Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В CОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Школьное иноязычное образование является средством приобщения обучаемых к иноязычной культуре, содействует формированию опыта межкультурного общения в процессе организованного овладения его содержанием. В числе основных направлений модернизации содержания иноязычного школьного образования выступают методическое проектирование содержания; разработка модульных программ обучения иностранному языку в школе, включающих усвоение обновленного содержания обучения языку и направленных на достижение учащимися личностного результата; проектирование учебников нового поколения по иностранному языку; усиление лингвострановедческой составляющей; использование инновационных технологий обучения; формирование новой системы оценки результатов усвоения иноязычного образования в современной школе, предусматривающей сочетание внешней оценки и самооценки, компонентной и накопительной оценки с целью повышения качества образования. 
  2. Методическое проектирование как стратегия построения содержания школьного иноязычного образования базируется на принципах открытости; целостности; системности и иерархичности компонентов, последовательности в дидактико-методической деятельности; культурно-социально-лингвистической ориентированности; развития обучаемых на основе спроектированного содержания иноязычного образования; результативности (усвоение определенного объема лингвистических, страноведческих и социокультурных знаний, определенного уровня сформированности речевых навыков и умений по овладению и владению сторонами и видами речевой деятельности); наблюдаемости, непрерывного развития. Методическое проектирование выступает продуктивным механизмом отбора и организации содержания обучения иностранному языку в школе и его трансформации в дидактические единицы усвоения.
  3. Концепция построения содержания школьного иноязычного образования раскрывает его как сложную педагогическую систему научных понятий и соответствующих им способов действий, создающих необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Концепция проектирования содержания школьного иноязычного обучения включает базовые принципы методического проектирования как механизмы построения содержания обучения иностранному языку; учебно-методическое обеспечение школьного иноязычного образования, раскрывающие в комплексе новые возможности развития различных видов деятельности обучаемых на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
  4. Концептуальная модель содержания школьного иноязычного образования в современных условиях основана на рациональных идеях уже существующих методических подходов и концепций, реализует идею его непрерывности; обеспечивает методическую преемственность иноязычного образования в школе как плавный переход с одной ступени обучения на другую за счет единой стратегии непрерывности, четкого формулирования и достижения целей обучения на каждой ступени при взаимодействии и преемственности между ними.
  5. Дидактически значимые результаты внедрения концептуальной модели содержания школьного иноязычного образования создают новые элементы в содержании иноязычного образования, повышают его качество, познавательную активность учащихся и профессиональную квалификацию учителей, усиливают положительную мотивацию, обеспечивают заинтересованность и самоорганизацию школьников в изучении иностранного языка.
  6. Учебно-методический комплекс выступает как методический механизм реализации содержания школьного иноязычного образования, включающий модульную программу обучения иностранному языку, обладающую признаками целевого соответствия специфике образовательного процесса; конкретными дидактическими задачами и средствами их решения; возможностью методической коррекции; непрерывности и взаимодействия с другими модулями; развития учебной и личностной мотивации обучаемых. Учебник по иностранному языку нового поколения как основное средство обучения в школе строится с учётом логики открытости, адаптивности; учёта актуальных коммуникативных потребностей обучаемых; требований образовательных стандартов лингводидактического материала, наглядности. Учебник иностранного языка в полном объёме вербализует речевые интенции, способствует освоению необходимого объема грамматических средств, соответствует требованиям лексической и текстовой достаточности, лингвокультурологической наполненности, содержащей наиболее типичные и контрастивные элементы культуры.
  7. Система оценки результатов усвоения и практического владения спроектированным содержанием иноязычного образования, реализующая современные требования к качеству обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, построена в соответствии с требованиями нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта для средних общеобразовательных учреждений и сочетается с системой оценок, принятых в рамках Единого государственного экзамена по иностранному языку. Система оценок предусматривает интеграцию внешней оценки и самооценки, компонентной и накопительной оценки.
Список опубликованных работ
статьи, опубликованные в журналах из списка Министерства образования и науки РФ:

1.Григорьева, Е.Я. Материалы к экзаменационным вопросам по французскому языку / Е.Я. Григорьева, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 6-9 (авт. вклад – 50 %).

