Научная тема: «ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Уточнено определение категории «кадровый потенциал ИТ- отрасли», как совокупности кадровых потенциалов работников ИТ-организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров по ИТ-направлениям. В отличие от существующих определений кадровый потенциал ИТ-отрасли рассматривается как интеграция выше названных потенциалов, обеспечивающая синергетический эффект в целях инновационного развития отрасли. Обоснована структура кадрового потенциала ИТ-отрасли, системно включающая в себя следующие взаимосвязанные элементы: потенциал ИТ-специалистов организаций ИТ-отрасли, в том числе управленческого профиля, а также потенциал научно-педагогических кадров системы профессионального образования и потенциал обучающихся, являющихся кадровым резервом ИТ-отрасли.
  2. Определены современные проблемы воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли с целью обеспечения экономики страны квалифицированными специалистами с позиций рынка труда и системы их профессиональной подготовки. Выделены проблемы управления процессом формирования кадрового потенциала отрасли, требующих решения и на уровне образовательных учреждений, и на уровне работодателей. В развитии кадрового потенциала в равной мере участвуют и работники производственной сферы, и ППС систем подготовки специалистов. Кадры учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли, являются активной частью воспроизводственного процесса. Развитие отрасли целиком и полностью зависит от качества подготовки ее специалистов, от их готовности без дополнительной подготовки после обучения в вузе решать производственные задачи. Для этого образовательная система должна обладать высоким уровнем интеллектуального потенциала. Соответственно кадровые проблемы вуза найдут свое продолжение в профессиональной компетентности выпускников, а затем на состоянии отрасли. Оторванность образовательных программ от требований к профессиональным навыкам и знаниям работодателей также существенным образом отражается на качестве выпускаемых специалистов. В связи с этим при решении задач формирования отраслевого кадрового потенциала необходимо уделять большое внимание также проблемам подготовки кадров и сохранения потенциала образовательной системы.
  3. Разработан методический инструментарий, обеспечивающий взаимосвязь элементов кадрового потенциала ИТ-отрасли в формате секторальной рамки квалификации кадров. Определена структура секторальной рамки квалификации кадров по направлению подготовки «Информационной менеджмент» на основе профессиональных стандартов. Выделены актуальные направления подготовки ИТ-специалистов с целью повышения эффективности взаимодействия систем профессионального образования и рынка труда. Для совершенствования программ развития и профессионального образования описаны уровни квалификации кадров в терминах результатов обучения. В качестве пути достижения более высокого уровня квалификации специалистов выделены профессиональный опыт, дополнительное профессиональное образование, неформальная подготовка.
  4. Научно обоснован, математически описан и представлен в балансовой модели процесс воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли с учетом квалификационного роста специалистов, в том числе управленческого профиля, ИТ-организаций и научно-педагогических кадров образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку специалистов для отрасли. Графически интерпретирована модель, в рамках которой наглядно прослеживаются взаимозависимости между образовательными учреждениями, ИТ-организациями и организациями других отраслей народного хозяйства, использующих ИТ-специалистов как по профилю, так и не по профилю. В последнем случае возникает отрицательный эффект, выраженный на уровне ИТ-отрасли и работника потерями квалификации и навыков ИТ-специалистов, на уровне государства - потерями средств на их подготовку.
  5. Определена система ключевых показателей регулирования процесса воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли, основными из которых являются следующие группы: показатели трудоустройства выпускников, показатели обеспечения квалификационного роста кадров ИТ-организации и образовательных учреждений, в том числе за счет дополнительной профессиональной подготовки, показатели дефицитности кадрового резерва ИТ-отрасли и систем профессионального образования. Сформированная система ключевых показателей позволяет обеспечить оперативное и гибкое целенаправленное воздействие на воспроизводство кадрового потенциала ИТ-отрасли.
