Все элементы формирования среды обеспечения национальной безопасности взаимосвязаны друг с другом и требуют определенного обеспечения со стороны политической власти для эффективного функционирования механизма формирования среды обеспечения национальной безопасности.
2. Применение диалектического метода познания позволило автору обосновать понятие «политическая борьба», которая в условиях глобализации представляет собой сложное общественно-политическое явление, направленное на продвижение (завоевание) к власти определенной социальной группы (класса) в интересах достижения определенных политических, экономических, военных и других целей. Анализ содержания политической борьбы в условиях глобализации и ее влияния на формирование среды обеспечения национальной безопасности государства с использованием субъектно-ориентированного подхода позволил определить роль политической борьбы как инструмента формирования среды обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации, обеспечивающего удержание политической власти и эффективность функционирования механизма формирования среды обеспечения национальной безопасности.
3. Доказано, что глобализация как объективно сложившееся явление в мировом сообществе оказывает существенное влияние на формирование среды обеспечения национальной безопасности любого государства и непосредственно сказывается на всех основных сферах общественной жизни - политической, экономической, оборонной (военной), государственной и общественной безопасности, социально-психологической (духовной). Это влияние проявляется в существенном ускорении динамики изменения параметров среды обеспечения национальной безопасности.
4. Дана оценка эволюции политической борьбы и ее влияния: в рабовладельческом обществе - на формирование среды обеспечения военного потенциала; в феодальном обществе - на формирование среды обеспечения безопасности государства (военного потенциала государства); в капиталистическом обществе - на формирование среды обеспечения безопасности государства (национальной безопасности государства); в демократическом обществе и в условиях глобализации - на формирование среды обеспечения национальной безопасности государства, что позволило выработать основные требования к созданию механизма формирования среды обеспечения национальной безопасности органами государственной власти и определить причины, цель, субъекты и формы политической борьбы.
5. Раскрыта и доказана роль субъектов политической борьбы в создании социальных, институциональных и функциональных элементов формирования среды обеспечения национальной безопасности государства, которые определяются: количеством независимых организаций и институтов; желанием народа осуществлять контроль за их деятельностью; характером деятельности оппозиции; способностью масс выражать свое неодобрение правителям и отказываться от сотрудничества с ними; степенью влияния оппозиции на политическую власть.
Выявлены основные формы политической борьбы, влияющие на формирование среды обеспечения национальной безопасности государства: парламентская борьба, революционная борьба и партизанское (национально-освободительное) движение. В свою очередь формы политической борьбы представлены ее видами и методами, а также доказано, что в условиях глобализации эти формы наполняются новым содержанием.
Парламентская борьба включает такие виды политической борьбы, как избирательные действия и парламентская деятельность. Избирательные действия осуществляются такими методами политической борьбы, как парламентские и президентские выборы, собрание, референдум, голосование, агитация. Непосредственно парламентская деятельность, влияющая на формирование среды обеспечения национальной безопасности государства, включает такие методы политической борьбы, как обсуждение законопроектов, встреча с избирателями, слушание, принятие законопроектов, лоббизм, импичмент, публичные мероприятия.
Революционная борьба представлена таким видом политической борьбы, как социальная революция. Она возникает в результате постепенного нарастания противоречий, накапливающихся в процессе эволюционного развития, и разрешается различными методами политической борьбы -созданием революционной ситуации, переворотом, заговором, восстанием, мятежом (бунтом, путчем), контрреволюцией, акциями терроризма и экстремизма.
Партизанское (национально-освободительное) движение представлено как немирная (насильственная) форма политической борьбы, которая влияет на формирование среды обеспечения национальной безопасности государства и включает такие виды политической борьбы, как информационно-пропагандистские и вооруженные действия и соответствующие методы. Информационно-пропагандистская деятельность необходима для подготовки населения государства к активному участию в движении путем самостоятельного восприятия его целей и задач. Ее наиболее распространенные методы - это встреча, собрание, распространение листовок, руководство партизанским движением через СМИ и Интернет, акция гражданского неповиновения. Вооруженные действия включают операцию, рейд, диверсию, засаду, налет.
