Имеются основания полагать, что началом формирования финансовой системы государства в современном ее понимании, включая институт «государственных финансов», послужили отказ государства от услуг посредников и последующее непосредственное осуществление им функций создания и управления финансовыми ресурсами без делегации их кому бы то ни было.
2. Становление финансового права как самостоятельного правообразования (отрасли права) было предопределено прежде всего возникновением и развитием таких фундаментальных элементов экономических отношений, как деньги, бюджет, налоги, государственный кредит, которые не только обрели «покровительство» со стороны государства, но и перешли в его исключительное ведение. Государственно-властное опосредование этих элементов имело и имеет конституирующее значение, поскольку государство, устанавливая денежный оборот (горизонтальный и вертикальный), одновременно создает соответствующие правовые институты. Природа последних по своей сущности является публичной и характеризуется неразрывной связью с государством и его внутренними и внешними функциями.
3. Осуществленное исследование позволило автору сделать вывод о том, что одной из особенностей современного финансового права как особой формы регулирования экономических отношений является его потенциальная нацеленность на обеспечение оптимального соотношения между государственным и рыночным регулированием экономики России. Важным фактором воздействия на формирование и содержание финансово-правовых институтов является финансовая политика, которую возможно определить как «обещаемую финансово-правовую реальность», в отличие от финансового права, представляющего собой «реальную финансово-правовую действительность». В работе с учетом исследований науки финансового права рассматриваются роль, значение финансовой политики в жизни государства и финансового права, порядок ее провозглашения и реализации.
Финансовая политика как элемент экономической политики представляет собой совокупность публично объявленных системных мер, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение национальной безопасности, связанных прежде всего со сферой финансов и финансовой деятельностью государства и подлежащих правовому оформлению в установленном порядке в целях эффективного использования государственных (и частных) финансов по формированию имущественного благополучия граждан и экономического могущества Российской Федерации.
4. Особенность финансового права как особой формы регулирования экономических отношений заключается в структуризации группы отношений, связанных с финансами (и деньгами), при регулировании которых применяются также нормы иных отраслей права (административного, гражданского, трудового и др.).
Особенностью обладает и предмет финансового права, имеющий сложный, двухуровневый характер. Отношения «первого уровня» связаны с финансами, регулируются нормами финансового права, вместе с тем определенные участки экономических отношений одновременно находятся в «зоне внимания» норм гражданского, административного и других отраслей права. Это происходит в силу целостности системы российского права и необходимости конвергенции норм соответствующих отраслей российского права.
Входящие в состав предмета финансового права отношения «второго уровня» являются сугубо финансово-правовыми, поскольку связаны непосредственно с государственными финансами и финансовой деятельностью государства, обусловленной формами собственности и финансовой политикой, проводимой в установленном порядке. Автором предложены определения категорий «финансы», «государственные финансы» с учетом достижений науки финансового права и современных реалий.
Финансы в финансово-правовом смысле - это объективно определенная совокупность денежных инструментов, обладающих ликвидностью, выраженных в национальной валюте (и при необходимости в иностранных валютах) в различных формах (наличные, безналичные, электронные, на счетах, во вкладах, в ценных бумагах и др.), поступивших или могущих поступить в обращение в установленном порядке, отражающих реальное экономическое положение страны и оценку объектов национального богатства, находящихся в собственности или на основе вещного права в распоряжении граждан, организаций, публично-правовых образований и государства по состоянию на определенный временной период и подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
Государственные финансы - это публичные вещи, имеющие общественное назначение и представляющие собой денежные средства и приравненные к ним ликвидные финансовые инструменты, принадлежащие государству на праве собственности, используемые им для реализации внутренних и внешних функций с учетом финансовой политики и в установленном порядке.
5. Особенность и специфичность финансового права как особой формы регулирования экономических отношений отчетливо проявляется в его составе, включающем связанные единым «стержнем» подотрасли, обладающие определенной автономностью и признаками.
Подотрасль финансового права отвечает следующим признакам: 1) это значительная по объему группировка относительно однородных норм, относящихся к сфере финансов; 2) нормы, входящие в группировку, имеют публично-правовую природу; 3) данные нормы непосредственно или опосредованно связаны с государственными финансами и финансовой деятельностью государства; 4) в финансовых правоотношениях обязательно присутствует «несменяемый» субъект - государство (в лице органов финансовой власти); 5) наличествует кодифицированный или основной нормативный правовой акт, определяющий алгоритм регулирования отношений, подпадающих под предписания подотрасли финансового права; 6) эти нормы осуществляют функции, определяющие специализацию подотрасли; 7) подотрасль и входящие в нее крупные финансово-правовые институты соответствуют институтам финансовой системы страны; 8) подотрасль имеет собственный процессуально-организационный механизм.
