Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНОЧНЫХ НИШ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сформулирован и систематизирован понятийный аппарат, являющийся терминологической основой разработанной методологии маркетинговых исследований рыночных ниш инновационных продуктов, включающий комплекс взаимосвязанных понятий ниш инновационных продуктов и критериев их выделения, жизненных циклов ниш и их типов, которые обеспечивают целеполагание, а также постановку задач исследований в научно-технической области знаний.
  2. Обоснована идея возвратно-поступательного характера динамики жизненного цикла рыночных ниш инновационных продуктов и предложены принципы ее реализации в проведении маркетингового исследования. Спиралевидная форма описания жизненного цикла учитывает коррелированную взаимосвязь стадий усовершенствования технологий, формирования уровня знания о продукте в целевой аудитории и динамики продаж, что устраняет недостатки традиционного S-образного представления динамики ниши за счет учета особенностей возвратно-поступательного проникновения инновационного продукта на рынок.
  3. Сформирован подход к маркетинговому анализу структуры инновационного рынка на основе модели средовой системы с учетом обратной связи от участников рынка. В рамках подхода предложена концепция, включающая поэтапную декомпозицию рынка на подсистемы научных исследований и разработок, производства, дистрибуции, продаж и потребления, описывающей взаимоотношения между участниками рынка, барьеры и драйверы развития, что обеспечивает информационную «прозрачность» маркетинговых исследований рыночных ниш.
  4. Предложена методика поиска рыночных ниш инновационных продуктов с применением последовательной макро- и микросегментации с целью идентификации ниш на основе продуктовых, технологических, потребительских и ареальных критериев. В отличии от существующих методик в рамках предложенной концепции сформулированы три стратегии поиска, которые обеспечивают вариативность использования имеющихся ресурсов.
  5. Разработан методический аппарат оценки ниш инновационных продуктов, который обеспечивает практическую реализуемость концепции на основе учета взаимосвязи и взаимного влияния подсистем инновационного рынка. Оценка осуществляется с использованием базовых, потребительских, конкурентных и технологических критериев, применение которых позволяет обеспечивать исследователей релевантной комплексной информацией о состоянии рыночных ниш.
  6. Определен комплекс маркетинговых технологий, процедур и инструментов обоснования выбора ниш на основе эндогенных и экзогенных факторов влияния. Сформирована трехмерная матрица стратегий освоения ниш на базе критериев «Привлекательность-Риск-Возможности», позволяющая повышать эффективность решений в области продуктовой стратегии на основе объективной оценки текущей и перспективной рыночной ситуации.
  7. Предложен метод «встречной» сегментации рынка инновационных продуктов, совмещающий результаты сегментации «от предложения» и «от потребностей», что дает возможность осуществлять поиск и идентификацию жизнеспособных действующих и потенциальных рыночных ниш инновационных продуктов с целью их приоритетного освоения организацией, а также повышает точность процесса сегментации.
  8. Разработана аналитическая технология маркетинговой оценки конкурентоспособности инновационного продукта на основе изучения его потребительских качеств, силы влияния внешних барьерных и протекционистских факторов, имиджа компании-производителя, а также характеристик инновационной технологии. Для получения сравнительных количественных оценок предложена модель с использованием протомонадик тестирования, обеспечивающая повышение уровня объективности потребительских оценок инновационных продуктов.
  9. Предложен и апробирован алгоритм расчета потенциальной емкости рыночной ниши инновационного продукта, базирующийся на оценке максимально возможного количества потребителей в нише. Расчет выполняется редуцированием емкости путем введения коэффициентов приведения, учитывающих силы влияния внешней среды, специфики потребителей, маркетинговых и организационных усилий по продвижению инновационного продукта, с коррекцией на вероятность исходов развития рыночной ниши, что повышает точность расчетных оценок.
  10. Обосновано применение технологий маркетинговых исследований, синхронизированных с основными этапами анализа рыночных ниш на стадиях разработки инновационного продукта, «посевной» и стартапа, что способствует комплексному внедрению концепции и снижению затрат на исследования.
  11. Разработаны научно-практические рекомендации по реализации механизмов внедрения нишевых инновационных продуктов на основе сравнительного анализа наиболее эффективных мировых практик инновационной деятельности. Показаны принципиальные различия внедрения инноваций госорганизациями, обусловленных характером противодействия внутренним и внешним вызовам, и коммерческими структурами, принимающими предпринимательские риски. Для двух типов инновационных организаций сформулированы базовые принципы стратегических маркетинговых решений, снижающие неопределенности выбора стратегий.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш – М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2010. – 112с.