  6. Разработан концептуальный подход к формированию системы прогнозирования спроса на ИТ-специалистов определенной квалификации с учетом изменения кадровой ситуации организации и образовательных учреждений, реализованный в агентной модели. Подход заключается в проведении с помощью инструментов моделирования диагностики кадровой ситуации в ИТ-организации и в вузе, сложившейся в результате изменения условий взаимодействия различных элементов системы кадрового воспроизводства, изменений возрастной и профессионально-квалификационной структур вуза и организаций ИТ-отрасли, демографических, экономических и социальных факторов, позволяющей изучить проблемные области воспроизводственного процесса и выработать необходимые меры для их исправления. Прогноз возможностей подготовки кадров в зависимости от изменения ключевых показателей строится на основе многофакторной экономико-математической модели, описывающей взаимосвязи трех объектов: вуз, осуществляющий подготовку кадров по ИТ-направлениям; ИТ-организация; рынок труда, забирающий избыток подготавливаемых вузом ИТ-специалистов и восполняющий дефицит кадров вуза и ИТ-организации. В совокупности прогнозная модель спроса на квалификацию и оптимизационная модель планирования параметров подготовки и повышения квалификации кадрового состава ИТ-отрасли и вуза являются научной базой мониторингового исследования и оценки организации высшего профессионального образования. Разработаны методика и компьютерная поддержка мониторинга и принятия управленческих решений в задачах регулирования процесса воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли и вуза.
  7. Сформированы сценарии воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли и системы профессиональной подготовки, позволяющие проводить экспериментальные исследования на модели и оценивать возможности изменения системы воспроизводства кадров ИТ-отрасли и вузов в динамике, а также в результате применения различных корректирующих управленческих мероприятий. Сценарии учитывают изменения демографической ситуации в России, возможность увеличения количества бюджетных мест для ликвидации дефицита кадров, целевой подготовки специалистов в рамках партнерства образовательных учреждений с работодателями, развития ИТ-отрасли (увеличения потребности в специалистах), изменения заработной платы специалистов. Проведение экспериментов на модели позволяет проследить отклики системы воспроизводства кадрового потенциала на количественные изменения ее параметров; определить, каким потенциальным количеством кадров определенной квалификации будет располагать организация при решении задач, поставленных на перспективу, в каждый заданный момент времени, оценить необходимость и возможность подготовки специалистов для своевременного поддержания и развития ее кадрового потенциала; выявить узкие места в воспроизводственном процессе.
  8. Разработана экономико-математическая модель определения оптимальных параметров подготовки и повышения квалификации ИТ-специалистов, управленческих кадров для организаций ИТ-отрасли и преподавателей вузов с учетом изменений их профессионально-квалификационной и возрастной структур. Разработанная экономико-математическая модель позволяет обеспечить сбалансированность и увязку всех сторон процесса планирования кадрового потенциала, возможностей системы образования и потребности в подготовке кадров с учетом свободных вакансий на рынке труда, выбрать оптимальное решение по определению количественного и качественного кадрового состава организаций ИТ-отрасли и образовательных учреждений, цифры целевой подготовки. Решение направлено на определение внутренних источников воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли и планирование объемов подготовки ИТ-специалистов.
  9. Определены группы профессиональных ИТ-компетенций выпускников вузов в соответствии с актуальными требованиями работодателей, включающая такие, как: базовая информационная компетенция (навыки работы с информацией, управленческая компетенция (навыки работы и внедрения систем управления и анализа деятельности предприятий), бизнес-компетенция (навыки работы с профессиональными отраслевыми информационными системами, техническая компетенция (навыки программирования, разработки, внедрения и администрирования информационных систем, защиты информации.
  10. Сформулированы методические и научно-практические рекомендации по организации вузами профессионально-ориентированной ИТ-подготовки обучающихся. Проблема соответствия образовательных программ ИТ-направлений запросам работодателей может быть решена за счет смещения на универсальность подготовки, с обязательным акцентом на полноту знаний менеджмента, экономики, английского языка, отраслевых специфик, гибкой системы подготовки по востребованным ИТ-направлениям, в рамках сотрудничества вузов с сертификационными центрами на базе дисциплин по выбору, расширенной актуализированной ИТ-подготовки по всем направлениям вузов, дополнением компетенций в профессиональные стандарты. Укрупненная классификация направлений подготовки позволит установить согласованность между образовательными стандартами в области ИТ, профессиональными ИТ-стандартами, классификаторами рекрутинговых агентств и штатными расписаниями организаций; определить взаимосвязи различных имеющихся квалификаций; исключить дублирование квалификаций, избыточность образовательных программ.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Проект секторальной рамки квалификации по направлению Информационный менеджмент [Текст]: монография / В.Я. Афанасьев и др.; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2013. – с. (Авторы: В.Я. Афанасьев, В.В. Годин, Е.А. Митрофанова, Е.В. Васильева, В.Ю. Линник, А.Е. Митрофанова) – 160 с. (авторские 8 п.л.).