Особенная часть финансового права с точки зрения структурного построения представляется следующей: 1) эмиссионно-денежное право (включая валютное, публичное банковское и публичное фондовое право); 2) бюджетное право (включая государственный кредит); 3) налоговое право (включая обязательное страхование, таможенные сборы и пошлины и другие обязательные платежи); 4) международное финансовое право.
В настоящее время принципиальную значимость приобретает гармонизированное построение Общей части и Особенной части финансового права, обеспечивающее его единство, определенность и интеллигибельность (понятность) по содержанию. Безусловность единства современного российского финансового права является его фундаментальной ценностью, обеспечивающей стабильность и эффективность финансово-правового регулирования. Единство финансового права может быть достигнуто путем издания основополагающего законодательного акта.
Настоятельной необходимостью современного периода является разработка и принятие законодателем Федерального закона «Основы финансового законодательства Российской Федерации», архитектоника и предложения по содержанию которого изложены в диссертации.
Единство и целостность финансового права подтверждаются наличием объективных обстоятельств, в частности: большой группы экономических отношений (финансовых и имущественно-вертикальных), регулируемых известной совокупностью норм; общих положений (включая принципы), категориального аппарата, финансово-правовых конструкций. В числе последних особое значение должно иметь «финансовое обязательство» как персонифицированная правовая связь, возникающая между государством, с одной стороны, и, с другой стороны, гражданином, организацией (юридическим лицом, публично-правовым образованием) по поводу определения, предоставления и надлежащего использования государственных финансов на цели, связанные с реализацией конкретных внутренних и (или) внешних функций государства в определенный временной период и в установленном порядке, а также встречное удовлетворение от обязанного лица, в распоряжение которого поступили государственные финансы.
6. Природа финансовых правоотношений предполагает установленную определенность в реализации прав и обязанностей их участников. Отсюда следует, что осуществление лицом властно-имущественных полномочий должно происходить на основе корреспондирующих прав и обязанностей другого участника в предусмотренные сроки и порядке. Иное будет означать злоупотребление должностным лицом полномочиями путем создания невозможности реализации субъективного права заинтересованным лицам либо путем неправомерного неисполнения предписаний финансово-правовой нормы.
Правоприменению известны ситуации, когда рассматриваются судебные споры, возникающие на основе версификаций и предположений, которые влекут значительные (временные, финансовые, профессиональные и другие) затраты и усилия. Подобные дела сами по себе отрицательно влияют на эффективность применения финансового права и деятельность финансовой системы государства. Во-первых, «бросово» используются государственные (и частные) финансы. Во-вторых, игнорирование финансово-правового предписания, а также присутствие неопределенности в финансовом праве недопустимы, поскольку: а) подвергается «эрозии» один из фундаментальных признаков нормы финансового права - ее обязательность (безусловное веление) для неограниченного круга лиц; б) возникает возможность применения либо изменения нормы финансового права по «усмотрению стороны», что не соответствует сущности и природе финансового права.
В диссертации отмечено, что либерализация финансово-правового регулирования валютных отношений путем уменьшения количества запретов и расширения диапазона действия регулятивных (управомочивающих, обязывающих) норм привела к повышению эффективности финансово-правового регулирования, но не изменила публично-правовой природы валютных отношений, равно как и содержания элементов структуры (внутренней формы) валютного права.
7. Основу единства финансового права как фундаментальной ценности составляют финансово-правовые нормы, являющиеся объективными реальностями, отражающими существующие жизненные обстоятельства. Созданию нормы финансового права предшествует, наряду с государственной волей и иными факторами, связанными с нормотворчеством, установление сущего, а также особенностей нормы, рассчитанной на действие в сфере финансов. Допустимо использование нормой финансового права при определенных условиях дерогации (приостановления действия нормы или группы норм финансового права, а также норм иных отраслей права). Полагаем целесообразным и необходимым осуществление специального исследования и последующего урегулирования дерогации в качестве элемента (института) Общей части российского финансового права.
