Научная тема: «ИОАНН ЗЛАТОУСТ В ВИЗАНТИЙСКОЙ АГИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (V—X ВВ.)»
Специальность: 10.01.03
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Начало агиографической традиции Иоанна Златоуста было положено сочинениями, относящимися к периоду поздней античности («Диалогом с Феодором, римским диаконом о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» Палладия Еленопольского и «Надгробным словом» Псевдо-Мартирия Антиохийского), являющимися как произведениями агиографии, так и сочинениями историческими, заключающими в себе исторический образ Иоанна Златоуста.
  2. «Житие» Псевдо-Георгия Александрийского (вторая половина VII - начало VIII века) представляет собой следующую веху развития агиографии Иоанна Златоуста. Как литературное явление «Житие» Псевдо-Георгия представляет собой соединение двух традиций: позднеантичной литературной и народной легендарной. Позднеантичная литературная традиция представлена «Диалогом» Палладия, «Церковной историей» Сократа Схоластика и другими литературными произведениями, послужившими источниками «Жития». Низовая народная традиция выражена через легенды о святом.
  3. «Житие» Псевдо-Георгия демонстрирует, как низовая народная традиция получает доминирующее значение в агиографическом повествовании: народные легенды об Иоанне Златоусте с их яркими образами, изобилием чудесного, дидактизмом и занимательностью затмевают собой повествования, содержащиеся в произведениях, принадлежащих позднеантичной литературной традиции.
  4. Псевдо-Георгий стремился не к созданию достоверного повествования об Иоанне Златоусте, а ставил перед собой литературные задачи, которые решал через использование легендарных повествований. Иоанн Златоуст «Жития» Псевдо-Георгия является литературным героем, который имеет мало сходства с историческим Златоустом ранней агиографии. Литературный образ Иоанна Златоуста сделался достоянием его последующей агиографической традиции.
  5. Особое место в развитии агиографии Иоанна Златоуста занимает «Житие» Никиты Философа, основой которого послужило сочинение Псевдо- Георгия. Если «Житие» Псевдо-Георгия - это сочетание стилистически разрозненных фрагментов, то «Житие» Никиты Философа представляет собой риторическую переработку этого материала, приведение его к стилистическому единству.
  6. Кульминацией развития агиографической традиции Иоанна Златоуста является «Житие» Анонима, в основу которого было положено «Житие» Никиты Философа. В произведении Анонима литературный образ Иоанна Златоуста, благодаря использованию дополнительных источников, доведен до крайней степени идеализации.
  7. Итогом развития агиографической традиции является «Житие» в метафрастовой редакции. Его особенностью является его связь с «Житием» Анонима и косвенно с «Житием» Никиты Философа. Метафрастов редактор создал упрощенную версию «Жития» Анонима, отбросив все то, что, с его точки зрения, перегружало повествование.
Список опубликованных работ
Монография:

1. Балаховская, А.С. Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V–X вв.) / А.С. Балаховская. – М.: «Тезаурус», 2013. – 300 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

2.Балаховская, А.С. Псевдоэпиграфы Иоанна Златоуста как один из источников его агиографии / А.С. Балаховская // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2009. – № 3. – С. 54–62.

3.Балаховская, А.С. Иоанн Златоуст в сочинениях церковных историков Сократа Схоластика и Созомена Саламинского / А.С. Балаховская // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 2. – С. 84–92.

4.Балаховская, А.С. Два византийских жития Иоанна Златоуста. Опыт сравнительного анализа / А.С. Балаховская // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XV: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 20–22 июня 2011 г. – СПб.: Наука, 2011. – С. 22–32.

5.Балаховская, А.С. «Житие св. Иоанна Златоуста» Псевдо-Георгия Александрийского / А.С. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». – 2012. – Вып. 1 (27). – С. 7–21.

6.Балаховская, А.С. Два византийских жития свт. Иоанна Златоуста X в. и их источники / А.С. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». – 2012. – Вып. 2 (28). – С. 26–44.

