- Информационная революция, тенденции мирового развития, связанные с процессами информатизации общества, обусловливают существенные изменения в системе образования, в том числе военного образования, и актуализируют единство культурного и информационного детерминизма в управлении процессами модернизационных изменений в обществе. Эти тенденции предъявляют новые требования к выпускникам высшей военной школы: наличие мобильности, способности быстро адаптироваться к новым условиям; наличие коммуникабельности и толерантности при межкультурном взаимодействии; высокого уровня готовности к социальному и политическому выбору; постоянная потребность в повышении информационной культуры. Исходя из этого, институциональная логика модернизации современного российского военного образования видится в следующем: формулирование проблемы, разработка и обоснование концепции модернизации - определение основных практических направлений модернизации - организация информационной политики, позволяющей оказывать существенное влияние на сознание масс, участвующих в модернизационных процессах, - формирование мотивов поведения. Поскольку известными атрибутами постиндустриального общества являются информация и знания, существенное значение приобретает мотивационный фактор как результат военного образования и воспитания «информационной личности».
- Переход высшего военного образования на совершенно новую основу, связанную с информационной революцией и соответствующую современным требованиям, требует нового концептуального обоснования. Современная образовательная политика России строится с учетом тенденции вхождения общества в новую мировую культурно-информационную среду на основе единства закона ментальной идентичности и общецивилизационных законов. Поэтому необходимо разрабатывать новые теоретико-методологические подходы к развитию военного образования, отвечающие вызовам информационных революций, такие, чтобы при соответствии современным требованиям не утрачивался и накопленный российской наукой потенциал, поскольку, наряду с экономико-политическим ресурсом, один из важнейших и фундаментальных ресурсов заключен в бессознательном использовании требований объективного закона ментальной идентичности, заключающегося в достижении единства исторической, политической, экономической, социальной, религиозной, идеологической и коммуникативной идентичности. Это является главным глубинно-психологическим и историко-эволюционным ресурсом модернизации системы образования.
- В информационном обществе формируется новая парадигма культуры - массовая культура, культивируемая (по А.С. Панарину) масс-медиа; кроме того, актуализируется информационная культура (П.Н. Киричек). Они требуют разработки адекватной парадигмы - культурно-информационной. Концептуализация культурно-информационной парадигмы модернизации военного образования базируется на историко-социологическом анализе традиций, современного состояния и перспектив научного осмысления проблем подготовки военных кадров в условиях построения гражданского общества в России, мировых глобализационных и информатизационных процессов, определения их влияния на развитие российского военного образования. Именно подготовленность к практическому самопожертвованию русского офицера различных поколений, которое неоднократно вершилось в истории русского народа, и есть условие и причина социального авторитета и значимости военного образования в России.
- Историко-социологический подход есть следование природе взаимодействий в системе «власть - образование - общество». В нашем случае - «власть - военное образование - общество». В процессе этих взаимодействий четко прослеживаются попытки сохранить наследственность военных знаний, обеспечивающую живую связь поколений и не менее живую связь традиций русского офицерства. На современном этапе развития информационного общества явно просматривается необходимость формирования у военных специалистов, наряду с технической подготовленностью, нравственно-интеллектуальной, коммуникативной составляющей, в целом информационно-коммуникативной культуры. Вследствие этого методология исследования требует разработки адекватной парадигмы - культурно-информационной. Таким образом, речь идет о создании новой информационно-коммуникативной среды.
- Появление нового объекта исследования - информационного общества, развитие новых общественных отношений - коммуникативно-информационных детерминировали соответствующую логику исследований. Информационная цивилизация породила новый тип войны - информационной, что обусловливает потребность в исследовании модернизации военного образования в контексте обеспечения информационной безопасности. В этих условиях институциональная логика модернизации военного образования как главного фактора обеспечения национальной безопасности России видится в системном анализе, обращении к отечественным традициям и российской ментальности, а технологии подготовки кадров - в учете как наработок современной отечественной науки, так и зарубежного опыта. Сегодня необходима особая система подготовки управленцев военных образовательных систем, обеспечивающая их вооружение современными информационными технологиями. Таким образом, в рамках социологии должно активно формироваться новое направление науки - информациология управления, поскольку всякое управление, по сути, есть информационное управление.
