- Принципы построения (не говоря о содержании) ППСС индивидуальны. Речь в данном случае идет не о новой научной категории, а о давно существующем, но не исследованном прежде литературном феномене.
- ППСС представляют типологическую разновидность литературных метатекстов (ансамблевых, или составных текстовых, образований) и не являются формой художественной циклизации по совокупности содержательных и конституирующих признаков.
- Изучение ППСС целесообразно вести одновременно с позиций текстологии, истории литературы и поэтики. При этом в исследовании ППСС с позиций текстологии научно значим и необходим «макротекстологический» подход.
- Наибольший исследовательский интерес представляют авторизованные ППСС (появление которых стало следствием развития коммерческих отношений между издателями и авторами), завершенные и переиздававшиеся. Несмотря на недостатки (относительность полноты, слабость текстологической подготовки, ошибки, опечатки и адресованность прежде всего массовому читателю), такие издания ценны, поскольку отражают авторскую волю (а в случае переиздания - ее изменчивость) и оценку писателем собственного наследия (она проявляется уже в отборе и расположении текстов). Без тщательного изучения подобных изданий невозможно достичь глубокого понимания личности автора, его творчества и подготовить академическое полное собрание сочинений.
- Анализ авторизованных ППСС представляет выявление содержательных моментов этой полисемантической структуры, собственно формальных компонентов, отражающих в своем единстве творческую волю автора, но главное - установление связей между ними. Формально-содержательные связи в данном случае выходят на первый план, поскольку они обеспечивают целостность всей конструкции. Анализ формы ППСС строится с опорой на константные и связующие компоненты предметного, композиционного и словесного уровней в границах всего собрания. Что касается изучения авторизованных ППСС в содержательном плане, то оно позволяет определить их «семантические поля» на тематическом и идейном уровнях, а также выявить между ними эксплицитные (программное осуществление авторской воли) и имплицитные (подтекстовые) связи, образующие смысловой каркас. Учитывая первостепенность воли писателя как силы, организующей авторизованные ППСС, можно предположить, что тематический уровень наиболее интересен с точки зрения запечатления в нем духовно-биографического опыта творца.
- Оба ППСС Мережковского относятся к числу авторизованных изданий, на что указывают обнаруженные нами прямые и косвенные доказательства.
- Текстологическое изучение двух ППСС Мережковского дает основания для утверждения, что, несмотря на более качественную подготовку второго, ни одно из них не может быть положено в основу современного научного или академического издания без дополнительной критики текстов и тщательной проверки фактов.
- Причины издания двух ППСС Мережковского лежат одновременно в двух плоскостях: творческой и финансовой.
- В творчестве Мережковского в качестве источника для толкования художественных образов могут рассматриваться некоторые биографические факты.
- Аналитическое рассмотрение константных компонентов предметного, композиционного и словесного уровней в границах отдельного прижизненного «Полного собрания сочинений» Мережковского позволяет говорить о двух системах «семантических полей» («пол» и «религия») с разветвленной сетью смысловых перекличек между ними, слагающейся из образов персонажей с соответствующими характеристиками и ценностными ориентациями, а также ситуаций, в которых они оказываются.
- Имплицитные связи, выявленные в процессе анализа формы второго ППСС, доказывают, что Мережковский - исключительно автореференциальный писатель, для которого характерно повторение, варьирование или противопоставление одних и тех же компонентов предметного, композиционного и словесного уровней. Благодаря обнаруженным кросс-референциям во многом обеспечивается восприятие всех произведений в собрании сочинений как единого текста.
- Второе ППСС Мережковского в гораздо большей степени, чем первое, представляет собой структурно-семантическое единство.
1.Холиков А.А. Дмитрий Мережковский: Из жизни до эмиграции: 1865 – 1919. СПб.: Алетейя, 2010. – 152 с.
2.Холиков А.А. Прижизненное полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского: Текстология, история литературы, поэтика. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 344 с.
Научные публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК РФ
3.«Боря, Боря, мальчик мой любимый, единственный…»: Письма Д.С. Мережковского Андрею Белому / Вступительная статья, публикация и комментарии А. Холикова // Вопросы литературы. 2006. № 1. С. 135 – 185.
4.Холиков А.А. О письмах русских писателей – эмигрантов первой волны к М. Хандамирову: К вопросу о русско-шведских культурных связях // Вопросы литературы. 2008. № 3. С. 335 – 345.
5.Холиков А.А. «Мало ли что из подлости можно сделать!»: Об эволюции взглядов Д. Мережковского на учение Л. Толстого // Вопросы литературы. 2009. № 3. С. 454 – 467.
6.Холиков А.А. [Рец.:] В.Н. Быстров Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Петербургская биография. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 344 с. // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 494 – 497.
7.Холиков А.А. [Рец.:] Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907 – 1917. В 3 тт. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. О.Т. Ермишина, О.А. Коростелева, Л.В. Хачатурян и др. М.: Русский путь, 2009 // Вопросы литературы. 2010. № 5. С. 490 – 493.
