Напряженные духовные искания «готического Средневековья» выразились в так называемом «религиозном возрождении», предшествовавшем и во многом подготовившем гуманистическую культуру Возрождения.
2. На фоне многочисленных религиозных движений именно францисканство в наиболее полной мере выразило стремление средневекового общества к религиозному обновлению.
3. Богатая и разнообразная литература францисканского ордена возникла на довольно скромном литературном фоне средневековой Италии, развившись из двух составляющих - примитивной местной религиозной поэзии и некоторых тем куртуазной французской литературы.
4. Яркий и неординарный образ Франциска Ассизского, выходящий за рамки средневековой агиографии (эзотерический элемент, куртуазная составляющая, смеховое начало), стал одним из любимейших персонажей средневековой литературы, что свидетельствует о пробуждении индивидуалистического начала в средневековом сознании.
5. Специфика разнообразного по жанрам письменного наследия Франциска Ассизского формально вписывается в характеристики средневекового религиозного дискурса и фидеистических текстов: магическое отношение к слову, низкая степень авторского самосознания и осознание себя как орудия высших сил. При этом все тексты оказываются связанными с музыкальным началом.
6. В текстах Франциска, наряду с традиционно средневековыми мировоззренческими элементами, содержатся основы нового мировоззрения - позитивная оценка вселенной и человека, радость жизни и восхищение красотой материального мира. Наиболее полным выражением этого мировоззрения мы считаем его «Гимн творениям».
7. Францисканская литература, возникшая после смерти Франциска, ярко демонстрирует тот факт, что Средневековье не знало жестких границ между художественными текстами и религиозной, философской, исторической литературой. Во всех жанрах францисканских текстов «внехудожественного» назначения (молитвы, трактаты, проповеди, письма) присутствует значительный художественный элемент.
8. В обширной францисканской агиографии Франциск Ассизский выступает прежде всего как носитель принципиально нового восприятия мира и как его преобразователь. Основная ее идея - духовное возрождение мира, а Франциск воспринимается как новый евангелист и даже второй Христос. При этом образ Франциска приобретает некоторую эзотерическую составляющую.
9. Во францисканской литературе возникает новый жанр народной «цветочной» прозы, когда жизнеописание строится по принципу коротких новелл, не связанных между собой хронологически. Тональность францисканской агиографии - радость и предчувствие «новой жизни».
10. Расцвет научной литературы во францисканском ордене является следствием внимательного и восторженного отношения к миру как к прекрасному творению Бога, полному чудес. Развитие не только средневековой университетской науки, но и паранаучных знаний (алхимия, астрология, практическая магия) связано с ведущей ролью францисканских ученых (наряду с доминиканцами).
11. Апокалиптическая тема и болезненная экстремальная мистика, существовавшая в ордене несмотря на общий жизнеутверждающий настрой францисканской литературы, является следствием восприятия пришествия Франциска Ассизского как финального этапа мировой истории и предвестия Страшного Суда.
12. Культ женского начала, выразившийся в развитии культа Девы Марии, является важнейшей составляющей францисканского движения, о чем свидетельствует большое количество текстов, посвященных Мадонне. Значительное количество текстов, созданных женщинами, и их большая роль во францисканском ордене свидетельствуют о произошедшем в средневековом менталитете сдвиге в отношении к женщине.
13. Францисканство выступило и в качестве моста, связующего два мира эпохи Крестовых походов: христианский и исламский. Основа - общие у францисканства и ислама мистические практики и общие темы мистической поэзии (суфизм).
14. Литература доминиканского ордена, находившегося в некоторой конкуренции по отношению к францисканскому, развивалась под несомненным влиянием францисканской литературы и, за исключением некоторых явлений, не породила значительной литературной традиции.
15. Францисканские образы оставили большой след во всем дантовском наследии, от «Новой жизни» до «Божественной комедии». Это является следствием восприятия великим поэтом многих сторон францисканства - его социальных ориентиров, эстетических и этических идеалов, мистической устремленности. Франциск Ассизский, сам ставший литературным персонажем «Божественной комедии», находится на вершине дантовской вертикали.
1.Франциск Ассизский и его наследие: от истоков к современности. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 176 с.
2.Под сводами Средневековья: Франциск Ассизский. — СПб.: Изд-во РХГА, 2013. — 384 с.
