Научная тема: «КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепт, отображая специфику индивидуально-авторского сознания, является системообразующим элементом художественной картины мира, включает в себя понятийный, образный, ценностный и символический компоненты; исследование и моделирование концепта целесообразно при комплексном подходе, предполагающем использование интертекстуальной, дискурсивной и концептуальной методик анализа художественного текста.
  2. Для классификации индивидуально-авторских концептов целесообразен принцип межтекстового взаимодействия, позволяющий вышеназванные концепты разделить на макротекстуальные (мета-, архи- и интертекстуальные концепты), формирующиеся в условиях диалога авторских дискурсов, и микротекстуальные (гипер- и паратекстуальные концепты), раскрывающие глубину своего содержания в корпусе произведений (либо одном произведении) конкретного автора. Для теоретического обоснования типологии индивидуально-авторских концептов конструктивны идеи М. М. Бахтина, Ж. Женетта и Ю. С. Степанова.
  3. Структура художественного концепта во многом определяется системой мотивов, которые имеют моделирующий потенциал в силу своей связанности со структурными элементами формы художественного произведения (с сюжетом, с композицией и т.д.) и с элементами его содержания (с темой, проблемой, идеей и т.д.).
  4. Прозаические произведения В. С. Маканина, О. Н. Ермакова, О. М. Блоцкого, О. А. Хандуся, И. Колонтаевской отличаются высоким уровнем художественной концептуализации, которая подразумевает авторское осмысление картины мира, категоризацию индивидуального опыта и обеспечивает выходы в интертекстуальное (в широком смысле) пространство культуры. 
  5. Метатекстуальные концепты в современной военной прозе, косвенно отсылающие к прецедентным текстам, обнаруживают сложность своего образного содержания в диалоге дискурсов - художественного и религиозного (концепт «женщина»); художественного и фольклорного (концепт «вода»); художественного и мифологического (концепт «птица»).
  6. Архитекстуальные концепты («война», «время», «пространство», «луна») с их хронотопическими признаками выполняют функции жанрового аттрактора, отражая специфику организации художественного дискурса, парадигматические отношения текста и его частей с жанром произведения.
  7. Структура интертекстуальных концептов раскрывается в диалоге текстов, принадлежащих разным историко-литературным эпохам (концепты «Борис и Глеб», «кавказский пленник»).
  8. Гипертекстуальные концепты («азиатчина», «небо» и «земля», «звезда», «мужчина»), характеризующиеся открытостью, диалогизмом, незаконченностью, моделируются в корпусе произведений одного писателя, актуализируют межтекстовые отношения посредством гипертекстуальных перекличек, имея при этом выходы как в систему языка, так и в пространство культуры.
  9. Формирующиеся в результате внутритекствого взаимодействия паратекстуальные концепты структурируются соответствующими средствами (заголовком, эпиграфом, посвящением, послесловием и т.д.), обнаруживают свою структуру в результате рассмотрения отдельных составляющих художественного целого, извлекаются из памяти читателя каждый раз, когда сам текст отсылает к заглавию или эпиграфу.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

1. Волкова В.Б. Структура концепта «зверь» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» // Проблемы истории, филологии, культуры. – № 2. – Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2010. – С. 283-288. (0,37 п.л.)

2. Волкова В.Б. Концепт «женщина» в романе В. С. Маканина «Асан»: к антологии русских художественных концептов // Проблемы истории, филологии, культуры: материалы Международного симпозиума «Лексикография и фразеология в контексте славистики». – Магнитогорск, 18-20 ноября 2011 г. – № 3. – Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2011. – С. 745-749. (0,31 п.л.)

3. Волкова В.Б. Близость и отчуждённость как признаки антиномических концептов «небо» и «земля» в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Гуманитарный вектор. – № 4 (28). – Чита: ЗабГГПУ, 2011. – С. 52-56. (0,31 п.л.)

4. Волкова В.Б. Моделирование образной составляющей концепта «луна» в художественном дискурсе современной прозы // Дискуссия. – № 2 (20). – Екатеринбург, 2012. – С. 163-167. (0,31 п.л.)

5. Волкова В.Б. Индивидуально-авторский концепт «азиатчина» и его хронотопические признаки в романе «Знак зверя» О.Н. Ермакова // Казанская наука. – № 7. – 2012. – Казань: Изд-во «Казанский издательский дом», 2012. – С. 136-138. (0,19 п.л.)

6. Волкова В.Б. Структура концепта «пространство» в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Дискуссия. – № 8 (26). – Екатеринбург, 2012. – С. 162 -164. (0,19 п.л.)