Финансово-правовая норма не существует сама по себе и после создания «ищет» свое место в финансово-правовом пространстве. Очевидной эффективностью норма финансового права будет обладать в случае ее понимания и признания большинством субъектов финансового права. Важное значение для эффективного правоприменения имеет надлежащая правовая деятельность прежде всего обязанных лиц, обеспечивающих «технологичность» исполнения финансово-правовых предписаний.
Местом постоянного пребывания нормы финансового права является финансово-правовой институт (субинститут). Именно этот элемент структуры финансового права выполняет важнейшую регулятивную нагрузку, направленную на получение финансово-правового результата. Автор считает, что финансово-правовой институт (субинститут) как совокупность однородных, близких по содержанию норм должен состоять главным образом из предписаний финансовых законов, предусматривающих такую степень определенности, которая минимизирует принятие нормативных правовых актов органами исполнительной власти либо совершенно четко определяет архитектонику и содержание этих актов.
8. Особую значимость в процессе строительства финансово-правовых норм, институтов, подотраслей, наряду с известными условиями нормотворчества, имеет стадия разработки финансово-правовой нормы и определения архитектоники финансового правового акта. Именно на этой стадии в значительной мере формируется качество создаваемых норм финансового права, проверяемых правопониманием и правоприменением. Представляется необходимым постепенный перевод регулирования финансовых отношений прежде всего на уровень предписаний финансовых законов (75-80 %), меньшую их часть (10- 15 %) будут опосредовать акты Президента РФ, Правительства РФ и Банка России. Оставшаяся часть в порядке и в случаях, предусмотренных вышестоящими актами, может регламентироваться актами иных органов исполнительной власти. Введение предложенного соотношения предупредит возможную трансформацию веления и смысла нормы финансового закона при соответствующих «переделах».
9. Автором выдвинуто положение о том, что Особенная часть финансового права состоит из трех взаимосвязанных, но обладающих определенной автономностью подотраслей: 1) эмиссионно-денежного, 2) бюджетного и 3) налогового права. Если бюджетное и налоговое право имеют безусловное финансово-правовое содержание, то в отношении эмиссионно-денежного права подобная определенность отсутствует. В этой сфере финансовых отношений наряду с финансово-правовыми предписаниями действуют нормы других отраслей российского права (гражданского, административного, трудового и др.). Данный вывод находит подтверждение при рассмотрении обращения российской валюты (объекты гражданских прав, заработная плата и др.); валютных отношений (экспортно-импортных сделок между резидентами и нерезидентами); банковской деятельности (договора банковского счета); фондовых отношений (купля-продажа ценных бумаг, регулируемая гражданским правом).
Вместе с тем очевидным является то обстоятельство, что в регулировании эмиссионно-денежных отношений ведущая (определяющая) роль принадлежит финансовому праву, поскольку большинство участков рассматриваемых отношений напрямую связано с исключительным ведением государства (монополия изготовления и эмиссии денежных знаков и монеты и др.), обеспечением национальной безопасности и надлежащим функционированием финансовой системы страны, включая финансы и государственные финансы России. Если регулирование упомянутых финансовых отношений осуществляется из одного и единого центра - государства, а возникающие правоотношения обусловлены «властным приказом» и не предполагают «усмотрения сторон», отношения между их субъектами носят характер субординации, то эти правоотношения являются финансовыми (эмиссионно-денежными).
10. Современное финансово-правовое регулирование предоставляет федеральным органам исполнительной власти (министерствам, федеральным службам, федеральным агентствам) полномочия по разработке и утверждению финансово-процессуальных документов. Если ранее полномочиями по утверждению разработанных Федеральной налоговой службой РФ (ФНС) форм деклараций, расчетов, решений, требований, уведомлений и других документов обладало Министерство финансов РФ (Минфин), то в настоящее время они переданы самой ФНС. Очевидно, что при разработке и утверждении финансово-процессуальных документов ФНС реализует в них свое понимание смысла и содержания законов. Судебной практике известны ситуации обоснованного удовлетворения требований о признании (полностью либо частично) недействующими (незаконными, неправомерными) финансово-процессуальных документов, принятых ФНС. Однако судебная практика не решает и не решит эту проблему в принципиальном порядке. ФНС до вынесения судебного акта оперативно может отменить финансово-процессуальный документ, внести в него изменения и дополнения либо создать новый финансово-процессуальный документ и таким образом ликвидировать предмет спора.