Антология
3. Данте: Pro et contra. Личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей / Сост., вступит. ст., коммент. М. С. Самариной, И. Ю. Шауба. — СПб.: Изд-во РХГА, 2011. — 976 с. — (Русский путь).
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных периодических изданиях:
4. Апокалиптические мотивы в итальянской литературе XII–XIV веков // Древняя и Новая Романия. Вып. 6. Романское языкознание и национальные филологии. Межвузовский сборник / Отв. ред. проф. Е. М. Чекалина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 43–50.
5. Франциск Ассизский в русской критике XIX–XX веков // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2007. Вып. 3. Ч. I. С. 9–14.
6.Францисканские рукописи эпохи Крестовых походов: встреча Франциска Ассизского с султаном Египта // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2007. Вып. 3. Ч. II. С. 78–84.
7.Из истории средневековой науки: алхимические тексты Фомы Аквинского // История науки и техники. 2007. № 12. С. 48–53.
8.«Гимн творений» Франциска Ассизского в контексте культуры средневековья // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 2. 2007. Вып. 1. С. 180–192.
9. Поэтическое наследие Франциска Ассизского: проблемы изучения Laudes dei altissimi» // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2008. Вып. 2. Ч. 2. С. 56–60.
10.Проблемы прозаического наследия Франциска Ассизского // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2008. Вып. 3. С. 100–105.
11.Данте и францисканская литература // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. 2. С. 51–56.
12. Проблемы литературного наследия Томмазо да Челано // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2009. Вып 3. С. 100–104.
13.«Рассказ об истинной и совершенной радости» Франциска Ассизского // Древняя и Новая Романия. Вып. 8. Актуальные проблемы итальянистики. Межвузовский сборник к 60-летию итальянского отделения / Под ред. проф. М. А. Марусенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 209–216.
14.Путешествие на Восток Франциска Ассизского: литературные отзвуки через столетия // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2011. Вып. 1. С. 23–26.
15. Символика волка в культуре: от капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 4. Т. 2: Философия. С. 216–223.
16. День гнева: францисканцы и апокалиптика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 3. Т. 2. Философия. С. 227–234.
17. Развитие францисканской литературы в XIII–XIV столетии: путь к Данте // Древняя и Новая Романия. Межвузовский сборник. Т. 13. 2013. № 2. С. 376–378.
18.Антоний Падуанский в литературе средневековья: персонаж и автор // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2013. Вып. 4. С. 19–24.
19.Францисканская философская литература: «homo novus» и обновление мира // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 9. 2014. Вып. 1. С. 79–84.
Научные статьи в других изданиях
20. «Книга о миллионе» Марко Поло: история создания // Материалы XXVI межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 6. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 3–6.
21.«Готическое» в литературном наследии Бернарда Клервоского // Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 5. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. С. 57–61.
22.«День гнева» Томмазо да Челано как памятник иоахимитской литературы XIII века // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 20. Ч. I. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 3–6.
23.Послания св. Кьяры Ассизской // Материалы XXIX межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 81–86.
24.Письмо Франциска Ассизского Антонию Падуанскому мистика и рационализм францисканства. // Итальянский сборник / Научн. ред. В. В. Селиванов. СПб., 2000. № 4. С. 19–26.
25.Личность Антония Падуанского в средневековой агиографической литературе // Мир Лузофонии. Центр португало-бразильских исследований. Материалы международной научной конференции 15–17 октября 1998 г. / Отв. ред. Б. Н. Комиссаров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 247–254.
26. Франциск Ассизский и культура средневековой Франции // Итальянский сборник. СПб., 2001. № 5. С. 15–24.
27. «Гимн творений» Франциска Ассизского: проблемы языка и стиля // Вопросы филологии / Под ред. проф. Е. А. Зачевского. СПб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 2001. Вып. 7. С. 94–102.
28. Проблемы атрибуции текстов Франциска Ассизского // Вопросы филологии / Под ред. проф. Е. А. Зачевского. СПб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 2001. Вып. 7. С. 207–210.
29. Проблема авторства в средневековой литературе и наследие Франциска Ассизского // Материалы XXX межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 15. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001. С. 28–31.
