2. Образовательный потенциал учебных физических задач может быть реализован при обучении на основе новой методической системы обучения решению физических задач, которая является самостоятельной, открытой, развивающейся системой, обеспечивающей достижение учащимися как нормативных, так и индивидуализированных целей обучения физике. Так как специфика деятельности по решению физических задач обусловлена сочетанием методологии базовой науки и особенностями восприятия и усвоения физического содержания учащимися, то такая методическая система состоит из двух взаимосвязанных компонентов: системы методов решения физических задач, выбор которых определяется их значимостью в современных научных исследованиях и доступностью для освоения школьниками, и методики обучения решению физических задач, построенной с учетом объективного функционирования в сознании учащихся психолого-познавательных барьеров.
3. Первый компонент методической системы - методы решения физических задач, сложившихся в физике, востребованных в настоящих научных исследованиях и направленных на формирование физического понимания и особых качеств мышления учащегося, необходимых в современном мире. Система этих методов при обучении на всех уровнях отражаются в принципах:
- принцип обучения моделированию реальных процессов;
- принцип адекватного применения физических понятий, методологических принципов, фундаментальных и частных физических законов, математических методов;
- принцип сбалансированного сочетания количественных и качественных методов анализа физических явлений
4. Система методов обучения решению физических задач основывается на двух принципиальных положениях:
- решение физических задач естественным образом в рамках урока совмещается со всеми традиционными (изучение теории, выполнение лабораторного эксперимента) и нетрадиционными методами (использование компьютерных технологий, учебное исследование) обучения физике;
- в процессе обучения физике учебные физические задачи, кроме традиционных, выполняют функции:
- средства диагностики наличия и типа психолого-познавательных барьеров;
- средства преодоления психолого-познавательных барьеров некоторых типов как затруднений в познавательной деятельности;
- средства мотивации к преодолению психолого-познавательных барьеров.
5. Для реализации двухкомпонентной методической системы необходимы новые организационные формы уроков, на которых происходит не просто передача знаний от одного человека к другому, а создание условий для процесса порождения знаний самим обучающимся, его активного и продуктивного творчества. Наиболее актуальными становятся следующие технологии: урок одной задачи; перевернутый урок; информационные технологии. Формы организации деятельности учащихся на таких уроках могут быть различными -индивидуальная, парная, групповая.
6. Двухкомпонентная методическая система может быть использована как в основной, так и в старшей школе в условиях разных профилей обучения. Ориентация на формирование компетентностей школьника на основе решения физических задач требует возрастной дифференциации результатов обучения, характеризующих целостность личности школьника:
- На ступени основной школы ведущим результатом является познавательная компетенция, понимаемая как интегральная способность к осуществлению познания на основе освоенной совокупности универсальных учебных действий, акцент в которой ставится на преодоление типовых психолого-познавательных барьеров и освоение основных методов решения физических задач (построение модели, предсказание ее поведения на основе качественных методов и доступных возрасту принципов - относительности, симметрии).
- На ступени старшей школы ведущим результатом является готовность к непрерывному образованию и самообразованию, которая выражается в способности применять систему методов решения физических задач в новых условиях, самостоятельном планировании и проведении исследования физической и математической модели явления, в способности осознавать свои познавательные затруднения с акцентом на мотивацию преодоления психолого-познавательных барьеров в ситуации неопределенности.
7. Специфическим условием реализации методической системы обучения решению физических задач в современной школе, определяющим ее эффективность и доступность для широкого распространения в практике обучения, является подготовка учителя физики, которая заключается:
- в активном освоении учителем современной методологии решения физических задач;
- в овладении учителем задачным материалом и постоянном его пополнении, что позволяет осознанно и целесообразно выбирать учебные физические задачи высокого педагогического и методического качества;
- в формировании умения учителя в сотрудничестве с учащимися выстраивать иерархии используемых моделей в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации;
- в освоении учителем перспективных технологий уроков, соответствующих современным дидактическим стратегиям, запросам учащихся разных ступеней обучения и обеспечивающих высокий научный уровень обучения физике.
