Научная тема: «КОРПОРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция корпоративной подготовки наставников современного производства основана на идее реализации интегративного подхода, детерминирующего целостность научно-обоснованной системы педагогических действий, обеспечивающих единство их профессионально-производственной и психолого-педагогической подготовки с учетом требований обновляющегося современного производства. Нормативно-правовую базу концепции составляют федеральные и региональные организационные, распорядительные и нормативные документы, а также производственные стандарты и положения о наставничестве, регламентирующие порядок подготовки и развития персонала предприятий и деятельность современных наставников. Теоретический базис концепции представлен расширяющимися функциями современной наставнической деятельности (организационно-управленческая, социально-педагогическая, организационно-методическая, информационно-консультационная, коррекционно-реорганизующая), обуславливающими изменение традиционных задач наставника и их направленность не только на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций стажеров для пре одоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и их социально-профессиональной адаптации, а также на раскрытие потенциала молодых кадров с целью определения и сопровождения траекторий их индивидуального профессионального развития; раскрытием сущности корпоративной подготовки наставников как целенаправленного и организованного процесса по совершенствованию профессиональных, общекультурных и формированию специальных компетенций специалистов предприятий, необходимых для осуществления наставнической деятельности; совокупностью выявленных и сформулированных закономерностей развития данного процесса (его эффективность обеспечивается интеграцией двух видов деятельности - профессиональной и наставнической, двух процессов - процесса профессионально- производственной и психолого-педагогической подготовки наставников; единством его организационного, учебно-методического и психолого-педагогического компонентов; включенностью в данный процесс профильных вузов, НИИ и предприятий; взаимосвязью и взаимообусловленностью образовательного и производственного пространства предприятия; межпрофессиональным взаимодействием субъектов корпоративного обучения) и принципов корпоративной подготовки наставников (интеграции производственной и педагогической деятельности, традиционности и инновационности, структурно-функционального единства, опережающей подготовки, профессиональной диверсификации, комплементарного взаимодействия); цели (формирование компетенций специалистов предприятия, необходимых для осуществления эффективной наставнической деятельности), задач данного процесса (формирование мотивационно-ценностного отношения к осуществлению наставнической деятельности; формирование способностей к проектированию и прогнозированию результатов процесса корпоративного обучения своих подшефных; формирование профессионального самосознания и способности к непрерывному самообразованию и адаптации к изменяющимся условиям труда; совершенствование профессиональных, общекультурных и формирование специальных компетенций наставников), определяющих в качестве приоритета его направленность на непрерывное совершенствование профессиональных и межпрофессиональных компетенций современных наставников. Содержательно-смысловое наполнение концепции представляет разработанная структурно-функциональная модель корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности, направленная на интеграцию профессионально-производственной и психолого-педагогической подготовки специалистов, обеспечивающую эффективное формирование необходимых компетенций для осуществления данного вида деятельности в условиях современных предприятий.
  2. Компетентностная модель современного наставника включает в себя блоки профессиональных (производственно-технологические, проектно-технические и другие компетенции в соответствии с занимаемой должностью и специальностью наставников), общекультурных (корпоративные, исследовательские, коммуникативные, управленческие и иноязычные) и специальных компетенций (психолого-педагогические, методические и ко-уч-компетенции), необходимых и достаточных для эффективного осуществления наставнической деятельности. Данная модель представляет собой содержательный блок комплекса критериев отбора специалистов предприятия в институт наставничества.
  3. Механизм системно-комплементарного взаимодействия наставников и стаже -ров, проявляющих интерес не только к своим профессиональным обязанностям, но и другим сферам производственной деятельности, способствует проявлению профессионально-дополняющего характера их сотрудничества. Данный механизм позволяет не только формировать умения стажеров работать в команде для коллективной выработки правильной стратегии ее поведения, но и способствует профессиональному росту самих наставников.
  4. Структурно-функциональная модель корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях со временного производства, включающая в себя целевой (цели, задачи, направленные на формирование компетенций, представленных в компетентностной модели современного наставника); методологический (подходы, принципы); содержательный (модели формальной, неформальной и информальной профессионально-производственной подготовки); организационно-процессуальный (педагогические механизмы, организационно- педагогические условия, учебно-методическое обеспечение корпоративной подготовки наставников) и результативный компоненты (критерии и показатели уровней сформированности компетенций наставников), обеспечивает успешную реализацию концепции корпоративной подготовки наставников современного производства.
  5. Технология формирования компетенций будущих наставников в интегрированной системе "образование - производство", предполагающая осуществление опережающей наставнической деятельности студентов технического вуза через их участие в роли тьюторов и модераторов в процессе внутрифирменных он-лайн консультаций специалистов предприятия по иностранному языку, способствует реализации карьерной траектории студентов, аккумуляции культурных норм предприятия, а также совершенствованию их корпоративной, управленческой, исследовательской, коммуникативной, иноязычной и поэтапному формированию психолого-педагогической компетенций, необходимых им в будущем для эффективного осуществления наставнической деятельности на предприятии.
  6. Научно-методическое обеспечение корпоративной подготовки наставников представлено следующими уровнями: научно-теоретическим, основанном на ведущих идеях и положениях разработанной в исследовании концепции, содержательным, предполагающим отбор и структурирование содержания обучения на основе принципов интеграции, модульности, концентризма, проблемности, комплексности и методическим, включающим в себя комплексное учебно-методическое обеспечение содержания обучения, направленного на эффективное формирование психолого-педагогических, методических и коуч-компетенций специалистов предприятий, необходимых им для компетентного осуществления наставнической деятельности.
Список опубликованных работ
Статьи в российских рецензируемых научных изданиях, рекомендованных для публикации основных научных результатов диссертации

