Научная тема: «ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСОБМЕНА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развиты теоретические основы функционирования розничной торговли и обоснованы предпосылки ее перевода на инновационный путь развития, учитывающие: современное критическое состояние основных производственных фондов, неустойчивость экономических коммуникаций в отрасли, слабую инфраструктурную обеспеченность на фоне способности конкурировать с ведущими мировыми компаниями, низкий технологический уровень производства и отсутствие рациональных методов и механизмов ресурсооб-мена между предприятиями торговой сферы, неэффективность государственного регулирования отрасли.
  2. Сформулированы теоретические и методологические положения по построению инновационной модели устойчивого развития розничной торговли, включающие понятийный аппарат, принципы, методы и инструментарий, а также уточнена сущность управления инновационным развитием в розничной торговле, позволившая обосновать необходимость построения инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей на основе рационального ресурсообмена.
  3. Предложена концепция построения инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей, базирующаяся на принципах и методах теории отраслевых экономических систем, коммуникативного менеджмента и устойчивого экономического роста, а также теоретических и методологических положений по построению инновационной модели устойчивого развития розничной торговли и обосновывающая использование адаптивно-организованных и рекрематических действий для организации рационального ресурсообмена между участниками и построения системы обеспечения инновационного развития в сети. Отличительной особенностью предложенной концепции является учет множественности характеристик, целей, задач, принципов и этапов осуществления системных нововведений, специфики средового влияния, а также значимости усиления институционального развития инновационной составляющей при улучшении инфраструктурного обеспечения, разработке и реализации методов коммуникативного взаимодействия участников розничных торговых сетей.
  4. Разработана инновационная модель устойчивого развития розничных торговых сетей, включающая три взаимосвязанных блока : процессный, характеризующий долгосрочные условия и процессы устойчивого экономического развития розничной торговли; функциональный, использующий методы ресурсообмена и моделирования параметров эффективного взаимодействия участников розничных торговых сетей; результирующий, обеспечивающий рациональность и инновационность изменений объекта исследования на всех этапах его жизненного цикла и уровнях управления. На основе матричного подхода выявлены пять базовых составляющих, характеризующих блоки инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей: производственно-технологическая, организационная, экономическая, маркетинговая и инфраструктурная.
  5. Обоснована методология управления инновационным развитием в розничной торговле, включающая совокупность административных, экономических, социальных и адаптивных методов ресурсообмена, авторские подходы к инфраструктурному обеспечению нововведений, оценке эффективности инновационных преобразований, а также методические положения по учету цикличности развития розничных торговых сетей в условиях меняющейся рыночной среды. Методология ориентирована на повышение устойчивости развития розничных торговых сетей и эффективности инновационных преобразований в отрасли.
  6. Обоснован методический подход к институциональному и ресурсному обеспечению инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей, улучшающий методологию управления инновационным развитием в розничной торговле. Специфика предложенного подхода состоит в : организации инновационного развития с учетом стратегической направленности программ развития и баланса экономических интересов участников розничных торговых сетей; в обеспечении их устойчивого экономического роста по критерию инновационности производственно-технологических, организационных, экономических, маркетинговых и инфраструктурных составляющих развития; и разработке инструментария рационального ресурсообмена между структурными элементами инновационной модели с использованием инструментов организационного и инфраструктурного обеспечения.
  7. Разработан механизм реализации инновационной модели устойчивого развития торговли, основанный на методах рационального ресурсообмена между участниками розничных торговых сетей и способствующий повышению их инновационного потенциала. В качестве основных элементов предложенного механизма обоснованы : создание условий формирования инновационной среды и разветвленной сети инновационных центров, учитывающих отраслевую специфику развития розничных торговых сетей; разработка концепции межструктурных взаимодействий и программы инновационного развития розничной торговли; а также организация институтов поддержки участников розничных торговых сетей и развития их инновационного потенциала с учетом возможностей научно-технического прогресса.
  8. Обоснована совокупность организационных и экономических инструментов инновационной модели устойчивого развития розничной торговли, обеспечивающих ее реализацию в соответствии с полномочиями и зонами ответственности участников розничных торговых сетей, включающих множество показателей эффективности и методы их расчета и контроля достижения плановых значений по интегральному коэффициенту инновационности и группе соответствующих ему локальных показателей. Отличительной особенностью предложенного инструментария является интеграция инновационным центром развития розничной торговой сети совокупности предложенных показателей в систему ресурсообмена между участниками сети на всех уровнях управления, что способствует существенному росту их инновационности.
  9. Даны рекомендации по формированию рекрематической системы обеспечения инновационного развития в розничной торговле, представляющей собой инструмент реализации инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей. Отличительной особенностью системы является организация устойчивых структурных связей между участниками розничной торговой сети, привязанных к зонам их ответственности, функциям и полномочиям, изменение которых относится к исключительной компетенции инновационного центра управления исследуемой сетью. Определены функции инновационного центра по реализации рекрематической системы.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Федюнин Д.В. Методология и методы управления инновациями в розничной торговле // Д.В. Федюнин / М.: КноРус, 2013 - 216 с. – 13,50 п.л.