6. На основе анализа форм политической борьбы, угроз национальной безопасности Российской Федерации выявлены тенденции эволюции среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации: стремление к сокращению ядерного оружия из арсенала государств при сохранении равновесия их обычных вооруженных сил; совершенствование информационной безопасности государств; создание международной организации, способной повлиять на разрядку международной напряженности, и в частности на эволюцию среды обеспечения национальной безопасности; развитие демократических начал в создании отдельных элементов в политическом механизме государства, обеспечивающих максимальную мобилизацию ресурсов на нужды национальной безопасности.
В качестве приоритетных направлений формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации в диссертации рекомендуются разработки их в сферах: международных отношений, политики, экономики, обороны (военной), государственной и общественной безопасности, социально-психологической (духовной) и в образовательной. Определение приоритетных направлений % будет способствовать своевременному принятию мер органами государственной власти по формированию среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации.
7. На основе анализа тенденций эволюции среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации приоритетных направлений формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации разработан политический механизм ее формирования, который представляет собой объединенную функциональной направленностью систему упорядоченных действий (мер) органов государственной власти, обеспечивающую эффективность формирования среды обеспечения национальной безопасности. Доказано, что для эффективного функционирования механизма формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации необходимо осуществлять ряд дополнительных научных проработок, а также выработать основные требования, которые должны соблюдаться органами государственной власти при создании механизма формирования среды обеспечения национальной безопасности государства. Кроме того, следует наметить четкие этапы реализации этого механизма в зависимости от складывающейся внешней и внутренней обстановки в России и мире.
1.Борщ А.А. Политическая борьба в современных условиях. М. Можайский полиграфический комбинат, 2011. 192 с.п.л.).
2.Борщ А.А. Национальная безопасность и власть. М. : Можайский полиграфический комбинат, 2012. 376 с. (20,8 п.л.).
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований
3. Борщ А.А. Условия, влияющие на профилактику терроризма в России // Обозреватель-Observer. 2010. № 5. С. 16-26 (0,6 п.л.).
4. Борщ А.А. Факторы, влияющие на профилактику терроризма // Обозреватель-Observer. 2010. № 9. С. 94-104 (0,6 п.л.).
5.Борщ А.А. Формы политической борьбы // Обозреватель-Observer. 2010. № 12. С. 49-59 (0,6 п.л.).
6.Борщ А.А. Партизанское движение - форма политической борьбы // Обозреватель-Observer. 2011. № 1. С. 92-100 (0,5 п.л.).
7.Борщ А.А. Социальные революции - миф или реальность? // Обозреватель-Observer. 2011. № 4. С. 49-59 (0,6 п.л.).
8.Борщ А.А. Парламентаризм: выборы, политическое соперничество и политическая борьба // Обозреватель-Observer. 2011. № 8. С. 46-56 (0,6 п.л.).
9.Борщ А.А. Особенности политической борьбы в России // Обозреватель-Observer. 2011. № 11. С. 45-57 (0,7 п.л.).
10. Борщ А.А. Публичные мероприятия в российском и зарубежном законодательстве // Обозреватель-Observer. 2012. № 1. С. 54-66 (0,7 п.л.).
11. Борщ А. А. Политическая борьба в эпоху глобализации // Государственная служба. 2012. № 4. С. 48-51 (0,1 п.л.).
12.Борщ А.А. Современные векторы в международных отношениях России // Обозреватель-Observer. 2012. № 7. С. 53-59 (0,4 п.л.).
13.Борщ А.А. Правовое регулирование публичных мероприятий // Власть. 2012. № 8. С. 150-154 (0,3 п.л.).
14.Борщ А.А. Военные конфликты на Ближнем Востоке - угроза национальной безопасности // Обозреватель-Observer. 2013. № 3. С. 74-81 (0,4 п.л.).
15. Борщ А.А. Национальная безопасность и среда ее обеспечения // Обозреватель-Observer. 2013. № 10. С. 16-23 (0,4 п.л.).
16.Борщ А.А. Тенденции эволюции среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление / (Ростов-на-Дону). 2013. № 11 (42). С. 106-113 (0,4 п.л.).
