Научная тема: «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Масштабность современных миграционных процессов и их влияние на экономическую, политическую и социокультурную жизнь страны, негативных социальных последствий миграции (мигрантофобия, экстремизм, рост конфликтных ситуаций с участием больших масс местного населения и др.) во многом вызваны низким уровнем адаптации и интеграции мигрантов, отсутствием в политике государственной и муниципальной власти эффективных механизмов регулирования этих процессов.

2. В научных представлениях отсутствуют важные направления о процессах адаптации и интеграции мигрантов и механизмах их регулирования, нет единого мнения об отношении сущности данных процессов, а традиционный подход к оценке адаптации мигрантов через самооценку психологического, физиологического, социо-экономического уровня адаптации личности к новым условиям не учитывает приспособление принимающей среды к индивиду. В результате такого упущения учеными даются односторонние оценки адаптации далеко не соответствующие реальности и являются, в том числе, причиной неэффективной государственной и муниципальной политики.

3. В соответствие с предложенной стадийной моделью предлагается дифференцированное применение понятий адаптации и интеграции к различным категориям мигрантов. Так, понятие «адаптация мигрантов к новым условиям обстановки» предлагается применять к категориям:

  • возвратных мигрантов (трудовые мигранты, беженцы, принявшие решение возвратиться назад и др.) на стадии их временного пребывания на территории вселения;
  • безвозвратных мигрантов на этапе их временного проживания на территориях вселения.

Понятие же «интеграция мигрантов в принимающий социум» предлагается применять только к категориям безвозвратных мигрантов (добровольные переселенцы, беженцы, принявшие решение остаться навсегда на территории вселения и др.) на этапах их постоянного проживания, а также после получения ими российского гражданства. Процесс интеграции продолжителен по времени, предлагается воспользоваться американскими исследованиями и фиксировать конечный временной рубеж интеграции по результатам интеграции третьего поколения мигрантов.

4. Для повышения эффективности регулирующего воздействия на процессы адаптации мигрантов, необходимы качественные и количественные оценки степени адаптированности мигрантов к новым условиям обстановки, автор предлагает использовать новый методологический подход решения данной задачи: ввести в научный оборот и нормативно закрепить понятия «полная адаптация» и «частичная адаптация». Оценка «полная адаптация» мигранта к новым условиям обстановки дается в том случае, когда процесс адаптации завершен по всем видам адаптации (географическая, экономическая, социальная и другие виды адаптации). Оценка «частичная адаптация» дается, когда по одним видам адаптации процесс завершен, а по другим видам - не завершен. Такой подход позволил разработать типовую модель многосторонней социологической оценки степени индивидуальной адаптации мигранта на территории вселения.

5. На основе типовых индивидуальных моделей разработана типовая модель комплексной оценки степени адаптации мигрантов на территории муниципального образования, позволяющая по результатам социологического опроса оценить по каждой категории мигрантов количество мигрантов на территории вселения полностью адаптировавшихся к местным условиям, количество мигрантов частично адаптировавшихся, количество неадаптированных мигрантов и систематизировать информацию - по каким видам адаптации и сколько мигрантов не смогли адаптироваться. Результаты такого моделирования позволят составить целостную и объективную картину о состоянии адаптации мигрантов на конкретной территории вселения, на конкретный момент времени. Применение нескольких социологических моделей покажет динамику и тенденции миграционной ситуации, что важно для органов муниципальной власти при принятии управленческих решений в сфере миграции.

6. В последние годы под влиянием конфликтов между мигрантами и местным населением, происходящих практически на всех континентах планеты, все громче раздаются голоса о провале мультикультурной политики интеграции мигрантов. Исследования показали, что основная причина провала политики мультикультурализма на Западе кроется в соотношении культур прибывающих мигрантов и местного населения. Если на территорию вселения массово прибывают мигранты с более низкой культурой по сравнению с культурой принимающего социума, то между ними возникают непреодолимые социальные барьеры. Социум не воспринимает культуру прибывших мигрантов и как бы отгораживается от них (для мигрантов практически закрыт доступ к образованию, им предоставляется только низко оплачиваемая работа, низкие государственные гарантии, пособия и субсидии и т.д.). В свою очередь мигранты, ощущая все это, и не видя перспектив сближения, обособляются, ведут клановый образ жизни, в котором видят некоторую гарантию своей защищенности от посягательств со стороны местного населения. В такой ситуации культуры мигрантов и местного населения не сближаются, а наоборот, сегрегируются и процесс интеграции по мультикультурной модели останавливается на многие десятилетия. Возникает благоприятная среда для радикализации настроений и разрушительной деятельности радикально настроенных личностей, как среди мигрантов, так и среди местного населения.