Полагаем необходимым установить переходный период (postnume- rando), в течение которого изъять из компетенции федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, служб, агентств) правомочия по изданию (утверждению) финансово-процессуальных документов с передачей их на рассмотрение и утверждение Правительства РФ (на 3-4 года), в целях последующего установления порядка утверждения финансово-процессуальных актов только финансовыми законами.
11. Автор считает целесообразным ввести надлежащее финансово-правовое обеспечение «технологичности» исполнения федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы РФ. Технология исполнения бюджетов, в частности, предполагает: а) установление механизма равномерного (ритмичного) исполнения утвержденных бюджетных обязательств по субъектам и объектам; б) разработку и принятие нормативных правовых актов, разрешающих задачу ежегодного принятия Правительством страны и федеральными органами исполнительной власти правовых актов по аналогичным (повторяющимся из года в год) вопросам исполнения федерального бюджета и федерального закона о нем; в) введение бюджетного «правила» (принципа), согласно которому неисполнение федеральным органом исполнительной власти правомочий является одновременно неосуществлением этим органом своих обязанностей; неисполнение полностью или частично либо уклонение от кассового исполнения расходных обязательств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, со стороны главных распорядителей или распорядителей средств федерального бюджета, влечет ответственность, установленную действующим законодательством в отношении компетентных органов и их должностных лиц; г) детальное урегулирование бюджетных отношений «в местах» принятия индивидуальных финансово-правовых актов об использовании бюджетных средств на текущие или инвестиционные цели, а также в иных местах значительной концентрации государственных финансов, которое исключит коррупциогенность, субъективный произвол, злоупотребление, ошибку либо иное неправомерное посягательство на государственную собственность; д) более предметную разработку принципа прозрачности, устанавливающего обязанности лиц, передающих государственные финансы, а также лиц, в чье распоряжение поступили государственные финансы, по обязательному персональному письменному публичному подтверждению передачи (перечисления) средств, а также о факте их поступления адресату по установленным формам.
12. В работе исследована структура финансового права, которая представляет собой внутреннее строение единой и самостоятельной отрасли российского права (системы финансового права), включающее последовательно расположенные и взаимодействующие основные элементы системы: финансово-правовые нормы (и их элементы); группировки норм, субинституты, институты; подотрасли; отрасль, объединенные единым целеполаганием и предметом регулирования, связанные со сферой финансов.
Структура финансового права сама по себе позволяет осуществить надлежащий анализ финансово-правовых норм, а также определить природу конкретных правоотношений, правильно применять предписания финансовых нормативных правовых актов во взаимосвязи с положениями актов иных отраслей российского права. Структура (внутренняя форма) финансового права обеспечивает его определенность и является константой и доминантой, способствующей систематизации финансового законодательства как важного этапа научного познания объективной финансово-правовой реальности. Структура финансового права является инструментом адекватного понимания действующего финансово-правового массива, в том числе способом повышения эффективности его регулирования.
Импликация структуры финансового права и системы финансового законодательства обеспечивается наличием внутренней и внешней форм финансового права, соотносящимися как «содержание» и «форма» и позволяющими разрешать конкретные финансово-правовые ситуации в персонифицированном виде или в парной правовой связи (правоотношении), т. е. на микроуровне, либо на основе большой общности норм (субинститута, института, подотрасли, отрасли), т. е. на макроуровне. Поэтому структура финансового права, являясь его содержанием, предупреждает нежелательные ситуации, в частности, возникновение безысходности при реализации субъективного права (микроуровень - jus agenda), а также при введении группы норм, не соответствующих установленным закономерностям развития общества и государства (макроуровень - norma agendi).
13. Объемы и содержание прав и обязанностей и правовое положение участников финансового правоотношения характеризуются юридическим неравенством и рядом особенностей, отличающих его от иных правоотношений. Условно (в широком смысле) финансовое обязательство состоит из «доходного» и «расходного». Между ними всегда присутствует временной «разрыв». Первое реализуется в рамках налогового обязательства, в котором у налогоплательщика усматриваются главным образом обязанности, а у государства - безусловное право на получение денежных средств. Второе реализуется в рамках бюджетного обязательства, когда государство является обязанным лицом по расходованию денежных средств, а конечный бюджетополучатель (гражданин, организация и др.) имеет право на получение средств без явных обязанностей либо обязанности наличествуют, но со значительной задержкой во времени.
Юридическая конструкция финансового обязательства («доходного» и «расходного») требует специального исследования в целях создания эффективного механизма, экстраполирующего свое действие за пределы финансово-правового регулирования.
