Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.02
Год: 2014
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Парламентаризм как теория и практика организации и функционирования парламента является для Республики Таджикистан новым, не до конца еще познанным и реализованным. На его пути возникают много трудностей, преград и препятствий, связанных с обстоятельствами переходного периода (влияние старого (советского) мышления, форм и методов работы, отсутствие политико-юридической практики и традиций парламентаризма и т.п.). В связи с этим становление института парламента в стране с учетом общеизвестных принципов и положений парламентаризма происходит очень сложно, медленно, постепенно и с большими трудностями. Эволюция института парламента происходила в тяжелых для страны условиях - гражданской войны и поствосстановительного периода - достижения мира и национального согласия в стране. На основании Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане учреждён двухпалатный парламент, нижняя палата которого работает на постоянной профессиональной основе. С этого момента (2000г.) практически начинается реальное воплощение принципов и норм парламентаризма в политико-правовой действительности Республики Таджикистан.
  2. Принятие отдельного закона о парламенте считается дискуссионным. Изучая опыт других стран, где имеются аналогичные законы (Узбекистана и Казахстан), а также Конституционного закона о парламенте Республики Таджикистан (Маджлиси Оли Республики Таджикистан), автор отмечает, что в этом законе объединены нормы Конституции, законы о выборах, о статусе депутатов и регламентарные нормы. Такая форма правового регулирования признаётся нецелесообразной и неэффективной. Обосновывается точка зрения, согласно которой основные вопросы организации и функционирования парламента и других ветвей государственной власти должны быть урегулированы на уровне конституции. Предлагается регламенты деятельности палат парламента и совместных заседаний палат парламента утвердить законом, в обсуждении которого будут принимать участие все субъекты права законодательной инициативы. Он пройдет обсуждение в обеих палатах парламента и будет подписан президентом. Это снимает многие вопросы и споры, которые часто возникают по отдельным нормам регламента со стороны других органов, прежде всего субъектов права законодательной инициативы. С другой стороны, это ограждает парламент от злоупотреблений (закрепление большего количества прав и полномочий) при принятии регламента.
  3. Предлагается принять Закон «О законодательной деятельности», который развивая положения Конституции, может способствовать тому, чтобы эта важная сфера деятельности осуществлялась в строгом соответствии с нормами закона и эффективно. Регулирование вопросов законодательной деятельности посредством регламентов палат парламента может привести к отдельным спорам, разногласиям и противостоянию между субъектами законодательной инициативы.
  4. Двухпалатная структура парламента признается соответствующей существующим реалиям страны. В условиях нестабильности и постконфликтной ситуации (особенно в Республике Таджикистан, где в 1992-1997 годах произошла гражданская война), отсутствия необходимой практики и традиций демократии и парламентаризма, наиболее эффективным механизмом осуществления законодательной власти является двухпалатный парламент. Как известно, в двухпалатном парламенте законодательная власть делится между палатами, и их взаимодействие осуществляется с учетом механизма «сдержек и противовесов», что дает возможность сдерживать нижнюю палату от злоупотребления властью. Исходя из требований принципов и норм парламентаризма, а также того, что члены верхней палаты парламента должны представлять интересы территориальных коллективов регионов страны, а не местных представительных органов государственной власти, предлагается выбирать на постоянной (профессиональной) основе членов этой палаты непосредственно избирателями регионов.
  5. Взаимодействие палат парламента нуждается в совершенствовании. Необходимо совершенствовать законодательную основу разрешения разногласий палат, особенно при возвращении законов, принятых нижней палатой со стороны верхней палаты. Предлагается широко использовать механизм консультаций между палатами, а также образования согласительных комиссий.
  6. Совместные полномочия палат, осуществляемые на их совместных заседаниях, непомерно расширены. Кроме известных традиционных вопросов, рассматриваемых на этих заседаниях (вопросы, которые имеют в той или иной мере церемониальный характер), в него включены и другие, которые превращают совместные заседания как бы в третью палату парламента. Поэтому предлагается ввести изменения в Конституцию для приведения этих положений в соответствие с общепризнанными нормами и практикой парламентаризма.
  7. Демократизация законотворческой деятельности требует расширения прозрачности этого процесса. Для этого предлагается поддержать введение народной законодательной инициативы, предоставить такое право пятидесяти тысячам избирателей. Предоставление определенному количеству избирателей права законодательной инициативы вытекает из демократического принципа функционирования государственной власти и права участия граждан в осуществлении этой власти. В условиях Республики Таджикистан этот институт окажет содействие в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества.