1.Ларченкова, Л.А. Методы решения физических задач/ А.С. Кондратьев, Л.А. Ларченкова, А.В. Ляпцев. - М.: Физматлит, 2012. – 312 с. (19,5 п.л., авторских – 6,5 п.л.)
2.Ларченкова, Л.А. Физические задачи как средство достижения целей физического образования в средней школе/ Л.А.Ларченкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 159 с. (10 п.л.)
3.Ларченкова, Л.А. Методическая система обучения решению физических задач в средней школе/ Л.А.Ларченкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 156 с. (9,75 п.л.)
4.Ларченкова, Л.А. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике/ Н.Д.Андреева, Т.Б. Алексеева, Л.А.Ларченкова, О.В.Леонтьева, Н.В.Малиновская, В.Г.Суслов. Под ред. Н.Д. Андреевой. - СПб.: «Свое издательство», 2013. – 182 с. (11,3 п.л., авторских – 1,9 п.л.)
Статьи по теме диссертации в рецензируемых журнала, рекомендованных ВАК
5.Ларченкова, Л.А. Дистанционное образование и проблемы профильного обучения физике в школе/ Л.А.Ларченкова // Наука и школа. - 2008, №2. – с.75-78. (0,25 п.л.)
6.Ларченкова, Л.А. Методика проведения, обработки и анализа результатов физического эксперимента с применением инструментальных пакетов/ А.С.Кондратьев, Л.А. Ларченкова // Компьютерные инструменты в образовании - 2008, №3. – С.34-38. (0,31 п.л., авторских – 0,16 п.л.)
7.Ларченкова, Л.А. Принцип толерантности при решении физических задач в средней школе / А.С.Кондратьев, Л.А. Ларченкова // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №10 (64): Естественные и точные науки (математика, физика, химия, естествознание, экономика, методика преподавания естественных и точных наук): Научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. – С.159-168. (0,5 п.л., авторских – 0,25п.л.)
8.Ларченкова, Л.А. Качественные методы при изучении физики/ А.С.Кондратьев, Л.А. Ларченкова, А.В.Ляпцев // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №95: Научный журнал – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009. – С.147-155 (0,5 п.л., авторских – 0,17 п.л.)
9.Ларченкова, Л.А. Инновационные аспекты применения качественных методов при обучении физике/ А.С.Кондратьев, А.В.Ляпцев, Л.А. Ларченкова // Физическое образование в вузах. – 2009, т.15, №4,. – С.114-126. (0,75 п.л., авторских – 0,25 п.л.)
10.Ларченкова, Л.А. Движение автомобиля в школьных физических задачах/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе, №5, 2010. – С.19-31. (0,75 п.л.)
11.Ларченкова, Л.А.Методика анализа решения учебной физической задачи/ Л.А.Ларченкова // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №122: Научный журнал – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. – С.198-207. (0,57 п.л.)
12.Ларченкова, Л.А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по физике на основе цифровых образовательных ресурсов / Л.А.Ларченкова // Сибирский педагогический журнал. – 2012, №3, – С.201-206. (0,38 п.л.)
13.Ларченкова, Л.А. Решение физических задач как средство диагностики и преодоления психолого-познавательных барьеров при обучении физике/ Л.А.Ларченкова // Физическое образование в вузах. - 2012, т.18, №2. – С.58-70. (0,81 п.л.)
14.Ларченкова, Л.А. О факторах, определяющих формирование научного мировоззрения учащихся основной школы / Л.А.Ларченкова // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. – Новосибирск: 2013, №6. - С. 14-18. (0,31 п.л.)
15.Ларченкова, Л.А. Психолого-познавательные затруднения учащихся: кто виноват и что делать?/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе, 2013, №7, - С.51-56. (0,38 п.л.)
16.Ларченкова, Л.А. Принципы построения методической системы обучения решению физических задач / Л.А.Ларченкова // Физика в школе. - 2013, №8- с.33-37. (0,31 п.л.)