14. Автор формулирует ряд выводов, направленных на совершенствование действующего финансового законодательства. Если инвестиционный налоговый кредит (ИНК) наделить функциями по стимулированию реального сектора экономики, то он может стать одним из рычагов оживления экономики, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности. Рассмотрение института зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога показывает, что обоснованная и активная позиция налогоплательщика может «столкнуться» с тем, что налоговый орган не выполняет свои обязанности, уклоняется от соблюдения императивных предписаний; преодоление этой ситуации требует от законопослушного налогоплательщика существенных усилий.
Правовое обеспечение налога на имущество физических лиц ни по форме, ни по содержанию не отвечает современным требованиям, не соответствует Конституции РФ. Действующий алгоритм формирования содержания и исполнения этого налога обладает высокой степенью неопределенности, не имеет сдерживающих факторов неосновательного увеличения налоговой базы и полностью зави- сит от усмотрения региональной исполнительной власти. Автор делает вывод о том, что введение новелл по данному налогу должно предусматривать, наряду с установлением правомочий, распределение функций между представительной и исполнительной ветвями власти. Последней необходимо предоставить правомочия по формированию сведений для начисления налога и предложений по его взиманию, а представительная власть должна рассматривать и утверждать либо отклонять внесенные предложения.
Новый финансово-правовой институт, опосредующий процедуру повышения капитализации банков, основан на четко структурированной, взаимосвязанно действующей совокупности нормативных правовых актов, с широким использованием одной из особенностей финансового права - дерогации. Данный институт построен с учетом структуры финансового права в том значении, в каком внутренняя форма рассматривается в настоящей работе, имея в виду эффективность финансового права.
15. Атрибутивными в деле формирования финансового законодательства являются следование «своему» способу (типу) регулирования и обеспечение внутриотраслевой (внутренней) и межотраслевой (внешней) согласованности норм, юридических конструкций, разработка, последующее введение в действие которых предполагает обязательность учета структуры (внутренней формы) финансового права. Любой иной подход (вкупе с отсутствием надлежащей исторической, лингвистической, психологической, финансово-экономической, организационно-технической и иной проработки вопроса) приводит к неопределенности или невозможности должного применения создаваемого финансово-правового инструментария. Полагаем, что неопределенность в финансовом праве является недопустимой, поскольку природа финансово-правовых норм не предполагает их изменения по «усмотрению сторон» либо преодоления неопределенности путем «скрытого» толкования лицами, которым закон не предоставлял и не имеет оснований предоставлять права официального толкования норм финансового закона.
Автору представляется невозможным диспозитивное регулирование финансовых отношений. Нормы финансового права порождают публичные правоотношения в сфере финансов. Они не дозволяют субъектам устанавливать «правила по своему усмотрению» и выполнять наряду с государством функции регулятора, как это происходит в гражданском праве.
Дистинкция (разграничение, различие), являясь внешним фактором, обеспечивает «охранную функцию» статусности финансово-правового пространства. Значение дистинкции заключается в том, что: а) вовне (внешнее значение) она позволяет с опорой на предмет отграничить финансовое право от других отраслей российского права, и б) внутри отрасли (внутреннее значение) она позволяет определить пределы финансово-правового массива. Отсюда следует, что дистинкция наряду с другими факторами способствует идентификации финансового права как единого и самостоятельного публично-правового образования путем «очерчивания» его границ.
16. Представляется целесообразным разработать и утвердить на уровне федерального закона «Основы финансового законодательства Российской Федерации» формулу, разрешающую ситуацию, когда Президент и (или) Правительство страны не привели свои нормативные правовые акты в соответствие с положениями принятого финансового закона либо не приняли соответствующие правовые акты в установленный срок и возникла невозможность применения введенного в действие финансового закона. Вместе с тем очевидно, что для правоприменителей в финансовых правоотношениях недопустимо «усмотрение сторон», и суд не имеет возможности принимать судебное решение без соответствующей правовой основы.
17. Глобальный финансово-экономический кризис (2008-2013 гг.) показал, что переход России от автаркии к открытости в мирохозяйственных связях наряду с позитивными достижениями сделал финансовую систему и экономику страны в целом уязвимыми для воздействия мировых катаклизмов. «Приход» кризиса принудил государство в оперативном режиме создавать необходимые федеральные законы и другие нормативные правовые акты, направленные на «подавление» и последующее «преодоление» кризиса. Учитывая, что в настоящее время в этой сфере имеется существенный задел, действует множество специальных финансово-правовых инструментов, полагаем необходимым разработать и создать в рамках Общей части общий институт и в пределах эмиссионно-денежного права - специальный институт, предписания которого должны содержать систему антикризисных мер и применение которого финансовыми властями является обязательным в случае возникновения и прихода в страну финансово-экономического либо иного кризиса.