  8. Считается целесообразным на конституционном уровне определить границы законодательной деятельности парламента, т.е. сферы по которым принимаются законы, поскольку в Таджикистане еще не полностью сформировались прочные основы демократической государственности, отсутствуют необходимая практика и традиции осуществления государственной власти на основе принципа разделения властей, существует вероятность возникновения споров и конфликтов между ветвями государственной власти по вопросам законодательной деятельности парламента. Об этом свидетельствует также практика некоторых стран СНГ (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Украина, Азербайджанская Республика и др.).
  9. Функция финансового контроля парламента является очень слабой и недостаточной, хотя в статье 60 Конституции подчеркивается, что нижняя палата (Маджлиси намояндагон) принимает государственный бюджет и осуществляет контроль над его исполнением. Для усиления этой важной функции парламента предлагается внести изменения в Конституцию и закрепить порядок формирования и основные полномочия Счетной палаты.
  10. Очень слаба контрольная функция парламента, особенно контроль над исполнительной властью. Она ограничена не только на практике, но и на уровне Конституции и действующего законодательства. Сильный парламентский контроль является нужным в тех государствах, где имеется сильная президентская власть, президент входит в систему исполнительной власти и возглавляет его. Для усиления парламентского контроля предлагается дополнить Конституцию страны отдельной статьей следующего содержания: «Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан осуществляют контроль над исполнением принятых законов и вопросов, входящих в компетенцию обеих палат и каждой палаты парламента».
  11. Поддерживается идея об объединении в отдельной главе (разделе) Конституции основных принципов и норм избирательной системы. Это связано, прежде всего, с тем, что избирательная система является важным институтом конституционного права, основой формирования государственной власти, определяющей правила игры политических сил и легитимации прихода их к власти. Смешанная избирательная система признается целесообразной в условиях Республики Таджикистан, где только что формируется многопартийность, отсутствуют практика и традиции многопартийности, партии не имеют широкой социальной базы. Допускается постепенный переход с учетом разрешения вышеназванных проблем к выборам по партийным спискам.
  12. Для укрепления роли парламента, представительства интересов разных слоев общества в нем через политические партии, создание в парламенте политических фракций, недопущения прихода только одной или двух партий в парламенте предлагается снизить пятипроцентный барьер до трех процентов для получения партиями мест в парламенте.
  13. Предлагается перейти от сильной президентской республики к смешанной форме правления, т.е. к президентско-парламентарной республике. Это, во-первых, способствует осуществлению государственной власти в пределах рационального и целесообразного. Во-вторых, будет активизирована работа парламента (особенно его нижней палаты) в осуществлении парламентского контроля над правительством. В-третьих, повысится ответственность правительства перед парламентом, а в случае неэффективной его работы позволит парламенту выразить недоверие правительству и отправить его в отставку. В-четвертых, повысит также и ответственность парламента, поскольку будет введен механизм досрочного роспуска парламента. И, в-пятых, приведет к усилению партийной конкуренции и активизации партийных фракций в парламенте.
  14. Анализируя взаимоотношения парламента с органами судебной власти, автор приходит к выводу, что наиболее целесообразным является избрание всех судей (верховных и местных) верхней палатой парламента по ходатайству Совета юстиции и представлению Президента страны. Это, в свою очередь, укрепляет судебную власть и будет соответствовать принципу разделения властей. Согласно Конституции и Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» лишение неприкосновенности судей при совершении ими преступления решается верхней палатой парламента. Верхняя палата в этом случае должна исследовать доказательства и убедиться в обоснованности предъявленного обвинения. Это требует определенного круга правовых знаний, т.е. профессионализма членов палаты. С учетом этого предлагается этот вопрос передать в полномочия Конституционного суда. Профессионализм судей Конституционного суда, а также демократические порядки и процедуры рассмотрения вопросов в Конституционном суде позволяют справедливо, законно и обоснованно решить вопрос о лишении неприкосновенности судей всех судов республики.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Некоторые вопросы истории становления парламентаризма и законодательной власти в Республике Таджикистан / З. Ализода // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Сер.: философия и право. – Душанбе, 2008. – № 1. – С.76-83. – 0,6 п.л.