2.Григорьева, Е.Я. Учебный материал по франкофонии «По странам Магриба» / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 3. – С. 49-52.

3.Григорьева, Е. Я. Новый УМК по французскому языку для учащихся начальной школы (концептуальные подходы) / В.Г. Владимирова, Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 36 -39 (авт. вклад – 50 %).

4.Григорьева, Е.Я. Новый УМК по французскому языку «Objectif» для учащихся X-XI кл. общеобразовательной школы / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 5. – С. 22-29.

5.Григорьева, Е.Я. Особенности обучения аудированию по УМК «Objectif» для Х-ХI классов / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 31-34.

6.Григорьева, Е.Я. Особенности обучения говорению и дискуссии на уроках французскому языку в 8-9 классах (УМК Le français en perspective) / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 5. – С. 34-38.

7. Григорьева, Е.Я. УМК по французскому языку «Objectif» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе : спецвыпуск: учеб.-методич. комплекты по иностр. яз. изд-ва «Просвещение». – 2007. – С. 95-99.

8.Григорьева, Е.Я. Игровой метод как главный принцип деятельностного обучения иностранным языкам в средней школе / Е.Я. Григорьева, Е.А. Малеева // Инициативы ХХI век. – 2013. – № 3. – С. 107-110 (авт. вклад – 50 %).

9.Григорьева, Е.Я. Реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в средней школе с использованием фасилитативного подхода / Е.Я. Григорьева, Е.А. Малеева // Инициативы ХХI век. – 2014. – № 4. – С. 36-38 (авт. вклад – 50 %)

10. Григорьева, Е.Я. Современные тенденции развития школьного иноязычного образования / Е.Я Григорьева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 59-61.

11. Григорьева, Е.Я. Cоциокультурная направленность обучения иностранным языкам на старшем этапе в школе / Е.Я. Григорьева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 5. – С. 50-52.

12. Григорьева, Е.Я. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / Е.Я. Григорьева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 6. – С. 58-60.

13. Григорьева, Е.Я. Педагогическая целесообразность использования комикса на занятиях по французскому языку / Е.Я. Григорьева, А.И. Резникова // Вестник МГПУ. Серия Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2014. - № 2 (14). – С. 89-94 (авт. вклад – 50 %).

14. Григорьева, Е.Я. Проектирование школьного иноязычного образования в условиях его модернизации / Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 7.– С. 10-14

15. Григорьева, Е.Я. Автономия учащихся как принцип обучения иностранным языкам / Е.Я. Григорьева, Е.А. Малеева // Cовременные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12621 (дата обращения: 04.04.2014).

16. Григорьева, Е.Я. Особенности обучения ознакомительному чтению учащихся старших классов / Е.Я. Григорьева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru./117-12953 (дата обращения: 05.05.2014).

монографии:

17. Григорьева, Е.Я. Игровая деятельность младших школьников в обучении иностранным языкам / Е.Я. Григорьева // Игра и игрушка в образовательном процессе: от творчества к практике: колл. моногр. / сост. и общ. ред. В.П. Сергеева. – М.: АПК и ППРО, 2008. – 126 с. – С. 88-97.

18. Григорьева, Е.Я. Страноведение. Лингвострановедение. Культуроведение. Лингвокультурология / Е.Я. Григорьева // Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам в школе и вузе: колл.. моногр. / сост. и общ. ред. Л.П. Рыжовой. – Тверь: ТвГУ, 2009. – 124 с. - Гл. первая (1.1). – С. 12-18.

19. Григорьева, Е.Я. Лингвострановедение в преподавании французского языка / Е.Я. Григорьева // Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам в школе и вузе: колл. моногр. / сост. и общ. ред. Л.П. Рыжовой. – Тверь: ТвГУ, 2009. – 124 с. – Гл. вторая (2.1). – С. 58-68.

20. Григорьева, Е.Я. Проблемы модернизации школьного гуманитарного образования (на примере обучения иностранным языкам): моногр. / Е.Я. Григорьева. – Тверь: ТвГУ, 2010. – 228 с.

