Научная тема: «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ ЮГА РОССИИ В 1918-1941 ГГ.: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2014
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Становление и развитие системы образования в национальных районах юга России в исследуемый период подразделяется на два этапа: I - 1918 г. - до конца 1920-х гг.; II - с конца 1920-х гг. - 1941 г. Если на первом этапе отмечалась подконтрольная либерализация в образовательной сфере, в частности, использование положительного опыта лучших общеобразовательных учреждений, сохранение конфессионального образования, допущение вариативности в обучении, то второй этап отличался ее максимальной централизацией.
  2. Процесс интеграции южнороссийских национальных районов в советскую систему образования был длительным, он осуществлялся по-разному, исходя из его восприятия традиционными сообществами. В регионе одновременно решались такие масштабные задачи, как повышение культурного уровня народов и их сближения, посредством образования осуществлялась их «советизация» и политизация.
  3. Важнейшими направлениями политики формирования регионального образовательного пространства в первые десятилетия советского государства являлись ликвидация неграмотности и малограмотности, создание письменности на национальных языках, введение всеобщего обучения, овладение русским языком как способом межкультурного общения, подготовка национальных педагогических кадров в процессе создания советской интеллигенции, женское образование, политика «коренизации» управленческого аппарата в сфере образования.
  4. В начале XX в. в России были предприняты попытки введения всеобщего обучения, т.к. стояла задача сохранения и укрепления единого пространства страны, и советское государство, несмотря на отрицание всего «дореволюционного», сохранило преемственность, и исследование этих вопросов нашло отражение в предлагаемом исследовании.
  5. Появлявшиеся в образовательной сфере расхождения основывались на желании советской власти к консолидации национальных районов, и в то же время на сохранении народами самобытной этнической среды. В диссертации показано, что руководство страны ставило задачу разрешения неопределенности состояния тех или иных народов в общей структуре государства, соответственно, оно стремилось поднять культурный уровень населения, прежде всего, через формирование общей системы образования.
  6. В диссертации рассмотрено, что создать в кратчайшие сроки унифицированную образовательную систему было достаточно сложно, т.к. при ее формировании необходимо было учитывать полиэтничность, поликультурность, этноконфессиональные особенности южнороссийского региона.
  7. После октября 1917 года на Северном Кавказе и в Калмыкии наблюдался возврат к использованию традиционных форм образования, функции которых в ряде случаев соответствовали провозглашенным лозунгам советской власти, в частности, помощь со стороны населения, создание общественных организаций и других форм самоорганизации.
  8. На основе научно-сравнительного анализа диссертант считает, что в процессе интеграции южнороссийских национальных районов в советскую систему образования, основная проблема состояла не в переустройстве существовавшей образовательной сферы, а создание принципиально новой системы образования.
  9. В диссертации рассмотрены вопросы взаимоотношений государства и национальных районов юга России с позиции интеграционных процессов, связанных с организацией общей системы образования, а также с выделением региональных особенностей, что необходимо для выявления положительного опыта и извлечения уроков.
  10. Исследованные материалы дают возможность утверждать, что государственная политика в сфере образования была направлена на поднятие культурного уровня народов южнороссийских национальных районов, которое значительным образом влияло на повышение этнического самосознания в создании модернизированных образовательных институтов как основы формирования новой общности.
  11. Социально-экономическое и культурное развитие национальных районов юга России с официальной позиции представлялось как соответствующее направлению, содержанию и основным этапам развития советского государства. Государственная политика в образовательной сфере проводилась, исходя из экономических задач и идеологических целей страны, но, вместе с тем, в регионе формировалась культурная инфраструктура, что способствовало в реализации планов повышения образовательного уровня населения. Проведенные в диссертационной работе исследования дают основание для вывода, что рассматриваемый период стал определенным этапом социокультурной интеграции южнороссийских национальных районов в советское государство и подготовки условий для их реальной модернизации посредством создания единой системы образования.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Лиджеева К.Ф. Диалектика реформирования системы образования во второй половине XX вв.// Научная мысль Кавказа.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКВНЦ ВШ ЮФУ, 2010. № 4.- С. 155-158.

2. Лиджеева К.Ф. Становление и развитие системы просвещения в национальных районах Северного Кавказа в 20-30-е гг. XX в. // Каспийский регион: экономика, политика, культура. - Астрахань: Издательский Дом «Астраханский университет», 2011. №3 (28).- С.66-73.

3. Лиджеева К.Ф. Политика советского государства в сфере народного образования и ее реализация на юге России в 20-30-е гг. XX в. (на материалах национальных районов Северного Кавказа)// Известия Алтайского госуниверситета. Серия «История. Политология». - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2012. № 4/2.- С. 138-141.