Несколько иная картина складывается, когда на территорию вселения массово прибывают мигранты с более высокой культурой по отношению к культуре местного населения. Тогда, при условии толерантного отношения к мигрантам, принимающий социум тянется к прибывшим и стремится к обогащению новой культурой. В этом случае происходит постепенное сближение культур при одновременном сохранении их самобытности. Уровень конфликтогенности на такой территории существенно снижен.

Такой взгляд на особенности интеграции позволяет использовать в миграционной политике России дифференцированный подход к выбору интеграционной модели в процессе интеграции мигрантов. Если на территорию вселения ожидается массовый приток мигрантов с более высокой культурой, то целесообразно использовать мультикультурную модель интеграции, если же с более низкой культурой - то интеграционную, более жесткую селективную модель.

7. Обращается также внимание на необходимость выделения в миграционной политике Российской Федерации самостоятельной научной сферы - политика адаптации и интеграции мигрантов, в формате которой предлагается широко внедрять программно-целевой подход, предусматривающий разработку и реализацию специализированных государственных и муниципальных программ адаптации и интеграции мигрантов. Эти программы должны включать в себя механизмы и меры государственного и муниципального содействия процессам адаптации и интеграции мигрантов.

8. Автор подчеркивает, что поток мигрантов в Россию не является гомогенным по своим интеграционным установкам. Наиболее конфликтогенным является слой мигрантов, процесс приспособления которых законсервировался на начальной, прагматической стадии. Ядром этого слоя являются временные трудовые мигранты, неориентированные на оседлость в территориях вселения. Особенность существования такой среды в том, что она имеет тенденцию превратиться в устойчивую, преемственную и саморазвивающуюся теневую субкультуру с соответствующей обслуживающей инфраструктурой, включающей местных жителей и официальных лиц разного уровня и с вероятной привязкой к определенным территориям.

9. Этнокультурное разнообразие мигрантских групп, прибывающих в Российскую Федерацию, предполагает необходимость использования в политике дифференцированного подхода к конкретным группами мигрантов зависимость от следующих факторов, определяющих характер интеграционных процессов и ранжированных по важности:

а) соотношение в миграционном потоке данной этнической группы временных трудовых мигрантов и мигрантов, ориентированных на постоянное жительство;

в) этнокультурные особенности групповой самоорганизации, которые можно использовать как дополнительный ресурс управления;

г) исторически сложившийся групповой опыт выживания мигрантов в инокультурной среде, особенно городской;

д) развитость и доступность для мигрантов сети формальных национально-культурных объединений.

15. Адаптация и/или интеграция мигрантов в местную среду должна базироваться на следующих принципах:

  •  Правовом регулировании миграционных процессов при обеспечении эффективности и должном правоприменении законодательства, регламентирующего права мигрантов. Отступления от этого принципа, возможные в условиях несовершенства федерального и регионального законодательства, могут носить избирательный и строго дозированный во времени и селективный по отношению к определенным миграционным потокам характер с учетом опыта разных регионов России.
  • Обеспечение законных прав и свобод мигрантов, вытекающих из международных обязательств России и федерального законодательства, в первую очередь, прав на образование, медобслуживание, других социальных прав. Должен реализоваться подход: чем больше прав - тем больше поддержка.
  • Транспарентности миграционной и этнонациональной политики. Этот принцип начинает реализовываться в Российской Федерации, однако имеются определенные недостатки в транспарентности взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления и НПО.
  • Дифференцированного подхода к различным группам мигрантов при реализации миграционной политики и политики их адаптации и/или интеграции. Следует учитывать разные аккультурационные возможности разных групп мигрантов, обусловливающие их стратегии поведения в новой, инокультурной среде приема.
  • Ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, с одной стороны, и организаций мигрантских меньшинств, с другой. Община этнических мигрантов должна нести ответственность за своих членов при определенной автономии в своих действиях, в рамках действующих правовых норм.
Список опубликованных работ
Монографии:

2.Леденёва В.Ю. Интеграционный вектор миграционной политики Российской Федерации. Монография. // М.: Издательство «Спутник+», 2013 -174 с. (10,88 п.л.)

3.Ledeneva V. Adaptation strategies of labor migrants from the CIS countries in the megapolis. // Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN: 978-3-659-45494-3. 2013. 129 p. (8 п.л.)

