- Духовно-нравственная жизнь общества предполагает функционирование в обществе гармонии / равновесия. В связи с этим понятие «экзистенциальное равновесие», введённое автором в научный оборот, предстаёт как позитивное явление в социальной философии, поскольку будущее современного человека зависит от его осмысленного выбора, определения собственной жизненной позиции. Важным элементом, характеризующим специфику проявления данного понятия, является духовность. Духовность - это особая онтологическая миссия, данная человеку. Именно она призвана в своём первоначальном образе выполнять историческую миссию в духе экзистенциально-ценностного равновесия личности и общества, любви к себе и любви к окружающим; именно духовность является ценностным ядром содержания духовно-нравственной жизни современного российского социума, так как подлинность российской духовности подтверждается всей историей нашего народа, его постоянным стремлением к гармоничному обществу. В практическом освоении современной реальности дух представляется как потенциально возможное, то, что может реализоваться, объективироваться в духовной жизни. На уровне индивида это возможное в той или иной степени реализуется в душе человека, на уровне общества - в духовной жизни. Созидательно-конструктивная направленность мышления современного человека выражается в интеллектуально-волевом акте проявления его сущности - трансформировании своих внешних и внутренних интенций. Такую трансформацию своего внутреннего «Я» предложено назвать духовностью. В связи с этим духовно-нравственная сфера жизни общества может и должна занять определяющее место в практическом освоении объективной реальности.
- Проблемы духовной жизни общества предполагают их разрешение через активное участие людей и их веру в возможность преобразования мира в позитивную сторону. На основе рассмотренных идей о функционировании духовной жизни общества (С.Ф. Анисимов, Г. Батищев, А.К. Уледов, Й. Хейзинга, А.В. Баранов, С.И. Голод, Г.А. Евтеева, Е.И. Зейлигер) актуализированы следующие проблемы: проблема сохранения базовых традиционных ценностей национальной культуры (самоидентичности) - патриотизма, российского национального характера; традиционных российских черт и их ценностных оснований: всечеловечности, спонтанности, общинности, соборности, державности, государственности, коммунитарности, иррациональности, панморалистичности, т. е. этичности, церковности, всеединства; проблема вестернизациии и индоктринации; формирования «нового» сознания, а также ноосферного мышления; проблема «экзистенциального вакуума» и освоения ценностей современной личностью и обществом; проблема осознания (например, идеала) сущности диады «Я - не Я» и формирования глубинных слоёв экзистенции: добра, правды и справедливости как «категорического императива» духовной жизни общества; проблема поиска таких способов выхода из кризиса, которые обеспечат в будущем «экзистенциальное равновесие» духовного бытия личности и общества. Понимание противоречий как вечных и неуничтожимых антиномичных положений позволит найти связь исторического и логического, проанализировать взгляды на проблемы духовной сферы жизни общества в истории социально-философской мысли, начиная от становления представлений о душе и духовности до современного состояния духовной парадигмы российского общества.
- Духовной сфере жизни современного российского общества существенную угрозу представляют дегуманизация и демонизация, вестернизация и индоктринация. Эти явления способствуют «вживлению» в бытийное социокультурное пространство элементов духовной деградации, интеллектуальной примитивизации, росту девиации и эгоизма, которые постепенно, а порой и целенаправленно, расшатывают общественные устои, разрушают целостность духовной жизни российского общества, его социальную структуру. В связи с этим их допустимо рассматривать как попытку по-новому объяснить закономерности развития общества и проявление негативных тенденций в духовно-нравственной жизни общества, а также систематизировать функционирование духовных ценностей в их динамике. Так, например, понятие «демонизация» охватывает все стороны жизнедеятельности человека и общества и с позиций социальной философии предстаёт как состояние общества, характеризующееся «расщеплением» духовности в познавательной, нравственной, эстетической сферах бытия (Е.П. Никитин) в его историческом времени, дезинтеграцией и распадом экзистенциальных ценностей. Это понятие отражает неустойчивость и противоречивость ценностных предписаний и ориентаций, когда «старая» система ценностей подверглась существенной трансформации, а «новая» ещё не утвердилась в сознании человека. Опыт трансформационных изменений в современном обществе свидетельствует о том, что сфера человеческого духа оказалась под угрозой насаждения «плоских» моделей личности по западному образцу, в частности «человека развлекающегося» или «человека забавляющегося». Однако результаты проведённого анализа динамики форм взаимодействия традиционализма и модернизации в системе ценностей российской молодёжи в условиях трансформирующегося общества свидетельствуют о доминировании тенденции перехода от конфликтного (период 90-х годов XX века) к конструктивному характеру их взаимодействия в настоящее время.
