2. В российской социально-классовой структуре за годы реформ произошли радикальные изменения в объективных и субъективных характеристиках рабочего класса. Объективные - размывание границ, растущая внутренняя дифференциация и снижение численности рабочего класса. Субъективные - утрата классового сознания, самоидентификации и снижение про-тестной активности. Употребление понятия рабочего класса становится проблематичным. Рабочими в современных условиях, с нашей точки зрения, является группа в составе наёмных работников с высокой долей физической нагрузки и высокой степенью подчиненности организаторам труда и работодателю, единственным источником существования которой является заработная плата по трудовому договору или контракту и результатом деятельности которой в большинстве случаев является конкретный продукт.
3. Наибольший урон от «двойной» модернизации нанесен российским рабочим. Они оказались не готовыми, с одной стороны, к стагнации индустриальной стадии модернизации, с другой - к изменениям, которые диктуются информационным обществом. Квалификации индустриальной модернизации, накопленные рабочими в достаточной степени, оказались устаревшими, а опыт накопления квалификаций информационной модернизации у рабочих отсутствует.
Завершенность в России индустриальной модернизации позволит рабочим выступить активными участниками общественных процессов.
4. Уточнение понятия ресурсности позволяет дать следующую его дефиницию: соотношение наличия и уровней/пределов использования имеющихся у акторов ресурсов с различной степенью их актуализированности в виде «потенциалов», «активов» и «капиталов», которые конвертируется в различные виды продуктивной деятельности. Ресурсность - мера перспективности реализации возможностей субъекта.
5. Разработанная авторская методика и инструментарий эмпирической оценки ресурсности рабочих на основе балльной системы позволяют операционализировать различные виды ресурсов и определить общий уровень ресурсности.
Объем и степень актуализированности ресурсов первого уровня в условиях «двойной» модернизации - квалификационного и информационно-инновационного - должны позволить им конвертироваться друг в друга и ресурсы второго уровня: экономический, властный, социальный, личностный, ценностный и биологический.
Формируются «промежуточные» ресурсы: возрастной и «производственный». Первый указывает на решающее значение молодости, востребованной больше, чем ресурс квалификации, знаний и информации. Второй - на зависимость ресурсности рабочих от сферы хозяйственной деятельности, региона и формы собственности предприятия.
6. Результаты эмпирических исследований показали, что ресурсы рабочих представлены неравномерно. Квалификационный ресурс накоплен в значительной степени, однако степень его актуализированности, в силу не соответствия уровня образования, специальности по диплому и квалификации рабочих реально выполняемой ими работе, невелика. Информационно-инновационным ресурсом рабочие обладают в недостаточной степени, однако и в этом случае возможна его актуализация. Разные потенциалы актуализированности ресурсов первого уровня затрудняют возможность их конвертируемости друг в друга и ресурсы второго уровня.
Отсутствие в необходимом объёме актуализированности ресурсов второго уровня не позволяет им конвертироваться друг в друга.
7. Формируется «отрицательная» ресурсность рабочих: неэффектив ность использования ресурсов индустриальной модернизации в силу их невостребованности; невозможность накопления новых видов ресурсов в силу нестабильности и недостаточности развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Инициатива рабочих направлена на социально-экономическое самосохранение, а не на участие в инновационной деятельности и поддержании модернизации.
«Отрицательная» ресурсность привела к невозможности накопления рабочими в достаточном количестве ресурсов первого и второго уровня.
8. Рабочие различных сфер хозяйственной деятельности, регионов и форм собственности предприятий имеют разный уровень актуализированно-сти и конвертируемости ресурсов. Высоким уровнем ресурсности обладают рабочие сферы связи и транспорта, низким - сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и ЖКХ. Ресурсы рабочих на государственных предприятиях значительно ниже ресурсов на предприятиях, собственником которых являются российские и иностранные частные лица и фирмы или коллектив предприятия, что ставит вопрос о технологической модернизации и автоматизации, либо передаче в руки заинтересованных частных инвесторов государственных предприятий. Зависимость от региона прослеживается отчетливо, причем рабочие депрессивных регионов обладают более высоким уровнем ресурсности, нежели регионов-доноров. Перенос части производств в эти регионы позволил бы сделать эти отрасли менее затратными и более прибыльными.
