- В современной социально-нравственной ситуации востребуется учитель, формирующий такого человека, который, участвуя в созидании общества знания, становится способным не только к проведению научной, ценностной и этической экспертизы результатов деятельности, затрагивающей интересы людей, по критерию научного знания, в структуре которого находится этическое, моральное знание, ценностей; к производству знания, его применению, проверке и организации, но и к осуществлению социального действия, к созиданию жизни, достойной человека. Это способен делать нравственный, добродетельный человек, у которого развито рефлектирующее моральное сознание, выводящее его на осмысление социально-нравственных аспектов жизни общества и отдельного человека, на мировоззренческое осмысление происходящих в обществе социально-экономических изменений. Развивать такое сознание может учитель, у которого сформировано этическое сознание, смысл существования которого заключается во взаимосвязи «рефлексии-в-другое» и «ре флексии-в-самое-себя». Этическое сознание учителя делает объектом своих размышлений не только самое себя, но и отношение к ценностям морали, педагогической морали, к нравственности учащегося, к социально-нравственным аспектам жизни общества.
- Определяющей формой этического сознания учителя как теоретического сознания является этическое знание о морали, педагогической морали, о сущностных категориях этики, педагогической этики. Такое сознание «работает» с оформляющими его категориями этики, педагогической этики, а не с понятиями морали. Этическое сознание учителя как теоретическое сознание концептуально. Этическое мышление учителя, «возвышаясь» над моральным сознанием как практическим сознанием, анализирует, осмысливает его. Объектом этического мышления учителя являются обозначаемые понятиями морали нравственные явления в социальной и педагогической действительности, комплементарные нравственные отношения между педагогом и учащимися и оценки результатов деятельности по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося. Этическое мышление учителя как теоретическое мышление исследует свои основания - категории этики, являющиеся средством мысленного воспроизведения заключенного в педагогической, этической ситуации, ситуации морального выбора сущего с позиции должного. Учитель в своем этическом мышлении оперирует категориями этики, а не понятиями морали .Понятиями морали учитель оперирует в моральном мышлении как практическом мышлении. Этическое мышление учителя сопровождает его этико-педагогическую деятельность, а моральное мышление - моральную деятельность. Учитель, размышляя о моральных явлениях, о нравственных проблемах учащихся, осмысливает и заключенную в этических категориях нормативность, в которой раскрывается их «актуальное содержание» как сущее. Такое сущее, описываемое этическими категориями, предстает как должное в этико-педагогической деятельности учителя. Учитель стремится к идеальному, каким является «добро в себе и для себя» учащегося. Утверждая добро, учитель изменяет и существующие между ним и учащимися, между учащимися нравственные отношения таким образом, чтобы они становились комплементарными.
- Этико-педагогическая деятельность учителя, содержание которой образуют этические и педагогические отношения, должна обеспечивать переход добра как сущего, описанного этикой и зафиксированного на «полюсе» этического отношения, через должное, фиксируемое на «полюсе» педагогического отношения, в сущее ученика: «добро в себе и для себя». Добро на «полюсе» этического отношения как дескриптивно, так и нормативно, на «полюсе» педагогического отношения добро нормативно и процессуально. Нормативность добра на «полюсе» этического отношения придает адекватную описанному этикой содержанию добра направленность его нормативности на «полюсе» педагогического отношения. Сущее в добре, описанное этикой и нашедшее свою определенность в категории добра, становится должным в педагогической деятельности. Будучи реализованным в педагогической деятельности, добро как должное, придающее адекватную направленность деятельности, проявляется в ведущем педагогическом отношении «учитель - ученик». В этом отношении проявляются и добродетели учителя, ценностно опосредуемые учащимися, становящиеся образцом, на соотнесении с которым они оценивают себя, свои действия и поступки и т.д., другого человека, его действия и поступки и т.д. В этом отношении проявляются и добродетели учащегося как продолжение добродетелей учителя. Через добродетели учащихся учитель оказывается представленным другим людям. Нормативность добра на «полюсе» педагогического отношения заключается в его долженствовательности, которая предписывает учителю реализацию адекватных описанному этикой содержанию добра принципов деятельности, методов воспитания и обучения и т.д. Суть процессуальности добра в этико-педагогической деятельности учителя заключается в его реализации во имя ученика, ради его нравственного развития.
