- инфраструктурное обеспечение социальных институтов муниципальных образований, определяющее качество жизнеобеспечения местного сообщества и формирующее систему социальной инфраструктуры;
- инфраструктурное обеспечение разных видов производственной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования и определяющей качество воспроизводства местной экономики и функционирование системы производственной инфраструктуры, как в интересах данных территорий, так и для иного назначения.
2. Предложена концепция построения системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований на основе включения в ее состав производственной (промышленной) инфраструктуры, которая заключается в объединении в муниципальную структуру обеспечения ресурсами двух основных элементов:
- социальной инфраструктуры муниципального образования;
- производственной инфраструктуры, находящейся на территории муниципального образования.
Развитие концепции построения системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований основано на представлении о значимости включенных в муниципальную структуру обеспечения ресурсами элементов социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивающих нормальное функционирование промышленных предприятий и других хозяйственных образований местной экономики.
В предложенной концепции предлагается разделение инфраструктуры по достижению поставленных целей:
- для социальной инфраструктуры, включающей: услуги для населения, жилой сектор и социально-ориентированные некоммерческие организации, деятельность которых не связана с извлечением прибыли и финансируется из государственных или муниципальных бюджетных источников;
- для производственной инфраструктуры: предусматривает обеспечение услугами муниципальной инфраструктуры промышленных предприятий любых видов и типов, получающих прибыль в результате своей хозяйственной деятельности.
3. Предложен методологический подход к развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования в целях повышения эффективности функционирования промышленных предприятий, включающий принцип ресурсной обеспеченности местной экономики социальной и производственной инфраструктурой.
Предложенный методологический подход на основе принципа ресурсной обеспеченности местной экономики социальной и производственной инфраструктурой является приоритетным в практике развития системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований.
Предлагаемая разновидность ресурсного подхода к развитию системы инфраструктурного обеспечения позволяет оценить обеспеченность муниципального образования существующей инфраструктурой на основе определения индикаторов и показателей ресурсного потенциала.
Выбор ресурсного подхода к развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, как альтернативы программно-целевого подхода определяется двумя факторами, позволяющими прогнозировать ее развитие, которые характеризуют особенности системы инфраструктурного обеспечения:
- во-первых, ограниченностью многих местных ресурсов;
- во-вторых, постоянно возрастающей стоимостью большинства ресурсов.
4. Определена совокупность показателей и индикаторов реализации ресурсного подхода к обеспечению промышленных предприятий на территории муниципальных образований социальной и производственной инфраструктурой, которая включает:
- показатель и индикатор обеспеченности социальной инфраструктурой;
- показатель и индикатор обеспеченности производственной инфраструктурой.
Предлагаемая совокупность показателей и индикаторов реализации ресурсного подхода к обеспечению промышленных предприятий на территории муниципальных образований социальной и производственной инфраструктурой отличается от известных показателей обеспеченности муниципалитетов социальной инфраструктурой при реализации программно - целевого подхода, двумя принципиальными положениями:
- во-первых, введением показателя обеспеченности промышленных предприятий производственной инфраструктурой, который характеризует ресурс обеспечения инфраструктурой производственной деятельности, осуществляемой в муниципальном образовании и его доле в комплексном показателе инфраструктурной обеспеченности, включающем также показатель обеспечения социальной инфраструктурой;
- во-вторых, введением индикатора и показателей, характеризующих качество обеспечения промышленных предприятий инфраструктурой: индикатора, являющимся статическим показателем, определяющим текущую обеспеченность инфраструктурой и динамического показателя, позволяющего оценить ресурсные возможности муниципального образования обеспечить будущие потребности в инфраструктурном обеспечении.
Оценка обеспеченности муниципального образования ресурсами и инфраструктурой на основе определения индикаторов и показателей в рамках ресурсного подхода позволяет увязывать потребности развития промышленных предприятий на территории муниципалитетов с ресурсной обеспеченностью местной экономики.