4.Дмитриев А.В., Леденёва В.Ю., Назарова Е.А. Миграция в Москве. Модели и перспективы. Коллективная монография. // М:. Издательство «Альфа М». 2013. 120 с. (7,5 п.л.)

5.Современные социальные коммуникации-стресс для традиционных институтов общества. Коллективная монография. // М., РУДН, 2014. 164 с. (9,7 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Леденёва В.Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы.//Социология образования. №3.2014. С.68-78.(0,8 п.л.)

2.Леденёва В.Ю. Интеллектуальная миграция: мировые и российские тенденции// Высшее образование в России. №2. 2014. С.35-42. (0,7 п.л.)

3.Леденёва В.Ю. Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции//Право и политика. (В печати).

4.Леденёва В.Ю. Межнациональные аспекты и проблемы противодействия экстремизму в современных условиях // Национальная безопасность / nota bene. — 2014. - № 2. - С.207-216. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10785 . (1,2 п.л.)

5.Леденёва В.Ю. Формы и модели социальной адаптации и интеграции мигрантов//Политика и общество. (В печати).

6.Леденёва В.Ю. Эффективность контроля в сфере трудовой миграции: способы преодоления нелегальной миграции// Вестник Государственного университета управления. М. 2013. № 20. С.46-51. (0,6 п.л.)

7.Леденёва В.Ю. Муниципальная модель социологической оценки интеграции мигрантов.// Государственная служба. РАНХиГС. М. 2013 - №6. -С.21-25. (0,5 п.л.)

8.Леденёва В.Ю. Адаптационные ресурсы социальной интеграции трудящихся мигрантов в принимающей среде// Вестник Государственного университета управления. М. 2013. - №8 - С.203-207 (0,7 п.л.)

9.Леденёва В.Ю. Национальные общественные объединения в процессе создания системы социальной адаптации и интеграции иностранных мигрантов в российское сообщество// Государственная служба. М. 2012 - №5. - С.75-79. (0,5 п.л.)

10.Леденёва В.Ю. Модели зарубежных систем социальной адаптации мигрантов и их приемлемость для совершенствования миграционной системы России// Управление мегаполисом. М.2012 - №6. – С.23-30. (0,8 п.л.)

11.Леденёва В.Ю. Миграция российских специалистов как сдерживающий фактор социально-экономического развития//Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом» М. 2010 - № 4, – С.15-19.

12.Леденёва В.Ю. Российские моногорода в условиях кризиса// Государственная служба. М. 2010 - №4 – С.54-57. (0,6 п.л.)

13.Леденёва В.Ю. Бизнес-элита и власть в социальной структуре российского общества//Вестник Социологического центра РАГС: Социология власти. М.2006 - №2 – С.47-53. (0,7 п.л.)

14.Леденёва В.Ю. Стратегии развития гражданского общества в России// Вестник Социологического центра РАГС: Социология власти. М.2006 - №4 – С.61-64. (0, 4 п.л.)

15.Леденёва В.Ю. Тенденции развития массового политического сознания в современной России// Вестник Социологического центра РАГС: Социология власти. М. 2002. - №4 – С.23-27. (0,4 п.л.)

Научные статьи и другие публикации:

1.Леденёва В.Ю. Особенности регулирования трудовой миграции на территории единого экономического пространства (ЕЭП).// Социально-экономические проблемы повышения эффективности российской экономики. Сборник научных статей. М «Университетская книга», 2014. С.308-319. (1,2 п.л.)

2.Леденёва В.Ю. Адаптационные ресурсы социальной интеграции трудящихся мигрантов в принимающей среде.// Миграция населения и Россия: Материалы международной научно-практической конференции. М. ГУУ, 2014. С. 160-167. (0,6 п.л.)

3.Леденёва В.Ю. Анклавизация или адаптация?//Миграция XXI век. Независимый информационно-аналитический журнал №1—2 (21—22), январь—февраль, март—апрель 2014. С.25 – 28. (0,8 п.л.)

4.Леденёва В.Ю. Проблемы социальной адаптации трудовых мигрантов.// Материалы заседания «Меркурий-клуба» Торгово-промышленной палаты 12 марта 2014. М. С. 19-23. (0,6 п.л.)

5.Леденёва В.Ю. Адаптационный потенциал трудовых мигрантов: по материалам социологических исследований.// М.: Издательство «Этносфера». 2014. С. 105-115. (1,1. п.л.).