9. Преимущественным в условиях «двойной» модернизации становится возрастной ресурс молодости. Рабочая молодежь более мобильна, способна к переквалификации, обладает гибкостью, способностью к поиску информации, новаторской деятельности. Однако высокоресурсная молодежь либо отказывается выбирать в качестве профессиональной жизненной карьеры рабочие профессии и не готова поступать в образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой рабочих кадров, либо считает профессию рабочего временным этапом в карьере, что усугубляет и без того достаточно сложное положение производственных отраслей экономики.
Причины утраты престижа рабочих специальностей в среде молодежи носят объективный и субъективный характер: упадок производства, закрытие многих предприятий, массовые невыплаты зарплаты и сокращения рабочих, утрата связи между производственниками и образовательными учреждениями, возрастающая в общественном сознании значимости высшего образования, низкий уровень заработной платы, особенно в государственном секторе, тяжелая физическая работа и условия труда, отсутствие социальных гарантий.
10. Типичными для всей российской молодежи в целом и рабочей молодежи, в частности, являются: высокий уровень образования в совокупности с готовностью к образовательной мобильности; отсутствие экономического ресурса в статусе актива или капитала; минимальная возможность проявлять себя на управленческих должностях; низкая социально-политическая активность; ориентация на индивидуализм; желание сделать карьеру; устойчивое перекладывание ответственности за свою жизнь на государство; отсутствие «влиятельных» социальных связей; здоровье, позволяющее его эксплуатировать для повышения своих жизненных шансов; высокий уровень владения информационными технологиями; положительное отношение к нововведениям.
Ресурсными преимуществами рабочей молодежи по сравнению с молодежью в целом являются возможности более легкой смены работы в силу значительного превышения спроса на молодых рабочих, проблемными зонами - низкие возможности карьерного роста, низкий уровень экономического и властного ресурса.
11. Рабочая молодежь имеет явные ресурсные преимущества по сравнению со старшими возрастными группами рабочих: более информирована, готова к освоению нового, к генерированию инноваций, к профессиональной мобильности; информационно-инновационный ресурс конвертируется в ресурсы первого и второго уровня, а также в «производственный» ресурс; имеет разветвленную сеть социальных контактов; работает в более выгодных сферах хозяйственной деятельности, в профессиях, которые дают возможность увеличения дохода и творчества.
Объём информационно-инновационного ресурса позволяет значительную часть молодежи, по нашей классификации («модернисты», «промежуточный тип», «традиционалисты»), отнести к «модернистам».
12. Возможны два сценария дальнейшего осуществления модернизации в России: инерционный и модернизационный. Инерционный означает сохранение ориентации на поддержание имеющейся структуры рабочих мест и сдерживание массового высвобождения рабочей силы при снижении конкурентоспособности российских товаров. Профессиональная реализация и полноценное использование ресурсов рабочими окажутся ограниченными в силу невостребованности ресурсов индустриальной эпохи и отсутствия ресурсов, необходимых на информационной стадии.
Модернизационный сценарий приведет к решению задач интегрированной модернизации: отказ от стратегии избыточной поддержки неэффективных государственных предприятий в обмен на их отказ от сокращения занятости; повышение производительности труда за счет активного перераспределения рабочей силы в более эффективные и перспективные сектора; система подготовки кадров в системе профобразования как «структурного» заказа предприятий; приведение в соответствие квалификации и выполняемой работы, восстановление корреляционной связки «образование - профессия и уровень квалификации - заработная плата». Модернизирующаяся экономика должна генерировать новые рабочие места более высокого качества, требующие высокого уровня образования и квалификации.
1.Митягина Е.В. «Новые русские» и «крутые» в молодежном сознании // Вестник ВятГГУ. 2008. № 3. С. 21–26 (1 п.л.).