17.Ларченкова, Л.А. Специфика профессиональных компетенций и проблема их диагностики при подготовке бакалавров в области физического образования/ Е.А. Кашкарова, Л.А.Ларченкова.// Физическое образование в вузах. Министерство образования и науки РФ.-2014, №1, - С.12-17. (0,31 п.л., авторских – 0,2 п.л.)
18.Ларченкова, Л.А. Построение «барьерной» модели обучения физике/ Л.А.Ларченкова// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Ноябрь 2013, ART 2088. - CПб., 2013 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2088.htm, ISSN 1997-8588. (0.5 п.л.)
19. Ларченкова, Л.А. Универсальность математических моделей при обучении решению физических задач в средней школе / Л.А.Ларченкова, Е.В. Долженко // Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Декабрь 2013, ART 2106. -
CПб., 2013 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/ 2106.htm, ISSN 1997-8588. (0.5 п.л., авторских – 0,25 п.л.)
20. Ларченкова, Л.А. Принцип сочетания количественных и качественных методов анализа физических явлений при обучении решению физических задач в средней школе / Л.А.Ларченкова // Школа будущего. - 2013, №6, - С. 145-151. (0,44 п.л.)
Учебно-методические пособия и рекомендации
21.Ларченкова, Л.А. Учение с увлечением на уроках решения задач по физике: пособие для учителей и студентов пед. вузов/ И.Я.Ланина, Л.А. Ларченкова. – СПб.: ООО «Миралл», 2005. -248 с. (15,4 п.л., авторских – 7,7 п.л.)
22.Ларченкова, Л.А. 10 интерактивных лекций по методике обучения физике: учебно-методическое пособие/ Л.А.Ларченкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.- 191 с. (12 п.л.)
23.Ларченкова, Л.А. Формирование научного мировоззрения в естественнонаучном образовании школьников (исследовательский аспект): учебное пособие / Н.Д.Андреева, Т.Б. Алексеева, Л.А.Ларченкова, О.В.Леонтьева, Н.В.Малиновская, В.Г.Суслов. Под ред. Н.Д. Андреевой. - СПб.: «Свое издательство», 2013. – 162 с. (8,2 п.л., авторских – 1,36 п.л.)
24.Ларченкова, Л.А. Методические рекомендации для проведения педагогической практики студентов факультета физики /Сост. И.Я.Ланина, Л.А Ларченкова. - СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2004 – 58 с. (3,75 п.л., авторских – 2 п.л.)
25.Задачи Санкт-Петербургской городской олимпиады школьников по физике 1999-2003 годов. Условия, пояснения, решения: учебное пособие/ Сост. С. Бубликов, А. Курдюмов, Л.Ларченкова и др. Под ред. А.С.Курдюмова. - СПб: изд-во СПб ГДТЮ, 2003 - 130 с. (8,2 п.л., авторских – 0,31 п.л.)
26.Ларченкова, Л.А. Информационные технологии и учебно-исследовательская деятельность школьников/ Л.А.Ларченкова, А.В.Ляпцев, А.И. Ходанович // ИКТ в образовательном процессе. Часть 5. Физика, СПб.: Издательство РЦОКО и ИТ, 2010, - С. 20-31. (0,75 п.л., авторских – 0,25 п.л.)
Труды конференций по теме диссертации
27. Ларченкова Л.А.Способы решения задач и дифференцированное обучение/ Л.А.Ларченкова // Преподавание физики в школе и вузе. Материалы научн. конференции «Герценовские чтения».- СПб.: Образование. – 1997. – С. 59-63 (0,25 п.л.)
28.Ларченкова, Л.А.Индивидуальный подход к учащимся на уроках решения задач/ Л.А.Ларченкова // Физическое образование в школе и вузе. Материалы межвузовской научно-практ. конференции. -СПб., Образование. -1997. – С.44-46. (0,13 п.л.)