4. Лиджеева К.Ф. Ликвидация неграмотности как фактор модернизации образования (на материалах северокавказского региона)// Наука и школа. - М.: Издательство «Прометей», 2011. №4.- С.142-145.

5. Лиджеева К.Ф. Формирование органов управления народным образованием (на материалах национальных автономий Северного Кавказа) // Наука и школа. - М.: Издательство «Прометей», 2011.№ 5. - С.139-141.

6. Лиджеева К.Ф. Исторический опыт ликвидации массовой неграмотности среди взрослого населения (на материалах Калмыкии) // Наука и школа. - М.: Издательство «Прометей», 2011. № 6. - С.151-154.

7.Лиджеева К.Ф. Социально- экономическая и культурная интеграция народов Северного Кавказа в советское государство (1920-е-1930-е гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». - М.: Издательство МГОУ, 2011.№ 3.-С.145-148.

8.Лиджеева К.Ф. Проблемы становления национального образования в автономных республиках и областях юга России (1920-е-1930-е гг.) // Преподаватель XXI век. - М.: Издательство «Прометей», 2011.№ 4. - С.139-142.

9. Лиджеева К.Ф. Подготовка педагогических кадров в процессе создания советской интеллигенции // Вестник Поморского университета. - Архангельск: Издательство им. В.Н.Булатова Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 2011. № 6. - С.29-34.

10. Лиджеева К.Ф. Развитие общего образования на юге России в период «форсированного строительства социализма» // Наука и школа. - М.: Издательство «Прометей», 2012. №1. - С.146-148.

11. Лиджеева К.Ф. Проблемы образовательной политики на Северном Кавказе и в Калмыкии в процессе этноадминистративных преобразований 1920-х гг. // Вестник Московского государственного областного университета. М.: Издательство МГОУ, 2011. №4. - С.87-91 (в соавторстве с Олчановой Ц.В.).

12.Лиджеева К.Ф. Проблемы подготовки и введения всеобщего обучения в начальный период советской модернизации ( на материалах национальных республик юга России) // Вестник Тюменского государственного университета. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. №2.- С.85-90.

13.Лиджеева К.Ф. Просвещение народов южной России на рубеже XIX-XX вв.: поиски интегрирующего компонента как общенациональной составляющей // Каспийский регион: экономика, политика, культура.-Астрахань: Издательский Дом «Астраханский университет», 2012. №1(30). - С.25-31.

14.Лиджеева К.Ф. Влияние буддийского и мусульманского духовенства на просвещение народов юга России на рубеже XIX – XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2012. №4-2(76). - С.151-153.

15. Лиджеева К.Ф. Государственная политика в сфере образования в период советской модернизации 1920-х- 1930-х гг.(на материалах национальных районов юга России) // Вестник КИГИ РАН. - Элиста: КИГИ РАН, 2013.№1.- С. 19-24.

Монографии:

16. Лиджеева К.Ф. Общеобразовательная школа Калмыкии во второй половине XX вв.: история, опыт, проблемы. - Ростов-на-Дону: БАРО- ПРЕСС, 2007. (11 п.л.).

17. Лиджеева К.Ф. Развитие системы образования в национальных районах юга России в конце ХIХ в. – 1941 г.: историко-сравнительный анализ.- Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2012. (25п.л.).

Учебные пособия:

18. Лиджеева К.Ф. Развитие творческих способностей личности в обучении истории. - Элиста: Издательство КГУ, 2009. (6,0 п. л).

Работы, опубликованные в других научных изданиях: Статьи:

19. Лиджеева К.Ф. Проблемы трудовой подготовки и профориентации учащихся в школах Калмыкии (1970-1980 гг.) // Научно-методический журнал «Гегярлт». -Элиста, АПП «Джангар», 1997. №1. (0,5 п. л.).

20. Лиджеева К.Ф. Подготовка педагогических кадров в 1930- е гг. (на материалах Калмыкии) // Научно-методический журнал «Гегярлт». - Элиста, АПП «Джангар», 1997. № 1. (0,5 п. л.).

21. Лиджеева К.Ф. Развитие общеобразовательной школы Калмыкии (1965

- 1985 гг.) // Проблемы отечественной и всеобщей истории: сб. научных трудов. Вып. 2.- Элиста: КГУ, 1997. (0,5 п. л.).

22. Лиджеева К.Ф. Учителя Калмыкии и их деятельность // Общественно- политический журнал «Теегин Герл».- Элиста: АПП «Джангар», 1999. №77. (0,4 п. л.).

23.Лиджеева К.Ф. Национальный аспект современного школьного образования // Международный симпозиум, посвященный 400-летию со дня рождения основателя ойратской письменности «Тодо бичг» Зая-пандиты и 390-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. Ч.2. - Элиста: КГУ, 1999. (0,5 п. л.).