- В социально-философском аспекте «экзистенциально-смысловую идентичность» правомерно рассматривать как конкретное понятие, позволяющее уяснить специфику приоритета идеи свободы, которая в системе экзистенциально-ценностных отношений обусловлена тем, что именно свобода индивида предстаёт как первостепенная ценность. Именно она позволяет человеку добиваться поставленных целей своего желаемого будущего. Благодаря свободе мысли и духа, свобода проявляется в её самых различных формах и сферах бытия: политике, образовании, морали, науке. Другой формой проявления свободы является моральная свобода, характеризующаяся самоопределением личности, её жизненной позицией. С одной стороны, эта форма свободы предполагает право на личную жизнь, а с другой стороны создаёт все необходимые условия для самореализации личности, объективации её духа, т. е. выхода за пределы своего «Я», создания собственного духовного мира. В связи с этим автор обращается к концепции «логик» Д.А. Леонтьева. Согласно этой концепции, логика удовлетворения потребностей является первой логикой, отражающей то, ради чего живёт человек. Вторая логика представляет собой реагирование на стимул, третья логика - наличие предрасположенностей. Особую ценность представляет собой четвёртая логика - логика социальной нормативности / социальных ожиданий, где их оценка происходит на уровне субъекта. Пятая и шестая логики возникли с наличием глубинных слоёв человеческой экзистенции. Согласно обозначенным логикам, личность в поисках жизненного смысла обращается к общечеловеческим ценностям и свободному выбору. Эти логики отражают смысловую сторону сознательной активности индивида - поэтому носят название логики смысла или логики жизненной необходимости. И последняя логика - это логика свободного выбора. Таким образом, возможность самосовершенствования человека находится в самой прямой зависимости от осознания им потребности в духовном развитии. Отсюда следует существенно важный вывод: противостояние социального человека человеку целостному имеет двойственную причину. Oнo происходит вследствие «имманентного зла» современной социальности, с одной стороны, и вследствие собственного духовного несовершенства человека, с другой.
- Опредмечивание и освоение экзистенциальных ценностей современной личностью и обществом происходит на трёх уровнях: смысл, значимость и переживание, которые взаимодополняют друг друга. В процессе такого опредмечивания в человеке, испытывающем трудность в достижении поставленной цели, возникает ощущение недосягаемости, страдания, что и является доминирующей составляющей осознания его ценности. Поэтому ценность - это феномен, связанный с переживанием и осмыслением своей субъективности в пространстве. Именно ценности определяют «духовный настрой», эссенциальную атмосферу эпохи. Желание же человека внести изменения в бытийную картину мира и есть «экзистенциально-эссенциальная сущность» (Р.К. Стерледев). Духовное самоопределение является аксиологической доминантой, в процессе которого происходит познавательно-поисковая и ориентационно-рефлексивная активность индивида. Таким образом, ценности оказываются квинтэссенцией субъективности, уникальным выражением экзистенциального стремления обретения смыслозначимости. Ценности, как один из видов информации, способствуют преобразованию окружающей внешней реальности и формированию у того или иного индивида определённой направленности социальных процессов. Специфика процесса освоения экзистенциальных ценностей заключается в том, что процесс оценивания в нём выступает больше, нежели процесс освоения / процесс присвоения объектов, т. е. процесс оценивания можно охарактеризовать как одухотворение - внесение особого смысла и значения в их существование. Это относится лишь к миру ноэтическому, миру интерпретируемому субъектом, но одновременно становится и самим бытием, поскольку субъект также есть смысл и ценность в самом себе. Мир ценностей личности трансформирует объективное бытие в субъективную реальность, становясь своеобразным снятием того и другого. Исходя из интуитивного или осознанного представления о должном варианте реальности, индивид достраивает недостающие элементы, преобразуя само мироздание.