5. Обоснован критерий оценки эффективности функционирования промышленных предприятий в сфере развития системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований.
Критерий оценки эффективности функционирования промышленных предприятий включает в качестве составляющих элементов индикаторы обеспеченности социальной и производственной инфраструктурой, которые в совокупности образуют комплексный индикатор обеспеченности всей системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований.
Предложенный критерий сравнивается с пороговым (допустимым)значением этого индикатора, устанавливаемым администрацией муниципального образования на основе определения ресурсных возможностей конкретной территории для принятия решения об эффективности функционирования промышленных малых и средних предприятий при имеющейся инфраструктуре.
6. Построена модель эффективного функционирования промышленных малых и средних предприятий, способствующих развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований.
Модель эффективного функционирования описывает количество и качество используемых ресурсов в деятельности промышленных малых и средних предприятий: материальных, трудовых и других ресурсов. Входными характеристиками для этой модели являются ресурсы малых и средних предприятий, характеризуемые показателями производственной деятельности, а выходными характеристиками являются показатели и индикаторы созданной инфраструктуры, которые получены на основе применения критерия оценки.
Применение построенной модели эффективного функционирования промышленных предприятий, способствующих развитию инфраструктурного обеспечения муниципальных образований, дает возможность объективно оценить текущее состояние системы инфраструктурного обеспечения и увязать ее с ресурсами, которые необходимы для обеспечения текущей деятельности предприятий, и в случае их недостаточности определить источники привлечения дополнительных ресурсов.
7. Разработан метод обеспечения функционирования малых и средних предприятий местной промышленности на основе развития системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований, базирующийся на теории гомеостаза.
Обосновано, что для эффективного функционирования малых и средних промышленных предприятий муниципальных образований необходимо внедрение такой стратегии развития, которая в наибольшей степени отвечала бы условиям хозяйствования. Для стабильного функционирующих структур малого и среднего предпринимательства с практически неизменными показателями спроса на продукцию, работы, услуги, предложена стратегия функционирования на основе теории гомеостаза, обеспечивающая стабильные и устойчивые показатели при благоприятных условиях развития. Применение теории гомео-стаза может использоваться в тех сферах бизнеса, где не существует большого количества конкурентов, и продукция не имеет аналогов.
Применение предложенного метода позволило выделить особый тип местных производственных структур, осуществляющих свою деятельность по заданию органов муниципального управления и специализирующихся на создании, развитии и поддержании работоспособности отдельных элементов муниципальной инфраструктуры.
8. Разработан метод повышения эффективности деятельности малых и средних промышленных предприятий для развития системы инфраструктурного обеспечения, основанный на территориальной кластеризации структур малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании.
Обосновано, что территориальная кластеризация бизнес-структур, осуществляющих производственную деятельность, наиболее эффективна для успешного развития инфраструктуры монофункциональных и многофункциональных муниципальных образований, и позволяет оценить:
- степень участия производственного сектора в развитии инфраструктуры муниципального образования, включая специализированные промышленные структуры, осуществляющие свою деятельность исключительно в данной сфере;
- эффективность развития бизнес-структур, находящихся на данной территории на фоне развития инфраструктуры муниципальных образований.
9. Обоснованы основные принципы взаимодействия органов муниципального управления и специализированных производственных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере развития инфраструктурного обеспечения муниципальных образований:
- принцип целесообразности (осуществление взаимодействия в соответствии с целями);
- принцип паритетности (осуществление взаимодействия на основе партнерского равенства, и соблюдения законных прав каждого участника взаимоотношений в сфере инфраструктурного обеспечения в муниципальном образовании);
- принцип приоритетности (осуществление взаимодействия по приоритетным направлениям деятельности);
- принцип проектирования (осуществление взаимодействия на основе проектной деятельности в сфере инфраструктурного обеспечения).
10. Разработаны методические рекомендации по привлечению малых и средних промышленных предприятий для формирования системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований Московской области.