2.Васильева Е.В. Формирование принципов и определение ключевых показателей процесса управления воспроизводством научной элиты вуза: Монография / ГУУ. – М., 2012 – 142 с.

3.Васильева Е.В. Сохранение баланса в информационном пространстве вуза на основе модели движения интеллектуальных ресурсов (Монография) – М.: ГУУ, 2009 – 136 с.

Авторские свидетельства:

4.Свидетельство Роспатента об официальной регистрации программы для ЭВМ 2012-614-517 от 21.05.2012 «Информационная поддержка процесса управления воспроизводством кадров для системы высшего образования».

5.Свидетельство Роспатента об официальной регистрации программы для ЭВМ 2012-611-981 от 21.05.2012 «Стратегия повышения инновационного потенциала научно-педагогических кадров высшей школы».

Статьи, опубликованные в журналах, включенных в перечень ВАК:

6.Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Воспроизводство кадрового потенциала отрасли в условиях непрерывной профессиональной подготовки // Кадровик, 2014. № 4. – C. 111-117.

7.Годин В.В., Митрофанова Е.А., Васильева Е.В. Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий на основе требований профессиональных стандартов // Вестник Университета (ГУУ) (№3) - М.: ГУУ, 2014. - 0,5 п.л. – с. 223-229.

8.Васильева Е.В. Динамическая модель прогнозирования спроса на квалификацию // Вестник Университета (ГУУ) (№4) - М.: ГУУ, 2014.– с. 218-222.

9.Васильева Е.В., Терехова А.Е. Влияние роста внедрений корпоративных информационных систем в России на ориентиры подготовки кадров в вузах. // Вестник Университета (ГУУ) (№5) - М.: ГУУ, 2014. – c. 194-199 - 0,5 п.л.

10.Васильева Е.В. Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий // Вестник финансового университета. - 3. - № 3 (81). – М.: ВФУ, 2014. - c. 36 – 40.

11. Васильева Е.В. Ключевые индикаторы системного управления процессом восполнения научной элиты вуза // Кадровик, 2013. № 12.

12.Васильева Е.В. Система образования для формирования элиты общества // Кадровик, 2013. № 8. - С.130-136.

13.Васильева Е.В., Терехова А.Е. Какие специалисты в области ИТ востребованы на рынке труда // Вестник Университета (ГУУ) (№16) - М.: ГУУ, 2013. - с. 13-21.

14.Васильева А.Е., Терехова А.Е. ИТ-компетенции выпускника направления «Менеджмент» в соответствии с актуальными запросами рынка труда // Вестник Университета (ГУУ) (№14) - №14 - М.: ГУУ, 2013. - с. 248-252.

15.Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент» //Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №5 (18) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - 1,23 п.л.

16.Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации) //Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №5 (18) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - 1,6 п.л.

17.Васильева Е.В., Блинникова А.В. Сохранение интеллектуального потенциала кадров на основе IT/ Вестник Университета (ГУУ) (№ 19) – М.: ГУУ, 2012 - c. 120-124.

18.Афанасьев В.Я., Васильева Е.В., Линник В.Ю. Формирование методологии мониторингового исследования обеспеченности образовательного процесса кадровыми ресурсами, инфраструктурой и учебно-методическими материалами на уровне отдельного образовательного учреждения. - Вестник ГУУ (№7) – М.: ГУУ, 2012. – с. 5-10.

