Научная тема: «ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАДЖИКИСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 09.00.11
Год: 2014
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социокультурная трансформация таджикистанского общества является объективным и закономерным процессом, поскольку в условиях суверенитета и государственной независимости Республики Таджикистан формируются новые по содержанию идеалы, нормы и ценности. Особенность этого процесса в целом, в Таджикистане в частности, заключается в том, что, с одной стороны, происходит возрождение таджикской национальной духовной культуры, а с другой - как результат перехода к рыночным экономическим отношениям, демократизации общества и процесса глобализации, - социокультурное пространство таджикистанского общества приобретает инновационный элемент. Именно на границе взаимодействия традиционного и инновационного, старого и нового в трансформирующемся таджикистанском обществе возникают социокультурные противоречия, носителями которых выступают большие социальные группы и социальные институты общества. Социально-философский анализ показывает, что противоречия являются естественным результатом трансформации любой системы, поскольку в процессе переходе общества из одного качественного состояния в другое происходит формирование новых ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса (наука, культура, образование, традиции, обычаи). 
  2. Противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества характеризуется как несовпадение, полярность  противоположностей в явлениях культуры и социальных отношениях. Они возникают в процессе развития, прежде всего, культурной сферы или сферы социальных отношений, являясь выражением противоположных или расходящихся тенденций этого развития. 
  3. Определяющими факторами противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества выступают: разрыв с советской социокультурной реальностью, реорганизация политических и экономических структур, проникновение новейших информационных и телекоммуникационных технологий в социокультурную реальность под воздействием глобализации.
  4. Современное трансформирующееся таджикистанское  общество имеет многополярный характер и задает новые форматы социокультурной реальности, которые объективно обуславливают переосмысление теоретико-методологических подходов в их исследовании. Фокусом таких переосмыслений, на наш взгляд, должны стать методологические конструкты, которые синтезировали бы в себе все новое и эффективное в процессе социального познания, в том числе в исследовании проблем и противоречий социокультурной трансформации таджикистанского общества. 
  5. В условиях развернувшегося процесса перехода к рыночной экономике происходит накопление нового социального опыта, формирование нового образа мышления и поведения, новых черт психологического склада людей как отражение социокультурной трансформации. И этот новый опыт, и образ мышления показывают, что частнособственническая психология вовсе не чужда природе человека, а является продуктом особого качества трудовой деятельности - частного предпринимательства и стремления сохранить и приумножить свое богатство. Опыт перехода к рыночным отношениям, в том числе в Таджикистане, показывает, что социоповеденческие факторы играют важную роль в переориентации экономического мышления людей.
  6. Способы реагирования на  социокультурные  угрозы и риски  в современных условиях включают в себя двуединую тенденцию: возрождение национальной духовной культуры и переориентация сознания социума на новые системы ценностей, такие как рыночная экономика, конкуренция, демократия, права человека и т.д.; национальная духовная культура должна рационально генерировать инновационные ценности социокультурной реальности, обогащая тем самым социокультурное пространство таджикского общества.
Список опубликованных работ
1.Диалектика социальных противоречий: особенности познания и разрешения. – Душанбе: Хайём, 1996. – 176 с.

2.Проблемы и противоречия социокультурной трансформации таджикистанского общества. – Душанбе, «Дониш», 2012. 200 с.

3.Социокультурное как категория социальной философии // Вестник Таджикского государственного педагогического университета. – 2011, - № 6, - С.198-201.

4. Инновационное образование как социокультурный феномен // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. –2011. –№ 4. – С.79-84

5. Социокультурные противоречия и их разновидности в условиях поливеторного развития общества // Научное обозрения. Серия 2, Гуманитарные науки, № 1-2, М.: -2012, -С. 79-84.

6.Переходная экономика Таджикистана: человеческое измерение // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (ТГУПБП), (в соавторстве с А. Маджидовым), - 2012, -№ 1 (49), - С 223-233.

7. Философская категория «развитие» как инструмент социального познания // Известия АН РТ. Серия: философия и право. – 2011. № 4, С. 124-130.