- Духовное обновление и совершенствование необходимо рассматривать, учитывая постоянную борьбу между внутренним «Я» и внешним «Я» на двух уровнях: первый уровень характеризуется наличием гармонии, когда духовный мир человека находится в состоянии экзистенциального равновесия, второй же уровень предполагает позитивное противоборство. В том случае, если эти два начала - внутреннее «Я» и внешнее «Я» - противоречат друг другу, и в этот момент личность, благодаря активизации всех сфер сознания, удерживает эти экзистенциально-равновесные отношения с окружающим миром, не теряя своей целостности, то такой процесс обновления и совершенствования личности предлагается назвать конструктивным, рациональным. Однако здесь важно иметь в виду, что проблема проявления рациональности носит противоречивый характер. С одной стороны, общество является носителем рациональности, с другой стороны, воспроизводит её. Те нормы, правила и категории, которые передаются от одного поколения к другому, являются отражением рациональности, а сами институты, которые транслируют конструктивную общественную политику, стабилизируют общество, тем самым поддерживая определённый уровень культурного и общественного развития. Мир, где происходит разумное управление обществом, в котором транслируются элементы рациональности, можно назвать регулятивным, что и находит своё выражение в идеях некоторых учёных. Такая упорядоченность, с одной стороны, способствует регуляции окружающей действительности согласно её нормам, а с другой, является деструктивным началом, так как всячески тормозит и препятствует социальным изменениям, как положительным, так и отрицательным. Следовательно, ценностно-рациональные действия не просто противостоят повседневности: они выражаются в том, что в повседневность как бы «вкрапляются» дополнительные смыслы.
- Мотивация как ценностно-рациональная экзистенциальная потенция есть выражение уникальности духовно-нравственного бытия, так как в поведении человека происходит не только снятие напряжения, но и сознательное нарушение экзистенциального равновесия, которое, проявляясь как противоречие, выступает в качестве источника активности и развития, совершенствования духовно-нравственной жизни индивида. Внешний мир связан с внутренним через сознание, которое выполняет по отношению к «Я» различные мотивационные операции, ориентированные на духовно-нравственную деятельность. Мотивационная сфера личности проявляется через воспитание, обучение, самообразование, определённые жизненные поступки. Между указанными образами «Я» (реальное «Я», потенциальное «Я», идеальное «Я») могут возникать противоречия: «реальное Я» может оказаться несоответствующим «идеальному Я». Весьма продуктивной здесь может быть и философская позиция А. Маслоу, в которой учёный стремится подчеркнуть ценность синергии и природы, личности и общества, хаоса и порядка. Дихотомичность мышления, по А. Маслоу, сменяется на интегративное, суть которого заключается в реализации принципа синергии - умения преобразовывать противоположности в единство. В связи с этим целесообразно говорить о необходимости формирования нового типа личности - человека, достигающего трансценденции, «самоактуализирующегося человека», который будет стремиться к интеграции сторон всех сфер жизни, а схема «деятельность-потребность-деятельность» будет иметь непосредственное отношение к личности человека, активно участвующей в общественной жизни и преобразующей её.
- Антиномичная природа человека настоятельно диктует обращение к анализу концепций (А.В. Либин, Л.П. Гримак), позволяющих выделить особую, третью реальность, границы существования которой очерчены экзистенциально-ценностными отношениями, осуществляющимися согласно социальному и экзистенциальному опытам человека. Такую реальность автор предлагает назвать пространством подлинного существования, т. е. экзистенциальным пространством. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром заключается в том, что личность в процессе жизнедеятельности может не просто акцентироваться на том или ином элементе структуры пространства, в котором существует физически, но и перемещаться из одного личностного пространства в другое, в каждом из которых своя структура, свои приоритеты, ценности, возможности и перспективы. Эти пространства не смешиваемы, хотя и имеют точки соприкосновения, являющиеся одновременно и порталами перехода. Данные пространства можно обозначить как социальное и экзистенциальное. Социальное пространство - это такое пространство, в котором может распространяться сфера взаимовлияния «Я» человека и социума. В него могут входить другие люди, целые народы, элементы культуры и даже отдельные предметы, отражающие статусное положение человека или имеющие для него личностную значимость. Экзистенциальное пространство - пространство подлинного существования человека, в котором сосредоточены его истинные цели, ценности, переживания, а также матрица реального жизненного пути, пройденного человеком к настоящему времени. Эти пространства располагаются в одной физической реальности, но для индивида они не смешиваемы, потому что в них он действует по-разному, чувствует по-разному, воспринимает по-разному, а составляющие этого пространства имеют не только разное значение, но и разную функциональную природу. Таким образом, экзистенциальное пространство представляет собой область допустимых диспозиций, в которых проявляется экзистенция.