2.Рынок нано: от нанотехнологий - к нанопродуктам / Г.Л.Азоев [и др.]; под ред. Г.Л.Азоева. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. – 319с. (глава 3).

3.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов : Монография / Б. Е. Токарев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. – 272с.

Научно-учебные пособия

1.Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. Научно-практическое пособие. М.: Юристъ, 2001. - 256 с.

2.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования : учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 624с.

3.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования : учебник. – М.: Магистр, 2011. – 512с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1.Токарев Б. Практика маркетинговых исследований в России // Маркетинг, спецвыпуск. - 2001. - 112 с.

2.Токарев Б.Е. Маркетинговая информационная модель // Маркетинг, №2, 2003. – с.22-26.

3.Токарев Б.Е., Клебанов А.И. О понятии рыночная ниша // Маркетинг, №2, 2010. – с. 19-28.

4.Токарев Б.Е. Методика выбора рыночных ниш // Практический маркетинг, №9, 2011. – с.13-19.

5.Токарев Б.Е. Анализ методов оценки рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования, №6, 2011. – с.442-453.

6.Токарев Б.Е. Сравнительный анализ государственных и предпринимательских инноваций // Вестник ГУУ, 2012, № 12. - с.197-202.

7. Токарев Б.Е. 37 вопросов, которые должен задать производитель инновационного продукта // Практический маркетинг, 2013, №6. – с.16-19.

8.Токарев Б.Е. Инновационное предпринимательство: анализ опыта других стран // Инициативы XXI века, №4, 2013. – c.49-52.

9.Токарев Б.Е. Адаптация стратегии маркетинговой логистики для инновационных продуктов // Логистика, № 12, 2013. – с.42-44.

10.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования инновационных продуктов: синхронизация этапов // Электронный журнал Науковедение, №6 (19), 2013. Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN613.pdf .

11.Токарев Б.Е. Маркетинговый подход к решению проблем инновационного технологического развития // Креативная экономика. – 2013, № 12 (84). - c.68-74. — Режим доступа : http://www.creativeconomy.ru/articles/30902/

12.Токарев Б.Е. Определитель рыночного потенциала инновационного продукта // Маркетинг и маркетинговые исследования, №2, 2014. – c.92-99.

13.Токарев Б.Е. Анализ стимулов и барьеров рынков инновационных продуктов // Электронный журнал Гуманитарные и социальные науки, №1, 2014. Режим доступа : http://www.hses-online.ru/2014/01/04.pdf

14.Токарев Б.Е. Современные тренды технологического инновационного продакт менеджмента // Электронный журнал Науковедение, №1 (20), 2014. Режим доступа : http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-1-14.

15.Токарев Б.Е., Токарев Р.Б. Анализ рынка 3D печати: технологии и игроки // Практический маркетинг, №2, 2014.- с.10-16.

16.Токарев Б.Е. Анализ рынка 3D принтеров: состояние и перспективы // Практический маркетинг, №3, 2014. – с.3-10.

17.Токарев Б.Е. Анализ рынка 3D печати: драйверы и барьеры // Практический маркетинг, №4, 2014. - с.3-9.

Основные статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах конференций

1.Токарев Б.Е. Информационные задачи маркетинга. // Сборник материалов международной конференции «Новые технологии в управлении, бизнесе и праве», Невинномысск, 2000. – с. 12-24.

2.Токарев Б.Е. Источники рыночной информации. // Сборник материалов II международной конференции «Новые технологии в управлении, бизнесе и праве», Невинномысск, 2001. – с. 28-36.

3.Токарев Б.Е Система информационной деятельности отдела маркетинга // Сборник материалов III международной конференции «Новые технологии в управлении, бизнесе и праве», Невинномысск, 2003.