- Золотое правило нравственности и сущностные категории этики, обладающие значением ценностей, должны выступать в качестве моральных ориентиров этико-педагогической деятельности. Золотое правило нравственности является ведущим моральным ориентиром такой деятельности. Другие моральные ориентиры занимают подчиненное по отношению к золотому правилу нравственности место, придают ему новое звучание. Обращаемыми в рамках золотого правила являются долг и ответственность, справедливость и милосердие, честь и достоинство и т.д. Благодаря такой обращаемости ценностей становится возможным переход «добра в себе и для себя» учителя в добро учащегося и «добра в себе и для себя» учащегося в добро учителя, милосердие учителя оборачивается на него самого, милосердие учащегося оборачивается на него самого и т.д. При этом милосердие не просто оборачивается милосердием для каждого из них, но содержательно дополняет нравственно-педагогическое взаимодействие учителя с учащимися. В таком взаимодействии, в котором важным становится не столько единство ценностных устремлений, сколько их многосторонность, избирается однозначное направление на пути творения добра.
- Приведение различных ценностных устремлений к общему - нравственному - знаменателю, делающее сходными различные нравственные миры, требует от учителя не просто морально-этического видения нравственных отношений между ним и учащимися, между людьми, но комплементарных нравственных отношений между ним и учащимися, между людьми. В таких отношениях выявляется общность различных нравственных миров, поддерживаемая схожестью таких миров, условием которой является их ценностный синтез; по определению представлена потребность учителя в ученике как в своем-другом и потребность учащегося в учителе как в своем-другом. Отношения между учителем и учащимися есть моральное пространство, создаваемое этико-педагогической деятельностью, формой существования которой является нравственно-педагогическое взаимодействие.
- В современных условиях требуется разработка концепции формирования такого этического сознания будущего учителя, которое «распознает», что есть добро, не только воспроизводит «добро в себе для себя», но и воспроизводит то, как «добро в себе и для себя» учителя представлено в учащемся. Ведущей идеей концепции формирования этического сознания будущего учите ля, разработанной в контексте уровней методологии, должна стать идея «что есть добро и как его творить». К этой идее, воплощаемой в нравственно- педагогическом взаимодействии в рамках «встречного движения» преподавателя и будущих учителей, причастны и преподаватель, и будущие учителя как субъекты такого взаимодействия. Данная идея отражает суть начала движения к жизни сообща, начала этико-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза, который осуществляет то, что есть в возможности. Та ким возможным является «добро в себе и для себя» человека. Это возможное превращается в действительное в этико-педагогической деятельности преподавателя, учителя. «Добро в себе и для себя» студента, учащегося как сущее в возможности возникает как сущее в действительности через «добро в себе и для себя» преподавателя, учителя. Концепция, представленная на философском уровне методологии субъектно-ценностным подходом к формированию этического сознания будущего учителя, на общенаучном уровне методологии - гуманистическим подходом, на конкретно-научном уровне - проблемно-методологическим подходом, реализуемая с помощью адекватных им принципов, определяет способ разработки модели.