21. Григорьева, Е.Я. Проектирование содержания школьного иноязычного образования в условиях его модернизации: моногр. / Е.Я. Григорьева. – Тверь: ТвГУ, 2014. – 160 с.

учебники и учебные пособия:

22. Григорьева, Е.Я. Французский язык. VIII кл.: учеб. для общеобр. учр. и школ с углубл. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. (авт. вклад – 50 %).

23. Григорьева, Е.Я. Французский язык: сб. упр. к учеб. 8 кл. школ с углубл. изуч. фр. яз./ Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 2006. – 136 с. (авт. вклад – 50%).

24. Григорьева, Е.Я. Французский язык: кн. для учителя к учеб. для 8 кл. школ с углубл. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с.

25. Григорьева Е.Я. Французский язык. IХ кл.: учеб. для общеобр. школ и школ с углубл. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. (авт. вклад – 50 %).

26. Григорьева, Е.Я. Французский язык: сб. упр. для 9 кл. школ с углубл. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. (авт. вклад – 50 %).

27. Григорьева, Е.Я. Французский язык: кн. для учителя к учеб. 9 кл. школ с углуб. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с.

28. Григорьева, Е.Я. Французский язык: дидакт. материалы для учащихся IX-XI кл.: обучение письменной речи / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с. (авт. вклад – 50 %).

29. Григорьева, Е.Я. Французский язык. 10-11 кл. / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва, М.Р. Лисенко. – Изд. 12-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 352 с. (авт. вклад – 40 %).

30. Григорьева, Е.Я. Французский язык: сб. упр. 10-11 кл. – Изд. 7-е, доп. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. (авт. вклад – 40 %).

31. Григорьева, Е.Я. Французский язык: кн. для учителя к учеб. фр.яз. для 10-11 кл. общеобр. учр. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010 – 128 с.

32. Григорьева, Е.Я. История Франции ХХ век: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2008. – 225 с.

33.Григорьева, Е.Я. Французский язык: прогр. общеобр. учр. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

35. Григорьева, Е.Я. Французский язык: прогр. общеобр. учр. II-XI кл. Пособие для учителей общеобр. учр. и школ с углубл. изуч. фр. яз. / Е.Я. Григорьева, В.Г. Владимирова. – 2-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с. (авт. вклад – 50 %).

36. Французская литература. Belles pages de la litterature française : 10-11 кл.: учеб. пособие / авт.-сост.: Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва. – В 2 ч. – М.: Дрофа, 2009. – 220 с. (Элективные курсы). – (Французский язык) (авт. вклад – 50 %).

37.Григорьева, Е.Я. Французский язык. Готовимся к ЕГЭ-2011: учеб. пособ. / Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва, В.Г. Владимирова, Н.Г. Кондакова. – М.: Дрофа, 2011. – 224 с. (авт. вклад – 30 %).

38. Григорьева, Е.Я. Французский язык: учеб. для 2 кл. общеобр. учр. - Ч. 1, 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 208 с. (авт. вклад – 50 %).

39. Григорьева, Е.Я. Французский язык: раб. тетрадь. - Ч. 1, 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 164 с. (авт. вклад – 50 %).

40. Григорьева, Е.Я. Французский язык: учеб. для 3 кл. общеобр. учр. - Ч. 1, 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 176 с. (авт. вклад – 50 %).

научные статьи:

41. Григорьева, Е.Я. Новая программа по французскому языку для школ с углубленным изучением иностранного языка (1-11 кл.) / В.Г. Владимирова, Е.Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 91-94 (авт. вклад – 50 %).

42. Григорьева, Е.Я. Краткий обзор методов преподавания иностранного языка / Е.Я. Григорьева // Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее»: сб. науч. тр. каф. ин. яз. и культуроведения / Е.Я. Григорьева, О.А. Марина. – М.: АПКи ППРО, 2003. – С. 73-87 (авт. вклад – 50%).

43. Григорьева, Е.Я. Проблемы содержания школьного учебника по французскому языку / Е.Я. Григорьева // Уч. зап. МГПИ. – Т. 3. – М.: МГПИ, 2005. – С. 11-23.