- Духовно-нравственный потенциал личности включает в себя духовный интеллект, менталитет, духовно-нравственный иммунитет и эстетизацию повседневности. А в качестве экзистенциальных структурно-преобразующих смыслов бытия выступают ценность жизни, вера, любовь, свобода, совесть, добро, счастье и другие. Данный список этих смыслов не является исчерпывающим, но всё-таки очерчивает картину экзистенциальных ценностей человека. Актуализация и активизация духовного потенциала в духовной жизни российского общества определяется рядом существенных характеристик. Первая из них - гносеологическая. Эта характеристика выражается в степени эффективности различных средств и методов, воздействующих на сознание личности. Она зависит как от субъекта воспитания, так и от его объекта. Следующая - аксиологическая. Эта черта выражения духовного потенциала нации состоит в том, что, благодаря определённым средствам, формируется духовный мир личности, ориентируя её на определённые идеалы. И наконец, онтологическая составляющая выражения духовного потенциала Homo sapiens, которая неразрывно связана со сложностями и противоречиями переходного периода развития российского общества. Эти характеристики духовно-нравственного потенциала заключены в экзистенциальных структурно-преобразующих смыслах бытия - повседневности, любви, свободе, творчестве и духовности. Духовно-нравственный потенциал личности включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой. Опираясь на интуитивно-оценочный метафизический подход в интерпретации основных характеристик существования, можно прогнозировать пути выхода из кризиса этих характеристик / неизбежных данностей (конечности бытия, завершённости, ответственности / свободы, одиночества, несовершенства и абсурда / поиска смысла бытия). В данном контексте необходимо воспринимать эти неизбежные реальности как источник активно-преобразующей потенции «Я-смыслов». Эти смыслы могут преломляться, генерируя, естественно, в нас тревогу, но и одновременно продуцируя оптимизм, радость жизни, желание преобразовать внутренний мир, объективируя свой дух. Ценность данного положения заключается в том, что жизнь - это бесконечный поиск экзистенциального равновесия.
- Построение структурно-преобразующих смыслов бытия в системе экзистенциально-ценностных отношений в условиях информационного общества существенно актуализирует процессы отчуждения человеческой сущности. Как явление вечное, неисчерпаемое, в современный период отчуждение в духовной сфере обнаруживает свои новые грани. Оно обусловлено информационными процессами и связанной с ними виртуализацией личности. В контексте данного исследования особый акцент делается на анализе системы мер, направленных на безопасность и нейтрализацию деструктивного влияния СМИ на массовое сознание. Общество, в котором могут быть реализованы гуманистические ценности, открывает возможность для реализации и сущностных сил человека, как творца знаний, его творческого потенциала. Такое общество рассматривает принципы равенства, справедливости, человечности в качестве желаний формы взаимоотношения между людьми в достижении экзистенциального равновесия. Гуманистическая ориентация процесса информатизации, её нацеленность на всестороннее развитие личности - одно из важнейших направлений развития современного культурного человека и обновления общества. Поэтому гуманизм может выступать в качестве экзистенциально-ценностного императива в преодолении кризиса духовной жизни общества и стать структурно-преобразующим компонентом ценностных смыслов, обеспечивая «экзистенциальное равновесие» современной жизни общества.
1.Газгиреева, Л.Х. Теоретико-философское осмысление духовно-коммуникативного бытия современной молодёжи [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. – 2009. – № 6 (49). – С. 25-29. – 0,4 п. л.
2.Газгиреева, Л.Х. Модель духовно-нравственных ориентаций современной молодёжи: «идолопоклонство» или «духовная реальность?» [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Аспирантский вестник Поволжья. – Самара: Научно-информационный межвузовский журнал. – 2010. – № 1–2. – С. 22-25. – 0,4 п. л.