- Содержание процесса формирования этического сознания будущего учителя должно осмысливаться в особом методологическом ракурсе - в ракурсе морали как особого способа духовно-практического освоения мира - и конструироваться на основе содержания структурных компонентов этического сознания учителя, категорий, образующих содержание уровней методологии, знания об объекте этического мышления учителя. Источником такого содержания должен стать нравственный опыт как часть социального опыта. Содержание процесса формирования этического сознания будущего учителя, изоморфное нравственному опыту, состоит из четырех элементов: а) система знаний о сущностных категориях этики, педагогической этики, о категориях, образующих содержание уровней методологии, об этическом мышлении учите ля; б) опыт осуществленной «работы» с обладающими значением ценностей категориями этики, педагогической этики; в) опыт творческой индивидуальной «работы» с категориями этики, педагогической этики; г) опыт осуществления этического отношения. Такое содержание реализуется в рамках направлений этико-педагогической деятельности преподавателя с помощью разнообразных методов, среди которых, наряду с общеизвестными методами (беседа, диспут, убеждающее воздействие; метод провокационных высказываний; работа с текстом, решение этических ситуаций и др.), особую значимость приобретают такие методы, как демонстрация опыта «работы» мыслителей прошлого и современных ученых с категориями этики, педагогической этики, категориями педагогики; доказательство теорем Б. Спинозы; этическая ролевая игра, метод решения неявной проблемы (парабола).
- Формирование этического сознания будущего учителя в ходе реализации содержания процесса формирования этического сознания будущего учи теля становится результативным:
- когда формирование знаний студента о сущностных категориях этики, педагогической этики, сочетающееся с рефлексией в составе этического знания о моральных ориентирах этико-педагогической деятельности, обеспечивается, во-первых, осуществлением этических рационализаций относительно вычлененных нравственных идей в содержании проводимых в период педагогической практики уроков, воспитательных мероприятий, в докладах, подготовленных к семинарским занятиям, в курсовых и дипломных работах по педагогике; во-вторых, интерпретацией этического знания, содержащегося в этических ситуациях, ситуациях морального выбора и др.; в-третьих, осмыслением «Я» среди своих желаний, намерений, стремлений, «Я» среди учащихся по критерию обладающих значением ценностей этических категорий, золотого правила нравственности;
- когда перерастание моральной рефлексии в этическую рефлексию достигается за счет организации «движения» морального и педагогического знания по уровням моральной рефлексии снизу верх и этического и морального знания сверху вниз;
- когда в сопровождающем этико-педагогическую деятельность этическом мышлении студент воспроизводит нормативность обладающих значением ценностей этических категорий, их «актуальное содержание» и осмысливает содержание двустороннего «движения» ценностей, приводящего к комплементарности нравственных отношений между учащимися, школьниками и людьми;
- когда приобщение будущего учителя к ценностям, выводящее его на осознание того, что стремящиеся друг к другу и пересекающиеся друг с другом нравственные миры содержательно дополняют друг друга ценностями, осуществляется таким образом, что решение педагогических задач, этических ситуаций, ситуаций рефлексивного поведения сопровождается этическими диалогами, этическими ролевыми играми, дополняется доказательством теорем Б. Спинозы;
- когда осмысление трудностей, с которыми будущий учитель сталкивается в процессе обучения и в период педагогической практики, осуществляется на основе: а) этического знания, которое выводит студентов в сферу мировоззренческого видения социально-нравственной ситуации общества с его противоречиями, позволяет увидеть учащегося не только таким, каков он есть сейчас, но и таким, каким он должен быть в свете морального закона, - способным решать нравственные проблемы; б) понимания добра как категории, интегрирующей в себе содержание других комплементарно дополняющих друг друга сущностных этических категорий, добра как явления, системообразующего для этического отношения, организующего «сеть» нравственных межличностных отношений и связей между учителем и учащимися, между учащимися; в) отбора таких методов этико-педагогической деятельности, которые приводят к взаимности ценностных устремлений, к ценностному синтезу нравственных миров, делают схожими такие миры; г) воспроизведения в этическом сознании своей жизненной философии и жизненной философии учащегося; д) воплощения идеи «что есть добро и как его творить» во взаимодействии с учащимися, конкретизирующейся (идеи) в принципах деятельности по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося.
1. Бездухов, А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя : монография / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов. – Самара : СГПУ, 2000. – 185 с. – 11,5/5,75 п.л.
2.Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования опыта нравственного поведения школьников : монография / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов, Е.Н. Гончарова. – Самара : ПГСГА, 2013. – 136 с. – 8,5/1,75 п.л.