17.Борщ А.А. Среда обеспечения национальной безопасности государства // Динамика сложных систем - ХХI век. 2013. № 5. С. 15-19 (0,2 п.л.).
18.Борщ А.А. Приоритетные направления формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 327-332 (0,3 п.л.)r
19.Борщ А А. Среда обеспечения национальной безопасности государства и политическая борьба в условиях глобализации // Право и безопасность. 2013. № 3-4 (45). С. 63-67 (0,2 п.л.).
III. Научные статьи, опубликованные в других научных изданиях
20. Борщ А.А. Партизанское движение как форма политической борьбы // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2010. Вып. 3 (12). С. 35-48 (0,7 п.л.).
21. Борщ А.А. Принципы политической борьбы и борьба за власть в современных условиях // Современные гуманитарные исследования. 2010. № 6. С. 280-286 (0,3 п.л.).
22.Борщ А.А. Принципы политической борьбы и современность // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2011. Вып. 4 (13). С. 35-47 (0,7 п.л.).
23.Борщ А.А. Парламентская борьба и современность // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2011. Вып. 5(14). С. 5-27 (1,3 п.л.).
24.Борщ А.А. Политическая жизнь и политическая борьба сегодня // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2011. Вып. 6 (14). С. 26-39 (0,7 п.л.).
25.Борщ А.А. Борьба за власть в рабовладельческом государстве // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 1. С. 172-177 (0,3 п.л.).
26.Борщ А.А. Политическая борьба в феодальном обществе // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 2. С. 234-238 (0,2 п.л.).
27.Борщ А.А. Партизанское движение - признанное средство защиты национальной независимости и демократии // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 2. С. 239-242 (0,2 п.л.).
28.Борщ А.А. Опыт войны - достояние практики // Вестник границы России. 2011. № 3. С. 72 (0,1кп.л.).
29.Борщ А.А. Угрозы национальной безопасности в пограничной сфере // Вестник границы России. 2011. № 4. С. 35-39 (0,2 п.л.).
30.Борщ А.А. Политическая борьба и общественная безопасность в условиях глобализации // Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в кризисных ситуациях : матер. XIV межд. науч.-практ. конф. (Москва, 30 ноября 2012 г.) / Академия управления МВД России. М., 2012. С. 59-62 (0,2 п.л.).
31. Борщ А.А. Политическая борьба за власть: старые формы, новое содержание // Национальная безопасность России: глобальное и региональное изменения : сб. науч. статей / под общ. ред. СВ. Смульского, А.В. Шевченко, А.М. Красовского (Калининград). 2012. № 1. С. 20-28 (0,5 п.л.).
32. Борщ А.А. Возможны ли войны в глобальном мире? // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2013. Вып. 7 (16). С. 13-26 (0,7 п.л.).
33. Борщ А.А. Проблемы правового обеспечения и правового регулирования антитеррористической и противодиверсионной защиты объектов топливно-энергетического комплекса // Сборник материалов АТЦ СНГ. М., 2012. С. 176-182 (0,3 п.л.).
34.Борщ А.А. Борьба с коррупцией в процессе политической борьбы // Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в кризисных ситуациях : матер. XIV межд. науч.-практ. конф. (Москва, 30 ноября 2012 г.) / Академия управления МВД России. М., 2013. С. 34-38 (0,2 п.л.).
35.Борщ А.А. Теоретическое и практическое значение модели политической борьбы // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения : сб. науч. ст. / под общ. ред. СВ. Смульского. М. : МАКС Пресс, 2013. Вып. 8 (17). С. 18-30 (0,7 п.л.).
36.Борщ А.А. Интересы России на Ближнем Востоке // Ситуационные анализы : Формирование режимов в отношении новых вызовов и угроз / МГИМО-Университет. М., 2013. Вып. 1С. 247-59 (0,7 п.л.).
37.Борщ А.А. Механизм формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства : матер. XV межд. науч.-практ. конф. (Москва, 21 ноября 2013 г.) / Академия управления МВД России. М., 2013. С. 53-55 (0,1 п.л.).
38.Борщ А.А. Политическая борьба в современном мире // Сравнительная политика. 2013. № 3 (13). С. 70-73 (0,2 п.л.).