1.Масалимова А.Р. Перспективы использования зарубежного опыта подготовки инженеров в российской системе профессионального образования [Текст] /А.Р.Шайдуллина, А.Р.Масалимова // Из -вестия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2006. –.№ 5-6. – С.85-92 (0,5 п.л., авт. текст – 0,3).

2.Масалимова А.Р. Зарубежный опыт интеграции научно-исследовательской, учебной и практической деятельности студентов высшей технической школы [Текст] / А.Р.Шайдуллина, А.Р.Масалимова // Казанский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С.54-61 (0,5 п.л., авт. текст – 0,3 п.л.).

3.Масалимова А.Р. Исследование зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции [Текст] / Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова, Р.Г.Сахиева, Э.Х.Тазутдинова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 8 (62). – С.77-84 (0,5 п.л., авт. текст – 0,2 п.л.).

4.Масалимова А.Р. Формирование академической мобильности студентов за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства [Текст] / Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова, Р.Г.Сахиева, А.М.Белякин, А.В.Фахрутдинова, Э.Х.Тазутдинова // Казанский педа -гогический журнал. – 2009. – № 2 (68). – С.110-118 (0,5 п.л., авт. текст – 0,2 п.л.).

5.Масалимова А.Р. Факторы, влияющие на эффективность внутрифирменного обучения рабочих и специалистов [Текст] / А.Р.Масалимова // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С.428-435 (0,4 п.л.).

6.Масалимова А.Р. Внутрифирменная подготовка специалистов технического профиля в интегрированной системе «наука – образование – производство» [Текст] / А.Р.Масалимова // Alma-Mater. – 2011. – № 12. – 0,5 п.л.

7.Масалимова А.Р. Научно-педагогические основания к разработке региональной модели внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля для нефтяной промышленности [Текст] / А.Р.Масалимова // European Social Science Journal. – 2011. – № 7. – С.258-265 (0,6 п.л.).

8.Масалимова А.Р. Технология дистанционного внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля [Текст] / А.Р.Масалимова // Дискуссия. – 2012, № 6 (24). – С.140-144 (0,4 п.л.).