2.Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. 2009. № 3. С. 53–59 (1/0,5 п.л.).
3.Митягина Е.В., Бушкова-Шиклина Э.В. Система человеческого потенциала: концептуализация понятия // Вестник ВятГГУ. 2010. Т. 3. № 1. С. 15–20 (0,75/0,37 п.л.).
4.Митягина Е.В. Современная российская семья: конвенциональные отношения между поколениями // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. 2010. № 4. С. 68–75 (1 п.л.).
5.Митягина Е.В. Динамика изменения отношения молодежи к рабочим специальностям // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. 2012. № 3 (27). С. 66–73 (1 п.л.).
6.Митягина Е.В. Компетентности будущего специалиста: требования общества, вуза, работодателей // Вестник ВятГГУ. 2012. № 3(3). С. 6–9 (0,5 п.л.).
7.Митягина Е.В. Границы понятия рабочие // Вестник ННГУ. 2013. № 2. С. 339–343 (1 п.л.).
8.Митягина Е.В. Эксплуатация рабочих в современном обществе // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. 2013. № 2. С. 32–39 (1 п.л.).
9.Митягина Е.В. Квалификационный ресурс как основополагающий компонент формирования ресурсности рабочего // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 2. С. 089–097 (1,2 п.л.).
10.Митягина Е.В. Квалифицированные рабочие на российских предприятиях: о мифах и реальности // СОЦИС. 2013. № 11. С. 47–53 (1 п.л.).
11.Митягина Е.В. Ресурсы рабочих в контексте индустриальной и информационной модернизации российского общества // Социология. 2013. № 4. С. 54–76 (1,5 п.л.).
12. Митягина Е.В. Рабочие как актор российской модернизации // В мире научных открытий. 2013. № 9.2(45). С. 64–78 (0,8 п.л.).
13.Митягина Е.В. Ресурсность рабочих на предприятии электроэнергетической промышленности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9. URL: http://journal-s.org/ in-dex.php/sisp/article/view/9201379/pdf_519 (2 п.л.)
14.Митягина Е.В. Рабочие в условиях российской модернизации // Вестник ВятГГУ. 2014. № 2. С. 19–24 (0,8 п.л.).
15.Митягина Е.В. Ресурсы современных рабочих в условиях российской модернизации: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2014. № 1(70). С. 59–69 (1 п.л.).
16.Митягина Е.В. Классовая структура общества и рабочий класс: доводы в защиту и против // Вестник ННГУ: Серия: Социальные науки. 2014. № 1. С. 78–86 (1 п.л.).
Монографии
17.Митягина Е.В., Бушкова-Шиклина Э.В., Шумайлова С.В. Студенчество Вятки: особенности ценностей и социальной активности. Киров: ВятГГУ, 2010. 100 с. ISBN 978-5-93825-788-7 (6,25/3,5 п.л.).
18.Митягина, Е.В. Ресурсы российских рабочих в условиях современных модернизационных процессов. Н. Новгород: НИСОЦ, 2014. 202 с. ISBN 978-5-93116-168-6 (10,7 п.л.).
Научные статьи, доклады
19.Митягина Е.В. Место высшего образования в сознании молодежи // Ценности современной науки и образования. В 2 т. Т. 2: материалы межвузовской научно-теоретической конф. Киров: ВятГГУ, 2008. С. 116–121 (0,4 п.л.).
20.Митягина Е.В., Жигалова С.Е. Образовательные потребности современного студенчества // Студенчество стран ШОС: материалы междунар. социологических чтений. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. С. 158–161 (0,1 п.л.).
21.Митягина Е.В., Старикова М.М. Взаимодействие социальных миров: к вопросу о конвенциональных отношениях между поколениями // Старшее поколение в семье. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. С. 274–280 (0,4/0,2 п.л.).
22.Митягина Е.В., Бушкова-Шиклина Э.В. Молодежный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития: материалы Всероссийской заоч. науч.-практ. конф. Киров: ВятГГУ, 2010. С. 8–18 (0,7/0,35 п.л.).