24.Лиджеева К.Ф. Развитие народного образования в Калмыкии: исторический экскурс // Актуальные проблемы экономики, истории, права Калмыкии. Материалы конференции, посвященной памяти М. П. Иванова. - Элиста: КГУ, 2001. (0,5 п. л.).

25.Лиджеева К.Ф. Формирование педагогических кадров в Калмыкии в период восстановления автономии республики // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России (к 360-летию со дня рождения хана Аюки). Материалы международной научной конференции. - Элиста: КГУ, 2002. (0,5 п. л.).

26.Лиджеева К.Ф. Государственная политика в сфере образования во второй половине 1980-х-1990-х годов (на материалах Калмыкии) // Образование и развитие многонационального государства в России. Материалы научной конференции. - Элиста: КГУ, 2003. (0,5 п.л.).

27.Лиджеева К.Ф. Воспитание толерантности в школьном историческом образовании // Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы республиканской научно-практической конференции. - Элиста: КГУ, 2003. (0,5 п. л.).

28.Лиджеева К.Ф. Сфера образования в современных условиях Калмыкии // Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы республиканской научно-практической конференции. - Элиста: КГУ, 2003. (0,5 п. л.).

29.Лиджеева К.Ф. Национальное образование в условиях межэтнического взаимодействия (на материалах Калмыкии) // Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизации и времен. Материалы международной научной конференции. - Элиста: КГУ, 2005. (0,5 п. л.).

30. Лиджеева К.Ф. Изучение темы депортации калмыцкого народа в школьном курсе отечественной истории // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Материалы научной конференции. - Элиста: КГУ, 2005. (0,4 п. л.).

31.Лиджеева К.Ф. Национальная школа Калмыкии после восстановления ее автономии // Восстановление национальной государственности репрессированных народов России и перспективы их развития. Материалы российской научной конференции. - Элиста: КГУ, 2006. (0,3 п. л.).

32.Лиджеева К.Ф. Просвещение нерусских народов России на рубеже XIX- XX вв. // Проблемы отечественной и всеобщей истории: сб. научных трудов. - Элиста: Издательство КГУ, 2008. (0,6 п. л.).

33.Лиджеева К.Ф. Проблемы преподавания истории в вузах // Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: Издательство КГУ, 2009. №8. (0,4 п. л.).

34. Лиджеева К.Ф. Влияние религиозного духовенства на просвещение народов юга России на рубеже XIX-XX вв. (на материалах северокавказского региона) // Вестник регионального института инновационных исследований. - Элиста: Издательство РИИИ, 2010. №2. (0,7 п. л.).

35. Лиджеева К.Ф. Проблемы подготовки современного учителя истории // Становление и развитие высшего и профессионального образования в национальных республиках юга России. Материалы региональной научной конференции. - Элиста: Издательство КГУ, 2010. (0,5 п.л.).

36. Лиджеева К.Ф. Экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа в условиях национальной государственности в 1920-х- 1940-х гг. // Взаимодействие культур народов Прикаспия. Материалы региональной научной конференции. - Элиста: Издательство Калмыцкого университета. 2011. (0,5 п. л.).

37. Лиджеева К.Ф. Формирование образовательного пространства в национальных районах Северного Кавказа в 20-е годы XX в.// Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2011. №11. (0,5 п. л.).

38. Лиджеева К.Ф. К вопросу о подготовке педагогических кадров на юге России (на материалах Кабардино-Балкарии) // Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2011.№11. (0,5 п. л.).

39. Лиджеева К.Ф. Взгляды южнороссийской интеллигенции на социально-экономическое и культурное развитие региона на рубеже XIX- XX вв. // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие. Материалы международной научной конференции. Ч.2. - Элиста: КИГИ РАН, 2011. (0,7 п. л.).

40. Лиджеева К.Ф. Деятельность начальных горских школ на Северном Кавказе в 1920-е -1930-е гг. // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - Элиста: Издательство ИКИАТ, 2011. № 1(22). (0,5 п. л.).

41. Лиджеева К.Ф. Реорганизация исторического образования в начальный период советского государства // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. - Элиста: Издательство КГУ, 2012. №3. (0,5 п.л.).

42. Лиджеева К.Ф. Государственная политика в сфере образования народов юга России в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: Издательство КГУ, 2012. №2(14). (0,5 п.л.) (в соавторстве с Надбитовым М.В.).

43. Лиджеева К.Ф. Ликвидация неграмотности среди женского населения на юге России в 1920-х гг. // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - Элиста: Издательство ИКИАТ, 2012. № 3. (0,5 п. л.).

44. Лиджеева К.Ф. Формирование и социокультурный облик южнороссийской национальной интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Калмыцкого университета.- Элиста: Издательство КГУ, 2013.№ 1.(0,5 п.л.).