- Изначальные мифологические и религиозные представления о симметрии (гармонии, упорядоченности, соразмерности) и отклонениях от нее были связаны с зафиксированном в языке различием двух начал: правого и левого, которые наделялись различным статусом и ценностью через соотнесение с такими эквивалентами как мужское - женское, чистое - нечистое, активное - пассивное, невидимое - видимое, монада (единое, исходное) - диада (иное, производное). Тот факт, что в западной и восточной культуре правому и левому приписывали различную ценность, свидетельствует о социокультурной «нагруженности» этих понятий. В ранних философских системах эти противоположности (понятийно закрепленные в философских категориях) стали основой формирования различных онтологических схем. Эволюция понятия «диссимметрия» заключается в развитии его содержания от ограниченного и статического, фиксирующего отдельно взятые D и L объекты в качестве зеркальных антиподов, неконгруэнтных между собой, до динамического, отражающего способность диссимметрии «создавать явления». В этом случае диссимметрия как нарушенная, пониженная симметрия, оказывается причиной индивидуации объекта, фиксируемой философской категорией «особенное». Таким образом, в результате эволюции понятия диссимметрии сложились две основных его трактовки: 1) метафорическая, определяющая диссимметрию в целом как нарушение гармонии, несоразмерность, диспропорциональность; 2) более строгая, сводящая диссимметрию к конкретным видам нарушения и понижения уровня симметрии (например, переход от билатеральной симметрии к пентагональной; диспропорция между правыми и левыми формами и т. п.). В этом случае диссимметрия выступает в качестве фактора структурирования и трансформации объектов.
- Онтологизация диссимметрии в философии и естествознании происходила на основе признания универсальности характеристик условно правого и условно левого для всех объектов и объективности процессов диссимметризации и симметризации, происходящих на различных структурных уровнях систем. На онтологическом уровне диссимметрия фиксируется не как статическое состояние, а как процесс нарушения (понижения) симметрии, вне которого индивидуальное явление (наблюдаемая частица, активность живой органической структуры и т. п.) перестает существовать.
- Концепт «диссимметрия» отражает ряд связанных с этим явлением функций: формообразующую (структурирующую) (диссимметрия причинно определяет внутреннюю структурную организацию объектов и направляет процессы формообразования); онтологическую (позволяет выявить общие диссимметрические закономерности в различных сферах бытия - от диссимметрии в живой и неживой природе до диссимметрии времени и социальной диссимметрии); аксиологическую (указывает на связь диссимметрических признаков с ценностными ориентирами). Диссимметрия представлена следующими классификационными типами: 1) статичной, или пространственной, диссимметрией (в ее классическом, неклассическом и модификационном вариантах); 2) процессуальной, или пространственно-темпоральной, диссимметрией, включающей в качестве вариантов закономерную, перманентную, лабильную (флуктуирующую), модификационно-процессуальную.
- Понятия «диссимметрия», «диссизомерия», «диссполиморфизм» отражают явления, имеющие универсальный характер, свойственные любому уровню организации материи и могут быть экстраполированы на любую сферу, связанную с каким-либо типом движения (от физического, химического и биологического до социального и художественного). Носителем этих свойств является описанное уже Демокритом «одно тело» - объект, бытийствующий посредством закономерных перестановок (комбинаций, переносов) атомов. В иных онтологических схемах роль таких «атомов» могут выполнять слова, предметы, отношения между людьми - то есть любые сущности, связанные с изменением целого (социума, «тела» стиха в художественном творчестве, текста и т. д.).
- В диссимметрической концепции трансформации диалектика изменения и сохранения конкретизируется через процессы диссимметризации и симметризации. Диссимметрическая трансформация органично встроена в структуру бытия и представляет собой качественное необратимое изменение объекта (системы), совершающееся под воздействием факторов («агентов»), продуцирующих нарушение симметрии в открытых системах. Подобные изменения связаны с определенными числовыми закономерностями («рядами развития»).
- В качестве универсальных категорий условно правое и условно левое выступают основанием онтологической модели диссимметрического объекта. В междисциплинарном варианте теории нелинейных динамик - синергетической парадигме - диссимметрия и диссимметрическое равновесие систем исследуются посредством категорий «неустойчивость», «хаос», «флуктуация», «точка бифуркации», однако при этом оказываются не вполне раскрытыми их онтологические основания. Концептуальное отличие диссимметрической концепции трансформации от философской теории, раскрывающей механизм развития объектов - диалектики - определяется нейтральностью трансформаций по отношению к направлению изменений, поскольку трансформации часто связаны с отклонениями в системе, не имеющими четко выраженного прогрессистского оттенка (например, явления неотении, атавизмы и т.д.).