2.Федюнин Д.В. Предпосылки и особенности перехода розничной торговли на инновационный путь развития // Д.В. Федюнин / М.: Палеотип, 2012 - 116 с. – 7,25 п.л.

3.Федюнин Д.В. Инновационное развитие торгового предприятия в современных рыночных условиях // Е.В. Васькин, Д.В. Федюнин / М.: Па-леотип, 2004 - 131 с. – 8,25/4,13 п.л.

4.Федюнин Д.В. Бюджетное планирование в торговой компании // С.А. Лочан, В.Н. Хапенков, Д.В. Федюнин / М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2003 – 5,30/1,80 п.л.

Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

5. Федюнин Д.В. Стратегическое планирование программы продви жения Интернет-магазина в социальных сетях/ Д.В. Федюнин, С.А. Лочан// Москва, Интеграл – 2014. – №1, стр. 34-35. – 0,50/025 п.л.

6.Федюнин Д.В. Ресурсообмен как основа инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей/ Д.В. Федюнин // Москва, Интеграл – 2013. – №5/6, стр. 82-83. – 0,25 п.л.

7.Федюнин Д.В. Механизм координации событийных коммуникаций на предприятиях, реализующих товары класса «люкс»/ Д.В. Федюнин, С.А. Лочан// Москва, Интеграл – 2013. – №3, стр. 118-119. – 0,50/025 п.л.

8.Федюнин Д.В. Методический подход к устойчивому экономическому развитию розничных торговых сетей на инновационной основе / Д.В. Федюнин // Инновации и инвестиции – 2013 – №2 – 0,50 п.л.

9.Федюнин Д.В. Планирование событийной коммуникации в торговом предприятии / Д.В. Федюнин, В.Н. Хапенков // Практический маркетинг Специальный выпуск – 2012 – №11 – 0,50/0,25 п.л.

10.Федюнин Д.В. Современные особенности построения цифровых коммуникаций и их эффективность/ Д.В. Федюнин, Н.Ю. Гончарова // Практический маркетинг Специальный выпуск – 2012 – №11 – 0,70/0,35 п.л.

11.Федюнин Д.В. Особенности перехода инфраструктурного комплекса на инновационный путь развития / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2012. – №2 (64). – 0,40 п.л.

12.Федюнин Д.В. Исследование организационной составляющей разработки внутрикорпоративного механизма поддержки системы управления инновационной деятельностью розничной торговой сети / Д.В. Федюнин // Экономика строительства – 2010 - №6 – 0,25 п.л.

13. Федюнин Д.В. Принципы эффективности внедрения инноваций и структурного обновления хозяйственно-экономических отношений в розничной торговой сети / Д.В. Федюнин // Экономика строительства – 2010 – №3 – 0,25 п.л.

14.Федюнин Д.В. Специфика реализации системного подхода к управлению инновационной и инвестиционной деятельностью в розничных торговых сетях / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2010 – №1 – 0,40 п.л.

15.Федюнин Д.В. Особенности построения и функционирования систем управления инновационной деятельностью действующих розничных торговых сетей / Д.В. Федюнин //Интеграл – 2009 – № 4(48) июль-август. – 0,20 п.л.

16.Федюнин Д.В. Выбор варианта управления инновационным развитием и конкурентоспособностью розничной торговой сети / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2009 № 3(47) май-июнь – 0,35 п.л.