9.Масалимова А.Р. Закономерности и принципы внутрифирменного обучения специалистов технического профиля в условиях интеграции образования, науки и производства [Текст] / А.Р.Масалимова // Alma-Mater. – 2012. – № 6. – С.78-82 (0,4 п.л.).

10.Масалимова А.Р. Становление и развитие наставнического движения на предприятиях России [Текст] / А.Р.Масалимова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 10. – С.98-101 (0,5 п.л.).

11.Масалимова А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей [Эл. ресурс] / А.Р.Масалимова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; [URL:http://science-education.ru/103-6296]. – 0,5 п.л.

12.Масалимова А.Р. Развитие исследовательской компетенции специалистов технического профиля в процессе внутрифирменной подготовки [Текст] / А.Р.Масалимова // Казанский педагогический журнал. – Казань. – 2012. – № 3(93). – С.127-132 (0,4 п.л.).

13.Масалимова А.Р. Кластерный подход – идеология внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля в условиях интеграции образования, науки и производства [Эл. ресурс] / А.Р.Масалимова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – 0,5 п.л. [URL:http://www.science-education.ru/104-6552] (0,5 п.л.).

14.Масалимова А.Р. Привлечение студентов в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли региона как механизм формирования их психолого-педагогической компетенции [Текст] / А.Р.Масалимова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 3(7). – С.124-129 (0,4 п.л.).

15.Масалимова А.Р. Сущность и содержание современной наставнической деятельности в корпоративном обучении молодых специалистов предприятия [Текст] / А.Р.Масалимова // Инновации в образовании. – 2012. – № 11. – С.61-70 (0,5 п.л.).

16. Масалимова А.Р. Виды и формы корпоративного образования в регионе в условиях инте грации образования, науки и производства [Текст] / А.Р.Масалимова // European Social Science Jour nal. – 2012. – № 9(2). – С.38-44 (0,5 п.л.).

17. Масалимова А.Р. Принципы проектирования содержания психолого-педагогической под готовки наставников предприятия [Текст] / А.Р.Масалимова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 9. – С.108-111 (0,3 п.л.).

18.Масалимова А.Р. Зарубежные технологии корпоративного обучения: сущность и их значение для отечественной практики наставнической деятельности [Текст] / А.Р.Масалимова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4(94). – С.171-178 (0,5 п.л.).

19.Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника [Текст] / А.Р.Масалимова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4(3). – С.104 (0,5 п.л.).

20.Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: закономерности, принципы и механизмы их реализации на практике [Текст] / А.Р.Масалимова // Известия Волгоградского госу -дарственного педагогического университета. – 2013. – № 5(80). – С.35-40 (0,5 п.л.).

21.Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: приоритетные подходы [Текст] / А.Р.Масалимова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4(41). – С.96-99 (0,4 п.л.).

22.Масалимова А.Р. Проектирование и реализация содержания учебно-методического обеспечения корпоративной подготовки наставников [Эл. ресурс] / А.Р.Масалимова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. [URL:http://www.science-education.ru/115-11982] (0,5 п.л.).

23.Масалимова А.Р. Традиционные и инновационные модели корпоративной подготовки наставников [Эл. ресурс] / А.Р.Масалимова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3(4). – С.830-836 (0,5 п.л.).

Статьи в изданиях, включенных в базу SCOPUS

24. Masalimova A.R. Multi-dimensional classification of types and forms of corporate education / A.R.Masalimova, L.L.Sabirova // American Journal of Applied Sciences. – 2014. – № 11. – P. 1054-1058 [DOI: 10.3844/ajassp.2014.1054.1058] (0,5 п.л., авт. текст - 0,4 п.л.).