3.Бездухов, А.В. Этическое сознание учителя: вопросы теории : монография / А.В. Бездухов. – Самара : ПГСГА, 2013. – 124 с. – 7,75 п.л.
4.Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования этического сознания студента – будущего учителя : монография / А.В. Бездухов. – М. : МПСУ; Самара : ПГСГА, 2014. – 208 с. – 13 п.л.
II. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
5.Бездухов, А.В. Антиномичность адаптивной и гуманистической функций педагогической деятельности / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 66–71. – 0,6/0,3 п.л.
6.Бездухов, А.В. Формирование способности будущего учителя к рефлексии / А.В. Бездухов // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара : СНЦ РАН. – 2004. – № 2. – С. 5–13. – 1,0 п.л.
7.Бездухов, А.В. Сущность и природа понятия «моральные ориентиры педагогической деятельности» / А.В. Бездухов, Р.Н. Гуртовская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 6. – С. 30–39. – 1/0,5 п.л.
8. Бездухов, А.В. Ценностный «ярус» этического сознания учителя / А.В. Бездухов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2008. – № 2. – С. 30–35. – 0,6 п.л.
9. Бездухов, А.В. Теоретические основания формирования этического созна ния будущего учителя / А.В. Бездухов // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 2. – С. 235–241. – 0,7 п.л.
10. Бездухов, А.В. Содержание этико-педагогической деятельности учителя / А.В. Бездухов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – № 5. – С. 83–90. – 0,9 п.л.
11.Бездухов, А.В. Сущность нравственно-педагогического взаимодействия учителя и учащихся / А.В. Бездухов // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 1(23). – С. 124–129. – 0,75 п.л.
12.Бездухов, А.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное / А.В. Бездухов, Ю.В. Лопухова // Известия РАО. – 2011. – № 1. – С. 66–76. – 1,2/0,6 п.л.
13.Бездухов, А.В. Ценностно-рациональное действие как «единица» этико-педагогической деятельности / А.В. Бездухов // Вестник Тверского государственного университета. – 2013. – № 11. Серия «Педагогика и психология». – Вып. 1. – С. 101–112. – 1,35 п.л.
14.Бездухов, А.В. Общество знания как предмет педагогической рефлексии / А.В. Бездухов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – Т. 15, № 2(2). – С. 302–307. – 0,6 п.л.
15.Бездухов, А.В. Проблема существования этического сознания учителя / А.В. Бездухов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – Т. 15, № 2(3). – С. 576–580. – 0,6 п.л.
16.Бездухов, А.В. Структура этического сознание учителя / А.В. Бездухов // Вестник Тверского государственного университета. – 2013. – № 26. Серия «Педагогика и психология». – Вып. 4. – С. 254–263. – 1,1 п.л.
17.Бездухов, А.В. Этический «ярус» сознания учителя / А.В. Бездухов // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 3. – С. 91–100. – 1,1 п.л.
18.Бездухов, А.В. Сущность различий между этическим и моральным, нравственным сознанием учителя / А.В. Бездухов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 4. – С. 56–66. – 1,2 п.л.
19.Бездухов, А.В. Методы изучения этического сознания будущего учителя / А.В. Бездухов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – Т. 15, № 2(4). – С. 870–873. – 0,6 п.л.
20.Бездухов, А.В. О концепции формирования этического сознания будущего учителя / А.В. Бездухов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – Т. 16, № 1–2. – С. 29–33. – 0,6 п.л.
21.Бездухов, А.В. Гуманистический и проблемно-методологический подходы к формированию этического сознания будущего учителя / А.В. Бездухов // Вестник Тверского государственного университета. – 2014. – № 1. Серия «Педагогика и психология». – С. 83–89. – 0,85 п.л.
б) опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах, сборниках статей и материалов научно-практических конференций:
22.Бездухов, А.В. Педагогические взгляды И.В. Киреевского и А.С. Хомякова / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности : межвуз. сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 1996. – С. 11– 20. – 0,6/0,3 п.л.