Привлечение малых и средних производственных предприятий, расположенных на территории муниципальных образований и не являющихся муниципальной собственностью, к развитию муниципальной инфраструктуры, основывается на следующих возможностях органов самоуправления:
- предоставление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов деятельности с учетом их значимости для муниципальных образований;
- согласование размещения нового объекта, исходя из приоритетов муниципальных образований, включая выделение земельного участка под его строительство;
- заключение договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии муниципальных образований;
- заключение хозяйственных договоров на производство товаров и услуг, необходимых для развития инфраструктуры муниципальных образований, в том числе и в форме заключения муниципального заказа, который обеспечивается средствами муниципального бюджета;
- объединение на добровольной основе ресурсов предприятий для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований.
1. Лаптев В.Н. Управление производственным и социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: УРАО, 2001. – 10,1 п.л.
2. Лаптев В.Н. Муниципальное промышленное предпринимательство и его влияние на развитие системы инфраструктурного обеспечения: теоретико-методологические аспекты. М.: МАТГР, 2011. – 10,2 п.л.
3. Лаптев В.Н. Развитие промышленных предприятий отраслей народного хозяйства на основе формирования системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований: теория и методология. М.: МАТГР, 2013. – 12,6п.л.
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК:
1. Лаптев В.Н. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на основе формирования производственной сферы: концептуальные и методические основы разработки // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. – № 1. – 0,8 п.л.
2.Лаптев В.Н. Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования с учетом повышения эффективности функционирования местных промышленных предприятий // Вестник АКСОР. 2012. – №1. – 0,8 п.л.
3.Лаптев В.Н. Концептуальные и методические основы разработки стратегии промышленного и социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – №1. – 0,8 п.л.
4.Лаптев В.Н. Муниципальные образования и роль малого и среднего промышленного предпринимательства в их инфраструктурном обеспечении // Вестник АКСОР. 2012. – №2. – 0,8 п.л.
5. Лаптев В.Н., Ярощук А.Б. Стратегии промышленного и социально-экономического развития муниципального образования: концептуально-методические основы // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. – № 2. – 0,8 п.л. (0,6 п.л. авт.)
6.Лаптев В.Н., Ярощук А.Б. Организация инфраструктурного производственного обеспечения муниципальных образований: европейский опыт // Вестник АКСОР. 2012. – № 2. – 0,8 п.л. (0,6 п.л. авт.)
7.Лаптев В.Н. Сущность и структура системы инфраструктурного производственного обеспечения муниципального образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 5 – 0,8 п.л.
8.Лаптев В.Н. Промышленное инфраструктурное обеспечение муниципального образования: сущность и структура // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 8. – 0,8 п.л.
9.Лаптев В.Н., Ярощук А.Б. Определение основных подходов к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения местных промышленных предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 8. – 0,8 п.л. (0.6 п.л. авт.)
10. Лаптев В.Н. Создание механизмов реализации основных подходов к развитию системы промышленного инфраструктурного обеспечения муниципального образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 9. – 0,8 п.л.
11.Лаптев В.Н., Ярощук А.Б. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 9. – 0,8 п.л. (0.6 п.л. авт.)
12.Лаптев В.Н. Типологизация системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципального образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 10. – 0,8 п.л.
13.Лаптев В.Н., Ярощук А.Б. Кластерный подход к организации и поддержке функционирования системы промышленного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. – № 10. – 0,8 п.л. (0.6 п.л. авт.).
14.Лаптев В.Н. Метод повышения эффективности развития специализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность для формирования инфраструктуры муниципального образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. – № 5. – 0,6 п.л.
15.Лаптев В.Н. Методические основы формирования ресурсов развития промышленных предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. – № 3. – 0,6 п.л.
Статьи в журналах, сборниках, опубликованные доклады конференций:
1. Лаптев В.Н. Административная реформа в органах местного самоуправления и ее влияние на эффективное решение социальных и производственных вопросов // Журнал «Босс». 2006. – №11. – 0, 5 п.л.