25. Masalimova A.R. Mentoring perfection in modern enterprises conditions: practical re commendations / A.R.Masalimova, N.K.Schepkina, A.V.Leifa, E.A.Burdukovskaya, A.R.Shaidullina // American Journal of Applied Sciences. – 2014. – № 11. – P. 1152-1156 [DOI: 10.3844/ajassp.2014.1152.1156 ] (0,5 п.л., авт. текст – 0,35 п.л.).

26. Masalimova A.R. Distant in-company foreign language learning involving university student- tutors / A.R.Masalimova, G.D.Ikramova, A.R.Shaidullina, G.T.Gubaidullina, N.D.Apraksina // American Journal of Applied Sciences. – 2014. – № 11. – P. 1123-1127 [DOI: 10.3844/ajassp.2014.1123.1127] (0,5 п.л., авт. текст 0,3 п.л.).

27.Masalimova A.R. Structure and content of mentors psychological and pedagogical training curriculum / A.R.Masalimova, V.G.Zakirova, Y.A.Chernova, A.S.Drovnikov, A.R.Shaidullina, R.G.Sakhieva // Life Science Journal. – 2014. – 11(7s). – P. 381-386 [http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1107s/] (0,5 п.л., авт. текст 0,35 п.л.).

28.Masalimova A.R. Foreign language discipline integrative potential in the students’ research com-petence development / Y.Y.Gutman, A.R.Masalimova, A.R.Shaidullina, A.M.Nizamieva, A.H.Mykhamadieva // American Journal of Applied Sciences. – 2014. – № 11. – P. 1099-1103 [DOI: 10.3844/ajassp.2014.1099.1103] (0,5 п.л., авт. текст 0,2 п.л.).

29.Masalimova A.R. Education, science and manufacture integration models features in continuous professional education system / A.R.Shaidullina, A.R.Masalimova, V.K.Vlasova, T.B.Lisitzina, A.A.Korzhanova, O.M.Tzekhanovich // Life Science Journal. – 2014. – № 11(8s). – P 478-485 [http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1108s/105_B00083life1108s14_478_485.pdf] (0,5 п.л., авт. текст 0,1 п.л.).

30.Masalimova A.R. Structural-functional model of vocational school, high school and manufacture integration in the regional system of professional education / A.R.Shaidullina, A.R.Masalimova, V.V.Sadovaya, G.R.Yunusova, S.O.Glebov, I.V.Korshunova // Life Science Journal. - 2014 (принята редакцией в печать).

31.Masalimova A.R. Mentors and trainees professional interaction features at the modern enterprises in Russia / A.R.Masalimova // Life Science Journal. – 2014. – № 11(11s) (принята редакцией в печать).

Монографии

32.Масалимова А.Р. Профессиональная подготовка современных компетентных специалистов за рубежом: поликультурный анализ: Монография [Текст] / А.Р.Масалимова, Е.М.Галишникова, Р.Г.Сахиева, Т.М.Трегубова. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007. – 194 с. (12 п.л., авт. текст – 3,5 п.л.).

33.Масалимова А.Р. Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография [Текст] / Г.В.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова, Р.Х.Гильмеева, Т.М.Трегубова, В.Ш.Масленникова, А.Р.Масалимова [и др.]. – Казань: Медицина,

2011. – 406 с. (25 п.л., авт. текст – 1 п.л.).

34.Масалимова А.Р. Стратегические приоритеты модернизации российского профессионального образования в условиях его глобализации и интеграции: Коллективная монография [Текст] / Г.В.Мухамтезянова, Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова, О.Н.Олейникова, Р.Г.Сахиева, А.М.Белякин, Р.Р.Сагитова. – Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. – 152 с. (10 п.л., авт. текст – 2 п.л.).

35.Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: Коллективная монография [Текст] / Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ш.Мухаметзянова, Г.И.Ибрагимов, Г.А.Шайхутдинова, А.Р.Масалимова и др. – Казань: ИПП ПО РАО, 2012. – 312 с. (20 п.л., авт. текст – 0,6 п.л.).