18. В диссертации выдвинуты предложения по формированию условий для перевода экономики страны на инновационный путь, что предполагает создание согласованного с иными отраслями российского права финансово-правового механизма, технологичность которого вызывала бы безусловное функционирование стимулов, направляющих российских (и иностранных) товаропроизводителей на осуществление в России возобновляемой и поддерживаемой государством инновационной деятельности, обеспечивающей движение и возврат иннокапитала, а также имущественное благополучие граждан и финансово-экономическое могущество Российской Федерации.
19. Исторической практике и современному периоду известны мультилатерность (разнонаправленность) подходов по созданию финансового законодательства, когда деятельность законодателя и результаты исследований науки финансового права имеют несовпадающие векторы развития. Автор считает возможным и целесообразным изменить сложившуюся практику прежде всего путем создания Исследовательского центра финансового права при Президенте России, в числе задач которого одними из главных явились бы подготовка и (или) экспертиза финансовых законопроектов на основе достижений юридической науки и потребностей, вызванных финансовой деятельностью государства, а также разработка и последующее утверждение в установленном порядке Концепции развития финансового законодательства Российской Федерации на текущий период и на длительную перспективу.
Строительство финансового законодательства Российской Федерации должно быть осуществлено на основе пандектной системы, путем подразделения норм финансового права на Общую и Особенную части, что обеспечит их конвергенцию с нормами и институтами других отраслей российского права, способность к необходимой систематизации финансового законодательства и эффективность его применения.
1. Пиликин Г. Г. Основные положения структуры финансового права России: моногр. – Екатеринбург: ИД «УрГЮА», 2010. – 216 с. (12,55 п. л).
2. Пиликин Г. Г., Чернухин А. А. Инвестиционный налоговый кредит в предпринимательской деятельности. – Екатеринбург: Ин-т частного права, 2007. – 104 с. (6,5 п. л.).
3. Финансовый механизм и право: моногр. / колл. авт., под общ. ред. проф. С. В. Запольского М.: Институт государства и права, 2014. – 403 с. (§ 2 гл. 1. С. 20–42. (1,0 п. л.)
Учебники
4. Пиликин Г. Г. Налоговые права и обязанности в связи с гражданскими правоотношениями // Гражданское право: учеб. / под. общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. – М.: ТК Велби; Екатеринбург: Ин-т частного права, 2006. – С. 454–478 (1,5 п. л.).
5. Пиликин Г. Г. Налоговые права и обязанности в связи с гражданскими правоотношениями // Гражданское право: учеб. / под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. 2-е изд. – М.: Проспект; Екатеринбург: Ин-т частного права, 2009. – С. 501–528 (1,2 п. л.).
6. Пиликин Г. Г. Налоговые права и обязанности в связи с гражданскими правоотношениями // Гражданское право: учеб. / под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. 3-е изд. – М.: Проспект; Екатеринбург: Ин-т частного права, 2011. – С. 501–528 (1,2 п. л.).
Статьи, опубликованные в российских рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
7. Пиликин Г. Г. Правовое регулирование института простого товарищества (совместной деятельности) // Правоведение. – 2007. – № 3. – С. 12–16 (0,5 п. л.).
8. Пиликин Г. Г. Особенности налога на имущество физических лиц как института финансового права // Налоги и финансовое право. – 2011. – № 3. – С. 242– 248 (0,5 п. л.).
9. Пиликин Г. Г. Предпосылки взаимодействия структуры финансового права и системы финансового законодательства // Вестн. Пермского ун-та. Юридические науки. – 2011. – Вып. 1. – С. 63–68 (0,4 п. л.).
10. Пиликин Г. Г. Финансово-правовое регулирование отношений, связанных с применением процедуры повышения капитализации банков // Бизнес, Менеджмент, Право. – 2011. – № 1. – С. 123–127 (0,7 п. л.).
11. Пиликин Г. Г. Понимание и соотношение категорий «система финансового права», «структура финансового права», «система финансового законодательства» // Рос. юрид. журн. – 2011. – № 6. – С. 180–189 (0,9 п. л.).