30. Les problèmes de la renaissance religeuse à la fin du Moyen-Ȃge // Le Porche. Bulletin de l’аssociation des amis du Centre Jeanne d’Arc — Charles Péguy de Saint-Petersbourg. 2002. № 9. P. 27–35.
31. Данте и готика // Дантовские чтения. М.: Наука, 2002. С. 151–157.
32.Иоахим Флорский и францисканство // Итальянский сборник. СПб., 2002. № 6. С. 5–17.
33.Франциск Aссизский и францисканский орден // Studio. 2002. № 3–4. С. 28–36.
34. Эти загадочные этруски // Studio. 2003. С. 34–39.
35. «Гимн творений» Франциска Ассизского как документ эпохи / М. С. Самарина, И. Ю. Шауб // Итальянский сборник. СПб., 2003. № 7. С. 28– 51.
36. Франциск Ассизский и литература Серебряного века // Итальянский сборник. СПб., 2003. № 7. С. 194–209.
37. Некоторые вопросы перевода «Гимна творениям» Франциска Ассизского на русский язык // Материалы V международной научной конференции по переводоведению «Федоровские чтения». СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2003. C. 71–75.
38.San Francesco d’Assisi e San Pietroburgo // Firenze e San Pietroburgo. Due culture si confrontano e si dialogano tra loro. Atti del Convegno / A cura di A. Alberti e S. Pavan. Firenze, 2003. P. 43–52.
39.Франциск Ассизский и Дон Кихот Ламанчский // Iberica: К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот» / Отв. ред. В. Е. Багно. СПб.: Наука, 2005. С. 153–162.
40.Клара Ассизская // Итальянский сборник. СПб., 2005. № 8. С. 29–35.
41.Исламский Восток во францисканских текстах XIII века // Зарубежная литература. Проблемы метода. Вып. 6. Художественный текст: структура и поэтика. Межвузовский сборник / Под ред. И. П. Куприяновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 3–14.
42.Переписка Клары Ассизской и Агнессы Пражской как документ эпохи // Свеча. Религия и личность в прошлом и настоящем. 2005. Т. 12. Владимир; М.: Издательство Владимирского государственного университета, 2005. С. 90– 95.
43. Неизвестный Аквинат: поэт и мистик // Итальянский сборник. СПб. 2006. № 9. С. 23–33.
44. Трактат о тамплиерах Бернарда Клервоского: идеологическое обоснование религиозных войн // Материалы XXXV межвузовской научно- методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 4. Французские чтения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 20–24.
45. Судьбы средиземноморских бродячих сюжетов в средневековой литературе юга Италии // Материалы XXXV межвузовской научно- методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 20. СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 62–64.
46. Краткий очерк истории изучения наследия Франциска Ассизского // Итальянский сборник. СПб., 2007. № 10. С. 18–30.
47.Литературное наследие Галилея // Материалы XXXVI международной филологической конференции. Вып. 8. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 150–152.
48.Франциск Ассизский и его эпоха // Францисканские чтения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 65–73.
49.Космос Франциска Ассизского // Материалы XXXVII международной филологической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 125–128.
50. Франциск Ассизский: исторический портрет // Культура и история: Материалы межвузовских научных конференций «Культура и история (2004– 2007) / Под ред. Ю. К. Руденко, А. А. Шелаевой, В. В. Горячих, М. А. Шибаева. СПб., 2009. С. 37–48.
51. Ave Maria: формирование канонического текста в литературе францисканского ордена // Материалы XL Международной филологической конференции 14–19 марта 2011 г. История зарубежных литератур: литературный канон и его преодоление. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. С. 77–81.
52. Францисканский орден и женщины средневековья // Материалы Всероссийской научной конференции «Италия и Европа», посвященной 100- летию со дня рождения член.-корр. АН СССР В. И. Рутенбурга. Ноябрь 2011. СПб.: ИИРАН, 2013. С. 61–75.
53.Dante Pro et Contra. Personalità e rettaggio dantesco nella valutazione dei pensatori, scrittori e studiosi russi // Natura e archetipi. Seminario scientifico. Assisi, 2012. P. 10–15.
54.Dante Alighieri, l’idea di impero e la letteratura russa. Una breve riflessione // Russia, l’Impero. Saggi di storia e cultura. A cura di Francesco Randazzo. Libellula edizioni, 2014. P. 275–280.