6.Леденёва В.Ю. Роль общественных объединений в процессе адаптации и интеграции иммигрантов в современном российском обществе// Материалы III международной конференции. CreatSpase 4900 LaCross Road. North Charleston, SC, USA 29406., 2014. С.170-174. (0,4 п.л.)

7.Леденёва В.Ю. Новые технологии государственного управления в профилактике межнациональных конфликтов. // Актуальные проблемы гармонизации межнациональных отношений на муниципальном уровне: материалы научно-практической конференции. – М.: РАНХиГС при Президенте РФ. 2013. С. 57-63. (0,6 п.л.)

8.Леденёва В.Ю. Правовое обеспечение социальной поддержки мигрантов как фактор противодействия нелегальной миграции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М. 2013г. - №14 (498). С.23-25.

9.Леденёва В.Ю. Communicative features of the integration of migrants in a globalizing world //Международная социологическая конференция. Швеция. 9-10 июня 2013г. http://www.scasss.uu.se/iis/iis2013/pdf.

10.Леденёва В.Ю. Политика в сфере интеллектуальной миграции проблемы и пути их решения// Материалы Международной междисциплинарной конференции «Идентичность и миграция в меняющемся мире», 21-22 мая 2013г., Екатеринбург, Уральский федеральный университет. С.45-48. (0,4 п.л.)

11.Леденёва В.Ю. Проблемы обеспечения межэтнического согласия в России// Материалы III Международной социологической конференции «Продолжая Грушина», 28-29 февраля 2013г. ВЦИОМ, РАНХиГС.

12.Леденёва В.Ю. Этнокультурная безопасность России: выходы из современных миграционно-культурных угроз//Материалы Международного симпозиума. 15-20 мая 2012 г. в г. Ялта, Ливадия. С.76-81. (0,5 п.л.)

13.Леденёва В.Ю. Неформальные социальные сети: мобилизационный ресурс адаптации мигрантов//«Миграция и антропоток на евразийском пространстве». Сборник статей; под общ. ред. Макарова Д. В., Старостина А. Н. Выпуск 1. — М.: Издательский дом «Медина», 2013г. — 80-84 с. (0,5 п.л.)

14.Леденёва В.Ю. Правовые основы профилактики экстремизма// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в подростковой и молодежной среде». г.Орехово-Зуево, Московский государственный областной гуманитарный институт 26 апреля 2012г. С.50-54. (0,6 п.л.)

15.Леденёва В.Ю. Концептуальные основы регулирования миграционных процессов в Сибири//Материалы Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы народонаселения Сибири» РАН РФ, Байкальский институт природопользования СО РАН.14-17-июня 2012. Бурятия, г. Улан-Удэ. С.73-76. (0,5 п.л.)

16.Леденёва В.Ю. Этническое самосознание и межэтнические отношения современной российской молодежи// Материалы Международного семинара «На пути к качественному образованию для всех: международные подходы и особенности современной практики». Департамент образования города Москвы, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Московский институт открытого образования. 29 ноября – 2 декабря 2011. С.89-94. (0,9 п.л.)

17.Леденёва В.Ю. Концепция миграционной политики в системе национальной безопасности// Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. М. 3-5 апреля 2012г. С.34-37. (0,4 п.л.)

18.Леденёва В.Ю. Management of migratory streams: a reality and prospects// Материалы международной конференции «УПРАВЛЕНИЕ НА КРИЗИ (МЕЖДУНАРОДНО КООПЕРИРАНЕ, ХУМАНИТАРНА ПОМОЩ И РЕАКЦИИ ПРИ КРИЗИ)».Г. София, Болгария,1 декабря 2011г.С.54-60. (0,5 п.л.)

19.Леденёва В.Ю. Миграционные процессы и межнациональные конфликты в современной России// Материалы всероссийского научно-практического Симпозиума с международным участием «Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России». Истра. 29-31 марта 2011г. ИК РАПН. С.28-33. (0,7 п.л.)

20.Леденёва В.Ю. Социокультурная адаптация мигрантов// Этно. Альманах, 2011г. №2 (35) Изд.дом Этносфера. С.58-62. (0,4 п.л.)

21.Леденёва В.Ю. Социально-экономические последствия миграции российских специалистов// Migratory processes in Europe: evolution of the migratory interactions of the eu and central and eastern European countries/ Сборник статей международной конференции. 24-25 сентября 2010, Одесса. С.37-42. (0,6 п.л.)

22.Леденёва В.Ю. Миграционная политика как критерий оценки социального государства.// Материалы научной конференции «Социальное государство и инновационное развитие», МГУ, 25 апреля 2010г. С.88-93. (0, 6 п.л.)