Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В современный период социально-экономического развития Республики Таджикистан возникла необходимость поиска эффективных механизмов сохранения единого образовательного пространства в стране и соблюдения прав ребенка на качественное образование. Новые подходы к определению содержания стандартов начального образования обусловлены ходом общественного развития и реформированием национальной системы образования.
  2. Государственный стандарт начального образования, имеющий научно-обоснованную концептуально-методологическую основу обеспечивает права детей на получение и продолжение образования на всей территории Республики Таджикистан.
  3. С позиций системного подхода государственный стандарт начального образования является современной формой нормирования содержания начального образования и дает возможность определить его статус в системе непрерывного образования Республики Таджикистан.
  4. Наиболее эффективной технологией разработки, апробации и внедрения государственных стандартов начального образования является следующая:: изучение отечественного и зарубежного опыта стандартизации образования; анализ современного состояния и тенденций развития системы образования; разработка концепции государственных образовательных стандартов; подготовка программы разработки, апробации и введения государственных стандартов начального образования в деятельность школ; разработка календарного плана работы и графика по выполнению программ разработки и введения стандартов; экспертиза и последующая корректировка программы.
  5. Стандартизация содержания общего начального образования, включая его национальные компоненты, способствует процессу гуманизации и демократизации образования и открывает широкие перспективы для педагогов. В условиях стандартизации содержания начального образования деятельность педагога направлена на конструирование вариативных образовательных программ, проектирование индивидуальных образовательных траекторий и приобретает творческий характер.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Сабуров Х.М. Система содержание образования: реалии и перспективы. Худжанд: изд. «Меърож», 2013.–202 с. ISBN 978-99947-855-9-9.

2.Сабуров Х.М. Содержание начального образования: требование общество к целям и задачам. Худжанд: изд. «Меърож», 2014.-

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

3.Сабуров Х.М. Отражение проблем гуманистического воспитания в таджикской классической литературе. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). №5(48). – Душанбе, 2012. -С. 21-23. ISSN 2219-5408.

4.Сабуров Х.М. Система обучения в Республике Таджикистан в период независимости. //Ученые записки Худжандского государственного университета имени Б.Гафурова. Гуманитарные науки. №5(33). -Худжанд, 2012. -С. 163–168. ISSN 2077-4990.

5.Сабуров Х.М. Проблемы толерантности в современном обществе. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. №2(54), - Худжанд, 2013. -С. 274-280. ISSN 2218-256Х.

6.Сабуров Х.М. Развитие, формирование и воспитание личности. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). № 4,(53). - Душанбе, 2013. –С.161-164. ISSN 2219-5408. (в соавторстве).

7.Сабуров Х.М. Нормативно–правовые основы внедрения государственного стандарта образования. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). №6(55). - Душанбе, 2013. -С.176-182. ISSN 2219-5408.

8.Сабуров Х.М. Философско-педагогические проблемы современного стандарта образования. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). №6 (55). - Душанбе, 2013. -С.182-188. ISSN 2219-5408. (в соавторстве).

9.Сабуров Х.М. Культура как основа содержания образования и развитие личности младших школьников. //Таджикистан и современный мир. №4(38). – Душанбе, 2013. - С.123-131. ISSN 2075-9584.

10.Сабуров Х.М. Мотивационные механизмы содержания стандарта начального образования. //Вестник Таджикского технического Университета. №4(24). – Душанбе, 2013. - С.143-149. ISSN 2075-177Х.

11.Сабуров Х.М. Некоторые педагогические аспекты стандарта начального общего образования. //Ученые записки Худжандского государственного университета имени Б.Гафурова. Гуманитарные науки. №4(37). - Худжанд, 2013. -С.228 – 241. ISSN 2077-4990.

12.Сабуров Х.М. Проблема формирования интеллектуальной культуры в стандарте начального общего образования. //Вестник Университета (Российско-Таджикский (славянский)университет). №3(42). - Душанбе, 2013. –С. 234-241. ISSN 2077-8325.

13.Сабуров Х.М. Совпадение интересов общества, государства и личности в содержании начального общего образования Республики Таджикистан. //Вестник Таджикского национального Университета №3/6 (121). - Душанбе: изд. «Сино», 2013. –С. 192-198. ISSN 2074-1847.

14.Сабуров Х.М. Некоторые педагогические особенности организации гуманистического воспитания среди учащихся начальных классов. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). №1(56). часть 1. - Душанбе, 2014. -С.135-141. ISSN 2219-5408.

15.Сабуров Х.М. Интеграция и дифференциация обучения в совершенствовании структуры и содержания начального образования. //Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). №1 (56). часть 2. - Душанбе, 2014. -С.176-183. ISSN 2219-5408.

16.Сабуров Х.М. Социально и духовно - нравственные аспекты государственного стандарта начального образования Республики Таджикистан. //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук.№1(57). -Худжанд, 2014. -С. 343-349 . ISSN 2218-256Х.

