. Соловьева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №3. С. 57-58. (0,3 п. л.).
6.Филонов В. И. Экуменические инициативы И. Слипого // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №5. С. 67-68. (0,3 п. л.).
7.Филонов В. И. Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Римско-католической Церковью накануне Второго Ватиканского Собора // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. №2. С. 62-63. (0,3 п. л.).
8.Филонов В. И. Взаимодействие Русской Православной Церкви и Ватикана в вопросе церковного единства в 1970-е годы // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. №3. С. 54-55. (0,3 п. л.).
9.Филонов В. И. Антиэкуменическая позиция Ватикана к Русской Православной Церкви в 1941-1943 годы // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. №6. С. 75-77. (0,35 п. л.).
10.Филонов В. И. Русская Православная Церковь как проводник политики Советского государства с Ватиканом // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. №3. С. 67-69. (0,35 п. л.).
11.Филонов В. И. Взаимоотношения между Русской Православной и Римско-католической церквями в 1950-е годы: усиление напряженности // Полиграфист. 2013. №4. С. 84-90. (0,5 п. л.).
12.Филонов В. И. Начало православно-католического диалога и участие в нем Русской Православной Церкви // Власть. 2013. №9. С. 114-116. (0,35 п. л.).
13.Филонов В. И. Роль митрополита Никодима (Ротова) в сближении Русской Православной Церкви с Ватиканом // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №1. С. 74-77. (0,4 п. л.).
14.Филонов В. И. Проблемы взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом в период с 1929 по 1933 гг. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №2. С. 39-41. (0,35 п. л.).
15.Филонов В. И. Поиски единства христианской церкви в эпоху раннего Средневековья // Родина. 2014. №2. С. 100-101. (0,3 п. л.).
16.Филонов В. И. Взаимоотношения Греко-католической церкви с Ватиканом в период с 1939 по 1941 год // Научное мнение. 2014. №3. С. 98-101. (0,35 п. л.).
Монографии по теме диссертации:
17.Филонов В. И., Ливцов В. А., Лепилин А. В. Взаимоотношения православия и католичества в истории России в контексте идеи единства церкви. М., 2006. 367 с. (22,9/7,6 п. л.).
18.Филонов В. И. История взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической церквей в контексте проблемы экуменизма в конце 1950-х - начале 2000-х годов. СПб., 2014. 420 с. (22,25 п. л.).
Учебники:
19.Филонов В. И., Ливцов В. А., Лепилин А. В. История государства и права зарубежных стран. Орел, 2004. 379 с. (28,25/9,4 п. л.).
20.Филонов В. И., Ливцов В. А. История государства и права зарубежных стран. Издание 2-е, дополненное. Орел, 2005. 394 с. (28,75/14,3 п. л.).
Статьи в научных изданиях:
21.Филонов В. И. Современные православно-католические отношения в контексте проблем экуменизма // Мыслители Орловщины и наследие мировой культуры. Орёл, 2003. С. 126-133. (0,4 п. л.).
22. Филонов В. И. Религиозный кризис в Украине и Баламандская декларация // Славянский сборник. Вып.3. Материалы Славянских Чтений «Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность». Орёл, 2004. С. 38-41. (0,25 п. л.).
23. Филонов В. И. Религиозная политика А. Шептицкого – прозелитизм или экуменизм? // Национальная идея в контексте российской ментальности. Материалы международной научно-практической конференции. Орёл, 2004. С. 388-396. (0,4 п. л.).
24. Филонов В. И. Религиозная проблема униатства в Баламандской декларации, как выражение кризиса глобалистских тенденций в католицизме // Сборник научных статей преподавателей юридического факультета Орловского государственного университета. Орёл, 2004. С. 113-117. (0,4 п. л.).
25. Филонов В. И. Сокальские артикулы как международно-правовой акт и судьбы православия на Украине в XVI столетии // Учёные записки Орловского государственного университета. Т.IV. Орёл, 2004. С. 120-125. (0,45 п. л.).
26. Филонов В. И. Брестская уния как международно-правовой акт религиозной политики // Учёные записки Орловского государственного университета. Т.V. Орёл, 2005. С. 152-161. (0,6 п. л.).
27. Филонов В. И. История участия Русской Православной Церкви во Втором Ватиканском Соборе // «Дни науки - 2006» Материалы II международной научно-практической конференции. Днепропетровск: Наука и образование, 2006. С. 18-25. (0,5 п. л.).
28.Филонов В. И. Участие Русской Православной церкви во Втором Ватиканском Соборе в контексте международного права // Учёные записки Орловского государственного университета. Т. VI. Орёл, 2007. С. 16 – 27. (0,8 п. л.).
29. Филонов В. И. Баламандская декларация как международный правовой акт и судьбы православия на Украине в 90-е годы XX века» // Альманах Наука и право. Орел, 2007. С. 116 – 122. (0,5 п. л.).
30. Филонов В. И. Диалог между Русской Православной Церковью и Римско-католической Церковью в рамках принятия международно-правового акта «Баламандская декларация» // Учёные записки Орловского государственного университета. 2007. №1. С. 130 – 131. (0,25 п. л.).
31. Филонов В. И. Роль Сокальских артикулов в формировании гражданско-правовых отношений на Украине в XVI столетии // Социальная ценность права: Межвузовский сборник научных работ. Орел, 2007. С. 248 – 254. (0,5 п. л.).
32.Филонов В. И. Значение принятия Баламандской декларации и ее влияние на развитие взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Римско-католической Церковью // Граду и научному сообществу. Архив гуманитарного знания. М., 2010. С.40-42. (0,25 п. л.).
33.Филонов В. И. Экуменические инициативы А. Шептицкого // Общество и человек. М., 2010. С. 91-98 (0,4 п. л.).
34.Филонов В. И. Документальные свидетельства о Ватиканском Соборе // VI международные музейные чтения, Орел 2014. С. 171-174 (0,5 п. л.).