Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обоснованы и предложены авторские определения понятий «государственная образовательная услуга», «механизм финансового обеспечения образовательных услуг», «государственная автономная образовательная организация», «финансовый механизм некоммерческих организаций», «собственные средстванекоммерческих организаций» как комплексные финансово-экономические категории системы финансирования государственных образовательных услуг.

2. Доказано, что наиболее эффективной в современных рыночных условиях для России является модель финансирования государственных образовательных услуг, рассматриваемая как обособленная система, обладающая внутренней целостностью, реализуемая на основе «результативного» подхода, вусловиях конкурентных рыночных отношений с учетом воздействия внешнихфакторов, оказывающих влияние на формирование характера взаимосвязей элементов системы, обладающих также особыми системообразующими связями, всравнении с «затратным» подходом. Модель структуры подчеркивает внутреннее взаимодействие элементов системы, в результате агрегирования которых проявляется свойство эмерджентности.

3. Разработана структура системы финансирования государственных образовательных услуг с выделением подсистем и определением характера взаимосвязей по элементам. Обосновано, что наиболее эффективным в системе финансирования образовательных услуг является механизм финансирования в форме субсидий на основе нормативно-душевого подхода, предполагающий дифференциацию объемов финансирования в зависимости от степени выполнения государственного задания, устанавливаемого в целях экономически обоснованных финансовых нормативов.

Преимущество данного метода заключается в том, что для государственных образовательных организаций в условиях возрастающей конкуренции расширяется степень финансовой свободы, появляются дополнительные стимулы достижения наибольшей результативности, повышения эффективности использования финансовых ресурсов и расширения деятельности. Самостоятельность образовательных организаций выражается в свободном использовании государственных финансовых средств в рамках субсидии с учетом качественного и в полном объеме выполненного государственного задания и собственных средств от приносящей доход деятельности.

При таком наборе и взаимодействии элементов в системе финансирования государственных образовательных услуг используется прогрессивная форма организации финансового обеспечения, создающая эффект положительной синергии.

4. Обосновано место бюджетных и автономных образовательных организаций в системе финансирования государственных образовательных услуг. Определено, что для государственных автономных образовательных организаций характерно наличие признаков коммерческих и некоммерческих экономических отношений и выявлены не характерные для государственных хозяйствующих субъектов финансово-экономические взаимосвязи с другими элементами в системе финансирования образовательных услуг, что позволяет отнести их к «переходному» типу в системе отношений экономических субъектов, обладающих возможностью максимально увеличить результативность использования финансового потенциала образовательной организации.

Особо выделено, что государственные автономные образовательные организации могут функционировать на конкурентных началах в условиях рыночной среды, имеют как государственные, так и более широкие возможности для использования негосударственных источников финансирования в сравнении с другими типами образовательных организаций, обладают большей степенью хозяйственной самостоятельности и действуют на основе принципа хозяйственного расчета.

В работе показано, что именно автономный тип государственных образовательных организаций в большей мере способствует практической реализации принципа наибольшей результативности и эффективности использования бюджетных ресурсов.

5. Разработана методика оптимизации бюджетного инструментария на основе дифференциации нормативов бюджетного финансирования образовательных услуг с учетом критериального подхода. Она позволяет изменять норматив бюджетного финансирования в зависимости от качества, сложности, видов и спектра оказываемых образовательных услуг, объема и направления использования имущества и других критериальных компонент. Это влияет на размер субсидии, приводит к стремлению организации активно изыскивать собственные дополнительные финансовые резервы и стимулирует наращивание мощности образовательных организаций с учетом спроса и воздействия внешних рыночных факторов.

Автором разработан алгоритм определения экономически обоснованных финансовых нормативов на единицу услуги и на весь объем оказываемой услуги при формировании субсидии. С учетом предложенной методики оптимизации нормативов бюджетного финансирования разрабатываются стандарты образовательных услуг, что обеспечивает наибольшую результативность в расходовании государственных финансовых ресурсов и удовлетворение потребности в постоянном совершенствовании нормативной базы с учетом меняющейся ситуации на рынке образовательных услуг.

6. Выявлено, что системообразующими факторами оптимизации механизма финансирования автономных образовательных организаций выступают государственные и рыночные регуляторы. В частности, при воздействии рыночных регуляторов наиболее эффективными рыночными инструментами являются: долевое участие, формирование целевого или складочного капитала в форме государственно-частного партнерства, лизинг, аренда, частное финансирование, а также различные виды государственного и коммерческого страхования и кредитования, доходы по ценным бумагам, гранты и др.