44. Григорьева, Е.Я. Лингвострановедение в преподавании французского языка / Е.Я. Григорьева // Универсум языка и личности: к 15-летию МГПУ: сб. ст. – М.: МГПУ, 2009. – С. 44-48.

45. Григорьева, Е.Я. Учебники и учебные пособия как средство обучения иностранным языкам / Е.Я. Григорьева // Язык и коммуникация в контексте образования и культуры: сб. науч. тр. - Вып. 2. - М.: МГПИ, 2011. – С. 125-133.

46. Григорьева, Е.Я. Гуманитарно-гуманистическая методология иноязычного образования в средней школе / Е.Я. Григорьева // Язык и коммуникация в контексте образования и культуры: сб. науч. тр. – Вып. 4 – Тверь: ТвГУ, 2012. – С. 26-38.

47. Григорьева, Е.Я. Контроль уровня владения иностранным языком в средней школе / Е.Я. Григорьева // Язык и коммуникация в контексте образования и культуры: сб. науч. тр. – Вып. 5 – Тверь: ТвГУ, 2013. – С. 114-123.

материалы научных конференций:

48. Григорьева, Е.Я. Проблемы языка и культуры в программах и учебных пособиях по иностранным языкам / Е.Я. Григорьева // Современные проблемы обучения иностранному языку: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Псков, нояб. 1994). – Псков: Ротапринт ПОИПКРО, 1994. – С. 53-56.

49. Григорьева, Е.Я. Совершенствование современного школьного учебника по французскому языку / Е.Я. Григорьева // Гумбольтовские чтения. Новая парадигма российского языкового образования и пути ее реализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2005). – М.: Изд-во МГПУ, 2005. – С. 261-264.

50. Григорьева, Е.Я. Новый УМК по французскому языку для 10-11 классов / Е.Я. Григорьева // Язык и культура в новом образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 2005). – Н. Новгород, 2005. – С. 17-21.

51. Григорьева, Е.Я. Текст в современном УМК по французскому языку / Е.Я. Григорьева // Интеграционные процессы в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 20-22 апр. 2006). – М.: АПКиППРО, 2006. – С. 150-156.

52. Григорьева, Е.Я. Лексика и культура страны изучаемого языка в современных учебниках для школьников / Е.Я. Григорьева // Русский язык как неродной: новое в теории и методике: первые науч-метод. чтения. – М.: МГПИ, 2008. – С. 55-58.

53. Григорьева, Е.Я. Отражение особенностей культур Великобритании и Франции в современном языковом образовании (сопоставительный анализ) / Е.Я. Григорьева // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвуз. семинар по лингвострановедению (Москва, 17-18 июн. 2008): сб. науч. ст. – Ч. 1. Языки в аспекте лингвострановедения. – М.: МГИМО(У), 2009. – С. 114-117.

54. Григорьева, Е.Я. Обучение чтению на основе аутентичных текстов. / Е.Я. Григорьева // Языковой дискурс в социальной практике: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (Тверь, 4-5 апр. 2009). – Тверь: ТвГУ, 2009. – С. 80-85.

55. Григорьева, Е.Я. L’approche socioculturelle dans l’enseignement de FLE et le dictionnaire culturel d’Alain Rey (Социокультурный подход в преподавании фр. языка и словарь культуры Алена Рея) / Е.Я. Григорьева // Alain Rey de l’artisanat du dictionaire à une science du mot. Actes du colloque International. Université de Bari Aldo Moro Bari, 12-13 février 2010. – Bari, 2010. – С. 119-130.

56. Григорьева, Е.Я. Развитие социолингвистической и социокультурной компетенций на уроках французского языка в старших классах школы / Е.Я. Григорьева // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Седьмой межвуз. семинар по лингвострановедению (Москва, 16-17 июн. 2009). – Ч. 1. Языки в аспекте лингвострановедения. – М.: МГИМО(У), 2009. – С. 187-193.

57. Григорьева, Е.Я. Отбор коммуникативно-речевого репертуара для учебников французского языка для общеобразовательных школ / Е.Я. Григорьева // Языковой дискурс в социальной практике: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (Тверь, 5-6 апр. 2013). – Тверь: ТвГУ, 2013. – С. 44-48.