8.Современные парадигмы исследования социальных явлений // Вестник Таджикского национального университета. – 2011. – № 7 (71). – С. 260 – 265.

9.Становление интегральных методов познания социокультурных явлений // Вестник Таджикского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 90–.

10.Некоторые новые аспекты социального познания в условиях многовекторного развития науки // Вестник Таджикского национального университета . Серия гуманитарных наук. -2012, -№ 3/5, (96), -С. 100-105.

11. Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития современного Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (ТГУПБП). -2012, -№/1 (40), - С. 223-233.

12.Противоречия экосоциального развития таджикистанского общества // Вестник Таджикского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (45). – С. 79-84. .

13.Социально-философские аспекты инновационного образования в условиях социокультурной трансформации таджикистанского общества. //Вестник Таджикского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (45). – С. 79-84.

14.Социокультурные предпосылки формирования национальной идеи в современном обществе Таджикистана (на тадж. яз.) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (ТГУПБП). -2013, - № 4 (50), -С. 233-239.

15.Становление социокультурного подхода в таджикской социологической науке: проблемы теории // Вестник Таджикского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (53). – С. 40– 46.

16.Политическая социализация женщин и некоторые вопросы построения гражданского общества в Республике Таджикистан (в соавторстве с Джонназаровой Д.) // Вестник Таджикского национального университета. – 2011. – № 7 (71). – С. 260 – 265.

17.Социокультурные противоречия в условиях глобализации общественной жизни // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (ТГУПБП). -2012,, - № 1 (49), - С. 233-239.

18.Социокультурные противоречия миграционных процессов // Материалы третьего международного симпозиума «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: Роль миграции в модернизации и инновационном развитии экономики стран, посылающих и принимающих». Москва, 23 -25 ноября 2011 г., Худжанд, 28-30 ноября 2011 г. – М., 2011. – С. 517–521.

19.Современные методы социального познания: к вопросу о синетезе диалектического и синергетического подходов // Социально-политические науки. Научный журнал Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН РТ, № 1 Душанбе, 2012 –С. 34-40.

20.Человеческий фактор в реализации и внедрении инновационного образования// Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава ИЭК ТГУК. – Худжанд: Хуросон, 2010.

21. Соотношение общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочего класса // Тезисы докладов на научно- практической конференции молодых ученых и специалистов. – Ленинабад, 1990. – С. 74-77.

22. Некоторые особенности познания социальных противоречий в курсе философии // Тезисы научных докладов на научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – Душанбе, 1989. – С.42–45.

23.От компромисса к общественному согласию // Тезисы научных докладов на научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава Баткенского государственного университета, Республика Кыргызстан. – Баткен, 1999. – С 15– 24.

24. Некоторые особенности взаимодействия противоположностей в социальных противоречиях // Актуальные проблемы общественных наук: Тезисы научных докладов на научно-теоретической конференции. – Душанбе, 1993. – С. 24– 32.

25.Социальные противоречия и их роль в развитии общества //Сборник статей профессорско-преподавательского состава Института экономики и торговли ТГУК. – Худжанд, 2009. – С. 129 – 135.

26.Философские аспекты проблемы науки и образования на пороге XXI века // Научные труды преподавателей СФ БатГУ, Республика Кыргызстан. – Баткен, 1999. – С. 32–37.

27.Роль философии в познании глобальных проблем современности // Научные труды преподавателей СФ БатГУ, Республика Кыргызстан. 1999. – Баткен, 1999. – С. 17-25

28.Диалектика традиционного и инновационного в социокультурной трансформации таджикского общества // Бозор ва муаммоњои он. (Рынок и его проблемы.) Сб. науч. статей и докладов профессорско- преподавательского состава ИЭТ ТГУК на научно-практической конференции, посвященной 20-летию независимости РТ. – Худжанд, 2011. –С. 334-340..

29.Независимость – первооснова бытия нации (на тадж. яз.) // Сб. науч. статей и докладов профессорско-преподавательского состава ИЭТ ТГУК на научно-практической конференции, посвященной 20-летию независимости РТ. – Худжанд, 2011. –С. 234- 244.