29.Ларченкова, Л.А. Методика реализации межпредметных связей на уроках физики/ Л.А.Ларченкова // Современные проблемы физического образования. Материалы региональной научно-метод. конференции. - СПб.: Образование. -1997. – С.101-104. (0,19 п.л.)
30.Ларченкова, Л.А. Методика проведения урока одной задачи/ Л.А.Ларченкова, О.П.Межерицкая // Современные проблемы физического образования. Материалы региональной научно-метод. конференции. - СПб., Образование. - 1997.- С. 79-82. (0,19 п.л., авторских – 0,13 п.л.)
31.Ларченкова, Л.А. Циклический принцип построения системы уроков решения задач/ Л.А.Ларченкова // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения». – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. –1999. – С. 143-145. (0,13 п.л.)
32.Ларченкова, Л.А.Учение с увлечением на уроках решения физических задач./ И.Я.Ланина, Л.А. Ларченкова // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Вып.2.// Сб. научных статей XX Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Verba-Magistri, - 1999. – С. 161-166. (0,31 п.л., авторских – 0,25 п.л.)
33.Ларченкова, Л.А.Технологический подход в обучении на уроках решения задач/ Л.А.Ларченкова //Теория и практика обучения физике. Материалы международной конференции «Герценовские чтения». – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена., 2000. – С.104-107. (0,19 п.л.)
34.Ларченкова, Л.А. Методический анализ учебной физической задачи / Л.А.Ларченкова // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения». – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С.240-245. (0,25 п.л.)
35.Ларченкова, Л.А. Методическое сопровождение курса КСЕ для студентов гуманитарных специальностей/ Л.А.Ларченкова // Физика в системе современного образования (ФССО-03). Труды седьмой международной конференции 14-18 октября 2003 г. том 1. – СПб, изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.- С.164-167. (0,19 п.л.)
36.Ларченкова, Л.А. Методика формирования коммуникативных навыков на уроках физики/ Л.А.Ларченкова, Е.А.Григорьева// Дидактико-методические аспекты современного урока: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 26-27 апреля 2007 г. – Армавир.: РИЦ АГПУ, 2007. – С.231-235. (0,25 п.л., авторских – 0,13 п.л.)
37.Ларченкова, Л.А. Психолого-педагогические проблемы обучения моделированию реальных процессов/ Л.А.Ларченкова // Физика в системе современного образования (ФССО-07). Труды девятой международной конференции 4-8 июня 2007 г. том 2. – СПб, изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. - С.164-167. (0,19 п.л.)
38.Ларченкова, Л.А. Задачный подход как средство гуманитаризации обучения физике в условиях профильного образования/ Л.А.Ларченкова // Наука и высшая школа – профильному обучению: сборник научных статей по итогам Второй Всероссийской научно-практической конференции 23-24 октября 2008 г. Выпуск 2. – СПб: Сударыня,2009. – С.71-77. (0,43 п.л.)
39.Ларченкова, Л.А. Современные проблемы учебных физических задач / Л.А.Ларченкова // Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы Х международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая – 4 июня 2009 г. Т.2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. - С.89-92. (0,19 п.л.)
40.Ларченкова, Л.А. Инновационные аспекты применения качественных методов при обучении решению физических задач / Л.А.Ларченкова // Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы Х международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая – 4 июня 2009 г. Т.2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. - С.74-75. (0,13 п.л.)
41.Ларченкова, Л.А. Решение физических задач как средство диагностики и преодоления психолого-познавательных барьеров при обучении физике/ Л.А.Ларченкова // Физика в системе современного образования (ФССО-11): Материалы ХI международной конференции. Волгоград, 19-23 сент. 2011 г. Т.2. – Волгоград: изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. - С.104-106. (0,19 п.л.)
42.Ларченкова, Л.А. Преодоление психолого-познавательных барьеров в обучении средствами частной методики (на примере физики)/ Л.А.Ларченкова // Актуальные проблемы науки в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 27 сентября 2011 г Мин-во обр. и науки РФ, Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 201 – С.101-102. (0,13 п.л.)