23.Бездухов, А.В. Гуманистическая этика и гуманизация образования / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов // Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции : мат-лы науч.-практ. конф. – СПб. : ИОВ РАО, 1996. – С. 94–96. – 0,15/0,075 п.л.
24.Бездухов, А.В. Кросс-культурная грамотность студента как педагогическая проблема / А.В. Бездухов // Образование в жизни взрослого человека : мат-лы науч.-практ. конф. – СПб. : ИОВ РАО, 1997. – С. 54–56. – 0,15 п.л.
25.Бездухов, А.В. Потребность и способность детей понимать культуру другого народа как фактор гуманизации отношений между людьми / А.В. Бездухов // Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Самара : СГПУ, 1997. – С. 6–9. – 0,15 п.л.
26.Бездухов, А.В. Понимание культуры другого народа как педагогическая проблема / А.В. Бездухов // Динамика педагогического образования: от института к университету : мат-лы международ. науч.-практ. конф. – Тула : ТГПУ, 1998. – С. 25–27. – 0,2 п.л.
27.Бездухов, А.В. Образование в контексте глобальных проблем современности / А.В. Бездухов // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. – Самара : СИПКРО, 1999. – Вып. 4. – С. 59–62. – 0,2 п.л.
28.Бездухов, А.В. Единство адаптивной и гуманистической функций в педагогической деятельности / А.В. Бездухов // Современный гуманитарный институт: образовательное пространство : межвуз. сб. науч. ст. – Самара : СГИ, 2000. – Вып. 2. – С. 43–54. – 0,6 п.л.
29. Бездухов, А.В. Антиномичность педагогической деятельности / А.В. Бездухов // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Самара : СГПУ, 2000. – С. 36–39. – 0,25 п.л.
30. Бездухов, А.В. Сущность рефлексивного ценностного целеполагания / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Самара : СГПУ, 2000. – С. 4–8. – 0,25/0,12 п.л.
31. Бездухов, А.В. О ценностном подходе к формированию гуманистической направленности студентов педвуза / А.В. Бездухов, В.П. Бездухов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. – Самара : СГПУ, 2000. – С. 9–17. – 0,6/0,3 п.л.
32. Бездухов, А.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в системе общепедагогической подготовки / А.В. Бездухов // Развитие научных школ в исследовании образования взрослых : мат-лы науч. конф. – СПб. : ИОВ РАО, 2001. – С. 140–143. – 0,25 п.л.
33.Бездухов, А.В. Функции учебного процесса и педагогической практики в формировании гуманистической направленности студентов педагогического вуза / А.В. Бездухов // Развитие образовательных систем и управление качеством образования : сб. науч. ст. – СПб. : ЛОИРО, 2002. – С. 120–128. – 0,5 п.л.
34.Бездухов, А.В. Сущность ценностного подхода к формированию гуманистической направленности студентов / А.В. Бездухов // Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века : сб. науч. ст. – Самара : СГУ, 2002. – Вып. 2. – С. 25–35. – 0,7 п.л.
35.Бездухов, А.В. Единство рационального и ценностного в гуманистическом сознании и мышлении учителя / А.В. Бездухов // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю.Н. Кулюткина. – СПб. : СПбППО, 2003. – С. 124–132. – 0,5 п.л.
36.Бездухов, А.В. Организация деятельности будущего учителя по освоению ценностей в период педагогической практики / А.В. Бездухов // Учить Учителя : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. – Самара : СГПУ, 2004. – С. 102–111. – 0,6 п.л.
37.Бездухов, А.В. О соотношении понятий «гуманистическая направленность студента» и «ценностная направленность студента» / А.В. Бездухов, О.Ю. Доронина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 28–32. – 0,5/0,25 п.л.
38.Бездухов, А.В. Подходы к формированию готовности будущего учителя к профессиональному самосовершенствованию / А.В. Бездухов, Б.И. Сарсен-баева // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 32–37. – 0,6/0,3 п.л.