2.Некоторые аспекты формирования двухпалатного парламента в Республике Таджикистан / З. Ализода // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Сер.: философия и право. – Душанбе, 2011. – № 4. – С.168-174. – 0,6 п.л.

3.Правовые основы организации и функционирования парламента Республики Таджикистан / З. Ализода // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – Душанбе, 2012. – № 1. – С.10-15. – 0,5 п.л.

4.Вопросы формирования и взаимодействия палат парламента Республики Таджикистан / З. Ализода // Вестник Таджикского национального университета. – Душанбе, 2012. – № 3/1 – С. 52-61. – 0,8 п.л.

5.Некоторые аспекты эволюции парламентаризма в Республике Таджикистан / З. Ализода // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2012. – № 4. – С. 25-30. – 0,5 п.л.

6.О понятии парламентаризма и его воплощение в политико-правовой действительности Республики Таджикистан / З. Ализода // Вестник «Таджикистан и современный мир». – Душанбе, 2012. – № 5. – С. 18-28. – 0,8 п.л.

7. К вопросу о понятии и признаках парламентаризма / З. Ализода // Конституционное и муниципальное право. – М., 2012. – № 5. – С.55-60. – 0,4 п.л.

8. Финансовые полномочия парламента Республики Таджикистан и проблемы их совершенствования / З. Ализода // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – Душанбе, 2013. – № 2. – С. 10-16. – 0,6 п.л.

9.К вопросу об усилении парламентского контроля в Республике Таджикистан / З. Ализода // Вестник Таджикского национального университета. – Душанбе, 2013. – №3/3. – С. 44-48. – 0,5 п.л.

10.Смешанная система выборов депутатов парламента и проблемы совершенствования избирательного законодательства Республики Таджикистан / З. Ализода // Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). – Душанбе, 2013. – № 6 (55). – С. 107-110. – 0,4 п.л.

11.Проблемы участия политических партий в выборах парламента Республики Таджикистан / З. Ализода // Кишоварз (Земледелец) / Теоретический и научно-практический журнал. – Душанбе, 2013. – № 4. – С. 18-22. – 0,5 п.л.

12.Некоторые вопросы формирования нового законодательства о выборах парламента Республики Таджикистан / З. Ализода // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики – Ходжент, 2013. – № 4. С. 11-15. – 0,5 п.л.

13.Представительная функция парламента Республики Таджикистан и проблемы ее правового закрепления / З. Ализода // Вестник Таджикского национального университета. – Душанбе, 2013. – № 3/5. – С. 55-59. – 0,5 п.л.

14.Конституционно-правовые основы взаимодействия парламента и президента в Республике Таджикистан / З. Ализода // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – Душанбе, 2013. – № 4. – С. 15-18. – 0,5 п.л.

15.Парламент и органы судебной власти: проблемы взаимодействия / З. Ализода // Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). – Душанбе, 2014. – № 1. – С. 88-92. – 0,5 п.л.

16.Законотворчество и проблемы определения границы законодательной деятельности парламента Республики Таджикистан / З. Ализода // Кишоварз (Земледелец) / Теоретический и научно-практический журнал. – Душанбе, 2014. – № 1. – С. 74-78. – 0,5 п.л.

17.Некоторые проблемы законотворческой деятельности в Республике Таджикистан / З. Ализода // Вестник Таджикского национального университета. – Душанбе, 2014. – № 3/3. – С. 65-69. – 0,5 п.л.

Монографии:

18.Верховное Собрание Республики Таджикистан / З. М. Алиев. – Душанбе: Паёми Сомониён, 1999. – 106 с. (на тадж. яз.). – 7 п.л.