23. Митягина Е.В., Бушкова-Шиклина Э.В. Молодежный потенциал как социально-экономический ресурс региона // Модернизационный потен циал регионов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иваново: ИвГУ, 2011. С. 98–101 (0,25/0,12).
24.Митягина Е.В. Молодежь как стратегический социально-экономический ресурс региона: профессиональное самоопределение и трудоустройство // Стратегия развития системы образования как условие экономической стабильности региона. Киров: ВятГГУ, 2010. С. 47–54 (0,4 п.л.).
25.Митягина Е.В., Рязанов А.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: материалы межвуз. науч. конф. Киров: ВятГГУ, 2010. С. 281–285 (0,3/0,15 п.л.).
26.Митягина Е.В. Проблемы миграции молодежи за пределы региона: социологический анализ // Молодежь как ресурс регионального развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Киров: ВятГГУ, 2011. С. 42–47 (0,4 п.л.).
27.Митягина Е.В., Саралиева З.Х. Ресурсы молодежи в инновационном развитии регионов России: международная конференция объединяет власть, науку и бизнес // Совет ректоров. 2012. № 1. С. 42–48 (0,9/0,45 п.л.).
28.Митягина Е.В. Даешь рабочую молодежь: ценность рабочих профессий в сознании молодежи // Общество-культура – человек: Актуальные проблемы социологии культуры: материалы всероссийской научной конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 422-425 (0,5 п.л.).
29.Митягина Е.В. Молодежное самоуправление на промышленном предприятии: опыт контент-анализа прессы // Инновационный потенциал молодежного самоуправления: региональные аспекты развития: материалы науч.-практ. конф. Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2012. С. 78-84 (0,4 п.л.).
30.Митягина Е.В. Проблемы эксплуатации рабочих в условиях глобализации // Социокультурные корни насилия в современном обществе. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 432-438 (0,4 п.л.).
31.Митягина Е.В. К вопросу об уровне образования российских рабочих // Науково-методичні пі дходи до викладання управлінських дисциплін в контексті вимог ринку праці : матергали Всеукр. наук.-практ. конф.: у 2 т.-Дніпропетровськ: Біла К. О., 2013. т. 1. С. 51-53 (0,2 п.л.).
32.Митягина Е.В. Оценка уровня квалификации рабочих промышленного предприятия // Гуманитарий XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Т. 2. Н.Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 161-165 (0,3 п.л.).
33.Митягина Е.В. Образование российских рабочих: тенденции и противоречия // Инновационный потенциал публичной социологии в региональном социальном программировании: материалы междунар. научно-практ. конф. Самара: Самарский ун-т, 2013. С. 167-168 (0,1 п.л.).
34.Митягина Е.В. Ресурсность рабочих в условиях развития модерни-зационного потенциала региона // Форум молодых ученых: Тезисы докладов. Том 2. Н.Новгород: ННГУ, 2013. С. 216-218 (0,1 п.л.).
35.Митягина Е.В. От рабочей силы к ресурсности рабочих // Инновационная экономика XXI века: Материалы девятой междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. II. Н.Новгород: ННГУ, 2013. С. 849-853 (0,2 п.л.).
36.Митягина Е.В. Ресурсность рабочих: противоречия индустриальной и информационной модернизации // Петербургская социология сегодня. 2013: Сборник научных трудов социологического института РАН. СПб.: Нестор-История, 2013 (2 п.л.)
37. Митягина Е.В., Саралиева З.Х. Ресурсность рабочих в условиях российской модернизации // Современное общество и труд: сборник статей. СПб.: Издат. центр экономич. ф-та, 2014. С. 304–311 (1/0,5 п.л.).
Авторские свидетельства
38.Митягина Е.В., Котельников Е.В., Блинов П.Д. Программа социологического анализа на основе интеллектуальной обработки текстов // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011613114 от 20.04.2011.
39.Митягина Е.В., Котельников Е.В., Блинов П.Д. Программа для ЭВМ «Статистический анализ анкет» // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011613241 от 26.04.2011.