2. Лаптев В.Н. Роль и место предпринимательской деятельности при решении задач по организации системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сб. «Инвестиции в человеческий капитал в современной России». Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции. М.: УРАО. – 2006. – 0,7 п.л.
3. Лаптев В.Н. Формирование критериев взаимодействия объектов и субъектов предпринимательской деятельности для поддержки и развития функционирования производственной системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сб. «Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: состояние и перспективы развития». Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции. М.: УРАО. – 2007. – 0,8п.л.
4. Лаптев В.Н. Построение статистической математической модели взаимодействия объектов и субъектов предпринимательской деятельности на основе индикаторов для поддержки функционирования системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (2006 - 2007 гг.). М.: МНЮИ. – 2007. – 0,8 п.л.
5. Лаптев В.Н. Направления совершенствования социально-экономической политики для развития системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сб. «Российская экономика в условиях мирового экономического кризиса: закономерности и особенности развития». Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции. М.: УРАО. – 2008. – 1,0 п.л.
6. Лаптев В.Н. Построение динамической математической модели взаимодействия объектов и субъектов предпринимательской деятельности на основе потенциалов для развития функционирования системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сборник научных трудов. Выпуск 2 (2007-2008гг.). М.: МНЮИ. – 2008. – 0,8 п.л.
7.Лаптев В.Н. Определение принципов взаимодействия привлеченных и местных промышленных предпринимательских структур в сфере инфраструктурного обеспечения муниципальных образований Московской области // Сб. «Международная экономическая глобализация и ее влияние на экономическое развитие России». Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции. М.: УРАО. – 2009. – 0,9 п.л.
8.Лаптев В.Н. Разработка метода повышения эффективности деятельности предпринимательских структур для поддержания функционирования системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сборник научных трудов. Выпуск 3 (2008 - 2009 гг.). М.: МНЮИ. – 2009. – 0,8 п.л.
9. Лаптев В.Н. Создание механизма привлечения предпринимательских промышленных структур для развития системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований Московской области// Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России. Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции. М.: УРАО. –2010. – 0,8 п.л.
10. Лаптев В.Н. Создание механизма формирования ресурсов деятельности промышленных предпринимательских структур для развития инфраструктурного обеспечения муниципальных образований // Сборник научных трудов. Выпуск 4 (2009 – 2010 гг.). М.: МНЮИ. – 2010. – 0,9 п.л.
11. Лаптев В.Н. Психологические аспекты предпринимательской деятельности в промышленной сфере в современных условиях на муниципальном уровне. // «Инновационные стратегии в образовании: ресурсность, субъективность, технологичность». Материалы Международной научно-теоретической конференции. М.: УРАО. – 2011. – 0,9 п.л.
12. Лаптев В.Н. Типологизация системы производственного инфраструктурного обеспечения муниципальных образований на основе задач по ее организации // Сборник научных трудов. Выпуск 5 (2010 – 2011 гг.). М.:МНЮИ. – 2010. – 0,9 п.л.
13.Лаптев В.Н. Социально-экономическое и промышленное развитие Ногинского района в современных условиях // Ежедневные новости. Подмосковье. – №1 (2447) от 12.01.2011. – 0,2 п.л.
14.Лаптев В.Н. Развитие производственных комплексов на территории Ногинского района // Богородские вести. – №80 (19482). – 2011. – 2,1 п.л.
15.Лаптев В.Н. Реализация приоритетных национальных проектов на территории Ногинского района // Президентский призыв. – № 2. – 2011. – 0,3 п.л.
16.Лаптев В.Н. Особенности инновационного развития промышленной региональной экономики в современных условиях. // Сб. «Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации». Материалы Международной научно-практической конференции. М.: УРАО, 2012. – 0,9 п.л.
17. Лаптев В.Н. Роль и место современной муниципальной инновационной экономики в модернизации региональной экономики. // Сб. «Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты» Материалы Международной научной конференции. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2013. – 0,7 п.л.