19.Основной закон: история и современность / З. М. Алиев, Х. Х. Хамидов. – Душанбе: Паёми Сомониён, 2002. – 114 с. (на тадж. яз.). – 7 п.л. (в соавторстве).

20.Становление института парламента в Республике Таджикистан: проблемы теории и практики / З. Ализода. – Душанбе: ТНУ, 2011. – 264 с. – 16,5 п.л.

21.Рецензия: Нематов А. Р. Парламентаризм в Таджикистане: долгий и трудный путь становления и научного осмысления (рецензия на монографию З. Ализода. Становление института парламента в Республике Таджикистан: проблемы теории и практики. – Душанбе: ТНУ, 2011. – 264 с. // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философии и право. – Душанбе, 2012. – № 2. – С. 119-122.

22.Эволюция института парламента в Республике Таджикистан / З. Ализода. – Душанбе: ТНУ, 2013. – 206 с. – 12,8 п.л.

Учебно-методические и учебные пособия:

23.Основа новейшей государственности / З. М. Алиев, М.Д. Диноршоев, А. С. Достиев, М. Илолов, Р. Масов, К. О. Олимов, Р. К. Рахимов, М. З. Рахимов, М. Убайдуллоев, И. К. Усмонов, С. Х. Хайруллоев, А. О. Хакимов, Х. Х. Хамидов, А. А. Шарипов; под ред. М. Убайдуллоева. – М.: Радуница, 2002. – 416 с. (на таджикском, руссом и английском языках). – 28,5 п.л. (в соавторстве).

24.Теория государства и права. Учебное пособие / З. М. Алиев, Х. Х. Хамидов. – Душанбе: Конуният, 2004. – 242 с. (на тадж. яз.). – 15,1 п.л. (в соавторстве).

25.Конституционный суд Республики Таджикистан: становление и деятельность / З. М. Алиев, А. А. Абдуллаев, Б. М. Мукбилшоев, М. Н. Назаров; под ред. З. М. Алиева. – Душанбе: Хумо, 2005. – 104 с. (на таджикском, русском и английском языках). – 6 п.л. (отв. ред. и соавтор).

26.Третейские суды / З. Ализода, Ш. Зоиров, М. Малаев, С. Шеров; под ред. З. Ализода. – Душанбе: Кондора, 2008. – 164с. (на тадж. яз.). – 10 п.л. (отв. ред. и соавтор).

27.Научно-популярный комментарий Конституции Республики Таджикистан / З. Ализода, Н. Абдуллаев, О. Асадов, У. Х. Бобоев, Б. К. Бобохонов, А. И. Имомов, З. И. Искандаров, М. А. Махмудов, Ш. М. Менглиев, Д. Х. Муродов, Т. Н. Назаров, М. З. Рахимов, Х. О. Ойев, Ш. О. Салимзода, Р.Ш. Сотиволдиев, Ш. Т. Тагайназаров, Ф. Т. Тахиров, С. С. Фаттоев, А. Г. Халиков, К. Н. Холиков, И. Ходжаев, Б. Т. Худояров, Х. Хамидов, Т.Ш. Шарипов, Н.Ш. Шонасурдинов, Ш. Шохиён; под ред. М.А. Махмудова. – Душанбе: Шарки озод, 2009. – 520 с. (на тадж. яз.). – 32,5 п.л. (в соавторстве).

28.Комментарий к Конституционному закону Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» / З. М. Алиев, А. А. Абдуллаев, Б. М. Мукбилшоев, М. Н. Назаров, Х. Р. Комилова, Ш. М. Мустафокулов; под ред. З. М. Алиева. – Душанбе: Хумо, 2004. – 186 с. (на тадж. яз.). – 10,4 п.л. (отв. ред. и соавтор).

29.Комментарий к Закону Республики Таджикистан «О третейских судах» / З. Ализода, Ш. Зоиров, М. Малаев, С. Шеров; под ред. З. Ализода. – Душанбе: Кондор, 2008. – 160 с. (на таджикском и русском языках). – 10,2 п.л. (отв. ред. и соавтор).