- Понимание военного образования как открытой социальной системы закладывает механизмы внутреннего и внешнего социального контроля над соблюдением принципа социальной целесообразности проектируемых изменений, создает предпосылки для придания системе управления признаков самоорганизующихся (самообучающихся) систем. В образовательных учреждениях продуктивной является особая система коммуникации - система взаимоконтроля и самоконтроля, а доминирующей функцией в процессе информационного управления становится социальный, профессионально грамотный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). По сути, речь идет о медийном образовании как инструменте формирования информационной культуры, которое служит базой для новых коммуникативных отношений внутри образовательной системы, обусловленных демократизацией общественных отношений.
- Модернизационные процессы любой социальной, политической, экономической и других сфер жизни общества всегда были и будут подвержены определенным силам инерции в контексте объективного процесса коммуникативно-информационной борьбы между «консерваторами» и «прогрессистами». Наиболее инерционной является система образования, и особенно система военного образования, в которой существует ряд ограничений, обусловленных спецификой военной службы. При этом одни ограничения способствуют саморазвитию образовательной системы, другие - препятствуют данному процессу. Недостаточно сформированные коммуникативные умения и в целом информационная некомпетентность субъектов военного образования оказывают негативное воздействие на социальную мотивацию к учебе и службе. В результате формируется социально-информациологическая аномия, связанная с ценностной дезориентацией в СМИ и потерей информационной идентичности, которая напрямую влияет на рейтинг доверия к самим процессам модернизации военного образования. В этих условиях для обеспечения продуктивности, авторитета и качества военного образования наиболее целесообразными представляются как содержательно-дидактическое, так и методическое, а также информационно-управленческое направления модернизации в соответствии с условиями вхождения России в мировое информационное пространство и построение информационного общества.
- Концептуальная модель культурно-информационной парадигмы модернизации военного образования как инновационной системы основана на отечественных традициях и содержит требования новой информационной эпохи, связанной с выходом на новый тип войны - войны информационной. В связи с этим отечественное образование, и особенно военное, должно быть ориентировано на обеспечение информационной безопасности. Исходя из этого, культурно-информационная составляющая этой модели включает в себя: высокий уровень информированности всех субъектов образовательного процесса о целях и результатах образования, требованиях к специалистам; высокое качество самих целей образовательного процесса, рациональность их выбора и интегрированность в мировое образовательное и информационное пространство; заинтересованность всех субъектов в повышении качества образовательного процесса; активное участие субъектов управления в коммуникативной и информационной деятельности; наличие соответствующих информационно-коммуникативных технологий, повышающих уровень коммуникативной управленческой деятельности и контролируемость результатов, наличие у участников образовательного процесса информационной культуры.
- Информационно-технологический инструментарий, позволяющий оценить качество подготовки специалистов в военном вузе в рамках предлагаемой концептуальной модели, основывается на следующих положениях. Во-первых, продуктивность работы военного профессионала, способного осуществлять свою деятельность в условиях информационного общества, целесообразно оценивать по двум главным параметрам: уровню сформированности информационных умений и степени устойчивости позиции по отношению к обществу, военной профессии, жизненному успеху в условиях информационных войн. Во-вторых, выпускник военного вуза должен обладать определенной степенью устойчивости к воздействиям средств массовой коммуникации, то есть иметь сформировавщуюся и развитую систему социальных отношений. Содержания этих положений должны стать предметом анализа или самоанализа со стороны субъектов образовательного процесса.
- Предлагаемый информационно-технологический инструментарий обеспечивает достижение субъектами военного образования определенных вершин в образовательной или профессиональной деятельности. Кроме того, он является одним из главных условий формирования у участников образовательного процесса информационной культуры.
1. Тарская, О. Ю. Модернизация российского военного образования: культурно-информационный аспект / О. Ю. Тарская. – Саратов: ПАГС, 2011. – 210 с. – 10 пл.
2. Тарская, О. Ю. Социокультурные аспекты государственного управления военным образованием / О. Ю. Тарская. – Саратов: ПАГС, 2009. – 231 с. – 11 пл.