43.Ларченкова, Л.А. Структура методической системы обучения решению физических задач в средней школе/ Л.А.Ларченкова // Физика в система современного образования (ФССО-2013):материалы XII Международной научной конференции.Петрозаводск, 3-7 июня 2013 г.: в 2т., т.2 – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013 – С.82-84. (0,19 п.л.)
44. Ларченкова, Л.А. Проблема диагностики профессиональных компетенций при подготовке бакалавров в области физического образования/ Е.А. Кашкарова, Л.А. Ларченкова. Физика в система современного образования (ФССО-2013):материалы XII Международной научной конференции. Петрозаводск, 3-7 июня 2013 г.: в 2т., т.1 – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013 – с.318-320. (0,19 п.л., авторских – 0,12 п.л.)
Статьи в иных изданиях
45. Ларченкова, Л.А. Применение метода моделей на уроках физики/ Л.А.Ларченкова // Творческий поиск учителей 402 гимназии. - СПб.: - 1996. – С.56-60. (0,25 п.л.)
46.Ларченкова, Л.А. Методика составления циклов физических задач для классов с углубленным изучением физики/ Л.А.Ларченкова // Раздвигая границы привычного. - СПб.: - 1997. – С. 82-86. (0,31 п.л.)
47.Ларченкова, Л.А. Психология решения задач/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Сб. научных статей. - СПб.: Образование.- 1998. – С. 27-30. (0,13 п.л.)
48.Ларченкова, Л.А. Методические особенности технологии уроков решения задач по физике/ Л.А.Ларченкова // Проблемы совершенствования физического образования. Сб. научных статей. -СПб.: Изд-во ГРПУ им. А.И.Герцена.- 1998. – С.45-52. (0,44 п.л.)
49.Ларченкова, Л.А. Использование решения физических задач для объяснения нового материала/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Сб. научных статей. - СПб.: Образование.- 1998. – С. 84-86. (0,13 п.л.)
50.Ларченкова, Л.А. Организация деятельности учащихся на уроке решения задач/ Л.А.Ларченкова // Обучение физике в школе и вузе. Межвуз. сб. научных статей. - СПб.: Образование.- 1998. – С.49-52. (0,19 п.л.)
51.Ларченкова, Л.А. Некоторые возможности применения экспериментальных задач на уроках физики/ Л.А.Ларченкова // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе. Сб. научных статей. – СПб.: Образование.- 1998. – С. 84-86. (0,13 п.л.)
52.Ларченкова, Л.А. Исторические аспекты использования задач в обучении/ Л.А.Ларченкова // Современные технологии обучения физике в школе и вузе. Сб. научных статей. – СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. –1999. – С. 74-77. (0,19 п.л.)
53.Ларченкова, Л.А. Урок решения качественных задач по физике./ Л.А.Ларченкова // Методика обучения физике в школе и вузе. Сб. научных статей. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.64-69. (0,25 п.л.)
54. Ларченкова, Л.А. Некоторые психологические аспекты отбора материала для урока решения задач/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Сб. науч. статей. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.56-59. (0,19 п.л.)
55.Ларченкова, Л.А. Использование деятельностного подхода при обучении учащихся средней школы приемам решения задач/ Л.А.Ларченкова, М.Н. Эйдемиллер // Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе. Межвузовский сб. научных статей. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 - С.68-71. (0,19 п.л., авторских – 0,13 п.л.)
56.Ларченкова, Л.А. Проблема формирования общеучебных умений при обучении физике в средней школе/ Л.А.Ларченкова // Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. Международный сборник научных статей. – СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2003. – С.64 -66. (0,19 п.л.)
57.Ларченкова, Л.А. Исследовательские технологии на уроках решения задач по физике/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. – СПб.:изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. –С.57-58. (0,13 п.л.)
58.Ларченкова, Л.А. Простые задачи на уроках физики в средней школе/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 1. – СПб.: БАН, 2004 – С. 82-88. (0,19 п.л.)