30. Комментарий к Закону Республики Таджикистан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» / З. Ализода, Ю. Салимов, Ш. Зоиров, Т. Шарипов, А. Диноршаев, Х. Кадыров; под ред. З. Ализода. – Душанбе: VizaPrint, 2009. – 208 с. (на таджикском и русском языках). – 16,8 п.л. (отв. ред. и соавтор).

Статьи, опубликованные в научных журналах, сборниках научных статей, в материалах международных, региональных, республиканских конференций, круглых столов, семинаров:

31.Высшие органы государственной власти Республики Таджикистан: понятие и особенности / З.М. Алиев // Государство и право.– Душанбе, 1998. – №1. – С. 48-53. (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

32.Парламент и проблемы его организации в Республики Таджикистан / З.М. Алиев // Государство и право. – Душанбе, 1998. – № 3. – С. 12-16. (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

33.Критерии определения полномочий Маджлиси Оли (парламента) Республики Таджикистан / З.М. Алиев // Сб. научных трудов Налогово-правового института. – Душанбе: Налогово-правовой институт, 1999. – Вып.1. – С. 190-196. – 0,4 п.л.

34.Разделение властей: история, теория и практика / З.М. Алиев // Государство и право. – Душанбе, 2000. – № 3. –С. 3-8. (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

35.Некоторые вопросы становления парламентаризма в Республике Таджикистан / З.М. Алиев // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. – СПб, 2002. – №1. – С.213-220. – 0,7 п.л.

36.Формирование парламентаризма в Республике Таджикистан / З.М. Алиев // Жизнь и закон. – Душанбе, 2002. – № 2. – С. 35-47. (на тадж. яз.). – 0,8 п.л.

37.Конституционные основы организации исполнительной власти в Республике Таджикистан / З.М. Алиев // Государство и право. – Душанбе, 2003. – № 1. – С.9-14 (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

38.Значение таджикского мира в становлении новейшей государственности Таджикистана / З.М. Алиев // Жизнь и закон. – Душанбе, 2004. – № 2. – С. 13-17 (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

39.10-лет Конституции Республики Таджикистан: достижения и перспективы / З.М. Алиев // Жизнь и закон. – Душанбе, 2005. – № 1. – С.7-14 (на тадж. яз.). – 0,5 п.л.

40.Роль парламента по содействию в защите прав человека / З. М. Алиев // Жизнь и закон. – Душанбе, 2006. – №1. – С.100-113. – 0,4 п.л.

41.Парламентаризм и процесс его становления в Республике Таджикистан / З.М. Алиев // Государство и право. – Душанбе, 2006. – № 3. – С. 18-23. – 0,4 п.л.

42.Эволюция парламентаризма в Республике Таджикистан / З. Ализода // Центральная Азия и Кавказ. – Швеция: СА&CCPress.® – 2008. – № 2(56). – С.100-107. – 0,8 п.л.

43.Противоречие в нормативных правовых актах и их влияние на применение законодательства / З. Ализода // Материалы республиканской научно-практической конференции, г. Душанбе, 22 июня 2010. – Душанбе, 2010. – С.25-30 (на тадж. яз.). – 0,4 п.л.

44.Развитие законодательства Республики Таджикистан в период независимости. / З. Ализода // Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию государственной независимости Республики Таджикистан, г. Душанбе, 26-29 августа 2011. – Душанбе, 2011. – С. 49-57 (на тадж. яз.). – 0,6 п.л.

45.Конституционный суд и проблемы защиты прав человека и гражданина в Республике Таджикистан / З. Ализода // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. – Ереван: Центр конституционного права Республики Армения, 2011. – Вып. 1 (51) – С. 125-131. – 0,4 п.л.

46. Защита прав человека и гражданина Конституционным судом Республики Таджикистан / З. Ализода // Материалы международной научно – практической конференции «Конституционная законность – основа правового государства и свободы личности». – Астана, 22-23 декабря 2011 года. – Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва. – 2012. – С. 78-81. – 0,4 п.л.