8.Холиков А.А. [Рец.:] Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с. // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 486 – 487.
9.Холиков А.А. Полные собрания сочинений русских писателей: вопросы истории и типологии // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 116 – 123.
10.Холиков А.А. Д.С. Мережковский в истории русской литературы досоветского периода // Мир русского слова. 2011. № 1. С. 73 – 77.
11.Холиков А.А. Принципы научного изучения прижизненных полных собраний сочинений русских писателей // Филологические науки. 2011. № 3. С. 15 – 25.
12.Холиков А.А. Основные научные работы о Д.С. Мережковском: материалы к библиографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. III: Филология. 2011. Вып. 2 (24). С. 107 – 167.
13.Холиков А.А. Научно-справочный аппарат в прижизненных полных собраниях сочинений русских писателей (к постановке проблемы) // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 2. С. 38 – 45.
14.Холиков А.А. «Полное собрание сочинений русских писателей: вопросы истории и типологии». Приложение к статье // Обсерватория культуры. 2011. № 3. С. 126 – 127.
15.Холиков А.А. Мережковсковедение: становление, развитие и современное состояние // Библиография. 2011. № 4. С. 114 – 122.
16.Холиков А.А. Авторское предисловие к прижизненному полному собранию сочинений Д.С. Мережковского: «рефлективный» аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 82 – 86.
17.Холиков А.А. Пол как «семантическое поле» во втором прижизненном полном собрании сочинений Д.С. Мережковского [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2013. № 3. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/431 (дата обращения: 23.03.2014).
18.Холиков А.А. Исследовательские возможности текстологии: случай Д. Мережковского // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 40 – 74.
19.Холиков А.А. «Религия» как сверхтема во втором прижизненном полном собрании сочинений Д.С. Мережковского // Сибирский филологический журнал. 2013. № 3. 79 – 87.
20.Холиков А.А. Русское академическое литературоведение начала ХХ века и традиция Александра Веселовского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2013. № 5. С. 116 – 139. – В соавт. с В.Е. Хализевым.
Публикации в зарубежных журналах и сборниках
21. Kholikov A. Writer’s Biography: Genre without Rules // Social Sciences. 2009. № 2. P. 51 – 66.
22.Холиков А.А. «Авторские микротексты» в прижизненном полном собрании сочинений Д.С. Мережковского (к постановке проблемы) // Наукові записки Харкiвського нацiонального педагогiчного унiверситету iм. Г.С. Сковороди. Серія: Літературознавство. 2012. Вип. 2 (70). С. 107 – 115.
23.Холиков А.А. Автобиографическая заметка Д.С. Мережковского как механизм самозапечатления в культурной памяти [Электронный ресурс] // AvtobiografiЯ: Rivista di studi sulla scrittura e sulla rappresentazione del sé nella cultura russa. Padova, 2012. № 1. P. 89 – 100. URL: http://journals.padovauniversitypress.it/avtobiografija/content/refraction-self-autobiographical-forms-and-genres-and-memoirs-russian-culture-19th-and-20th (дата обращения: 23.03.2014).
24.Холиков А.А. Забытая история одного текста («Чехов и Горький» Д.С. Мережковского) // Діалогі молодих філологів: колективна монографія / Упор. і редктор О.А. Андрущенко. Київ, 2013. С. 52 – 61.
25.Холиков А.А. Трансформация памяти о писателе на пересечении словесного и визуального «пространств» [Электронный ресурс] // AvtobiografiЯ. Padova, 2013. № 2: The Space of Memory. Russian Auto-Biographical Genres and European Context. Part 1. P. 73 – 87. URL: http://journals.padovauniversitypress.it/avtobiografija/content/space-memory-russian-auto-biographical-genres-and-european-context-part-i (дата обращения: 23.03.2014).
26.Холиков А.А. Прижизненные полные собрания сочинений Д.С. Мережковского с точки зрения истории литературы [Тезисы] // Дев’ятнадцаті міжнародні читання молодих вчених пам`яті Л.Я.Лівшиця. Харків, 2014. С. 117 – 119.
Другие публикации по теме диссертации
27.Холиков А.А. Д.С. Мережковский и В.Я. Брюсов в спорах о Л.Н. Толстом // Брюсовские чтения 2006 года. Ереван, 2007. С. 429 – 435.
28.Холиков А.А. Мережковский Дмитрий Сергеевич // Русские писатели, ХХ век: биогр. слов.: А – Я / Сост. И.О. Шайтанов. М., 2009. С. 354 – 356.
29.Холиков А.А. «Автобиографическая заметка» Д.С. Мережковского: стратегия самосотворения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 17. Сер.: Гуманитарные науки. Энтелехия. 2011. № 23. С. 46 – 50.
30.Холиков А.А. Литературоведение sub specie scientiae: ретроспективный взгляд из ХХI века // Русская словесность. 2012. № 2. – Электронное приложение № 1/2012.