7. Разработана модель финансового обеспечения государственных услуг автономных образовательных организаций, отражающая элементы основных структурных подсистем (организационно-правового и организационно-управленческого обеспечения, а также функциональной подсистемы), позволяющая выделить их взаимосвязи в общей системе и выявить области оптимизации с использованием государственных и рыночных регуляторов. Все элементы системы обладают значительной степенью влияния на изменение финансового потенциала и способностью усиливать друг друга, что позволяет получить возможность проявления суммарного синергетического эффекта.

8. Разработан алгоритм проведения экспресс-анализа финансового потенциала и единая комплексная методика оценки эффективности механизма финансирования образовательных услуг государственных автономных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в конкурентной рыночной среде. Методика включает проведение мониторинга деятельности в двух блоках. В первом блоке проводится оценка качества оказываемых образовательных услуг по разработанным критериям. Во втором - оценка эффективности использования основных средств, материальных запасов, управления персоналом и в целом финансового обеспечения в объеме финансирования государственного задания, а также дохода от иной приносящей дополнительный доход деятельности в процессе предоставления государственных образовательных услуг.

9. Сформирован комплексный инструментарий оценки эффективности используемых в практике финансирования базовой и модульных моделей обеспечения финансовой устойчивости государственных образовательных организаций и конкурентоспособности оказываемых ими услуг.

В качестве эффективных оценочных критериев предлагается их комплексное использование в составе инструментальной группы с учетом трансформации в зависимости от характера взаимосвязей, направлений исследования и развития каждого элемента системы, уровня образовательной деятельности и отраслевой специфики. В их составе финансовые и нефинансовые оценочные критерии, включающие количественные и качественные характеристики (параметры) образовательных услуг в механизме финансирования.

В качестве эффективного финансового инструмента автономным образовательным организациям предложен вариант использования заемных государственных средств на льготных началах по упрощенной схеме. С этой целью необходимо распространить на государственные автономные учреждения предлагаемый с 2014 г. вид льготного кредитования государственных региональных и муниципальных органов власти за счет временно свободных финансовых ресурсов Единого счета казначейства на возвратных началах ( по процентной ставке 1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).

10. Разработана модель оптимизации механизма финансового обеспечения услуг для государственных автономных образовательных организаций, содержание которой выражается в максимизации дохода за счет всех источников финансирования под воздействием рыночных регуляторов и минимизации расходов по всему сектору образовательных услуг в результате воздействия государственных и рыночных регуляторов. В базовой модели выделены модульные модели и области оптимизации в механизме финансирования государственных образовательных услуг.

В результате построения экономико-математической модели и выделения корреляционно-регрессионной зависимости выявлена наиболее тесная зависимость результата (общего дохода организации) от двух факторов: дохода от оказания услуг в объеме государственного задания и доходов от дополнительных платных услуг, также выявлено наиболее сильное влияние факторов на зависимую переменную, т.е. проявление суммарного положительного синергетического эффекта, отражающего многократное влияние обоих факторов.

Доказана результативность оптимизации области доходов в первую очередь благодаря дополнительному наращиванию объемов платных услуг при более интенсивном использовании рыночных методов и инструментов в условиях конкурентной среды.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Федорова И.Ю. Совершенствование механизма финансового обеспечения образовательных услуг в России: Монография. – М.: Агентство печати «Наука и образование», 2013. – 20 п.л.

2.Федорова И.Ю. Направления развития бюджетной реформы в Российской Федерации: Монография. – М.: Агентство печати «Наука и образование», 2012. – 9,3 п.л.

3.Федорова И.Ю., Минаева Е.В., Ободянский В.А. Тенденции и закономерности эффективного функционирования и развития предприятий: Монография. – М.: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2009 – 5,7 п.л. (авт. 2 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

4.Федорова И.Ю. Модель оптимизации доходов общеобразовательных организаций в новых условиях финансирования // Ученые записки Российской академии предпринимательства. Вып. ХL. – М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2014. – 0,7 п.л.

5.Федорова И.Ю., Балабанова А.В. Эмерджентность как проявление особых свойств системы финансирования образовательных услуг // Ученые записки Российской академии предпринимательства. Вып. ХL. – М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2014. – 1,0 п.л. (авт. 0,5 п.л.).