7. Волкова В.Б. Образная составляющая концепта «женщина» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» // Дискуссия. – № 9 (27). – Екатеринбург, 2012. – С. 158-161. (0,25 п.л.)

8. Волкова В.Б. Моделирование индивидуально-авторского концепта «Асан» в интертекстуальной парадигме: Л.Н. Толстой и В.С. Маканин // Филологические науки: вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – № 5 (16). – Тамбов: Грамота, 2012. – С. 39-41. (0,19 п.л.)

9. Волкова В.Б. Концепт «плен» в «кавказской» прозе В.С. Маканина: интертекстуальная парадигма // Филологические науки: вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – № 6 (17). – Тамбов: Грамота, 2012. – С. 40-42. (0,19 п.л.)

10. Волкова В.Б. Структурирование концепта «мужчина» в художественном дискурсе: роман В.С. Маканина «Асан» // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»): материалы Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность». – № 9(25). – Том 1. – Рига – Москва, 2012. – С. 164-171. (0,5 п.л.)

11. Волкова В.Б. Структура концепта «своё-чужое» в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Серия «Филологические науки». – № 11 (75). – 2012. – С. 65-68. (0,25 п.л.)

12. Волкова В.Б. Пространственно-временная модель концепта «война» в «кавказской» прозе В.С. Маканина // Сибирский филологический журнал. – № 2. – 2013. – С. 172-178. (0,44 п.л.)

13. Волкова В.Б. Интертекстуальный концепт «Борис и Глеб» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя»: понятийная и образная составляющие // Филологические науки: вопросы теории и практики. Научно-теоретич. и прикладной журнал. – № 11 (29). – Часть II. – Тамбов: Грамота, 2013. – С. 62-64. (0,19 п.л.)

14. Волкова В.Б. Концепт в интертекстуальном пространстве художественного дискурса // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – № 9(36). – Том 1. – Москва, 2013. – С. 250-257. (0,5 п.л.)

15. Волкова В.Б. Понятийная составляющая концепта «кавказский пленник» в одноименной повести И. Колонтаевской // Дискуссия. – № 3 (44). – Екатеринбург, 2014. – С. 130-133. (0,25 п.л.)

Монографии:

16. Волкова В.Б. Интертекстуальные концепты в «военной» прозе О.Н. Ермакова конца 1980-начала 2000-х гг. – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. – 320 с. (20,0 п.л.)

17. Волкова В.Б. Моделирование концепта в интертекстуальном пространстве художественного дискурса: лингвокультурологический подход // Концепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Никифоровой, А.В. Коневой. – СПб.: Астерион, 2011. – С. 99-108. (0,62 п.л.)

Другие публикации:

18. Волкова В.Б. Диалог русской и кавказской культур: его отражение в классической и современной литературе // Социолингвистические и культурологические проблемы изучения русского языка и русской литературы в контексте диалога культур: сб. материалов Региональной научно-методической конференции. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – С. 86-88. (0,19 п.л.)

19. Волкова В.Б. Категории эстетического и этического в контексте проблемы диалога культур: рассказ В.С. Маканина «Кавказский пленный» // Постмодернизм: парадигмы культуры: Межвузовский сб. научных трудов. – Вып. 1. – Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2005. – С. 72-81. (0,62 п.л.)

20. Волкова В.Б. Классические традиции современной русской литературы // Материалы 65-ой научно-практической конференции: сб. тезисов. – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2007. – Т. 2. – С. 108-111. (0,25 п.л.)

21. Волкова В.Б. Образ восточного города в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Пространство культуры провинциального города: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции (27 апреля 2010 г.). – Вып. 2. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 23-28. (0,37 п.л.)

22. Волкова В.Б. Цветовая символика в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» и её значение для моделирования концепта «небо» // Тенденции развития научных исследований: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. – Киев: НАИРИ, 2011. – С. 130-133. (0,25 п.л.)

23. Волкова В.Б. Концепт «Асан» в одноимённом романе В.С. Маканина: понятийная и образная составляющие // Научные исследования-2011: материалы VII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим и педагогическим наукам. – Горловка, 2011. – С. 24-27. (0,25 п.л.)

24. Волкова В.Б. Роман О.Н. Ермакова «Знак зверя»: признак «Внешние и внутренние характеристики» концепта «Женщина» // Художественная антропология: внутреннее и внешнее тело человека в литературе: сб. статей. – Вып. 2. – Караганда: Центр гуманитарных исследований «Тезис», 2011. – С. 28-34. (0,44 п.л.)

25. Волкова В.Б. Внутренняя форма концепта «Асан» в одноимённом романе В.С. Маканина: интертекстуальная парадигма [Электронный ресурс] // «Ломоносов»: материалы XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – Секция «Филология». – М., 2011.