36.Масалимова А.Р. Корпоративное образование в России и за рубежом: Монография [Текст] / А.Р.Масалимова. – Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, 2012. – 188 с. (11,8 п.л.).

37. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: Монография [Текст] / А.Р.Масалимова. – Казань: Изд-во "Печать-Сервис – XXI век", 2013. – 183 с. (11 п.л.).

Концепции

38.Масалимова А.Р. Модели компетенций конкурентоспособного специалиста технического и гуманитарного профилей в диверсифицированной системе дополнительного профессионального образования: Концепция [Текст] / Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова, Р.Г.Сахиева. - Казань: Изд-во "Да-нис" ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. – 64 с. (4 п.л., авт. текст - 1,5 п.л.).

39.Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников современных предприятий: Концепция [Текст] / А.Р.Масалимова. – Альметьевск: АГНИ, 2014. – 24 с. (1,5 п.л.) [www.agni-rt.ru/docs/institute/science/normative_documents/.../13.doc].

Учебно-методические издания

40.Масалимова А.Р. Психолого-педагогическая составляющая в деятельности современного наставника: учебная программа повышения квалификации инженерно-технических работников [Текст] / А.Р.Масалимова. – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2010. – 19 с. (1,2 п.л.).

41.Масалимова А.Р. Содержание и технологии психолого-педагогической подготовки специалистов предприятия, не имеющих педагогического образования: Настольная книга наставника [Текст] / А.Р.Масалимова. – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2011. – 45 с. (2,4 п.л.).

42.Масалимова А.Р. Педагогическая составляющая в наставнической деятельности: модели, механизмы и технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Р.Масалимова. – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2012. – 112 с. (7 п.л.).

43.Масалимова А.Р. Зарубежные модели дополнительного профессионального образования: теоретико-методологический анализ: Научно-методическое пособие [Текст] / Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова. – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2012. – 69 с. (4,3 п.л., авт. текст – 3 п.л.).

44.Масалимова А.Р. Модели компетенций в условиях глобализации и интеграции образования: миссия, содержание, стратегии развития: информационно-аналитические материалы [Текст] / Т.М.Трегубова, А.Р.Масалимова, Р.Г.Сахиева, Р.Р.Сагитова. – Казань: ИПП ПО РАО, 2013 – 76 с. (5 п.л., авт. текст - 1,5 п.л.).

Тезисы

45. Масалимова А.Р. Доминирующие принципы отбора содержания профессионально- технической подготовки специалистов за рубежом [Текст] /А.Р.Масалимова/Субъектность в профес сиональном развитии человека: Мат. всеросс. науч.-практ. конф. - Казань: КСЮИ, 2004. - С.115-121 (0,4 п.л.).

46. Масалимова А.Р. О роли внутрифирменной подготовки специалистов технического профи ля [Текст] / А.Р.Масалимова / Корпоративное профессиональное образование: опыт, проблемы, пер спективы развития: Мат. Межд. науч.-практич. конф. – Казань: КГАСУ, 2011. – С. 91 – 95 (0,3 п.л.).

47.Масалимова А.Р. Особенности зарубежного опыта внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля [Текст] / А.Р.Масалимова / Наука: теория и практика: Мат. Межд. науч.-практич. конф. – Пржэмисл: 2011. – С. 31 – 34 (0,27 п.л.).

48.Масалимова А.Р. Развитие системы внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля в регионе [Текст] / А.Р.Масалимова / Новости научного прогресса: Мат. Международ. науч.-практич. конф. – София: 2011. – С. 3 – 6 (0,27 п.л.).

49.Масалимова А.Р. Особенности внутрифирменного обучения специалистов технического профиля в регионе с развитой нефтяной промышленностью [Текст] / А.Р.Масалимова / Педагогика и жизнь: Мат. Межд. науч.-практич. конф. – Воронеж. – 2011. – С. 300 – 310 (0,6 п.л.).