- Диссимметрический анализ позволяет выделить в структурной организации объектов проявления диссимметрии, обусловленные: а) свойствами и характеристиками систем; б) отношениями между элементами; в) законами композиции. Диссимметрический анализ позволяет определить степень устойчивости диссимметрических систем, зависящую от уровня их интеграции, а также определить горизонт диссимметрических событий - проявлений полюсных характеристик, влияющих на направление трансформации.
- Диссимметрия обладает созидательным потенциалом, обусловленным ее способностью «создавать явления», выступает особой силой, действующей в пространстве-времени на всех структурных уровнях бытия. Диссимметрическая лабильность присуща всем объектам, а диссимметрические факторы способны привести к изменениям в системе от незначительных до глобальных, когда последствия случайной изменчивости, связанной с ненаправленными процессами («шум развития»), приобретают характер массовых явлений, фиксирующихся как направленные тенденции.
- Диссимметрия времени присуща любым процессам развития. Фактором нарушения временной симметрии выступает единица внутреннего времени системы, величина которой обратно пропорциональна степени интеграции диссимметрической системы и скорости течения события. Закономерности диссимметрии времени можно проследить на примере музыки, чья онтологическая связь с временными процессами отражается в таких проявлениях, как дление (метроритм), повтор (вариационность), случайность. Характер временных процессов определяется темпом (скоростью течения событий), который задает единица внутреннего времени системы. Из таких единиц складывается цепь ритмически организованных событий. Эти основанные на повторах пульсации проявляются в биологических системах повторением в онтогенезе филогенеза, в истории - воспроизводимыми социальной памятью переживаниями и т. п. Различные философские учения отражали их в идеях круговорота, «вечного возвращения» (Ф. Ницше), «метафизического повтора» (А. Бергсон) и т. д.
- Структурализм описывает системы, состояние которых близко к симметрическому равновесию. При этом он осуществляет центрацию на одном из полюсов-противоположностей, что исключает свободную перестановку компонентов. Таким образом, структуралистский подход к системе лишает ее динамики. Постструктурализм, напротив, нацелен на диссимметризацию структур (нарушение их симметрического равновесия), осуществляя ее при помощи определенных приемов (деконструкции, «рассыпания» и др.). Диссимметризация становится в этом случае перманентной, исключающей возможность возвращения к структурной целостности. Особую значимость подобный опыт перманентной диссимметризации имеет для исследования духовной сферы и социальной реальности, где имеет место постоянное скольжение смыслов, игра значений. Место закона компенсации симметрии занимает его зеркальное отражение - закон компенсации диссимметрии.
- Формула «диссимметризация → симметризация → диссимметризация» имеет особую эвристическую ценность для теорий, объектом исследования которых выступают процессы в художественном дискурсе и - шире - в гуманитарной практике, где перманентный диссимметрический характер протекающих процессов объясняется на основе методологии, опирающейся на ряд специфических понятий: «хаосмос», «перечень», «инструктаж», «лабиринт», «бриколяж», «кроссворд» и др. Соответствующие явления порождают в социальной среде нонфинальные процессы, характеризующиеся, с одной стороны, бесконечной вариативностью, а с другой - серийностью и однообразием, вследствие чего перманентная диссимметризация создает впечатление «конца социального».
1.Голубева Н.А. Философские аспекты диссимметрического развития реальных объектов. – Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. – 266 с. [16,5 п. л.]
2.Голубева Н.А. Диссимметрия «игры в бисер»: краткое введение в метатеорию постмодернизма. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 188 с. [11,75 п. л.]
3.Голубева Н.А. Онтология диссимметрии: Монография. – Калуга: Полиграф-Информ, 2013. – 384 с. [24,0 п.л.]
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
4.Голубева Н.А. Феномен диссимметрии: к вопросу о логике понятия // Известия Волгоградского педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – 2008. – №8 (32).– С. 12-17. [0,7 п.л.]
5.Голубева Н.А. Музыка и временные процессы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №5 (26). – С. 273-277. [0,5 п.л.]
6.Голубева Н.А. Нелинейность философии постмодернизма в ее понятийном аспекте // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – №2 (28). – С. 13-18. [0,5 п.л.]
7.Голубева Н.А. Правое и левое: истоки проблемы диссимметрии // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 2. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 11-20. [0,9 п.л.]
8.Голубева Н.А. Диссимметрия и диалектика (онтологический аспект) // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 3. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 22-29. [0,7 п.л.]
9.Голубева Н.А. Структурные особенности диссимметрических систем // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 4. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 5-10. [0,5 п.л.]
10.Голубева Н.А. Диссимметрия постмодерной социальности // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 39-53. [0,9 п.л.]
11.Голубева Н.А., Ловецкий Г.И. Естествознание и язык: диссимметрия в поэзии // European Social Science Journal. – 2011. – № 10. – С. 205-213. [0,5 п.л./0,45. п.л. авт.]
12.Голубева Н.А. Языковые игры: диссимметрия теории // Казанская наука. – 2011. – № 9. – С. 120-127. [0,65 п.л.]