3.Газгиреева, Л.Х. Мотивация как экзистенциальная потенция духовно-нравственного бытия [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Социально-гуманитарные знания. – Москва. – 2010. – № 5 – С. 219-227. – 0,4 п. л.
4.Газгиреева, Л.Х. Современные ценности как модус существования единства духовно-продуктивной и духовно-практической деятельности [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. – 2010. – № 4. – С. 39-43. – 0,4 п. л.
5.Газгиреева, Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. – 2010. – № 2. – С. 295-302. – 0,5 п. л.
6.Газгиреева, Л.Х. Духовный интеллект как составляющая современной личности [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. – 2010. – № 6. –С. 19-22. – 0,4 п. л.
7.Газгиреева, Л.Х. Актуализация противоречивых процессов духовной жизни современного российского общества как социально-философская проблема [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2010. – № 3 (24). – С. 174-178. – 0,4 п. л.
8.Газгиреева, Л.Х. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества [Текст] / Л.Х. Газгиреева, Л.А. Бурняшева // Власть. – Москва. – 2011. – № 2. – С. 11-15. – 0,5 п. л.
9.Газгиреева, Л.Х. Духовный кризис ценностных оснований: социально-философский дискурс проблемы [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Перспективы науки. – Тамбов. – 2011. – № 2 (17). – С. 52-56. – 0,4 п. л.
10.Газгиреева, Л.Х. Личность в системе экзистенциально-ценностных отношений в условиях социальной деструкции духовной жизни российского общества [Текст] / Л.Х. Газгиреева, И.А. Бокачев // Экономические и гуманитарные исследования региона. – Ростов на/Д. – 2011. – № 2. – С. 175-183. – 0,4 п. л.
11.Газгиреева, Л.Х. Духовность как онтологическое основание истинности бытия человека [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Аспирантский вестник Поволжья. – Самара: Научно-информационный межвузовский журнал. – 2011. – № 3-4. – С. 6-10. – 0,4 п. л.
12.Газгиреева, Л.Х. Информация как аксиологическая компонента духовной жизни российского общества [Текст] / Л.Х. Газгиреева // В мире научных открытий. – 2011. – № 2.1 (14). – С. 417-425. – 0,4 п. л.
13.Газгиреева, Л.Х. Духовное обновление и совершенствование личности: социально-философский дискурс проблемы [Текст] / Л.Х. Газгиреева // В мире научных открытий. – 2011. – № 4 (16). – С. 203-210. – 0,4 п. л.
14.Газгиреева, Л.Х. Экзистенциальные основы освоения ценностей современной личностью и обществом: векторы сопряжения смыслов [Текст] / Л.Х. Газгиреева // В мире научных открытий. – 2012. – № 7 (31). – С. 164-180. – 0,4 п. л.
15.Газгиреева, Л.Х. Проблема устойчивого развития современного общества через самоорганизацию: информационно-ценностная парадигма [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. – 2013. – № 6. – С. 18-22. – 0,4 п. л.
16.Газгиреева, Л.Х. Гуманизм как экзистенциально-ценностный императив в контексте информационной безопасности: социально-философский анализ [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – Ставрополь: СКФУ. – 2014. – № 1 (40). – С. 121-125. – 0,5 п. л.
17.Газгиреева, Л.Х. Ценностно-рациональные действия и их влияние на духовно-нравственное совершенствование личности [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – Ставрополь: СКФУ. – 2014. – № 2 (41). – С. 78-82. – 0,5 п. л.
18.Газгиреева, Л.Х. Духовная реальность как экзистенциально-ценностное измерение бытия [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. – 2014. – № 2. – С. 22-26. – 0,5 п. л.
Монографии:
19.Газгиреева, Л.Х. Мотивация и специфика духовно-нравственных ориентаций современной личности: монография [Текст] / Л.Х. Газгиреева. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2009. – 152 с. – 9,5 п. л.
20.Газгиреева, Л.Х. Концептуальные основы ноосферизации современного человека и общества: монография [Текст] / Л.Х. Газгиреева. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2010. – 108 с. – 7,0 п. л.
21.Газгиреева, Л.Х. Проблемы социально-экономического развития общества: коллективная монография [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева, И.В. Глушко, Т.В. Городова, Е.В. Курушина, И.В. Минакова и др. – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. – 194 с. – 13,8 п. л. / 1,5 п. л.