39. Бездухов, А.В. Использование корреляционно-регрессионного анализа для изучения гуманистической направленности будущего учителя / А.В. Безду хов // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы : мат-лы V сессии Всероссийского семинара по методологии педагогики. – М. : ИТИП РАО, 2006. – С. 49–52. – 0,3 п.л.
40.Бездухов, А.В. О различии между понятиями «нравственный ориентир» и «моральный ориентир» педагогической деятельности / А.В. Бездухов // Современное образование: проблемы, поиски, решения : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 44–52. – 0,5 п.л.
41.Бездухов, А.В. Культурологические и аксиологические аспекты воспитания / А.В. Бездухов // Проблемы подготовки будущих специалистов : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2007. – С. 24–31. – 0,5 п.л.
42.Бездухов, А.В. Этическое сознание учителя с позиции регулятивной концепции морали и концепции духовно-практического освоения мира в морали / А.В. Бездухов // Проблемы модернизации современного образования : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2007. – С. 14–22. – 0,7 п.л.
43.Бездухов, А.В. Рефлексия как механизм преемственности между субъективными ценностными системами учителя и учащихся / А.В. Бездухов // Известия Академии педагогических и социальных наук. В 2 ч. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – Ч. 1. – С. 201–208. – 0,7 п.л.
44.Бездухов, А.В. Теоретические основания формирования морального долга студента – будущего государственного служащего / А.В. Бездухов, А.Г. Кондри-кова // Образование в современном мире: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. – Оренбург : ОГУ, 2008. – С. 14–26. – 0,8/0,4 п.л.
45.Бездухов, А.В. Ориентир как педагогическое понятие / А.В. Бездухов // Вестник СГПУ. Кафедра педагогики. – Самара : СГПУ, 2008. – Вып. 1. – С. 9– 16. – 0,4 п.л.
46.Бездухов, А.В. Формирование способности будущего учителя к философ-ско-этической рефлексии в процессе обучения учебному предмету «Педагогика» / А.В. Бездухов // Современный мир и образование : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2008. – С. 9–16. – 0,45 п.л.
47.Бездухов, А.В. Ценностный подход к формированию этического сознания будущего учителя / А.В. Бездухов // Известия Академии педагогических и социальных наук. В 2 ч. – М. : МПСИ, 2009. – Ч. 1. – С. 370–375. – 0,6 п.л.
48.Бездухов, А.В. О соотношении терминов «этический» и «педагогический» в понятии «этико-педагогическая деятельность учителя» / А.В. Бездухов // Актуальные проблемы современной педагогики : мат-лы международ. заочной науч.-практ. конф. В 3 ч. – Новосибирск : ЭНСКЕ, 2010. – Ч. 1. – С. 68–74. – 0,45 п.л.
49.Бездухов, А.В. Этическое отношение как образующее содержания этико-педагогической деятельности учителя / А.В. Бездухов // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогно-стичности образовательных систем : мат-лы XX всерос. науч. конф. – Казань : Центр инновационных технологий, 2010. – С. 56–63. – 0,45 п.л.
50.Бездухов, А.В. Золотое правило нравственности как моральный ориентир педагогической деятельности / А.В. Бездухов // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : мат-лы пятой международ. науч.-практ. конф. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 49–52. – 0,4 п.л.
51.Бездухов, А.В. Приобщение будущего учителя к ценностям в период педагогической практики / А.В. Бездухов // Вестник ПГСГА. Кафедра педагогики. – Самара : ПГСГА, 2010. – Вып. 2. – С. 23–32. – 0,55 п.л.
52.Бездухов, А.В. О соотношении терминов «нравственный» и «педагогический» в понятии «нравственно-педагогическое взаимодействие» / А.В. Бездухов // Актуальные проблемы современного образования : сб. науч. ст. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 3–11. – 0,55 п.л.
53.Бездухов, А.В. Субъектно-ценностный подход к формированию этического сознания будущего учителя в контексте уровней методологии / А.В. Бездухов // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы : мат-лы все-рос. методологического семинара. – М. : МИОО, 2011. – С. 182–186. – 0,35 п.л.