4.Токарев Б.Е. Принципы составления опросников для маркетинговых исследований // МаркетингPro, №1, 2005, с.56-59; №2, 2005, с. 109-114.

5.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования на заказ или своими силами? // Сборник материалов V международной конференции «Новые технологии в управлении, бизнесе и праве», Невинномысск, 2005. – с.228-231.

6.Токарев Б.Е. Взаимосвязь маркетинговых исследований и конкурентной разведки // Тезисы доклада VI ежегодной конференции Rusmet «Конкурентная разведка в металлургии». – Москва, 2008. – с. 23-30.

7.Токарев Б.Е. Взаимосвязь маркетинговых исследований и конкурентной разведки. // Режим доступа: www.rscip.ru – 2008u/

8.Токарев Б.Е. Методы оценки объема рынка // Сборник научных трудов АНХ при Правительстве РФ, Институт менеджмента и маркетинга. – М.: 2008. Вып. 2. – С.58-69.

9.Токарев Б.Е. Анализ структуры рынка наукоемких товаров // Индустриальный и В2В маркетинг. №3, 2010. - С. 236-244.

10.Токарев Б.Е. Методика формирования карты рынка наукоемких товаров для сегментации // Тезисы 15-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – модернизация и инновации в экономике» ГУУ // Вып.2. - М.: ГУУ, 2010. – С. 294-295.

11.Токарев Б.Е., Карасев О.Н. Дорожная карта использования нанотехнологий в РКП // Доклад на ежегодном семинаре Федерального космического агентства «Развитие и внедрение нанотехнологий как инструмент инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности». – М.: 12-13 октября 2010г.

12.Токарев Б.Е., Карасев О.Н. Дорожная карта нанотехнологий в аэрокосмической промышленности // Тезисы доклада 9-й Международной конференции «Авиация и космонавтика-2010». – М.: МАИ, 2010. - С.68-69.

13.Токарев Б.Е. Системный подход к анализу рынка наукоемких продуктов // Маркетинг, №2, 2011. – с.3-16.

14.Токарев Б.Е. Маркетинговое исследование структуры наукоемкого рынка// Маркетинг, №3, 2011. – с.22-32.

15.Токарев Б.Е. Методика оценки рыночных ниш наукоемких товаров // Индустриальный и В2В маркетинг, №2, 2011. – с.106-116.

16.Токарев Б.Е. Методика поиска рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2011. – с.3-20.

17.Токарев Б.Е. Методика поиска рыночных ниш инновационных наукоемких продуктов // Тезисы 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления», ГУУ / Вып.1. - М.:ГУУ, 2011 .– С.279-281.

18.Токарев Б.Е. Методика оценки рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2011. – с.17-24.

19.Токарев Б.Е. Методика поиска рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2011. – с.3-20.

20.Токарев Б.Е. Методика оценки рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2011. – с.17-24.

21.Токарев Б.Е. Методы определения рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг, 2012, №4. – с.35-52.

22.Токарев Б.Е. Методика выбора рыночных ниш высокотехнологичных продуктов // Электронный журнал http://sovman.ru/ru/all-numbers/archive-2012/january2012/item/56-tokarev.html

23.Токарев Б.Е. Объектно-отраслевой подход в анализе высокотехнологичных рынков // Маркетинг, 2012, № 6. – с.13-18.

24.Токарев Б.Е. Маркетинговая аналитика рыночных образований // Маркетинг, 2012, № 5. – с. 23-37.

25.Токарев Б.Е. Метод оценки потенциала продаж инновационных продуктов // Менеджмент инноваций, 2013, №1. – с.72-80.

26.Токарев Б.Е. Способы верификации данных исследовательских агентств. // Тезисы доклада III Маркетингового форума «Секреты детского маркетинга», Москва 5-6 июня 2013г.

27.Токарев Б.Е. Инструменты поиска и изучения целевого рынка для инновационного проекта. - Образовательная программа для участников конкурса «Телеком Идея». - Вебинар http://www.youtube.com/watch?v=uI8cvAHziw4. – 2013г.