7.Балаховская, А.С. Христианский энкомий в агиографических произведениях, написанных в честь Иоанна Златоуста / А.С. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 6. – С. 27–31.

8.Балаховская А.С. «Житие св. Иоанна Златоуста» Симеона Метафраста. Источники, стилистические особенности / А.С. Балаховская // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVI: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 18–20 июня 2012 г. – СПб.: Наука, 2012. – С. 42– 52.

9.Балаховская, А.С. Иоанн Златоуст: друзья и враги. Топография противостояния [Электронный ресурс] / А.С. Балаховская // Новые российские гуманитарные исследования: материалы международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения: Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего». ИМЛИ РАН, 25– 27 сентября 2012 г. Тезисы докладов..– 2012. – №7. – Режим доступа: http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php?aid=457&binn_rubrik_pl_art icles=376.

10.Балаховская, А.С. Легенда о винограднике вдовы Феогноста в агиографической традиции Иоанна Златоуста. Pro et contra / А.С. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». – 2013. – Вып. 2 (32). – С. 7–20.

11.Балаховская, А.С. Город и ойкумена в ранней агиографии Иоанна Златоуста / А.С. Балаховская // Вопросы культурологии. – 2013. – № 12.– С. 28–33.

12.Балаховская, А.С. Легенды о святых и формирование жанра биографии (по материалам агиографии Иоанна Златоуста) [Электронный ресурс] / А.С. Балаховская // Вестник Московского государственного областного университета. – 2014. – № 1. – Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/510.

13.Балаховская, А.С. Хронотоп в «Диалоге о житии блаженного Иоанна, епископа константинопольского, Златоуста» Палладия Еленопольского / А.С. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 2 (32), ч. 2. – С. 25–28.

14.Балаховская, А.С. Иоанн Златоуст как литературный герой / А.С. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – №3 (33), ч.2. – С. 28–33.

15.Балаховская, А.С. Легенды о святых и житие как литературное произведение (по материалам агиографии Иоанна Златоуста) / А.С. Балаховская // Известия волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2014. – № 2 (87). – С. 141–144.

16.Балаховская, А.С. Малоизвестное житие Иоанна Златоуста X века / А.С. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34), ч.2. – С. 35–38.

Комментированные переводы текстов

17.Палладий Еленопольский. Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста; [вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской]. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 248 c.

18.Древние жития святителя Иоанна Златоуста: Тексты и комментарии; [перевод, вступительная статья, комментарии А.С. Балаховской]. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. – 527 c.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и периодических изданиях:

19.Иоанн Златоуст в византийской агиографии // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 142–158.

20.Иоанн Златоуст: история и легенда. (По памятникам агиографии) // Слово и мудрость Востока. Литература, фольклор, культура. К 60-летию академика А.Б. Куделина. – М.: Наука, 2006. – С. 162–169.

21.Горчичное зерно христианской литературы. (совместно с М.Р. Ненароковой) // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. – М.: Звезда и Крест, 2011. – С. 4–11.

22.Как работали византийские агиографы. Псевдо-Георгий Александрийский и его эпигоны // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. Вып. I. – М.: Звезда и Крест, 2011. – С. 83–102.

23.Иоанн Златоуст: друзья и враги. Топография противостояния // Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего. По материалам международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения» (25–27 сентября 2012 г.). – ИМЛИ РАН, Москва, 2012. – С. 183–189.

24.Основные черты антиохийской экзегезы // Раннехристианская и византийская экзегетика. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – С. 119–133.

25.Общая характеристика литературной деятельности Иоанна Златоуста и его экзегетические сочинения // Раннехристианская и византийская экзегетика. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – С. 134–150.

26.Иоанн Златоуст о библейском тексте и библейском языке // Раннехристианская и византийская экзегетика. – М.: ИМЛИ РАН, 2008.– С. 151–188.

27.Духовная экзегеза в творениях Иоанна Златоуста // Раннехристианская и византийская экзегетика». – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – С. 189–211.