17.Сабуров Х.М. Цели и основные задачи стандарта общего начального образования. //Ученые записки Худжандского государственного университета имени Б.Гафурова. Гуманитарные науки. №1(38). - Худжанд, 2014. -С.213 – 221. ISSN 2077-4990.

18.Сабуров Х.М. Психолого-педагогические основы компонентов учебной деятельности и их место в содержании начального образования. //Вестник Таджикского национального Университета №3/1 (128). - Душанбе: изд. «Сино», 2014. – С. 250-257. ISSN 2074-1847.

Учебные, методические пособия, методические рекомендации

19.Сабуров Х.М. Учебное пособие по истории педагогики. Учебное пособие. - Спитамен: изд. им. Р.Джалила, 2002. - 40с.

20.Сабуров Х.М. Педагогическо- психологические основы изучения личности и ученического коллектива начальных классов. Методическое пособие.- Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2002.- 40с. (в соавторстве).

21.Сабуров Х.М. Педагогика. (Общие основы). Учебное пособие. - Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2002. -80с.

22.Сабуров Х.М. Педагогическая практика в школе. Методическое пособие. - Худжанд: изд«Нури маърифат». 2002. – 50с.

23.Сабуров Х.М. Педагогика. (Основы дидактики). Учебное пособие. - Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2003.-70с.

24.Сабуров Х.М. 400 вопросов и ответов по педагогике.Методическое пособие. - Худжанд: изд. «Омор», 2003. - 48с.

25.Сабуров Х.М. Педагогика. (Основа воспитания). Учебное пособие- Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2003. – 72с.

26.Сабуров Х.М. Применение новых учебных технологий в процессе обучение. Методическое пособие.- . Ташкент: изд. «Наргис», 2004. – 32 с.(в соавторстве).

27.Сабуров Х.М.Букварь в загадках. Учебное пособие. - Худжанд: изд. «Омор», 2004. – 40с. (в соавторстве).

28.Сабуров Х.М. Педагогические моменты. Методическое пособие. - Ангрен: изд. Государственного педагогического университета Ташкентской области, 2005.-25с.

29.Сабуров Х.М. Педагогические мысли таджикского народа. Учебное пособие. - Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2006. – 112с.

30.Сабуров Х.М. Методика воспитательной работы. Учебное пособие. - Худжанд: изд. «Нури маърифат», 2006. – 64с.

31.Сабуров Х.М. Считай, разгадай, решай, раскрась. Книжка для детей дошкольного возраста.- Худжанд: изд. «Меъродж», 2011. – 48с.

32.Сабуров Х.М. Школа зрелости. -Худжанд: изд. «Меъродж», 2012. - 164 с.

Статьи и тезисы в журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

33.Сабуров Х.М. Вопросы общественного воспитания. В сб. «Некоторое вопросы обучения и воспитания учащихся младших классов на современном этапе». - Худжанд, 1999.- С.33-41.

34.Сабуров Х.М. Педагогические взгляды А. Джоми о всестороннем воспитании учащихся. // Материалы научно- практической конференции учёных ХГУ посвящённое 1100 – летию государства Саманидов и 90 летию академика Б.Гафурова .-17 декабря 1998.- Худжанд,1998.- С.11-12.

35.Сабуров Х.М. О педагогических взглядах Кайковуса ибн Искендера. //Тезисы докладов научной конференции учёных и молодёжи области посвященной 60 – летию Ленинабадской области.- 10-11 марта 2002. -Худжанд, 2002. – С.64-65.

36.Сабуров Х.М. Нравственные и этические мысли наших предков таджикских классиков. В сб. «Научные достижения молодых учёных» . -Худжанд , 2002.-С.224-232.

37.Сабуров Х.М. Личность учителя и его место в современном обществе. //Материалы международной конференции «Модернизация учебного процесса в высшей школе».- 21мая 2002.- Худжанд,2002. – С.204 – 206. (в соавторстве).

38.Сабуров Х.М. Современное требование к личности учителя. //Материалы международной научно – практической конференции «Совершенствование учебно – позновательной деятельности в средней и высшей школе».- 30-31 октября 2002. - Душанбе, 2002. – С. 58-60.

39.Сабуров Х.М. Некоторые вопросы нравственного воспитания // Худжанд. № 7.-Худжанд, 2003. – С.34 – 42. (в соавторстве).

40.Сабуров Х.М. Роль семьи во всестороннем воспитании детей. //В сб. «Использование наследия классиков в процессе воспитания учащихся» .- Худжанд, 2003. - С. 66 – 69.

41.Сабуров Х.М. Требования к личности учителя //Доклады научно – теоретической и методико-практической ХХХIII- конференции профессорско-преподавательского состава Ташкентского областного государственного педагогического института на тему: «Инновации в педагогическом образовании: проблемы, поиски, решения» .22 – 23 мая 2003. Республика Узбекистан, город Ангрен,2003. - С. 148-150.