50.Масалимова А.Р. Развитие системы внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля для нефтяной промышленности региона [Текст] / А.Р.Масалимова // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. – Т. X. Ч. 2– 2012. – С. 165 – 176 (0,7 п.л.).

51.Масалимова А.Р. Самоорганизационные процессы в системе корпоративного обучения специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности [Текст] / А.Р.Масалимова // Научная сессия Альметьевского государственного нефтяного института по итогам 2011 года. – Альметьевск: АГНИ. – 2012. – С. 347 – 349 (0,3 п.л.).

52.Масалимова А.Р. Компаративный анализ зарубежного опыта подготовки наставников [Текст] / А.Р.Масалимова / Полимодельность развития системы современного профессионального образования в условиях глобализации и интеграции: Мат. рег. науч.-практич. семинара. – Зелено-дольск. – 2012. – С. 202 – 206 (0,3 п.л.).

53.Масалимова А.Р. Требования к проектированию содержания психолого-педагогической подготовки специалистов предприятия, не имеющих педагогического образования [Текст] / А.Р.Масалимова / Predni Vedecke Novinki – 2012: Мат. VIII Межд. науч.-практич. конф. – Прага: Pub-lishing House «Education and Science» s.r.o. – 2012. – С. 21 – 24 (0,27 п.л.).

54.Масалимова А.Р. Формы пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов нефтяной отрасли региона [Текст] / А.Р.Масалимова / Наука: теория и практика: Мат. Межд. науч.-практич. конф. – Пржэмисл: Наука и студия. – 2012. С. 25 – 29 (0,3 п.л.).

55.Масалимова А.Р. Факторы, способствующие эффективному корпоративному образованию специалистов технического профиля [Текст] / А.Р.Масалимова / Новини на Научния Прогресс – 2012: Мат. VIII Межд. науч.-практ. конф. – София: «Бял Град-БГ» ООД. – 2012. С. 10 – 14 (0,27 п.л.).

56.Масалимова А.Р. Особенности современной наставнической деятельности: возрождение традиций [Текст] / А.Р.Масалимова / Модернизация дополнительного образования в России и за рубежом: инновационный опыт, стратегии развития: Мат. Всеросс. круглого стола с межд. участием. – Казань: изд-во «Печать-Сервис – 21 век», 2012. – С. 146 – 152 (0,4 п.л.).

57.Масалимова А.Р. Сущностные характеристики наставнической деятельности: современное поле интерпретаций [Текст] / А.Р.Масалимова / Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: Мат. межд. науч.-практич. конф. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век» 2013. – С. 179 – 186 (0,5 п.л.).

58. Масалимова А.Р. Преимущества и недостатки института наставничества [Текст] / А.Р.Масалимова / Veda a technologie: krok do budoucnosti-2014: Materialy X mezinarodni vedecko- prakticka konference. - Dil 16. - Praha: Pedagogika: Education and Science s.r.o. - C. 52-55 (0,27 п.л.).

59.Масалимова А.Р. Сущность и миссия наставничества в условиях современных предприятий [Текст] / А.Р.Масалимова / Naukowa mysl informacyjnei powieki-2014: Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji .- Volume 14. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. - C. 21-23 (0,2 п.л.).

60.Масалимова А.Р. Факторы, способствующие и блокирующие процесс корпоративной подготовки наставников современных предприятий [Текст] / А.Р.Масалимова / Многоуровневое профессиональное образование: опыт. проблемы, перспективы развития: Мат. Межд. науч.-практич. конф. - Казан: РИЦ "Школа", 2014. - С. 149 - 152 (0,27 п.л.).

61.Масалимова А.Р. Преимущества и недостатки реализации программ прикладного бакалавриата в системе высшего и среднего профессионального образования [Текст] / А.Р.Масалимова / Опыт и проблемы реализации ФГОС СПО: Мат. Всеросс. науч.-практич. конф. - Казань: Изд-во "Отечество", 2014. - С. 102-104 (0,2 п.л.) и др.