12. Пиликин Г. Г. Финансовое обязательство как институт Общей части финансового права // Налоги и финансовое право. – 2011. – № 7. – С. 149–174 (0,9 п. л.).
13. Пиликин Г. Г. О понимании предмета финансового права России с позиции структуры финансового права // Вестн. Пермского ун-та. Юридические науки. – 2011. – Вып. 3 (13). – С. 45–53 (0,5 п. л.).
14. Пиликин Г. Г. Понятие финансового законодательства и архитектоника его системы в современный период // Бизнес, Менеджмент, Право. – 2011. – № 2. – С. 130–134 (0,5 п. л.).
15. Пиликин Г. Г. Значимость и основания формирования общих положений финансового законодательства с позиции структуры финансового права // Налоги и финансовое право. – 2011. – № 10. – С. 136–142 (0,7 п. л.).
16. Пиликин Г. Г. Взаимодействие формы и содержания финансового нормативного правового акта как основного элемента системы финансового законодательства // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2011. – Вып. 11. – С. 553–561 (0,7 п. л.).
17. Пиликин Г. Г. Финансовое законодательство в системе факторов создания инновационной экономики (юридико-технологический аспект) // Социум и власть. – 2012. – № 2. – С. 67–72. (0,5 п. л.).
18. Пиликин Г. Г. Значение дистинкции в финансовом праве // Налоги и финансовое право. – 2013. – № 3. – С. 191–195 (0,5 п. л.).
19. Пиликин Г. Г. О природе норм финансового права и их правоприменении // Налоги и финансовое право. – 2013. – № 11. – С. 230–234 (0,45 п. л.).
20. Пиликин Г. Г. Валютное право как один из элементов обеспечения деятельности финансового механизма России // Налоги и финансовое право. – 2013. – № 12. – С. 184–189 ( 0,5 п. л.).
21. Пиликин Г. Г. Общая характеристика правового регулирования эмиссионно-денежных отношений в России // Аграрное и земельное право. – 2013. – № 12. – С. 92–97 (0,7 п. л.).
Статьи, опубликованные в иных научных и других изданиях
22. Пиликин Г. Г., Чернухин А. А. Ограничение права собственности на имущество коммерческих организаций в контексте Налогового кодекса Российской Федерации // Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности: сб. науч. труд. / отв. ред., сост. В. С. Белых. – М.: Проспект, 2006. – С. 269–278 (0,8 п. л.).
23. Пиликин Г. Г. Некоторые аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности организаций промышленности в сфере валютно-правовых отношений // Налоги: информационно-аналитическая газета. – 2006. – № 9, 10 (1,4 п. л.).
24. Пиликин Г. Г. Структура финансового права и финансового законодательства // Современная теория финансового права: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – М.: РАП, 2011. – С. 248–250 (0,1 п. л.).
25. Пиликин Г. Г. Правовое регулирование отчетности по выпуску продукции на промышленных предприятиях // Вопросы совершенствования хозяйственного законодательства. Свердловск: СЮИ, 1978. – С. 134–143 (0,8 п. л.).
26. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А. и др. Правовые средства обеспечения своевременного заключения договоров поставки продукции // Бюл. обмена опытом правовой работы. – М.: НИИинформтяжмаш, 1978. – Вып. 12. – 27 с. (1,5 п. л.).
27. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А. и др. Правовые формы согласования номенклатурных планов производства и поставок продукции с органами снабжения и сбыта // Бюл. обмена опытом правовой работы. – М.: НИИинформтяжмаш, 1978. – Вып. 12. – 27 с. (1,5 п. л.).
28. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Казаков А. В., Гудовичева Л. Б. и др. Комментарий к Особым условиям поставки продукции тяжелого, энергетического, транспортного, строительного и дорожного машиностроения и практика их применения в системе Минтяжмаша. – М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1980. – 118 с. (7,25 п. л.).
29. Пиликин Г. Г. Порядок оплаты работ по проектированию машин и оборудования, изготавливаемых по разовым (единичным) заказам // Развитие социальной деятельности Советского государства и права. – Свердловск: СЮИ, 1980. – С. 72–76 (0,3 п. л.).
30. Пиликин Г. Г., Якушев В. С., Хохлов С. А. Сборник нормативных материалов, регулирующих порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организацию личного приема граждан. – М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1980. – 148 с. (6,2 п. л.).