6.Федорова И.Ю., Фролова А.В. Особенности программно-целевого финансирования объектов инфраструктуры в России // Финансовый бизнес. – 2014. – ¹ 4. – М.: Анкил. – 0,7 п.л. (авт. 0,4 п.л.).

7.Федорова И.Ю. Механизм финансового обеспечения образовательных услуг в России. Методологические аспекты / Под редакцией д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель. – Observer. – 2013. – ¹ 10. – 1,4 п.л.

8.Федорова И.Ю. Механизм управления финансами некоммерческих образовательных организаций // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXXV. – М.: Российская академия предпринимательства, 2013. – 1,25 п.л.

9.Федорова И.Ю. Крутень С.А. Совершенствование финансового обеспечения образовательных услуг / Под редакцией д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель. – Observer. – 2013. – ¹ 11. – 1,2 п.л. (авт. 0,8 п.л).

10. Федорова И.Ю. Новый финансовый механизм управления временно свободными бюджетными средствами // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXXIV. – М.: Российская академия предпринимательства, 2013. – 0,7 п.л.

11. Федорова И.Ю., Куликов В.С. Бюджетная политика как инструмент реализации инновационного внешнеэкономического сотрудничества России // Вестник МГАДА март 2013 г. – 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.).

12.Федорова И.Ю. Седова М.В. Финансовый механизм формирования, функционирования и развития системы государственных закупок в Российской Федерации // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXXV. – М.: Российская академия предпринимательства, 2013. – 1,0 п.л. (авт. 0,6).

13.Федорова И.Ю. Новые организационно-правовые формы (типы) организаций в бюджетном секторе экономики // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание. Выпуск XVII. – М.: Российская академия предпринимательства, 2012. – 1,0 п.л.

14.Федорова И.Ю. Этапы, содержание и проблемы реформы в бюджетном секторе экономики Российской Федерации // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание. Выпуск XVIII. – М.: Российская академия предпринимательства, 2012. – 0,75 п.л.

15.Федорова И.Ю., Прокофьев М.Н. Финансовая стратегия автономных учреждений // Финансовый журнал Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации. – 2012. – ¹ 4. – 0,75 п.л. (авт. 0,5 п.л.).

16.Федорова И.Ю., Елистратова Е.Ю. Совершенствование механизма финансирования и повышение эффективности расходов в системе образования // Финансовый журнал Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации. – 2012. – ¹ 1. – 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л).

17.Федорова И.Ю., Рябова Т.Ф. Научные предпосылки проявления негативных процессов на крупных предприятиях // Микроэкономика. – 2010. – ¹ 3. – 0,7 п.л. (авт. 0,5 п.л.).

18.Федорова И., Виссарионов А. Проблема корпорации и предприятия в Российском законодательстве // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – ¹ 4. – 0,75 п.л. (авт. 0,4 п.л.).

Публикации в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования (библиографических базах) по соответствующим областям науки ( Scopus)

19. Fedorova I.J., Dudin M.N., Prokof’ev M.N., Frygin A.V. The world experienceof transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems // Life Science Journal. – 2014. – Vol 11, ¹ 9. – P. 370– 373. – 0,8 п.л. (авт. 0,3 п.л.).

20. Fedorova I.Ju. Dudin M.N., Ljasnikov N.V., Kuznecov A.V.InnovativeTransformation and Transformational Potential of Socio-Economic Systems //Middle East Journal of Scientific Research. – 2013. – Vol. (17), ¹ 10. – P. 1434–1437. – 0,8 п.л. (авт. 0,3 п.л.).

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в сборниках научных трудов, специализированных журналах

21.Федорова И.Ю. Совершенствование механизма финансирования и повышения конкурентоспособности государственных услуг // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы пятнадцатого Всероссийского симпозиума Российской академии наук, Центрального экономико-математического института РАН. Секция 1. Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне, 15.04.2014 г. – М.: РАН, 2014. – 0,5 п.л.

22.Федорова И.Ю. Изменение механизма финансового обеспечения некоммерческих образовательных организаций автономного типа в условиях реформы // Российское предпринимательство: история и современность: Материалы IX Международной межвузовской научно-практической конференции, 16.05.2013 г., Сборник научных трудов / Под редакцией В.С. Балабанова. – М.: РАП, Издательство «Агeнтство печати «Наука и образование», 2013. – 0,25 п.л.