17.Федюнин Д.В. Стратегия управления инновационно - инвестиционной деятельностью в розничных торговых сетях / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2009 № 1(45) январь – февраль – 0,30 п.л.

18.Федюнин Д.В. К вопросу о формировании программ инвестиционной деятельности торгового предприятия / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2008 – №6(44) Ноябрь-Декабрь – 0,20 п.л.

19.Федюнин Д.В. Основные способы инновационного развития и оценка их влияния на уровень конкурентоспособности отечественных предприятий / Д.В. Федюнин // Интеграл – 2008 – №5(43) Сентябрь-Октябрь – 0,25 п.л.

Публикации в журналах, сборниках научных трудов и конференций:

20.Fedyunin D.V. Methods of forming economic policies of industrial enterprises/ D.V. Fedyunin, S.A. Lochan// Science, Technology and Higher Education January 30th, 2014, Vol.1, p. 106-108

21.Федюнин Д.В. К вопросу об управлении инновациями в рекламе / Д.В. Федюнин // IV Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития», 24 февраля 2012 г., М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» – 0,31 п.л.

22.Федюнин Д.В. Основные направления развития управленческих инноваций в рекламном агентстве / Д.В. Федюнин, В.Н. Хапенков // Известия РЭУ, электронное издание – 2011 – №1 - 0,90/0,45 п.л.

23.Федюнин Д.В. Особенности формирования коммуникационной стратегии розничной торговой сети / Д.В. Федюнин // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика», 15 апреля 2009 г., М.: ИЭ РАН, 2009. – 0,35 п.л.

24.Федюнин Д.В. Роль инноваций в формировании стратегии развития розничной торговой сети / Д.В. Федюнин // раздел в коллективной монографии ГОУ ДПО ГАСИС, М.: ГАСИС, 2009 – 0,56 п.л.

25.Федюнин Д.В. Направления развития управленческих инноваций и особенности реструктуризации бизнес-процессов в рекламе / Д.В. Федюнин, С.А. Лочан // раздел в коллективной монографии ГОУ ДПО ГАСИС, М.: ГАСИС, 2009 – 0,63/0,31 п.л.

26.Федюнин Д.В. Анализ механизмов управления инновационно-инвестиционной деятельности розничных торговых сетей / Д.В. Федюнин // Сборник научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», Выпуск №7, М.: ГАСИС, 2007 – 0,50 п.л.

27.Федюнин Д.В. Методы управления инновационной и инвестиционной деятельностью в кризисных условиях развития предприятия / С.Е. Атьман Д.В. Федюнин // Сборник научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», Выпуск 6, М.: ГАСИС, 2006 – 0,50/0,25 п.л.

28.Федюнин Д.В. Формы и методы инновационного развития и оценка их влияния на рост конкурентоспособности отечественных предприятий / М.С. Козловцев, Д.В. Федюнин // Экономический вестник Межотраслевого технологического института, Выпуск №4 // М.: РЭА, 2006 – 0,63/0,37 п.л.

29.Федюнин Д.В. Инновационный потенциал торгового предприятия как объект управления / Д.В. Федюнин // Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство», М.: ГАСИС, 2005 – 0,25 п.л.

30.Федюнин Д.В. Формирование инновационной стратегии развития торгового предприятия / Д.В. Федюнин // Наука и образование. Новые технологии. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №3 «Экономика и управление», М.: МГУДТ, 2004 – 0,63 п.л.

31.Федюнин Д.В. Управление информационной системой торгового предприятия / Д.В. Федюнин // Наука и образование. Новые технологии. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №3 «Экономика и управление», М.: МГУДТ, 2004 – 0,75 п.л.

32.Федюнин Д.В. Инновационные стандарты проектирования эффективной деятельности торгового предприятия / Д.В. Федюнин // Сборник научных трудов. М.: ТРАНСМЕДИА, 2002 – 0,50 п.л.

33.Федюнин Д.В. Инновационные аспекты управления развитием торговой компании / Д.В. Федюнин // Сборник научных трудов. М.: ТРАНСМЕДИА, 2002 – 0,45 п.л.

34.Федюнин Д.В. Универмаг мегаполиса: проблемы повышения эффективности работы / Д.В. Федюнин // Конференция «Торговый бизнес XXI века. Перспективные пути развития», М.: Академия народного хозяйства. 2001 – 0,25 п.л.