22.Газгиреева, Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2014. – 286 с. – 16,8 п. л. / 8,4 п. л.
23.Газгиреева, Л.Х. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: монография [Текст] / Л.Х. Газгиреева, Л.А. Бурняшева. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2014. – 241 с. – 14,10 п. л. / 7,05 п. л.
Статьи в научных изданиях, тезисы докладов:
24.Газгиреева, Л.Х. Отношение учащихся к познавательной деятельности как средству самореализации личности (исторический аспект) [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Страницы истории педагогики. – Вып. 27 / Под ред. проф. В.В. Макаева. Сборник научных трудов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – С. 61-72. – 0,5 п. л.
25.Газгиреева, Л.Х. О нравственных устоях семьи казачества [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Страницы истории педагогики. – Вып. 24 / Под ред. проф. В.В. Макаева. Сборник научных трудов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 33-39. – 0,5 п. л.
26.Газгиреева, Л.Х. Национально-патриотическая модель воспитания учащихся как составляющая государственной педагогики (конец XIX – начало XX вв.) [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вопросы воспитания: теория и практика. – Вып. 15. Сборник научных трудов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 17-20. – 0,4 п. л.
27.Газгиреева, Л.Х. Гуманизация речевого общения как средство выражения коммуникативной компетентности специалиста [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вопросы воспитания: теория и практика. – Вып. 17. Сборник научных трудов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 49-53. – 0,4 п. л.
28.Газгиреева, Л.Х. Особенности современной ценностно-содержательной парадигмы воспитания молодёжи [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: материалы V Международного конгресса. Симпозиум XV. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование (Пятигорск, 8-12 октября 2007). – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – с. 19-21. – 0,2 п. л.
29.Газгиреева, Л.Х. Традиционное и новационное в осмыслении духовно-коммуникативного бытия современной молодёжи [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2009. – с. 222-224. – 0,25 п. л.
30.Газгиреева, Л.Х. Виртуализация как новационный процесс: духовно-нравственный аспект [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – № 9. – Ставрополь, 2009. – С. 22-27. – 0,4 п. л.
31.Газгиреева, Л.Х. Концепция жизни в контексте социально-философского дискурса [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – № 8. – Ставрополь, 2009. – С. 17-22. – 0,4 п. л.
32.Газгиреева, Л.Х. Духовная безопасность коллектива: философские раздумья. [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст: материалы международной научной конференции (Минск, 12-13 ноября 2009). – Минск, 2009. – с. 521-524. – 0,1 п. л.
33.Газгиреева, Л.Х. Вестернизация – новация или индоктринация? (ретроспективный анализ эволюции национальных традиций) [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Молодёжь и наука: реальность и будущее: материалы III международной научно-практической конференции. Том III. История. Политология. Психология. Философия. – Невинномысск, 2010. – с. 14-17. – 0,4 п. л.
34.Газгиреева, Л.Х. Экзистенциальные модусы бытия как выражение духовно-нравственной сущности Homo sapiens [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Наука и образование как фактор модернизации России: материалы XII международной научно-практической конференции (Домбай, 26-28 февраля 2010). – Пятигорск: Академия информационных технологий в образовании, науке и курортологии (АИТОНК), 2010. – с. 190-195. – 0,4 п. л.
35.Газгиреева, Л.Х. Ноосферный человек и ноосферное общество как условие спасения человечества от эколого-генетического коллапса [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Проблемы современного общества глазами молодёжи: материалы первой международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2010. – с. 367-368. – 0,1 п. л.
36.Газгиреева, Л.Х. Онтологический статус виртуальной реальности: сущность и специфика проявления [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Духовность как онтологическое основание бытия человека: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2010. – с. 169-173. – 0,25 п. л.
37.Газгиреева, Л.Х. К вопросу об исследовании уровня духовности современной молодёжи России [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Современные исследования социальных проблем: сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 1 «Социально-педагогические и психологические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. – с. 80-83. – 0,2 п. л.
38.Газгиреева, Л.Х. Ноосферное сознание как новый тип мышления духовно-нравственного совершенствования личности [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Социально-экономические и правовые механизмы развития Северо-Кавказского региона: материалы всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей в 4-х томах. – Т. 3. – Пятигорск: ИнЭУ, 2010. – с. 50-56. – 0,3 п. л.