3. Тарская, О. Ю. Генезис военного образования (культурно-исторический анализ) / О. Ю. Тарская. – Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2007. – 252 с. – 12 пл.
4. Тарская, О. Ю. Образование как средство развития общественных отношений / О. Ю. Тарская, С. Ю. Наумов, Л. С. Яковлев, А. Ю. Шеховцев. – Саратов: ПАГС, 2005. – 242 с. – 11.5/2,5 пл.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ
5. Тарская, О. Ю. Концептуальная модель культурно-информационной парадигмы образования / О. Ю. Тарская // Вестник ПАГС. – 2011. – Вып. 3. – С. 135 -142 – 0,5 пл.
6. Тарская, О. Ю. Моделирование социально-педагогических систем / О. Ю. Тарская // Вестник высшей школы (Alma mater). – 2005. – № 1. – 0,5 пл.
7. Тарская, О. Ю. Региональный контекст социокультурных аспектов повышения качества образования / О. Ю. Тарская // Регионология : науч.-публицист. журн. М-ва образования и науки РФ. – 2007. – № 58. – С. 199– 206. – 0,5 пл.
8 Тарская, О. Ю., Ожегова О.А. Молодежь большого города: этническая идентификация и национализм (опыт социологического исследования) / О. Ю. Тарская // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – № 2. – С. 143– 148. – 1,4 п.л. (0,7 пл.).
9. Тарская, О. Ю. Модернизация государственного управления военным образованием: концептуальная модель / О. Ю. Тарская // Вестник ПАГС. – 2009. – Вып. 2. – С. 121– 125. – 0,5 п.л.
10. Тарская, О. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей военных вузов в контексте реформирования военного образования / О. Ю. Тарская // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2009. – Вып. 3. – С. 127– 131. – 0,5 пл.
11. Тарская, О. Ю. Профессионализм деятельности субъектов образовательного процесса военного вуза / О. Ю. Тарская // Вестник ПАГС. – 2008. – Вып. 4 . – С. 134– 141. – 0,5 п.л.
12. Тарская, О. Ю. Молодёжь города Саратова: результаты полевых исследований / О. Ю. Тарская // Известия ВУЗов Поволжья. Гуманитарные науки. – 2005. – № 4. – С. 136– 144. – 0,5 п.л.
Материалы международных и всероссийских конференций
13. Тарская, О. Ю. Новый облик военного вуза / О. Ю. Тарская // Акмеология 10: науч. сессия. – СПб. : С.-Петерб. акмеолог. акад., 2010. – 12 с. – 0,5 п.л.
14. Тарская, О. Ю. Культурно-информационная парадигма военного образования / О. Ю. Тарская // Образование XXI века: парадигмы, опыт, перспективы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. –13 с. – 0,5 п.л.;
15. Тарская О. Ю. Формирование профессионализма деятельности выпускника высшей военной школы / О. Ю. Тарская // Образование в современном мире. – Саратов: СЮИ МВД, 2006. – 11 с. – 0,5 п.л.
16. Тарская, О. Ю. Модернизация государственного управления военным образованием / О. Ю. Тарская // Стратегия современного развития и управления общественными процессами. – Саратов: СГАУ, 2006. – 11 с. – 0,5 п.л.;
17. Тарская, О. Ю. Политическая социализация студентов, обучающихся на военной кафедре при вузе: постановка проблемы / О. Ю. Тарская, А. В. Хитзов // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: сб. науч. тр. СГАУ им. Н. И. Вавилова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 10 с. – 0,5 пл.
18. Тарская, О. Ю. Социально-психологические аспекты профессионализма выпускников высшей школы / О. Ю. Тарская // Диагностика изменения в образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции. – Саратов: ПАГС, 2002. –11 с. – 0.5 пл.
19. Тарская, О. Ю. Политическая социализация студентов / О. Ю. Тарская // Социальные проблемы инноваций в российском образовании: сб. науч. работ молодых ученых. – Саратов: САУ, 2002. – 12 с. – 0,5 пл.
20. Тарская, О. Ю. Демократизация образования / О. Ю. Тарская // Диагностика изменений в образовании: сб. науч. тр. СГУ. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – 43 с. – 2,0 п.л.