13.Голубева Н.А. Поструктурализм: диссимметризация структуры // Казанская наука. – 2011. – № 10. – С. 145-150. [0,5 п.л.]
14.Голубева Н.А. Диссимметрия игрового пространства постмодернизма // European Social Science Journal. – 2011. – № 13. – С. 285-293. [0,6 п.л.]
15.Голубева Н.А. Диссимметрия структуры в структурализме // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2012. – № 1. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 5-12. [0,5 п.л.]
16.Голубева Н.А. Симметризация и диссимметризация: к вопросу о диссимметрическом развитии // Казанская наука. – 2012. – № 1. – С. 158-163. [0,5 п.л.]
17.Голубева Н.А. Синергетический вектор диссимметрического развития // European Social Science Journal. – 2012. – № 2. – С. 8-14. [0,6 п.л.]
18.Голубева Н.А. Диссимметрия – детерминатор процессов трансформации // Казанская наука. – 2012. – № 2. – С. 137-141. [0,5 п.л]
Статьи и тезисы по теме диссертации в других изданиях:
19.Голубева Н.А. Проблема системности в связи с диссимметрией // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2008 г. – Т. 3. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 175-181. [0,44 п.л.]
20.Голубева Н.А. Диссимметрические признаки синергетической парадигмы // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2008 г. – Т. 3. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 182-187. [0,4 п.л.]
21.Голубева Н.А. О роли рядов Ф в диссимметрическом развитии структурных объектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Международный выпуск. – Выпуск 12. – Пенза: Изд-во ПГТА, 2009. – С. 80-85. [0,5 п.л.]
22.Голубева Н.А. Мыслеформы и контроль сознания // Теория и практика развития экономики региона. Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – Калуга: ИД «Эйдос», 2009. – С. 85-89. [0,25 п.л.]
23.Голубева Н.А. Диссизомеризм тотальной симуляции // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2009 г. – Т.4. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – С. 156-161. [0,4 п.л.]
24.Голубева Н.А. Проблема рациональности в теоретическом знании // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2009 г. – Т.4. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – С. 162-166. [0,3 п.л.]
25.Голубева Н.А. Структурализм: структура как диссистема // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2009 г. – Т.4. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – С. 167-172. [0,4 п.л.]
26.Голубева Н.А. К вопросу о переоткрытии времени // Научно-методический журнал «Гылым Кайнары». – 2009. – №2 (2). – Семей: Университет «Кайнар». – С. 8-14. [0,4 п.л.]
27.Голубева Н.А. Инновационные технологии как условие совершенствования учебного процесса // Научно-методический журнал «Гылым Кайнары». – 2009. – №2 (2). – Семей: Университет «Кайнар». – С. 18-21. [0,25 п.л.]
28.Голубева Н.А. Текстуализация культуры в структурализме и постструктурализме // Язык-Культура-Человек-Этнос: Материалы областной научно-практической конференции. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2009. – С. 102-109. [0,45 п.л.]
29.Голубева Н.А. Единица внутреннего времени как фактор нарушения временной симметрии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Международный выпуск. Выпуск 14. – Пенза: Изд-во ПГТА, 2010. – С. 61-64. [0,4 п.л.]
30.Голубева Н.А. Пространство неограниченных возможностей: диссимметрия и деконструкция // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2010 г. – Т.3. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – С. 166-170. [0,3 п.л.]
31.Голубева Н.А. «Шум развития» лабильной диссимметрии // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы Всероссийской научно-технической конференции 2010 г. – Т.3. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – С. 171-174. [0,25 п.л.]
32.Голубева Н.А. Правизна-левизна: нарушение симметрии противоположностей и диалектика // Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика». – Т.2. – Ч.1. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 62-64. [0,3 п.л.]
33.Голубева Н.А. Постмодернизм: диссимметрия пространства и времени // Казанская наука. – № 9. – Вып. 1. – 2010 г. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. – С. 564-569. [0,5 п.л.]
34.Голубева Н.А. Естественнонаучные аспекты проблемы диссимметрии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Международный выпуск. – Выпуск 15. – Пенза: Изд-во ПГТА, 2011. – С. 58-62. [0,45 п.л.]
35.Голубева Н.А. Искусство бриколяжа, или диссимметрический хаосмос в современной литературе // Культура в зеркале языка: Материалы областной научно-практической конференции. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского, 2011. – С. 20-26. [0,5 п.л.]
36.Голубева Н.А. Глобализация: Россия в условиях нарастающей сложности // Труды МГТУ, № 605. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – С. 11-17. [0,5 п.л.]
37.Голубева Н.А. Проблема инновационных технологий в образовательном процессе // Актуальные проблемы социально-философских наук. Сборник научных трудов. – М: ВЗФЭИ, 2012. – С. 41-61. [1 п.л.].