39.Газгиреева, Л.Х. Духовность и социализация личности: проявление традиционного и новационного в семье [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Вестник АИТОНК. – 2009. – № 1-2. – С. 228-231. – 0,3 п. л.
40.Газгиреева, Л.Х. Типы жизненной ориентации и человеческие потребности как ценностное основание модуса существования [Текст] / Л.Х. Газгиреева // В мире научных открытий. – Красноярск. – 2010. – № 3 (09). Часть 2. – С. 66-69. – 0,4 п. л.
41.Газгиреева, Л.Х. Духовный потенциал и релевантность интенций: концептуальный подход [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Научный вестник. – № 1-2. – Пятигорск: Академия информационных технологий в образовании, науке и курортологии (АИТОНК), 2010. – С. 352-361. – 0,4 п. л.
42.Газгиреева, Л.Х. Личная духовность и совершенствование индивидуального сознания [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Научный вестник. – № 3-4. – Пятигорск: Северо-кавказская академия инновационных технологий в образовании и науке (СКАИТОН), 2010. – С. 79-88. – 0,4 п. л.
43.Газгиреева, Л.Х. Актуализация и активизация духовного потенциала личности как социально-философская проблема [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Научный вестник. – № 3-4. – Пятигорск: Северо-кавказская академия инновационных технологий в образовании и науке (СКАИТОН), 2010. – С. 88-97. – 0,4 п. л.
44.Газгиреева, Л.Х. Глобализация и проблемы духовной безопасности России [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Ставрополь. – 2010. – № 5. – С. 202-206. – 0,4 п. л.
45.Газгиреева, Л.Х. Духовность как объективация духа в культурной преемственности [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Интеллект. Культура. Образование; материалы III Всероссийской научной конференция с международным участием. – Новосибирск, 2010. – с. 128-129. – 0, 2 п. л.
46.Газгиреева, Л.Х. Проблема человека в динамике отношений и взаимодействия с внешним миром: социально-философский дискурс [Текст] / Л.Х. Газгиреева // В мире научных открытий. – Красноярск. – 2010. – № 5 (11). Часть 4. – С. 72-77. – 0,4 п. л.
47.Газгиреева, Л.Х. Концептуализация проблем духовной жизни общества в системе экзистенциально-ценностных отношений [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Золотой треугольник: образование, наука и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 20-летнему юбилею ИнЭУ. Часть 1. – Пятигорск: НОУ ВПО «ИнЭУ», 2011. − с. 17-18. – 0,1 п. л.
48.Газгиреева, Л.Х. Специфика взаимодействия духовно-нравственных императивов в условиях социальной реальности [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции. – Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2011. – с. 19-24. – 0,2 п. л.
49.Газгиреева, Л.Х. Экзистенциальные категории как основные «пограничные элементы»: социально-философский анализ [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Приднепровские социально-гуманитарные чтения: материалы Бердянской сессии ІI Всеукраинской научно-практической конференции c международным участием. – Бердянск: Бердянский государственный педагогический университет, 2013. – с. 11-13. – 0,2 п. л.
50.Газгиреева, Л.Х. Экзистенциальные структурно-преобразующие смыслы бытия в контексте социально-философского анализа [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое cообщество: матеиалы VII Международного конгресса. Симпозиум VII. Культурные традиции и инновации в духовной жизни народов Кавказа. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – с. 41-45. – 0,2 п. л.
51.Газгиреева, Л.Х. Смыслы перфекционистской концепции развития современной личности в условиях глобализационной турбулентности: инновационно-ценностный аспект [Текст] / Л.Х. Газгиреева // Программа тренинга дополнительного образования. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 25 с. – 1,2 п. л.
52.Газгиреева, Л.Х. К вопросу о духовном сопротивлении примитивизму в условиях «культурного шока» [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы III Всеукраинской конференции с международным участием. – Украина: Днепропетровск, 2013. – с. 18-21. – 0,2 п. л.
53.Газгиреева, Л.Х. Реактуализация структурно-преобразующих смыслов бытия в эпоху социальных перемен [Текст] / Л.Х. Газгиреева / Материальное и духовное наследие общества со времён возникновения до наших дней: материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. – Казань, 2013. – с. 30-34. – 0,2 п. л.