19.Васильева Е.В., Линник В.Ю. Концепция модернизации инфраструктуры воспроизводства научно-педагогических кадров ВУЗа. - Вестник ГУУ (№8) – М.: ГУУ, 2012.

20.Васильева Е.В. Математическая модель движения интеллектуальных ресурсов ВУЗа. - Вестник ГУУ (№9) – М.: ГУУ, 2012.

21.Афанасьев В.Я., Васильева Е.В. Совершенствование инфраструктуры воспроизводства кадрового потенциала вуза как стратегическое направление устойчивого развития его социальной и образовательной сферы. - Вестник ГУУ (№20) – М.: ГУУ, 2011.

22.Васильева Е.В. Методика определения параметров воспроизводства при управлении профессионально-квалификационной и возрастной структурами кадрового потенциала ВУЗа. - Вестник ГУУ (№20) – М.: ГУУ, 2011.

23.Афанасьев В.Я., Балашов В.В., Васильева Е.В., Линник В.Ю. Система компьютерного моделирования различных вариантов управления изменениями кадрового состава вуза. - Вестник ГУУ (№20) – М.: ГУУ, 2011.

24.Васильева Е.В., Линник В.Ю. Управляемая ротация научно-педагогических кадров, проблемы, риски. - Вестник ГУУ (№20) – М.: ГУУ, 2011.

25.Балашов В.В., Васильева Е.В., Курносенко Н.В., Рулев В.М. Методологический подход к изучению проблем управления вузом в условиях кругооборота ресурсов, образовательных услуг и доходов. - Вестник ГУУ (№ 9) – М.: ГУУ, 2007. – с. 262-268.

26.Васильева Е.В. Проблемы движения интеллектуальных ресурсов высшей школы – Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 2002 годе: Сб. реф. избр. работ. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. – с. 145.

Статьи, опубликованные в сборниках научных конференций, научных журналах и другие публикации:

27.Васильева Е.В., Терехова А.Е. Многоуровневый подход к формированию ИТ-навыков выпускника университета / Информационные технологии в бизнесе. Сборник в сборнике научных статей 8-й международной научной конференции. 19-20 июня 2013 г. Санкт-Петербург. Conference of St.-Peterburg State University of Economics. Information Technology in Business / Под ред. проф. В.В. Трофимова, В.Ф. Минакова. – СПб.: Изд-во Инфо-да, 2013. – 192 с. – с. 182-189.

28.Васильева Е.В., Терехова А.Е. Формирование IT-компетенций выпускника университета в соответствии с запросами работодателей // Информационные технологии в бизнесе. Материалы 8-й Международной научной конференции. 19-20 июня 2013 г. Санкт-Петербург. / Под ред. Проф. В.В. Трофимова, В.Ф. Минакова. – СПб.: Изд-во Инфо-да, 2013. – с. 114-117.

29.Балашов В.В., Васильева Е.В., Курносенко Н.В. Возможные варианты решения проблемы воспроизводства кадрового потенциала сферы науки высшей школы (статья). / Материалы 22-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления – 2007»/ГУУ. – М., 2007.

30.Балашов В.В., Васильева Е.В. Исследование современной системы управления воспроизводством кадрового потенциала вуза. // Актуальные проблемы управления - 2004: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 3 / ГУУ. - М., 2004. - С. 9-19.

31.Балашов В.В., Васильева Е.В. Методологические решения по разработке перспективных планов формирования кадрового потенциала вуза // Актуальные проблемы управления - 2004: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 2 / ГУУ. - М., 2004. -С. 3-7.

32.Васильева Е.В., Малюгина И.В. Исследование возможностей расширения использования потенциала научно-педагогических и научных кадров вуза в научно-исследовательской деятельности // Реформы в России и проблемы управления – 2003: Материалы 18-ой Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. Вып. 1. / ГУУ. – М., 2003. - С. 302-305.

33.Васильева Е.В. Сохранение баланса в информационном пространстве вуза на основе модели движения интеллектуальных ресурсов: // Актуальные проблемы управления – 2002: Материалы 8-ой международной научно-практической конференции. Вып. 4 / ГУУ. – М., 2003.