26. Волкова В.Б. Концепт «Борис и Глеб» в диалоге религиозного и литературного дискурсов (роман О.Н. Ермакова «Знак зверя») // Дискурсивные практики современности: сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований «Тезис», 2011. – С. 4-10. (0,44 п.л.)

27. Волкова В.Б. Ассоциативные репрезентации концепта «вода» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» // Научный журнал «Lingua mobilis». – № 2 (28). – 2011. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГУ, 2011. – С. 27-34. (0,5 п.л.)

28. Волкова В.Б. Символические признаки концепта «женщина» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» // Наука и современность – 2011: сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. – Ч. 1 / Под общей ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 154-158. (0,31 п.л.)

29. Волкова В.Б. Концепт «зверь» в авторской картине мира О.Н. Ермакова // Языки, культуры, этносы: современные педагогические технологии в формировании языковой картины мира: сб. науч. статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) по проблемам межкультурной коммуникации. – Йошкар-Ола: МарГУ. 2011. – С. 182-187. (0,37 п.л.)

30. Волкова В.Б. Роман В.С. Маканина «Асан»: концепт «Асан» в интертекстуальной парадигме // Литература в контексте современности: сб. материалов V Международной научно-методической конференции. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – С. 177-181. (0,31 п.л.)

31. Волкова В.Б. Эстетический признак концепта «птица» в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Гуманитарная наука сегодня: материалы III Международной научной конференции: В 2-х тт. – Караганда: Центр гуманитарных исследований «Тезис», 2011. – Т. 2. – С. 33-38. (0,37 п.л.)

32. Волкова В.Б. Концепт «птица» в художественном дискурсе: метафорический признак (на материале «военной» прозы О.Н. Ермакова) // Слово в пространстве языка: материалы Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2011. – С. 167-170. (0,25 п.л.)

33. Волкова В.Б. Мифологические и религиозные составляющие концепта «женщина» в романе О.Н. Ермакова «Знак зверя» // Художественная концептосфера в произведениях русских писателей: международ. сб. науч. статей / Под ред. С. Л. Слободнюка. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – Вып. III. – С. 167-173. (0,44 п.л.)

34. Волкова В.Б. Роман О. Н. Ермакова «Знак зверя»: концепт «звезда» в поле вариативной оппозиции «своё – чужое» // Когнитивный подход к анализу и интерпретации художественного произведения: материалы Всероссийской заочной научной конф. (г. Астрахань 18-25 апреля 2011 г.) / под ред. проф. Г. Г. Исаева. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – С. 98-101. (0,25 п.л.)

35. Волкова В.Б. Хронотопические признаки концепта «звезда» в «военной» прозе О. Н. Ермакова // Когнитивная поэтика: современные подходы к исследованию художественного текста: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Ж. Н. Маслова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 41-46. (0,37 п.л.)

36. Волкова В.Б. Ценностная составляющая концепта «Асан» в интертекстуальной парадигме: роман В. С. Маканина «Асан» и рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» // Система и среда: Язык. Человек. Общество: материалы IV Всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 30 марта 2011 г. / Отв. ред. В. П. Конева. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011. – С. 320-324. (0,31 п.л.)

37. Волкова В.Б. Пространственно-временная модель концепта «война» в «кавказской» прозе В.С. Маканина // Язык. Словесность. Культура. Филологический журнал. № 4. 2012. – Ногинск: Изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС», 2012. – С. 107-115. (0,56 п.л.)

38. Волкова В.Б. Символический признак концепта «птица» в «военной» прозе О.Н. Ермакова // Язык. Словесность. Культура. Филологический журнал. № 5-6. 2012. – Ногинск: Изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС», 2012. – С. 32-42. (0,69 п.л.)

39. Волкова В.Б. Художественный текст как единица культуры: диалектика традиционности и инноваций // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. статей Международной научной конференции / Под общ. Ред. В.А. Жилиной. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. – Вып. 3. – С. 68-70. (0,19 п.л.)

40. Волкова В.Б. Понятийная составляющая концепта «луна» в произведениях О.Н. Ермакова и В.С. Маканина // Наука страны как гарант стабильного развития: материалы XXIII Международной научно-практической конференции. 26-27 июля 2012. – Горловка, 2012. – С. 56-59. (0,25 п.л.)

41. Волкова В.Б. Концепт «война» в индивидуально-авторской картине мира // Достижения в науке. Новые взгляды, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции. – Лодзь, 2012. – С. 30-35. (0,37 п.л.)