31. Пиликин Г. Г., Якушев В. С., Хохлов С. А. Комментарий к Типовой инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации личного приема граждан в производственных, научно-производственных объединениях, на предприятиях и в организациях системы Министерства тяжелого и транспортного машиностроения. – М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1980. – 172 с. (9,2 п. л.).
32. Пиликин Г. Г. Порядок образования и использования средств единого фонда науки и техники (правовые вопросы) // Вопросы социального и правового регулирования. – Свердловск: СЮИ, 1981. – 128 с. (0,3 п. л.).
33. Пиликин Г. Г., Сафиуллин Д. Н., Хохлов С. А. и др. Обзор состояния договорной работы в объединениях и на предприятиях Министерства тяжелого и транспортного машиностроения. М.: Минтяжмаш, 1981. – 48 с. (2,2 п. л.).
34. Пиликин Г. Г. Плановые основания договоров выполнения проектно-конструкторских работ // Правовые вопросы планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий и производственных объединений. – Свердловск: СЮИ, 1981. – С. 75–84 (0,6 п. л.).
35. Пиликин Г. Г. Правовое регулирование конструирования новой сложной техники // Гражданское право и защита имущественных прав граждан, организаций: материалы Всесоюзного семинара-совещания. – Алма-Ата: КазГУ, 1988 (0,1 п. л.).
36. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Казанцев М. Ф. Заключение и исполнение договоров на создание и внедрение новой техники объединениями, предприятиями и организациями Минтяжмаша // Информация по обмену опытом правовой работы: бюл. – М.: Минтяжмаш, 1987. – Вып. 35. – 60 с. (3,75 п. л.).
37. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Белых В. С., Казанцев М. Ф. Обзор практики объединений, предприятий и организаций Минтяжмаша по применению правовых средств в обеспечении качества выпускаемой продукции // Информация по обмену опытом правовой работы: бюл. – М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1988. – Вып. 38. – 116 с. (5,75 п. л.).
38. Пиликин Г. Г. О Станиславе Антоновиче Хохлове (уральский период жизни) // Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности: сб. науч. тр. / отв. ред. В. С. Белых. М.: Проспект, 2006. – С. 17–26 (0,9 п. л.).
39. Пиликин Г. Г., Козловский А. М., Чернухин А. А. и др. Правовое регулирование деятельности Северо-Восточного акционерного коммерческого банка: сб. правовых документов. Магадан: АО «ЮКФ»; Екатеринбург: СВАК-банк, 1992. 162 с. (8,2 п. л.).
40. Пиликин Г. Г. О дарении акций закрытого акционерного общества третьему лицу // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: сб. ст., посвященный 70-летию С. А. Хохлова / отв. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеев. – М.: Статут, 2011. – С. 262–272 (0,7 п. л.).
41. Пиликин Г. Г. Финансовое обязательство как институт Общей части финансового права // Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов Общей части финансового права: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–26 марта 2011 г.). – М.: РАП, 2012. – С. 132–143 (0,8 п. л.).
42. Пиликин Г. Г. Соотношение традиционных и новых форм преподавания финансового права в юридических вузах // Методология преподавания финансовых и смежных дисциплин в системе высшего юридического образования: материалы междунар. науч.- метод. конф. (2 октября 2012 г.) М.: РАП, 2014. – С. 105–109. (0,3 п. л.).
Учебно-методические работы
43. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Казаков А. В. Правовое регулирование хозяйственных связей по выполнению работ: учеб. пособие. Свердловск: СЮИ, 1983. – 72 с. (4,65 п. л.).
44. Пиликин Г. Г., Якушев В. С., Хохлов С. А. Правовые основы регулирования хозяйственной деятельности: практикум по курсу. – Свердловск: СЮИ, 1980. – 76 с. (4,75 п. л.).
45. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Кофман В. И. и др. Правовое регулирование хозяйственных связей: практикум. – Свердловск: СЮИ, 1981. – 82 с. (5 п. л.).
46. Пиликин Г. Г., Малокотин Л. С., Сафиуллин Д. Н. Сборник задач по финансовому праву. – Свердловск: СЮИ, 1986. – 78 с. (4,85 п. л.).
47. Пиликин Г. Г., Хохлов С. А., Казанцев М. Ф. и др. Сборник заданий по финансовому праву. Свердловск: СЮИ, 1989. – С. 12 с. (0,4 п. л.).
48. Пиликин Г. Г. Валютное право: учеб.-метод. комплекс. – Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2013. – 20 с. (1,16 п. л.).