23.Федорова И.Ю. Изменения бухгалтерского учета в условиях реформирования государственных финансов Российской Федерации и с учетом МСФО // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции 28.03.2013 г. – М.: Московский университет им. С. Ю. Витте; Агентство печати, 2013. – 0,6 п.л.

24.Федорова И.Ю. Развитие механизма финансового обеспечения и учета расходов НКО в условиях бюджетной реформ в Российской Федерации // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы четырнадцатого всероссийского симпозиума Российской академии наук, Центрального экономико-математического института РАН. Секция 1. Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне, 09.04.2013 г. – М.: РАН, 2013. – 0,25 п.л.

25.Федорова И.Ю. Михайлова В.А. Основные направления политики государства в сфере функционирования некоммерческих организаций // Финансы в меняющемся мире: Материалы второго Всероссийского молодежного научного форума, Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации. – М.: ГУМФ, 2012. – 0,25 п.л. (авт. 0,15 п.л.).

26.Федорова И.Ю. Направления, методы и эффективность развития бюджетного устройства в российской Федерации // Человек и современный мир: актуальные проблемы и пути их решения: Материалы международной межвузовской конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией О.В. Куделиной, О.В. Макеевой, Е.Н. Сепиашвили. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. – М.: МГУТУ, Издательство «ПЕЧАТАЙ. РУ «Оригинальная компания», 2012. – 0,9 п.л.

27.Федорова И.Ю. Синергический эффект деятельности корпоративных структур // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы двенадцатого всероссийского симпозиума ЦЭМИ РАН. Секция 5. Проблемы прогнозирования деятельности предприятий, 12.04.2011 г. – М.: РАН, 2011. – 0,20 п.л.

28.Федорова И.Ю. Горячева А.С. Социально-экономические проблемы, сложившиеся в Волоколамском районе Московской области и пути их решения // Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией И.Ю. Федоровой, О.В. Макеевой, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. – М.: МГУТУ, «Издательство “Перо”», 2011. – 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.).

29.Федорова И.Ю. Формирование организационно-экономических и социальных факторов развития экономики // Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией И.Ю. Федоровой, О.В. Макеевой. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. – М.: Издательство «Перо», 2011. – 0,5 п.л.

30.Федорова И.Ю. О законах эффективного функционирования социально-экономических структур // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы двенадцатого всероссийского симпозиума ЦЭМИ РАН. Секция 1. Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне, 13.04.2010 г. – М.: РАН, 2010. – 0,10 п.л.

31.Федорова И.Ю. Система необходимых организационно-экономических условий для экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Экономические, социальные и правовые проблемы современной молодежи: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией Е.В. Минаевой, И.Ю.Федоровой. Московский государственный университет технологий и управления. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – 0,3 п.л.

32.Федорова И.Ю. Практическое использование научных разработок в области ресурсосбережения – основной путь к снижению затрат и повышению эффективности // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Материалы XVII Международной научно-методической конференции. – Т. 1. – СПБ: Издательство Политехнического университета, 2010 г. – 0,2 п.л.

33.Федорова И.Ю. Специализированная система индикаторов и критериев для структур регионального уровня // Социально-экономические аспекты развития современного государства: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Часть 3. – г. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», типография «Эстамп», 2010. – 0,6 п.л.

34.Федорова И.Ю. Анализ состава и роли основных представителей рыночной инфраструктуры // Современные проблемы экономики, управления и образования: Материалы научно-практической конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией И.Ю. Федоровой. Московский государственный университет технологий и управления. – М.: МГУТУ, Издательство «Спутник+», 2009. – 0,3 п.л.

35.Федорова И.Ю. Храплюк И.В. Состояние потребительского рынка России 2008–2009 г. // Современные проблемы экономики, управления и образования: Материалы научно-практической конференции. Сборник научных трудов / Под редакцией И.Ю. Федоровой. Московский государственный университет технологий и управления. – М.: МГУТУ, Издательство «Спутник+», 2009. – 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.).

36. Федорова И.Ю. Итоги пятилетия и стратегические направления развития филиала МГУТУ в г. Волоколамске // Информационные и инновационные технологии в образовании, науке и производстве: Материалы научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Московский государственный университет технологий и управления. – М.: МГУТУ, Издательство «Спутник+», 2008. – 0,2 п.л.