59.Ларченкова, Л.А. Об организации лабораторного практикума по методике обучения физике/ Л.А.Ларченкова //Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 3. – СПб.: БАН, 2005 – С.132-136. (0,25 п.л.)
60.Ларченкова, Л.А. Проблемы использования Интернет-ресурсов в профильном обучении физике/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 4 – СПб.: БАН, 2006- С.51-54. (0,24 п.л.)
61.Ларченкова, Л.А. Технология поэлементного обучения решению задач по физике в средней школе/ Л.А.Ларченкова // Проблемы преподавания физики в школе и вузе. Всероссийский межвузовский сб. научных статей. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003 – С.52-54. (0,13 п.л.)
62.Ларченкова, Л.А. Законы физики в кино/ Л.А.Ларченкова, О.С. Пархоменко // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 6 – СПб.: БАН, 2007.- С.247-253. (0,38 п.л., авторских – 0,25 п.л.)
63.Ларченкова, Л.А. О формулировке учебной физической задачи / Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 7 – СПб.: БАН, 2007. – С. 156-161. (0,31 п.л.)
64.Ларченкова, Л.А.Основные направления развития методики решения физических задач/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 8 – СПб.: БАН, 2008. - С.118-124. (0,38 п.л.)
65.Ларченкова, Л.А. Проблема формулировки условия физической задачи в современной парадигме образования / Е.В. Долженко, А.С. Кондратьев, Л.А. Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 9– СПб.: БАН, 2008. С.65-71. (0,38 п.л., авторских – 0,13 п.л.)
66.Ларченкова, Л.А. О физическом смысле корней уравнений в задачах кинематики / Е.В. Долженко, А.С. Кондратьев, Л.А. Ларченкова// Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 10– СПб.: БАН, 2009. – С.117-121. (0,25 п.л., авторских – 0,13 п.л.)
67.Ларченкова, Л.А. Из опыта практико-ориентированного обучения физике/ Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 10– СПб.: БАН, 2009. – С.131-136. (0,31 п.л.)
68.Кашкарова Е.А., Ларченкова Л.А. Эффект обратного влияния тестирования и обучение физике в средней школе / Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 12– СПб.: БАН, 2010. – с.108-114. (0,38 п.л., авторских – 0,19 п.л.)
69.Ларченкова, Л.А. Познавательные затруднения учащихся при решении физических задач в зарубежных исследованиях / Е.А. Кашкарова, Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 13– СПб.: БАН, 2011. – С.88-93. (0,31 п.л., авторских – 0,16 п.л.)
70. Ларченкова, Л.А. Диагностика познавательных затруднений учащихся при изучении физики/ И.А. Гурина, Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 14– СПб.: БАН, 2012. – С.125-129. (0,31 п.л., авторских – 0,16 п.л.)
71. Ларченкова, Л.А. Вопросы физического содержания в курсе математики 5-6 класса/ М.Г. Андреева, Л.А.Ларченкова // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 15– СПб.: БАН, 2013. - С.163-167. (0,31 п.л., авторских – 0,16 п.л.)
72.Ларченкова, Л.А. Исследование причин типовых ошибок учащихся при изучении физики/ Л.А.Ларченкова, Д.А. Игнатьева // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 15– СПб.: БАН, 2013. - С.199-207. (0,56 п.л., авторских – 0,38 п.л.)
73.Ларченкова, Л.А. Разработка экспериментальных заданий для элективного курса «Физические основы музыки»/ Л.А.Ларченкова, С.Н. Мохонько // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 15– СПб.: БАН, 2013г. - с.94-99. (0,38 п.л., авторских – 0,19 п.л.)
74.Ларченкова, Л.А. Методика использования муарового эффекта в обучении физике/ Ларченкова Л.А., Скворцов Д.А // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. Выпуск 15– СПб.: БАН, 2013г. – С. 208-213. (0,38 п.л., авторских – 0,19 п.л.)