21. Тарская, О. Ю. Современные социально-педагогические технологии / О. Ю. Тарская // Специфика стратегических образовательных технологий : сб. науч. тр. – Саратов : СФ ВАУ, 2000. – 42 с. – 2,0 пл.
22. Тарская, О. Ю. Курсанты в социальной группе молодежи / О. Ю. Тарская // Диагностика изменений в военном образовании: доклады Академии военных наук. – Саратов: СВВКИУ РВ 2000. – 21 с. – 1,0 пл.
23. Тарская, О. Ю. О соотношении понятий «политическая культура» и «политическая социализация» / О. Ю. Тарская // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества / под ред. Г. В. Дыльнова. – Саратов: СГУ, 1999. – 11 с. – 0,5 пл.
24. Тарская, О. Ю. Образование как фактор социализации молодежи / О. Ю. Тарская // Акмеология-97: науч. сессия. – СПб. : С.-Петерб. акмеолог. акад., 1998. – 11 с. – 0,5 пл.
25. Тарская, О. Ю. Патриотизм и любовь к Родине – неотъемлемые составляющие политической социализации курсантов военных училищ / О. Ю. Тарская // Сборник научных статей. – Тольятти: Изд-во Тольяттин. ун-та, 1998. – 10 с. – 0,5 пл.
Научные брошюры и статьи в сборниках и периодических изданиях
26. Тарская, О. Ю. Модель интеграции российского образования в мировое образовательное пространство / О. Ю. Тарская // Пермь: Изд-во Пермск. пед. ун-та, 2004. – 32 с. – 1,5 пл.
27. Тарская, О. Ю. О качестве военного образования / О. Ю. Тарская // Пермь: Изд-во Пермск. пед. ун-та, 2004. – 33 с. – 1,5 п.л.
28. Тарская, О. Ю. Модель измерения качества образования / О. Ю. Тарская // Пенза: Приволжский дом знаний, 2004. – 42 с. – 2,0 пл.
29. Тарская, О. Ю. Моделирование образовательных систем / О. Ю. Тарская. Пермский государственный университет, 2004. – 43 с. - 2,0 пл.
30. Тарская, О. Ю. Социокультурные предпосылки профессионализма выпускника высшей школы / О. Ю. Тарская // Пермь: Изд-во Пермск. пед. ун-та, 2003. – 42 с. – 2,0 пл.
31. Тарская, О. Ю. Демократизация образования: проблемы и решения / О. Ю. Тарская // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 32 с. – 1,5 пл.
32. Тарская, О. Ю. Управление образовательным процессом военного вуза (субъектно-акмеологический) подход / О. Ю. Тарская // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 42 с. – 2,0 п.л.
33. Тарская, О. Ю. Сравнительный анализ Российского и Европейского образования / О. Ю. Тарская // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 32 с. – 1,5 п.л.
34. Тарская, О. Ю. Мониторинг развития высшей школы в России и за рубежом / О. Ю. Тарская // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 32 с. – 1,5 п.л.
35. Тарская, О. Ю. Формирование социокультурной направленности личности военного: технологический аспект / О. Ю. Тарская // Государственно-общественное управление образованием: сб. науч. тр. – Саратов: СГУ, 2003. – с. 81-112 – 1,5 п.л.
36. Тарская, О. Ю. К вопросу о новой парадигме отечественного образования / О. Ю. Тарская // Человек. История. Культура: ист. филос. альманах. – 2008. – № 8. – с. 47-56 – 0,5 п.л.
37. Тарская, О. Ю. Социолого-акмеологические аспекты современного российского образования / О. Ю. Тарская // Человек. История. Культура : ист. филос. альманах. – 2007. – № 7. – с. 31-59 – 1,5 п.л.
38. Тарская, О. Ю. Актуальные проблемы российской образовательной политики / О. Ю. Тарская // Человек. История. Культура: ист. филос. альманах. – 2006. – № 5. – с. 34-42 – 0,5 п.л.
39. Тарская, О. Ю. Кризис образования: проблемы и решения / О. Ю. Тарская // Человек. История. Культура: ист. филос. альманах. – 2005. – № 4. – с. 37-46 – 0,5 п.л.