54. Бездухов, А.В. Подходы к исследованию направленности деятельности учителя / А.В. Бездухов // Вестник ПГСГА. Кафедра педагогики. – Самара : ПГСГА, 2011. – Вып. 3. – С. 14–22. – 0,5 п.л.
55. Бездухов, А.В. О целеполагании в деятельности учителя / А.В. Бездухов // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования : сб. тр. международ. науч. конф. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – С. 41–47. – 0,4 п.л.
56. Бездухов, А.В. Нравственно-педагогическое взаимодействие как форма существования морального пространства педагогической деятельности / А.В. Без духов // Актуальные проблемы педагогических и психологических наук : мат-лы международ. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – Ч. 1. – С. 90–96. – 0,4 п.л.
57.Бездухов, А.В. О воспитании школьника как добродетельного человека / А.В. Бездухов, О.В. Ненашева // Научный потенциал. – 2012. – № 3(8). – С. 75– 80. – 0,5/0,25 п.л.
58.Бездухов, А.В. Гуманистический подход к формированию этического сознания будущего учителя / А.В. Бездухов // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – М. : МПСУ, 2012. – С. 55–62. – 0,5 п.л.
59.Бездухов, А.В. Этическое знание как предпосылка социального действия учителя / А.В. Бездухов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2013. – № 1. – С. 9–13. – 0,6 п.л.
60. Бездухов, А.В. Педагогические аспекты преодоления ситуации «после добродетели» / А.В. Бездухов // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы : мат-лы XII международ. науч.-практ. конф. – Краснодар : АНО «ЦСПИ “Премьер”», 2013. – С. 3–8. – 0,35 п.л.
61.Бездухов, А.В. Категориальный способ оформления этического сознания учителя / А.В. Бездухов // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире : мат-лы XIV международ. науч.-практ. конф. – Краснодар : АНО «ЦСПИ “Премьер”», 2013. – С. 7–12. – 0,35 п.л.
62.Бездухов, А.В. Понятийный способ оформления морального и нравственного сознания учителя / А.В. Бездухов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : мат-лы XXXI международ. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2013. – С. 33–41. – 0,5 п.л.
63.Бездухов, А.В. Этическое сознание учителя как теоретическое сознание / А.В. Бездухов // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии : мат-лы международ. науч.-практ. конф. / АНО содействия развития современной отечественной науке Издательский дом «Научное обозрение». – М. : Планета, 2013. – С. 8–16. – 0,5 п.л.
64. Бездухов, А.В. Этико-педагогическое осмысление строя этического со знания студентов / А.В. Бездухов // Воспитание в современном культурно-образо вательном пространстве : сб. ст. / под общей ред. О.К. Поздняковой. – М. : МПСУ, 2013. – Т. 2. – С. 43–54. – 0,6 п.л.
65. Бездухов, А.В. На какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей / А.В. Бездухов // Наука вчера, сегодня, завтра : мат- лы VI международ. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2013. – С. 41–48. – 0,45 п.л.
III. Учебно-методические пособия, методические рекомендации и программы
66. Бездухов, А.В. Гуманизация образования в меняющемся мире : програм ма спецкурса / А.В. Бездухов. – Самара : ПГСГА, 2009. – 28 с. – 1,8 п.л.
67.Бездухов, А.В. Гуманистическая направленность будущего учителя: методы изучения, анализ состояния : метод. рекомендации / А.В. Бездухов. – Самара : ПГСГА, 2010. – 40 с. – 2,5 п.л.
68.Бездухов, А.В. Методология и методика педагогического исследования : программа спецкурса / А.В. Бездухов // Гуманистическая направленность будущего учителя: методы изучения, анализ состояния : метод. рекомендации для студ. и преподавателей педвузов / А.В. Бездухов. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 35–39. – 0,4 п.л.
69. Бездухов, А.В. Содержание и методы формирования гуманистической направленности студента – будущего учителя : учеб. пособие / А.В. Бездухов. – Самара : ПГСГА, 2010. – 144 с. – 9 п.л.