42.Сабуров Х.М.Некоторое вопросы обучения, воспитания, этики поведения подрастающего поколения в «Кобуснаме» Кайковуса. //Материалы научно – практической конференции преподавателей, посвящённых «Международному году чистой воды» и 75 – летию педагогического колледжа ХГУ имени Б.Гафурова. 04 апреля 2003.- Худжанд, 2003. - С.162 – 165.

43.Сабуров Х.М. Духовное воспитания младших школьников //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». -Худжанд, 2005.- С. 22 – 25. (в соавторстве).

44.Сабуров Х.М. Вопросы этики и эстетики в творчестве Хусайна Воизи Кошифи. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся».- Худжанд, 2005. - С. 142 – 147.

45.Сабуров Х.М. Некоторое особенности обучения и воспитания в современной школе. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся».- Худжанд, 2005.- С.11-14.

46.Сабуров Х.М. Традиционное и нетрадиционные способы обучения. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2005. - С. 17 – 21.

47.Сабуров Х.М. Этико-эстетическое наследие Амира Хусрава Дехлави. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2005. - С. 159 – 162.

48.Сабуров Х.М. Патриотизм и его роль в воспитании. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2007. - С. 14 – 16.

49.Сабуров Х.М. Отношения учителя с учащимися. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся».- Худжанд, 2007. - С. 11 – 20. (в соавторстве).

50.Сабуров Х.М. Повышения чувства любви к книге у детей. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся».- Худжанд, 2007.- С. 20 – 24.

51.Сабуров Х.М. Педагогические взгляды Саади Шерози. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2009. - С. 54 –61. (в соавторстве).

52.Сабуров Х.М. Состояние школы и педагогические взгляды таджикского народа в IX - XIII веков. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся».- Худжанд, 2011.- С. 12 – 16.

53.Сабуров Х.М. История становления и развития образования в дореволюционном Таджикистане и предпосылки общественного воспитания детей //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2011. С.17 – 27.

54.Сабуров Х.М. Теоретические и законодательные основы общественного воспитания детей младшего школьного возраста. //Материалы международной научно – практической конференции «От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности». -30 – 31марта 2011.-Россия, Самара.2011. - С.15-21.

55.Сабуров Х.М. Формирование готовности к труду у младших школьников в процессе педагогической практики. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2012. - С. 58 – 62. (в соавторстве).

56.Сабуров Х.М. Психолого–педагогические условия формирования профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов. //В сб. «Некоторые пути оптимального обучения и воспитания учащихся». - Худжанд, 2012. - С. 71 – 80.

57.Сабуров Х.М. Роль родителей в воспитании детей. //В сборнике «Субхи саодат». - Худжанд, 2012.- С. 146 – 154.

58.Сабуров Х.М. Проблема толерантности в педагогической науке. //Материалы VIII Международной заочной научно – практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». - 24 декабря 2012 .– Москва, 2012. - С. 55 – 58.

59.Сабуров Х.М. Роль народной педагогики в всестороннем развития личности. //Материалы международной научно – практической конференции «Роль народной педагогики в условиях глобализации».- 25 -26 января 2013.-Душанбе, 2013. - С. 354 – 359.

60.Сабуров Х.М. Использование нравственных идей восточных мыслителей в воспитании подрастающего поколения. // Проблемы образования. № 1.- Душанбе,2013. - С. 47 – 51.

61.Сабуров Х.М. Современные проблемы гуманизация обучения. //Материалы второй международный педагогического форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы». - 07-09 февраля 2013. - Россия, Самара, 2013. - С. 222-226.

62.Сабуров Х.М. Процесс интеграции в педагогической науке. //Материалы международной заочной интернет – конференции «Проблемы и перспективы высшего педагогического образования XXI века». - Россия, Самара, 2013. - С. 78-84.

63.Сабуров Х.М. Основные задачи экологического воспитания. //Материалы пятой международной конференции «Экологические особенности биологического разнообразия».- 13-14 мая 2013. - Худжанд, 2013. - С. 195 – 196.

64.Сабуров Х.М. Процесс интеграции в педагогической науке. В сб. «Научные проблемы образования третьего тысячелетия», выпуск 7, по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научные проблемы образования третьего тысячелетия».- 25 октября 2013.- Россия, Самара,2013. - С.185-194.

65.Сабуров Х.М. Воспитательная значимость учебников начальных классов. //Материалы Республиканской научной практической конференции «Дифференцированное обучение и совершенствование содержания образования».- 04 марта 2014. - Душанбе, 2014. – С. 238-239.

66.Сабуров Х.М. Научно-педагогическое наследие таджикского народа и их отражение в содержание начального образования. // Вестник Академии образования Таджикистана. № 2.- Душанбе,2014. - С. 75-87.

67.Сабуров Х.М. Универсальные учебные действия на этапе начального образования. // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам XXIII междуна¬родной заочной научно-практической конференции. № 2 (23). Часть I.- М., 2014. – С.42-48. ISSN 2309-2742.